Пароксизмальная политическая культура. Политическая культура

В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность.

Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.

Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.

Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.

Структура политической культуры

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

  • ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;
  • познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;
  • оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;
  • установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;
  • поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

  • мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;
  • гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;
  • политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

Функции политической культуры

Политическая культура играет важную роль в формировании и развитии политических институтов и отношений. Она в значительной степени определяет направление политического процесса, способствует интеграции общества, обеспечивает координацию деятельности политических институтов, создает общее ценностно-нормативное пространство. Культуру можно представить как особую совокупность средств и способов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. При этом с точки зрения ценностного аспекта культуры важным является не только достижение цели (решение проблемы), но и то, как, какими способами она достигается.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает ее функциональную последовательность, основанную на ти- пол оптированных способах деятельности.

Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе:

  • ценностно-нормативные - создание общих «правил игры» в политической сфере общества;
  • идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;
  • нормативно-регулятивные - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способов защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;
  • мотивационная - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);
  • социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;
  • коммуникативные — обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений.

Ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.

Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.

В сфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:

  • осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;
  • идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
  • установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

В сфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:

  • отношение к закону;
  • отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
  • отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
  • формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).

Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.

Формирование политической культуры

В формировании политической культуры участвуют общественные организации , в первую очередь . Они закладывают идеологические основы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и . Участвует в создании политической культуры и церковь . Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан — верующие. За последнее столетие существенно возросла роль средств массовой информации . Именно они формируют многие убеждения и стереотипы, определяющие и поведение. Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как этническая, деловая (сообщество бизнесменов) и академическая общины (сообщество ученых), армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использовании силовых методов решения проблем.

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культурности , которая предполагает наличие у человека четкой политической позиции, глубоких политических и юридических знаний, моральных убеждений, идеологических принципов. Политически культурная личность — это личность, свободная от догматизма, предвзятого мнения и предрассудков.

Политическая идеология

Наряду с политической культурой субъективная сторона политической жизнедеятельности находит свое отражение также и в , которое в наиболее концентрированном и системном виде «материализуется» в политической идеологии. Последняя, т.е. политическая идеология предстает как комплекс идей, система взглядов и ценностных ориентаций, связанных с проектами обустройства (переустройства) общественной жизни на тех или иных мировоззренческих началах.

Среди всех разновидностей современных политических идеологий, отражающих многообразие интересов стратифицирующих общество социальных формирований и групп, наиболее крупными и широко распространенными выступают:

Популизм — разновидность политической деятельности государственных и иных политических структур и институтов, элит, лидеров, которые используют прямую апелляцию к общественному мнению и массовым настроениям как основному средству оправдания (или достижения) властных целей.

Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.

Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга. Приведем пример из области языка. Мало кто возражает против введения в русский язык английского слова «футбол». Но и мало кто готов вообще полностью отказаться в России от русской лексики в пользу английской!

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная (иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая (или зависимая);
  • активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).

Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 223.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.

Политическая культура –это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение.Этоструктурные элементы политической культуры.

Политический исторический опыт (наднациональных и национальных общностей) является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями. На основе исторического познания формируется политическое сознание, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
На основе политического опыта многих поколений людей формируется их политическое сознание как система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений, с учетом которых вырабатываются устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в ней.

В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.

Идеологический компонент . Любой гражданин соотносит свои политические знания, убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Все это называют инструментальным аспектом политической культуры.

Идеологический компонент

Политические знания
  • Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе
Политические ценности
  • Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость)
Политические убеждения Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения):
  • демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности;
  • социалистическая демократия;
  • тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства

. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе.

Эмоционально-психологический компонент

Политические институты и структуры
  • Государство как орган принуждения либо
  • как организующий и регулирующий инструмент
Нормативная система
  • §Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему
Политические события Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений
Отдельные

политические роли

Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в плане лояльности или рациональности и т.д.;

отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги);

Отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т.е. определение своего места в политической системе

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы политического поведения могут быть различными – от активного участия до неучастия.

