Научная электронная библиотека. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Кафедра «Фармации и фармакологии»

Контрольная работа по психологии и педагогике

Тема: «Роль просветительских программ в формировании

здорового образа жизни»

Выполнила: Голощапова Е.Н.

Студентка V курс 1 группы

Факультета фармации и

Медицинской биологии

Проверила: Дресвянина А.В.

Архангельск, 2013

Введение.

Соблюдение принципов здорового образа жизни актуальная проблема современного мира. Заглянув в историю можно обнаружить, что и в древности люди уделяли силы и время профилактике заболеваний. В Древней Греции большое значение уделялось закаливанию и физической культуре. В Древнем Риме славились сила, выносливость, отвага. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам. Мировые религии, так или иначе, уделяли внимание вопросам здорового образа жизни, рассматривая их в контексте нравственных учений.

Цитату «Болезнь легче предупредить, чем лечить» знают все, но не все хотят следовать этому принципу. Основная задача просветительских программ касающихся темы здоровья убедить человека и доказать необходимость здорового образа жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни. Увеличение рисков техногенного, экологического, психологического и военного характера провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.

За последние 10 лет в России на фоне экологического неблагополучия среды, снижения жизненного уровня появились негативные изменения в состоянии здоровья населения. Это отчетливо заметно у подростков. Поэтому целесообразно проводить основную работу среди подрастающего населения. Основным методом повышения информированности и обучения подростков является внедрение информационно-просветительских технологий в систему формирования здорового образа жизни в социально-культурную сферу.

Однако не следует забывать о влиянии семьи на поведение ребенка. Поэтому просветительские программы должны касаться и взрослых.

Низкий уровень информированности населения связан еще и с тем, что медицинская литература редко пропагандирует профилактические мероприятия. Чаще издается литература посвященная лечению уже имеющегося заболевания, предназначенная для больных, а не здоровых.

Повышение уровня осведомленности населения влияет на поведенческие изменения, а также позитивно отражается на здоровье.

Основные понятия.

Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, у него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек - хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым.

Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья;

Поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

- индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;
- система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;
- модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний;

- система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения.

Санитарное просвещение – это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Просветительская деятельность - это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Просветительское мероприятие – это совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений.

Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека и его мотивации.

Различные точки зрения о здоровом образе жизни резкой границы не имеют, они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения активного долголетия и полноценное выполнение социальных функций, активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

История.

Санитарное просвещение в том или ином объеме проводится во всех странах мира. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место в медицине с древности. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Способствовало этому развитие других наук (микробиологии, физиологии, гигиены и др.).

Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение начало формироваться в 1920-е годы в СССР, решая медико-санитарные задачи: борьба с социально-значимыми болезнями, охрана материнства и младенчества, улучшение условий труда и быта в городе и сельских районах, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. просветительская работа велась по вопросам санитарной обороны, пропаганды донорства, ликвидации санитарных последствий войны и т.д.

В послевоенный период санитарное просвещение являлось обязательным разделом деятельности каждого лечебно-профилактического, санитарно-эпиделиологического учреждения и каждого медицинского работника. Распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов, трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и др. организации. Для координации их работы были созданы межведомственный Всесоюзный Совет санитарного просвещения (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательской и научно-методической работой занимался Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, основанный в 1928г. В Москве.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

7universum.com

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

канд. социол. наук, доцент кафедры социальных наук, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ),

SOCIAL WELLBEING AND SOCIAL SECURITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY

Candidate of sociological sciences, associate professor, Department of Social Sciences, Far Eastern Federal University (FEFU),

Russia, Vladivostok

В статье рассматриваются основные характеристики социального благополучия населения. Особое внимание уделено установлению взаимосвязи социального благополучия и социальной безопасности в условиях глобализации современного общества.

The article discusses the main characteristics of the social welfare of the population. Special attention is paid to the establishment of the relationship of social welfare and social security in the context of globalization of modern society.

Костина Елена Юрьевна

Россия, г. Владивосток E-mail: kostina. eyu@dvfu. ru

АННОТАЦИЯ

Костина Е.Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2277

Ключевые слова: социальное благополучие, социальная безопасность, глобализация, общество.

