Сущность управленческого решения и порядок его принятия в таможенных органах. Методы принятия решений в управлении деятельностью таможенных органов

Этапы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в таможенных органах.

Управленческое решение пред­ставляет собой выбор альтернативы, осуществленный руко­водителем в рамках его должностных полномочий и направ­ленный на достижение целей организации.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения и реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения прово­дится экономический анализ ситуации, направленный на выявление, формулирование и идентификацию проблем, тре­бующих решения.

На стадии принятия осуществляется разработка возмож­ных альтернатив решения, определяются критерии выбора и производится выбор наиболее оптимального варианта, кото­рый затем согласовывается с вышестоящими руководителя­ми или с компетентными специалистами.

На стадии реализации решения осуществляется конт­роль за ходом его исполнения, вносятся необходимые кор­рективы и дается оценка полученного результата.

Процедура подготовки, принятия и реализации управлен­ческих решений представляет собой непрерывный замкну­тый цикл, состоящий из восьми этапов:

1.Ф ормирование целей .

На данном этапе определяются цели решения базовых проблем.

2. Выявление полного перечня альтернатив на основе полученной информации.

На данном этапе определяется как можно более полная совокупность вариантов достижения поставленных целей на основе получения, переработки и изучения информации о состоянии проблемы.

3. Оценка альтернатив со стороны специалистов .

На основе данных, полученных в результате изучения информации, производится выбор наилучшего способа достижения целей. Таким образом, совместное использование интуиции, опыта работы руководителя и методов анализа, которыми владеют специалисты, дает возможность наиболее полно учесть все аспекты решаемой проблемы. Конечным результатом работ данного этапа является суждения специалистов о предпочтительности вариантов принимаемого решения.

4. Предварительный выбор лучшей альтернативы .

На этом этапе проводится уже детальный анализ допустимых альтернатив с учетом затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. На этом этапе результаты анализа представляются лицу, принимающему решение по данной проблеме.

5.Определение критериев эффективности и возможных последствий выполнения решения .

На данном этапе определяются основные критерии, по которым можно будет давать оценку выполнения принятого управленческого решения. На этом же этапе необходимо предусмотреть возможные негативные последствия выполненного решения.

6. Оценка затрат на реализацию решения .

Здесь имеется в виду материально-техничное и финансовое обеспечение выполнения решения. В данном случае материально-техническое и финансовое обеспечение предполагает снабжение исполнителей всеми необходимыми средствами для нормальной деятельности исполнителей.

7.Выбор единственного решения .

С учетом результатов проведения всех предыдущих этапов, любой другой дополнительной информации руководитель принимает окончательное решение. Однако это не означает, что принято наилучшее решение. Тем не менее, оно является конечным результатом работ на данном этапе.

8.Доведение принятого решения до исполнителей .

9.Выполнение решений подчиненными.

10. Контроль и оценка результатов.

Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Так же именно система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились в организации при осуществлении ее деятельности.

В системе таможенных органов, как и в любой системе управления, разрабатывается и принимается огромное количество решений, касающихся как работы в сфере государственного регулирования ВЭД в целом, так и по самым различным вопросам, возникающим в таможенной сфере. Собственно, весь процесс управления состоит из непрерывной цепи решений. Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Решения принимаются по вопросам управленческой (административной) деятельности, оперативно – розыскной деятельности, а также по вопросам дознания и следствия. При осуществлении дознания и следствия таможенные органы принимают юридические решения (акты) уголовно-процессуального характера, порядок их принятия регламентируется уголовно-процессуальным законодательством.

Большинство принимаемых таможенными органами решений относится к сфере административной деятельности таможенных органов. Они направлены на разрешение вопросов, возникающих в процессе управления внутри системы таможенных органов и в ходе осуществлении основных функций, возложенных на таможенные органы.

Управленческое решение представляет собой программу действий в форме предписания (директивы), содержащего постановку целей по трудовым и материальным ресурсам, а также пути и средства достижения этих целей и формы организующей деятельности субъектов и объектов управления при реализации решений.

Управленческое решение – это, прежде всего, мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач.

Управленческое решение в таможенных органах – это решение, принимаемое в одностороннем порядке в соответствие с установленной процедурой компетентными таможенными органами и сотрудниками, направленное на разрешение вопросов и ситуаций, возникающих в сфере управления внешнеэкономической деятельностью и в сфере таможенных органов.

Основаниями принятия решений являются:

Указания вышестоящих органов;

Сбои (неполадки) в управляемой системе;

Истечение срока действия предыдущего решения;

Необходимость корректировки ранее принятого решения;

Новое состояние управляемого объекта;

Изменение жизненной ситуации и др.

