Участие граждан в политической жизни. Гражданин и его участие в жизни страны Тема: Формы участия граждан в управлении государственными делами

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.В. Гулящев, Н.М. Жидков. Проблема безработицы в России и пути ее преодоления. - Системные технологии. - 2017. - № 24. - С. 21-24

THE PROBLEM OF UNEMPLOYMENT IN RUSSIA AND WAYS TO OVERCOME IT

Gulyashchev E.V., Zhidkov N.M., Moscow Polytechnic University

The article analyzes the concept of «unemployment» and the reasons for its occurrence. The size of the workforce and the unemployment rate in Russia are considered. The main causes of unemployment and ways to overcome it are outlined.

Unemployment, qualification,

employment, labor, labor market. Date of receip t in edition: 28.08.17

Date of acceptance for printing: 30.08.17

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Б.Г. Каспаров, Д.А. Саркисян Московский политехнический университет

Аннотация

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации. Наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей. Признание роли гражданского общества в деле построения эффективного государства, народного представительства характерно развития Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Ключевые слова

Российское государство, правовое государство, основы конституционного строя, органы государственной власти, общественные организации, политическая система, волеизъявление избирателей, демократическое государство, гражданское общество, суверенитет народа, формой осуществления власти, народовластие, прямая демократия. История статьи:

Дата поступления в редакцию 19.09.17 Дата принятия к печати 21.09.17

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, само-

Формы участия граждан в государственном управлении

управления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий.

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым демократическим государством, закрепила возможность участия граждан в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в правлении правосудия.

Реализация гражданами конституционно гарантированной возможности участия в управлении государственными делами создает потенциал для развития гражданского общества, обеспечения стабильности основ конституционного строя, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Участие в управлении делами государства обеспечивает включенность граждан в процесс институцио-нализации органов государственной власти и местного самоуправления, вовлекает в управленческую, нор-мотворческую и судебную деятельность.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы.

Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Право граждан выбирать и быть избранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т.е. носит властеобразующий характер.

Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей.

Право избирать и быть избранным (избирательные права), в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства).

Контуры современного мира определяются характеристиками глобализации, в условиях которой особую актуальность приобретают, с одной стороны, интеграция в мировое экономическое, политическое и культурное пространство, приобщение к ценностям и институтам демократии, а с другой - сохранение устойчивого развития страны, укрепление территориального и правового пространства, реализация в полном объеме прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Именно эти факторы актуализируют необходимость проведения системного анализа международных стандартов участия граждан в управлении делами государства и выявления степени соответствия им действующего российского законодательства.

Признание исключительной роли гражданского общества в деле построения эффективного государства, народного представительства в качестве демократической конституционной ценности, осознание значимости участия граждан в управлении делами государства характерно для современных политико-правовых документов, определяющих вектор развития Российской Федерации на ближайшую перспективу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 03.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Бурганова Л.А. Теория управления. Учебное пособие 3-е изд-е перераб. и доп. М.: Изд-во Инфмра-М, 2013.

3. Теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «менеджмент организации» / В.И. Коробко. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

4. Липчанская М.А. Конституционно-правовое регулирование транспарентности органов государственной власти в Российской Федерации и Канаде/ Г.Н. Комкова, Е.В. Бердникова, Е.А. Крючкова, М.А. Липчанская [и др.]; под ред. В.В. Володина, С.В. Кабышева. М.: Формула права, 2014.

5. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Теория управления: учебное пособие - М.: Изд-во ИИУ МГОУ 2014. - 158 с.

6. Окольникова Г.Э., Бархам О.А. Анализ эффективности функционирования малых предприятий строительного рынка США и разработка предложений по улучшению их деятельности Системные технологии. 2017. № 1 (22). С. 23-28.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Б.Г. Каспаров, Д.А. Саркисян. Формы участия граждан в государственном управлении. - Системные технологии. - 2017. - № 24. - С. 24-26

FORMS OF CITIZEN PARTICIPATION IN PUBLIC ADMINISTRATION Kasparov B.G., Sarkisyan D.A., Moscow Polytechnic University

Abstract Keywords:

The people exercise their power directly, as well as through bodies of state The Russian state, the rule of law, the

power, self-government, political parties and public organizations. The most foundations of the constitutional system, state

difficult and topical issue is the problem of ensuring genuine freedom of authorities, public organizations, the political

expression of will. Recognition of the role of civil society in building an effective system, the will of voters, a democratic state,

state, popular representation is characteristic of the development of the Russian civil society, the sovereignty of the people, the

Federation in the near future. form of exercising power, democracy, direct

Date of receip t in edition:

Date of acceptance for printing.

Понятие «гражданин»

В моральном смысле - это лицо, занимающее активную нравс­твенную позицию, глубоко осознающее свой патриотический долг и ответственность по от­ношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, свя­тыням, культуре.

В юридическом (пра­вовом) смысле - это лицо, обладающее пра­вом гражданства.

Важнейшие гражданские качества:

1. Умение пользовать­ся своими правами и свободами не в ущерб окружающим.

2. Сознательное и добросовестное вы­полнение своих обязанностей, ос­нованное на понимании их необхо­димости и постепенно входящее в привычку.

3. Готовность отстаи­вать ценности демок­ратии.

4. Активное и осмысленное участие в политической жизни страны, вы­работке важнейших государствен­ных решений, последовательном проведении их в жизнь.

Понятие «гражданство»

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выража­ющаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

В России вопросы гражданства регулируются соответ­ствующими конституционными нормами, международны­ми договорами и Федеральным законом «О гражданстве в Российской Федерации». Данные акты устанавливают де­мократические принципы гражданства.

Принципы гражданства РФ:

1. Принцип единого гражданства : граждане РФ, посто­янно проживающие на территории республик в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик.

