Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»
Развитие мелкой моторики Рук у детей старшего Дошкольного возраста
Через художественно – Эстетическое развитие
Составила:
воспитатель старшей группы
А.С. Ксенофонтова
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног;
Уровень развития мелкой моторики – один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению;
ВЗАИМОСВЯЗЬ
восприятие
Развитие
речи
Нервная
система
зрение
память
Внимание
- Одной из важных задач перед педагогом дошкольного учреждения для детей с нарушениями речевого развития является – развитие мелкой моторики рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию.
- Развитие мелкой моторики – является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения.
Цель и задачи
Цель – развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с ОНР через художественно – эстетическое развитие;
- Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
- Содействовать развитию умения детей мастерить из разных видов материала (пластилина, салфеток, бумаги, различных круп, пуговиц и т.д.);
- Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
Методы, приемы и средства
- Пальчиковые игры и гимнастика;
- Различные упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);
- Игры с пуговицами (застегивание – расстегивание, выкладывать орнамент, нанизывать и т.д.);
- Занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без нее);
- Работа с бумагой и салфетками (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами);
- Штриховка, раскраска;
- Работа с мелко нарезанной нитью (аппликация);
- Рисование в нетрадиционной технике (ватными палочками, пальчиками, штампами, поролоновой губкой) и т.д.;
Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного интереса и в этом мне помогают дидактические игры и игровые приемы.
Весь процесс моей работы представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности.
Творчество для детей – это отражение душевной работы.
Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учиться наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать;
Сотрудничество со специалистами
воспитатель
Учитель - логопед
педагог - психолог
Инструктор по
Музыкальный
Физ. культуре
руководитель
Тесное сотрудничество со специалистами детского сада по развитию мелкой моторики рук детей улучшает качество результатов нашей работы.
Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности, опираясь на интересы ребенка и семьи.
Используя разнообразный материал по детскому творчеству, мы всесторонне развиваем способности детей.
Работа с родителями
Создание
Для родителей
Консультации
Для родителей
Выставка детских
работ
Индивидуальные
Беседы с родителями
Развивающая среда
в группе
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторики:
- «Центр изобразительного искусства»;
- Уголок коррекционной работы;
- Игры и игрушки развивающего характера;
- Различные виды театров;
- Различный дидактических материал;
- Подборка художественной литературы и тематических картинок;
Игры с пуговицами
«Выложи орнамент»
Д/И «Бусы»
Застегивание
расстегивание
занятия
Со счетными
палочками
спичками
Актуальность проблемы речевого развития В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое, поэтому огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению. Поэтому педагогам ДОУ необходимо обратить самое пристальное внимание на данную проблему и находить инновационные методы и способы её решения.
Цель: Развитие правильной связной речи у дошкольников 3-6 лет через пересказ художественных произведений, игру-драматизацию, составление творческих рассказов, используя в педагогическом процессе приемы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Задачи: Образовательная Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять простейшие рассказы, сказки, грамматически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей – особое внимание уделить его качественной стороне, увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т.д.; помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Развивающая Развивать умение свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между явлениями окружающей жизни и предметами. Развивать мышление, наблюдательность, восприятие ребенка. Воспитательная Воспитывать любовь к русским народным произведениям и произведениям других народов, любовь к родному языку.
МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Наглядные СловесныеПрактические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Обобщающая беседа Рассказывание по мнемосхемам Заучивание наизусть по мнемосхемам Пересказ по мнемосхемам Игры-драматизации Дидактические игры Инсценировки Дидактические упражнения Дидактические упражнения Рассказывание с опорой на наглядный материал Рассказывание без опоры на наглядный материал
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Цель: Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам; Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. Серии картин и сюжетных картинок: Зима; Зимние забавы Мамы и детки; Дикие животные; Домашние животные; Животные на ферме Расскажите детям о хлебе Автомобильный транспорт Птицы Посуда Фрукты, овощи Наглядно–дидактическое пособие по художественному творчеству
НОД «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Учить подбирать пары слов - антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре. Ход занятия: Воспитатель: Дети посмотрите, что это на небе? Дети: Солнце. Воспитатель: Какое сегодня солнце? (ответы детей) Музыка 1. Солнышко встало (круговое движение перед собой) Утро настало 2. Утро настало (дети машут руками) Птицы проснулись 3. Птицы запели (руки вверх - потянулись) Дети проснулись 4. Дети проснулись (дети улыбаются друг другу) Друг другу улыбнулись Воспитатель: Ребята, а солнышко приглашает нас путешествовать! Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Тогда в путь в страну сказок. А на чем же мы поедем? На чем можно путешествовать, предлагайте, (дети перечисляют виды транспорта). Давайте выберем поезд. А я вам помогу. Я скажу волшебные слова и вы превратитесь в красивый поезд. КРЕКС ПЕКС ФЕКС (дети едут), имитируя поезд с песней). Воспитатель: Вот мы и подъехали к стране сказок. Сказка, сказка-прибаутка Рассказать ее не шутка Что бы сказочка сначала Словно реченька журчала Чтоб к концу ни стар, ни мал От нее не задремал
Воспитатель: А вот и ворота сказочные, через которые мы должны пройти в страну сказок. Что бы они открылись, надо рассказать потешку. (дети рассказывают потешки, и ребята под музыку заходят в страну сказок.) Стоит домик и рядом сидит зайка и плачет. Воспитатель: Дети кто это? Дети: Это зайчик. Воспитатель: Что же с ним произошло? (ответы детей) Зайка: Как же мне не плакать была у меня избушка лубяная. Пришла Весна-Красна, попросилась ко мне Лиса да и выгнала меня. Помогите мне ребята. Воспитатель: Поможем Зайке. Но сначала давайте вспомним, как эта сказка называется. Дети: Заюшкина избушка. Воспитатель: А кто Зайчику хотел помочь в беде? Дети: (перечисляют: Собака, Волк, Медведь, Петух) Воспитатель: А кто из них выгнал Лису? Дети: Петушок. Воспитатель: Так давайте позовем Петушка, что бы сказка закончилась хорошо. Дети читают потешку "Петушок золотой гребешок". Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось? Воспитатель: Дети, объясните Петушку, что произошло (дети объясняют) Петушок: Вот я ее выгоню. Зайка: Спасибо вам ребята за помощь. А вот вам от нас подарок. До свидания. Воспитатель: А теперь садитесь на полянку поиграем в игру «Наоборот». Я буду говорить слово, а вы должны сказать слово наоборот. (Игра: Чистый-грязный;Веселый-грустный; Сладкий-горький; Злой-добрый; Большой-маленький; Старый- молодой; Горячий-холодный; Легкий-тяжелый; Быстрый-медленный) Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. Воспитатель: Дети, вы слышите? (звучит музыка, поет Коза) Воспитатель: Угадали кто это поет? А для кого? И зачем? (ответы детей). Воспитатель: А кто подслушал песню? Зачем? Козлята ему открыли? А как они ему ответили? (ответы детей) Воспитатель: Тогда скажите как же называется сказка? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в другую игру «Назови деток животных». Ребята все внимательно слушайте и отвечайте правильно. У серой мышки - маленький (ответ: мышонок) У кошки - пушистые (ответ: котята) У белки - рыжие (ответ: бельчата) У собаки - шаловливые (ответ: щенята) У коровы - ласковый (ответ: теленок) У свиньи - зубастый (ответ: поросенок) У лошади есть (ответ: жеребенок) У козы смешной (ответ: козленок) У овцы - кудрявые (ответ: ягнята) А у мамы с папой - веселые (ответ: ребята) Воспитатель: Молодцы, справились хорошо. Ну а мы отправляемся дальше. Дети, мы подошли к мостику не простому, а волшебному. Нужно отгадать загадки. 1. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) 2.Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, мур-мур поет (кошка) 3. Летом шубку серую, а зимою белую, носит попрыгайчик, боязливый (зайчик) Воспитатель: Какие вы молодцы, проходите по мостику и садитесь на полянку, (дети пересказывают сказку «Теремок») Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие с солнышком? Что мы сегодня сделали хорошего? (ответы детей) Солнышко чудесное, Очень интересное, С нами пело, и играло, Нам задания давало, Но солнышку пора идти дальше И нам пора возвращаться в детский сад. (дети на «поезде» возвращаются в детский сад)
Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Основные задачи мнемотехники: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной; слуховой; ассоциативной; словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления. 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В группе имеются такие игры как: «Слова наоборот» «Что случится» «Скажи правильно» «Рассказы по рисункам» «Какая, какое, какие?» «Логопедическое лото» «Профессии» «Кто в домике живет?» «Собери потешку» «Собери пословицу» «Играем в лото» «Мои первые предложения» «Большой – маленький Кто что делает» «Короткие слова» «Времена года»
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Театрализованная деятельность - делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи. В группе имеются такие виды театра как: Пальчиковый театр Плоскостной театр Куклы – рукавички Используются также детские костюмы персонажей сказок.
Экскурсии как метод развития речи детей Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Работа с родителями Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Мастер – класс для родителей «Играя, развиваем речь детей». Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры: "Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов существительных и прилагательных объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Воспитатель: Кошка, бывает какая? Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная... Воспитатель: Что еще бывает разноцветным? Родитель: Радуга, платье, телевизор... Воспитатель: Каким еще может быть платье? Родитель: Шелковым, новым, прямым... Воспитатель: Что еще может быть прямым? Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д. "Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ … ВРАГ, ДЕНЬ … НОЧЬ, РАДОСТЬ … ГРУСТЬ, ЖАРА … ХОЛОД, ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ, ХОРОШО … ПЛОХО, ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО, МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО, БЫСТРО … МЕДЛЕННО…
«Мои пальчики расскажут» Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. «Пальцы – дружная семья» Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.) Будем их соединять И движенья выполнять…(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.) Мы рога козы покажем(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.) И рога оленя даже… (Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.) "Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье; Желтая - репа, краска, сумка; Синий - василек, баклажан, карандаш. В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».
Презентация опыта работы воспитателя ДОУ детского сада комбинированного вида № 99
Тема: "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром.
Цель опыта: При знакомстве с предметным миром развивать у старших дошкольников познавательно-речевые способности.
Задачи опыта:
1. Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с предметным миром, его изменением человеком.
2. Познавательно-речевое развитие дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование у него представлений о предметном мире, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах учения, жизни, труда.
3. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, развивать "ручную умелость", стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
4. Формировать представления детей о предметном мире региона: романовской игрушке и предметным миром хохломы.
Актуальность опыта: В предметном мире материализован многовековой опыт человечества, с которым необходимо знакомить ребенка. Несмотря на имеющуюся методическую литературу по ознакомлению с предметным миром, отсутствует целостный, системный подход в ознакомлении с предметным миром, отсутствует интеграция образовательных областей, что сейчас особенно важно с внедрением ФГТ в образовательный процесс. Совершенно отсутствует региональный компонент, в ходе которого можно знакомить старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром. Поэтому первоначально выбранную мною тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром" я дополнила с опорой на региональный компонент.
Новизна опыта : Разработана целостная система работы с детьми, включающая в себя перспективно-тематическое планирование по развитию познавательно-речевой деятельности при формировании представлений о предметном мире с интеграцией образовательных областей, которая предусматривает разные формы работы с детьми: наглядное моделирование, работу по схемам, алгоритмам по составлению описания предметов, технологические карты при выполнении операций с предметами. Разработала конспекты интегрированных занятий, проектной деятельности , формы работы вне занятий для детей старшего дошкольного возраста. Вместе с родителями провела работу по созданию уголков творчества Липецкой области , семейных традиций, связанных с предметным миром (прялки, рушники).
