«Российская общественная инициатива»: общественная или всё же государственная? Отдельные проблемы функционирования общественной инициативы граждан в рф Предложения общественные инициативы аккумулируются на.

Ключевые слова

ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПЕТИЦИЯ / "РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА" / СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / PUBLIC INITIATIVE / E-DEMOCRACY / PETITION / RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE / SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна

Статья подводит итоги двухлетней работы интернет-сайта «Российская общественная инициатива », созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2013 года. Авторы анализируют порядок и механизм функционирования ресурса, статистические данные о его работе, содержание и историю принятия успешных инициатив. Особое внимание уделяется сравнению «Российской общественной инициативы » с аналогичным сайтом, действующим в США ("We The People"). Делается предположение о том, что при похожих целях основные приоритеты этих проектов различаются. Для американского наиболее явным приоритетом является разъяснение позиции президентской администрации по вопросам, волнующим общество. Российский проект декларирует в первую очередь цель привлечения общественности к правотворчеству, а также фактически выполняет еще одну задачу - легитимацию правотворческих инициатив. Среди факторов, негативно сказывающихся на реализации заявленных целей, авторы выделяют отсутствие всеобщего доступа к Интернету, недоверие к процессу подсчета голосов, неясность правовых последствий успешного голосования. Практика показывает, что ни одна из инициатив, воплощенных в жизнь, не успела получить требуемой поддержки, набравшие же необходимое количество голосов инициативы, наоборот, были отклонены. Основным направлением совершенствования института общественных инициатив авторы считают преодоление формализма в способах оценки инициатив и реагирования на них, превращение их в открытый диалог с обществом.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна

  • Проблемы и перспективы реализации проекта «Российская общественная инициатива»

    2015 / Шайхуллин Геннадий Сахиуллович, Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна
  • Реализация правотворческой инициативы граждан Российской Федерации посредством электронных форм

    2014 / Иванова Ксения Алексеевна, Мизернюк Михаил Сергеевич
  • «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии

    2016 / Волошинская Анна Аскольдовна
  • Вопросы реализации общественных инициатив в Российской федерации

    2013 / Гузий А.Е.
  • Роль гражданской инициативы в формировании электронной демократии

    2016 / Романова Нелли Петровна, Лаврик Наталья Владимировна
  • Интернет как инструмент реализации государственной политики Российской Федерации

    2016 / Лябах Андрей Юрьевич

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE PROJECT

The article summarizes two-year work of the website Russian public initiative , which was established in accordance with the Presidential Decree of March 4, 2013. The authors analyze the procedure and mechanism of functioning of the Internet resource, statistics on its work, the content and history of successful initiatives adoption. Particular attention is paid to comparison of Russian public initiative and a similar website, which has been created in the USA (We The People). The authors suggest that the goal of these websites is similar but the main priorities differ. The American one the most conspicuous priority is to explain the position of the presidential administration on issues of public concern. Russian website proclaims, first of all, the purpose of public involvement in lawmaking actually performing one more task the legitimization of lawmaking initiatives. The authors believe that it is necessary to give up formalism in responding to initiatives and use them as an opportunity for an open dialogue with the society. Among the factors that affect the implementation of the goals the authors point out that many people do not have Internet, do not trust the vote counting process and do not understand the legal consequences of voting. The practice shows that none of the successful initiatives has received the required support. In contrast, the government commission rejected initiatives that have received the required number of votes.

Иванова К. А.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье исследуется вопрос возникновения и развития института общественных инициатив граждан, проводится сравнение с нормами зарубежного законодательства, автором предлагаются пути совершенствования данного института.

Ключевые слова: общественные инициативы граждан, права человека, народовластие, управление государственными делами.

PUBLIC INITIATIVES OF CITIZENS: CONCEPT AND FORMS OF REALIZATION

The article explores the emergence and development of the institute of public initiatives of citizens, provides a comparison with the rules of the foreign law, the author suggests the ways to improve this institution.

Keywords: public initiatives of citizens, human rights, democracy, management of state affairs.

Иванова К. A.

Проблема взаимоотношений и взаимосвязи гражданина с властью всегда была чрезвычайно актуальна.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации1 граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

По мнению ученых А. А. Безуглова и С. А. Солдатова2, суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Право участвовать в управлении делами государства, в том числе посредством общественных инициатив, юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Следовательно, гражданская (общественная) инициатива является обязательным элементом, обеспечивающим эффективное развитие общества и демократического государства. Мировая практика показывает, что в странах, стоящих на пути динамичного развития демократических процессов, активный экономический рост, как правило, происходит в тех регионах, где есть устойчивые традиции участия гражданских объеди-

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4.- Ст. 445.

2 Безуглов А. А. Конституционное право России / А. А. Безуглов,

С. А. Солдатов. - М: Профобразование, 2008. - С. 263.

нений в государственном управлении, где аккумулируется социальный капитал.

В современных российских реалиях институт общественной инициативы только начинает формироваться. Общественные инициативы в настоящее время стали важным регулятором жизни людей во всем мире, тогда как в России взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти носит эпизодический характер и касается в основном принятия отдельных решений. Вместе с тем обнаруживаются новые закономерности развития института гражданского общества и института политической системы, в частности образование «ситуационных объединений» (например, групповые образования в социальных сетях).

Впервые термин «общественная инициатива граждан» был законодательно закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"»3, которым были утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

В данном указе термин «общественная инициатива граждан» включает в себя лишь некоторые из возможностей проявления активной гражданской позиции - предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Между тем закрепленные в современном российском законодательстве формы общественных инициатив граждан существенно шире.

В самом общем виде инициативу можно определить как побуждение к началу какого-нибудь дела; руководящую роль в каких-либо действиях; предприимчивость; способность к самостоятельным активным действиям, воплотившуюся в конкретный общезначимый поведенческий акт, поступок. Общественная инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная

3 Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

Евразийский юридический журнал

№ 11 (78) 2014

на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей.

При этом понятие «общественная инициатива» не подразумевает какую-либо одну конкретную форму, это собирательный термин, означающий любой вид инициативы, исходящей от граждан (институтов гражданского общества) в связи с участием общества в принятии общественно значимых решений. Общественная инициатива является ответом на потребности общественного развития, она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится развитие общества.

На основании действующего законодательства можно выделить довольно много форм общественных инициатив. Прежде всего это правотворческая инициатива, «законодательный почин», петиции, обращения граждан. Наряду с формами общественных инициатив можно выделить механизмы реализации форм общественных инициатив, такие как участие населения в митингах, шествиях, пикетированиях, официальных обсуждениях проектов решений в СМИ, Интернете, собрания и конференции граждан и т. д. Конечно, к формам общественных инициатив можно отнести только формы конструктивного участия, т.е. выдвижение альтернатив, аргументированную критику предлагаемых властью решений4.

Таким образом, общественная инициатива - самостоятельное активное общезначимое деяние, направленное на достижение социальных, политических, экономических целей, реализуемое гражданином, группой или объединением граждан в не запрещенных правом формах, таких как гражданская законодательная и правотворческая инициативы, обращения граждан, инициация процедуры отзыва глав субъектов и депутатов представительного органа муниципального образования.

Механизм реализации форм общественных инициатив - способ реализации форм общественных инициатив путем самостоятельного, активного деяния, реализуемого гражданином, группой или объединением граждан, направленного на организацию законных публичных мероприятий, таких как митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, собрания граждан, конференции граждан и других, целью которых является выдвижение общественных инициатив.

В юридической литературе формы реализации права зачастую рассматриваются через призму использования, исполнения, соблюдения, применения правовых норм. Форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права, именуется «использованием норм права». В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. В этом смысле можно предположить, что право граждан на участие в общественных инициативах выражается в добровольных, активных действиях гражданина по осуществлению закрепленных в юридических нормах правомочиях, входящих в состав анализируемого комплексного субъективного права.

Следовательно, правовая система демократического правового государства должна не только предусматривать или даже обеспечивать, но и стимулировать реализацию права граждан на инициативу. Общими недостатками регулирования общественных отношений, связанных с реализацией общественных инициатив в Российской Федерации, являются:

1) разброс норм, регулирующих гражданские инициативы, по различным законодательным актам, что затрудняет реализацию таких инициатив и приводит к негативным последстви-

4 Едкова Т. А., Чертков А. Н., Зырянов С. М. Государственные и общественные институты. Гражданские инициативы // Журнал российского права. - 2013.- № 11.- С. 111-122.

ям. В частности, в муниципальные правовые акты включаются положения, ограничивающие круг инициаторов публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, исключительно главами местных администраций;

2) отсутствие или недостаточность необходимого регулирования. Гражданская законотворческая инициатива слабо урегулирована в федеральном законодательстве. Лишь муниципальный уровень инициатив получил регламентацию на всех уровнях осуществления публичной власти;

3) отсутствие обязанности органов публичной власти информировать граждан о происходящих процессах. Требуется принятие правовых решений, направленных на информирование граждан о территориальных преобразованиях, в частности на установление обязанности освещать работу по подготовке территориальных преобразований до принятия решения органами публичной власти. При этом необходимо использовать такие инструменты, как проведение публичных слуш

  • РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Г.Е. БЫСТРОВА «КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕС»

    ЕРШОВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА, КРАСНОВА ИРИНА ОЛЕГОВНА - 2013 г.

  • Г.Е. БЫСТРОВ. КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕС

    ЕРШОВА И.В., КРАСНОВА И.О. - 2013 г.

  • Уже более года работает сайт «Российская общественная инициатива». Каковы результаты? Можно ли на что-то повлиять общественными инициативами?

    Кто инициировал общественную инициативу?

    В 2012 году по поручению Президента России («майский указ» № 601) Правительство РФ утвердило Концепцию формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года.

    На базе Концепции был издан Указ Президента РФ 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», который вступил в силу сразу после подписания. Однако о необходимости внедрения института общественной инициативы Владимир Путин упомянул в том же году в своем послании Федеральному Собранию. Общественная инициатива стояла в его речи в одном ряду с необходимостью широкой общественной дискуссии, «причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение». Тогда же Президент поручил разработать . Такой закон был принят 21 июля 2014 года (№ 212-ФЗ). Президент говорил и о том, что «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Эти функции он возлагал на общественные советы при органах власти.

    Из этого экскурса в историю общественной инициативы очевидно, что развитие общественной инициативы – дело государственной важности, которому дал старт сам Президент .

    Кто курирует общественную инициативу?

    По Указу Президента РФ создали сайт «Российская общественная инициатива». Ответственной за процесс размещения предложений и голосования за них была назначена некая некоммерческая организация «Фонд информационной демократии», которая была создана еще в 2012 году. Учредителем и Президентом Фонда является Илья Массух, бывший сотрудник IBMи бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Среди разрешенных видов деятельности Фонда значатся следующие: исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, деятельность в области права, издательская деятельность, рекламная деятельность, прочее финансовое посредничество и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

    Таким образом, формально контроль общественной инициативы не достался министерству связи, а ушел в частные руки.

    Какие вопросы могут быть поставлены в общественной инициативе?

    Согласно Указу Президента РФ общественная инициатива может вноситься совершеннолетними гражданами России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления через интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» («РОИ»). Здесь мы видим всего два направления: социально-экономическое развитие страны и совершенствование государственного управления. В такие направления можно при желании вписать практически любой вопрос. Если, например, надо вынести на интернет-голосование вопрос о безопасности, то это будет «государственное управление в сфере безопасности». Если нужно внести инициативу по вопросу прав человека, то это «государственное управление в сфере прав человека». Это говорит о том, что уточнение направлений, по которым может быть внесена общественная инициатива, фактически ничего не конкретизирует. Поэтому более уместно ограничение сфер инициатив путем обозначения запретов.

    Указ Президента содержит несколько групп таких запретов. Первая группа – требования к тексту инициативы. Текст не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

    Вторая группа запретов – требования законности. Инициатива должна соответствовать Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан. Что это означает? Например, что нельзя вынести на голосование проект новой конституции России. Нельзя предложить что-то принципиально новое в сфере государственного управления, если это пойдет вразрез с основами конституционного строя.

    Третья группа запретов – требование соответствия закону о референдуме. Иными словами, на голосование по общественной инициативе нельзя вынести те вопросы, которые нельзя вынести на референдум. Какие это вопросы?

    Статья 6 закон о референдуме называет следующие вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

    1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

    2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, о проведении их досрочных выборов либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

    3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ (это касается, например, губернаторов субъектов РФ и министров);

    4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ;

    6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    Получается, что народ даже через инструмент общественной инициативы (очень ненадежный инструмент) не сможет выразить свое отношение, например, к главе Правительства, которое не справляется с управлением страной.

    Четвертая группа требований к инициативе – это актуальность и обоснованность. Насколько общественная инициатива актуальна и насколько предложенное решение проблемы обосновано, решает Фонд информационной демократии. На вынесение решения у Фонда есть не более двух месяцев. Если он сочтет решение проблемы недостаточно обоснованным, либо нарушающим иные рассмотренные выше требования, то общественная инициатива не размещается на интернет-ресурсе. То есть некая частная структура является первым фильтром на пути общественных инициатив.

    Как работает общественная инициатива?

    Если общественная инициатива не нарушает установленные запреты, она размещается на интернет-ресурсе. Выглядит это как текст с обоснованием необходимости решения определенной проблемы, практические результаты и конкретные решения проблемы. Вместе с этим может размещаться текст проекта правового акта и пояснительная записка к нему. В течение года проводится голосование, голосовать могут граждане России, достигшие 18 лет, предъявившие свой паспорт при регистрации на портале госуслуг.

    Для инициатив разного уровня нужно набрать разное количество голосов «за»: на федеральном уровне – не менее ста тысяч; на региональном – для регионов с населением свыше 2 млн. человек – сто тысяч, для остальных – 5% от населения региона; на муниципальном – 5 % от населения муниципалитета. Можно голосовать и против инициативы, формально они впоследствии не вычитаются из голосов, поданных «за» инициативу. Но можно предположить, что большое количество противников инициативы может повлиять на мнение экспертной рабочей группы.

    Если инициативу поддержало необходимое число граждан, она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу соответствующего уровня. Например, на федеральном уровне руководит экспертной группой Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Эта рабочая группа – второй фильтр на пути инициативы. Но не последний. Именно экспертная рабочая группа в течение двух месяцев решает, реализовать или отклонить инициативу.

    В экспертную рабочую группу федерального уровня входят определяемые Правительством РФ представители федеральных органов исполнительной власти, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, членов Общественной палаты РФ, представители бизнес-сообщества и общественных объединений. Принципы формирования рабочих групп других уровней – аналогичные.

    Указ Президента не называет никаких критериев, по которым экспертная группа оценивает одобренные гражданами инициативы. Это могут быть те же критерии, которые положены в основу для размещения инициативы на интернет-ресурсе: актуальность проблемы и обоснованность ее решения (плюс поддержка граждан). По сути, решение экспертной группы может быть абсолютно произвольным.

    Если экспертная группа вынесла положительное заключение по общественной инициативе, она также подготавливает решение о разработке соответствующего нормативного правового акта или принятии иных мер по реализации инициативы. То есть если для реализации идеи нужен федеральный закон, экспертная группа должна решить, что надо его разработать и внести в Государственную Думу. Кто разрабатывает проект закона, и кто вносит его в Думу? Вероятно, эта задача встает перед Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Так или иначе, Госдума или иной орган будет третьим фильтром на пути общественной инициативы.

    Каковы результаты?

    На сайте «РОИ» нет единой статистики как по сферам, волнующим граждан, так и по соотношению внесенных и реализованных инициатив. Среди принятых гражданами инициатив значится 15 инициатив. Из 15 инициатив 9 уже реализованы в нормативных правовых актах. Из них 8 федеральных инициатив были реализованы несмотря на то, что не набрали 100 тысяч голосов. О чем это говорит? Например, о том, что государство и так собиралось решить заявленную гражданами проблему (не было конфликта типа «граждане требуют, а государство против»). Значит, роль сайта «РОИ» здесь нулевая.

    Какие это были инициативы? Отмена «нулевого промилле», отмена «мобильного рабства», введение возможности выбора банка для перевода зарплаты, введение «диагональной зебры» на пешеходных переходах, разрешение изготавливать дубликаты госномеров транспортных средств, и другие. Некоторые из них действительно полезны большому числу граждан, но все они решают лишь маленькие, частные проблемы – ничего глобального.

    Единственная реализованная инициатива муниципального уровня набрала всего 2 голоса «за» и 3 – «против». Очевидно, что граждане начали «пробивать» свою инициативу другими способами, и сайт «РОИ» им никак не помог.

    Посмотрим инициативы, которые набрали больше 100 тысяч голосов, но не были реализованы.

    Недавняя громкая инициатива Алексея Навального о ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции , как несоответствующая Конституции РФ. Как же она тогда вообще попала на сайт, если она не соответствует требованию законности? Значит, Фонд недостаточно компетентен для фильтрации инициатив? Но в случае с ратификацией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции больше интересно другое. Еще в 2013 году внушительная группа депутатов в количестве более 100 человек внесла аналогичный проект по ратификации статьи 20 (№ 216235-6), и это не единственная подобная инициатива. Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства РФ и разгромное заключение Правового управления, однако никто из них не ссылался на неконституционность статьи 20 Конвенции. Проект остается на рассмотрении Госдумы, он не отклонен до сих пор.

    Такая картина может демонстрировать судьбу общественной инициативы, правдами или неправдами проникшей в стены Государственной Думы, но не пользующейся поддержкой власти. Например, если экспертная группа поддержала бы инициативу Навального, был бы внесен очередной проект в Государственную Думу. А там проект можно мариновать сколь угодно долго, либо просто отклонить. И неважно, сколько людей поддержало инициативу – 100 тысяч или 500 тысяч.

    Кроме того, экспертная группа отклонила инициативы о запрете чиновникам покупать дорогие автомобили, об отмене «мигалок» для чиновников, об отмене «закона против интернета», об отмене закона о пошлинах на товары зарубежных интернет-магазинов, а также инициатива «Мой дом – моя крепость».

    В настоящее время проходит голосование по инициативам, касающимся изменения правил платных парковок и отмены эвакуации транспортных средств, которые за 4 месяца набрали уже по 25 тысяч голосов. Платные парковки и эвакуация автомобилей очень не нравятся гражданам (преимущественно москвичам), но очень нравятся властям (московским, в частности). И то и другое приносит в казну немалый доход. Известно, что само введение платных парковок и эвакуации машин и передача соответствующих полномочий регионам было пролоббировано московскими властями. И уже можно предсказать, по каким основаниям эта инициатива не пройдет «второй фильтр» - экспертную группу. Например, по инициативе о запрете «мигалок» в заключении экспертов было сказано, что более половины голосов было подано жителями Москвы, еще 8 тысяч голосов – жителями Санкт-Петербурга, значит, это не актуально для всей России.

    Целый блок инициатив отражает негативное отношение народа к чиновникам и связанной с ними олигархии. К таким инициативам можно отнести следующие:

    «Разработать механизм отзыва гражданами РФ государственных деятелей всех уровне»;

    «Запретить фирмам родственников госслужащих и депутатов любого ранга участвовать в государственных тендерах»;

    «Проверить кандидатские и докторские диссертации работников госкорпораций, органов власти, предприятий со 100% госучастием на плагиат»;

    «Закрепление в ПДД РФ ответственности чиновников за состояние дорог при аварийных ситуациях»;

    «Указывать информацию о зарплатах чиновников (с премиями и надбавками) за последние 3 месяца работы на бейджах, именных табличках на кабинетах и при цитировании в СМИ»;

    «Установить заработную плату руководителям госкорпораций в размере, не превышающем 5-ти кратный размер средней заработной платы работников этой корпорации»;

    «Запретить продажу сырья и энергоресурсов на внешнем рынке по ценам ниже внутреннего рынка», и другие.

    Из этой краткой выборки видно, что народ волнует безответственность власти и сверхдоходы руководителей госкорпораций и чиновников на фоне обеднения населения . Каковы шансы на то, что власть пойдет навстречу народу по этим вопросам и одобрит инициативы, направленные против себя? Шансы практически нулевые.

    Почему «РОИ» не работает?

    Приведенный выше анализ общественных инициатив, решение по которым принято, привел нас к парадоксальному выводу: государство реализовало инициативы, не набравшие необходимого количества голосов, и запороло инициативы, поддержанные более чем 100 тысячами граждан . Почему так?

    Проект «РОИ» был инициирован «сверху», самим государством в лице Президента РФ. Реализует его близкая к государству некоммерческая организация, которая выступает «первым фильтром» на пути инициатив. Она пропускает на свою интернет-площадку инициативы, направленные против власти. Но следующие «фильтры» - это уже органы власти, которые уже не пропустят что-то вредное для себя или то, с чем они просто не согласны.

    Сама идея правотворческой инициативы граждан не нова. Даже при ее введении в России ссылались на зарубежный опыт. Практика гражданских инициатив есть в США, Европейском Союзе (Лиссабонский Договор о внесении изменений в учредительные договоры ЕС). Народная законодательная инициатива существует в Швейцарии, Италии, Австралии, Перу, Испании, США, ФРГ и предусмотрена конституциями Албании, Польши, Словении, Румынии, Латвии и Литвы.

    Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ», разработанный Минюстом России, предусматривает возможность введения правотворческой инициативы граждан на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако этот проект еще не внесен в Госдуму, да и нормы о правотворческой инициативе граждан – диспозитивные, то есть необязательные. Даже включение института правотворческой инициативы граждан в устав субъекта РФ не гарантирует реализации этого института (такая ситуация сложилась, например, в Московской области).

    Общественная инициатива отличается от правотворческой инициативы граждан тем, что вторая предусматривает непосредственное внесение гражданами законопроекта в парламент . Институт общественной инициативы ставит дополнительные препятствия на пути инициативы. При этом сам проект нормативного правового акта также разрабатывается не «обществом», а государством. Это и плюс, и минус одновременно. С одной стороны, у граждан нет необходимых познаний для самостоятельной разработки пакета законодательной инициативы. С другой стороны, нет гарантий, что государство при разработке своего проекта точно отразит волю общества, инициировавшего проект.

    Проект «РОИ» также критиковался за возможные фальсификации результатов голосований – вбросы электронных голосов, которые подтверждаются выявленными статистическими аномалиями. Если «РОИ» - государственный проект, то проявление в нем «чуровщины» закономерно.

    При возможных минусах непосредственной правотворческой инициативы граждан в законодательные органы они не могут стать оправданием отказа от такого института. В то же время «общественная инициатива» в нынешнем виде с ее дополнительными «фильтрами» на пути волеизъявления граждан может быть безболезненна упразднена. Хотя в отсутствие непосредственной гражданской законодательной инициативы такая общественная инициатива – это лучше чем ничего.

    В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина, предусматривается народная законодательная инициатива. Группы граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 100 000 человек имеют право непосредственно вносить проекты законов в парламент в порядке законодательной инициативы. Данный институт по проекту Конституции России выступает в качестве одной из гарантий народовластия.

    Действующая власть не заинтересована в том, чтобы реализовывать в законодательстве интересы граждан, поэтому изобретает некие подделки вроде «РОИ», имитирующие демократические институты. Но когда народ поймет, что большая часть его инициатив блокируется по надуманным основаниям, его неприязнь к власти только усилится.

    1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

    2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

    3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

    4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

    5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

    7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

    Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

    8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

    9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

    О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

    10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

    11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

    а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

    б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

    в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

    12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

    13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

    а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

    б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

    в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

    14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

    б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

    15. Голосование по общественной инициативе с использованием интернет-ресурса начинается в день размещения этой инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и проводится в течение одного года.

    17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

    а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

    18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

    19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

    20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

    22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

    23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.



    Поделиться
    Copyright © 2024. xn--80aaabod6bfydt3h2d.xn--p1ai. Образование. Законодательство. Реабилитация инвалидов. Льготы. Пособия. Пенсии. Все права защищены.
    Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 2
    Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
    Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,08
    Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0,673