2. Принцип равного гражданства : все лица, имеющие гражданство РФ, обладают одинаковым конституционно­-правовым статусом.

3. Принципы недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением госу­дарства.

4. Принцип существования постоянного гражданства : сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами России, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом.

5. Принцип защиты и покровительства граждан РФ со стороны Российского государства .

Гражданство подтверждается документами: паспор­том, удостоверением личности, до их получения - свиде­тельством о рождении .

По Федеральному закону «О гражданстве в РФ» каж­дый человек, живущий в России, имеет право на граж­данство, никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Принципы определения гражданства:

1. «Право крови» - новорожденный получает такое гражданство, какое имели его родители. Место рождения (страна) роли не играет. (Россия)

2. «Право почвы» - новорожденный приобрета­ет гражданство того госу­дарства, на территории ко­торого он родился, независи­мо от гражданства его родителей. (Великобритания, США)

В Конституции РФ указывается, что гражданин Рос­сии не может быть выслан за пределы Российской Феде­рации или выдан другому государству. Кроме того, Рос­сийская Федерация гарантирует своим гражданам защи­ту и покровительство за ее пределами.

Участие граждан в политической жизни

Политическое участие - действия гражданина с целью пов­лиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы:

1. Обращения и письма граждан к власти, встречи с политичес­кими деяте­лями.

2. Участие граждан в деятельнос­ти полити­ческих пар­тий, органи­заций, движений.

3. Участие граждан в выборах и референду­мах.

4. Прямые действия граждан (участие в митингах, пикетирова­ниях, де­монстраци­ях и т. д.).

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити­ческой жизни, необходимо стремиться стать политически культурным человеком.

Политическая культура - это совокупность политичес­ких знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Политическая культура включает в себя:

1. Политические знания : знание общественного уст­ройства, государственного строя, политики прави­тельства, различных по­литических организаций, важнейших событий сов­ременности

2. Положительное отноше­ние к политике как виду человеческой деятельнос­ти, понимание ее важной роли в жизни общества.

3.Умения политического действия:

1) умение ясно и убедительно изла­гать свои взгляды другим людям, выслушивать и понимать иную точку зрения, раз­бираться в сути спора, защищать свои убеждения;

2) умение самостоя­тельно ориенти­роваться в поли­тической инфор­мации, собирать и систематизиро­вать ее и верно оценивать;

3) организаторские умения, способ­ности правильно распределять по­ручения, прове­рять их выполне­ние.

Чем выше политическая культура граждан, тем об­щество имеет больше шансов стабильно развиваться и процветать.

Согласно Конституции Российской Федерации народовластие определяется в качес­тве одной из основ конституционного строя, являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредствен­но, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Непосредственно власть осуществляется прежде всего в форме референдумов и выборов, хотя непосредственно наряду с ними могут использоваться и другие: народ­ная правотворческая инициатива, собрания (сходы) граждан, митинги, шествия, де­монстрации, пикетирования, обращения в органы власти.

Российским законодательством предусмотрено три вида референдумов: местный (проводится на территории муниципального образования для решения вопросов мест­ного значения), референдум субъекта Федерации и общероссийский.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Он проводится на всей территории России. В обязательном порядке на него выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание примет ре­шение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование. В то же время на общероссийский референдум не могут быть вынесены вопросы:

Изменения статуса субъектов РФ;

Досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Сове­та Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Пре­зидента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов или формирования;

Принятия и изменения федерального бюджета, исполнения или изменения внут­ренних финансовых обязательств государства;

Введения, изменения или отмены федеральных налогов и сборов, а также осво­бождения от их уплаты;

Принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

Амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять об­щепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Выступить с инициативой проведения референдума РФ могут: 1) 2 млн. граждан РФ при условии, что не более 10% из поставивших свою подпись под обращением о прове­дении референдума проживает на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ. Однако они не могут выступить с инициативой о прове­дении референдума РФ в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России, а также в случае, если проведение референдума РФ прихо­дится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.



Общероссийский референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ обладает одним голосом.

В референдуме принимают участие только граждане РФ, достигшие на день его проведения 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в мес­тах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения референдума РФ за пределами территории России, обладают всей полнотой прав на участие в референдуме РФ.

Общероссийский референдум не проводится в условиях военного или чрезвычай­ного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум признается состоявшимся, если в нем примет участие более полови­ны граждан, имеющих на это право. Решение считается принятым, если за него прого­лосовало более половины от числа участвовавших в голосовании.

Решения, принятые на общероссийском референдуме, обладают высшей юриди­ческой силой, не нуждаются в утверждении со стороны какого-либо государственного органа и обязательны для применения на всей территории РФ. Отменить это решение возможно путем проведения нового референдума.

Выборы - форма непосредственного народовластия, при которой граждане выде­ляют из своей среды путем голосования своих представителей для выполнения в госу­дарственных органах и органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

Одновременно с этим происходит также и формирование самих органов. Выборы в России проходят свободно на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Народовластие, реализуемое через органы государственной власти, носит опос­редованный характер. Федеративным устройством России предусмотрено наличие как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Федерации. На каждом из этих уровней существуют органы, формируемые путем проведения выборов.

На федеральном уровне избирается Президент РФ, который являйся главой госу­дарства и определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспе­чивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Избирается также одна из палат российского парламента - Государственная Дума, главной задачей которой является принятие конституционных и федеральных законов.

В субъектах Федерации выборными являются главы субъектов, а также парла­менты субъектов. Избранные в них лица представляют и выражают интересы своих избирателей. Это находит свое выражение в издаваемых ими правовых актах и при­нимаемых решениях. Помимо этого, указанные органы участвуют в формировании назначаемых государственных органов. Так, Президент РФ назначает судей всех федеральных судов, кроме высших, а Государственная Дума - Уполномоченного по правам человека.