При составлении перспективного комплексно-тематического плана и в процессе работы я использовала методическую литературу:
ü Бондаренко «Дидактические игры в детском саду". М., "Просвещение", 1969.
ü "Что было до: Игры-путешествия в прошлое предметов" М., ТЦ "Сфера", 2000.
ü "Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников". М., ТЦ "Сфера, 2000.
ü Новоселова С. "Развивающая предметно-игровая среда детства"
ü ДВ № 4, 2010 г.
В доступной и интересной для дошкольников форме можно знакомить с историей предметов и вещей, открывая для них активное взаимодействие человека с окружающей средой и предметным миром, активно развивая познавательно-речевые способности. Поэтому я решила выбрать для своей работы тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром".
Я начала активно создавать предметно-развивающую среду: приобрела необходимый наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, игрушки, подобрала энциклопедическую, детскую художественную литературу . В группе с помощью родителей создала уголок народного быта и уголок творчества ремесел Липецкого края (романовская игрушка, предметы хохломы «Липецкие узоры»).
Подобрала мультфильмы, в которых не только закреплялись бы знания о предметном мире, но и на примере героев мультфильмов воспитывались бы нравственные черты.
Обогатив предметно-развивающее пространство, начала составлять перспективный комплексно-тематический план работы, включающий в себя основные мероприятия по ознакомлению с предметным миром с учетом регионального компонента, требований ФГТ.
В перспективно-тематическом плане постаралась предусмотреть интеграцию образовательных областей при ознакомлении детей с предметным миром, проектную, художественную и конструктивную деятельность, проведение сюжетно-ролевых игр. Учеными доказано, чем больше анализаторов участвует в познании, тем глубже результативность усвоения материала. Реализация плана служила основой целостного, системного подхода к ознакомлению дошкольников с предметным миром.
Выработала методику поэтапного погружения детей в среду предметного мира. При знакомстве с новым предметом я учила детей:
Наблюдению за предметом;
Обследованию предмета;
Выявлению сенсорных эталонов (цвету, форме, размере, материалу, из которого он изготовлен);
Выявлению свойств и качеств предмета (опыты);
Решение речевых задач: дидактические игры на активизацию словаря, формирование грамматических форм, развития связной речи: составление описательного рассказа о предмете (с применением схемы, моделирования) составление творческого рассказа о предмете
Организация художественного творчества: рисунки, лепка, конструирования о предмете;
Организация сюжетно-ролевой игры;
Организация выставок рисунков, поделок, театрализованной деятельности, развлечений;
Работа с родителями.
Свойства и качества предмета можно исследовать в экспериментальной деятельности, в которой не только развивается логическое мышление, но и активно решаются речевые задачи: активно развивается словарь, умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). В процессе ознакомления с предметами у детей формируется диалогическая и монологическая речь. Вместе с детьми проводили опыты, используя тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые ощущения.
Но основе ознакомления детей с темой «В мире одежда» я расскажу, как осуществлялся этот целостный подход. При знакомстве с одеждой дети формировали новые представления о ней, прежде всего, в ходе виртуальной экскурсии с помощью мультимедийных технологий, ее разнообразием, функцией и назначением, деталями одежды, цветом ткани, разнообразием материалов. Затем с детьми была проведена экскурсия в "Ателье", магазин "Одежда". Были проведены опыты, дети учились распознавать ткань на ощупь "Какая ткань гладкая, какая ворсистая и т. д?", "Какая ткань быстрее мнется?", «Какая ткань быстрее намокает», помогающие детям самостоятельно убедиться в свойствах и качествах предметов, самостоятельно сделать выводы и умозаключения.