Keywords: social welfare, social security, globalization, society.

В современных условиях постоянных и довольно бурных общественных, культурных, экономических изменений в мире наблюдается рост интереса науки и общества к проблеме социального благополучия человека. Большинство национальных и региональных обществ сегодня ориентированы на достижение социального благополучия в различных сферах жизнедеятельности и в целом в обществе, считая его серьезным достижением. Так, в России социальное благополучие выступает одновременно и целью реализации социальной политики государства, а также критерием оценки ее эффективности, делая тождественными понятия уровня и качества жизни и понятия социального благополучия. Одной из функций социального государства выступает функция гаранта безопасности жизнедеятельности, и очень важно, чтобы государство ее не утратило, так как иначе оно потеряет доверие со стороны своих граждан и не сможет обеспечить им социальную безопасность, без которой невозможно общественное благополучие. Основным инструментом социальной политики и важнейшим регулятором социального благополучия выступают социальные законы, приоритетные национальные проекты и социальные программы, кроме того, государство устанавливает социальные стандарты, которые представляют собой принятые нормы и нормативы в предоставлении социальных услуг. «Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества» . Социальное благополучие всегда надо рассматривать как одну из важнейших характеристик экономического и социального развития общества, ведь отсутствие такого благополучия почти всегда говорит о неудовлетворенном уровне жизни и недостатке или недоступности ряда благ.

Благополучие - это пространство существования человека, которое в большей степени обусловлено вполне реальными показателями экономического и социального общественного развития . Объективные и субъективные показатели и факторы социального благополучия позволяют проанализировать нормативные данные с учетом индивидуальных

особенностей. Человеческое благополучие определяют, прежде всего, три фундаментальных фактора: материальное благосостояние, здоровье

и безопасность. В мультикомпонентной структуре можно выделить следующие показатели:

Материального благополучия (уровень дохода, жилищные условия);

Физическое благополучие (состояние здоровья, самочувствие, личная безопасность);

Социальное благополучие в узком смысле (межличностные отношения, участие в жизни социума, удовлетворенность своим социальным статусом и социальными ролями);

Эмоциональное благополучие (позитивное функционирование личности, личностный рост, социальное уважение и статус, психическое здоровье, стресс, верования и убеждения);

Профессиональное благополучие (профессиональные компетенции, производительность труда), здесь речь идет не столько о наличии трудовой занятости, сколько о возможности реализовать себя в профессии. Профессионально благополучные люди видят в работе любимое дело, которое позволяет им реализовать свои сильные стороны и достичь поставленной цели.

Стоит отметить, что достижение благополучия только в одной из рассмотренных выше сфер не означает достижения социального благополучия в целом, а позволяет говорить лишь об избирательном благополучии данного общества.

Социальное благополучие не определяется только внешними по отношению к человеку или социальной группе мерами социальной политики государства, это во многом субъективная оценка самими индивидами

и группами степени удовлетворения их социальных, экономических и культурных потребностей. Для населения, помимо традиционных показателей эффективности социальной и экономической политики, нужно учитывать также и потребности человека, оказывающие влияние на осознание и ощущение социального благополучия: социальный престиж, уважение, социальная

защищенность, свобода выбора, возможность реализации социальных ожиданий и претензий. По мнению ряда современных российских исследователей, собственные личностные свойства человека при их правильном сочетании и синергетическом функционировании могут выступать в качестве внутреннего фактора (блага) его же благополучия. Психологическая основа личностного благополучия - «это особое сочетание свойств темперамента, личности и позитивных черт характера, обеспечивающих человеку условия для того, чтобы совершать позитивные поступки, иметь благополучные межличностные отношения, глобальное позитивное отношение к себе и миру» . Все это позволяет человеку чувствовать и оценивать себя благополучным.

