Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство" Номер сравниваемых пар

Вариант-1.

    Правовое государство отличается от других государств:

а) верховенство закона; б) наличие государственного аппарата;

в) наличие суверенитета; г) наличие публичной власти.

2. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выделите из них примеры, характерные для функционирования правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг»,

2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

4) «Конституциональный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

5) По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

6) «В средствах массовой информации негласно запрещено размещать какие-либо материалы без согласования со службами безопасности».

3. У известного режиссера отключили за неуплату коммунальных услуг телефон и электроэнергию. С позиции требований правового государства действия властей:

1) неправомерны, т.к. известные люди должны быть уважаемыми и почитаемыми; 2) неправомерны, т.к. задеты честь и достоинство личности 3)правомерны, т.к. с известных обществу людей спрос всегда выше 4) правомерны, т.к. законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их соц. статуса

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д. Аламбер).

2. «Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

3. «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер).

Практическая работа по Социологии.

Тема: Гражданское общество и правовое государство.

Вариант-2.

    К принципам правого государства не относится:

а) верховенство права; б) разделение властей;

в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность;

г) доминирование интересов государства над интересами личности.

Без правового государства мы не жили бы в условиях свободы, поэтому всем нам нужно защищать _____(А). Решающим условием осуществления либерализма в различных сферах жизни является проведение различий между государством и ____(Б). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные ____(Г), которые могут разрушить и погубить общество. Либеральное государство не требует от своих ____(Д) принятия решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных. Обязанность гражданина – признать ______(Е), принятые корректно и в установленном порядке., даже в том случае, если он считает их неверными..

    Либеральные принципы; 2) гражданское общество; 3) граждане; 4) частная собственность; 5) плюрализм; 6) индивидуальная свобода; 7) конфликты; 8) ответственность; 9) решения.

3.Институтом гражданского общества, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются)

1) государственные органы; 2) предпринимательские и профсоюзные союзы; 3) правоохранительные органы; 4) СМИ.

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

2. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичирен).

3. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).

Практическая работа по Социологии.

Тема: Гражданское общество и правовое государство.

Вариант-3.

    Что относится к признакам любого государства?

а) разделение властей; б) федеративное устройство;

в) верховенство закона; г) отделение публичной власти от общества.

2. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов, выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. В списке слов больше, чем вам необходимо.

Суверенитет означает ____(1). Это такое свойство власти, которое обеспечивает _____(2) возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою политику. Суверенитет предполагает ______(3) государства во внешнеполитической сфере и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ____(4). Этот является отличительным признаком демократических государств с республиканской _______(5). РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой _____(6) на всей территории.

А) форма государственного устройства; Б) верховенство; В) политический режим; Г) государство; Д) форма правления; Е) власть; Ж) могущество; З) независимость; И) многонациональный народ.

3. Заполните таблицу.

Выберите из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. « Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

2. «Бесполезные законы лишают силы законы необходимые» (Ш. Монтескье).

3. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг).

Вопросы для обсуждения.

    Основные концепции становления и развития гражданского общества.

    Исторические предпосылки возникновения и функционирования гражданского общества.

    Понятие, структура и черты современного гражданского общества.

    Конституционализм как основа взаимодействия гражданского общества и правового, социального государства.

    Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России.

Темы реферативных сообщений.

Идейные истоки и основные этапы формирования концепции гражданского общества.

Взаимообусловленность процессов возникновения и функционирования гражданского общества и правового государства.

Развитие гражданского общества в постсоветской России: реалии и перспективы.

Проблемы создания в России социального государства.

Основная:

Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел III. Тема 10.

Гаджиев К.С. Политология. –М., 2005. Раздел II. Гл.4.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., Раздел III. Гл. 10.

Дополнительная:

Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. –М., 1998.

Гражданское общество в России: структуры и сознание. –М., 1998.

Евдокимов В.И. Государство: теория, практика, проблемы. Т. 1. – М., 2005.

Политическая энциклопедия: в 2-х т. –М., 1999.

Вопросы для самоконтроля.

Дайте определение гражданского общества.

Перечислите основные признаки гражданского общества.

Назовите основные исторические вехи развития гражданского общества.

Какие концепции гражданского общества существуют в политической науке?

Что такое конституционализм?

Охарактеризуйте основные модели конституционализма.

В чем заключается взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

Какие проблемы стоят на пути развития гражданского общества в современной России?

Семинар по теме: «Политические процессы».

Вопросы для обсуждения.

    Понятие, особенности и типы политического процесса.

    Режимы протекания политического процесса и проблема политического участия в нем граждан.

    Сущность, этапы и пути политической модернизации общества.

    Специфические кризисы политического развития и особенности их проявления в ходе реформирования российского общества.

Темы реферативных сообщений.