Конституция в качестве одного из институтов осуществления народом своей власти называет и органы местного самоуправления, которые не входят в систему государс­твенных органов. Не допускается осуществление местного самоуправления органами государственной власти. Законодательство Российской Федерации устанавливает обязательное наличие выборных органов местного самоуправления в каждом муници­пальном образовании. Наличие других органов определяется уставами муниципальных образований. В данном случае народовластие также носит опосредованный характер и во многом схоже с предыдущей формой.

"Глава местной администрации", 2012, N 3

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи между жителями и органами местного самоуправления. Автор исследует конкретные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации и Германии, приводит различные примеры существующего в разных федеральных землях Германии правового регулирования участия граждан в решении вопросов местного значения и процедурные правила этого участия. Имея некоторый опыт работы в России, автор делает попытку провести сравнительно-страновой анализ регулирования соответствующих отношений.

Предварительные замечания

Общественная активность граждан и их готовность принимать деятельное участие в развитии своего города или своей общины (своего муниципального образования) зависят от целого ряда факторов. Решающая роль в этом отношении принадлежит государству и органам местного самоуправления, которые должны обеспечить необходимые рамочные условия для активного участия граждан в работе органов самоуправления.

При этом обеспечение права граждан избирать депутатов представительных органов муниципальных образований является лишь одним, хотя и важным аспектом данного вопроса. Не менее важная задача состоит в том, чтобы у граждан не создалось впечатления или даже убеждения в том, что их влияние на работу органов местного самоуправления не выходит за рамки простого участия в выборах и что в дальнейшем эти избранные ими органы самоуправления будут бесконтрольно делать то, что им заблагорассудится. Поэтому в настоящее время необходим поиск новых форм участия граждан в подготовке и принятии решений муниципальных органов в течение всего срока полномочий последних.

Во всех государствах, будь то индустриально развитые страны с высоким уровнем доходов граждан или развивающиеся и иные страны, существующие органы государственной или местной власти нередко стремятся к тому, чтобы пользоваться своими властными полномочиями без привлечения избравших их граждан к подготовке и принятию решений, затрагивающих интересы избирателей.

Чем увереннее и самостоятельнее чувствует себя каждый отдельный гражданин и чем большую активность он проявляет, тем больше он ставит под сомнение такой подход органов управления к данной проблеме. По истечении определенного периода пассивного недовольства (выражающегося в неучастии граждан в выборах, на которых им приходится определять свое отношение к отдельным лицам и партиям, долгое время находящимся у власти) граждане нередко организуют внепарламентские оппозиции, создают новые политические партии или даже объединяются с целью свержения тех, кто привык к постоянной политической власти. Впечатляющим подтверждением правильности такой оценки являются последние события в Северной Африке. Но даже в Германии с ее хорошо развитыми институтами парламентской демократии все чаще отмечаются некоторые феномены, свидетельствующие о том, что все большее число граждан чувствует себя отстраненным от участия в принятии решений на политическом уровне после того, как они пришли к избирательным урнам и отдали свои голоса. При этом они в принципе вполне согласны с тем, что избранные в условиях представительной демократии органы в конечном счете имеют право принимать большинство решений. В то же время они полагают, что в процессе принятия различных решений на местном уровне, затрагивающих их существенные интересы или различные локальные проблемы, должно быть обеспечено как минимум их право донести до власти свою точку зрения, включая право поставить на голосование решения, принимаемые органами власти в период действия их полномочий.

В свете сказанного всем политическим партиям и группировкам, рассчитывающим на длительное политическое будущее и стремящимся оказывать влияние на условия жизни людей в своей стране, следует как можно внимательнее прислушиваться к мнению граждан и привлекать их к выработке своей политической позиции и принятию конкретных решений.

Следует сказать, что привлечение граждан к подготовке и принятию важных решений необходимо в первую очередь на местном уровне, где граждане имеют возможность наиболее четко и полно оценить назревшие проблемы. При этом формы участия граждан в процессе подготовки и принятия решений могут быть самыми различными. Главное заключается в том, чтобы граждане чувствовали, что их мнение по тому или иному вопросу всегда принимается всерьез. Для достижения этой цели необходимо не только полностью информировать граждан о предоставляемых им законом возможностях участия в процессе выработки и принятия решений и их праве на создание объединений для отстаивания своих интересов. Не менее важным является также то, чтобы сами органы местного самоуправления с учетом местных условий обеспечивали реальную возможность участия для всех граждан, помогали людям реализовать предоставленные им права и создавали необходимые условия для развития общественной активности граждан.

Для осуществления указанных целей следует предусматривать различные формы и методы привлечения граждан к выработке и принятию решений на муниципальном уровне, что позволяет людям почувствовать себя полноправными гражданами своего города или своей общины и взять на себя часть ответственности за их развитие и процветание. Органы местного самоуправления, пользующиеся поддержкой граждан и осознающие себя не просто формальной частью системы государственной власти, а берущие на себя ответственность - в рамках действующих в государстве законов - за выработку и принятие решений на местном уровне для блага всех граждан данного муниципального образования, являются в конечном счете, надежным фундаментом процветания всего государства.

Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации

Основные положения, определяющие участие граждан в решении вопросов на местном уровне, закреплены в Конституции Российской Федерации как в документе, обладающем наивысшей юридической силой. Права и полномочия органов местного самоуправления, без которых участие граждан в выработке и принятии решений на местном уровне было бы невозможно, определены в Конституции в рамках общей системы государственного устройства. Уже в гл. 1 Конституции, которая называется "Основы конституционного строя", основные решения, принимаемые на уровне местного самоуправления, определяются как базовые решения в системе государственного устройства Российской Федерации. Таким образом, в этой главе система местного самоуправления закрепляется как основополагающий элемент всего государственного устройства. В п. 2 ст. 3 Конституции указывается, что народ осуществляет свою власть, во-первых, непосредственно, т.е. путем референдумов и свободных выборов (п. 3 ст. 3), и, во-вторых, через органы государственного управления и местного самоуправления.