Управленческие решения принято классифицировать по следующим признакам.

Признаки управленческого решения :

1. Управленческое решение носит субъективный характер. Однако качество решения предопределяется, прежде всего, тем, в какой мере оно учитывает объективно существующие закономерности и связи в обществе. Знание закономерностей общественного развития, среды функционирования и состояния управляющей и управляемой систем, учет особенностей конкретной ситуации позволяют подходить к выработке решений с научных позиций.



2. Управленческое решение обладает директивным, властным характером и является обязательным для тех, кому адресовано. Исполнение решения гарантируется, а необходимость обеспечивается мерами принуждения. При этом субъект управления, принявший решение, может вести разъяснительную и организационную работу со своими подчиненными по исполнению решения.

3. Управленческие решения принимается в результате согласования воли субъекта управления с волей другого участника управленческого отношения, либо в результате волеизъявления одного субъекта управления. Однако в том и другом случае решение принимается в одностороннем порядке. Оно исходит от компетентного органа, должностного лица-субъекта управления.

Причем в таком же порядке принимаются и те решения, которые являются результатом совместных действий (на основе сотрудничества) нескольких, не связанных отношениями подчиненности, органов – субъектов управления. В последнем случае оно влечет возникновение, изменение или прекращение управленческих отношений (например, решения об освобождении лица от должности).

Следовательно, решение может регулировать как абстрактные, так и конкретные общественные отношения в социальном управлении. И в этом смысле управленческое решение является решением-регулятором.

4. Субъект управления обязан избрать оптимальный вариант решения. Тогда процесс принятия и само решение носят творческий характер. Субъект управления решает вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, социально-культурным строительством, экономической безопасностью страны и т.п. Эта деятельность затрагивает прямо или косвенно интересы большего круга лиц.

5. Управленческие решения принимаются субъектами управления (органами государства, общественными объединениями и их органами, должностными лицами) в пределах своей компетенции. Так, в таможенных органах субъектами подготовки и принятия решений являются руководитель ФТС и его заместители, начальники РТУ и их заместители, начальники таможен и таможенных постов и т.д.

Субъектами принятия текущих оперативных решений являются практически все работники таможенных органов. В процессе своей деятельности им постоянно приходится иметь дело с возникающими в сфере таможенных правоотношений задачами и проблемами, в том числе и конфликтными ситуациями. Компетенция таможенных органов и их сотрудников по принятию решений определяется соответствующими положениями о таможенных органах, должностями инструкциями и другими актами.

6. Управленческое решение принимается в установленном порядке. Процедура принятия решений регламентируется соответствующими нормативными актами.

Виды управленческих решений

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим являются условия, в которых принимается решение. Обычно решение принимается в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений; условия неопределенности – нестандартных решений.

Управленческие решения могут быть классифицированы по ряду критериев:

По уровню управления;

По кругу разрешаемых вопросов;

По юридическим свойствам;

По сроку действия;

По наименованию;

По форме выражения;

По целенаправленности и др.

Классификация решений по уровню управления позволяет определить их масштабность, степень обобщения и абстрагирования от частных вопросов, глубину влияния на сферу управления.

Решения в таможенных органах принимаются на уровне ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. В соответствии с этим управленческие решения подразделяются на действующие в масштабе всей системы таможенных органов, в масштабе системы таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Первостепенное значение для стратегической направленности таможенных органов имеют управленческие решения министерства экономического развития и торговли и ФТС России, которые направлены на эффективное функционирование всей системы таможенных органов в масштабе Российской Федерации.

В зависимости от объема разрешаемых вопросов управления следует различать общие, частные и локальные решения.

Общие (глобальные) решения охватывают всю управляющую или управляемую систему, или обе сразу.

Частные решения относятся к отдельным направлениям деятельности системы таможенных органов.

Локальные решения касаются деятельности отдельных элементов системы – отделов, отдельных работников таможенных органов.

По юридическим свойствам управленческие решения подразделяются на нормативные, общезначимые, индивидуальные и решения смешанного характера.

Нормативные решения - решения, которые содержат в себе нормы права. Эти решения принимаются с целью регулирования однотипных управленческих отношений.

Нормотворческая компетенция таможенных органов неодинакова, ее объем устанавливается в зависимости от места, которое занимает в иерархической системе таможенный орган, и его функций. Так, ФТС России обладает более широкими правами по принятию нормативных решений, нежели таможни и таможенные посты. Принимая нормативные решения, ФТС России определяет компетенцию структурных подразделений управлений ФТС, региональных таможенных управлений и таможен.