Участие человека в политическом процессе может быть предопределено сверху (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы; участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и принимаемые решения.

Степень активности

Приемлемая форма

Неприемлемая форма

Активное участие
  • Предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организационная деятельность (участие в политических организациях и партиях); участие в политических демонстрациях и других политических акциях
Насилие; подкуп должностных лиц; дезорганизация
Пассивное участие
  • Участие в голосовании;
  • повиновение закону
  • Пренебрежение к закону;
  • нарушение закона
Неучастие

Автономное участие предполагает свободное волеизъявление гражданина (в демократическом обществе с высоким развитием политической культуры автономное участие граждан в политике является приоритетом).

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлечение в политическую деятельность; позитивная активность; рациональность.

Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, так как основой и условием прогрессивного развития общества является именно высокая политическая культура личности.

Таким образом, в структуре политической культуры целесообразно выделить: познавательные элементы; нравственно-оценочные элементы; поведенческие элементы.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Овладение политической культурой возможно на уровне теории и на уровне практики. Разрыв между ними не может не отражаться на политической культуре каждого индивида и всего общества.

Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя функционирует относительно самостоятельно.

В последние годы в научной литературе широкое распространение получил термин «политическая культура» и связанная с ним проблематика. Эти вопросы рассматривались в социологии политических отношений (хотя и не под этим названием) уже давно - в особенности в веберовской теории трех чистых типов, выделенных по различным способам легитимирования власти. Однако лишь теоретические разработки шестидесятых годов придали проблематике политической культуры серьезное значение в современной социологии политических отношений.

Политическая культура - это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. В связи с этим мы относим к политической культуре:

а) знания о политике, знакомство с фактами, интерес к ним;

б) оценку политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть;

в) эмоциональную сторону политических позиций, как. например, любовь к родине, ненависть к врагам;

г) признанные в данном обществе образцы политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать в политической жизни.

Такое определение политической культуры, повторенное здесь из моей более ранней работы, базируется на определении, введенном Г. Алмондом, которого справедливо считают пионером проблематики политической культуры в мировой науке.

«Политическая культура,- отмечают Алмонд и Поуэлл,- служит образцом индивидуальных позиций и ориентаций в отношении политики, проявляющихся среди членов политической системы. Она субъективна и лежит в основе политических действий. Индивидуальные ориентации включают несколько составных частей) познавательные ориентации - точные или ошибочные сведения о политических объектах и убеждениях; б) эмоциональные ориентации - чувство привязанности по отношению к политическим объектам; в) оценочные ориентации - суждения, мнения относительно политических объектов, что, как правило, предполагает применение оценочных стандартов к политическим предметам и событиям. Это определение является наиболее широким пониманием политической культуры. Некоторые марксистские авторы подчеркивают оценочный аспект политической культуры, как это делает, например, В. Маркевич. Он считает, что «под политической культурой следует понимать те глобальной куль. туры, которые касаются ценностей, признаваемых данной группой и относятся к системе государственной власти» Другие отмечают, что политическая культура означает «уровень знаний и представлений различных слоев общества и индивидов о власти и политике, а также определенную этим степень их политической активности», как пишет Ф. Бурлацкий.

Предлагаемое мною понимание политической культуры не исключает ни одного из приведенных выше, но соединяет их в некое, по моему мнению, гармоническое целое. Нельзя сводить понятия политической культуры исключительно к психическим состояниям. Нужно включить в него также определенные образцы поведения. Это соответствует общему пониманию культуры, о которой шла речь во вступлении к данному разделу, а также той исследовательской интуиции, которая заставляет искать определенные устойчивые образцы поведения как важные черты культуры, определяющие общественные и политические действия. В польской литературе последних лет можно сослаться на статью Ч. Мойсевича о политической культуре социалистического общества

