Гражданское общество: концепция и реальность. Понятие «гражданское общество

Содержание статьи

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город , государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.

Проблемы с определением.

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Общества были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой Второй трактат о правлении . Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что общество в этом смысле отличается от природного состояния; оно существенным образом отличается от общности супругов, семьи. Кроме того, гражданское общество несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.

Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона Опыт истории гражданского общества (1767) отмечается разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека.

В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.

В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Одно из важнейших различий между странами выявляет ответ на вопрос: что возникло раньше – государство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии . Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании , а позже и в Португалии , государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Лорд Дарендорф

в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г. о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ Г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражданское общество

комплекс общественных отношений, самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков ГО. Оно стоит прежде всего на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни. Структурными элементами ГО являются: в экономической сфере - негосударственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы (артели), союзы (ассоциации) и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, др. организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения (религия). В России еще не сформировано ГО, а есть только его отдельные фрагменты, ростки, которые вырывались, затаптывались и затаптываются как прежними, так и нынешними российскими властями. Во многом этому способствует отсутствие традиций развития ГО в стране. Поэтому в России предстоит формировать ГО как разветвленную сеть не зависимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Необходимыми условиями формирования ГО являются: создание социальной и правовой основы ГО социального и правового государства, где государство и граждане равноответственны друг перед другом и перед законом, где все публичные власти и все граждане подчинены нормам права; достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт ГО. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения - без этого оно окажется неспособным принять ценности ГО, даже не поймет необходимости его становления и развития.

Исторически идея Г.о. зародилась еще в античном мире вместе с формированием таких понятий, как «гражданство» и «гражданин». Понятие civitas (общество) образовалось именно от понятия civis (гражданин). Переход от идеи Г.о. к определенной философско-правовой концепции Г.о. впервые отчетливо выразился в трудах Т. Гоббса «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). В последующие столетия эта концепция развивалась и углублялась целой плеядой представителей философской и политической мысли - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем, К. Марксом, А. Грамши. Ж.-Ж. Руссо в своем трактате «Об общественном договоре» впервые разделил отождествлявшиеся Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого, по мысли Руссо, является подданный, второе же формирует гражданина. Соответственно разделяются права человека и права гражданина.

В истории Нового времени развитие идеи и концепции Г.о. получило государственно-правовое воплощение в переходе от феодального абсолютизма к конституционно-монархическим или республиканским политическим режимам (Англия, Швеция, Дания, Франция). В российской истории зачатки формирования Г.о. постоянно наталкивались на значительно более сильные тенденции огосударствления всего и вся. Российское государство практически всегда рано или поздно поглощало и подчиняло себе любые общественные инициативы или структуры. Аморфность и анемичность Г.о. не проходит бесследно и для государства. Для российской истории Новейшего времени - это социальный тупик большевизма-коммунизма.

В Германии - это гитлеризм и все, что с ним связано. Оптимальная модель развития государства и Г.о. должна включать в себя механизм постоянно корректируемого динамического равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития. Это всегда процесс, а не состояние. Государство-сторож, минимальное государство может и должно в определенные исторические периоды превращаться в Г.- интервенциониста, берущего на себя функцию арбитра остроконфликтующих сторон Г.о. Промышленно и социально развитые страны Запада давно пережили состояние экономики, полностью свободной от какого-либо вмешательства в нее государства, и осуществляют на практике программы государственного регулирования социально значимых сфер экономики. Опыт этих и других стран говорит о том, что при слабом государстве невидимая рука рынка помогает по преимуществу достаточно немногочисленным, легко адаптируемым к рыночным условиям членам общества. Как следствие - Г.о. резко поляризуется, превращаясь в поле серьезнейших социально-политических конфликтов. Решение этой проблемы - в эффективном воздействии «видимой» (и поэтому общественно контролируемой) руки государства, компенсирующей временные социальные последствия рыночных преобразований.

С развитием демократии в России создались реальные условия для становления в нашей стране гражданского общества. Учитывая опыт развитых в демократическом отношении западных стран, следует иметь в виду, что на Западе и у нас разные условия формирования гражданского общества. На Западе оно проходило на основе эволюционного развития и накопления демократических традиций. У нас же формирование происходит в условиях, когда в прошлом утвердился резкий разрыв между декларированными, формальными принципами общественных организаций и реальной практикой. Избавление целых поколений от внушенных им догм -- процесс длительный. Механическое перенесение на нашу почву различных институтов гражданского западного общества не принесет ожидаемых результатов.

