Статусный и ролевой набор. Социальный статус и социальная роль

«Положение человека в обществе» - Весь мир – театр. От чего зависит положение человека в обществе. Основные социальные группы. Как связаны между собой социальный статус и социальная роль. Социальная роль. Наказания за убийство. Место, которое человек занимает в социальной структуре. От чего зависит положение человека. Изучение нового материала.

«Социальная роль» - Ребёнок. Возрастные роли. Сын (дочь), брат (сестра). Социальные роли в юношеском возрасте. Студент. Гражданин общества. Неформальные требования. Работник. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. Семьянин, родитель. Ролевой набор. Виды ролевых требований. Гражданин. Человек. Формальные требования.

«Человек в современном обществе» - Человек и общество. Противоречивость прогресса и его критерии. Мировоззрение, его виды и формы. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Понятие общественного прогресса. Структура деятельности. Потребности и интересы. Природное и общественное в человеке. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.

«Учения об обществе и человеке» - Представители. Древняя Греция. Техницизм. Экзистенциализм. Древний Китай. Адам Смит. Ценностный подход. Новое время. Древняя Индия. Средние века. Сущность теории общественного договора. Мифы. Учения об обществе и человеке. Постмарксизм. Г.В.Ф.Гегель. Аристотель. Человек. Возрождение. Функции. Формы государственного правления.

«Социальные статусы и роли личности» - Ролевая идентификация. Личный статус. Портрет. Обязанности. Социальные роли личности. Статус. Достигаемый статус. Специальность «Налоги и налогообложение». Статусный набор. Статусный портрет человека, или статусный набор. Социальная роль. Дистанцирование от роли. Английский историк и юрист Генри Мейн.

«Ролевая концепция личности» - Ролевое поведение. Социальная мобильность. Ролевое обучение. Ролевые конфликты. Социальный статус. Внутригрупповые роли. Иерархия статусов. Социальный статус и ролевой набор личности. Личность. Ролевое напряжение. Ролевая концепция. Освоение новой роли. Характеристики социальной роли. Социальная роль.

Всего в теме 10 презентаций

Мы уже сталкивались с понятием "статусный набор", введен­ным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех ста­тусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и дру­гое, тесно связанное с первым, понятие.Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с од­ним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, ста­тус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, кон­сультант промышленных фирм и правительства, администра­тор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведе­ния. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и на­ставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил:-чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая яв­ляется скорее неформальной ролью мудрого советчика, стар­шего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации со­циальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-пре­подавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формиру­ет набор социальных отношений.

Термин "отношения" использован здесь как динамическая характеристика - в значении "вступить в отношения". Просто "отношение", или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, пред­расположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие "ролевой набор". Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), зак­репленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кравченко А.И
К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.- М.: “Акаде­мический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с. ISBN 5-8291-0013-4

Античность
Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта -Платон (428/427 - 348/347 гг. до н. э.) иАристотель (384 - 322 до

Средневековье и новое время (IV-XVIII вв.н.э.)
Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Не­сколько выделяются позиции Августина (IV-V вв.), мысливше­го жизнь общества как бо

Современный этап
Его открылОпост Конт (1798-1857 гг.). Он дал имя социологии, определившее ее предмет и методы. Окончание войны против всех, провозглашенное Гоббсом, так и не наступ

Предмет социологии
Состояние научного знания современной социологии выра­жается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (на­блюдения, эксперимента), а

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе
Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, биз

Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией
Ее результат - социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры? культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто жив

От теории к инструменту
Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки про­блемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем со

Виды опроса
В социологии различаютдва типа анкетного опроса - сплош­ной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население

Интервью
Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в ин­тервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называютинтер­вьюером.

Наблюдение
К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что праро­диной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, являетсяантропология - наука о дописьменных культурах. Ант­роп

Эксперимент
Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в пси­хологии, физике и химии это главное средство познания. Методо­логия и методика эксперимента пришли в социологию из психо­логии. Когда поста

Вводные замечания
Предмет социологии - общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социоло­гического исследования выступают люди. Их называютреспонден-тами.