Общезначимые решения не содержат норм права. Они разрешают дела и вопросы управления, имеющие общее значение, например, решение об образовании, преобразовании или ликвидации того или иного подразделения в системе таможенных органов.

На основе этого решения принимаются нормативные решения, например, может быть утверждено положение о вновь образованном подразделении, а также принято индивидуальное решение – приказ о назначении лица начальником созданного подразделения.

Индивидуальные решения разрешают конкретный вопрос управления. Они принимаются на основе нормативных решений или решений общего назначения и являются актами применения норм права.

Индивидуальные решения – наиболее распространенный вид решений. Эти решения могут быть регулятивными и правоохранительными. Регулятивные решения регулируют конкретные общественные отношения, устанавливают субъективные права и обязанности участников управленческих отношений.

Например, приказ начальника таможенного органа о выполнении того или иного задания регулирует конкретные управленческие отношения, связанные с выполнением подчиненных ему работников этого задания. Таможенные органы посредством принятия индивидуальных решений оказывают активное воздействие на сам процесс развития общественных отношений в сфере таможенного дела.

Индивидуальные решения таможенных органов нацелены также на охрану урегулированных юридическими нормами таможенных правоотношений, призваны обеспечить их неприкосновенность. Они принимаются в связи с защитой прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Решения смешанного характера содержат в себе как нормы права и разрешения вопросов общего значения, так и разрешение индивидуальных дел. Такие решения принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления общего, частного и индивидуального характера.

По сроку действия управленческие решения делятся на оперативные (текущие), среднесрочные и долгосрочные.

По важности и длительности решения подразделяются на стратегические, оперативные и тактические.

Стратегические решения касаются узловых, генеральных проблем. Они действуют в течение длительного времени, обычно несколько лет, принимаются для разрешения перспективных задач.

Тактические решения связаны с осуществлением текущих (оперативных) задач.

По наименованию управленческие решения таможенных органов подразделяются на приказы, инструкции, указания и другие акты, издаваемые руководителями соответствующих таможенных органов.

По форме выражения управленческие решения подразделяются на словесные решения и конклюдентные.

В теории управления письменное решение рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ. И действительно, во многих случаях решение имеет силу лишь тогда, когда оно соответствующим образом письменно оформлено.

Наряду с письменными решениями (актами) существуют устные решения (приказы, указания, распоряжения, команды и т.п.). Чаще всего они принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления. Устные решения не являются актами «второго сорта». Также как и письменные, устные решения имеют силу. Их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного решения могут повлечь юридическую ответственность.

Конклюдентные действия (от лат. concludo - заключаю, делаю вывод) - действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Совершение конклюдентных действий равноценно заключению договора со всеми вытекающими юридическими последствиями. Управленческое решение может выражаться посредством определенных жестов, сигналов, знаков и других конклюдентных действий.

По целенаправленности (целям использования) управленческие решения таможенных органов можно подразделить на внутренние и внешние решения.

Ранее были рассмотрены в основном внутренние управленческие решения, которые используются для решения организационно-штатных вопросов, налаживания делопроизводства, руководства структурными подразделениями и т.д.

Внешние управленческие решения используются в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы дел, задач и функций.

По характеру реализации управленческие решения направлены на решения директивного и рекомендательного характера.

Приведенная классификация решений не является исчерпывающей.

Управленческие решения можно также дифференцировать:

- по их содержанию (предписывающие, уполномочивающие, запрещающие, разрешающие);

- по характеру инициативы принятия (принимаемые по инициативе таможенного органа, должностного лица, от которого они исходят, и решения, принимаемые по указанию, предложению или просьбе заинтересованных органов, должностных лиц и организаций);

По функциям управления (плановые, а также финансовые, хозяйственные, контрольные и др.).

Приведенная классификация управленческих решений свидетельствует об их разнообразии. Эта классификация охватывает наиболее общие и, вместе с тем, особые признаки решений и позволяет отразить целый комплекс решений, существующих в таможенных органах.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ; MANAGEMENT SOLUTIONS; CUSTOMS BODIES; PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; ALGORITHM OF ADOPTION OF MANAGEMENT DECISION.

Аннотация: В статье проанализированы требования, предъявляемые к принимаемым в таможенных органах управленческим решениям. Сформулированы законы управления таможенными органами, алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах, внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

В рамках процесса принятие управленческих решений играет ключевую роль, поскольку от их точности, правильности, а также своевременности и эффективности зависит дальнейшая результативность функционирования таможенного органа. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели . Управленческое решение является результатом управленческой деятельности и направлено на разрешение вопросов, которые в настоящий момент времени требуют своего выполнения.

