Инструкции по от для водителя автомобиля 8. Новые правила охраны труда водителей легковых и грузовых автомобилей

Транспортные происшествия всегда занимают верхние строчки рейтингов в статистике несчастных случаев на производстве. Один из эффективных способов снизить травматизм водителей - грамотно составить ИОТ и провести инструктаж. В статье пошаговый алгоритм разработки инструкции и шаблоны необходимых документов.

Из статьи вы узнаете:

Кто разрабатывает и кто утверждает инструкцию по охране труда для водителей автотранспорта

Инструкция по охране труда (ИОТ) составляется непосредственным руководителем работника или транспортного подразделения. Эта обязанность зафиксирована в его должностной инструкции. Также составление ИОТ может быть поручено главному инженеру, это зависит от структуры предприятия. Важно, чтобы ответственный за подготовку был компетентен в организации труда, знал все вредные/опасные факторы их работы и т.д.

ИОТ создается не одним должностным лицом единолично, специалисту по охране труда следует оказывать ему методическую помощь. Кроме того, если в организации имеется профсоюз, необходимо учесть мнение этой инстанции.

Работодатель, столкнувшись с потребностью разработать ИОТ, должен назначить ответственного сотрудника. Для этого выпускается приказ, в котором перечисляются все лица, которые будут задействованы в процессе создания ИОТ, обозначаются конкретные сроки выполнения. После всех необходимых согласований данный документ подлежит утверждению. Здесь возможны два варианта. Руководитель предприятия может либо заполнить предусмотренный гриф утверждения на проекте документа.

Охрана труда для водителей

Работа водителя связана с рисками не только для жизни и здоровья его собственными. Он перевозит ценные грузы или людей. Поэтому охрана труда предъявляет серьезные требования к самому шоферу, а также к условиям его работы. За нарушение этих требований неизбежно наказание. Как минимум, это будет дисциплинарное взыскание, а в некоторых случаях .

Вредные и опасные производственные факторы

Во время работы водитель подвергается риску воздействия целого ряда вредных и опасных факторов. Перечислим их:

  • Само транспортное средство, другие участники дорожного движения.
  • Все используемые для обслуживания автомобиля .
  • Высокая температура двигателя. Пар, горячие жидкости, возникающие в процессе эксплуатации и ремонта машины. Связанная с транспортным средством пожароопасность.
  • Специфика рабочего места – статичная поза, неблагоприятный микроклимат, плохое освещение, вредные вещества (бензин или другое топливо, охлаждающая жидкость, масло и т.д.), .
  • Специфика места обслуживания автомобиля – скользкий пол, острые углы, опасность падения груза (при погрузочных работах или если машина вывешена на домкрате), возможные физические перегрузки.

Все эти факторы не могут не влиять на здоровье. Поэтому плановый медосмотр водители проходят регулярно, 1 раз в два года (п. 27 приложение 2 к ). Помимо оценки физического здоровья, эти работники должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование (согласно "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденному Минздравом Приказом № 302н).

Все медосмотры работников проводятся за счет работодателя.

Читайте об организации медицинских осмотров водителей:

Большое влияние должно уделяться правилам использования защитных средств, их соответствию выявленным вредным факторам. Также немаловажен график работы, строгое соблюдение нормативов труда и отдыха, здоровый образ жизни в целом.

Помимо базовых требований ОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут применяться дополнительные. Работодатель обязан организовать целевые инструктажи каждый раз, когда шоферу необходимо работать в нетипичных условиях.

Требования ОТ

Водитель должен соответствовать целому перечню условий:

1. Достижение совершеннолетия.

2. Отсутствие противопоказаний по здоровью, .

3. Наличие аттестата о среднем образовании, водительского удостоверения требуемой категории, профессионального образования. Если последнего нет – работник направляется в специализированный центр на 72-часовое обучение по охране труда.