Кроме того, в п. 1 ст. 130 Конституции РФ закрепляется право граждан на осуществление местного самоуправления с использованием и других форм непосредственного волеизъявления.

В ст. 12 Конституции РФ содержится более детальное регулирование места и статуса местного самоуправления в системе государственного устройства. Статья 12 Конституции РФ гарантирует существование системы местного самоуправления на территории всей Российской Федерации. Одновременно в данной статье определены два аспекта взаимоотношений местного самоуправления с государством. В соответствии со ст. 12 "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Их включенность в систему государственного управления реализуется тем не менее благодаря тому, что самостоятельность при решении проблем на местном уровне может осуществляться только в рамках полномочий, устанавливаемых муниципалитетам государством.

Следует отметить, что Конституция РФ, наряду с выборами органов местного самоуправления, предусматривает также проведение референдумов и использование других форм решения вопросов местного значения самими гражданами.

1. Референдум как форма непосредственного участия граждан в решении вопросов местного самоуправления. Исходя из положений ст. 12 Конституции РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) конкретизирует ряд обязательных условий для назначения и проведения местного референдума. В соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения, но не вопросы, входящие в исключительную компетенцию государства (п. п. 1 и 2 ст. 130 Конституции РФ). Вопросы местного значения применительно к различным типам муниципальных образований определены в ст. ст. 14 - 16 вышеупомянутого Федерального закона N 131-ФЗ.

Важнейшим необходимым условием для назначения местного референдума по инициативе граждан является наличие собранных подписей в поддержку референдума в количестве не менее 5% от общего числа граждан, зарегистрированных на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом (пп. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона N 131-ФЗ).

Итог референдума подлежит обязательному исполнению и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить исполнение решения, принятого на местном референдуме (п. п. 6 и 7 ст. 22 Федерального закона N 131-ФЗ).

2. Правотворческая инициатива граждан. Еще одним механизмом непосредственного влияния граждан на решение проблем местного значения является правотворческая инициатива, выступив с которой граждане могут внести на рассмотрение представительного органа проект муниципального правового акта (ст. 26 Федерального закона N 131-ФЗ).

Этот путь участия граждан в подготовке и принятии решений на муниципальном уровне требует принятия соответствующего нормативного правового акта представительным органом данного муниципального образования. Если же такой правовой акт не принят, то процедура внесения правотворческой инициативы регулируется соответствующими положениями федерального закона (ст. 26 Федерального закона N 131-ФЗ).

Правотворческая инициатива должна быть поддержана не менее чем 3% граждан, зарегистрированных на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом. При этом местный представительный орган вправе установить более низкий минимальный процент (п. 1 ст. 26 Федерального закона N 131-ФЗ). Представительный орган муниципального образования, в компетенции которого находится принятие соответствующего правового акта, обязан рассмотреть внесенный инициативной группой проект в течение трех месяцев, причем инициаторам должна быть предоставлена возможность изложить свои обоснования рассматриваемого проекта (п. 2 ст. 26 Федерального закона N 131-ФЗ).

Решение органа местного самоуправления, ответственного за рассмотрение представленного проекта правового акта, должно быть доведено до сведения инициативной группы в письменном виде с обоснованием принятого этим органом решения (п. 3 ст. 26).

Данная форма участия граждан в решении вопросов местного самоуправления в конечном итоге не имеет конституирующего действия, поскольку принятие окончательного решения о его утверждении или отклонении проекта правового акта, представленного в порядке гражданской правотворческой инициативы, входит в компетенцию органа местного самоуправления, уполномоченного на его рассмотрение.

3. Публичные слушания с участием граждан. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, относящихся к вопросам местного значения, представительным органом муниципального образования могут проводиться публичные слушания с участием жителей муниципального образования. Публичные слушания проводятся по инициативе органа местного самоуправления или по инициативе населения.

В отличие от этой процедуры и в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ в обязательном порядке должны проводиться слушания для обсуждения проекта устава муниципального образования (пп. 1 п. 1 ст. 17, п. 9 ст. 27), проекта местного бюджета (ст. 52), отчета об исполнении местного бюджета (ст. 28), проектов планов и программ развития муниципального образования и вопросов о преобразовании муниципального образования (ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ).

Результаты публичных слушаний в обязательном порядке подлежат опубликованию (обнародованию - п. 4 ст. 28).

4. Собрания граждан. По инициативе населения, органов местного самоуправления или в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, могут проводиться собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения, в особенности проблем развития муниципального образования, а также для заслушивания и обсуждения отчетов о деятельности органов местного самоуправления (ст. 29 Федерального закона N 131-ФЗ). При этом собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления или направлять им те или иные требования, а также избирать уполномоченных лиц, в задачу которых входит контроль исполнения этих требований органами местного самоуправления (п. 3 ст. 29 Федерального закона N 131-ФЗ).

Порядок назначения и проведения собраний граждан, а также полномочия таких собраний определяются уставом муниципального образования, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Органы местного самоуправления обязаны обнародовать результаты собрания граждан, принять соответствующее решение и довести его до сведения собрания в письменной форме (п. п. 4 и 6 ст. 29 Федерального закона N 131-ФЗ).

5. Опрос граждан. При подготовке решений по важным вопросам местного значения органы местного самоуправления могут проводить опросы граждан, обладающих избирательным правом (ст. 31 Федерального закона N 131-ФЗ).