Особенность сложившейся у нас ситуации состоит в том, что гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюрократической системы, находится в зачаточном, аморфном состоянии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных институтов, доминирование политической системы над гражданским обществом продолжается. При этом следует учитывать и историческое прошлое Российского государства.

Царская Россия была страной авторитарной, где вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха. Демократические структуры власти, организации, которые могли бы выражать мнение различных групп населения, а также наличие прав и свобод граждан, находились в зачаточном состоянии. Буржуазный путь развития исчислялся всего лишь несколькими месяцами, которые хотя и дали мощный всплеск свободе мысли и слова, не смогли заложить и тем более закрепить демократические традиции.

После победы Октябрьской революции 1917 г. Россия осуществляет ряд демократических начинаний, имевших общемировое значение. Были установлены рабочий контроль, право на труд, равноправие женщин и мужчин, всех наций и народностей. С завершением Гражданской войны и иностранной интервенции были сняты многие ограничения, вызванные экстремальными условиями того времени. Были заложены основы советского права, укрепилась законность, стали функционировать законодательные, исполнительные и судебные органы. Конституция СССР 1924 г. определила принципы образования союзного социалистического государства. Таким образом, объективно закладывались некоторые элементы правового государства.

Новая экономическая политика (нэп) заложила начала гражданского общества. Свидетельством тому было становление многоукладной экономики, в том числе допущение на известных условиях и в определенных пределах государственного и частного капитализма, следствием чего было развитие рыночных отношений. Возникли самодеятельные общественные организации, выражавшие интересы трудящихся масс (профсоюзы, различные кооперации), молодого поколения (комсомол, пионерия) и др. Вместе с тем утверждалось незыблемое право большевистской партии на руководство государством, что никак не гармонировало с понятием гражданского общества, предполагающего право на функционирование равных перед законом политических партий.

Сейчас трудно сказать, каким образом развивалась бы наша страна при условии, если бы во главе ее не оказался Сталин. Но хорошо известно, что все те слабые ростки демократии, которые появились в первые годы советской власти, были загублены. Претворялось в жизнь сталинское понимание системы диктатуры пролетариата, в которой деятельность правящей партии слилась с деятельностью государства. Такие общественные организации, как профсоюзы, кооперация, комсомол, творческие союзы, которые в иных условиях могли бы стать важным фактором становления гражданского общества, полностью лишились самостоятельности, превратившись в «рычаги» и «приводы» политической власти. Человек же, являвшийся главным элементом гражданского общества, стал именоваться просто «винтиком» государственной машины.

С этого момента отношения между государством и гражданским обществом в нашей стране складывались, к несчастью, таким образом, что государство возвысилось над гражданским обществом, подмяло его под себя, навязало ему свою волю и тем самым ограничивало творческие возможности людей по организации своей жизни.

Гражданское общество не обрело своей самостоятельности, оно как бы растворилось в государстве, нарушился процесс его исторического развития. Становление и утверждение подобного рода взаимоотношений между государством и гражданским обществом идеологически оправдывалось тем, что государство является главной силой преобразования мелкобуржуазного по своей природе гражданского общества.

С возникновением Российской Федерации как самостоятельного, суверенного государства, во главе которого оказались люди бывшей оппозиции, начался период, связанный с отказом от социалистического пути развития. Стали осуществляться политические и социально-экономические реформы, которые, однако, носят противоречивый характер. Многообещающие заявления руководства и практические меры по их реализации в жизнь далеко не всегда совпадали и содействовали улучшению общей ситуации в стране. Более того, усложнилась политическая ситуация, произошел резкий спад производства, обострилась социальная обстановка, вызванная быстрым падением уровня жизни народа, безудержным ростом преступности, коррупции и т. д.

Люди не знают, куда они идут - вперед или назад, что ждет их завтра. Сегодня же они видят социальное расслоение, которое приобретает уродливые формы. Ясно, что не безоглядный оптимизм способен спасти общество, а реалистической подход к прошлому и настоящему. При этом, видимо, следует признать, что ответственность за общий кризис несут не только политики, но и многочисленные специалисты - эксперты, советники и т. п. Налицо конфликт между народом и политической властью. Исключительно живучей оказывается тоталитарная модель, где государство всецело поглощает функции гражданского общества.

Сегодня в обществе постоянно присутствует опасность появления авторитарного государства. Эта опасность значительно возрастает, когда вместо парадигмы гражданское общество - правовое государства - появляется парадигма элита - масса. На вопрос: в чьих интересах действует правительство в настоящее время? - 52% ответили: в интересах отдельных групп; 25,8% - в интересах богатых слоев; и только 3,8% в интересах общества.

Экономическое положение высшего слоя общества, составляющего по разным исследованиям от 5 до 10% населения, резко отличается от положения остальных слоев. Этот слой концентрирует в своих руках как экономическую, так и политическую власть и в условиях отсутствия демократических институций определяет социоэкономическое положение остального населения.

В связи с этим встает вопрос: в какой мере концепция гражданского общества как идея гармоничных отношений автономных частей социальной общности и государства вписывается в нашу действительность, где политическую жизнь характеризует авторитарность и приливы националистических и популистских волн? Современное российское общество является квазигражданским, структуры и институты которого, обладая многими формальными признаками образований гражданского общества, выполняют противоположные функции. С этим и связана часто звучащая пессимистическая оценка перспектив развития гражданского общества в современной России, объясняющая это российской спецификой. В преодолении этого состояния, обусловленного процессом трансформации, включающим в себя противоречия процессов деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и состоит специфика современного этапа развития постсоциалистических обществ.

Тревога и надежда - эти два слова, пожалуй, лучше всего подходят для оценки современной политической обстановки в России. У нас нет альтернативы переходу к новому качественному состоянию через реформы. Реформы - это утверждение подлинных ценностей цивилизации и отрицание того, что олицетворяет советский тоталитаризм. Поэтому ключевой проблемой реформ в России и с точки зрения практической политики, и с точки зрения отдельного гражданина оказывается движение по пути к гражданскому обществу и правовому государству.

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества и правового государства в России:

· создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

· формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;

· создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

· преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Вывод

Гражданское общество возникает в ходе развития государства, это естественный и закономерный путь эволюционирования государства. При этом гражданское общество является автономной и непосредственно от государства не зависящей сферой.

Гражданское общество является формой существования социальности и отражает зрелость общества, определенный уровень развития и дает возможность присвоения личностью всего спектра общественных отношений. В то же время гражданское общество – это система удовлетворения человеком его потребностей и интересов.

Возникновение гражданского общества напрямую связано с возникновением частной собственности. Также возникновение гражданского общества обусловлено наличием общественных организаций.

Без гражданского общества, как социально-политического института невозможно развитие ни политической системы общества, ни духовной, ни экономической.

Наличие большого количества общественных отношений требует их правового регулирования. Государство должно обеспечивать необходимые права личности и организовать наглядное отражение действий органов государственной власти, то есть граждане каждого государства должны знать, чем занимается власть и каковы ее цели и задачи.

Гражданский кодекс является тем документом, который формирует основу гражданского общества в любом государстве. Именно в этом документе отражаются нормы общественных отношений и методы их регулирования. В нем отражен конституционный принцип признания прав и свобод человека наивысшей социальной ценностью.

Наиболее существенными попытками создать в России истинно гражданское общество были реформы П.А. Столыпина. Но трудности, испытываемые русским реформатором на пути создания гражданского общества, лишний раз указали на то, что гражданскому обществу тяжело ужиться с самодержавием и абсолютизмом.

Своими реформами Столыпин стремился создать социальную опору русскому трону, так как жесткие меры уже стали неэффективны.

Создание в стране гражданского общества в государстве подразумевает отсутствие разногласий между властью и широкими слоями населения, означает наличие гарантий прав и свобод личности в отдельности и всего общества в целом, гарантирует каждому человеку, что его интересы и потребности находятся под охраной государства и власти.

Заключение.

В целом в нынешнем понимании гражданское общество -- это система отношений между людьми, обеспечивающая удостоверение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы форм и направлений деятельности.

Также можно выделить ряд важных функций гражданского общества:

1) защита частных сфер жизни человека и гражданина;

2) организация общественного самоуправления;

3) защита граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти;

4) обеспечение реальных гарантий прав и свобод человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах;

5) обеспечение социального контроля по отношению к своим членам;

6) организация коммуникационных связей: задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства;

7) стабилизирующая функция.

Условием стабильности гражданского общества, сохранения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми структурами и проводимой ими в жизнь.

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод, что для разблокирования и развития гражданского общества в России необходимо наличие ряда факторов и выполнение многих необходимых условий, поскольку длительное подавление элементов гражданского общества определило неуправляемый, нередко разрушительный характер демократических преобразований в России, ориентированных по преимуществу на уничтожение созданных ранее социальных институтов как сферы "несвободы" и поощрение стихийных тенденций общественного развития - "свободы", что в условиях неупорядоченности правовой составляющей приводит к хаотическому развитию.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.



Поделиться