Отдельное внимание стоит уделить и анализу социально взаимосвязанных систем в современном социуме. В данном вопросе необходимо рассмотреть основные показатели качества и уровня жизни, такие как доступ к образовательным услугам, медицинской помощи, спортивным и культурным сооружениям, общий прожиточный уровень, правовая защищенность, наличие безопасной экологической обстановки. Особый интерес для анализа представляют модели социального благополучия, которые не только акцентируют внимания на внешней среде, но указывают на то, что человек, как разумное и обучающееся существо, может изменять среду в соответствии с собственными потребностями и стремлениями. Так, Г.В. Разинский предлагает говорить о двух моделях социального благополучия/неблагополучия, которые, по его мнению, и будут составлять суть социально-ценностной и поведенческой основы личности. Во-первых, это консервативно-инерционная (патерналистская) модель, базирующая

на традиционных представлениях о жизненном успехе, ожидании помощи из вне, слабых адаптивных механизмах и пассивности. Во-вторых, деятельностно-динамическая (антипатерналистская) модель, отличающаяся нацеленностью на активное освоение окружающей среды, высокие адаптивные способности и социальная активность .

Но не стоит забывать, что в формировании субъективного благополучия важную роль играют внешние относительно личности социальные институты, которые обеспечивают социализацию и адаптацию человека на разных уровнях и с учетом жизненных обстоятельств. Социальное благополучие человека - это сумма субъективной оценки человеком себя и собственной жизни, эффективное и позитивное функционирование личности и отлаженная система социальной политики, гарантирующая человеку социальную защищенность. Важной основой для социального благополучия выступает социальная безопасность, которая в свою очередь является результатом деятельности органов государственной, региональной и муниципальной власти, ведь именно она позволяет выбрать стратегию взаимодействия государства и человека, государства и общества. Ответственность за социальное благополучие и социальную безопасность человек, общество и государство делят между собой.

Социальная безопасность в первую очередь предполагает защиту от угроз разрушения и деградации социальной сферы государства как основы социального благополучия. Это защита от ситуации, когда неясно, как достичь благополучия, какие социальные ценности и идеи могут объединить людей, какие социальные нормы определяют их взаимодействии. Социальная безопасность создает условия для благополучного существования человека как внешнего - экономического и политического, так и внутреннего - эмоционального. Как и социальное благополучие, социальная безопасность включает в себя и ощущение безопасности самим человеком, и реальные объективные угрозы, формирующиеся в обществе. А.В. Шиловцев предлагает

рассматривать два подхода к пониманию природы социальной безопасности :

1. безопасность как проявление объективной природы живых систем сохранять свою целостность на основе саморегуляции с внешней средой;

2. безопасность как субъективная естественная защитная реакция или деятельность по созданию определенной среды для своего самосохранения.

Для саморегуляции и самосохранения человеческое общество активно использует культуру, политику, экономику и социальность, а исходя из основных направлений человеческой жизнедеятельности, в структуру социальной безопасности входят: политическая, экономическая, экологическая и культурная безопасность. Это довольно крупные сферы человеческой жизнедеятельности, и, по мнению ряда современных исследователей, внутри каждой из них можно выделить крупные блоки. Исследователи предлагают следующую систему внутреннего ранжирования: «В экономической сфере <...> государственная, военная, информационная. В экономической сфере выделяют такие виды, как финансовая, продовольственная, промышленная. Экологический аспект состоит из безопасности атмосферы, гидросферы, литосферы. Наконец, культурная сфера представляется в формах духовной, технологической, правовой» .

По мнению современных исследователей «источником угрозы функционирования общества социального благополучия выступают процессы глобализации и модернизации (информатизации) . В процессе глобализации идет нарастание рисков и угроз социальной безопасности человека, так как к «привычным» региональным угрозам присоединяются «непривычные» и неоднородные угрозы, по своей сути глобальные, транснациональные. В современном обществе границы страны перестают быть непреодолимым барьером, сдерживающим весь спектр угроз. При современном развитии общества для информационных, экологических и ядерных угроз границы открыты, да и финансовая, психологическая и духовно-нравственная опасность легко преодолевает их. Ведь «глобализация

предполагает не просто системную упорядоченность, а сращивание производственно-экономических структур всех стран и практически полную утрату их политического, социокультурного и образовательного суверенитета. Процессы глобализации начинают охватывать и область духовного производства» . Так многие исследователи видят угрозу глобализации сферы образования, которая и должна формировать успешную личность в так называемом Болонском процессе, который задает единые стандарты образования и разрушает формировавшуюся веками национальную систему образования. Можно заключить, что с появлением все новых и новых локальных, региональных и глобальных опасностей в последнее время возникает угроза существования не только отдельных государств и обществ, но и самого человечества. Сложившаяся ситуация заставляет человечество искать социальную защищенность и пути безопасного развития цивилизации и самого человека как социального существа.