Порядок проведения опроса граждан и в особенности методика проведения опроса и определение минимальной численности жителей данного муниципального образования, принимающих участие в опросе, определяются уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Исключительное право назначения опроса граждан принадлежит при этом только органам местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер и не могут предопределять решений, принимаемых уполномоченным органом местного самоуправления по обсуждаемым вопросам.

6. Другие формы участия граждан в местном самоуправлении. Наряду с описанными выше формами непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления Федеральный закон N 131-ФЗ предоставляет муниципальным образованиям и их гражданам возможность самим находить и иные формы участия населения в осуществлении самоуправления на муниципальном уровне, не противоречащие нормам действующего законодательства (ст. 33 Федерального закона N 131-ФЗ).

Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Германии

В отличие от Конституции Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Федеративной Республики Германии не содержит каких-либо специальных указаний на иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, за исключением положения том, что в муниципальных образованиях население должно быть представлено депутатами, избираемыми в ходе свободных муниципальных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (абз. ст. 28 Основного закона). Объясняется это обстоятельство тем, что вследствие разделения компетенций между Федерацией и федеральными землями, обладающими признаками государственных образований, все вопросы формирования и реализации муниципального права относятся к ведению земель. В соответствии с этим отдельные муниципальные образования являются не частями Федерации, а составными частями федеральных земель. Федеральные земли исходя, в свою очередь, из изложенных выше общих принципов сами определяют порядок проведения выборов, в ходе которых их гражданами избираются органы местного самоуправления.

В компетенцию земель входит также определение общих принципов организации местного самоуправления. В этих рамках они вправе в дополнение к выборам самостоятельно развивать различные иные формы участия граждан в решении вопросов местного значения, которые они сочтут целесообразными. Федеральные земли используют это право, вводя в положения о муниципальных образованиях общие нормы о различных формах развития инициативы граждан. Конкретные формы осуществления права граждан на участие в местном самоуправлении определяются с учетом практического опыта, накопленного муниципальными образованиями.

Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, закрепленные в уставах муниципальных образований федеральных земель, обнаруживают большое сходство с аналогичными формами участия граждан в решении вопросов местного значения, изложенными в Федеральном законе N 131-ФЗ. С другой стороны, между ними имеются значительные различия, в особенности это касается права жителя на участие в местном самоуправлении в зависимости от того, обладает он избирательным правом или нет.

Гражданин имеет право голоса на уровне муниципального образования, если он имеет гражданство ФРГ или страны - члена ЕС, является резидентом муниципального образования в течение некоторого установленного времени и достиг определенного возраста (в большинстве земель - 18 лет, в отдельных землях - 16 лет; снижение возрастного избирательного ценза связано с желанием как можно раньше привлекать молодых людей к участию в общественно-политической жизни муниципальных образований).

В отличие от Российской Федерации, в которой в ряде регионов на местном уровне практикуется смешанная избирательная система с проведением в избирательных округах прямых выборов половины депутатов и выборов второй половины депутатов по пропорциональной системе в соответствии с постоянными партийными списками, в Германии такой подход никогда не применяется. Напротив, в настоящее время предпочтение все больше отдается избирательной системе, при которой граждане получают больше возможностей влиять на состав депутатского корпуса и в конечном счете на будущие решения муниципальных органов. Кандидаты тех или иных партий, даже включенные в партийные списки на первых местах, при такой избирательной системе не могут быть уверены в том, что они действительно получат депутатский мандат. Вместо выдвинутых той или иной партией кандидатов, давно состоящих в партии и, как правило, преданных партийной верхушке (зачастую из карьерных соображений), избиратель может отдать свой голос тем кандидатам, которых он считает независимыми личностями и политическая позиция которых совпадает с его убеждениями или близка к ним.

Из шестнадцати германских федеральных земель двенадцать уже перешли на новую избирательную систему, обеспечивающую гражданам больше возможностей влиять на решение вопросов местного значения в их муниципальных образованиях, еще в четырех землях идет подготовка к переходу на эту систему, в связи с чем представляется уместным остановиться на ней более подробно.

  1. Избирательная система, обеспечивающая более активное участие граждан в местном самоуправлении. Основные принципы названной избирательной системы будут рассмотрены на примере федеральной земли Гессен.

Каждый избиратель (т.е. обладающий правом голоса) при избрании представительного органа муниципального образования имеет столько голосов, сколько им может быть подано в соответствии с установленным законом числом членов представительного органа.

Избиратель может отдать кандидатам, которых он решил поддержать, до трех своих голосов (в соответствии с принципом кумуляции голосов).

Вместе с тем избиратель вправе распорядиться избирательным правом по-другому и просто поставить крестик напротив списка одной из допущенных к выборам партий. Крестик напротив списка партии означает, что при подсчете голосов указанные в списке кандидаты получат по одному голосу в соответствии с их порядковым местом в списке. Если же после этого какое-то количество голосов избирателя окажется неиспользованным в связи с тем, что число включенных в список кандидатов будет меньше числа принадлежащих данному избирателю голосов, то эти голоса снова распределяются между кандидатами в соответствии с их порядковым местом в данном списке, пока все голоса избирателя не будут израсходованы или каждый из включенных в список кандидатов не получит максимально допустимые три голоса. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если партия не сможет выдвинуть число кандидатов, предусмотренное положением закона, определяющим число членов представительного органа муниципального образования. В этом случае все оставшиеся у избирателя голоса пропадают.

Если избирателя не устраивает один или несколько кандидатов из числа включенных в список, то он вправе вычеркнуть их фамилии. Однако это допускается лишь в том случае, если избиратель в заголовке избирательного бюллетеня отметил крестиком весь предложенный для голосования список. В противном случае данный бюллетень признается недействительным.