О политической культуре можно говорить в связи с анализом общества в целом, а также в связи с анализом его отдельных составных частей. Американские авторы Берч и Занинович, применяя статистическую технику факторного анализа, выделили в рамках югославской политической культуры три различных регионально национальных типа политических культур. Анализ облегчался тем, что он проводился на материале страны, представляющей собой федерацию нескольких отдельных наций с различным историческим прошлым и культурой. Однако нельзя исключить, что и в стране, однородной по национальному составу, можно было бы выделить политические субкультуры, например соответствующие различным политическим судьбам отдельных частей этой страны в прошлом. Было бы интересно эмпирически проверить распространенное убеждение, что политические культуры регионов Польши, прежде входившие в состав России, Германии и Австро-Венгрии, еще и сегодня имеют некоторые специфические, ослабевающие со временем черты.

Выделение политических субкультур может, однако, производиться не по территориальному или национальному принципу, а по принципу выделения самостоятельных культур отдельных составных частей политической системы. В этом смысле Р. Патнэм требует исследования политической культуры элиты и упрекает американскую науку за отсутствие исследований в этой области. Его собственная книга об итальянских и британских политиках задумана именно как анализ «политической культуры элиты». Другой американский автор, К. Джовитт, предлагает выделение трех различных уровней политической культуры: политическая культура элиты, политическая культура строя и политическая культура общества; эта классификация предполагает четкое различие между «строем» и «обществом», что во многих случаях является неоправданным. В частности, утверждение Джовитта, что в социалистических обществах существуют автономные политические цели строя, которые, однако, подвергаются определенной модификации под влиянием политической культуры общества, нельзя признать обоснованным, поскольку неверен тезис о внешнем по отношению к обществу происхождении политического строя: он исключает национальные революционные традиции, которые лежат в основе возникновения социалистических государственных систем. Однако независимо от слабости этого противопоставления удачным представляется введение различия между политической культурой деятелей, то есть политического авангарда, и политической культурой масс. Степень подобия или даже идентичности этих двух политических культур может определяться эмпирическим путем, но нет оснований принять в качестве предпосылки, что это две совершенно одинаковые культуры.

До сих пор речь шла о выделении различных политических субкультур в рамках взятой в целом политической культуры общества. Существует, однако, интересная проблема типов политической культуры, выделяемых на основе сравнительного анализа различных политических культур, существующих в отдельных странах. Родоначальниками такой типологии являются Алмонд и Верба, исследования которых, посвященные политической культуре США, Англии, Италии, ФРГ и Мексики, были первой попыткой определения эмпирическим путем типов политических культуры. Эта работа является весьма противоречивой и неоднократно подвергалась критике. Тем не менее, учитывая важность затронутой исследовательской проблематики, эта работа заслуживает внимания.

Исходным пунктом исследования Алмонда и Вербы является конструирование трех «чистых типов политической культуры» и выведение из них дальнейших смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются:

1. «Патриархальная политическая культура», самыми близкими эквивалентами которой в действительности могут быть политические культуры африканских племен и отличительной чертой которой является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.

2. «Подданническая политическая культура», отличающаяся сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности, но слабой ориентацией на активное участие в функционировании политической системы.

3. «Активистская политическая культура» (или «культура участия»), в которой граждане активно заинтересованы не только в том, что нм дает политическая система, но также и в том, что они могут играть активную роль в этой системе.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три политические культуры: патриархально подданническая, подданническая-активистская и патриархально-активистская Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории.

Смешанным типом политической культуры является и то, что Алмонд и Верба называют гражданской культурой. Это активистская культура, в которой элементы патриархальной и подданнической политической культуры не были полностью устранены, а были включены в политическую культуру. Хотя черты активистской политической культуры доминируют, однако граждане сохраняют также и более традиционные черты патриархальной и подданнической культуры 4в. Такая политическая культура, по мнению авторов, наиболее характерна для буржуазно-демократических систем и способствует их функционированию. Исходя из сравнительного анализа отношения населения пяти названных выше стран к политической системе, авторы приходят к выводу, подтверждающему гипотезу о функциональности понимаемой таким образом «гражданской культуры» по отношению к демократической системе, причем американская и английская системы признаются наиболее типичными и стабильными демократическими системами. Это положение работы Алмонда и Вербы особенно уязвимо для критики, так как авторы явно заблуждаются и это заблуждение имеет идеологическую подоплеку. Они отождествляют демократию с англо-американскими политическими системами и определяют «гражданскую культуру» таким образом, что ее эмпирически подтверждаемыми чертами является соответствие с принципами и способом функционирования англо-американской модели демократии; из-за этой этноцентрической ошибки основные выводы книги «Гражданская культура» грешат тавтологией Однако это не означает, что эта работа не представляет никакой ценности. Конструируя первую типологию политических культур и используя для их изучения сравнительные исследования, Алминд и Верба проложили путь интересной и достойной внимания тематике. Слабая сторона их книги (на что указывают как Ф. Бурлацкий и А. Галкин, так и К. Пэйтмэн) связана с: неклассовым подходом к анализу; принятием консервативной предпосылки, что существующая система англо-американской демократии является совершенной и не может с рациональной точки зрения вызывать ее отрицание или порождать другие отрицательные позиции; односторонним пониманием зависимости между политической структурой и культурой, выражающимся в том, что отмечается влияние политической культуры на политическую систему, но почти полностью игнорируется влияние политической системы на сопутствующую ей политическую культуру.

Эти слабые стороны работы Алмонда и Вербы характерны для всего направления западной, и в особенности американской, общественной науки в первое двадцатилетие после второй мировой войны, то есть до появления во второй половине шестидесятых годов радикального течения, ставящего под сомнение обоснованность идеологической ориентации на апологию строя и сохранение социального статус-кво. Сегодняшние критические замечания по поводу этой работы, выходящие из-под пера не только марксистских, но и немарксистских западных авторов, свидетельствуют о том, что идеологическая ограниченность авторов «Гражданской культуры» не осталась незамеченной. Однако одновременно критика не отрицает значения проблематики политической культуры и необходимости сравнительного, международного исследования этой проблематики, инициаторами которого и были Алмонд и Верба.

Для марксистской социологии политических отношений разработка собственной типологии политических культур представляется важной задачей по двум причинам. Такая типология необходима для анализа исторически изменяющихся типов политической культуры и для историко-сравнительного анализа политических систем. Одновременно типология имеет важное значение как инструмент формирования такой политической культуры в социалистическом обществе, которая наилучшим образом соответствовала бы потребностям развития социалистической демократии. Помимо разработки типологии политических культур, необходимы эмпирические исследования политической культуры в социалистическом обществе, являющиеся составной частью исследований динамики развития социалистической политической системы и сопутствующего ей общественного сознания.

Исходным пунктом разработки марксистской типологии политических культур должен быть конкретно исторический подход к рассмотрению политической культуры в ее связи с политическими системами и лежащими в их основе общественно-политическими формациями. Это не означает, что каждой формации должен сопутствовать только один тип политической культуры. Напротив, подобно тому как формы государства бывают различными в рамках одного типа, определяемого характером формации, так и политические культуры бывают разными. Однако отдельные политические культуры, существующие в одной и той же формами, могут иметь такие общие черты, которые позволяют говорить о них как о разновидностях, относящихся к одному, более широкому типу.

Подходя таким образом к типологии политической культуры, следовало бы прежде всего выделить тип традиционной политической культуры, соответствующий в принципе рабовладельческому и феодальному строю и характеризующийся

а) признанием священного характера власти;

б) признанием, что права подданного и права власти по отношению к подданному регулируются традиционными нормами, вытекающими из утверждения, что так «было всегда»;

в) признанием неизменности политической системы и ее основных норм.

Традиционная политическая культура выступает в трех разновидностях:

1. Традиционная племенная культура, для которой характерны значительная власть веча (народного собрания) и существенные ограничения статуса вождя, который является вышестоящим лицом, но не господином по отношению к членам племени, находящимся под его властью.

2. Традиционная теократическая культура, в которой властелин является богом или наместником бога и его власть ограничивается лишь тем, как понимается воля бога; теократическая культура характерна для народов, у которых традиционная политическая система создавалась пророками новых религий.

3. Традиционная деспотическая культура, в которой отношение подданных к властелину основано на признании его абсолютной, ничем не ограниченной власти над ними; властелин является господином и владельцем всех подданных.

Эти три разновидности традиционной политической культуры различным образом скрещиваются друг с другом. Элементы племенной культуры могут соединяться с элементами теократической культуры. Может быть, что процесс возникновения деспотической политической культуры не завершается; тогда складывается своего рода смешанная политическая культура с элементами племенной культуры и элементами деспотической культуры.

Наряду с традиционной политической культурой до буржуазная эпоха знает второй тип политической культуры, который мы могли бы назвать типом политической культуры сословной демократии. Значительная часть и даже большинство населения полностью отстранено от участия в политической системе, чаше всего лишено каких-либо личных прав. Существующие же политические права гарантируют участие в правлении и контроле для меньшинства из привилегированных сословий.

В истории существовали две разновидности этой политической культуры: патрицианская культура некоторых греческих городов, республиканского Рима и некоторых итальянских городов средневековья, а также дворянская политическая культура, например в Польше и Англии эпохи позднего средневековья и раннего периода новой истории. Основная разница между ними состоит в том, что ограниченные масштабы городской патрицианской демократии создавали возможность для развития ценностей и норм, типичных для непосредственной демократки, в то время как дворянская демократия, существуя в рамках больших государственных территорий, вынуждена была создавать институты, а также ценности и нормы поведения, свойственные представительской системе.

Возникновение капитализма и вовлечение масс в политическую жизнь создали новые виды политической культуры, наиболее общей чертой которой является то, что можно было бы назвать «массовой политической культурой», то есть факт, что эта культура не какого-то обособленного классового меньшинства, а широких слоев общества. Однако этот «массовый» характер буржуазной политической культуры не препятствует тому, что эта культура служит укреплению классового господства буржуазии и содержит нормы и ценности, соответствующие ее классовым интересам.

«Массовость» политической культуры буржуазного общества состоит в том, что классы трудящихся становятся объектом активной обработки со стороны партий и групп имущих классов, пытающихся обеспечить не только пассивное согласие, но и активную поддержку ими политики имущих классов.

Буржуазное общество знает два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Для первого характерны активность граждан, их включенность в политическую систему, признание гражданских прав и свобод, а также принципа контроля гражданами деятельности правительства, признание политических различий и игры политических сил в рамках и на основе капиталистического строя. Демократизм этой политической культуры отнюдь не исключает введения в ее рамках антидемократических ограничений, как, например, объявление радикальных левых организаций «силой, подрывающей строй», и лишение их благодеяний демократии.

Буржуазно-демократическая культура выступает в первую очередь в двух разновидностях, которые можно назвать консервативно-либеральной и либерально-демократической. Консервативно-либеральная культура признает в качестве самых главных ценностей такие, как гражданские права и свободы, но в то же время отрицает общественно-реформаторский аспект политической культуры и даже прямо отвергает его. В принципе здесь не идет речь, а если идет, то с большими ограничениями, о государственных реформах, изменяющих распределение национального дохода или направленных на защиту эксплуатируемых классов. В либерально-демократической политической культуре, напротив, признанию основных ценностей и образцов поведения, типичных для системы буржуазной демократии, сопутствует ожидание социальных реформ - в рамках капиталистической системы, - осуществляемых государством. В странах, управляемых социал-демократическими партиями, как, например, в Скандинавских странах, сложилась именно такая разновидность политической культуры.