Стоит также отметить различия во влиянии, оказываемом процессами глобализации на разные государства и общества и, как следствие, на социальную безопасность и благополучие в них, ведь страны подошли к процессу глобализации в разной степени экономического, информационного и военного развития. Как следствие, более развитые начинают использовать и расширять свои возможности за счет менее слабых стран, а также навязывая им свои ценности, нормы и модели поведения. «Отдельные культуры и цивилизации столкнулись в последнее время с мощными попытками доминирующей североатлантической цивилизации не столько расширять свое влияние экономическими и политическими средствами, сколько углубить его за счет направленной трансформации глубинных оснований иных культур» . Что воспринимается как явная угроза социальной безопасности этих культур и цивилизаций.

Глобализация с ее стремлением к изменению и развитию производственных и информационных технологий способствует развитию общества. Но это движение настолько стремительное, что приводит к утрате людьми и государствами

привычных социальных функций, когда теряется основа для социальной солидарности и компромисса. Современный человек, к сожалению, почти полностью утратил способность и возможность контроля социальных процессов, что выбивает почву из-под его ног и наполняет жизнь страхами и угрозами. И как следствие, данная ситуация не позволяет говорить о достижении им субъективного социального благополучия. Функции государства в условиях глобализации также серьезно сокращаются, все решения приходят от транснациональных сил, понятно, что такое государство не может выступить гарантом социального благополучия и безопасности для своих граждан. Стоит также отметить, что чаще всего индивид готов сохранять и защищать общество только тогда, когда оно ориентировано на поддержание социальной безопасности для него, и в противном случае отсутствия защищенности и безопасности от общества, человек не стремится к его сохранению. Ситуация социального беспорядка и неопределенности может привести к появлению общества социальной безответственности, к отсутствию доверия между социальными субъектами, к ситуации, когда достижение социального благополучия становится невозможным.

В настоящее время, когда в процессе глобализации человек теряет привычные культурные и социальные ориентиры, когда учащаются случаи нестабильности в различных сферах общественной жизни, растет необходимость понять, как избежать социальной нестабильности и из чего складывается социальное благополучие, а также как можно выстраивать свою социальную активность, чтобы обеспечить максимальное социальное благополучие.

Список литературы:

1. Ардашкин И.Б., Корниенко А.А. Общество социального благополучия versus общества социальной безответственности: pro et contra// Общество и непрерывное благополучие человека. Сборник научных трудов Международного научного симпозиума «Общество и непрерывное благополучие человека» под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. - Томск, 2014. - С. 165-174.

2. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». -

2012. - Т. 6, № 4. - С. 4-14.

3. Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Барнаул, 2007. - 19 с.

4. Попов Е.А. Социальное благополучие человека в научном дискурсе // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2010. - № 2. - С. 16-23.

5. Разинский Г.В. Факторы, определяющие социальное благополучие / неблагополучие в современном городе // Власть. - 2014. - № 6. - С. 136-140.

6. Шиловцев А.В. К вопросу об онтологических основах категории «социальная безопасность» // Инновационное образование и экономика. -

2013. - № 12. - С. 45-48.

7. Шиловцев А.В. Проблема сущего и должного в морфологии феномена «социальная безопасность личности» // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 31-33.

8. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 110. - С. 101-108.

1

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства является главным признаком здорового человека. Но, несмотря на то, что главной ценностью человека является здоровье, единой трактовки данного понятия не выработано. В статье проанализированы медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению понятия «здоровье», обозначены виды (компоненты) здоровья, такие, как физическое, психическое и социальное здоровье, их взаимозависимость и согласованность по уровню и качеству. Рассматривается понятие конгруэнтности здоровья как необходимого условия социализации личности и её самореализации, а достижение конгруэнтности всех видов здоровья возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества.

физическое

психическое и социальное здоровье

человек как биосоциокультурная система

конгруэнтность

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье: – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.

2. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. – № 6. – С. 2–8.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 186 с.