Дети составляли описательные творческие рассказы об одежде.
Рисовали одежду, конструировали для кукол платья, платки. Дети охотно играли в сюжетно-ролевые игры "Магазин одежды", "Ателье", потому что кругозор детей значительно расширился. Была проведена проектная деятельность " В мире одежды". Предметы имеют историю возникновения предметов, и я старалась с помощью мультимедийных технологий познакомить детей с историей возникновения одежды. При этом старалась подчеркнуть творческое начало человека, сформировать чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, предметному миру. В НОД дети познакомились с историей возникновения одежды с помощью мультимедийных технологий, с тем, кто шьет одежду на основе опыта детей.
Для родителей была организована выставка рисунков об одежде, проведены консультации "Как знакомить детей с одеждой", предложен вопросник, по которому родители могли и дома формировать представления детей об одежде и формировать практические навыки – стирать кукольное белье, платочки, носочки. В режимных моментах проводились физкультминутки по теме "Одежда", тренинги "Постирай кукольное белье", "Почисти одежду", проводились досуги "Вечер загадок об одежде"
Такой целостный, системный подход к теме "В мире одежды" помог детям не только сформировать представления об одежде на высоком уровне, но и способствовал развитию речевых и художественных способностей и возникновению познавательной мотивации к предметному миру.
Закрепление представлений детей о предметном мире проводила в центрах предметно-развивающей среды. В уголке книги рассматривали иллюстрации по темам, которые изучались с детьми, читали книги, сказки. В уголке художественного творчества дети лепили посуду, рисовали и украшали одежду, изготовляли игрушки, конструировали мебель, здания, транспорт. В учебном центре считали игрушки, посуду, раскладывали ее по размеру, измеряли ткань, измеряли, сколько стаканов воды войдет в кувшин, вазу. В центре науки повторяли опыты, которые я с ними проводила. Таким образом, в интеграции образовательных областей познания, коммуникации, здоровья, социализации, чтения художественной литературы, художественного творчества создавался целостный и системный подход в ознакомлении дошкольников с предметным миром.
В режимных моментах, в тренингах дети активно взаимодействовали с предметами (складывали одежду, убирали и мыли игрушки, кукольную посуду, стирали кукольную одежду), сравнивали и обобщали предметы.
В НОД и режимных моментах старалась сформировать умение детей составлению описательных рассказов о предметах с использованием моделирования. Учила детей составлять сказки о предметах, в этих сказках дети проявляли фантазию, речевое творчество.
Так при знакомстве с посудой дети составляли сказки. Для примера привожу сказку, которую сочинила Акимова Настя.
Добрая ложка.
Жила-была столовая ложка. Стало ей скучно, и решила она найти себе друзей. Повстречалась ей чашка на столе, стали они дружить. Ложка размешивала сахар в чашке, но ей быстро надоело это занятие. Она отправилась дальше. Ложка встретила тарелку, на которой лежала котлета. Котлету ломать было трудно и неудобно, и ложка поспешила дальше. Вдруг она увидела глубокую красивую тарелку, в которой был налит вкусный суп. За столом сидел грустный мальчик. Мальчик очень обрадовался, когда увидел ложку. Ложка помогла ему съесть суп. С тех пор они стали настоящими друзьями.
Эмоционально насыщенный материал о предметном мире вызывает эмоциональный подъем у дошкольников, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда человека. У дошкольников формируется чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, к предметному миру. Такой материал из истории предметов, вещей я использовала с применением мультимедийных технологий. Они ярко, наглядно рассказывали детям историю возникновения всех предметов: зубной щетки, посуды, мебели, одежды, жилища.
Эмоциональные впечатления дети получали и при просмотре мультфильмов, где наглядно решались нравственные проблемы. При просмотре мультфильма "Старая игрушка" ставилась нравственная проблема, как поступить со старой игрушкой – выбросить или обновить и сохранить.
