Социально-экономическое развитие ссср. Социально-экономическое и политическое развитие ссср

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога «сайт»!

Сегодня мы разбираем такую непростую тему, как политическое и экономическое развитие СССР в 20-30 годы.

Советское государство в первой половине 20-х годов XX века

Кризис конца 1920 — начала 1921 года

Состояние экономической и социальной сферы РСФСР по окончании Гражданской войны оставляло желать лучшего. Многим заводам и месторождениям был нанесен серьезный ущерб, значительно сократилось население, уменьшилось количество возделываемых земель. К тому же правительство не сразу осознало провал политики «военного коммунизма», так как после победы большевиков «продотряды» продолжали изымать продукцию у населения, а власти предпринимали действия, противоречащие требованиям рабочих и крестьян (подготовка к отмене денег, усиление распределительной экономической политики). Все это привело к голоду в 1921 году и началу забастовок. После подавления восстания матросов в Крондштадте (март 1921) правительство начало предпринимать меры по восстановлению экономики и удовлетворению требований народа.

Новая экономическая политика

На X съезде РКП(б) (март 1921) Ленин предложил новую экономическую политику. Она состояла в создании многоукладной экономики при сохранении главных «рычагов» в руках правительства (внешняя торговля, централизованная денежная система, государственный сектор в промышленности).

Главными целями НЭП были:

  • Устранение социальной напряженности
  • Предотвращение разрухи и выход из кризиса
  • Создание базы для построения социалистического общества

И для их достижения правительству пришлось отступить от некоторых положений Декретов, принятых в октябре 1917 года, а именно:

  • Отменить всеобщую национализацию
  • Ослабить централизацию в экономике
  • Возродить частную торговлю

Для быстрого восстановления экономики необходимо было увеличить количество средств, поступающих в государственный бюджет, а также предоставить гражданам больше возможностей эти средства заполучить. С этой целью были проведены следующие мероприятия:

  • Замена продразверстки на продналог (меньше в 2 раза)
  • Разрешение на сбыт сверхплановой продукции
  • Разрешение на открытие и аренду мелких и средних предприятий
  • Предоставление концессий
  • Нацеливание гос. предприятий на самоокупаемость
  • Разрешение на аренду земли и использование наемного труда

Произошли некоторые изменения в банковской системе:

  • Появление частных банков
  • Выпуск и принудительное распространение гос. займов
  • Денежная реформа в 1922 году – сокращение объема выпуска бумажных денег (эмиссии) и введение советской купюры 10 рублей

Естественно, экономические реформы не обошлись без преобразований в социальной сфере:

  • Принятие нового кодекса законов о труде (1922) (отмена всеобщей трудовой повинности, введение свободного найма)
  • Реформа системы оплаты труда – введение тарифной сетки
  • Прекращение трудовой мобилизации

Новая экономическая политика вскоре дала свои положительные результаты : стремительно развивалась легкая промышленность, улучшились условия жизни населения, началась отмена карточек. Но все это решало лишь одну из поставленных задач нэпа – преодоление разрухи.

НЭП стала причиной возникновения разногласий внутри партии, что грозило ее разладом. Одни выступали за расширение хозяйственных прав профсоюзов и демократизацию управления («рабочая оппозиция»). Другие стояли за полную централизацию управления и ликвидацию профсоюзов (Троцкий). Во избежание усиления сил оппозиции правительство провело «чистку» среди членов партии. Также многие деятели культуры, которые не поддерживали политику большевиков, были высланы из страны (1922 год «философский пароход»).

Несмотря на декрет об отделении церкви от государства, Советское правительство всеми способами пыталось взять контроль над РПЦ и даже ликвидировать ее. В 1922 году во время массового голода у церкви изымали имущество. Усилилась пропаганда атеизма, началось преследование священников и разрушение храмов.

Все эти вышеописанные действия можно назвать одним словосочетанием – устранение оппозиции правящей партии. И итогом этих мероприятий стало укрепление однопартийной системы и установление диктатуры ЦК РКП(б).

Итоги внутренней политики начала 20х годов

Первое время НЭП оказывала положительное влияние на экономику. Но вскоре данная политика вызвала определенные трудности.

Сельское хозяйство по-прежнему преобладало над промышленностью. Страна нуждалась в повышении обороноспособности, тяжелая отрасль требовала больших капиталовложений. Правительство попыталось решить эту проблему следующим образом: на промышленные товары устанавливалась очень низкая закупочная цена, но в то же время цены её сбыта сильно завышалась. Это фактическое выкачивание денег породило проблему появления на рынке дорогих товаров низкого качества, которые население отказывалось покупать (кризис сбыта в 1923 году). К этому добавился кризис цен 1924 года, когда крестьяне не согласились продавать зерно государству по низким ценам, желая получить за товар больше выгоды на рынке. Все это привело к сокращению экспорта сельхоз продукции, как следствие лишило государство средств на закупку заграничного промышленного оборудования.

