«современные образовательные технологии в дши. Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно: использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

В последние 10-15 лет происходят незаметные с поверхностной точки зрения, но по сути глубокие революционные изменения в способах получения образования, затрагивающие в т. ч. образование музыкальное. Вездесущие digital technology - электронно-цифровые технологии - привносят свои изменения в традиционные процессы обучения музыкальному искусству. И важная задача системы музыкального образования - использовать их во благо, осваивая на высоком художественном, а не только развлекательном уровне современной культуры.

С одной стороны, эти технологии посредством нового электронно-цифрового инструментария открывают для творчества (в т. ч. композиционно-авторского, аранжировочного и концертно-исполнительского) не существовавшие ранее краски и средства художественной выразительности, а также новые способы музицирования и пути к слушателям. С другой стороны, благодаря множащемуся музыкально-компьютерному программному обеспечению, становятся и повсеместно востребованными техническими средствами обучения (ТСО).

Именно на последнее их предназначение - в связи с возможностью использования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на начальном уровне, в частности, в ДШИ и ДМШ, - обратим здесь более пристальное внимание. И остановимся на двух срезах – общеразвивающего образования любителей музыки и предпрофессионального обучения будущих музыкантов.

В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (кстати, фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.

И тут на помощь могут прийти новые ТСО - несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и вообще для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства - тестирующие, обучающие программы-тренажёры.

Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами. В общеобразовательных школах они уже прочно занимают своё место. А вот в школах искусств только появляются. И подчас, если закупаются, то по назначению почти не используются.

Назрела необходимость всячески способствовать введению в практику ДШИ современных цифровых технологий обучения - дополнять ими техническую оснастку новых предметов общеразвивающей направленности, которые можно называть по-разному, допустим, «Занимательное сольфеджио», «Музыкальный букварь», «Цифровое сольфеджио», «Арт-сольфеджио», «Музыкальная энциклопедия», «Музыка в мультимедиа» и т. п.

Вместе с тем новые ТСО никак не должны быть самодовлеющими, а только дополнительными обучающими средствами преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Неумеренное увлечение ими может привести к излишней инструктивности и технологизации или преобладанию соревновательно-игрового компонента, наличие которого всё же необходимо дозировать на уроках.

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего обновленческого направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе: В. В. Ткачёвой и Е. Е. Раутской (Москва), И. В. Ермановой (Иркутск), Т. Г. Шелковниковой (Таштагол), Ю. А. Савватевой (Котельники), Н. П. Тимофеевой (Солнечногорск), Н. П. Истоминой (Чехов), А. Науменко (Украина) и др. Активно используемыми видами методических работ у этих преподавателей предмета сольфеджио становятся такие авторские мультимедийные пособия, как художественно выполненные видеодиктанты, видеопособия по вокальному интонированию, по музыкальной теории, работе над ритмикой и т. п.

Для преподавателей же предмета «Музыкальная литература» большим подспорьем нередко являются музыкально-художественные электронно-цифровые презентации, создаваемые как ими самими, так и совместно с учащимися, в т. ч. для разных творческих фестивалей и конкурсов учебных проектов. Возможность осуществления проектной деятельности во время занятий в школе подчас увлекает ребят больше, чем пассивное заучивание учебного материала.

Создание под руководством педагогов мультимедийных ученических проектов активизирует деятельностный тип процесса обучения, его компетентностную составляющую, что считается особо ценным на нынешнем этапе развития системы образования. Вообще в современной социокультурной среде всё более востребованными становятся творческие личности с широким образовательным профилем, универсальный характер навыков которых закладывается в т. ч. и в школах искусств. Типичная для советского периода узкая направленность подготовки специалистов отходит в прошлое.

Универсальность подготовки будущего специалиста должна ныне просматриваться и в процессе обучения по предпрофессиональным программам. С этой точки зрения такой предмет, как « Музыкальная информатика», по мнению ряда авторитетных специалистов и преподавателей, имеет перспективы в будущем называться «Медиаинформатика» 1 .

1 Мещеркин А. Настаиваю - предмет должен называться Медиаинформатика // Музыка и Электроника. 2012.№ 1. С. 6; Кунгуров А. Основы медиаинформатики как альтернатива музыкальной информатике в ДМШ и ДШИ // Музыка и Электроника. 2014. № 2. С. 6.