4. Гладышев Ю.В., Гладышева Н.Г. Валеология: учебно-методический комплекс. – Новоcибирск: НГУЭУ, 2008. – 108 с.

5. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3(20). – С. 17–21.

6. Казначеев В.П. и др. Основы общей валеологии. – Новосибирск, 2008. – 78 с.

7. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.

8. Соколов А.Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Краснодар, 2010. – 18 с.

9. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). – Нью-Йорк, 22.07. 1946.

10. Чеснова Е.Л. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 160 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

12. Академик, 2000–2014 Педагогический терминологический словарь. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3345.

13. «Онлайн словари» 2009–2014. Энциклопедия социологии: URL: http://onlineslovari.com/entsiklopediya_sotsiologii.

Проблема потребности общества в полноценной личности в последнее время всё больше упирается в неразрешённость другой проблемы, а именно - в неподготовленность современных педагогов к оценке, развитию, коррекции, сохранению и полноценному формированию здоровья как у себя, так и у своих воспитанников. И если классики-педагогики утверждают, что только развивающаяся личность может сформировать другую полноценную личность, то в настоящее время следует ставить эту проблему шире и заключить, что только педагог, обладающий полноценным психологическим, физическим и социальным здоровьем, может быть полезен для формирования здоровья учащихся. Эта ситуация наиболее обострена в полиэтническом обществе, где межкультурные, межэтнические и межконфессиональные связи требуют от педагога одновременно формирования общих социокультурных основ здоровья, а также учета особенностей национальной принадлежности в этом содержании и в процессе этой деятельности.

У всех народов мира во все времена главной ценностью человека и общества являлось здоровье. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, единой трактовки понятия «здоровье» не выработано. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Так, известны медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению этого понятия. На сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Медико-биологический подход к определению этой дефиниции имеет наибольшую историю и в наибольшей степени разработан. Здесь, как правило, речь идет о категории здоровья как состоянии или процессе функционирования человека как биологического организма. Приведём несколько примеров таких определений.

В Энциклопедии социологии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» . Однако живой организм - система неравновесная и на протяжении своего развития всё время меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов . Однако данное определение не пересматривалось со времён основания ВОЗ и критикуется во многих работах, изучающих данное явление. Академик В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» .

Н.М. Амосов писал о необходимости количественной оценки здоровья: «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» .

По мнению Г.А. Апанасенко, феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью: «Здоровье - динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция - продолжение рода) и социальных функций» . В указанном определении здоровье рассматривается не только в границах статистических характеристик, но и в динамике как процесс и направленная на него деятельность, что вполне соответствует гуманистической образовательной парадигме. Таким образом, медицинское понятие здоровья не может быть признано исчерпывающим и соответствующим потребностям педагогического процесса, направленного на его формирование.

В последнее десятилетие учёными всё чаще стали предприниматься попытки интеграции научного знания в структуру метазнания и поиска полидисциплинарных проблем, имеющих большое значение для ряда наук и значительной группы видов общественной деятельности. Проблема сохранения, а если точнее, формирования здоровья относится к такому полипредметному полю научного исследования. В частности, И.И. Брехман считает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» . Однако данный автор, широко ставя проблему формирования гармоничного здоровья во всех его компонентах, в способах решения указывает только информационную составляющую диагностического компонента этого процесса.

Многие ученые указывают на равновесный характер биологического, психического и социального здоровья, однако рассматривают его как некую ситуацию стабильной гармоничности, некую «застывшую» гармонию.

Иная точка зрения предложена основателем научной школы антропных образовательных технологий, автором социокультурной теории двигательных действий Дмитриевым С.В.: «Здоровье - это процесс балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и жизнедеятельности». Здесь здоровье рассматривается как изменяющаяся система в динамических условиях природной и культурной среды. Указывается, что состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

Таким образом, сущность понятия «здоровье» в литературе определяется под разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения :

Биологический: биологическое благополучие - нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;

Медицинский: физическое и психическое благополучие - телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений;

Экологический: отношение в системе «человек - общество - окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;

Социальный: нормальное функционирование человека в обществе - активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;

Демографический: относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп - численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;

Экономический: экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;

Психологический: гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов - восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект, и речи;

Педагогический: состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;

Культурологический: состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья :

1. Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

● Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

● Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение для здоровья человека влияет функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

● Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, ловкости, гибкости) .