При ознакомлении с предметным миром старалась обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного интереса к теме, поддерживала стремление детей к самостоятельному созданию фантазийных дизайнерских работ (мебельного, костюмного и др.), используя разные техники и материалы с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Использование конструирования и художественного труда помогало мне вызвать любопытство, живой интерес, желание войти в предметный мир, научиться самому создавать вещи предметного мира.
К теме по знакомству с предметным миром привлекала родителей, старших братьев и сестер. Вместе со взрослыми и детьми в группе создавала коллекции предметов: народных, романовских игрушек, предметов хохломы.
Вместе с родителями дети начали собирать свои коллекции. Капустин В. начал собирать коллекцию монет, Оля Т. – марки, Максим В. – модели автомобилей. Они приносили свои коллекции в детский сад и рассказывали детям о предметах своих коллекций. При собирании коллекции дети обогащали свой кругозор о предметах, делились своими знаниями со своими сверстниками, то есть появилась познавательная мотивация, любознательность.
Проводила для родителей консультации "Как знакомить детей с бытовой техникой ", "Как знакомить с одеждой", предлагала им вопросники. Организовывала выставки рисунков, поделок. Дети совместно с родителями совершали экскурсии в музей народно-прикладного искусства, в краеведческий музей. Активная работа способствовала возникновению интереса к данной проблеме родителей, они охотно включались в процесс ознакомления детей с предметным миром, это помогало детям сохранять устойчивый познавательный интерес и развивать в общении с родителями речевые навыки.
Таким образом, ознакомление детей с предметным миром с интеграцией всех образовательных областей помогло мне сформировать устойчивый познавательный интерес к предметному миру и коммуникативные навыки. Дети могут составить описательные рассказы и сказки о предмете, активно участвуют в диалоге, у них развита доказательная, рассудительная речь.
Дошкольники познакомились с предметами регионального уровня – романовской игрушкой, предметами хохломы «Липецкие узоры». Научились лепить романовские игрушки, рисовать по мотивам «Липецкие узоры».
Но самым главным достижением я считаю практические умения, которые приобрели дети в процессе ознакомления с предметным миром. Девочки охотно помогают маме мыть посуду, сервировать стол, готовить бутерброды, салаты, винегреты . Мальчики помогают пылесосить, моют свою обувь, чистят ее.
Диагностика показала, что дети на высоком уровне овладели представлениями о предметном мире. На высоком уровне – 40% детей, на среднем – 60 %.
(Диаграмма)
У детей сформировался высокий уровень речевых навыков. Составлением описательных рассказов овладели все дети: на высоком уровне –24 %, на среднем уровне – 76%. (Диаграмма)
Творческие рассказы могут последовательно составлять на высоком уровне – 19%., на среднем уровне – 67 %, на низком – 14 %. (Диаграмма)
Диагностика формирования представлений
о предметном мире
Диагностика умения детей составлять
творческие рассказы о предметах
Презентация опыта работы для конкурса «Воспитатель года-2014»
Муниципального Казенного Дошкольного Общеобразовательного Учреждения «Елань-Коленовский детский сад №1»
В нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена « мини – лабораториями » , что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного
интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и
экспериментирования. Наша «мини-лабораториия» оборудованы всем необходимым:
1.Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магнит,микроскоп).
2.Разнообразные по объёму и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл).
3.Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, листья деревьев).
4.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
5.Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель).
6.Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, трубочки для коктейля).
7.Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сыпучие материалы, цветные и прозрачные стёкла, свечи,и др.).
8.Измерительный материал (метр, линейка, условные мерки).
Я использую два уровня реализации исследовательской
деятельности:
1. Ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения, само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.
2. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Каждый эксперимент разрабатывается по следующему
алгоритму:
1.Возникновение проблемы (постановка проблемы).
2.Выдвижение гипотез(предложений).
3.Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).
4.Выводы (установление связей).
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действи-
тельности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский