Политическая власть как особая сфера деятельности. Что такое политическая власть

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Витебский государственный технологический университет"

Кафедра философии


Контрольная работа

Политическая власть


Выполнил:

Студ. гр. зА-13 IV курса

Кудрявцев Д.В.

Проверил:

ст. пр. Гришанов В.А.




Источники и ресурсы политической власти

Проблемы легитимной власти

Литература


1. Сущность политической власти, ее объекты, субъекты и функции


Власть - способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них - субъект власти - предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой - в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти - подчиняется распоряжениям первого.

Власть как отношение между двумя субъектами есть результат действий, которые производят обе стороны этого отношения: одна - побуждает к определенному действию, другая - осуществляет его. Всякое властное отношение предполагает в качестве непременного условия выражения в какой-либо форме властвующим (господствующим) субъектом своей воли, обращенной к тому, над кем он осуществляет власть.

Внешним выражением воли господствующего субъекта могут выступать закон, указ, приказ, распоряжение, директива, предписание, инструкция, правило, запрет, указание, требование, пожелание и т.п.

Только после уяснения подвластным субъектом содержания обращенного к нему требования можно ожидать от него каких-либо ответных действий. Однако и при этом тот, к кому обращено требование, всегда может ответить на него отказом. Властное отношение предполагает также наличие причины, которая побуждает объект власти выполнять веление господствующего субъекта. В приведенном определении власти эта причина обозначена понятием "средство". Только при наличии возможности использования господствующим субъектом средств подчинения властное отношение может стать реальностью. Средства подчинения или, по более распространенной терминологии, средства влияния (властного воздействия) составляют те социально значимые для субъектов общественных отношений физические, материальные, социальные, психологические и моральные факторы, которые субъект власти может использовать для подчинения своей воле деятельности подвластного субъекта (объекта власти). В зависимости от используемых субъектом средств влияния властные отношения могут принимать, по крайней мере, форму силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции или авторитета.

Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластным либо путем непосредственного воздействия на его тело и психику, либо с помощью ограничения его действий. В принуждении источник подчинения команде властвующего субъекта заключается в угрозе применения негативных санкций в случае отказа подвластного от повиновения. Побуждение как средство влияния основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности и услуги), в которых тот заинтересован. В убеждении источник властного влияния заключается в тех аргументах, которые субъект власти использует для подчинения своей воле деятельность подвластного. Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта власти осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта. Источником подчинения во властном отношении в форме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта власти, с которой не может не считаться подвластный и потому он подчиняется предъявленным ему требованиям.

Власть есть непременная сторона человеческого общения; она обусловлена необходимостью подчинения единой воле всех участников любого сообщества людей в целях обеспечения его целостности и стабильности. Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Научный подход к анализу феномена власти требует учета множественности ее проявлений и выяснения специфических особенностей ее отдельных видов - экономической, социальной, политической, духовной, военной, семейной и иной. Наиболее важным видом власти является политическая власть.

Центральная проблема политики и политологии - власть. Понятие "власть" относится к числу основополагающих категорий политической науки. Оно дает ключ к пониманию всей жизни общества. Социологи говорят о власти социальной, юристы - о власти государственной, психологи - о власти над самим собой, родители - о семейной власти.

Власть исторически возникла как одна из жизненно важных функций человеческого социума, обеспечивающих выживание человеческому сообществу перед лицом возможной внешней угрозы и создающих гарантии существования индивидов внутри этого сообщества. Естественный характер власти проявляется в том, что она возникает как потребность общества в саморегуляции, в сохранении целостности и стабильности при наличии в нем разных, порой противоположных интересов людей.

Естественно - исторический характер власти проявляется и в ее преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться по наследству, отниматься другими заинтересованными лицами, может коренным образом преобразовываться. Но любая группа или отдельная личность, приходящая к власти, не может не считаться со свергнутой властью, с традициями, сознанием, культурой властных отношений, накопленными в стране. Преемственность проявляется и в активном заимствовании странами друг у друга универсального опыта осуществления властных отношений.

Ясно, что власть возникает при наличии определенных условий. Польский социолог Ежи Вятр полагает, что для существования власти необходимо не менее двух партнеров, причем этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц. Условием возникновения власти должно быть также подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет в соответствии с общественными нормами, устанавливающие право отдавать приказы и обязанность подчиняться.

Следовательно, отношения власти представляют собой необходимый и незаменимый механизм регулирования жизни общества, обеспечения и сохранения его единства. Тем самым подтверждается объективный характер власти в человеческом обществе.

Немецкий социолог Макс Вебер определяет власть как возможность действующего лица реализовать собственную волю даже вопреки сопротивлению других участников действия и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Власть представляет собой сложное явление, включающее различные структурные элементы, расположенные в определенной иерархии (от высшего к низшему) и взаимодействующие между собой. Систему власти можно представить в виде пирамиды, вершину которой составляют те, кто осуществляет власть, а основание - те, кто повинуется ей.

Власть есть выражение воли общества, класса, группы людей и отдельной личности. Это подтверждает обусловленность власти соответствующими интересами.

Анализ политологических теорий показывает, что в современной политической науке не существует какого-либо одного общепризнанного понимания сущности и определения власти. Это, однако, не исключает сходства в их трактовке.

В этой связи можно выделить несколько концепций власти.

Подход к рассмотрению власти, который изучает политические процессы во взаимосвязи с социальными процессами и психологическими мотивами поведения людей, лежит в основе бихевиористских (поведенческих концепций власти. Основы бихевиористского анализа политики изложены в труде родоначальника этой школы американского исследователя Джона Б. Уотсона "Человеческая природа в политике". Явления политической жизни объясняются им естественными свойствами человека, его жизненным поведением. Человеческое же поведение, в том числе и политическое, есть ответная реакция на действия окружающей среды. Власть потому и является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей.

Реляционистская (ролевая) концепция понимает власть как межличностное отношение субъекта и объекта власти, предполагая возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие. Так определяют власть американский политолог Ганс Моргентау и немецкий социолог М. Вебер. В современной западной политической литературе распространенным является определение власти Г. Моргентау, трактуемое как осуществление человеком контроля над сознанием и действиями других людей. Другие представители этой концепции определяют власть как способность осуществлять свою волю либо через страх, либо через отказ кому-либо в вознаграждении, либо в форме наказания. Два последних способа воздействия (отказ и наказание) представляют собой негативные санкции.

Французский социолог Раймон Арон отвергает почти все известные ему определения власти, считая их формализованными и абстрактными, не учитывающими психологических моментов, не выясняющими точное значение таких терминов как "сила", "мощь". Из-за этого, по мнению Р. Арона возникает двусмысленное понимание власти.

Власть как политическое понятие означает взаимоотношения между людьми. Здесь Р. Арон согласен с реляционистами. Одновременно, утверждает Арон, власть обозначает скрытые возможности, способности, силы, проявляющиеся при известных обстоятельствах. Поэтому власть - это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их желаниями.

В рамках системной концепции власть обеспечивает жизнедеятельность общества как системы, предписывая каждому субъекту выполнить обязанности налагаемые на него целями общества, и мобилизует ресурсы для достижения целей системы. (Т. Парсонс, М. Крозье, Т. Кларк).

Американский политолог Ханна Арендт отмечает, что власть не есть ответ на вопрос, кто кем управляет. Власть, считает X. Арендт, находится в полном соответствии с человеческой способностью не просто действовать, а действовать совместно. Следовательно, прежде всего надо исследовать систему социальных институтов, тех коммуникаций, через которые проявляется и материализуется власть. В этом сущность коммуникационной (структурно функциональной) концепции власти.

Определение власти, данное американскими социологами Гарольдом Д. Лассуэллом и А. Капланом в их книге "Власть и общество", выглядит следующим образом: власть есть участие или возможность участия в принятие решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях. Это одно из принципиальных положений конфликтной концепции власти.

Близко к этой концепции стоит телеологическая концепция, основное положение которой сформулировал английский либеральный профессор, известный борец за мир Бертран Рассел: власть может быть средством достижения определенных целей.

Общее всех концепций состоит в том, что властные отношения рассматриваются в них, прежде всего как отношения двух партнеров воздействующих друг на друга. Это - затрудняет выделение главной детерминанты власти - почему все же один может навязывать свою волю другому, а этот другой, хотя и сопротивляется, все же должен выполнить навязываемую волю.

Марксистская концепция власти и борьбы за власть характеризуется четко выраженным классовым подходом к социальной природе власти. В марксистском понимании власть носит зависимый, вторичный характер. Эта зависимость вытекает из проявления воли класса. Еще в "Манифесте коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс определили, что "политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса над другим" (К. Маркс. Ф. Энгельс Соч., изд. 2-е, т.4, с:447).

Все перечисленные концепции, их многовариантность свидетельствуют о сложности и многообразии политики и власти. В этом свете не следует резко противопоставлять друг другу классовый и неклассовый подходы к политической власти, марксистское и немарксистское понимание этого явления. Все они в определенной мере дополняют друг друга и позволяют создать полную и наиболее объективную картину. Власть как одна из форм социальных отношений способна влиять на содержание деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и правовых механизмов.

Таким образом, власть - это объективно обусловленное социальное явление, выражающееся в способности лица или группы управлять другими, исходя из определенных потребностей или интересов.

Политическая власть - волевое отношение между социальными субъектами, составляющими политически (т.е. государственно) организованное сообщество, суть которого состоит в побуждении одним социальным субъектом к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния. Политико-властные отношения возникают в ответ на потребность в поддержании целостности сообщества и регуляции процесса реализации индивидуальных, групповых и общих интересов составляющих его людей. Словосочетание политическая власть своим происхождением также обязано древнегреческому полису и буквально означает власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия политическая власть отражает тот факт, что всякое политически, т.е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов: законов, полиции, судов, тюрем, налогов и т.п. Иными словами, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики, а политические отношения есть, прежде всего, взаимодействие членов сообщества по поводу овладения средствами властного воздействия, их организации, удержания и использования. Именно власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она предстает как особый вид социального взаимодействия. И именно поэтому политические отношения можно называть политико-властными отношениями. Они возникают в ответ на потребность в поддержании целостности политического сообщества и регуляции реализации индивидуальных, групповых и общих интересов составляющих его людей.

Таким образом, политическая власть - это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов - индивидов, социальных групп и общностей - подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть - это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами.

Функции политической власти, т.е. ее общественное предназначение, те же, что и функции государства. Политическая власть есть, во-первых, инструмент поддержания целостности сообщества и, во-вторых, средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. В этом состоят основные функции политической власти. Другие ее функции, перечень которых может быть и большим (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т.п.), имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение.

Отдельные виды власти можно выделить по различным основаниям, принятым для классификации:

Могут быть приняты и другие основания классификации видов власти: абсолютная, личная, семейная, власть клана и т.п.

Политическая наука исследует политическую власть.

Власть в обществе выступает в неполитических и политических формах. В условиях первобытнообщинного строя, где не было классов, государства значит, и политики, общественная власть не носила политического характера. Она составляла власть всех членов данного рода, племени, общины.

Неполитические формы власти характеризуются тем, что объектами являются малые социальные группы и осуществляется она непосредственно властвующим индивидом без специального посреднического аппарата и механизма. К неполитическим формам относится семейная, школьная власть, власть в производственном коллективе и т.п.

Политическая власть возникла в процессе развития общества. По мере появления и накопления собственности в руках определенных групп людей происходит и перераспределение управленческо-распорядительных функций, т.е. изменение характера власти. Из власти всего общества (первобытного) она превращается во власть имущих слоев, становится своеобразной собственностью нарождающихся классов и вследствие этого приобретает политический характер. В классовом обществе управление осуществляется с помощью политической власти. Политические формы власти характеризуются тем, что их объектом являются крупные общественные группы, и власть в них осуществляется через социальные институты. Политическая власть тоже является волевым отношением, но отношением между классами, социальными группами.

Политическая власть обладает рядом характерных черт, определяющих ее как относительно самостоятельное явление. Она имеет собственные законы развития. Чтобы быть стабильной, власть должна учитывать интересы не только господствующих классов, но и подчиненных групп, а также интересы и всего общества. Характерными чертами политической власти являются: суверенитет и верховенство ее в системе отношений в обществе, а также неделимость, авторитетность и волевой характер.

Политическая власть всегда носит императивный характер. Воля и интересы господствующего класса, группы людей через политическую власть приобретают форму закона, определенных норм, обязательных для всего населения. Неподчинение законам и несоблюдение нормативных актов влечет юридическое, правовое наказание вплоть до принуждения к выполнению их.

Важнейшей особенностью политической власти является ее тесная связь с экономикой, экономическая обусловленность. Поскольку самым главным фактором в экономике являются отношения по поводу собственности, экономической основой политической власти выступает собственность на средства производства. Право на собственность дает и право на власть.

Вместе с тем, представляя интересы экономически господствующих классов, групп и будучи обусловленной этими интересами, политическая власть оказывает активное воздействие на экономику. Ф. Энгельс называет три направления такого воздействия: политическая власть действует в том же направлении, что и экономика - тогда развитие общества идет быстрее; против экономического развития - тогда через известный промежуток времени политическая власть терпит крах; власть может ставить экономическому развитию преграды и толкать его в иных направлениях. В результате, подчеркивает Ф. Энгельс, в двух последних случаях политическая власть может причинять экономическому развитию величайший вред и вызывать растрату сил и материала в массовом количестве (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. т. 37. с. 417).

Таким образом, политическая власть выступает как реальная способность и возможность организованного класса или социальной группы, а также индивидов, отражающих их интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

К политическим формам власти, прежде всего, относится государственная власть. Следует различать политическую власть и государственную. Всякая государственная власть есть политическая, но не всякая политическая власть является государственной.

В.И. Ленин, критикуя русского народника П. Струве за признание принудительной власти как основной черты государства, писал "… принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было. ... Признак государства наличность обособленного класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть" (Ленин В.И. Пол. собр. соч. Т. 2, с. 439).

Государственная власть - это власть, осуществляемая с помощью специального аппарата и имеющая возможность обращаться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Государственная власть настолько неотделима от государства, что и в научной литературе практическом употреблении эти понятия часто отождествляются. Государство какое-то время может существовать без ясно очерченной территории, строгого размежевания границ, без точно определенного населения. Но без власти государства нет.

Важнейшими чертами государственной власти являются ее публичный характер и наличие определенного территориального устройства, на которое распространяется государственный суверенитет. Государство обладает монополией не только на правовое, юридическое закрепление власти, но и монопольным правом применять насилие, используя специальный аппарат принуждения. Распоряжения государственной власти обязательны для всего населения, иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, и проживающих постоянно на территории государства.

Государственная власть выполняет в обществе ряд функций: устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всеми аспектами жизнедеятельности общества. К основным функциям государственной власти следует отнести:

Обеспечение господства, то есть осуществление воли правящей группы по отношению к обществу, подчинение (полное или частичное, абсолютное или относительное) одних классов, групп, лиц другим;

Руководство развитием общества в соответствии с интересами господствующих классов, социальных групп;

управление, т.е. осуществление на практике основных направлений развития и принятие конкретных управленческих решений;

Контроль предполагает осуществление надзора за выполнением решений и соблюдением норм и правил деятельности людей.

Действия государственной власти по реализации своих функций составляют сущность политики. Таким образом, государственная власть представляет самое полное выражение политической власти, является политической властью в ее наиболее развитом виде.

Политическая власть может быть и негосударственной. Таковы партийная и военная. В истории немало примеров, когда армия или политические партии в период национально-освободительных войн контролировали значительные территории, не создавая на них государственных структур, осуществляя властные полномочия через военные или партийные органы.

Реализация власти непосредственно связана с субъектами политики, которые и являются социальными носителями власти. Когда власть завоевана, и определенный субъект политики становится и субъектом власти, последняя выступает средством воздействия господствующей социальной группы на другие объединения людей данного общества. Органом такого воздействия выступает государство. При помощи его органов правящий класс или господствующая группа укрепляет свою политическую власть, реализует и защищает свои интересы.

Политическая власть, как и политика, неразрывно связана с социальными интересами. С одной стороны, сама власть является социальным интересом, вокруг которого возникают, формируются и функционируют политические отношения. Острота борьбы за власть обусловливается тем, что обладание механизмом осуществления власти дает возможность защитить и реализовать определенные социально-экономические интересы.

С другой стороны, социальные интересы оказывают на власть определяющее влияние. За отношениями политической власти всегда скрываются интересы социальных групп. "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов", - справедливо замечал В.И. Ленин (Полн. собр. соч., т. 23, с. 47).

Политическая власть, таким образом, выступает как определенный аспект отношений между социальными группами, это реализация волевой деятельности политического субъекта. Субъектно-объектные отношения власти характеризуются тем, что различие между объектами и субъектами относительно: в одних случаях данная политическая группа может выступать как субъект власти, а в других - как объект.

Субъекты политической власти - это личность, общественная группа, организация, которые реализуют политику или способны относительно самостоятельно участвовать в политической жизни соответственно своим интересам. Важным признаком политического субъекта является его способность влиять на положение других и вызывать существенные изменения в политической жизни.

Субъекты политической власти неравнозначны. Интересы различных социальных групп оказывают на власть либо определяющее, либо косвенное влияние, различна их роль в политике. Поэтому среди субъектов политической власти принято различать первичные и вторичные. Первичные характеризуются наличием своих собственных социальных интересов. Это классы, социальные слои, нации, этнические и конфессиональные, территориальные и демографические группы. Вторичные отражают объективные интересы первичных и создаются ими для реализации этих интересов. К ним относятся политические партии, государство, общественные организации и движения, церковь.

Интересы тех субъектов, которые занимают ведущее положение в экономической системе общества, составляют социальную основу власти.

Именно эти социальные группы, общности, индивиды используют, приводят в движение формы и средства власти, наполняют их реальным содержанием. Их называют социальными носителями власти.

Однако вся история человечества свидетельствует, что реальной политической властью обладают: господствующий класс, правящие политические группы или элиты, профессиональный чиновничье - управленческий аппарат - политические лидеры.

Господствующий класс олицетворяет основную материальную силу общества. Он осуществляет верховный контроль над основными ресурсам общества, производством и его результатами. Его экономическое господство гарантируется государством с помощью политических мер и дополняется идеологическим господством, обосновывающим экономическое господство как оправданное, являющееся справедливым и даже желанным.

К. Маркс и Ф. Энгельс писали в своей работе "Немецкая идеология": "Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила.

Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., и 2-е, т. 3,с. 45-46).

Таким образом, занимая ключевые позиции в экономике, господствующий класс сосредоточивает у себя и основные политические рычаги, а затем распространяет свое влияние на все сферы общественной жизни. Господствующий класс - это класс, главенствующий в экономической, социальной, политической и духовной областях, определяющий общественное развитие в соответствии со своей волей и коренными интересами. Главным инструментом его господства и является политическая власть.

Господствующий класс не является однородным. В его структуре всегда существуют внутренние группы с противоречивыми, даже противоположными интересами (традиционные мелкие и средние слои, группы, представляют военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы). Определенные моменты общественного развития в господствующем классе могут доминировать интересы тех или других внутренних групп: 60-е годы XX века характеризовались политикой "холодной войны", отражавшей интерес военно-промышленного комплекса (ВПК). Поэтому господствующий класс для осуществления власти формирует относительно немногочисленную группу, включающую в себя верхушку различных слоев этого класса - активное меньшинство, имеющее доступ к инструментам власти. Чаще всего ее называют правящей элитой, иногда правящими или господствующими кругами. Эта руководящая группа включает хозяйственную, военную, идеологическую, бюрократическую элиту. Одним из главных элементов этой группы является политическая элита.

Элита - это группа лиц, имеющих специфические особенности и профессиональные качества, которые делают их "избранными" в той или другой сфере общественной жизни, науки, производства. Политическая элита представляет достаточно самостоятельную, высшую, относительно привилегированную группу (группы), наделенную важными психологическими, социальными и политическими качествами. Ее составляют люди, занимающие руководящие или господствующие позиции в обществе: высшее политическое руководство страны, включая верхушку функционеров, которые разрабатывают политическую идеологию. Политическая элита выражает волю и коренные интересы господствующего класса и в соответствии с ними непосредственно и систематически участвует в принятии и реализации решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее. Естественно, что правящая политическая элита формулирует и принимает политические решения от имени господствующего класса в интересах его доминирующей части, социального слоя или группы.

В системе власти политическая элита выполняет определенные функции: принимает решения по принципиальным политическим вопросам; определяет цели, ориентиры и приоритеты политики; вырабатывает стратегию действий; консолидирует группы людей путем компромиссов, учета требований и согласования интересов всех политических сил, которые ее поддерживают; руководит важнейшими политическими структурами и организациями; формулирует основные идеи, обосновывающие и оправдывающие ее политический курс.

Правящая элита выполняет непосредственные руководящие функции. Повседневную деятельность по реализации принятых решений, все необходимые для этого мероприятия осуществляет профессиональный чиновничье-управленческий аппарат, бюрократия. Она как неотъемлемый элемент правящей элиты современного общества выполняет роль посредника между верхушкой и подножием пирамиды политической власти. Изменяются исторические эпохи и политические системы, но постоянным условием функционирования власти остается аппарат чиновников, на который возложена ответственность а управление повседневными делами.

Бюрократический вакуум - отсутствие административного аппарата - для какой-либо политической системы смертелен.

М. Вебер подчеркивал, что бюрократия воплощает самые эффективные и рациональные способы управления организациями. Бюрократия - это не только система управления, осуществляемая с помощью обособленного аппарата, но и слой людей, связанных с этой системой, компетентно и квалифицированно, выполняющих управленческие функции на профессиональном уровне. Это явление, которое называют бюрократизацией власти, обусловлено не столько профессиональными функциями чиновников, сколько социальной природой самой бюрократии, которая стремится к самостоятельности, обособлению остального общества, достижению известной автономности, осуществлять разработанный политический курс без учета общественных интересов. В практике она вырабатывает свои собственные интересы, претендуя при этом на право принятия политических решений.

Подменяя общественные интересы государства и преобразуя государственную цель в личную цель чиновника, в гонку за чинами, в делах карьеры, бюрократия присваивает себе право распоряжаться тем, что ей не принадлежит - властью. Хорошо организованная и мощная бюрократия может навязать свою волю и тем самым частично превратиться в политическую элиту. Именно по этому бюрократия, ее место во власти и методы борьбы с ней стали важной проблемой любого современного общества.

Социальными носителями власти, т.е. источниками практической политической деятельности по реализации власти, могут быть не только господствующий класс, элита и бюрократия, но и отдельные личности, выражающие интересы крупной общественной группы. Каждую такую личность называют политическим лидером.

К субъектам, оказывающим влияние на осуществление власти, относят группы давления (группы партикулярных, частных интересов). Группы давления - это организованные объединения, создаваемые представителями отдельных социальных слоев для оказания целенаправленного давления на законодателей и чиновников с целью удовлетворения собственных специфических интересов.

О группе давления можно говорить только тогда, когда она и ее действия имеют возможность систематически влиять на органы власти. Существенное отличие группы давления от политической партии состоит в том, что группа давления не стремится овладеть властью. Группа давления, адресуя пожелания государственному органу или конкретной личности, дает одновременно понять, что неисполнение ее пожеланий приведет к негативным последствиям: к отказу в поддержке на выборах или финансовой помощи, потере должности или общественного положения какой-либо влиятельной личностью. Такими группами можно считать лобби. Лоббизм как политический феномен является одной из разновидностей групп давления и выступает в форме различных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных организациях. Основная задача лобби заключается в налаживании контактов с политическими деятелями и чиновниками для влияния на их решения. Лоббизм отличает кулуарная заорганизованность, назойливо-настойчивая устремленность к достижению определенных и необязательно высоких целей, приверженность интересам узких группировок рвущихся к власти. Средства и методы лоббистской деятельности разнообразны: информирование и консультирование по политическим вопросам, угрозы и шантаж, коррупция, подкуп и взятки, подарки и пожелания выступления на парламентских слушаниях, финансирование избирательных кампаний кандидатов и многое другое. Лоббизм возник в США и широко распространился в других странах с традиционно развитой системой парламентаризма. Лобби существуют и в американском конгрессе, английском парламенте, в коридорах власти многих других стран. Такие группы создают не только представители капитала, но и военные, некоторые общественные движения, объединения избирателей. Это один из атрибутов политической жизни современных развитых стран.

Влияние на реализацию политической власти оказывает и оппозиция, в широком плане оппозиция - это обычные политические разногласия и споры по текущим вопросам, все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом. Считается также, что оппозиция меньшинство, противопоставляющее свои взгляды и цели большинства участников данного политического процесса. На первом этапе возникновения оппозиции так оно и было: в качестве оппозиции выступало активное меньшинство со своими взглядами. В узком смысле оппозиция рассматривается как политический институт: не участвующие или отстраненные от власти политические партии, организации и движения. Под политической оппозицией понимают организованную группу активных индивидов объединенных осознанием общности своих политических интересов, ценностей и целей, ведущих борьбу с господствующим субъектом. Оппозицией становится общественное политическое объединение, которое осознанно противопоставляет себя господствующей политической силе по программным вопросам политики, по главным идеям и целям. Оппозиция представляет собой организацию политических единомышленников - партию, фракцию, движение, способную вести и ведущую борьбу за доминирующее положение во властных отношениях. Она является закономерным следствием социально-политических противоречий и существует при наличии благоприятных для нее политических предпосылок - как минимум, отсутствия официального запрета на ее существование.

Традиционно выделяют два основных типа оппозиции: внесистемная (деструктивная) и системная (конструктивная). К первой группе относят те политические партии и группировки, программы действий которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям. Их деятельность направлена на ослабление и замену государственной власти. Ко второй группе принадлежат партии, которые признают нерушимость основных политических, экономических и социальных принципов общества и не согласны с правительством только в выборе путей и способов достижения общих стратегических целей. Они действуют в рамках существующей политической системы и не стремятся изменить ее основы. Придание оппозиционным силам возможности высказать свою, отличную от официальной, точку зрения и конкурировать за голоса избирателей в законодательных, региональных, судебных органах власти, в средствах массовой информации с правящей партией есть эффективное средство против возникновения острых социальных конфликтов. Отсутствие дееспособной оппозиции приводит к возрастанию социальной напряженности или порождает апатию населения.

Прежде всего, оппозиция является основным каналом выражения социального недовольства, важным фактором будущих перемен, обновления общества. Критикуя власть и правительство, она имеет возможность добиться принципиальных уступок и корректировать официальную политику. Наличие влиятельной оппозиции ограничивает злоупотребление властью, предотвращает нарушение или попытки нарушения гражданских, политических прав и свобод населения. Она препятствует отклонению правительственного курса от политического центра и, таким образом, поддерживает социальную стабильность. Существование оппозиции свидетельствует об идущей в обществе борьбе за власть.

Борьба за власть отражает напряженную, достаточно конфликтную степень противостояния и противодействия существующих социальных сил политических партий в вопросах отношения к власти, к пониманию ее роли, задач и возможностей. Она может вестись в различных масштабах, а также с применением разнообразных средств, методов, с привлечением тех или других союзников. Борьба за власть всегда завершается взятием власти - овладение властью с использованием ее в определенных целях: радикального переустройства или ликвидации старой власти. Овладение властью может быть результатом волевых акций как мирного, так и насильственного характера.

История показала, что прогрессивное развитие политической системы возможно только при наличии конкурирующих сил. Отсутствие альтернативных программ, в том числе и предлагаемых оппозиций, снижает необходимость своевременной коррекции программы действий, принятой победившим большинством.

За два последних десятилетия XX века на политической сцене появились новые оппозиционные партии и движения: зеленые, экологические, движение за социальную справедливость и тому подобные. Они являются значительным фактором общественно-политической жизни многих стран, стали своего рода катализатором обновления политической деятельности. Основной акцент эти движения делают на внепарламентские способы политической активности, тем не менее, они оказывают, хотя и косвенное, опосредованное, но все-таки, воздействие на осуществление власти: их требования и призывы при определенных условиях могут получить политический характер.

Таким образом, политическая власть является не только одним из стержневых понятий политической науки, но и важнейшим фактором политической практики. Через ее посредство и воздействие устанавливается целостность общества, регулируются общественные связи в различных сферах жизни.

Власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них - субъект власти - предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой - в данном случае это будет подвластный субъект, или объект власти - подчиняется распоряжениям первого.

Политическая власть - волевое отношение между социальными субъектами, составляющими политически (т.е. государственно) организованное сообщество, суть которого состоит в побуждении одним социальным субъектом к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния.

Можно выделить виды власти:

·по области функционирования различают политическую и неполитическую власть;

·по основным сферам жизни общества - экономическую, государственную, духовную, церковную власть;

·по функциям - законодательную, исполнительную и судебную;

·по месту в структуре общества и власти в целом выделяют центральную, региональную, местную власть; республиканскую, областную т.д.

Политическая наука исследует политическую власть. Власть в обществе выступает в неполитических и политических формах.

Политическая власть выступает как реальная способность и возможность организованного класса или социальной группы, а также индивидов, отражающих их интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

К политическим формам власти относится государственная власть. Различают политическую власть и государственную. Всякая государственная власть есть политическая, но не всякая политическая власть является государственной.

Государственная власть - это власть, осуществляемая с помощью специального аппарата и имеющая возможность обращаться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия.

Важнейшими чертами государственной власти являются ее публичный характер и наличие определенного территориального устройства, на которое распространяется государственный суверенитет.

Государственная власть выполняет в обществе ряд функций: устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всеми аспектами жизнедеятельности общества.

Политическая власть может быть и негосударственной: партийная и военная.

Объектами политической власти являются: общество в целом, различные сферы его жизнедеятельности (экономика, социальные отношения, культура и др.), различные социальные общности (классовые, национальные, территориальные, конфессиональные, демографические), общественно-политические формирования (партии, организации), граждане.

Субъекты политической власти - это личность, общественная группа, организация, которые реализуют политику или способны относительно самостоятельно участвовать в политической жизни соответственно своим интересам.

Социальным носителем власти может быть любой субъект политики.

Господствующий класс - это класс, главенствующий в экономической, социальной, политической и духовной областях, определяющий общественное развитие в соответствии со своей волей и коренными интересами. Господствующий класс не является однородным.

Господствующий класс для осуществления власти формирует относительно немногочисленную группу, включающую в себя верхушку различных слоев этого класса - активное меньшинство, имеющее доступ к инструментам власти. Чаще всего ее называют правящей элитой, иногда правящими или господствующими кругами.

Элита - это группа лиц, имеющих специфические особенности и профессиональные качества, которые делают их "избранными" в той или другой сфере общественной жизни, науки, производства.

Политическую элиту подразделяют на руководящую, которая непосредственно владеет государственной властью, и оппозиционная - контрэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего общества решения и среднюю, которая выступает своего рода барометром общественного мнения и включает около пяти процентов населения.

Социальными носителями власти могут быть не только господствующий класс, элита и бюрократия, но и отдельные личности, выражающие интересы крупной общественной группы. Каждую такую личность называют политическим лидером.

Группы давления - это организованные объединения, создаваемые представителями отдельных социальных слоев для оказания целенаправленного давления на законодателей и чиновников с целью удовлетворения собственных специфических интересов.

Влияние на реализацию политической власти оказывает и оппозиция, в широком плане оппозиция - это обычные политические разногласия и споры по текущим вопросам, все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом.

Традиционно выделяют два основных типа оппозиции: внесистемная (деструктивная) и системная (конструктивная). К первой группе относят те политические партии и группировки, программы действий которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям.

Борьба за власть отражает напряженную, достаточно конфликтную степень противостояния и противодействия существующих социальных сил политических партий в вопросах отношения к власти, к пониманию ее роли, задач и возможностей.

Политическая власть является не только одним из стержневых понятий политической науки, но и важнейшим фактором политической практики. Через ее посредство и воздействие устанавливается целостность общества, регулируются общественные связи в различных сферах жизни.


2. Источники и ресурсы политической власти

политический власть социальный легитимный

Источники власти - объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся сила, богатство, знания, положение в обществе, наличие организации. Задействованные источники власти превращаются в основания власти - совокупность значимых факторов жизни и деятельности людей, используемых одними из них для подчинения своей воле других людей. Ресурсы власти - это основания власти, используемые для ее укрепления или перераспределения власти в обществе. Ресурсы власти вторичны по отношению к ее основаниям.

Ресурсы власти бывают:

Порождая социальные структуры и институты, упорядочивая деятельность людей для реализации определенной воли, власть разрушает социальное равенство.

В силу того, что ресурсы власти невозможно ни полностью исчерпать, ни монополизировать, процесс перераспределения власти в обществе никогда не завершается. Как средство достижения различного рода благ и преимуществ, власть всегда является предметом борьбы.

Ресурсы власти составляют потенциальные основания власти, т.е. те средства, которые могут быть задействованы правящей группой для укрепления своей власти; ресурсы власти могут формироваться в результате мероприятий по укреплению власти.

Источники власти - объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся сила, богатство, знания, положение в обществе, наличие организации.

Ресурсы власти - это основания власти, используемые для ее укрепления или перераспределения власти в обществе. Ресурсы власти вторичны по отношению к ее основаниям.

Ресурсы власти бывают:

1.Экономические (материальные) - деньги, недвижимость, ценные вещи и др.

2.Социальные - симпатии, поддержка социальных групп.

.Юридические - правовые нормы, выгодные для тех или иных субъектов политики.

.Административно-силовые - полномочия должностных лиц в государственных и негосударственных организациях и учреждениях.

.Культурно-информационные - знания и информационные технологии.

.Дополнительные - социально-психологические особенности различных социальных групп, верования, язык и др.

Логику проведения участников властных отношений определяют принципы власти:

1)принцип сохранения власти означает, что обладание властью - самоочевидная ценность (от власти по собственной воли не отказываются);

2)принцип действенности требует от носителя власти воли и других качеств (решительность, дальновидность, взвешенность, справедливость, ответственность и др.);

)принцип общности предполагает причастность всех участников властных отношений к осуществлению воли властвующего субъекта;

)принцип скрытости состоит в незаметности власти, в том, что индивиды часто не осознают своей включенности в отношения господства-подчинения и своего вклада в их воспроизводство.

Ресурсы власти составляют потенциальные основания власти.


3. Проблемы легитимной власти


В политической теории большое значение имеет проблема легитимности власти. Легитимность означает правомерность, законность политического господства. Термин "легитимность" возник во Франции и первоначально отождествлялся с термином "законность". Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением правомочности власти. М. Вебер включил в принцип легитимности два положения: 1) признание власти правителей; 2) обязанность управляемых подчиняться ей. Легитимность власти означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения, готовность граждан следовать этим решениям. Власти при этом приходится прибегать к принуждению. Более того, население допускает применение силы, если другие средства для осуществления принятых решений не дают эффекта.

М. Вебер называет три основы легитимности. Во-первых, авторитет обычаев, освященных многовековыми традициями, и привычка подчинятся власти. Это традиционное господство - патриарха, племенного вождя, феодала или монарха над своими подданными. Во-вторых, авторитет необычного личного дара - харизмы, полная преданность и особое доверие, которое вызывается наличием качеств вождя у какого-либо человека. Наконец третий тип легитимности власти - господство на основе "легальности", на основе веры участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти, то есть тот тип власти - рационально-правовой, который осуществляется в рамках большинства современных государств. На практике в чистом виде идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга. Хотя ни в одном режиме легитимность власти не бывает абсолютной, она тем полнее, чем меньше социальная дистанция между различными группами населения.

Легитимность власти и политики непременна. Она распространяется на саму власть, ее цели, средства и методы. Пренебрегать легитимностью до известных пределов может лишь чрезмерно уверенная в себе власть (тоталитарная, авторитарная), либо обреченная на уход временная власть. Власть в обществе должна постоянно заботиться о своей легитимности, исходя из необходимости править с согласия народа. Однако и в демократических странах способность власти, по словам американского политолога Сеймура М. Липсета, создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими, не безгранична. В социально дифференцированном обществе есть социальные группы, не разделяющие политический курс правительства, не принимающие его ни в деталях, ни в целом. Доверие к власти не является бессрочным, оно дается в кредит, если кредит не оплачивается, власть становится банкротом. Одной из серьезных политических проблем современности стал вопрос о роли информации в политике. Возникают опасения, что информатизация общества усиливает авторитарные тенденции и даже ведет к диктатуре. Возможность получать точную информацию о каждом гражданине и манипулировать массами людей предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. Правящие круги знают все, что им нужно, а все остальные не знают ничего.

Тенденции развития в сфере информации позволяют политологам предположить, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно. Скорее этот процесс будет идти через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти официальных политиков и выборных представителей, то есть через уменьшение роли власти представительной. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться своего рода "инфократией". Источником власти инфократии станут не какие-либо заслуги перед народом или обществом, а лишь большие возможности использовать информацию.

Таким образом, становится возможным появление еще одного вида власти - информационной. Статус информационной власти, ее функции зависят от политического режима в стране. Информационная власть не может и не должна быть прерогативой, исключительным правом государственных органов, а может быть представлена отдельными лицами, предприятиями, внутренними и международными общественными объединениями, органами местного самоуправления. Меры против монополизации источников информации, а также против злоупотребления в сфере информации устанавливаются законодательством страны.

Легитимность означает правомерность, законность политического господства. Термин "легитимность" возник во Франции и первоначально отождествлялся с термином "законность". Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличии от насильственно узурпированной. В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением правомочности власти.

В принципе легитимности два положения: 1) признание власти правителей; 2) обязанность управляемых подчиняться ей.

Выделяют три основы легитимности. Во-первых, авторитет обычаев. Во-вторых, авторитет необычного личного дара. Третий тип легитимности власти - господство на основе "легальности" существующих правил формирования власти.

Легитимность власти и политики непременна. Она распространяется на саму власть, ее цели, средства и методы.

Политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно.


Литература


1.Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2002.

2.Политология: Курс лекций / под ред. М.А. Слемнева. - Витебск, 2003.

.Политология: Учебник / под ред. С.В. Решетникова. Минск, 2004.

.Решетников С.В. и др. Политология: курс лекций. Минск, 2005.

.Капустин Б.Г. К понятию политического насилия / Политические исследования, №6, 2003.

.Мельник В.А. Политология: основные понятия и логические схемы: Пособие. Минск, 2003.

.Екадумова И.И. Политология: ответы на экзаменационные вопросы. Минск, 2007.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рассмотрим основные понятия и признаки политической власти . Власть – непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть – неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.

Понятие и основные параметры политической власти

В политической науке отсутствует единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи отмечают сложность и многоплановость проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей. Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений , присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти – это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти – это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Признаки политической власти в обществе

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общества;
  • право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
  • наличие единого центра принятия решений;
  • выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп;
  • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;
  • целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного общественного мнения.

Политическая жизнь общества включает в себя деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъект власти – это ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов). Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Механизмы и способы властвования

Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Способы властвования могут быть: демократическими (при участии исполнителей в принятии решений), авторитарными (неограниченная власть, но не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом) и прочее.

Легальность и легитимность власти

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность. Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенная в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют ее оценочный, этический характер, со вторым – юридический. Само понятие легитимности возникло в начале XIX века во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона. Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая, так как связана с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для страны. Выделяются следующие источники легитимности :

  • Участие граждан в управлении, которое создает общую причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать себя ее субъектами.
  • Технократическая легитимность, то есть легитимность посредством экономической, военной, образовательной и тому подобной деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).
  • Легитимность через принуждение. Формы принуждения различны и проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Сила – последний аргумент, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Разделение властей и основные тенденции властных отношений

Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим субъектом привела в демократическом государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. Разделение власти по вертикали – это разделение между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система власти называется федеральной (США, Индия, Россия). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система власти называется унитарной, например, в Дании, Франции. Разделение власти по горизонтали реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

Исследователи выявили основные тенденции властных отношений . Первая - укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства. Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и другие можно решить лишь на общенациональном уровне. Третья - перемещение власти от законодательных органов к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, которая служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от законодателей предложения.

Сущность власти:

Социальная природа политической власти.

Системы классификаций политической власти.

Структура политической власти: субъекты, объекты, ресурсы, основания.

Легитимность политической власти.

Функции политической власти.

Неотъемлемой частью любого человеческого общества (страны, этноса, той или иной общности, социальной группы) является власть. Независимо от того, два человека составляют общность или миллионы, в ней всегда присутствует власть, концентрированным выражением которой являются отношения «господства - подчинения».

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о якобы некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. То же самое верно и применительно к различным вариантам анархизма, которые, в отличие от большинства традиционных утопий, предлагавших модели справедливой власти, сформулировали (во всяком случае в идеале) идею свободы от любых форм власти. Уже в первобытнообщинных сообществах существовали системы нормирования и регулирования социальных отношений.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения и др.

Общественная жизнь может порождать множество других мотивов для отношений «господства - подчинения», т.е. власти, но главное в том, что властные отношения объективно присущи человеческому сообществу, без них цивилизация невозможна. Власть порождается социальной природой человечества, невозможностью существования людей, конкретного индивида вне общества себе подобных. Создавая, формируя те или иные общности как устойчивую совокупность индивидов для существования самих себя как таковых, люди тем самым порождают отношения «господства - подчинения», т.е. порождают власть.

Она всегда была, есть и будет неотъемлемым элементом человеческого общества и важнейшим условием его существования как такового. В обществе, где существуют индивидуальные, групповые интересы (а они есть всегда), обязательно есть власть, которая должна их подчинять интересам социума. Если этого не происходит, т.е. власть не выполняет свою важнейшую функцию, общность распадается, прекращает существование как конкретная целостность.


Таким образом , власть - это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Данное определение власти соотносится с «властью родителей», «властью семьи», «властью чувств», «властью предрассудков», «властью старших», «властью денег», «властью религии», «судебной властью» и т. д. Распространяется оно и на политическую сферу, и тогда мы используем понятие «политическая власть».

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать, управлять другими. Но вместе с тем она имеет, в отличие от других форм власти, свою специфику.

Ее отличительными признаками являются:

Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Какова же природа политической власти с точки зрения политологии? Имея общую основу для исследования феномена власти, политическая наука сформулировала относительно этой проблемы ряд концепций, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в ее развитой форме - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде , Магомете, Перикле, Александре Великом и Цезаре, Наполеоне и Ликурге . В XX в. сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы. Элементы харизмы были у Ленина и Мао Цзедуна, Гитлера и де Голля, Сталина и Тито, Троцкого и Рузвельта, Черчиля и Неру.

Харизматический тип личности уже не является традиционным, но развивается в обществах, где нет свободы и прав человека, где дух конституционализма не стал еще основой жизни.

В конституционном обществе развит либерально-демократический, или конституционалистский, тип легитимности , основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Конституционалистская легитимность - результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, превращения гуманистических принципов и, прежде всего, свободы человека в основополагающую черту образа жизни народа.

Перечисленные типы легитимной власти в реальной политической жизни переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование отдельного типа легитимности связано с типом существующего режима. Например, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. При демократическом строе доминирует легальный тип легитимности власти. Проблема легитимности власти - в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие масс в управлении государством подрывает ее легитимность.

Политология выделяет признаки падения легитимности политической власти :

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти;

Сращение с криминальными структурами;

Неспособность власти справляться с экономическими проблемами, снижение уровня жизни населения.

Политическая власть, сопровождая человеческое общество на всем протяжении его истории, выполняет роль важнейших функций , объективно присущих ей.

Основная функция политической власти - управление, руководство обществом, государством и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Любая политическая власть с момента становления разрабатывает в соответствии с экономическим и политическим состоянием страны стратегию и тактику управления, конкретную политику в отношении различных слоев общества; особое внимание уделяется отношениям с оппозицией, политике обеспечения ресурсов власти.

Вторая функция тесно связана с первой - это функция оптимизации самой политической системы , приспособление ее институтов (государство, партии, избирательная система и т.д.) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.

Третья функция - это обеспечение стабильности в государстве и обществе . Выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, поскольку от степени достижения этой цели зависит, насколько долго она будет иметь возможность осуществлять властные полномочия в том или ином обществе.

Реализация этих функций политической властью происходит через решение разнообразных задач, которые вытекают из этих функций, но уже носят субъективный характер. Это значит, что какая-либо конкретная власть на основе всестороннего анализа внутренних и внешних обстоятельств, своих ресурсов должна сформулировать перед собой, обществом конкретные задачи (например, экономического характера) и добиваться их решения.

Вопросы для самоконтроля знаний

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

особый вид властных отношений в обществе, отличающийся тем, что в его орбиту вовлекаются все члены общества. П. в. существует только в обществе. Возникновение и развитие П. в. неразрывно связано с возникновением и развитием государства как особой системы органов и учреждений, осуществляющих управление страной и обладающих для этого необходимыми ресурсами, в том числе правом на применение насилия. На ранних ступенях развития общества отношения П. в. были достаточно однородными. Князья в Киевской Руси сами правили, сами вершили суд, сами возглавляли войско, сами отправлялись со своей дружиной за сбором дани. Внутри правящей группы не существовало специализации по выполняемым функциям. Однако чем дальше развивалось общество, чем интенсивнее в нем шел процесс разделения труда и появления новых социальных групп, тем сложнее становились отношения власти. В XX в. возникают качественно новые политические институты: институт всеобщего избирательного права, институт политических партий, институт общественных организаций и групп давления и т. п. Назначение этих институтов - согласование без применения силы интересов различных социальных групп, упорядочивание взаимодействия по поводу их выражения, защиты и реализации. П. в. в современном обществе является крайне сложным образованием. Она включает в себя целый ряд институтов, большое количество различных организаций, каждая из которых выполняет специальные задачи. В рамках политических властных отношений исчезает даже однозначность в определении субъекта власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государственные структуры деформируют картину П. в. как особой формы взаимодействия, где субъект, опираясь на определенные ресурсы, может добиваться своей цели. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным, причем каждая его часть находится в зоне влияния различных сил, в ток числе и тех, которые формально должны ему подчиняться.

Убеждение и принуждение как средство, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая, базирующиеся на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм.

Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений.

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Поделиться