Как и любая управленческая деятельность, управление таможенными органами базируется на ряде законов.

Таблица 1

Законы управления таможенными органами

В процессе осуществления своей деятельности таможенные органы опираются на эти законы управления. К примеру, такой закон как централизованное управление говорит о том, что в управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки эти уровни между собой. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Также процесс принятия управленческих решений характеризуется определенным взаимодействием между уровнями управления с целью координации принимаемых решений. Обеспечение вертикальной взаимосвязи между уровнями управления представлено планами, правилами и общим руководством в принятии решений. Горизонтальная связь характеризуется принятием двусторонних решений, целевыми группами и матричным типом взаимодействия.

Рисунок 1. Обеспечение вертикальной и горизонтальной взаимосвязи между уровнями управления

Процесс принятия решений осуществляет линейный руководитель. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководству. Эта взаимосвязь отражает иерархическую структуру таможенных органов. В данной системе иерархия создается в принятии решений по линейным должностям.

Чтобы снизить роль субъективных факторов, обеспечить необходимый уровень качества принятия управленческих решений, в таможенных органах используется алгоритм – последовательность действий, направленных на исполнение задуманного. Именно правильные алгоритмы могут помочь нам сохранить нужный баланс между порядком и хаосом, между тщательной регламентацией и спонтанным выбором.


Рисунок 2. Алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах

Использование алгоритма помогает достигать максимального результата в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах, также эта определенность действий направлена на сокращение времени и издержек.

Для того, чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, руководитель должен соблюдать определенные условия или требования, обязательные к выполнению. Опираясь на них в процессе поиска решения, управляющее лицо сможет принять наиболее правильное решение, тем самым разрешив существующую проблему. Единство целей направлено на обеспечение условий непротиворечивости в системе таможенных органов. С помощью краткости формулировок происходит лучшее усвоение задачи исполнителем. Объективность важна для учета фактического положения и состояния дел.


Рисунок 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым таможенными органами

Помимо требований, предъявляемым к управленческим решениям, на процесс принятия решений также влияют и личные качества руководители. Он должен иметь широкий кругозор, осознавать, что его стиль и методы работы оказывают влияние на процесс выработки и реализации решения, нести ответственность. Гибкий ум и критическое мышление должны направлять руководителя на создание нового видения решения проблемы, а использование харизмы должно вдохновлять подчинённых и вызывать энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

В ходе поиска решения руководитель осуществляет основные функции управляющего :
— отвечает за процесс выработки решения;
— определяет задачи, генерирует инструментарий для решения проблемы;
— осуществляет работу по принятию решения;
— формирует выполнение решения, управляя деятельностью на этапе реализации принятого решения.

Помимо требований, на процесс принятия управленческих решений влияют факторы, которые могут возникать как внутри таможенных органов (внутренние факторы), так и во внешней среде при взаимодействии с участниками ВЭД (внешние факторы). Внутренние и внешние факторы влияния на таможенные органы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в таможенных органах

Внешние факторы

Внутренние факторы

влияние систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание. Председатель Правительства, руководитель ФТС) наличие действенной связи между таможенными органами
физико-географические условия и телекоммуникационные системы укомплектованность таможенных органов высококвалифицированными кадрами, наличие производственных помещений и материально-технической базы
состояние экономики региона деятельности таможенного органа (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды) разработка и внедрение новейших информационных технологий, создание баз данных. Наличие технических средств, обеспечивающих своевременное информационное обеспечение
присутствие эффективных методик оценки эффективности работы подразделений

Объектами воздействия и важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь желаемого состояния.

Таким образом, в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах важно соблюдать предъявляемые требования, так как они напрямую влияют на качество принятого решения и, как следствие, на успешное функционирование системы таможенных органов. Процесс выработки и реализации управленческого решения - это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использовани­ем различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления .

Упорядочение этапов и действий, составляющих процесс принятия решений - весьма насущная проблема и для построения организационных структур управления, и для разработки и применения математических, системных, эвристических методов поиска и выбора решений, и для рационализации информационных потоков в организации, и для решения многих других управленческих проблем. Именно поэтому процесс принятия решений до сих пор является предметом исследований многих. На сегодняшний день проблема изучения и совершенствования процесса принятия решений рассматривается как многодисциплинарная, требующая привлечения всего комплекса научных дисциплин, группирующихся вокруг науки управления.