А поначалу именно «Музыкальной информатике» нужно заполучить свои ФГТ и «на законных основаниях» войти в перечень предпрофессиональных предметов для всех инструментальных музыкальных отделов школ - фортепианного, струнного, народного и т. д., так как этот предмет изучается и на среднем, и высшем уровнях музыкального образования и входит в основные профессиональные программы, соответствующие ФГОСам. Важно добиться обучения цифровым музыкальным технологиям учащихся всех специализаций предпрофессионального профиля. Пока же во всех предпрофессиональных программах новые электронно-цифровые технологии почти не упоминаются. Предмету «Музыкальная информатика», находящемуся на положении Золушки в предпрофессиональных программах, отводится место лишь в вариативной части школьной программы, что предполагает участь его как предмета по выбору.

Однако теперь уже всем без исключения выпускникам специализированных школ предпрофессионального уровня желательно владеть начальными навыками не только нотации с помощью компьютера, но и простейшими приёмами аранжировки, аудиозаписи (в частности, собственного исполнения), монтажа и обработки звука, а также элементарными видеоредакторами и графическими программами, уметь создавать на компьютере тематические музыкально-художественные презентации.

Кстати, национальные стандарты по даже общему музыкальному образованию в США уже более 20 лет назад предполагали «возможность применения на школьных уроках цифрового MIDI-формата, использования электронных инструментов, таких как синтезатор, семплер, драм-машина (от любых производителей), которые могут быть соединены друг с другом и с компьютерами». В 2014 году, согласно американским стандартам преподавания музыки в школах, уже в 4 классе все учащиеся общеобразовательных школ на уроках музыки (при аранжировке аккомпанемента, игре различных вариационных импровизаций) используют не только акустические и шумовые, но и разнообразные цифровые инструменты, в т. ч. секвенсеры (traditional sounds: voices, instruments; nontraditional sounds: paper tearing, pencil tapping; body sounds: hands clapping, fingers snapping; sounds produced by electronic means: personal computers and basic *MIDI devices, including keyboards, sequencers, synthesizers, and drum machines 2 ).

2 The School Music Programm: A New Vision. Reston (VA): Music Educators National Conference, 1994. URL:

Нередкое обращение преподавателей «Музыкальной информатики» (в частности, в школах Москвы, Ярославля, Петрозаводска, Нижнекамска) к работе с наиболее распространёнными графическими и видео-приложениями является уже признаком расширения рамок предмета до формата «Медиаинформатики» - предмета, посвящённого работе с аудио, видео и графическими редакторами, который в ближайшем будущем будет востребован на всех отделениях школ искусств, а не только собственно музыкальных. Без информационно-компьютерных технологий, которые для цифровых искусств настоящего и будущего имеют все основания стать интегративными, современному музыканту уже не обойтись. Тем более не обойтись мультихудожнику (профессии будущего) - в свете нынешней тенденции к синестезии и всё большей распространённости видов художественного творчества, основанного на синтезе искусств.

* От редакции ЭНЖ «Медиамузыка». Вот, к примеру, такие обучающие видеоролики делает наш британский коллега, член редакционной коллегии журнала, специалист высшего класса в музыкальной и медиа-информатике - Филип Тагг:

Одна из проблемных областей - малочисленность и недостаточная подготовка профессиональных кадров, способных качественно вести новые и модернизированные старые предметы. Важнейшей задачей здесь должен стать пересмотр действующих принципов системы повышения квалификации педагогических кадров. И вот почему. Всем известный факт - каждому преподавателю необходимо набрать n-ное количество часов курсовых занятий для обязательного прохождения периодически повторяющейся процедуры переаттестации. Количество при этом учитывается, но качество нередко трудно проверить.

Пример: на московских курсах по клавишному синтезатору обучился не один десяток преподавателей, а на протяжении нескольких лет регулярно участвует в творческих смотрах и фестивалях со своими учениками одна и та же небольшая группа. Многочисленные курсанты, возможно, отсиживались «для галочки» на этих курсах или просто расширяли свой кругозор. А вот применять на практике полученные знания не захотели.

Возникает вопрос: а стоит ли и дальше проводить курсы в таком формате? Необходимо всё же налаживать «обратную связь» с курсантами - через полгода, год. Что из них каждый сделал? На какой стадии находится? К чему движется? Соответствует ли полученный результат обозначенным на курсах не только техническим, но и художественным критериям? Если методическая служба оплачивает курсы - нужно справляться и об их результатах. Может быть предусмотреть «механизм проверки» - тестирования до и после повышения квалификации? И подключать к этому экспертные советы допустим через год и два года? Или обязать регулярно участвовать в общегородских мероприятиях и смотрах по освоенному на курсах направлению?