Человек и человеческое
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологи­ческой эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эв

Древняя греция (VI - IV вв. до н.э.)
Античные философы первыми осознали, что ценность жизни - в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и неокончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Пово­рот к антропо

Возрождение (XIV - XVI вв.)
Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христи­анства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи, титаны духа - Леон

Просвещение (XVII - XVIII вв.)
Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения озна­менован двумя важ

Современность
Философы рассматривали личность под углом зрения вечно­го и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX - XX веках датский философ Си­рен Кьеркегор (1813 - 18

Биологическое и социальное
Иного взгляда на человека придерживались ученые-есте­ственники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии пола­гали, что личность существует как нечто полностью сформиро­вавшееся внутри яйца - под

Структура личности и психика
В психологии признанной теорией личности является создан­ный в начале XX века зигмундом фрейдом (1856 - 1939 гг.) пси­хоанализ. Большинство его положений доказаны эксперимента­ми, применяются в дру

Э.Ю. Соловьев личность и право
Слово "личность" по меньшей мере двузначно: оно имеет в виду то индивидуальность, то личность в собственном смысле. Различие индивидуальности и личности охватывает уже обычный яз

А.В. Петровский быть личностью
Личность как философское понятие имеет в виду целостно-; го человека в единстве его индивидуальных способностей и вы-| нолняемых им социальных функций. На это философское по- s нимание опи

А.Н. Леонтьев деятельность, сознание, личность
Наш язык хорошо отражает несовпадение двух понятий: сло­во "личность" употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим &qu

Активность и деятельность
Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неж

Свобода действий
Действия, поступки, движения и акты - строительные кир­пичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой актив­ности.

Иерархия потребностей
Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вме­сте с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается

Динамика потребностей
Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ности в движение, выступаетпринцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными

Мотивы и мотивация
Мотивом принято считать любую побудительную силу пове­дения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребнос­ти, которые также относятся к внутренним побудительным си­лам поведения, можн

Ценности и значение
Так уж устроен человек как социальное существо, что все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вов­лекает в круг своей деятельности, наделяется значением.Значе­ние

Ценностное ядро личности
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентирует

Общественная шкала ценностей
О том, как воздействует на человека несовпадение 1 и 2 эле­мента, уже говорилось. Несовпадение 3 и 4 элементов приводит к еще более глубоким и драматическим последствиям. Почему? Несовпаде

Рассогласование сознания и действий
Этот феномен зафиксирован литературоведами, философа­ми, психологами, историками культуры и социологами. Он вы­ражается в противоречии или несоответствии содержания созна­ния и содержания поступ

Защитные механизмы
Личностное ядро человека - самое ценное, что у него есть. Оно должно быть защищено от чрезмерного давления и со сто­роны биологической природы человека, и со стороны общ

Вводные замечания
В этой главе мы перейдем к более подробному рассмотре­нию того, что из себя представляет человеческое общество. Мы представим его не только в статике, но и в динамике. По­этому нам придется запомни

Социальное действие
Один из основателей социологии макс вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориен­тированное на мотивы дру

Социальное взаимодействие
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подо­зревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим при­ветствие, входя в ав

Социальные статусы
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" име

Справка
Впервые употребил понятия достигаемый и приписываемый статус в современном понимании в 1936 г. выдающийся амери­канский социолог и антрополог Ральф Линтон в книге: Linton R. The Study of Man

Вселенная статусов
Перечисленными совокупность существующих в человечес­ком обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, дос­тигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономичес

Несовпадение статусов
Для человека характерно как минимум два типа рассогласо­ваний: 1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), 2) потребностей, ценностей и мотивов. Оба относят

Статус и социальные отношения
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Чело­в

Социальная роль
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предп

Идентификация с ролью и статусом
Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождеств­ляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежи

Типология социального взаимодействия
Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимо­действию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть пер­вый раз), оно отличается от действия обратной связью. Дей­ствие, исходящее от индивида,