Помимо этого, предложенная избирательная система предоставляет избирателю возможность выбрать из каждого партийного списка предпочитаемых им кандидатов и отдать им до трех своих голосов, т.е. он может распределить свои голоса между несколькими избирательными списками (в соответствии с принципом смешанного голосования списков). Кроме того, избиратель вправе сначала отдать свои голоса кандидатам, которых он решил поддержать, а затем в случае, если у него еще останутся неизрасходованные голоса, отдать их за ту или иную партию или политическую группировку.

Избирателю следует следить за тем, чтобы не распределить больше голосов, чем он в действительности имеет.

  1. Формы участия в местном самоуправлении граждан, обладающих и не обладающих избирательным правом.

2.1. Информирование граждан о наиболее важных проблемах муниципального образования. Представительный орган муниципального образования обязан информировать население обо всех важных и актуальных проблемах данного муниципального образования. Это относится в первую очередь к планам и проектам муниципального образования, существенно важным для территориального, экологического, социального и культурного развития данного муниципального образования и затрагивающим жизненные интересы граждан. При выполнении этих требований жители получают уже на ранней стадии всю необходимую информацию об основных намечаемых мероприятиях, их целях, задачах и последствиях.

Что касается использования свободных площадей и планирования застройки территории в пределах муниципального образования, то действующее специальное законодательство предусматривает право граждан получить всю необходимую информацию о целях намечаемого строительства и право высказать свое отношение к планам застройки территории. В случае если это право граждан будет нарушено, они вправе обратиться с соответствующим иском в судебные органы.

Информирование граждан должно осуществляться таким образом, чтобы они имели возможность высказать свою точку зрения и обсудить возникший вопрос с выборными членами представительного органа муниципального образования и специалистами органа местного самоуправления. С этой целью представительный орган муниципального образования может созывать собрания граждан, в том числе в рамках отдельных районов (округов) данного муниципального образования.

Порядок проведения собраний граждан регулируется положениями, закрепленными в уставе муниципального образования.

Обязательное информирование граждан необходимо для поддержания их интереса к политике, проводимой руководством муниципальных образований. Опыт показывает, что исчерпывающее и полное информирование граждан обо всех аспектах деятельности органов управления местного уровня побуждает их к более активному участию в делах муниципального образования. Собрания граждан, в частности, являются важным средством поддержки деятельности представительных органов муниципальных образований, помогая им принимать верные стратегические решения, касающиеся будущего развития того или иного муниципального образования.

Данный инструмент является важным средством привлечения граждан к активному участию в деятельности муниципального образования. Помимо этого, одна из основных целей информационной работы заключается в том, чтобы достичь максимально возможного консенсуса граждан в отношении политики, проводимой органами самоуправления, хотя само по себе это и не приводит к организационным выводам, обязательным для представительных органов муниципального образования.

Следует отметить, что за последние сорок лет эта форма работы с гражданами получила всеобщее распространение, образуя надежную платформу для реализации многочисленных проектов, осуществляемых органами местного самоуправления совместно с гражданами и способствующих дальнейшему развитию муниципальных образований. Речь идет, например, о проектах благоустройства отдельных городских округов и улиц, реконструкции отдельных зданий, о проектах современной организации дорожного движения, об ориентированной на будущее и отвечающей требованиям экологии политике в области энергетики, о строительстве плавательных бассейнов, детских садов и школ, а также о возможном пересмотре местного бюджета с целью перенаправления финансовых ресурсов на первоочередные проблемы муниципального образования с учетом всех поступивших предложений об их экономии.

2.2. Право граждан на подачу петиций в представительные органы местного самоуправления. Каждый гражданин имеет право как индивидуально, так и совместно с другими жителями обращаться в представительный орган муниципального образования с инициативами или жалобами, относящимися к вопросам местного значения. Как правило, обработка поданных гражданами петиций входит в компетенцию профильного комитета представительного органа данного муниципального образования. Должностные лица комитета обязаны в установленные сроки дать письменный ответ на поданную петицию.

2.3. Право граждан на подачу ходатайств в представительные органы местного самоуправления. Данная форма участия граждан, как обладающих, так и не обладающих избирательным правом, в осуществлении местного самоуправления является более эффективной, чем подача петиций. Цель подачи ходатайства состоит в том, чтобы побудить представительный орган муниципального образования рассмотреть поднятый заявителями вопрос, входящий в его компетенцию, и принять соответствующее решение.

Право на подачу ходатайства имеют большинство граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, а именно те из них, кто проживает на данной территории не менее 3-х месяцев и уже достиг 14-летнего возраста.

Ходатайство подается в письменном виде и должно содержать определенное требование вместе с его обоснованием. Помимо этого, в ходатайстве следует также указать трех лиц, имеющих право представлять заявителей ходатайства.

Для подтверждения правомочности ходатайства необходимо собрать определенное число подписей заявителей. Так, в общинах, входящих в состав района, необходимо собрать подписи не менее чем 5% жителей, но всего не более чем 4000 человек, в городах, не входящих в состав районов (т.н. городских округах), нужно заручиться поддержкой не менее чем 4% жителей, но не более чем 8000 человек.

Представительный орган муниципального образования обязан безотлагательно рассмотреть поданное ходатайство и принять решение по существу в срок не более четырех месяцев со дня его поступления. В течение этого времени представители заявителей должны получить возможность разъяснить суть поданного ходатайства на заседании представительного органа данного муниципального образования.

Решение представительного органа по внесенному ходатайству не может быть оспорено в судебном порядке, если при этом не была нарушена установленная процедура рассмотрения подобных ходатайств.