Второй тип буржуазной политической культуры - автократический - является отрицанием буржуазно-демократического типа. Он признает в качестве идеала государства сильную и неконтролируемую власть, исключающую демократические права и свободы граждан. Этот тип, воплотившийся в различного рода милитаристских и фашистских режимах XX века (а в XIX веке - в виде бонапартизма), имеет две разновидности: авторитарную и тоталитарную. Первая отличается от второй тем, что не предусматривает активного участия масс, их политической мобилизации и использует идеологию исключительно в качестве инструмента для обеспечения пассивного послушания масс. Тоталитарная политическая культура, сопутствующая фашистским и полуфашистским системам, объединяет культ лидера, сильной власти с активным привлечением граждан к участию в политической жизни в соответствии с принципами, установленными лидером. Во многих государствах капиталистической ориентации, возникших на месте бывших колоний и руководимых военными, существует именно такой авторитарный тип политической культуры, хотя имеют место попытки, редко удающиеся, создания там тоталитарной культуры.

Социалистическое общество создает свой собственный тип политической культуры. Политической культурой социалистической демократии можно назвать комплекс ценностей и образцов поведения, который в максимальной степени адекватен потребностям развития политической системы социалистической демократии и который предусматривает активное участие граждан в осуществлении власти на всех уровнях, одобрение и активную поддержку гражданами социалистического строя, демократические формы политической деятельности. позволяющие выявлять и представлять взгляды и интересы в рамках социалистической системы, социалистическую законность, социалистический интернационализм. Такая политическая культура создается постепенно в процессе укрепления и развития социалистической государственности. Ее формирование тормозится пережитками буржуазных политических культур, которые не исчезают сразу после ликвидации буржуазной политической системы. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что традиции царской бюрократической системы тяготеют над молодым государством рабочих и крестьян, указывал, что бюрократические традиции прошлого могут приводить к появлению отрицательных политических явлений в социалистическом государстве. (Можно сказать, что почти все существующие социалистические государства имели в прошлом традиции автократических политических культур периода капитализма и это воздвигало существенные препятствия в развитии социалистической демократии и соответствующей ей политической культуры. Эти препятствия устраняются в процессе развития и созревания социалистического общества. Однако в этом процессе нельзя надеяться только на автоматическое воздействие времени. Необходима правильная политика партии и правительства, направленная на развитие социалистической демократии. Когда такая политика отсутствует, как, например, в маоистском Китае, создается не политическая культура социалистической демократии, а автократическая политическая культура, не соответствующая потребностям социалистической системы, ослабляющая и извращающая ее. В условиях социалистического строя эта культура носит дисфункциональный характер по отношению к строю, но в результате влияния традиции и ошибок в политической деятельности она может на протяжении какого то времени сформироваться как доминирующая разновидность политической культуры.

Докапиталистические формации

Основные типы

Традиционная политическая культура

1. Племенная

2. Теократическая

3. Деспотическая

Второстепенные типы

Политическая культура сословной демократии

1. Патрицианская

2. Дворянская

Названные здесь типы политических культур иногда проявляются в определенных соединениях или разновидностях, не имеющих четких признаков. Тем не менее именно эта классификация позволяет, по моему мнению, представить отличие политических культур и процесс их развития в виде определенной упорядоченной системы. Сравнительные же исследования современности и истории должны дать ответ на вопрос о том, как возникали и изменялись отдельные типы политических культур, какие силы формировали эти культуры и как они влияли на другие аспекты политических отношений. Это еще предстоит сделать.

Надо заметить, что автократическая политическая культура ведет деформации самого социалистического строя, что и произошло в махистском Китае.

Тема 12

Политическая культура

    Понятие политической культуры и ее структурные элементы.

    Типология политической культуры.

3. Формирование политической культуры.