Первичная и вторичная сферы
Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы - первичную и вторичную.Первичная сфе­ра - обл

Формы взаимодействия
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодей­ствие относится к способам, при помощи которых партнеры со­гласуют свои це

Взаимодействие как обмен
Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, этообмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, зн

Вводные замечания
В главе "Социализация" мы поведем разговор о процессе усво­ения культурных норм и освоении социальных ролей. Этот про­цесс означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации
Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только бо­лее продолжительное, чем в традиционном обществе, но и доро­гостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем же­лающим, т.е. п

Социальное оценивание и социальные ценности
Социализация - не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но также передача от родителей к детям социальных ценностей, т.е. представлений о том, что такое доброе и зло

Десоциализдцияи ресоцидлиздция
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качествен­ными этапами становл

Социализация и социальный контроль
Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции: - обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения, - контролируют то, насколько прочно, глубоко

Элементы социального контроля
Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменени­ях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс обще­ства невозможен без сохран

Социальные нормы
социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведе­ния. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписы­вающие т

Социальные санкции
Санкциями называются не только наказания, но также по­ощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответ­ственны за то, поче

Самоконтроль
самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настол

Агенты формального и неформального контроля
внешний контроль - совокупность институтов и механиз­мов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный.

Девиантное и делинквентное поведение
Усвоение социальных норм - основа социализации. Соблюде­ние же этих норм определяет культурный уровень общества. От­клонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведение

Справка
В России в 1994 г., по данным ЦРУ, действовало 6000 органи­зованных преступных групп, разбросанных по всей России и еще 30 странам. Только в Москве более 1000 притонов и фирм, предо­ставляющих инти

Отклонение и разнообразие
Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разно­образием чувств, мыслей, поступков. разнообразие как социологическая категория подразумевает такую совокупность социальных действий

Подростковая девиантность
Районы города, гае чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные ПОСТУПКИ, -

Вводные замечания
Некоторые ученые считают, что общество существует и у жи­вотных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это ку

Культура имеет множество значений
Во-первых, подкультурой подразумеваютопределенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но

Предпосылки культуры
Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует.Поскольку один и тот

Аккультурдция религии
Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей рели­гии телезрителям. Именно в

Черты культуры
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или

Традиции
Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культу­ру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традиц

Ценности
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. ценности -социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотиз

Формы и разновидности культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уро­вень, социологи различают три формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Суперкультура
Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социо­логию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуин

Справка
Пример языковых сообществ: из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков - 50% человечества. Множествен­ность языков обратно пропорциональна количеству людей, ко­торые на них говорят.

Культурно-речевой статус
Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифферен­циацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, мо

Культурно-речевая стратификация
Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп. У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей или ак­теров различается культурно-речевая среда, ибо разл

Справка
Оказывается, совокупная численность человеческих групп на | Земле превышает численность населения в 1,5 - 2 раза. Так, на i планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам с

Принадлежность к группе
В самом начале книги - в параграфе о предмете социологии - мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. Действительно, оба понятия красной нитью прошли че­рез весь учебник.

Словарик
Series - слабо связанный между собой конгломерат индиви­дов, где каждый определяет свою принадлежность к группе от­талкиванием от остальных. Nexus - социа

Этнические общности
Эти общности называют такжекровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эв

Публика
Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог габриэль де тард (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социа

Формы массового поведения
Массовые действия могут быть слабо организованными (па­ника, погромы) либо достаточно подготовленными и организо­ванными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуаци

Формы организованного протеста
Если сопротивление - это пассивный способ выражения свое­го несогласия, то протест - активная форма защиты своих инте­ресов от посягательства извне. Среди форм организованного про­теста выделяются:

Сестринское движение
Сестринское движение возникло в период Крымской войны 1856 г. Это движение сестер милосердия, помогающих раненым на поле боя. Медицинские сестры и сестры милосердия - разные вещи. Первые работают з

Малая группа
Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообще­стве или проводим сравнительный анализ обществ, мы характе­ризуем мегамир социологии. Когда мы описываем судьбу одной страны, разбира

Формы малой группы
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две -диадаи триада.