4. Знание требований охраны труда в части устройства и эксплуатации машины, ее техобслуживания. В это понятие включены безопасные методы разборки транспортного средства, работа с техническими жидкостями, правила безопасности при работе с инструментом.

5. Прохождение всех необходимых инструктажей и проверок знания требований ОТ: целевых, вводных, первичных и т.д. Допускать выход на линию работника, не подтвердившего свою квалифицированность и компетентность, нельзя. График инструктажей разрабатывается работодателем. Напомним, что все без исключения водители должны 1 раз в 3 месяца проходить повторные инструктажи. Если произошло ЧП или был допущен перерыв в работе – обязателен внеплановый инструктаж по ОТ.

При плохом самочувствии, остром заболевании водитель обязан:

  • сообщить непосредственному руководителю;
  • обратиться за врачебной помощью.

При несчастном случае с кем-то из коллег водитель обязан:

  • Сообщить руководителю.
  • Эвакуировать пострадавшего или максимально предотвратить дальнейшее воздействие опасного фактора.
  • Вызвать скорую медицинскую помощь.
  • Оказать первую помощь пострадавшему, по возможности запросив его разрешения. В компетенцию шофера входит умение пользоваться . Сейчас она практически полностью состоит из перевязочных средств, а лекарственные препараты изъяты из состава (после введения в действие ). Приложения к этому приказу регламентируют состав аптечки и правила ее использования.
  • При необходимости обеспечить перевозку пострадавшего в медицинское учреждение.
  • «Законсервировать» место происшествия для дальнейшего расследования и дать объективные показания, ничего не умалчивая.

При выявлении нарушений норм законодательства, которые явно могут повлиять на жизнь и здоровье, водитель обязан:

Режим труда и отдыха водителей работодатель должен контролировать с помощью тахографа. Если приборы в организации не используют, оштрафуют не только руководителя предприятия, но и должностных лиц, например ответственного за БДД. При этом купить можно не любой прибор, а только те, что разрешил Минтранс. В статье журнала "Справочник специалиста по охране труда" эксперты разъяснили, на какие автомобили установить тахограф, как его выбрать и почему работодателю выгодно использовать этот прибор. А еще в конце статьи вы найдете удобную памятку для шофера - раздайте ее работникам, чтобы они правильно использовали тахограф.

Как подготовить ИОТ водителя

Для разработки ИОТ важно понимать, что она должна быть логичной и не содержать двусмысленных формулировок. Собранный в инструкции объем информации должен давать четкие алгоритмы действий.

Основой для ИОТ служат типовые отраслевые инструкции, согласно п. 5.3. Методических рекомендаций, утвержденных . Это, например, ТОИ Р-200-01-95 Т – типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. На ее основе с учетом конкретики предприятия разрабатываются локальные инструкции.

Образцы инструкций

Скачайте образцы ИОТ для:

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для водителя автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1. К управлению автомобилем допускаются лица:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к выполнению данной работы;
  • обученные по программе обучения водителя автомобиля;
  • имеющие соответствующее водительское удостоверение;
  • прошедшие стажировку;
  • прошедшие проверку знаний безопасных методов работы;
  • прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, допущенные к самостоятельной работе.

1.2. Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проверке знаний или после проведения инструктажей, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны повторно пройти проверку знаний или инструктаж.

1.3. Водитель автомобиля должен знать:

  • инструкцию по охране труда для водителя автомобиля;
  • должностную инструкцию водителя автомобиля;
  • инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля;
  • правила дорожного движения;
  • инструкцию по охране труда при работе с ручным слесарно-кузнечным инструментом;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила применения средств индивидуальной защиты;
  • правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях;
  • правила противопожарного режима;
  • правила личной гигиены;
  • опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемой работой.

1.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утвержденными работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.5. Водителю запрещается:

  • управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения. Такие водители к дальнейшей работе не допускаются;
  • распивать спиртные напитки в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
  • передавать управление автомобилем другим лицам без разрешения администрации, использовать автомобиль в личных целях;
  • отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;
  • устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов.