Регулярно проводимые творческие фестивали и конкурсы - не только сценически-исполнительские, и композиционно-авторские, но и конкурсы инновационных учебных проектов (например, Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка и Мультимедиа в Образовании») - на самом деле имеют большое значение для мониторинга достигнутых уровней, а также для популяризации лучших достижений и новых образовательных направлений в целом. Немаловажную роль в объединении и активизации педагогических сил вокруг инновационного педагогического движения стала играть ежегодная Общероссийская ассамблея «Cовременность и творчество в преподавании музыкально-теоретических предметов ДМШ и ДШИ». На Ассамблее происходит не только знакомство с новыми методиками и тактиками, но и выработка новейшей методологии и стратегии музыкально-теоретического образования.

В целом, работу по созданию новых и модернизации существующих образовательных стандартов в области музыкального искусства необходимо интенсифицировать на общенациональной платформе с более активным привлечением специализированных общественных организаций, в т. ч. Общероссийского профессионального союза «Национальный совет по современному музыкальному образованию».

К выпуску кадров по новым образовательным направлениям готовы далеко не все музыкальные колледжи и вузы, хотя некоторые уже действуют достаточно целенаправленно (например, УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, РАМ им. Гнесиных). Надежда остаётся и на серьёзную переподготовку кадров в немногочисленных специализированных центрах (в т. ч. и за счёт внебюджетных средств) с помощью не «дежурных бюджетных кадров» традиционного уровня подготовки, а высококлассных специалистов нового типа.

Одним из таких центров может стать в будущем Академия цифрового музыкального искусства - экспериментальная площадка для углублённого освоения ресурсов новой художественный сферы, привлечения экспертного сообщества, подготовки квалифицированных кадров, а также поддержки российских производителей музыкально-компьютерного программного обеспечения, ориентированного на потребности музыкального образования, и издательской деятельности по выпуску различных видеохрестоматий, мультимедийных учебников и методических пособий.

Давайте смотреть на то, что происходит в окружающем нас музыкальном мире, открытыми глазами. И отнесёмся совершенно серьёзно к факту значительного отставания в области современных форм музыкального образования, к имеющемуся дефициту квалифицированных кадров, к тому, что молодёжь теряет интерес к существующим формам подготовки музыкантов новой формации. А исправить искусственное затормаживание естественного развития сможет серьёзное обновление политики в области художественного образования в целом.

Орлова Е. В. Об инновациях в преподавании музыкально-теоретических предметов и не только // Медиамузыкальный блог. 28.03.2015.?p=904

Внедрение современных технологий в работе учреждения

дополнительного образования.

Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на инструменте и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше подходит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога.

В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.

Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей. Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным образовательным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу, так как отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

Личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

В связи с этим с педагогами дополнительного образования была проведена большая подготовительная работа по изучению современных образовательных технологий, представлена всесторонняя и актуальная информация о новых педагогических технологиях. Данная тема освещалась на совещаниях при директоре, педагогических советах, МО педагогов дополнительного образования, мастер – классах.

Понятие технологии в образовании.

Технология - от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Не секрет, что большинство педагогов дополнительного образования не обладают достаточными навыками работы с компьютером, мультимедиа и Интернетом, поэтому решалась проблема преодоления технологической беспомощности, прежде всего самих педагогов, так как информационно – коммуникационная технология сегодня занимает ведущее место в работе экспериментальной площадки. Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Современные технологии в дополнительном образовании являются эффективным средством в образовательном процессе, который создает перспективы в развитии инновационных управлений общего и профессионального образования. Актуальностью этого является постоянное обновление содержания данных технологий, которые позволяют осуществлять престиж. Применение современных технологий позволяет педагогам и детям принимать более активное участие в различных конкурсах районного, областного, республиканского уровней. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

В нашей школе применяются следующие современные технологии: Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии: Проектные технологии, креативные технологии, игровые технологи, имитационные, исполнение ролей; «деловой театр», психодрама и социодрама, технологии личностно-ориентированного образования, этнопедагогические технологии (Этносольфеджио), коллективные и групповые способы обучения, тренинги, проблемное обучение технологии «Развитие критического мышления».

Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д. Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение частично поискового метода. На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

Работа над текстом художественного произведения: - анализ эпизода или целого произведения, - пересказ как прием анализа, - анализ образа героя, - сравнительная характеристика героев - составление плана к своему развернутому ответу, к докладу,

Практический пример:

Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки? - Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил? - Где вы получили образование? - Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами? - Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано? И т.д.

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

1.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

2.Самостоятельная деятельность учащихся.

3.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

4.Использование исследовательских методов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Технология РКМЧП (разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог. Талызина Нина Федоровна - академик РАО, Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

1.Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

2.Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

3.Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

4.Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

5.В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

6.Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

Дифференцированное обучение

В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Способы внутренней дифференциации:

- содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается - содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные - задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.); - используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; - предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Выводы. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ученик как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Анализ работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и современных технологий позволяет повысить уровень музыкального развития учащихся. Учащиеся школы постоянно участвуют и завоевывают высокие призовые места на Областных, Республиканских и Международных конкурсах. За 2014 – 2015 год копилка школы пополнилась 70 лауреатами. Преподаватели приложили все усилия для улучшения качества обучения, достижения высоких показателей успеваемости, привития учащимся высокого музыкального вкуса, музыкальной культуры, национальных традиций и казахстанского патриотизма. Повысился уровень выпускников поступивших в высшие и средние музыкальные учебные заведения.

Директор

"ДМШ Бурлинского района ЗКО"ГККП

Имашева Асель Жумашевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Детская музыкальная школа г. Сорска»

Методическая разработка

Тема: «Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно:

использование информационно-коммуникационных

технологий в учебном процессе»

Подготовила преподаватель фортепиано

Бодальникова Римма Леонидовна

г. Сорск

Введение ……………………………………………………………………… 3

I . Музыкально-компьютерные технологии и мультимедийные средства

обучения……………………………………………………………………….. 4

II . Использование электронных инструментов на уроках фортепиано……… 6

III . Создание презентаций……………………………………………………… 8

IV . Музыкальные обучающие компьютерные игры для детей…………….... 10

Заключение……………………………………………………………………… 12

Список используемой литературы…………………………………………….. 13

Приложения ……………………………………………………………………. 14

Интернет-ресурсы в помощь преподавателю и ученику.

Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для

Нотные энциклопедии и библиотеки.

Сайты для преподавателей ДМШ и ДШИ.

Введение

Сама жизнь выбирает новую музыку, новые музыкальные инструменты и новые формы подачи информации. Переход к информационному обществу требует от системы образования принципиально новой задачи – подготовки специалистов, приспособленных к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности. Средства ИКТ прочно входят в такую, казалось бы, консервативную сферу, как музыкальная педагогика.

Современная школа получила в свой арсенал новые технические средства (компьютеры, синтезаторы, цифровую фото и видеотехнику), позволяющие проводить занятия и мероприятия в современной, увлекательной форме, на новом техническом уровне.

I . Музыкально-компьютерные технологии

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает, безусловно, неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в музыкальной школе компьютерные технологии? Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции учебных методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Преподаватели музыкальных школ спрашивают: не приведет ли применение компьютерных технологий к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Как же так, мы всегда гордились человеческим фактором в воспитании музыканта, тонким проникновением в душу.… Да гордились. И теперь гордимся достижениями замечательных преподавателей, но согласимся и с тем, что это все-таки штучная работа, какой ей и полагается быть. При этом новые направления и инструменты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сегодняшней музыкальной школе большой спектр явных преимуществ.

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – использование мультимедийных средств обучения . Компьютерные программы применяются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального текста. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений.

Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых методик, форм организации занятий музыкой с учащимися при условии не разрушения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.

В своей практике я часто предлагаю учащимся найти определенный материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, история создания и аудиозаписи различных музыкальных произведений. Одним из видов домашнего задания может быть подготовка сообщений по определенным темам. Такой вид заданий очень полезен, поскольку умение работать с компьютером является одним из атрибутов современного общества.



II . Использование электронных инструментов на уроках фортепиано

Синтезатор – с одной стороны такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой - это « инструмент- оркестр», дающий большие возможности для творчества.

Использование синтезатора на уроках фортепиано заметно повышает учебную мотивацию и делает обучение ярким, запоминающимся для учащихся любого возраста. Дети с удовольствием идут на урок, у них формируется эмоционально-положительное отношение к занятиям. Юных музыкантов увлекает возможность узнать о разных музыкальных эпохах, познакомиться с различными музыкальными инструментами и прослушать их звучание, сочинить свою музыку и исполнить её разными тембрами и в разных стилях, записать любимую песню в своём исполнении и многое другое.

С появлением школе синтезаторов стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов.

Вот некоторые из этих методов:

    Гармонизация мелодии аккордами, подобранными на фортепиано и записанными буквенными обозначениями.

    Разучивание двухголосных полифонических пьес с использованием разных тембров для левой и правой руки (Voice L , Voice R ). Можно записать один голос на диск, выбрав подходящий тембр, а второй голос исполнять вместе с записью первого контрастным тембром.

    Аранжировка и творческая работа с разными стилями.

    Переложение фортепианных произведений для синтезатора. Такая аранжировка подразумевает максимальную приближенность к стилю (эпохе) исполняемого произведения.

    Использование синтезатора как инструмента для музицирования в ансамбле.

У детей, обучающихся игре на фортепиано, намного меньше возможности поиграть в различных ансамблях по сравнению с учащимися струнных и народных отделений ДМШ. Наличие в фортепианных классах синтезатора помогает решить эту проблему. Дети с большим увлечением и интересом играют в таких ансамблях. Количество участников в таких ансамблях может быть самым разным: 2 исполнителя на фортепиано и 1 на синтезаторе; 2 - на синтезаторе (отдельно партии мелодии и аккомпанемента) и 2 на фортепиано и т. д., в зависимости от сложности произведения, насыщенности музыкальной фактуры и т. п.

В репертуаре ансамблей с участием синтезатора - популярная классическая, народная, джазовая и современная эстрадная музыка.

Выразительные возможности клавишного синтезатора познаются детьми в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет электронная аранжировка музыки, которые создаются как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

III . Создание презентаций.

Визуальное восприятие у детей стоит на первом месте, а значит, информацию для них нужно предоставлять наглядно, что ранее было не всегда доступно. Именно ИКТ позволяет педагогам эффективно решать задачи современного образования. Цифровые технологии позволяют интересно выстраивать визуальный ряд, знакомить детей с различными видами музыкальной деятельности, использовать разнообразный и высококачественный иллюстративный материал по любой теме с помощью возможностей медиатехнологии.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point , которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал.

Облегчение восприятия информации путём создания запоминающихся образов - основа любой современной презентации. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере и даёт возможность превратить методический доклад в увлекательное действо, а обычное школьное мероприятие в интерактивный спектакль.

Создание презентации Microsoft Power Point состоит из нескольких этапов:

1 этап – подготовительный

Анализ творческой работы с целью подбора определения стиля музыки и ее роли в каждом эпизоде.

2 этап - поисковый

Этот этап включает в себя сбор и систематизацию фотоматериалов, и составление партитуры музыкального оформления. Критериями, характеризующими качество отображения информации в материалах, являются: доходчивая форма, художественность и выразительность исполнения, качество записи звука или изображения, композиционное построение и эмоциональность воздействия. Можно задействовать Internet -ресурсы, использовать CD , MP 3 - диски с записями лучших образцов классической музыки, фото и видео материалы

3 этап - заключительный

Создание презентации и монтаж музыкальных материалов. На этом этапе используются следующие компьютерные программы Microsoft Word , Microsoft Picture Manager , Microsoft Power Point , Nero , проигрыватель Windows Media .

IV . Музыкальные обучающие компьютерные игры для детей.

В современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями, увлекающими в свой мир всё прогрессивное человечество, возникает вопрос: как помочь школьнику сохранить свое физическое и психическое здоровье, как сделать так, чтобы он жил активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость? Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Уже существуют исследовательские группы, изучающие обучающий потенциал игр и их роль в образовании, разрабатывающие педагогическую модель применения игр.

В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.

Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики, и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.

Существует огромное количество всевозможных компьютерных игр, которые не только увлекательны, но еще и познавательны. И среди всего этого разнообразия лишь малая доля приходится на музыкальные игры. Однако они все заслуживают пристального внимания, т.к. самое интересное на свете занятие для детей – играть в увлекательные, захватывающие, даже азартные творческие и добрые игры, в том числе и музицировать.

Обучающие музыкальные игры сами по себе – увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей.

Ориентируясь на уровень сложности предлагаемых заданий, музыкальные обучающие игры и тренажёры учитывая возраст, степень обученности и подготовки учащихся условно можно разделить на:

1) обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для

освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых

и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ.

2) увлекательные музыкальные игры для детей дошкольного возраста.

3) онлайн игры.

4) статьи и рассказы о музыке, музыкальной грамоте.

Такие из них, как комплект из 4 игр « Музыкальные аркады » (авторы Алексей Выграненко, композитор, звукорежиссёр ООО « Виратек »; Алексей Устинов, руководитель компании music-arcade.virartech.rumusic-training. virartech.ru ), русифицированные « EarMaster » и « Earope » - претендуют быть названными системой музыкального обучения.

А также в приложении №1 представлены и другие интернет ресурсы для обучения и педагогам и детям.

Заключение

Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность эффективно ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и позволит предоставить широкую информацию учащимся о предмете. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала.

Всё новое всегда интересно, как для нас, педагогов, так и для детей.