Природа и структура развития политических конфликтов.

Пути и способы преодоления кризиса политического участия.

Теории политической модернизации.

Основная:

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М., 2005. Раздел VII. Гл.18, 19, 22.

Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел VI. Тема 17, 19.

Василик М.А. Политология. –М., 2000. Раздел VI. Гл.15. 16.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., 2005. Раздел II. Гл.7, 8.

Дополнительная:

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. –М., 2000.

Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. –М., 1998.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. –М., 1999.

Политическая энциклопедия6 в 2-х т. –М., 1999.

Вопросы для самоконтроля.

В чем заключается значение конфликта в политике?

Дайте определение политического процесса.

Какие критерии определяют классификацию политических процессов?

Что характерно для современного политического процесса в России?

Раскройте сущность процесса политической модернизации.

Сделайте сравнительный анализ либеральной и консервативной моделей политической модернизации.

Назовите кризисы политического развития и дайте их характеристику.

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,
  1. общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

  1. Что характерно для создания общественных организаций?
  1. Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

  1. Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.
  1. Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

  • общества защиты прав потребителей,
  • союзы деятелей культуры,
  • кооперативы,
  • детские организации,
  • спортивные общества,
  • рабочие профсоюзы,
  • ассоциации банкиров,
  • благотворительные фонды,
  • религиозные объединения,
  • общества культурных связей с зарубежными странами.

  • Слайд №1. Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

    Эпиграф: Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое

    Семён Лю́двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя - 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) - русский философ и религиозный

    мыслитель. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

    Планируемые результаты (предметные): сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

    Цели урока:

    Личностные результаты: сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

    Ключевые компетенции:

      Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм;

      Учебно-познавательная : самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

      Социокультурная : владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;

      Информационная : владение современными СМИ и информационными технологиями;

      Личностное самосовершенствование : владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, формирование культуры мышления.

    Метапредметные результаты : умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

    Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов.

    Тип урока : комбинированный

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Постановка учебной задачи.

    Учитель: государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

    Слайд №2 Главная проблема - как поставить государство на службу обществу, оградить его го различных злоупотреблений. На эти вопросы давались различные ответы.

      В принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна

      Государственная власть должна быть сильной, ее вообще нельзя ограничивать

      Максимальное ограничение государственной власти, а затем и ее полное устранение

      Лекарство от болезней власти является право

    Четвертая точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества.

      Усвоение новых знаний и способов действий.

    Слайд №3. Задание №1. Платон утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

    Задание:

      Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.

      Выразите свое отношение к утверждение Платона (согласен(а) - не согласен (а))

      Приведите аргументы, подтверждающее ваше согласие – несогласие с высказыванием Платона.

      Сформулируйте вывод.

    Задание 2: работая с учебником параграф 18 пункт «сущность правового государства», заполните таблицу. Вам предлагается, вставить пропущенную альтернативу в сравниваемых государствах.

    Номер сравниваемых пар

    Неправовое государство

    Правовое государство

    Государственная власть не ограничивается никакими законами

    Разделение властей носит реальный характер

    Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

    Разрешено все, что не запрещено законом

    Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается

    Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым

    В международных отношениях делается ставка на силу в соответствие с принципом «цель оправдывает средства»

    Слайд №4. Проверка таблицы

    Учитель: правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели.

    Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты.

    Задание 3: Работая с текстом, ответьте на вопросы:

      Какое определение понятию «гражданское общество» дает автор текста?

      Укажите не менее трех критериев, относящихся к гражданскому обществу.

      Какое иное название применимо к гражданскому обществу и какое обязательное условие необходимо для его существования и развития?

      Приведите не менее двух доказательств того, что в современной России формируется гражданское общество.

      Назовите не менее двух проблем, с которыми сталкивается Россия при формировании гражданского общества.

    Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства, но в рамках существующего законодательства. Ученые называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется: 1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества; 2)признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью судебной защиты своих прав; 3) самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела. А главной целью общества является человек; 4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых. Гласность осуществляемых общественно-политических мероприятиях, в том числе принимаемых законодательных актов; в- третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями; 5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество – это общество правовое; 6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

    Проверка работы по тексту.

    Слайд № 5 -6

    Слайд №7. В современных условиях большое значение имеет процесс формирования и социального государства . На прошлом уроке мы о нем упоминали.

      Закрепление знаний и способов действий.

    Учитель: развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь - душно». «Открытое окно» - это, прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он существует в различных формах.

      Информация о домашнем задании.

    Задание. Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, которые могут выполнять функции общественного контроля над деятельностью институтов публичной власти используя учебник и дополнительную информацию

      Рефлексия

    Задание 4. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.

    1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

    2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

    3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

    4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

    5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

    6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.



    Поделиться