1.6. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.7. Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.

1.8. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • перевозимые и складируемые грузы;
  • повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное содержание паров этилированного бензина;
  • движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.

1.9. Водитель обязан:

  • соблюдать требования настоящей инструкции, норм и правил;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарную безопасность;
  • немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;
  • проходить периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр;
  • знать правила и порядок поведения при пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • не допускать на рабочее место посторонних лиц;
  • курить в специально отведенных местах;
  • нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • содержать в чистоте рабочее место.

1.10. Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

1.11. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.

1.12. При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.

1.13. Не стоять и не проходить под поднятым грузом.

1.14. При выезде на линию иметь при себе:

  • удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • путевой или маршрутный лист.

1.15. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

1.16. За нарушение требований инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:

2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен:

  • отключить и отсоединить элементы подогрева;
  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
  • проверить герметичность системы питания;
  • проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

2.3 Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

2.4 При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель автомобиля должен соблюдать следующие требования безопасности:

  • не брать рукоятку в обхват;
  • пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
  • при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

2.5 Водителю автомобиля запрещается:

  • производить пуск двигателя путем буксировки;
  • подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
  • эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Не допускать к ремонту автомобиля и пуску двигателя рукояткой посторонних людей.

3.2. При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем.

3.3. Не разрешать грузчикам или пассажирам сходить и садиться на ходу автомобиля, проезжать на подножках и крыльях машины или стоя в кузове.

3.4. При укладке и увязке груза в кузове оставлять место для перевозки грузчиков.

3.5. В кузове тягача прицепа и прицепной тележки перевозка людей запрещена.

3.6. При любой остановке автомобиль должен быть поставлен на ручной тормоз.

3.7. Не грузить автомобиль, прицепы и тележки сверх установленных габаритов и грузоподъемности. Запрещается тягачами транспортировать более двух тележек.

3.8. При погрузке и разгрузке машины грузоподъемными механизмами не находиться в кабине автомобиля и не производить ее обслуживание.

3.9. Подавать звуковой сигнал:

  • при въезде и выезде из ворот предприятия, склада;
  • в начале движения с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся люди;
  • при движении задним ходом;
  • в местах ограниченной видимости;
  • во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

3.10. Пользоваться только установленными проездами и переездами. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах. Запрещается также ставить автомобиль на железнодорожном пути или двигаться по нему.

3.11. При приближении к переезду снижать скорость и переезжать его со скоростью не более 5 км/ч, предварительно убедившись в полной безопасности для движения.

3.12. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.

4. Требования безопасности при техническом обслуживании автомобиля

4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:

Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.

4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.

Работать в легкой обуви запрещается.

4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка.

Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.

4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму все бензобаки должны быть закрыты огнеупорными чехлами.

Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т.п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.

4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.

4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.

4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.

4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:

  • проверить правильность установки колес по отношению направляющих;
  • поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;
  • убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.

4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

4.21. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

4.22. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

4.23. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель автомобиля должен:

  • немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был;
  • оперативно принять меры по устранению причины аварии или ситуации, которая может привести к авариям или несчастным случаям.

5.2 При возникновении в здании пожара, задымлении:

  • немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
  • открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
  • приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
  • организовать встречу пожарной команды.
  • покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

5.3 При несчастном случае:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
  • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1.По окончании работы водитель должен:

  • сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.
  • о всех замеченных при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру.
  • привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.
  • обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.
  • после окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом.