В мире политического особое место занимает политическая культура, без которой невозможны политическая и гражданская жизнь общества, политические отношения в отдельных государствах и в международном масштабе. От уровня и типа политической культуры во многом зависят также формы, способы и масштабы политического участия и политического поведения зичностей, характер политических действий.

1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы

Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Политическая культура – явление сложное и многогранное. Поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений формулировок и т.д. в толковании как самой категории “политическая культура”, так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д.

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Платон, Аристотель и др. Однако сам термин “политическая культура” появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в ХУШ в. немецкий философ-просветитель И.Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась в 60-е гг. ХХ в. благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, с.Вербой, Л.Паем идр.

Политическая культура –неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках. Последние определяют политическое поведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия – политический опыт, политическое сознание и политическое поведение – составляют основные структурные элементы политической культуры (см. схема). Рассмотрим каждый из них подробнее. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д.

Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции, Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление общественной жизни, направленное на достижение всеобщего блага.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политический Политическое сознание Политическое поведение

исторический

Политические Политические Политические

знания ценности убеждения

Структура политической культуры

На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.

Остановимся более детально на характеристике структурных элементов политического сознания.

Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, о процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе и т.п.

Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.

Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей и выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия – прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других – авторитарно-тоталитарные системы, основанные, к примеру, на идее национального превосходства и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политические убеждения граждан выражаются в том, что на выборах они голосуют за ту или иную партию, а значит отдают предпочтение той или иной идеологии.

Политические ориентации и установки находят свое конкретное воплощение в политическом поведении.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень и тип их политической культуры на практике.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Так различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.

Наиболее значимые виды политического участия:

Действия людей в политике, служащее ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

Периодическое участие во всякого рода выборах, политических компаниях, связанное с делегированием полномочий;

Деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

Выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

Посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

Прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;

Воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивная активность. Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни: в голосовании, избирательных компаниях, акциях протеста, деятельности партий и т.п.; Для личности с таким типом политического поведения характерна утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической власти, ее норм и ценностей.

В процессе развития политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а следовательно, практически значимой и достижимой.

Основные функции политической культуры:

    Познавательна я - формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

    Нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;

    Интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует таким образом стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

    Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

    Воспитательная – формирует у граждан политическое сознание и навыки политической деятельности, адекватные данной политической системе.

2. Типология политической культуры

Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной общности вводится понятие тип политической культуры. С помощью данного понятия можно фиксировать наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на политические события. Поскольку оснований для выделения типов достаточно много, то естественно существуют различные классификации типов политической культуры.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная американцами Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. Патриархальная , для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы для этих изменений. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности свойственны этому типу политической культуры. Такая культура может сразу стать господствующей в молодых государствах, но она присутствует и в развитых странах, когда кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.

2. Подданическая , отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и результаты ее деятельности. Но одновременно отмечается низкая индивидуальная активность граждан, их слабое участие в функционировании политической системы. Достоинством этого типа политической культуры является ее способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.

Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация управления, келейность процессов принятия политических решений, Происходит постепенное истощение, деградация инициативы граждан. Государственная власть представляется в плане спускания сверху норм, которые необходимо выполнять, и регламента, которому нужно подчиняться. Людьми руководит боязнь наказания или ожидание благ.

3. Активистская (культура участия) – ей присуще высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность. Граждане пытаются оказывать влияние на процесс выработки и принятия решений. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры. Она является как бы синтезом подданической и активистской культур, обеспечивая характерные для демократии примирение крайностей, баланс постоянства и развития, политической активности масс и профессионализма политиков, лояльности граждан к политическим элитам и контроля за ними, автономии правительства и его подконтрольности; самостоятельности политической позиции граждан и их политической ответственности

Согласно Г.Алмонду и С.Вербе, с точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, ибо она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективности функционирования власти, нарушений ею конституций и т.п. Однако гражданская культура в целом наиболее соответствует природе современной представительной демократии.