Взаимодействие в малой группе
Дж. хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, примени­мую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента: -

Вводные замечания
социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь тре

Любопытный факт
У аланов деформация черепа служила верным показателем социальной дифференциации общества: у вождей племен, ста­рейшин родов и жречества он был вытянутым. Неравенство расстояний между стату

Принадлежность к страте
Принадлежность измеряется субъективными и объективны­ми показателями: - субъективный показатель - ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

Исторические типы стратификации
В социологии известнычетыре главных типа стратифика­ции - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характери­зуютзакрытые общества, а последний

Стратификация у арабов
Социальная стратификация у арабов Йемена проявляется даже в ношении оружия. Люди побогаче носили кинжал на по­ясе слева, победнее - посередине, рабам разрешалось только справа. Йеменское о

Властвующая элита
Исторический парадокс состоит в том, что новый класс смог пробраться к власти благодаря открытости и плюрализму, но закрепиться на достигнутых позициях он мог только благодаря закрытое и монополизм

Стратификация в СССР и россии
В период существования Советской России (1917-1922) и СССР (1922-1991) основу теории социальной структуры состав­ляла схема В.И.Ленина, описанная им в работе "Государство и революция" (ав

Вводные замечания
Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с соци­альной стратификацией.Неравенство характеризуетнеравно­мерное распределение дефицитных ресу

Богатые
Универсальным измерителем неравенства в современном об­ществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владе

Платить надо за все
С 1980 по 1989 г. число миллионеров в США увеличилось в 14 Рзз. Если зарплата тех, кто получает в среднем от 20 до 50 тыс. долл. в год, возросла за то же время в среднем на 44%, доходы тех, кто зар

Измерение неравенства
Если богатство - признак высшего класса, то доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год - характеризует все слои общества. Доходом

Измерение бедности
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, | насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает зн

Уровень жизни
Точное определение границ бедности очень важно с практи­ческой точки зрения. От него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возр

Абсолютная и относительная бедность
Традиционно социологи выделяли абсолютную и относитель­ную бедность. Под абсолютной Бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не спос

Справка
В США около 3 млн бездомных. У них нет ни собственности, ни достойных человека условий существования. В США нет учреждений, напоминающих наши "Дома ребен­ка" или сиротские дома.

Депривация
Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за от­сутствия досту

Справка
Российские социологи установили, что в период падения жиз­ненного уровня Друзей теряют в первую очередь бедные. Им не на что угощать гостей и трудно самим ходить в гости. Дети, рожденные в

Субкультура бедности
Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали заду­мываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономичес­кую проблему, ско

Группы бедных
Социологи давно изучают вопрос о социальном составе бед­ных. Уже в XIX веке в самой развитой стране Европы Англии возникла потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Наиболее полное исследов

Вводные замечания
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называетсясоциальной мобильнос­тью.

Групповая мобильность
Она происходит там и тогда, где и когда повышается или пони­жается общественная значимость целого класса, сословия, кас­ты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков,

Структурная мобильность
Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает ин­дустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На по­здней стадии индустриализ

Объем и дистанция мобильности
Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей. дистанция мобильности - это количество ступенек, на кото­рые удалось подняться или пришлось спуститься ин

Демографические факторы мобильности
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плот­ность населения. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перен

Мобильность в СССР
Советские социологи в 60-80-е годы достаточно активно изу­чали меж- и внутрипоколенную, а также меж- и внутриклассо­вую мобильность. Основными классами считались рабочие и кре­стьяне, а классоподоб

Каналы вертикальной мобильности
Самое полное описаниеканалов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет "каналами верти­кальной циркуляции". Он считает, что поскольку

Групповая замкнутость
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограниче­ние доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называетсясоциальной клаузулой (social closure). Об это

Справка
По оценкам ООН, число мигрантов в мире, постоянно про­живающих не в своих странах, насчитывает от 80 до 100 млн. В России их численность доходит до 6 млн человек. Различают также иммиграци