Настоящая инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работ по управлению легковым автомобилем допускаются лица, не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, проверку знаний и допущенные к самостоятельной работе.
1.2. Работнику проводятся:
— повторный инструктаж по охране труда проводятся — 1 раз в 6 месяцев;
— проверка знаний требований охраны труда – 1 раз в год;
— проверка знаний по электробезопасности для неэлектротехнического персонала в объеме 1 группы по электробезопасности – ежегодно.
1.3. Водитель обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать технические требования к эксплуатации автомобиля;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный легковой автомобиль приказом по предприятию.
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.
1.6. Водитель должен:
— уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
— иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
— остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
— приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни — покинуть помещение.
1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.12. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)
1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
— движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
— горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
— отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
— столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.
1.14. Работники обеспечиваются необходимой спецодеждой и защитными приспособлениями согласно действующих нормам. Хранить спецодежду следует в специальных шкафчиках отдельно от личной одежды.
1.15. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.3. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
— техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды.
— давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
— наличие исправного инструмента и приспособлений;
— заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.4. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.5. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.6. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
2.7. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.8. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
— операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
— продувку бензосистемы производить насосом;
— при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
— в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
2.9. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
3.7. Водителю не разрешается:
— управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автомобилем посторонним лицам;
— выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!»
3.9. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару. Использованную ветошь складировать с негорючие изолированные ящики с плотными закрывающимися крышками.
3.10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.11. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.
4.4. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, непосредственному руководителю, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.5. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить исправность автомобиля.
5.2. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть руки с мылом.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Добавлен на сайт:

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных , содержащих государственные требования охраны труда, правил дорожного движения, требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя легкового автомобиля при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - ________________________________.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы) и имеющие удостоверение, выданное Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на право управления автомобилем данной категории.

1.2. Водители допускаются к выполнению работ только после прохождения вводного (общего) инструктажа и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который проводится повторно не реже одного раза в квартал и при каждом изменении работы. Вновь принятые на работу водители должны пройти стажировку в течение 6-10 смен для усвоения приемов труда с последующей проверкой знаний.

1.3. Водители должны выполнять все требования Правил дорожного движения.

1.4. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.5. Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.

1.6. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:

Движущиеся машины и механизмы;

Перевозимые и складируемые грузы;

Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное содержание паров этилированного бензина;

Движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.

1.7. Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

1.8. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.

1.9. При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.

1.10. Не стоять и не проходить под поднятым грузом.

1.11. При выезде на линию иметь при себе:

1.11.1. Водительского удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством;

1.11.2 Регистрационные документы на транспортное средство, а при наличии прицепа и на прицеп;

1.11.3. Путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

1.11.4. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

1.12. Водители в зависимости от климатических условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

Костюмом хлопчатобумажным;

Рукавицами комбинированными.

Зимой дополнительно:

Курткой на утепляющей прокладке;

Брюками на утепляющей прокладке.

1.13. Водители должны знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.14. Водители должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

1.15. Водитель является ответственным за соблюдение правил охраны труда всеми лицами, находящимися в автомобиле, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц, связанных с работой и обслуживанием автомобиля.

1.16. Водители, не выполняющие требования инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водитель обязан:

2.1.1. Получить задание на выполнение работ.

2.1.2. Пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр.

2.1.3. Надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

2.2. После получения наряда-задания водитель обязан:

2.2.1. Проверить:

2.2.1.1. Наличие медицинской аптечки, огнетушителя и комплекта инструментов.

2.2.1.2. Техническое состояние автомобиля.

2.2.1.3. Исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида.

2.2.2. Произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее.

2.2.3. После заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами.

2.2.4 Убедиться в работоспособности двигателя на холостом ходу, тормозов и рулевого управления на малом ходу, а также в исправности осветительных и контрольно-измерительных приборов.

2.2.5. Предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику), получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.

2.3. Водитель не должен выезжать в рейс при следующих нарушениях требований безопасности:

2.3.1. Неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля.

2.3.2. Несоответствии характеристик автомобиля (в частности, количества посадочных мест) цели предстоящей перевозки (с учетом количества пассажиров, указанного заказчиком).

2.3.3. Отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

2.4. Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами. При невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы водитель обязан:

3.1.1. Выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств.

3.1.2. Перед подачей автомобиля назад убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения.

3.1.3. Перед выходом из автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы.