Использование ИКТ в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях способствует качественному повышению уровня преподавания, стимулирует интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает процессы восприятия, мышления, творческого развития ребёнка. Но компьютерные технологии - это не основа обучения, а скорее дополнение. Ведь компьютерные технологии никогда не заменят живое общение ученика с учителем на уроке, посещение концертного зала, живое звучания оркестра или органа. Не заменят и пение под аккомпанемент фортепиано, как не заменят письмо на уроке русского языка или устный счёт на математике.

Список литературы:

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

    Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 200

5. Костюничева О.В. ДШИ №57 г. Осинники Кемеровская область 2011, Использование компьютерных технологий в образовательной практике ДМШ и ДШИ. Сборник музыкальных обучающих и развивающих ком- пьютерных игр и тренажёров.

Приложение №1

В приложении представлены многочисленные развивающие и обучающие музыкальные игры для детей, в которых необходимо выполнять разнообразные задания: найти соответствующие клавиши, сопоставить ноты на клавиатуре и нотном стане, найти нужное буквенное обозначение звука, соответствующий звук, подобрать по звуку или найти звук, отталкиваясь от заданного, найти тон и полутон, и многое, многое другое.

Такие музыкальные игры дают возможность познакомить детей с музыкальными инструментами, ребенок может услышать звучание многих музыкальных инструментов, получить возможность самому "поиграть" на понравившемся музыкальном инструменте.

С помощью музыкальных игр есть возможность познакомить детей с музыкальной грамотой в интересной и увлекательной форме.

В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становится все больше и все большего времени они требуют.

Нужно обращать пристальное внимание и на то, чтобы ребенок не уставал. Современные компьютеры не наносят вред зрению, если ребенок не проводит у компьютера продолжительное время. Ведь даже взрослый человек устанет сидеть несколько часов подряд. Самое лучшее - это проконсультироваться с окулистом, сколько времени может проводить Ваш ребенок у компьютера. Постарайтесь позаботиться, чтобы ребенку было удобно играть в компьютерные игры. Компьютер должен находиться на уровне глаз, а кресло, в котором сидит ребенок, должно быть достаточно удобным.

Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения

для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ.

Нотные энциклопедии и библиотеки

« Музыкальный класс »

Система музыкального обучения для детей младшего школьного

возраста, состоящая из девяти самостоятельных игр:

Компьютерное фортепиано

В этой игре можно поиграть на фортепиано, используя при этом разные инструменты.

Киберсинтезатор

В этом экране можно из готовых музыкальных фрагментов составить свое произведение, включая или выключая разные фрагменты на ходу.

История музыкальных инструментов

Здесь можно узнать историю возникновения и развития музыкальных инструментов, о том, какие бывают виды инструментов и чем они характеризуются.

Теория музыки

Здесь можно изучить основные понятия из теории музыки. Материал изложен в виде 14 уроков , каждому из которых соответствует по два упражнения. По окончанию очередного урока (небольшой лекции) будет предложено первое, а затем второе упражнение. Если успешно их выполнить, произойдет переход к следующему уроку.

"Музыкальные кубики"

На кубиках конструктора записаны ноты мелодии, когда кубики рассыпаются - задача игрока собрать их в правильном порядке.

Музыкальный диктант

Птички сидят на проводах и весело чирикают, каждая своей ноткой. Чем выше сидит птичка, тем выше нота, а провода - это на самом деле нотный стан. Но вдруг они улетели, и игроку нужно рассадить их обратно на провода.

Крестики-нолики

Эта игра - музыкальный аналог известной игры "Крестики-нолики". Компьютер предлагает игроку угадать один из девяти музыкальных терминов, изображенных в квадратиках.

Курс обучающих компьютерных игр по начальной теории музыки (сольфеджио).

Интерактивная музыкальная « обучалка » поможет ребенку познать азы музыки, независимо от того, есть ли у него начальное музыкальное образование, или нет:

Названия, буквенные латинские обозначения звуков;

Их расположение одновременно на фортепианной клавиатуре и нотном стане с указанием октавы и звучанием в диапазоне от « ля » малой октавы до « ми » третьей октавы;

Сведения о знаках альтерации;

Названия и обозначения длительностей нот, соответствующих им пауз, а также воспроизведение их временного звучания согласно метроному;

Сведения о пунктирном ритме, точке, лиге, триолях.

« Однорукий пианист »

Игра – тренажёр поможет:

Выучить ноты в разных октавах одновременно на клавиатуре фортепиано и нотоносце;

проверить себя:

В знании нот и октав в басовом ключе;

В знании нот и октав в скрипичном ключе;

В знании клавиатуры.

« Ритмический размер »

Игра поможет разобраться с понятием размер .