Текучесть кадров
текучесть кадров - вид социальной мобильности в промыш­ленности. Она представляет собой неорганизованный переход работников одного предприятия на другое. К текучести кадров относятся все увольнения

Вводные замечания
Общество немыслимо без организаций - банков, предприя­тий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они - разновидности организации. Подорганизацией в социологии

Социальная природа управления
Управление всегда основывается на презумпции власти и пол­номочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на яв­ном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравен­стве и доступе к экономич

Структура управления
Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает фор­мальную и неформальную организацию. Структура управления - элемент структуры

Адхократия
В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин "адхократия" и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. адхократия - (от лат. ad hoc) - организационная структура, основу которой состав

Термины современного менеджмента
администратор - менеджер, который занят по преимуществу в общественных (правительственных или некоммерческих) орга­низациях, реже - в частном бизнесе, хотя руководители высшего звена в частных комп

В чем обвиняют рабочих менеджеры
Непристойное или не соответствующее нормам поведение рабочих наблюдается во всех индустриальных странах. Ивар Берг обобщил результаты многочисленных исследований и привел список претензий, предъявл

Культурные типы руководителя
Национальная культура в значительной степени создается менеджментом, а менеджмент в свою очередь еще в большей мере создается особенностями национальной культуры. Сколько наций - столько стилей и т

Основные понятия социологии организации
В зарубежной социологиисоциальная организация понимается как социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождественностью (идентичностью), имеет то

Элементы открытой системы
Зарубежные социологи исходят из посылки, что поведение людей в организации и вне ее - явления совершенно разные. Элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели потребнос

Формальная и неформальная организация
Социальная организация предприятия (компании, фирмы, концерна, банка) раскрывается через взаимодействие нефор­мальной и формальной структур. Понятие формальной и нефор­мальной организации ввел в ми

Лидерство и стиль руководства
В одном из справочных пособий по теории лидерства, издан­ном в США в 1981 г., содержались сведения о 5 тыс. исследова­ний, проведенных в этой области. Они сгруппированы в 14 круп­ных теоретических

Японский менеджмент
Японская система считается самой оригинальной и самой эффективной в мире. Японцы переняли все самое лучшее, что было в управлении других стран и создали собственный, ни на кого не похожий стиль.

Теория бюрократии м. Веберл
М. Вебер известен как создатель классической теории бюрок­ратии, вошедшей во все учебники мира. Он рассматривал бюрок­ратию в двух смыслах -позитивном и негативном. Воп

Функции бюрократии
В техническом смысле слова "бюрократия" - наиболее эф­фективная, рациональная и систематическая форма организа­ции, в которой правила, инструкции и техника контроля строго определены. В п

Дисфункции бюрократии
Социологи употребляют слово "бюрократия" в нейтральном смысле. Но это не значит, что они не учитывают как положи­тельные, так и отрицательные стороны бюрократии. Они идут дальше поверхнос

Инструкция визиря
Образцы чиновного церемониала можно найти у древних египтян. На гробнице визиря Рехмира сохранились ритуальные речи царя и инструкции, восходящие к эпохе Среднего царства. А рядом расположен текст

Комсомольский циркуляр
В 1987 г. Московский горком комсомола разослал в район­ные комитеты циркуляр "План реализации нештатных ситуа­ций". В нем подробно описаны 17 неожиданных ситуаций, ко­торые могут возникну

Восточная и западная бюрократия
В период существования в СССР социализма возникло особое понятие, характеризующее бюрократическую систему, -практи­ка пожизненных должностей. Оно описывало ситуацию, при кот

Деградация элитных групп
Как только бюрократия замыкается в собственном кругу, во главу угла ставится не эффективность, а лояльность. Прослойка чиновников начинает деградировать и превращается в закрытую систему. Межличнос

Мафия и бюрократия
Деградирующая управленческая элита со временем вырождает­ся в мафию. У специалистов сложилось убеждение в том, что рос­сийская бюрократия - это прежде всего иерархическая организо­ванная мафия высо