Своеобразную типологию политической культуры предложил российский ученый Э.В. Баталов. Он считает, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. Рынок регулирует не только экономические отношения. Он во многом предопределяет характер и особенности возникающих и существующих политических институтов и отношений. Он порождает и определенную политическую культуру, которую можно условно назвать “рыночной культурой “, не вкладывая в это понятие никакого ценностного смысла – позитивного или негативного.

Государство также выступает не только в качестве “машины подавления”, но и выполняет регулятивные функции в сфере экономики, политики, культуры. При этом оно как и рынок формирует определенный тип личности, поведения, социальных отношений, отличающихся от тех, которые порождает рынок. Создает оно и определенный тип культуры –“этатистскую”, существенно отличающуюся от рыночной.(Этатизм – от фр.etat –государство- засилие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др.деятельности).

Рыночная политическая культура есть культура рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения – результат “торговой сделки”. Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде практически не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тяготея то к одному, то к другому полюсу, реальные политические культуры.

    Формирование политической культуры.

Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции, особенности национальной культуры и национальной психологии.

Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса.

Основные пути формирования политической культуры:

Деятельность государства,

Деятельность политических партий,

Воздействие церкви на политическую жизнь,

Информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации,

Деятельность общественно-политических организаций и движений,

Воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д.

На характеристике некоторых из перечисленных путей следует остановиться особо. Так, деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры. Весьма активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Бывает и так, что государство на протяжении многих десятилетий может ограничиваться функцией “ночного сторожа”, как, например, в США. Однако и в этих условиях национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, другие законы, свод общенациональных символов, официальные праздники с символическим поддекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры создавались под эгидой этого самого “ночного сторожа”.

Другой, не менее важный путь формирования политической культуры – политическая, идеологическая и организационная деятельность политических партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношениях между партиями и государством, о возможностях партий в представлении и защите интересов граждан и т.п.

На политическую культуру многих стран оказала, а в ряде стран оказывает и в настоящее время глубокое воздействие церковь. В некоторых государствах этот орган активно участвует в политической жизни, но даже там, где деятельность церкви не столь высока, она все равно оказывает ощутимое влияние на политическое мышление и особенно политическое поведение граждан.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации (СМИ). К СМИ относится пресса, массовые карманные справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковых средств связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков). СМИ часто называют “четвертой властью”. За этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения.

Эффективность влияния СМИ на формирование политической культуры граждан определяется во-первых, их способностью воздействовать на максимальное число людей, во-вторых, возможностью воздействовать в кратчайшие промежутки времени. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и телевидение.

Стихия общественно-политических движений , как показывает опыт многих стран, нередко рождает идеи, установки, модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры. В качестве примера можно привести влияние майдана на принятие политических решений во время президентской избирательной кампании в Украине 2004 г.

На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь , предопределяя тем самым ее культурное содержание.

Стихийное воздействие на формирование политической культуры личности на уровне обыденного сознания происходит в кругу друзей, родственников, в трудовом коллективе и т.п.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека.

. В формировании политической культуры граждан особая роль отводится политической символике . Символ в широком смысле слова – это образ, Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот не находился. В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры. К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др.Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. 2.Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента Украины или коронации королей в Англии.

В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднование исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процессе возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д.

3. Скульптурно-архитектурная политическая символика. В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.

Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Кремль и Красная площадь в России. После помаранчевой революции в Украине к таковым можно отнести и майдан Незалежности (площадь Независимости) в Киеве.

Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур.

4.Условно-графическая политическая символика. В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др.

Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Голубой цвет – символ общности мира, защиты. Зеленый – символ жизни и экологии. Красный цвет – символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный – символ скорби, потери, поражения и т.д.

Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах.

5. Наглядно-агитационная политическая символика. Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии. В обществено-политической жизни такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др.

Наиболее интенсивно подобная символика применяется в период выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки.



Поделиться