3.1.4. Прежде чем выйти из автомобиля на проезжую часть, убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях.

3.2. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:

3.2.1. Во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении.

3.2.2. Избегать быстрых поворотов рулевого колеса.

3.2.3. Трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач.

3.2.4. При спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом.

3.2.5. Двигаться через переправу (в том числе паромную) только после высадки пассажиров из салона.

3.2.6. При остановке или стоянке автомобиля в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни.

3.3. Водителю запрещается:

3.3.1. Управлять автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

3.3.2. Пользоваться прямой передачей во время длительного спуска.

3.3.3. Двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей.

3.3.4. Отдыхать или спать в автомобиле с работающим двигателем.

3.3.5. Допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ

4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:

Обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом;

Заточку инструмента на наждачных точилах;

Работы с применением грузоподъемных машин;

Газоэлектросварочные работы.

Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.

4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.

Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается.

4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка.

Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.

4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму все бензобаки должны быть закрыты огнеупорными чехлами.

Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колесо, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т. п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.

4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.

4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.

4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.

4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:

Проверить правильность установки колес по отношению направляющих;

Поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;

Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.

4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

4.21. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обита листовой сталью, не имела заусенцев.

При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.

4.22. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

4.23. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

4.24. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При возникновении неисправностей автомобиля (отказе тормозов, рулевого управления, аккумулятора и т. п., постороннем шуме) немедленно прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

5.2. При возникновении пожара на машине немедленно остановить ее, заглушить двигатель, перекрыть бензобак и отсоединить аккумулятор. Огонь тушить огнетушителем, песком, землей, кошмой.

5.3. При несчастном случае пострадавший или очевидец, бывший при этом, обязаны известить лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика, которые должны организовать оказание первой помощи пострадавшему и направить его в медпункт.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. Сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.

6.2. О всех замеченных при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру.

6.3. По окончании обслуживания или ремонта привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.

Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки.

6.4. Обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.