2) уровень физической подготовленности - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости ;

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок - состояние различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) и их реакция на испытываемую физическую нагрузку;

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания - это, так сказать, создание свое-образного резерва (физических, психических и функциональных возможностей организма) для ответа на необычные внешние воздействия - болезни, травмы, аварии, экологические и социальные кризисы.

2. Психическое здоровье - связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции) . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье - это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество . В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Психическое здоровье и благополучие имеют важнейшее значение для нашей индивидуальной и коллективной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься как действия, имеющие жизненно важное значение.

Однако следует различать психическое и психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» часто употребляют как синоним к психическому, однако между ними есть отличия. Несколько обобщенно о психическом здоровье можно говорить как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций. Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию. Психологическое здоровье - более широкое понятие, оно характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение - накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни .

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) .

3. Социальное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру . Иначе говоря, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми .

В этом случае индивид, обладающий в достаточной степени лишь одним из указанных компонентов, не может быть признан полностью здоровым ни с позиции медицины, ни с позиции социокультурных условий. Важнее согласованность этих компонентов по уровню и качеству, а также их максимальная реализация в просоциальных видах деятельности, что нами было названо конгруэнтностью здоровья.

Резюме: человек является сложной живой биосоциокультурной системой. Его жизнедеятельность обеспечивается на биологическом, психическом и социальном уровнях. Биологическое состояние зависит от социального, а социальное в свою очередь - от биологического. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально .

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов является главным признаком здорового человека.

Конгруэнтность всех видов здоровья - необходимое условие социализации личности, её самореализации, возможная цель и путь коррекции поведения и деятельности, а также и мировоззрения личности. Под конгруэнтностью здоровья понимается согласованность элементов состояния здоровья и видов деятельности по его формированию и поддержанию между собой, их взаимное влияние и реализация в природной и социальной среде.

Достижение конгруэнтности всех видов здоровья у формирующейся или уже сформированной личности возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества. Специфика здоровьетворчества (творения здорового духа и здорового тела) заключается в том, что основным его субъектом является личность как саморазвивающаяся система социально-педагогического управления.

Рецензенты:

Дмитриев С.В., д.п.н., профессор, основатель научной школы «Антропные образовательные технологии», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород;

Глуздов В.А., д.фил.н., профессор, советник ректората, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Работа поступила в редакцию 02.12.2014.

Библиографическая ссылка

Иванова С.С., Стафеева А.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГАРМОНИЧНОГО СООТНОШЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-12. – С. 2729-2733;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36054 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Здоровье как понятие

Наиболее общим и философски емким является определение, данное американским патологом Сигеристом в 1945 г. В 1948 г. это определение приняла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В настоящее время существует несколько десятков других определений индивидуального здоровья, данных с различных позиций. По определению известного ученого в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицына (ММЭ, 1991) «Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности».

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

В настоящее время выделяют 2 значения понятия здоровья: здоровье общественное (популяционное) и здоровье индивидуальное.

Более широкое представление о здоровье населения заложено в определении общественного здоровья. Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели: смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация, физическое развитие детей и подростков и др.

Под рождаемостью понимают естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Наиболее простым и широко используемым является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывают по формуле:



Под смертностью понимают процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.

Под средней продолжительностью предстоящей жизни понимают гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что на всем протяжении жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни не следует путать со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель общей заболеваемости (болезненности, распространенности) характеризует распространенность выявленных в данном году заболеваний в пересчете на 1000 чел. населения.

Под понятием «индивидуальное здоровье» подразумевают состояние здоровья индивида.

Наиболее удачным определением понятия «индивидуальное здоровье» является определение Казначеева. «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни»

Нетрудно заметить, что во всех определениях рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое, психическое, духовное. Попытаемся дать им определение.

1. Физическое (соматическое) здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.

2. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.

3. Духовное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам. Считают, что духовность включает в себя готовность человека следовать наработанным веками правилам человеческого общежития и способность человека к творчеству. Проблеме духовности в зарубежной и отечественной философской мысли посвящено немало трудов, однако в одних из них понятие «духовность» отождествляется с понятием «душа», «психическое», в других – духовность отождествляется с сознанием, определяется как нечто противоположное материальному, то есть идеальное.