Железный закон олигархии
Бюрократия имеет тенденцию вырождаться в олигархию -по­литический режим, при котором власть принадлежит узкому кругу официальных лиц: богачей, военных, чиновников. Первым по

Вводные замечания
Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих гла­вах, можно расположить на трех уровнях. Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия и социализац

Гражданское общество
Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие "гражданское общество" не удастся втис­нуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два

Признаки общества и государства
общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей, а государ­ство - как искусственный политический конструкт - учрежде­ние или институт, призван

Взаимосвязь государства и общества
Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы за­метим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую сис

Мировая система и цивилизация
В ряду макросоциологических понятий они занимают выс­шую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение:

Социальный прогресс
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обще­стве превышает сумму

Справка
15-20% - такова критическая масса, достаточная для рас­пространения новых идей и технологий. Опыты с колонией обезьян показали: для того чтобы сообщество овладело новой технологией поведения, не об

Типология и эволюция обществ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или

Справка
Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих

Простые общества
К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат. В первобытную эпо

Неолитическая революция
Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит - новый каменный век, период (8-3 тысячелетие до н. э.) перехо­да от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неоли­та орудия и

Сложное общество
Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный про

Аграрные общества
Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять н

Современное общество
Современное понимание "общества" сформировалось в евро­пейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие "гражданское общество". Оно описывало нрав

Индустриальное общество
В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника ра­бочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городс­ком транспорте на д

Модернизация
Понятием"модернизация" в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к по­стиндустриальному обществу. Во

Технический прогресс и постиндустриальное общество
Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический пр

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. Можно выделить несколько видов статуса.

1. Предписанный статус

Статус, который человек получает при рождении: статусы, связанные с полом, национальностью, расой, семьей.

2. Достигаемый статус

– статус, получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче.

3. Смешанный статус

Обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека.

4. Главный статус

Статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. К главным статусам относят статус, определяющий установку и направленность личности, характер деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.д.

Дж. Ленски предложил понятие несогласованности статуса

Каждый статус имеет четыре измерения: доход, образование, профессиональный престиж, этническая принадлежность. Противоречивость возникает тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу. Несогласованность ведет к чувству неудовлетворенности и попыткам изменить систему статусов. Изменение статусных позиций личности во времени Дж. Ленски назвал «статусным профилем

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей (Р.Мертон). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором

Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто переходит в конфликты. Ролевой конфликт

Это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто сосуществование ролей заключает в себе несовместимые обязанности. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов. Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация

скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей

выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей.

Регулирование ролей

С его помощью индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Понятие и определение социального статуса

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он, в то же время, может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status -- положение, состояние) -- положение гражданина. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Понятие и определение социальной роли

Роль (франц. role) - образ воплощенный актёром. Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).

Социальная роль - это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.

Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий.

Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.

Не менее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.

Социализация - широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения .

Социальные роли могут быть:

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям, однако немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности.

То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

Основными причинами ролевых напряжений являются, прежде всего ролевые конфликты .

2. Роли и ролевые конфликты в организации

Вхождение человека в организацию - это особый, очень сложный и чрезвычайно важный процесс, в успехе которого заинтересованы как сам человек, так и организация.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация, и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Необходимо отметить два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Таковыми являются:

Ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;

Ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней .

Работающие в организациях люди по-разному воспринимают ситуации, в которых они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.

Ролевой конфликт определяют как ситуацию, в которой индивид, занимающий определенный статус сталкивается с несовместимыми ролевыми ожиданиями и оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Роль работника в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Рабочим ролям свойственны несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к трудовому поведению, связанному с выполнением задания. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Каков объем нашей роли, что об этом думают другие и что это есть на самом деле, может значительно различаться. Это затрудняет определение того, что такое "настоящая" роль. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные позиции, так и на трудовое поведение работников.

Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже, несмотря на старание и желание всё сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат .

Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного конфликта чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации.

Можно выделить четыре типа ролевого конфликта.

1. Внутриролевой конфликт. Возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более несовместимых задания.

2. Межролевой внутриличностный конфликт. Он появляется тогда, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования.

3. Межролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда два или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожидания.

4. Личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров .

Использование ролевого подхода к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации.

Очень часто в организациях с формальными организационными отношениями источником неудовлетворительного невыполнения роли является неопределённость роли. Если содержание роли недостаточно чётко определено, человек, выполняющий эту роль, может интерпретировать её таким образом, что осуществлённые им действия приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией.

Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги.

Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

социальный конфликт профессия

Заключение

Рассмотренные в данном реферате понятия социального статуса, социальной роли и ролевого конфликта, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения личности в сложные социальные образования.

Для того, чтобы занимать определенный статус и успешно функционировать в этом качестве, каждый индивид должен выполнять определенные требования по отношению к своему поведению. В этом случае говорят, что индивид выполняет свою социальную роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Иными словами, под социальным статусом понимают конкретное занимаемое положение индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности, а под социальной ролью понимается совокупность ожиданий, проявляемых по отношению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию. Следовательно, каждый индивид выполняет большое количество ролей, причем он должен соотносить их таким образом, чтобы выполнение требований одной роли не мешало бы выполнению требований других ролей.

Ролевой конфликт - достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.

Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.

Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.

Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название - ролевая система. Оба термина одинаково употребляемы в литературе. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами - отношения.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, параллельно понятию «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Ролевой набор в семье.

Рассмотрим понятие ролевого набора более подробно, для чего выберем самую распространенную и знакомую сферу жизни - семейную. Семья - это кровнородственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Нет, пожалуй, только политических, поскольку семья не относится к институтам политической системы общества. Подобная полнота, представление всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец (отец своих детей). В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, отец своих детей.

Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения сексуальных потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков.

На втором по важности месте - экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи - кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль - социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль - социализация или воспитание детей.

Из чего же эти роли складываются? Если роль - модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

Сексуальный партнер.

Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина и женщина заключают брак в первую очередь ради исполнения роли сексуального партнера. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает:

  • а) запрет на физическую измену;
  • б) запрет на нравственную или духовную измену.

Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка.

Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена - приемлемый комфорт жилища.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие - как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть, и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли - общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Не менее важно, чтобы оба составляющие: престиж и заработок денег совпадали. Преподаватель - высоко престижное, но мало оплачиваемое занятие. В тоже время жена работает продавцом: у нее мало престижное, но высокооплачиваемое занятие. При таком раскладе ролей могут возникнуть проблемы в определении того, кто в семье выступает кормильцем. В нашем примере жена кормит семью, а муж определяет ее социальный статус. В идеале желательно, чтобы обе функции выполнялись одним лицом, а именно мужем. Из двух характеристик - престиж и деньги - сегодня важнее оказываются деньги, а завтра, когда дети подрастут, и их придется вводить во взрослую жизнь, приоритетным окажется престиж. Важно, чтобы жена, заглядывая в будущее, не разочаровалась в настоящем.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер.

Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т. д.

Рассмотрим пример: супружеская пара принимает гостей. Как ведут себя супруги? Муж встречает гостей, а жена готовит на кухне. Это разделение труда. Но особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

  • - способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
  • - не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
  • - умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

  • - высший класс (крупные бизнесмены);
  • - средний класс (интеллигенция);
  • - низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки - поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Главное предназначение духовного общения - получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег).

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т. п. - все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Социализатор.

Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей - глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей - сексуальное партнерство.

Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом.

Данные социологических исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют, что в большинстве случаев женщина на первое место ставит детей. Объясняется это огромным количеством разводов, непрочностью семейных уз, пьянством мужа. В случае конфликта женщины обычно предпочитают оставить себе детей, а не мужа. Возможно, что в этом проявляется более высокая социальная ответственность женщины в современном обществе и ухудшение ценностной шкалы мужчин.

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими.



Поделиться