6.5. После окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе водителем автомобиля допускаются лица:
— не моложе 18 лет;
— имеющие документ о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
— имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
— прошедшие вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте.
1.2. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители переведенные на новый тип транспортного средства к управлению транспортным средством допускаются после прохождения стажировки, с оформлением стажировочного листа.
1.3. Повторный инструктаж по охране труда водитель проходит 1 раз в 3 месяца.
1.4. На водителя могут действовать следующие вредные факторы:
— нервно-психические перегрузки;
— статические перегрузки;
повышенный уровень шума и вибрации;
— движущиеся машины и механизмы;
— повышенная подвижность воздуха;
— прямая и отраженная блесткость;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.
1.5. Водитель обеспечивается санитарной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с Нормами, утвержденными руководителем учреждения. Водителю выдаются:
— перчатки х/б.
1.6. Водитель обязан:
­ выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
­ соблюдать правила личной гигиены;
­ выполнять требования настоящей инструкции по охране труда и других инструкций, знание которых обязательно в соответствии с должностными обязанностями;
­ соблюдать противопожарный режим учреждения.
1.7. О любом несчастном случае водитель должен сообщить своему непосредственному руководителю.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед выездом на линию водитель должен:
1) пройти предрейсовый медосмотр;
2) получить путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
3) проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:
— исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей салона, запоров бортов (на пикапе), глушителя и плотность его соединений и т.д.;
— отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— давление воздуха в шинах и их исправность;
— наличие аптечки, огнетушителя, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, набора инструмента для мелкого (аварийного) ремонта автомобиля.
2.2. Перед пуском двигателя водитель должен:
— затормозить автомобиль стояночным тормозом;
— поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2.3. Водителю запрещается:
— производить пуск двигателя путем буксировки;
— подогревать двигатель, коробку передач открытым огнем;
— эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. В условиях недостаточного обзора сзади, требовать выделения человека для организации безопасного движения автомобиля.
3.1.2. При остановках автомобиля принять меры, исключающие наезд проходящего транспорта, выбрать наиболее безопасный участок для остановки (стоянки) или съехать с проезжей части дороги, в темное время суток (в условиях плохой видимости) включить габаритные огни.
3.1.3. Перед выходом из автомобиля выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.
3.1.4. После выхода из автомобиля, в случае, если он остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.5. В зимнее время для предупреждения обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
3.1.6. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.7. Не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.8. При заправке автомобиля в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах.
3.1.9. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.10. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.1.11. Водителю запрещается:
— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения;
— передавать управление автомобилем лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;
— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
— на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива;
— перевозить в салоне людей больше, чем указано в паспорте завода-изготовителя;
— допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц.
3.1.12. После первых трех часов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.
3.2. При перевозке грузов.
3.2.1. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов.
3.2.2. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
3.2.3. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
3.2.4. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх.
3.2.5. К перевозке опасных грузов могут быть допущены только обученные и аттестованные водители, имеющие свидетельство установленной формы.
3.2.6. При перевозке баллонов со сжатым газом они должны быть уложены на стеллажах, с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком, с запорными приспособлениями, предохраняющими баллоны от тряски и ударов. Вентили баллонов должны быть закрыты металлическими колпаками.
3.2.7. Запрещается:
— курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
— совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;
— перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
— перевозить пылящие грузы в открытом кузове.
3.3. При использовании домкрата.
3.3.1. Перед установкой автомобиля на домкрат: затормозить его стояночным тормозом, включить низшую передачу, убрать ключ из замка зажигания, закрыть двери салона, подложить под колеса деревянные башмаки.
3.3.2. Домкрат устанавливать на твердый грунт, в случае необходимости установки домкрата на рыхлой почве под домкрат необходимо подложить специальные доски, для обеспечения его устойчивости.
3.3.3. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него допускается только со стороны, противоположной проезду.
3.3.4. Запрещается:
— монтировать (демонтировать) колеса и находиться под автомобилем, установленном на домкрате без страхующих подставок, а также при работающем двигателе;
— использовать в качестве страхующих подставок кирпичи, диски колес и другие случайные предметы;
— работать лежа на земле без лежака.
3.4. При монтаже демонтаже шин.
3.4.1. Шиномонтажные и демонтажные работы производят на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. При необходимости монтажа (демонтажа) шин в дорожных условиях необходимо соблюдать определенные требования безопасности:
— при работе на обочине дороги – работать только справа по ходу движения;
— монтаж и демонтаж производить специальным монтажным инструментом;
— снимать колеса со ступицы, а также приступать к демонтажу шины с обода только после полного выпуска воздуха из шины;
— монтировать шину только на соответствующий ей обод колеса;
— приступать к накачиванию шин при условии, что она заняла правильное положение на ободе;
— накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см?) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией завода-изготовителя шины.
3.4.2. При шиномонтажных работах запрещается:
— использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы;
— использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
— накачивать шину без предохранительных устройств, препятствующих вылету колец и свыше установленной заводом-изготовителем нормы.
3.4.3. Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом, ножом и т.п.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Водитель обязан сообщить своему руководителю о происшедшем с ним или по его вине происшествии, аварии, несчастном случае и т.п.
4.2. При возникновении пожара на автомобиле во время движения необходимо остановить автомобиль; по возможности, перекрыть подачу топлива, отсоединить аккумуляторную батарею и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии (ДТП):
— остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию;
— при наличии пострадавших оказать первую доврачебную помощь, следуя указаниям « » (И 01-2014), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону «03»;
— сообщить в ГИБДД, а также своему руководителю;
— по возможности сохранить обстановку на месте происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Перед постановкой автомобиля на ночную или длительную стоянку проверить внешним осмотром герметичность систем (отсутствие утечки топлива, масла, воды и т.д.), надежность замков дверей, капота и т.д.
5.2. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.



Поделиться