2.4. Консультативный совет по вопросам интеграции иностранных граждан. Для наиболее полного учета интересов иностранных граждан при осуществлении местного самоуправления муниципальные образования с определенным числом иностранцев, постоянно проживающих и работающих на территории данного муниципального образования, должны создавать советы по вопросам интеграции иностранных граждан. Это требование относится к муниципальным образованиям, в которых насчитывается не менее 5000 иностранцев. В муниципальных образованиях с числом иностранцев не менее 2000 такой консультативный совет создается в том случае, если об этом будут ходатайствовать не менее 200 иностранных граждан.

Правом избирать представителей в совет обладают все иностранцы, которые на день проведения выборов достигли 16-летнего возраста, находятся в Германии на законном основании в течение не менее 1 года и постоянно проживают на территории данного муниципального образования в течение последних трех месяцев.

В состав совета могут избираться все обладающие избирательным правом иностранцы, а также обладающие избирательным правом немецкие граждане, достигшие на момент проведения выборов 18-летнего возраста. При этом, как правило, рекомендуется принимать меры к тому, чтобы среди немецких граждан, избираемых в совет, преобладали бывшие иностранцы, получившие в свое время немецкое гражданство.

Члены совета по вопросам интеграции иностранных граждан избираются тайным голосованием на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права на период действия полномочий представительного органа муниципального образования по спискам или как независимые кандидаты. Выборы проводятся в течение шести недель после начала срока полномочий представительного органа муниципального образования.

Совет по вопросам интеграции иностранных граждан вправе заниматься любыми вопросами местного значения, возникающими в пределах данного муниципального образования. Результаты проведенных в совете обсуждений представляются на рассмотрение представительного органа муниципального образования или выделяемой из его состава комиссии, отвечающей за подготовку решений по тому или иному вопросу. На заседании представительного органа или его комиссии должен присутствовать член совета, в задачу которого входит разъяснение позиции совета по обсуждаемой проблеме.

Со своей стороны, совет по вопросам интеграции иностранных граждан обязан реагировать на все запросы, направляемые в его адрес представительным органом муниципального образования, и определять свою позицию по каждой из обсуждаемых проблем.

Вместо совета по вопросам интеграции иностранных граждан представительный орган муниципального образования может создать консультативный комитет по вопросам их интеграции. В этом случае в состав комитета входят лица, избранные представительным органом из числа своих членов, а также лица из числа иностранцев, избранные иностранными гражданами, обладающими избирательным правом. На пост председателя комитета в таких случаях избирается член представительного органа муниципального образования.

2.5. Включение компетентных специалистов из числа обладающих и не обладающих избирательным правом граждан в состав комитетов представительного органа муниципального образования. С целью обеспечения высокого профессионального уровня решений, разрабатываемых в комитетах представительного органа муниципального образования, в состав комитетов могут быть дополнительно введены специалисты отдельных областей знаний из числа лиц, обладающих избирательным правом. Это происходит с общего согласия членов представительного органа муниципального образования или на основе предложений со стороны представленных в этом органе фракций путем голосования, проводимого по пропорциональной системе. Комитет правомочен принимать решения, если число присутствующих на его заседании членов представительного органа муниципального образования больше числа присутствующих специалистов.

В остальном введенные в состав комитета специалисты имеют те же права и обязанности, что и депутаты представительного органа муниципального образования.

Помимо этого, представительный орган муниципального образования может включать в состав образуемых им комитетов также и не обладающих избирательным правом жителей в возрасте старше 18 лет, которые в отличие от специалистов из числа обладающих избирательным правом граждан имеют только право совещательного голоса. Порядок их ввода в состав комитета идентичен правилам, действующим в отношении специалистов из числа граждан, обладающих избирательным правом.

2.6. Инициатива проведения референдума, выдвигаемая гражданами, обладающими избирательным правом. Лица, обладающие избирательным правом, вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с ходатайством о том, чтобы путем референдума самим решить вместо него тот или иной вопрос, важный для данного муниципального образования. Представительный орган муниципального образования может также назначить местный референдум и по своей инициативе, если за это выскажется не менее двух третей от общего числа его членов, установленного в законодательном порядке.

Лица, обладающие избирательным правом и обращающиеся в представительный орган муниципального образования с инициативой проведения референдума, обязаны представить ее в письменном виде вместе с необходимым обоснованием. Инициаторы референдума также обязаны приложить аргументированное предложение о покрытии предполагаемых издержек в соответствии с требованиями законодательства о местном бюджете. Помимо этого, им следует назначить не менее трех лиц в качестве своих представителей для взаимодействия с органами местного самоуправления.

Инициатива проведения референдума с целью отмены какого-либо решения представительного органа муниципального образования должна быть представлена не позднее шести недель после опубликования этого решения. Если же то или иное решение не подлежит опубликованию, то срок выдвижения инициативы проведения местного референдума равен трем месяцам с даты принятия решения.

Следует иметь в виду, что некоторые вопросы местного значения не могут выноситься на референдум. Их перечень ограничен законодательно. Сюда входят вопросы внутренней структуры местной администрации, правовые отношения членов представительного органа муниципального образования и его комитетов (в первую очередь - ввиду предусмотренной законом защиты прав меньшинства), принятие местного бюджета, включая хозяйственные планы (сметы) собственных предприятий муниципального образования, коммунальные платежи и сборы и регулируемые нормами частного права вознаграждения, начальный баланс, годовой отчет муниципального образования и его собственных предприятий, составление, изменение, дополнение и отмену установленных уставом планов освоения свободных площадей и застройки территории муниципального образования (ср. выше подраздел 2.1, разъясняющий закрепленные в законе права граждан на выражение своей позиции по этим вопросам), решения в отношении правовых споров, инициативы, противоречащие требованиям закона, а также вопросы, по которым в период двух последних лет уже проводился местный референдум.