« Длительности нот »

Настоящая игра поможет освоить длительности нот.

« Интерваллер » (Роман Махно)

Игра-тренажёр поможет обучающимся закрепить навыки построения интервалов в скрипичном и басовом ключах в двух уровнях выполнения задания:

«Accordeon» ( Сергей Антонюк )

Игра-тренажёр поможет закрепить навыки построения:

Мажорного и минорного трезвучий;

Всех трезвучий;

Обращений трезвучий в скрипичном, басовом ключах и на фортепианной клавиатуре в разных октавах, а также прослушать их звучание.

« Ноты-птицы » ( И.В. Бурский)

Определяем ноты на слух.

« Интервалы » ( И.В. Бурский)

Построение интервалов (уровни 1, 2)

- 1 уровень:

При выполнении задания нужно построить интервал, учитывая только количество ступеней, которое в него входит.

- 2 уровень: интервалов.

- 3 уровень: Количественная (ступеневая) величина интервалов.

- 4 уровень: Качественная (тоново-полутоновая) величина интервалов.

Нужно определить и обязательно отметить щелчком мыши не одну, а обе части названия интервала (за исключением « тритона »).

« Трезвучия » ( И.В. Бурский)

Определяем на слух трезвучия.

Мажорное

Минорное

Уменьшенное

Увеличенное

Алексей Устинов, Алексей Выграненко.

« Музыкальные аркады »

Комплект « Музыкальные аркады » включает 4 обучающие музыкальные игры с « Пошаговым руководством » (приложение ), видео инструкциями, синтезатором и др. материалами. Игры:

« Охота за нотами »

« Вторжение нот – пришельцев »

« Повтори »

« Подбери пару »

Охватывают главные музыкальные предметы музыкальной школы, позволяют вырабатывать, развивать и закреплять 7 основных музыкальных способностей и навыков:

Звуковысотный слух;

Чувство ритма;

Чтение партитур;

Распознавание интервалов, мелодий, аккордов, ритмических рисунков;

Исполнение мелодий и ритмических фигур;

Музыкальная память,

Игра в ансамбле.

Эти программы полезны на разных стадиях отработки навыков, интересны как детям, так и взрослым.

« МузыкальныйКолледжСтудент 1 »

(7 игр + Метроном на для PC и Mac!)

Программа "Музыкальный Колледж Студент 1" включает обучающие музыкальные игры, а также "Метроном" и служит для развития музыкального слуха, освоения нотной грамоты детьми (начиная с 2-х лет)

В единой оболочке 7 игр:

Нотки-картинки (2+)

Клавиши фортепиано (5+)

Ноты в скрипичном ключе (7+)

Музыкальные символы (7+)

Ноты в басовом ключе (8+)

Ритмические фигуры 4/4 (9+)

Музыкальные тембры (5+)

Возраст указан в скобках, например, (5+), хотя это достаточно условно и зависит от ребенка, преподавателя, помогают ли родители или нет. В любом случае все игры начинаются с простых вопросов и всегда можно выбрать одну из 3-х ступеней, задачи в которой соответствуют уровню ребенка. Если задачи кажутся все-таки сложными, то можно также использовать режим обучения, когда игра сама задает вопросы и сама отвечает.

«Ear Master Pro» ( Мастеробучения )

Программа « EarMasterPro » представляет собой целый комплекс упражнений, с помощью которых можно развить способности слышать интервалы, аккорды в ладу и вне лада, мелодии, ритмические последовательности.

EarMaster содержит следующие 12 видов упражнений:

Сравнение интервалов

Определение интервалов

Пение интервалов

Определение аккордов

Обращения аккордов

Последовательности аккордов

Определение ладов

Чтение ритма

Имитация ритма

Ритмический диктант

Коррекция ритма

Мелодический диктант

« Earope »

Программа « Earope » - более сложный аналог обучающей системы « EarMasterPro », содержащая полный объём сведений и упражнений по элементарной теории музыки, сольфеджио и гармонии по следующим 7 разделам (модулям):

Интервалы

Лады

Аккорды

Обращения

Последовательности

Мелодии

Ритм

Тренер « Earope » приспосабливается к уровню подготовки пользователя в каждом модуле (разделе). Есть возможность самостоятельного изменения уровня сложности каждого раздела (модуля).

Ведётся статистика данных пользователей и их результатов, которые, при необходимости можно изменить, обнулить, не сохранять.

Игры, программы для обучения и развития музыкальных навыков.

« Мурзилка. Затерянная мелодия ».

Известный с детства герой Мурзилка приглашает всех ребят в мир

Музыки!

Особенности игры:

Ребенок обучится основам музыкальной грамоты.

