Применение логистики на предприятии. Что касается группы реализации отдельных проектов логистики, то существует несколько наиболее распространенных способов формирования таких групп на предприятии как внутри службы логистики, так и самостоятельных

Основные вопросы, которыми занимается логистика на предприятии, это управление материальными ресурсами и распределение их. Ресурсами могут считаться материалы основные и вспомогательные, комплектующие и полуфабрикаты, запчасти и упаковка, а также готовая конечная продукция.

Логистику на предприятии чаще всего можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя логистика занимается задачами по продвижению на рынок готовых товаров, то есть углубленно подходит к вопросам, относящимся к понятию сбыта продукции, к которым можно отнести:

  • доставку потребителям конечного или промежуточного продукта;
  • управление запасами продукта на собственных складах, на промежуточных площадках и у потребителей;
  • комплектование заказов по ассортименту выпускаемой продукции, их хранение, упаковка и отправка;
  • отслеживание спроса на выпускаемые товары, при необходимости выдача рекомендаций по корректировке производства.

К чему могут привести ошибки во внешней логистике

Современное производство постоянно растет и развивается, ставя дополнительно к существующим проблемам логистики все новые и новые задачи. Упущения во внешней логистике, недостаточное внимание к ее развитию могут привести к большим убыткам. Без грамотного решения логистических задач может, например, последовать перегрузка складских помещений, что приведет к неоправданному расширению складских запасов готовой продукции, потере ресурсов и непосредственному росту расходов.

Ошибки в логистике могут привести к неверной оценке потребностей в автоперевозках, вследствие чего будет расширен автопарк со всеми дополнительными издержками на его содержание или встанет вопрос привлечения сторонник грузоперевозчиков, что повысит расходы и создаст дополнительные проблемы.

Если своевременная доставка заказчикам готовой продукции будет выполняться со сбоями, это отрицательно скажется на имидже предприятия, а как следствие – на количестве покупателей.

Таким образом, занятие внешней логистикой предприятия требует пристального внимания, хорошей теоретической и практической подготовленности сотрудников и постоянного совершенствования.

Проблемы внешней логистики

Нормальный процесс внешней логистики могут осложнять самые разные проблемы. Так, все острее встает проблема перегруженности транспортных артерий больших городов, что увеличивает время доставки заказа. Дорожные неувязки срывают все планы и не дают точно планировать временные рамки. Если предприятие расположено на нескольких территориях, логистика усложняется появлением нескольких точек отгрузки готовых изделий. Перемещение материалов в пределах одного предприятия таким образом сталкивается с проблемами, свойственными внешней логистике.

Логистический аутсорсинг

Один из простейших выходов из положения для большинства предприятий – это передача задач внешней логистики стороннему логистическому предприятию, готовому предоставлять такие услуги – такая передача называется аутсорсингом. В этом особенно заинтересованы растущие и развивающиеся предприятия, которые готовятся к переходу на новый для себя уровень сбыта продукции: от местного к региональному, от регионального к федеральному и далее к международному.

Подобный переход обычно сопряжен с рядом затрат: создание новых логистических отделов, приобретение нового транспорта, увеличение штата сотрудников. В увеличившейся фирме нарастают бюрократические тенденции, она становится неповоротливой, медлительной и неуправляемой.

Собственная логистика достаточно дорого обходится предприятию: и специалистов приходится содержать, и автопарк постоянно наращивать, и склады готовой продукции иметь. На себестоимость эти расходы ложатся дополнительным тяжелым грузом, тем более, что логисты часто завышают внутреннюю стоимость своих услуг.

Использование внешнего логистического оператора особенно удобно тем производителям, которые выходят на экспорт своей продукции. Таможенное оформление, специально подготовленный транспорт, склады – все это гораздо проще и дешевле оплатить, чем развивать у себя.

Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену

Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.

Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.

Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!

1. Что такое логистика простыми словами - даем определение

В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.

Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.

Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:

  1. Формирование параметров взаимоотношений вашего бизнеса с поставщиками ресурсов и управление перемещением ресурсов в процессе создания продукции.
  2. Построение механизма поступления создаваемой вашим предприятием продукции к ее потребителям.

Логистический процесс многогранен.

На практике он содержит:

  • договоры с поставщиками;
  • политику управления запасами;
  • организацию перевозки грузов;
  • взаимодействие с таможенными органами;
  • анализ потребностей рынка;
  • особенности заключения договоров с покупателями и многое другое.

Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.

Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.

Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.

Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).

Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.

Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.

Факт

Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.

2. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.

Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).

Среди проблем логистики в России стоит выделить:

  • неразвитость логистической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, лимитирует рост российской экономики на уровне 3-4% в год (при прочих оптимальных условиях);
  • высокие затраты на услуги складов, хранение, разгрузку и погрузку;
  • нестабильность рынков и низкое качество планов по сбыту;
  • ограниченность численности поставщиков по ряду позиций;
  • непрозрачность большого перечня затрат;
  • низкое качество исполнения контрактов;
  • тяжелые климатические условия во многих регионах;
  • кадровый дефицит и неудачные модели управления логистикой.

Пример из практики

Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.

В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.

В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.

Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.

3. Теоретические аспекты логистики: предмет, цели, задачи и логистические модели

Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.

Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.

Основные задачи, решаемые логистикой:

  • управление движением товаров,
  • контроль над потоками материальных ценностей, услуг и информации путем создания развитой системы,
  • анализ востребованности материалов и товаров, прогноз данных показателей.

Логистика исследует ряд объектов :

  1. Логистическая операция – действие по трансформации материального потока или потока услуг.
  2. Логистическая система – набор принципов планирования и реализации всей совокупности логистических операций. Современные логистические системы являются адаптивными и используют обратную связь со своим окружением. Выделяют логистические системы, функционирующие на основе прямых связей (потоки напрямую протянуты от производителей к потребителям) и эшелонированные (многоуровневые системы, в которые включен как минимум один посредник).
  3. Логистическая функция – набор действий, преследующих общую цель, соответствующую этапу логистического процесса. Среди логистических функций выделяют: транспортировку, складирование, закупку, формирование запасов.
  4. Материальный поток – физическая продукция, проходящая логистическую процедуру. Материальный поток измеряется количественными показателями (объем, масса), представленными во времени.
  5. Логистические издержки – затраты на обеспечение процесса логистики. При ведении бухгалтерского учета могут частично включаться в себестоимость продукции, а частично являться расходами на сбыт.

На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».

Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.

Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.

Факт

Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.

Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.

Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:

Показатель Большое объем запасов Малый объем запасов
1 Расходы на логистику Высокие (-) Низкие (+)
2 Эффективность использования оборотного капитала Низкая (-) Высокая (+)
3 Риск нарушения контрактных обязательств Низкий (+) Высокий (-)
4 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему Высокая (+) Низкая (-)
5 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту Низкая (-) Высокая (+)
6 Сложность управления логистической системой Низкая (+) Высокая (-)

4. Основные виды логистики - ТОП-7 популярных видов

С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.

Вид 1. Производственная логистика

Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.

Производственная логистика решает ряд задач:

  • планирование производства на базе оценки потребностей покупателей;
  • формирование планов-графиков для отдельных производственных подразделений;
  • согласование планов-графиков с отделами снабжения и сбыта;
  • оперативное управление производством, контроль над выполнением заданий и их корректировка.

Вид 2. Закупочная логистика

Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.

Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :

  1. Некачественная организация данного процесса приводит к простоям производства. Закупки должны координироваться с производством по ассортименту, количеству, качеству, упаковке, графику поставок.
  2. На этапе снабжения формируется около 55% себестоимости , что обусловливает важность этого этапа.

Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».

Вид 3. Логистика запасов

В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.

Вид 4. Транспортная логистика

Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.

Вид 5. Информационная логистика

Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.

Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

Вид 6. Таможенная логистика

Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.

При этом приходится решать ряд задач:

  • оформление таможенной декларации и оценка груза;
  • проверка соответствия груза и декларации;
  • организация перевозки;
  • сертификация товаров при необходимости;
  • послетаможенное сопровождение материального потока;
  • контроль над соблюдением валютного законодательства.

Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.

Вид 7. Складская логистика

Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.

Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

5. Как правильно выбрать логистическую компанию - 7 золотых советов

Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.

Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.

7 золотых советов :

  1. Услугами транспортно-логистической компании стоит пользоваться почти всегда , кроме тех случаев, когда характер вашего бизнеса предполагает наличие большого автопарка. И даже в такой ситуации оцените вариант привлечения стороннего перевозчика. Дело в том, что в подобной ситуации играет роль «эффект масштаба». Тот, кто занят перевозками профессионально, делает это дешево. Логистическая компания экономит на оптовых закупках бензина, на ремонте (имеет скидки или своих мастеров).
  2. Если перевозчик не имеет собственного автопарка, то это – не перевозчик. Не имейте дело с такой компанией.
  3. Смотрите на то, какие гарантии готов предоставить потенциальный партнер. Прописаны ли в проекте контракта на доставку точное время поступления груза и транзитное время.
  4. Крайне желательно, чтобы перевозчик страховал свою ответственность за сохранность перевозимых материальных ценностей в сторонней страховой компании.
  5. Сравнивайте стоимость услуг и готовность перевозчика работать с «нестандартной» поставкой. При необходимости заключите дополнительный контракт, который гарантирует вам предоставление транспортного средства в случае возникновение экстренной потребности в перевозках (разумеется, что рассчитывать на «стандартные» тарифы в подобной ситуации не придется).
  6. Ознакомьтесь с отзывами о компании. «Мировая паутина» вам поможет.
  7. Обратите еще боле пристальное внимание на отзывы о компании, если вам предоставляются услуги таможенного брокера. Ошибки при декларировании могут иметь негативный «отложенный эффект».

6. Заключение

Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.

«Предлагаемый материал учебного пособия разбит на 11 тем и посвящен логистике - науке об управлении потоковыми процессами в рыночной экономике. Последовательность изложения материала позволяет получить представление об основных функциональных
областях логистики, логистических методах «сводного» управления материальными потоками.
В планировании логистических систем главным является создание новых бизнес-возможностей, обеспечивающих возможность организации/предприятия с учетом постоянного поиска оптимальной стратегии развития на базе специальных механизмов ее реализации.
Объекты логистики - материальные, финансовые, информационные потоки и потоки услуг на пути движения от первичного
источника до конечного потребителя. Основные задачи дисциплины: изучение понятийного аппарата; усвоение принципов и методов логистического познания организаций/предприятий как сложных искусственных систем; рассмотрение возможностей
применения теории и методологии логистики на предприятиях и др.
Логистика как дисциплина в системе подготовки экономистов и менеджеров связана со следующими дисциплинами: философией,
экономической теорией, менеджментом, теорией организации, разработкой управленческих решений, экономикой предприятия, маркетингом, статистикой, информатикой и др.»

1.1. Развитие логистики как науки и ее практическая реализация.

Логистика (от греч. слова logistike) - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в прошлое. В Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики», занимавшиеся распределением продуктов питания.
Существует мнение, что логистика выросла в науку благодаря военному делу, включающему такой широкий круг вопросов, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Со временем, под воздействием различных факторов, логистика стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики, оформляясь как теория управления товарно-материальными ресурсами в сфере обращения, а затем и производства.
Была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта (в рамках транспортного узла), которая была положена в основу развития единой Европейской транспортной системы стран Европейского союза.

1.2. Логистика в экономике

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов) и сопутствующих (информационного и финансового) потоков от источника сырья до конечного потребителя (рис. 1.1).
Для управления движением материального потока необходимо знать способы воздействия на этот поток:
выбор транспортного средства;
выбор оптимального маршрута перевозки;
определение оптимального уровня запасов на складах; выбор количества и территориального расположения складов
и оптовых баз;
определение оптимального размера расфасовки готовой
продукции и др.

Основной целью оптимального управления движением материального потока служит повышение конкурентоспособности за счет:
снижения расходов по продвижению грузов;
оптимизации запасов на всем пути следования;
сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю;
повышения качества сервисного обслуживания потребителей.

Применение логистики объясняется рядом причин, среди которых можно выделить три.
1. Достижение предела эффективности производства вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных
преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не только самому товару, но и качеству его поставки. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути.
2. Повышение стоимости энергоносителей вынудило искать методы повышения экономичности перевозок, потребовались согласованные действия всех участников логистического процесса.
3. Применение и развитие логистики стало возможным благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволили управлять материальными потоками на всех этапах перемещения.
В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики как экономической дисциплины.

На первом этапе развития логистики (рис. 1.2) транспорт, перегрузочный терминал, склад стали работать по единому графику, единой технологии, на конечный экономический результат.

Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом транспорта, а характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта
и т.д.

Второй этап в развитии логистики характеризуется распространением и на производственный процесс (рис. 1.3). С точки зрения развития логистики он характеризуется:
централизацией физического распределения;
долгосрочным планированием в области логистики;
сокращением запасов в материалопроводящих цепях;
определением издержек распределения;
осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения товаров.

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования и др.

Третий этап характеризуется полной интеграцией всех элементов логистического материального потока (рис. 1.4). Примером такой интеграции служит развитие транспортно-технологических систем. Это связано с появлением специализированных судов: контейнеровозов, лесовозов, пакетовозов, специализированных перегрузочных комплексов, складского оборудования и др. Важным фактором, позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, стало развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных сетей, что в свою очередь способствовало развитию отраслей, занятых оказанием услуг в области логистики.

1.3. Логистика. Макро- и микрологистика

Определение логистики обычно дается в широком и узком смыслах.
В широком смысле логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Логистика, так же как и экономика, подразделяется на макро- и микроуровни.
Макрологистика решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащими нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям, расположенным в разных районах или странах. Микрологистика затрагивает локальные вопросы в рамках одного предприятия.

Приведем примеры, отражающие оба эти понятия: через склад оптовой торговой базы проходит 10 ООО т грузов в год (микрологистика); страны Европейского сообщества формируют единый внутренний рынок (макрологистика); ежегодно грузооборот транспортного комплекса Европы составляет до 10 млрд т (макрологистика); грузооборот склада в 15 раз превышает средний запас (микрологистика).

1.4. Материальный поток и его измерители

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике служит материальный поток. Он образуется в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Участки прохождения материальных потоков представлены на рис. 1.5.

Материальные потоки подразделяются по следующим основным признакам:

По отношению к предприятию: внешний (протекает во внешней для предприятия среде и имеет непосредственное к нему отношение), внутренний (образуется в результате операции внутри предприятия), входной (поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза), выходной (поступает из предприятия во внешнюю среду). При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному;
по натурально-вещественному составу: одноассортиментные и многоассортиментные - от этих параметров зависит построение логистического процесса;
по количественному признаку: массовые, крупные, средние, мелкие и др.;
по степени совместимости: совместимые и несовместимые и др.

Материальный поток - это грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные
к временному интервалу. Под операциями понимается разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д. Размерность
материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.),
а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, материальный поток строительных материалов
составляет 4000 т/год; материалопоток по погрузке краном составляет 200 контейнеров/сут.
Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим
предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, железная руда, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В конце цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, мука, фасованный сахар и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

Для того чтобы управлять материалопотоком, необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока служат:
масса груза или количество мест, объем, род груза;
расстояние транспортировки (километры, мили);
направление движения (место отправления, место назначения);
партионность - масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении;
время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют:
* транспортные предприятия и экспедиторские компании;
* предприятия оптовой торговли;
* посреднические организации;
* предприятия-изготовители (склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).

1.5. Классификация материальных потоков

Материальные потоки можно классифицировать по различным признакам.

По отношению к логистической системе материальный поток делится на внешний, внутренний, входной и выходной (рис. 1.6).
Внешний поток протекает во внешней для предприятия среде.
При этом имеются в виду не все потоки, а лишь те, которые имеют к данной организации какое-либо отношение. Например, внешним будет поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не доставлен на его склад. При поступлении на склад и движении в рамках предприятия он будет внутренним для данного предприятия. При входе на предприятие он будет называться входящим, а после переработки и поставки со склада готовой продукции - выходящим.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие. Массовым считается поток при его транспортировке несколькими транспортными средствами, например железнодорожный состав, несколько десятков автомашин; крупные потоки - несколько вагонов, машин; средние - одиночные вагоны, автомобили; мелкие - количество груза, недостаточное для загрузки одного транспортного средства.
По удельному весу материальные потоки делят на тяжеловесные, легковесные, причем примерами первых могут служить металлы, руда, а вторых - лесные грузы, табачные изделия и др.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки навалочных, наливных и генеральных грузов.

К первым относятся:
зерно, сахар-сырец, лес, уголь и др., перевозимые без тары;

ко вторым - нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, вино и др.;

к третьим - металлы и техника, а также другие грузы, перевозимые в таре, контейнерах, ящиках.

1.6. Методы прогнозирования объема материального потока

Часто бывает необходимо определить объем материального потока в предстоящем периоде для принятия решения о расширении или сворачивании деятельности, прогнозировании доходов или расходов. Наиболее простым и распространенным считается метод экстраполяции объема материалопотока. Различают несколько методов экстраполяции. Наиболее распространены два из них:
1) по среднему уровню ряда динамики;
2) по среднему темпу роста ряда.

1.7. Функциональные области логистики

Выделяют пять основных функциональных областей логистики.
1. Транспортная логистика, решающая вопросы управления материальным потоком на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Транспортные операции, осуществляемые логистикой, можно разделить на две большие группы, выполняемые:
специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования);
транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий).

Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяться при любых перевозках.
2. Производственная логистика, решающая задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия.
Участники производственного процесса взаимодействуют в результате не заключенных договоров, а решений, принимаемых
системой управления предприятием.
3. Информационная логистика, рационализирующая организацию движения потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками. Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.
4. Закупочная логистика, решающая вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводится анализ среди поставщиков, заключаются договоры и контролируется их исполнение. Используется механизм воздействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющая основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.
5. Распределительная логистика, решающая задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.

1.8. Функции логистики

Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные, ключевые и поддерживающие
функции.
К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.
В качестве ключевых логистических функций специалисты выделяют следующие:
поддержание стандартов обслуживания потребителей;
управление закупками;
транспортировку;
управление запасами;
управление процедурами заказов;
управление производственными процедурами;
ценообразование;
физическое распределение и др.

Логистические решения играют определяющую роль в операциях по доставке товара требуемого качества в указанное время и место, а также по доведению услуг до потребителя. Поддержание стандартов обслуживания потребителя, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибуция товаров и послепродажный сервис являются первоочередными задачами логистического менеджмента любого предприятия. Широко распространилась идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO 9000.
Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок материальных ресурсов для обеспечения
производственных целей. Организация и управление закупками включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных
ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов производственным подразделениям предприятия и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и размещения поставщиков, качество материальных ресурсов оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Без перемещения практически не существует материального потока, поэтому одна из ключевых комплексных логистических функций связана с транспортировкой. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно как совокупность процессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других еоггутствующих логистических операций. Важность транспортировки не в последнюю очередь объясняется тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики 2 /3 суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства
под определенный вид груза и т.п.
Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции - процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если при транспортировке продукций решающее значение имеет фактор места, то при управлении запасами - фактор времени. Всегда существует определенная потребность в запасах материальных ресурсов и готовой продукции, играющих роль буфера между поставщиками материальных ресурсов и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями готовой продукции - с другой. Снижая риски возникновения дефицита, запасы в то же время играют негативную роль, замораживая финансовые ресурсы в больших объемах товарно-материальных ценностей; В связи с этим важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровня запасов (составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек) подчеркивают значение этой ключевой логистической функции.

Функция управления процедурами заказов определяет порядок получения и обработки заказов, моменты времени получения готовой продукция или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических
посредников по доставке и продаже продукции потребителям; Хотя затраты на эту ключевую логистическую функцию не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, ее значение в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами (или операционный менеджмент) - также ключевая логистическая функция.
С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, микрологистическими внутрипроизводственными системами типа «планирования потребностей/ресурсов», «оптимальных производственных технологий», КАNВАN и др.
К одной из ключевых логистических функций относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы - производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят:
складирование;
грузопереработку;
защитную упаковку;
обеспечение возврата товаров;
обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание;
сбор возвратных отходов;
информационно-компьютерную поддержку.

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает
выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных
ресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.
Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию
поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют
собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стеллажах и др. Данная комплексная логистическая функция обычно связана с выбором технологического оборудования для организации перемещения грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.
В процессах дистрибуции готовой продукции важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата готовой продукции предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям.
В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления.
Вторичные материальные ресурсы образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.
Современные логистические системы не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется практически для всех логистических действий, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Логистические функции и операции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии,
характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций и функций предприятия следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие потоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства,

1.9. Логистические системы

Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами,
несвойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет представлять
собой систему лишь при наличии следующих свойств:
целостность и делимость;
наличие связей между элементами;
организованность;
интегративность.
Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход (рис. 1.7).

Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли,
перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. Квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи между элементами
более или менее упорядочены.
Логистическая система обладает, во-первых, способностью поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества с минимальными затратами, во-вторых, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы-доставка товаров и изделий в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек, в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическаясистема - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Эта система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Эти системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая
доставкой готовой продукции потребителю (рис. 1.8). Управление логистическими системами базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных
потерь материальных, финансовых и трудовых ресурсов

Различают четыре основных свойства логистических систем.
1. Свойство целостности и делимости. Система - целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материальногопотока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
закупка - обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;
управление производством:-подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;
сбыт - обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
2. Свойство связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Движение материального потока может происходить по следующим схемам:
материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников;
на пути материального потока встречается хотя бы один посредник;
движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
3. Свойство организации. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая
система имеет организацию.
4. Свойство интегративности. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Эти качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая заранее намеченных целей.

Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских
связей. Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и служат подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро- и микрологистических систем различны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями выступают экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется. В зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем (рис. 1.9).

1. Система с прямыми связями, в которой материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко
2. Эшелонированная система, имеющая хотя бы одного посредника.
3. Гибкие логистические системы, где движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

1.10. Логистическая цепь и логистические издержки

Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции. Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают: поставку сырья, материалов, полуфабрикатов; хранение сырья и продукции; производство товаров; отправку товаров со складов готовой продукции потребителю и др.
Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи - предприятия. Так как эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистическими издержками.
Они включают издержки в сферах:
погрузочно-разгрузочных операций;
перевозки и экспедирования грузов;
хранения груза;
сбора, хранения и передачи информации о грузе;
расчетов с поставщиками и покупателями;
страхования грузов;
таможенного оформления грузов и тд.

Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности:
^ в промышленности они составляют 10-15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции;
^ в торговле - 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия. Логистика предполагает фиксирование
пооперационного учета издержек на пути движения материального потока.
Все затраты можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества издержек, которые возникают на этапах:
приема заказа;
обработки заказа;
оформления документов;
комплектации заказа;
хранения;
доставки;
транспортно-экспедиторских услуг;
выставления счета и др.
Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны.
При учете логистических издержек на пути движения материального потока получается картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

1.11. Организация логистики на предприятии

Использование логистической системы предусматриваетуправление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю:
планирование и контроль —плашфование выпуска готовой продукции, планирование транспортных процессов, планирование складской сети, контроль бюджета, информационные системы;
управление отерадаями - на складах, на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов;
управление запасами - прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья; полуфабрикатов и готового продукта; выбор тары и упаковки и др.
Логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:
оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;
оперативное управление технологическими процессами производства;
всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов;
организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
прогнозирование, планирование и нормирование расхода в производстве;
организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
контроль и управление запасами на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
внутрипроизводственное физическое распределение материальных ресурсов и готовой продукции;
информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.

Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:
^ оптимизации (минимизации) уровней всех запасов внутри
производственно-технологического цикла и складской
системы;
сокращения времени производственно-технологического
цикла;
^ уменьшения всех логистических издержек в производстве;
^ оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.

Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.
Учет издержек предполагает выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений; определение изменения затрат, вызванного отказом отданного бизнес-процесса; определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции
должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.

1.12. Взаимодействие логистики с другими организационными процессами

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам: одно подразделение производственного предприятия занимается
закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели подразделений могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Наиболее тесно логистика взаимодействуете маркетингом. По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса удовлетворения потребностей потребителей. Маркетинг и логистика представляют самостоятельные, тесно взаимосвязанные направления производственно-хозяйственной деятельности. Предприниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.
Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижении на рынок и выгодной реализации продукции,
ориентированной на существующий спрос.
Одна из важнейших функций логистики связана с организацией материально-технического обеспечения потребителей. Требования
потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого
качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.
Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
1) разработка и планирование ассортимента продукции;
2) управление информационными потоками;
3) организация товародвижения и продаж;
4) реклама и стимулирование сбыта.
Выполнение этих функций может быть в полной мере и эффективно реализовано с участием службы логистики.

Рассмотрим каждую функцию более подробно.
Маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, чтовлияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы. В свою очередь логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику.
Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально-технических ресурсов,
их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции
потребителям. Возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и передлогистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.

Например, решение об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого
оборудования, позволяющего делать это качественно.
Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления
информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения являются важнейшим проявлением логистики. Кроме того, в результате исследований комплекса мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы. .
Третья функция связана с логистикой наиболее тесно. Если не налажено приемлемое транспортно-экспедиционное обслуживание
потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению могут быть напрасными. Некачественное выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции. Маркетинг помогает определить рамки и параметры сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д. Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции.
Однако они быстро окупаются, приносят хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.
Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой. Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.
Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства.
Производство зависит от своевременной доставки сырья,материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального
потока (следовательно, и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.
Логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками
в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Функция службы логистики заключается в доставке сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещении готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - еще одна совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами.
Деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия.

Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Предприятия, использующие логистику, добились преимущества
перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат, связанного с сокращением производственных
издержек в области ресурсного потенциала.
Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90 % всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.
Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику, достигается в основном за счет резкого снижения
себестоимости товара и повышения надежности и качества поставок.

Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи. Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигаются за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками. Информационные потоки возникают там, где есть материальные потоки, и служат характеристикой последних. Использование термина «материальные потоки» предполагает наличие информационных потоков, а оптимизация управления затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса.
Применение логистики предполагает тесное взаимодействие с партнером (покупателем), которое направлено на принятие обязательств по сокращению издержек и строгое выполнение своих обязательств перед партнером. Основу успешной деятельности составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. При организации логистики должны выполняться правила: нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.
Если эти правила выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой.

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о логистике. Это целая наука, требующая внимательного к себе отношения и глубокого изучения. Если грамотно к ней подойти, то можно рассчитывать на хорошую прибыль от производственной деятельности. Читайте подробную информацию в данной статье!

Логистика простыми словами

Логистика это совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья;
  2. Подписание договора с поставщиками;
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями;
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него;
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании;
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей;
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт;
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства;
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства;
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача : определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации;
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля;
  • Поиски наилучших путей прохождения таможни;
  • Проверка наличия груза в полном объеме и комплектации по прилагающимся документам;
  • Проверка наличия деклараций;
  • Дела, связанные с получением сертификатов на товар и их выдачей;
  • Наблюдение за выполнением всех правил таможенного законодательства;
  • Вопросы, касающиеся уплаты таможенных взносов и пошлин.

Складская логистика

Логистика снабжения (закупок)

Это регулирование потока сырья, комплектующих деталей, материалов и прочих предметов, поступающих в производство извне. Цель – обеспечить бесперебойный производственный процесс.

Данный вид логистики состоит из таких частей:

  1. Подбор наиболее подходящих поставщиков и подписание с ними контрактов;
  2. Формирование процесса доставки сырья, материалов на объекты производства;
  3. Сбережение материалов и сырья до передачи их непосредственно в производство;
  4. Минимизирование затрат на закупки ресурсов при наименьшей вероятности сбоев в поставках;
  5. Максимально надежно и качественно организовать поставки грузов с материалами и товарами;
  6. Уменьшение общих затрат на логистические процессы.

Основная проблема логистики закупок – выбор поставщика.

Вот основные оценочные критерии для подбора поставщиков:

  • Уровень качества поставляемых материалов, сырья, товаров, услуг;
  • Надежность;
  • Цена на услуги;
  • Возможность удовлетворить потребности и желания производителя;
  • Место расположения;
  • Прочие дополнительные бонусы и привлекательные условия.

Большую роль играет и имидж поставщика, его популярность и отзывы о его работе.

Это та часть логистики, которая контролирует процессы распределения готовой продукции к потребителю.

Управляет такими этапами производства, как складирование, транспортировка, доставка материальных и нематериальных ресурсов, создаваемых на производстве. Другими словами, всеми операциями, которые необходимы для доведения конечной продукции до потребителя. При этом должны быть соблюдены все интересы и требования покупателя.

Часто такую логистику называют маркетинговой и ошибочно – сбытовой. Но у этих понятий есть отличие. Распределительная логистика системно взаимосвязана с процессами производства, снабжения, управления потоками товаров и услуг. Все функции внутри процесса тесно взаимосвязаны друг с другом.

В зависимости от того, какой субъект экономики берет на себя ответственность за поставки, течение готовой продукции может иметь вид товарного или транспортного потока.

Функции распределительной логистики:

  • Проектирование, формирование, построение и регулирование процесса транспортировки в послепроизводственном процессе;
  • Контроль и координация товарных запасов;
  • Прием заказов на привоз продукции;
  • Упаковка, сбор и проверка комплектации и другие действия по подготовке товарного потока к дальнейшему пути;
  • Построение наиболее разумной и целесообразной отгрузки;
  • Контроль над доставкой и управление транспортными операциями в цепях логистики;
  • Управление, планирование и организация сервисов логистики.

Логистика распределения на предприятии требует существенных издержек. Часть затрат связана с такими процессами, как складирование, упаковка, транспортировка, переработка, сопровождение грузов, хранение готовой продукции, обработка и передача информации о заказах, поставках и запасах.

Логистика производственных процессов в сфере распределения выполняет такие функции:

  • Проектирование процессов сбыта продукции, товаров, услуг;
  • Построение процесса обработки и получение заказов;
  • Налаживание работы сети складов;
  • Выбор упаковки, комплектации;
  • Контроль над другими операциями, которые предшествуют отгрузке;
  • Управление отгрузкой продукции;
  • Организация транспортировки.

Показатель успешной деятельности логистики на любом предприятии – это получение прибыли.

Для увеличения прибыли важно:

  • Создать единую транспортно-складскую систему и организовать быструю доставку до покупателя;
  • Объединить экономически сбыт и производство;
  • Выработать оптимальные схемы складирования и пополнения этих запасов.

Распределительная логистика включает в себя комплекс задач по организации и контролю над материальным потоком на этапе поставщик – потребитель. Начало логистики материальных потоков предприятия лежит в моменте постановки реализации и заканчивается выходом поставляемого продукта из области внимания поставщика.

Таким образом, становится понятно, что логистика – это сложное и многогранное понятие. Состоит не только из транспортного перемещения грузов, но из других важных процессов.

Основы логистики предприятия должны быть сосредоточены вокруг оптимизации процессов перемещения товаров и сырья. Конечный итог работы этой большой структуры — получение эффективной работы всех процессов на предприятии и, как следствие, повышение прибыли.

Оптимизация внутренней логистики предприятия

Логистика в России не имеет четкого понятия. Поэтому чтобы не запутаться надо дать определение термину внутренняя логистика. Это объединение определенных функций, направленных на обеспечение потока материальных активов внутри предприятия. Чаще всего под этим понятием подразумевают транспортные услуги и склад.
Часто перед руководителями предприятий стоит вопрос о совершенствовании логистики предприятия или ее полной реорганизации. Причинами этого могут стать:

  • Планирование нового развития компании, предприятия, фирмы, которое потребует от логистики новых решений;
  • Выход на новые сбытовые площадки и их ниши;
  • Рост пассивного, активного ассортимента и трудности связанные с ним;
  • Уменьшение оборачиваемости запасов товаров в точках продаж, местах распределения и на складах;
  • Повышение затрат, связанных с логистическими процессами при устойчивых продажах или при их уменьшении.

Чтобы процесс оптимизации бизнес-процессов логистики шел легче, надо разработать определенный план. Ведь оптимизацию/реорганизацию всей цепочки логистики одновременно выполнить проблематично.

На каждом предприятии своя уникальная логистическая система, но на практике оказывается, что ошибки и проблемы у всех практически одинаковые. Вот наиболее распространенные трудности, когда логистическая структура работает в плохом режиме:

  • Отсутствие информационного взаимодействия отдела закупок с логистикой;
  • Трудности с документооборотом, сроками сдачи накладных;
  • непонимание возможностей логистической системы и прибыльности некоторых процессов;
  • Нет четких информационных потоков между отделом поставок и другими структурами логистики, точные сроки, вид и содержание сведений не определяются;
  • Непредставление полной информации и в нужные сроки учетной системе предприятия, которая нужна для оптимальной работы логистики;
  • Отсутствие четкой руководящей структуры, когда до исполнителей не доводится ни один технический процесс в полном объеме;
  • Отсутствие системы учета бракованной продукции;
  • Отсутствие единого руководства всеми складами на производстве;
  • Неспособность логистической службы обслуживать сразу несколько машин по загрузке и выгрузке сырья или товаров.

Предприятия, имеющие в своем составе службу логистики, непременно должны проводить оценку эффективности работы этого отдела. Делать это нужно периодически или когда возникнет острая необходимость. Обычно этот процесс выглядит таким образом. Руководитель предприятия дает задание управленческим звеньям, те, в свою очередь, передают их логистической службе. Они принимают решения и справляются с заданием. Далее следует оценка эффективности работы подразделения.

Для оценки существует три основных метода. Каждый подразумевает сравнение результата деятельности логистической службы с поставленными ранее целями. А также подсчет и анализ издержек на выполнение задания. Рассмотрим каждый метод проверки подробнее.

Метод продуктивности

При таком методе оценка эффективности работы логистической службы носит количественный характер. Когда вычисляется какое-либо действие и выражается в единицах измерения. Например, выгрузка материалов в тоннах, количество поставок партий в часах и так далее.

Сравнивают две величины: по плану и то, что получилось у логистической службы по факту. Как правило, в расчет берутся такие показатели, как количество задействованной техники, количество часов работы людей, общее количество персонала нужного для выполнения конкретной задачи, масштабы площади складов. Оценка складывается из общего объема работ в соотношении к единице готовой продукции.

Метод затрат

Предприятие устанавливает стоимостные критерии для каждой опции логистики. Такой критерий может быть установлен и на единицу веса отгружаемого или поставляемого товара, конкретный заказ или отгружаемый продукт.

Сравниваются общие затраты и расходы по всем направлениям в соответствии с установленными ранее стоимостными критериями и целями. Вычисляются величины расхождения, которые дают картину эффективности деятельности логистики.

Метод сервиса

В этом случае критерием служит оценка оказываемых услуг по следующим характеристикам:

  1. Время, которое показывает длительность оказания услуг;
  2. Точность – исполнение задачи в установленный срок;
  3. Последовательность ведения дел по плану технологических операций;
  4. Величина убытков – дефект и порча готовой продукции при выгрузке, погрузке, перевозке и хранении на складах.

В условиях растущей с каждым днем конкуренции, качество сервиса приобретает большое значение на международных и внутренних рынках. Все методы оценки вкупе позволяют выявить преимущество того или иного предприятия в эффективной деятельности службы логистики.

Логистическая служба на предприятии

Логистика на предприятии предполагает управление ее как единой системой. Поэтому необходимо наладить работу специальной службы. Она управляет материальными потоками. Это и оформление договоров с поставщиками и доставка готового товара потребителю.

Основные функции логистической службы :

  1. Контроль выпуска готовой продукции и составление плана процессов транспортировки;
  2. Проектирование информационных процессов;
  3. Наблюдение за бюджетными средствами;
  4. Контроль над деятельностью на складах, в обслуживании производственных дел;
  5. Прогноз спроса на готовую продукцию, сырье, материалы;
  6. Подбор упаковки.

Логистическая служба в виде целого подразделения или в лице одного специалиста выполняет такие задачи:

  • Составление плана с расписание сроков по выпуску готового товара или услуг;
  • Контроль над процессами технологического производства;
  • Поддержка контроля качества, стандартов производства и сервиса;
  • Планирование привоза материалов, сырья;
  • Создание функционирующего склада;
  • Составление прогноза, плана расходования материальных ресурсов;
  • Контроль и налаживание функционирования транспорта внутри производства;
  • Управление и наблюдение за сырьем, материалами, готовой продукцией на всех этапах производства;
  • Обеспечение процессов передачи информации, нужных для управления системами производства.

Основные принципы логистики

При создании логистики на коммерческих предприятиях важное значение имеют принципы. Они определяют сущность и характер всего подразделения. Вот основные принципы, которые служат для отражения подходов к решению задач в производственной и хозяйственной деятельности фирмы.

Принцип синергичности

Суть принципа заключается в системном и комплексном подходе к решению конкретной задачи. Действия согласуются со всеми структурами логистической системы и процессами происходящими внутри. Так достигается лучший результат в целом, чем, если бы каждая структура работала обособлено друг от друга.

Принцип динамичности

Логистическая структура на предприятии это постоянно меняющаяся система. Она всегда отражает суть процессов, которые охватывает и не останавливается на одной точке.

Логистике присуща прогрессивная динамика и стремление к постоянному усовершенствованию.

Принцип комплектности

Этот принцип заключается в общности нескольких подразделений логистики и тесной взаимосвязи между ними. Автономная работа, каких-либо групп структуры не допускается. Исключение составляют – экстренные случаи и чрезвычайные обстоятельства.

Принцип инициативности

Принцип состоит в том, что вся структура реагирует на событие и предлагает свои пути решения задач и проблем сообща. При этом решения положительно влияют на весь процесс производства в целом.

Принцип целесообразности

Основан на привлечении только такого потенциала, который может дать позитивный результат на пути к цели. Признаки принципа – стремление к уменьшению издержек или времени, в выборе между несколькими способами решения одной задачи.

Все принципы логистики призваны улучшить методы и качество организационного планирования. Обеспечивают единый подход к деятельности транспортной, складской, информационной, коммуникационной систем.

Заключение

  1. Логистическая структура имеет критерии, которые определяют ее эффективность;
  2. Руководить логистикой может директор этой структуры. Если фирма небольшая, то непосредственно генеральный директор или его заместитель;
  3. Внутренняя логистика предприятия – это объединение функций, направленных на управление материальными потоками внутри производственного процесса фирмы; Наиболее часто включает в себя два главных элемента – транспортная служба и складирование;
  4. Если верить практике, то внедрение даже небольших новых идей по улучшению качества логистических процессов приводит к снижению затрат для всего предприятия;
  5. Для оптимизации и реорганизации логистической системы нужно создать ответственную группу. Она должна разработать планы согласно временным критериям. Каждый участник группы должен вести отчетность;
  6. Прежде чем начать оптимизацию, руководителю предприятия нужно проверить достаточное ли количество специалистов привлекается к процессу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Логистика как наука, ее основные функции. Проблемы развития логистики. Характеристика уровней развития логистики. Сбытовая (распределительная) логистика, ее ключевые задачи. Совершенствование методов сбытовой логистики на примере ООО "Чистый продукт".

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Элементы логистики, ее задачи, функции и классификация видов. Особенности сбытовой логистики. Взаимодействие функциональных подсистем логистики в ОАО "Зверохозяйство Мелковское", экспресс-диагностика ее системы. Модель управления процессом товародвижения.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2012

    Раскрытие сущности логистики как процесса через её функции и задачи. Совершенствование управления материальными, информационными и финансовыми потоками от первичного источника сырья до конечного потребителя. Разработка новых технологий в логистике.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2009

    Понятие, задачи и компоненты логистики. Принципиальные положения универсальной логистической концепции. Особенности логистического подхода. Функции и объекты управления маркетинговой логистики. Развитие электронной торговли с помощью сети Интернет.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Исследование теоретических аспектов логистики торговых предприятий и сервиса в торговле. Регулирование информационных потоков. Анализ логистической деятельности предприятия ООО "Алания-Трейд". Совершенствование системы обслуживания с помощью логистики.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Управление материальными потоками. Сущность и значение закупочной логистики. Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности. Насыщение рынка товарами, которые имеют высокую долю потребления. Внедрение и совершенствование новых технологий.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2009

    Роль закупок товаров в коммерческой деятельности. Фактор ценообразования в закупочной логистике. Анализ элементов закупочной логистики ОАО "Ливгидромаш". Совершенствование работы службы закупок и логистики, внедрение новых логистических элементов.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011



Поделиться