Если представительный орган муниципального образования не поддержит законной инициативы проведения местного референдума, то референдум должен быть проведен в срок, не превышающий трех месяцев.

Количество подписей, необходимое для признания законности инициативы проведения местного референдума, зависит от числа жителей муниципального образования: в муниципальных образованиях с числом жителей до 10 000 требуются подписи 10% граждан, с числом жителей до 20 000 - 9%, с числом жителей до 30 000 - 8%, с числом жителей до 50 000 - 7%, с числом жителей до 100 000 - 6%, с числом жителей до 200 000 - 5%, с числом жителей до 500 000 - 4% и с числом жителей свыше 500 000 - 3% граждан.

Распространенные практики немецких муниципалитетов по участию граждан в решении вопросов местного самоуправления

  1. Основные положения:
  • постоянное контактное лицо в органе местного самоуправления, с которым общаются граждане в течение всего периода рассмотрения интересующего их вопроса;
  • установление порядка принятия решений и пределов его изменения, а также правил, определяющих возможные действия заинтересованных граждан;
  • проведение анализа с целью выяснения оптимального состава группы привлекаемых лиц: в зависимости от характера проекта это могут быть граждане, непосредственно заинтересованные в рассмотрении и решении данного вопроса, специалисты, граждане, выступающие как распространители полезной информации, представители политических организаций. При отборе участников следует стремиться к определенному балансу интересов. При этом целесообразно привлекать людей, разбирающихся в существе вопроса и имеющих достаточное количество свободного времени для участия в рассмотрении вопроса. Следует также привлекать тех лиц, которые по завершении проекта могли бы, например, оспорить принятое решение в судебном порядке;
  • в отношениях с каждой группой граждан следует использовать корректные формы общения и убеждения;
  • граждане, привлекаемые к участию в решении различных вопросов, должны получить возможность делать это в удобное для них время;
  • граждане должны своевременно получать всю необходимую им информацию, в том числе в отношении форм и способов их участия в решении рассматриваемых вопросов; прозрачность целей и сути каждого рассматриваемого проекта должна быть полностью обеспечена;
  • реальное участие граждан не должно отнимать у них много времени; при этом все участвующие в рассмотрении вопроса граждане должны без задержек получать необходимую информацию о промежуточных результатах;
  • активность граждан должна находить соответствующее признание, различие мнений и интересов участвующих граждан должно уважаться;
  • обещания, даваемые контактным лицом органа местного самоуправления, должны выполняться.
  1. Процедурные правила участия граждан в решении вопросов местного значения. Правила, регулирующие участие граждан в решении вопросов местного значения, обсуждаются и согласуются с ними до начала процесса рассмотрения этих вопросов; по завершении согласования принятые правила становятся обязательными, что может быть подтверждено, например, подписями заинтересованных лиц.

Все участники обсуждений стремятся к обеспечению открытой, прозрачной и честной процедуры. Все участники заявляют о готовности действовать конструктивно в целях достижения общей цели (в том числе в составе рабочих групп, образуемых по принципу однородной тематики) и предоставлять в распоряжение коллег всю известную им существенную информацию.

Интересы участников рассмотрения вопроса заявляются открыто на ранней стадии обсуждения.

Любая полезная информация доводится до сведения всех участвующих своевременно и без задержки. При необходимости, а также в случаях, установленных действующим законодательством, некоторые сведения могут быть признаны конфиденциальными.

Договоренности о нераспространении тех или иных сведений, которые не должны стать достоянием лиц, не входящих в круг участников обсуждения вопроса (например, прессы), должны соблюдаться.

Формы работы с прессой и общественностью определяются совместным решением всех принимающих участие в обсуждении данного проекта; при необходимости функции взаимодействия с прессой могут быть поручены пресс-секретарю органа местного самоуправления.

Участники рассмотрения вопроса, представляющие интересы тех или иных групп граждан или организаций, при необходимости обязаны своевременно передавать возникающие в ходе работы над проектом решения вопросы на обсуждение в эти группы или организации и безотлагательно информировать участников рассмотрения проекта о результатах проведенных обсуждений.

Для обеспечения непрерывного и конструктивного рассмотрения того или иного вопроса необходимо регулярное участие всех привлеченных лиц. Если же это по каким-либо причинам оказывается невозможным, то не явившиеся участники обсуждения должны направить своих представителей. Представители также должны постоянно получать всю необходимую информацию, чтобы иметь возможность компетентно выполнять возложенные на них задачи.

Заключение

Предусматриваемые законом формы участия граждан в решении вопросов местного значения в Российской Федерации и Германии имеют между собой много общего. В обеих странах придерживаются принципа недопустимости различия между документально закрепленными нормами права и их применением в практике управления. Только при таком подходе можно обеспечить правовые гарантии для граждан и убедить их в том, что органы местного самоуправления действительно готовы использовать весь потенциал их общественной активности на благо муниципального образования и его жителей. Завоевать доверие граждан органы местного самоуправления могут лишь в том случае, если они не станут ограничиваться только предусмотренными законом формами участия граждан в осуществлении местного самоуправления (которые скорее представляют собой некоторые минимальные стандарты привлечения граждан), но будут постоянно стремиться к совершенствованию и дальнейшему развитию всех форм участия граждан в местном самоуправлении с учетом конкретных местных условий. В целом местное самоуправление - это подлинная школа демократии, и полная реализация его немалого потенциала может обеспечить самый значительный вклад в развитие и процветание муниципальных образований.

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Право граждан на участие в управлении делами государства установлено не только Конституцией РФ, но и Федеральными законами от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ), от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ), 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) и другими федеральными законами.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - избранным депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст.4 Федерального закона 67-ФЗ), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.



Поделиться