Познакомится с группами народных и симфонических инструментов, а так же с особенностями фольклора народов мира.

Приобретёт коммуникативные навыки: помощи друзьям, умения слушать старших, добиваться поставленной цели.

« Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности ».

Яркий, красочный и увлекательный диск, он откроет для детей таинственный мир нотной грамоты, расскажет интереснейшие истории из жизни всемирно известных композиторов, познакомит с музыкальными инструментами и их звучанием.

- Занятия по возрастным группам: от рождения до 7 лет.

- Интересные упражнения по теории музыки и на развитие музыкального слуха.

- Знаменитые композиторы мира.

- Все о музыкальных инструментах.

" Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик"

Развивающая программа из серии Играем с музыкой - это не только игра, но и замечательное пособие для развития и обучения детей. С помощью этой игры ребенок погружается в прекрасный мир музыки, узнает музыкальные инструменты, знакомится с музыкальными жанрами.

Детская развивающая программа « Щелкунчик » удачно сочетает увлекательную компьютерную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки.

Компьютерная игра поможет ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты.

Игровая часть компьютерной программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией:

путешествуя по сказке, игроку предстоит найти ключ, который открывает дверь в секретную комнату, где заперт Щелкунчик.

" Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта"

Развивающая игра "Волшебная флейта" продолжает серию детских программ "Играем с музыкой". Как и другие программы этой серии, "Волшебная флейта" сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом.

« Алиса и Времена года ».

Музыкальная обучающая программа из серии « Играем с музыкой », основанная на классических произведениях Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране Чудес » и Антонио Вивальди « Времена Года ».

Играем по нотам на виртуальном пианино

" Маленькая елочка"

Интерактивная flash онлайн фортепианная клавиатура со звуками. Если нажимать на клавиши, то будут звучать ноты, внизу дается расшифровка названия ноты и ее обозначение.

Бесплатные обучающие on-line игры

Это 15 онлайн игр "Музыкального колледжа". Постоянно добавляются новые! Можно играть и совершенствовать свои музыкальные навыки и знания, сочинять музыку! Возраст, с которого лучше игру использовать, указан в скобках, как, например, (5+). Хотя это достаточно условно.

Бесплатные нотные библиотеки и фонотеки, энциклопедии.

О музыке – детям. Статьи и рассказы о музыке. http://www.piano.ru/library.html

Сайт «Детское образование в сфере культуры России»


Система поиска для музыкантов нот, партитур, аудиозаписей, минусовок, текстов песен

Музыкальная энциклопедия он-лайн

Сайт музыкальных педагогов

Форум преподавателей Детских музыкальных школ

Форум «Классика»

МКОУ ДОД «Детская школа искусств» АЦРМО РК

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ»

Работу выполнил: Рвачев Н.С.

Преподаватель и концертмейстер

МКОУ ДОД «ДШИ»

с. Троицкое 2014г.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ.

Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Я использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудиоматериалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности. Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов. Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого . Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами,

учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.

Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов, компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам. Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

Я применяю в своей работе с детьми средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются такие упражнения как:

Физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;

Импровизационные упражнения как средство отображения настроения;

Дыхательные упражнения;

Игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;

Упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса.

Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов. Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время появляются разнотембровые сочетания инструментов. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.

Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ:

Формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.

Подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной музыкальной культуры.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

Умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

Умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;

Умение рассказать об исполняемом произведении;

Умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;

Использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений в исполнении выдающихся музыкантов.

Реализации этих задач способствует включение в занятие современных образовательных и информационных технологий. На начальном этапе детям очень нравится играть в сопровождении оркестра, записанного на диске – простейшие мелодии на 2-3 звуках и богатое разнообразие тембров оркестра украшают занятия, воспитывают чувство ритма, как на индивидуальных занятиях, так и в коллективе. В Детских музыкальных школах и школах искусств, наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылись классы синтезатора.

Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, кто-то считает, что синтезатор – переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент. Использование возможностей синтезатора обогащает звучание ансамбля. Учащиеся могут погрузиться мысленно в эпоху Средневековья и Возрождения, играя в сопровождении лютни и клавесина. Осознавать себя участником современного эстрадного концерта, играя мелодии в сопровождении богатой ударной установки.

Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить исследовательскую работу.

Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений педагога и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние, требовательность, мягкое управление ребенком. Педагог должен подводить ребенка к самопониманию, анализу своей деятельности. Ведь не зря Феликс Аронович в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но никогда не навязывать родителям готовых решений...» .

Литература:

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 79 – 83.



Поделиться