Истинная же духовность есть «триединство истины, добра и красоты», и основными критериями такой духовности являются:

Направленность вовне на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

Выбор основных жизненных ценностей, составляющих смысл бытия личности. Именно способность к выбору является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», к познанию специфики индивидуального бытия;

Свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком;

Творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение – творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

Развитая совесть, которая согласует вечный моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида, ибо сознанию открыто сущее; совести – то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

Ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, за все, что происходит в мире.

Некоторые авторы в практических целях выделяют также репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека и его способность к любви. Основу его составляют:

Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;

Свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию;

Отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостатков, мешающих сексуальным и детородным функциям.

Все компоненты здоровья человека взаимодействуют, дополняют и компенсируют друг друга. «В здоровом теле – здоровый дух!», - гласит старая латинская пословица. Но часто мы наблюдаем обратную картину, когда высокоразвитый дух, компенсирует больное тело. Все нарушения в психической и духовной сфере неминуемо отражаются на физическом состоянии человека посредством нарушения механизмов физиологической регуляции.

Обобщая все определения составляющих здоровья, можно сказать, что соматическое и физическое здоровье – я могу , психическое здоровье – я хочу , духовное здоровье – я должен .

Индивидуальное здоровье – это личностная категория. Каждого человека в плане собственного здоровья интересует самочувствие и возможности его улучшения, продолжительность жизни, возможность активно прожить свою жизнь и избежать заболевания. С этой точки зрения практическое определение здоровья может быть следующим.

Уровень здоровья ПоказателиКритерии оценки Соматический Генетические Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)


Соматический ФункциональныеФункциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип реагирования Психический ПсихологическиеЭмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы Доминантность полушария Тип высшей нервной деятельности Тип темперамента Тип доминирующего инстинкта Нравственный Морально-этические ценности и правовые нормы Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т. д.


Для оценки здоровья человека следует выделить основополагающие принципы, на которых будет основана его диагностика. 1) холистический подход - представление о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям.


2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам). 3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга.


4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Следовательно, при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только состояние в данный момент времени, но в первую очередь динамику (изменение) показателей. 5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и среду обучения, которая должна иметь здоровьесберегающий характер.


Индивидуальный подход к здоровью тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.




Рождаемость - процесс возобновления населения за счёт новых рождений; в статистике частота рождений в определённой группе населения. Уровень рождаемости измеряется коэффициентом отношением числа родившихся живых детей к 1000 населения. На уровень рождаемости оказывают влияние социальные, экономические, правовые, исторические, этнографические, географические, биологические и другие факторы, например степень участия женщин в общественном труде, обеспеченность детскими учреждениями, культурный уровень населения, уровень развития здравоохранения, возраст вступления в брак, внутрисемейное регулирование рождений детей и т.п.


Динамика рождаемости и смертности в России за гг.


Смертность РоссияСШАКанад а Германи я Велико- британи я Япони я Младенческая (на 1000 родившихся) 14,28,76,57,08,23,8 Общая (на населения) Женщины мужчины Коэффициенты смертности в России и в развитых странах (2010 г.)


Существует два типа смертности – традиционный, определяемый преимущественно экзогенными, внешними по отношению к человеку факторами (экология, социально-экономические условия, медицинская профилактика и т.д.), и современный, для которого преобладающими являются эндогенные факторы (индивидуальная активность в борьбе за сохранение своего здоровья и жизни – образ жизни).


Заболеваемость в настоящее время обусловливается возросшим значением эндогенных факторов. В связи с достижениями медицины и развитием социально-экономических условий среди населения возрастает доля лиц, страдающих различными заболеваниями, не приводящих к смертельным исходам, а накоплению хронически больных.


Показатель средней (или ожидаемой) продолжительности жизни является одним из основных показателей уровня благосостояния государства и населения. Он входит, наряду с уровнем образования и уровнем жизни, в индекс человеческого развития, который используется ООН для измерения степени развития человеческого общества.