Список литературы

  1. Гапоненко, Т. В. Управленческие решения – М.: Феникс, 2008. – 288 c.
  2. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие – М.: Издательство Дело и сервис, 2012. – 463 с.
  3. Грибов В. Д. Управленческая деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015. - 335 с.
  4. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. – СПб.: Издательство Интермедия, 2014. – 384с.
  5. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник – М.: Юрайт, 2014. – 572 c.
  6. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений – М.: Дашков и Ко, 2010. – 324 c.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные требования к управленческим решениям и факторы, которые влияют на принятие решений. Методы и модели принятия управленческих решений. Совершенствование информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в таможенных органах.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2017

    Сущность, функции, структура и принципы организации управления в таможенных органах. Современное состояние и пути совершенствования управленческой деятельности. Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Функции и цели деятельности таможенных органов. Перспективы развития таможенных органов Российской Федерации. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ), структура его органов. Характеристика путей решения проблемы коррупции в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Изучение коммуникационного процесса: его элементов и этапов. Организационные внутренние и внешние коммуникации в таможенных органах: виды, особенности, роль и значение. Основные проблемы коммуникаций в таможенных органах и возможные пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2016

    Анализ деятельности таможенных органов РФ. Процедура дознания в таможенных органах, ее организация и управление. Характеристика борьбы таможенных органов с нарушениями таможенных правил и с контрабандой. Методы обеспечения экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Порядок рассмотрения обращений граждан в таможенных органах. Общий и упрощенный порядок административного обжалования решений таможенных органов и должностных лиц. Административное судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде РФ, в арбитражных судах.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2015

Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Управленческое решение- это прежде всего мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу деятельности системы управления. Вот почему именно от качества и своевременности принятия управленческих решений в таможенных органах зависит прежде всего успех и неудача управления ими.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение, Обычно решения принимаются в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, а условия неопределенности- нестандартных решений.

Стандартными являются решения, в которых четко отработана структура самого решения и процедура его принятия. Обычно они ориентированы на изменение отдельных количественных параметров сложившейся ситуации, срок исполнения и расстановку исполнителей, а общая ее структура остается прежней. Подобные решения могут и должны приниматься быстро, без специальной подготовки. Например, увеличился товарооборот на одном из таможенных постов. Начальник таможни принимает стандартное решение- прикомандировать к этому таможенному посту сотрудников из функциональных отделов таможни.

Нестандартные решения, являются творческими. В условиях неопределенности, а значит и риска, нужда в таких решениях сильно возрастает. Это сопряжено с необходимостью постоянно приноравливаться к изменяющейся таможенной обстановке и с маневрированием ресурсами под воздействием как внутренних, так и неконтролируемых внешних факторов.

При подготовке решения прежде всего необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему- это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

Получения решения вышестоящего уровня управления (приказ, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется частное, более конкретное решение на своем уровне;

Поступление от подчиненных сотрудников, а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов, касающихся таможенного дела;

Получения запросов нижестоящих звеньев управления по конкретным проблемам.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям- по срокам решения проблемной ситуации, материальным ресурсам, кадрам и т.д. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения производится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся:

Количество необходимых сил и средств;

Уровень подготовленности исполнителей для решения задач;

Степень материальных затрат;

Лимит времени на решение проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотношение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны учитываться два фактора: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановится на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюции на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др. При наложении письменной резолюции руководитель должен следить за ясностью наложенного распоряжения, четко изложить необходимые действия для своего подчиненного (адресата). Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. на современном этапе совершенствования управления роль организации управления значительно возросла.

Организационное планирование в таможенных органах

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Все общие функции управления в определенной очередности связаны между собой. Нельзя организовывать планирование, не проведя перед этим кропотливый анализ сложившейся ситуации и не спрогнозировав итоги предстоящей деятельности. Также нельзя организовывать определенную деятельность и надеяться на положительные итоги, не спланировав предстоящих мероприятий.

Основной задачей планирования является выработка цели, моделирование будущей деятельности по достижению цели и ее программирование. Все это реализуется выполнением таких управленческих работ как:

Определение цели управления;

Выявление проблемы, мешающей достижению цели;

Выработка и принятие управленческих решений на достижение цели;

Разработка организационного плана реализации принятого решения;

Согласование разработанного плана;

Утверждение плана старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

Стратегическом (ФТС России);

Оперативном (РТУ);

Тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы.

Управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Раздел 1. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО…………………………………………………………3

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………64

Раздел 3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………………86



Поделиться