Под идеальной понимается оптимальная, наилучшая продолжительность жизни вообще Под желаемой – сколько лет человек хотел бы прожить. Желаемая продолжительность жизни различается по полу, возрасту и самооценки здоровья: у мужчин во всех возрастах он выше, чем у женщин; с возрастом этот показатель уменьшается; чем выше самооценка здоровья, тем он выше.


Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, духовных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости, субъективно воспринимаемую как оценку своей жизни. Оно включает такие показатели как состояние окружающей среды, соотношение полов, возможности образования, степень социальной защищенности, уровень оказания медицинской помощи, демократизация общества и т.д.


Качество жизни тесно связано с уровнем жизни – категорией, оцениваемой количественными показателями и выражающей степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (региона), классов, социальных групп, семьи, индивида в обеспеченности потребительскими благами.


Осанка это непринужденное, привычное, положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характери­ зуется положением головы, туловища, лопаток, выраженностью изгибов позвоноч­ ника в сагиттальной плоскости (лордоз - выпуклость вперед, кифоз- выпуклость назад), положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток.


Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: прямая спина, круглая, кругло-вогнутая, сутулость а б в г Виды осанки: а правильная; б плоская спина; в круглая спина; г кругло-выгнутая спина.


Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Ось головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие воз­расту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз)


Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.


При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается грудной кифоз на фоне уменьшения шейного и поясничного лордоза, голова наклоне­на вперед, плечи опущены и сведены кпереди. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.




Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важная характеристика, позволяющая судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Она зависит от возраста, психологического состояния (при нервных нагрузках пульс учащается), физического перенапряжения, положения тела человека, температуры окружающей среды, принятия пищи. У людей с преобладанием симпатической регуляции имеет место тенденция к учащению (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции - к редкой ЧСС (брадикардия).


Частота сердечных сокращений в покое в зависимости от возраста Возраст, летЧСС, уд/мин Взрослые 60-80


Вторая группа факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, связана с психоэмоциональным напряжением и стрессом. Это обусловлено экономической необеспеченностью большого процента населения (до 60%), правовой незащищенностью, невостребованностью интеллектуального потенциала в обществе, утратой социального статуса, тяжелой криминогенной обстановкой, неуверенностью в будущем, миграционными процессами, конфликтной обстановкой в семье и на работе.


Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факторами: бытовая необустроенность, безработица, низкий уровень материального дохода, плохие условия; санитарно-эпидемиологическое неблагополучие; сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса; сложности медицинского обслуживания; изменение климато-географических факторов.


К третьей группе причин плохого здоровья населения России следует отнести неблагополучную экологическую обстановку в большинстве регионов страны. Техногенное загрязнение водного и воздушного бассейнов, интенсификация воздействия физических факторов способствуют ухудшению состояния здоровья населения, росту заболеваемости.


Четвертая группа причин связана с несоблюдением санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту (недостаточная освещенность, температурный дискомфорт, несоответствующая мебель, несоблюдение техники безопасности и охраны труда, отсутствие спецодежды, инструментов и т. д.).



1. Дать определение: что такое здоровье? 2. Какие основные факторы определяют здоровье человека? (выбрать все варианты) а)Состояние окружающей среды б)Генетические факторы в)Образ жизни г)Наличие хронических заболеваний. 3. Какие показатели включает соматическое здоровье? а)психические б)функциональные в)биохимические г)морфологические 4. Какие заболевания школьников чаще всего встречаются? а)сердечно-сосудистые заболевания б)болезни эндокринной системы в)болезни органов дыхания г)болезни органов пищеварения. 5. К школьным болезням относятся: а)сахарный диабет б)нарушение осанки в)близорукость г)хронический гастрит


6. Что понимается под осанкой? а)правильное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. б)привычное положение тела во время стояния, ходьбы или сидения. в)уровень регулирования процессов роста и развития в организме. 7. Какие виды осанок вы знаете? (перечислите) 8. Как менялась динамика смертности в России с гг. а)смертность возрастала б)смертность не менялась в)смертность понижалась. 9. В каких странах младенческая смертность наиболее выше? а)США б)Япония в)Канада г)Россия. 10. Какая ожидаемая продолжительность жизни у женщин на сегодняшний день? а)70 лет б)65 лет в)75 лет г)73 года



Поделиться