В ответ на это государство усилило централизацию управления, ограничило свободу предприятий, увеличило налоги и цены, то есть приступило к свертыванию политики.

Но правительство не могло просто так сознаться перед народом в своих ошибках, поэтому партийное руководство объявило «врагов народа» (зажиточные крестьяне, агрономы, инженеры, нэпманы) причиной своих неудач и начало их преследовать.

Образование СССР

Перед образованием Союза Советских Социалистических Республик между некоторыми из государств, вошедших в него, уже существовали экономические и политические связи.

В период Гражданской войны Россия заключила союз с Украиной и Белоруссией(1919), по которому страны обязывались оказывать военную и политическую помощь в противостоянии антисоветским силам. После Гражданской войны между государствами сохранились политические и усилились экономические связи.

В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию. Принципы Конституции ЗСФСР были такими же, как и у РСФСР.

Для совместного восстановления и развития хозяйства, улучшения обороноспособности и укрепления социалистического строя связи между республиками требовали выхода на новый уровень.

В декабре 1922 года состоялись съезды Советов во всех республиках, которые приняли предложение Ленина о создании союзного государства федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 года прошел Первый Всесоюзный съезд, утвердивший Декларацию и Договор об образовании СССР. Первыми в советский союз вошли РСФСР, ЗСФСР, Украинская и Белорусская ССР.

В январе 1924 года Второй съезд утвердил Конституцию СССР.

В следующем посте, посвященном истории России мы разберем тему «Внешняя политика СССР в 20-30 годы», поэтому подписывайтесь на обновления сайта и нажимайте на кнопочки социальных сетей. Ну а сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с видеоуроком по политической жизни СССР в 20-30 годы. Для его просмотра поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или 2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия),

Растущая международная напряженность, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства - создание совхозов. Четвертый пятилетний план предусматривал:

Восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжелой;

Восстановление 8-часового рабочего дня;

Отмену обязательных сверхурочных;

Восстановление отпусков.

Но условия труда оставались тяжелыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

Итоги пятилетки - быстрый рост в 1947-48 гг. - сменился замедлением, длившимся до 1954 г - все напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города, предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.

В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль над сельским хозяйством. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой, постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было.

В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.

После войны политическая система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Фабрикуется «Ленинградское дело» - против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных). В годы войны блокадный Ленинград без помощи центра сумел выстоять.

Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключала любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры - Ахматова, Зощенко. Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание совет-ской науки от мирового уровня по целому ряду направлений.

Идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Происходит «экспорт социализма», когда к власти приводились ком-мунисты в странах, освобожденных от фашизма Красной Армией, или в разрез с договоренностями о демократическом выборе народа, подписанными СССР на Ялтинской и Потсдамской встречах «Большой тройки» (СССР, США, Ант лия). Помощь СССР коммунистам Китая, КНДР, Берлинский

кризис 1949 г. способствовали возникновению Атлантического пакта (НАТО).

Сталинским руководством враждебно воспринимались любые отклонения от «социалистической модели». Самостоятельная позиция югославских руководителей вызвала недовольство Сталина и привела к кризису советско-югославских отношений.

В 1949 г, СССР создал свое атомное оружие, что обеспечивало его позиции в мире. Поэтому для внешней политики первого послевоенного десятилетия характерны настороженность, враждебность.

Предыдущие статьи:
  • Предпосылки образования древнерусского государства в IX - XI вв. норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси.

Социально-экономическая политика СССР в послевоенные годы была направлена на восстановление разрушенного войной хозяйства. Это явилось первоочередной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено с большими трудностями. Страна потеряла более 27 млн. советских граждан. Резко сократилась рождаемость. Около 25 млн. стались без крова, десятки тыс. предприятий было разрушено, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть положения усугублялась преодоление вооруженного сопротивления националистических формирований в западной части СССР и Прибалтике. Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", которая потребовала огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что получило название "революции в военном деле". Фактически страна была лишена мирной послевоенной передышки и сразу включилась в изнурительную гонку вооружений. Выбор экономической стратегии стал предметом дискуссии в высшем эшелоне власти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего плана. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. Минусы ее заключались в том, что жесткая централизованная система, ориентированная на преимущественное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с военно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к передовым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня.

В первые послевоенные годы основными направлениями внутренней политики СССР били:

- перестройка форм и методов государственно-партийного руководства;(главное)

- демобилизация Вооруженных Сил и репатриация (возвращение на родину) советских граждан;

- конверсия оборонной промышленности;

- проведение денежной реформы;

- принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан;

- осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.

Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

Никита Сергеевич Хрущев вошел в историю СССР и России как самый неоднозначный правитель, оказавший влияние на развитие новых направлений во внешней и внутренней политике СССР и осуществивший за десятилетие своего правления несколько реформ.


Внутренняя политика Хрущева

Смерть Сталина в 1953 г. повлекла за собой закулисную борьбу за место на «троне», но должность первого секретаря ЦК КПСС досталась Хрущеву. На XX-м Съезде (1956 г.) он выступал с докладом, получившим мировой резонанс. Основной темой было разоблачение культа личности Сталина с перечислением ряда преступлений 30-х–50-х гг. и жесткая критика его репрессий. Положено начало десталинизации и демократизации.

Реформы Хрущева

Десталинизация не имела, впрочем, ни последовательности, ни целостности. По представлениям Хрущева, она заключалась в осуждении культа Сталина и установлении партийного контроля над карательными органами. Происходило восстановление правопорядка, законности и конституционных прав граждан.

Реформы Хрущева нашли свое продолжение – была осуществлена перестройка правящей партии: демократизация, изменения в условиях приема в нее, расширение прав местных организаций и союзных республик. В 1957 г. восстановили в правах депортированные Сталиным народы. Появляются новые органы общественного самоуправления и т.д.

Реформа управления

Попытка перейти к экономическим методам управления привела к усложнению структуры управления, росту числа чиновников. В 1962 г. предпринята самая неудачная из реформ: специализация партийных организаций (промышленные и сельские). Страну разделили на 105 экономических районов.

Аграрная реформа

Реформы Хрущева начались с сельского хозяйства. С 1953 г. укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. В середине 50-х началось их повальное укрупнение – преобразование в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

Крестьянам были выданы паспорта, им назначалась пенсия.

Кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева – по примеру США эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не может (вплоть до Крайнего Севера!).

В 1954 стартовала кампания по освоению целинных земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями, впервые за послевоенные годы поднялась закупочная цена на зерно. Но эрозия губила целинные почвы. Нечерноземный центр пришел в полный упадок.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

После окончания Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные проблемы послевоенного времени: 1)демобилизация армии: из 11,5 млн военнослужащих в 1945–1946 гг. было уволено в запас около 8,5 млн человек, которых необходимо было обеспечить жильем, что в разоренной стране являлось неразрешимой задачей. Большое количество населения в послевоенные годы проживало в бараках; 2) необходима была срочная конверсия (перевод экономики на мирные рельсы), которая не могла не привести к спаду промышленного производства. Восстановления требовали предприятия южной металлургической базы, которые находились на оккупированной фашистами территории Украины. Переход страны на мирные рельсы осуществлялся с помощь следующих мероприятий.

1. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточивались в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

2. Уже в августе 1943 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Значительная часть восстановительных работ была проделана к концу войны.

3. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и дальнейшего развития хозяйства на 1946–1950 гг., согласно которому: планировалось в народно-хозяйственном развитии достигнуть довоенного уровня, а затем и превзойти его в значительных размерах; предусматривалось первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности; одним из условий выполнения плановых заданий считалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Главным источником восстановления страны, как и победы в войне, стал беззаветный энтузиазм советского народа: 1) за годы первой послевоенной пятилетки (1946–1950 гг.) было восстановлено и построено вновь 6200 промышленных предприятий; 2) в 1948 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства; 3) в 1950 г. уровень довоенного производства был превзойден на 73 %; 4) развернулось вновь стахановское движение. Так, например, токари Г. Бор-ткевич и П. Быков показали пример скоростных методов работы; 5) экономика страны и после войны не утратила милитаристской направленности: советское правительство и на новом этапе постоянно готовилось к войне за выживание в капиталистическом окружении; 6) руководство страны и лично И.В. Сталин проявляли к развитию военной промышленности и связанным с ним научным исследованиям большое внимание. Курировать работы по созданию ядерного оружия (под руководством академика И.В. Курчатова) было поручено лично Л.П. Берия; 7) первое испытание советской атомной бомбы произошло в 1949 г. на полигоне в Семипалатинске; 8) в 1947 г. произошло испытание первой советской баллистической ракеты, которая была разработана под руководством С.П. Королева.

Удовлетворение материальных потребностей людей, как и в довоенные годы, отодвигалось руководством страны на второй план. Но уже в 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. Ее отмена, ускоренная правительством с пропагандистскими целями, немногим облегчила дело: средняя зарплата трудящихся была низкой, а в магазинах процветала дороговизна. Для преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

Деревня, как и в довоенное время, оставалась источником для выкачивания средств, которые получало государство за счет практически неоплачиваемого труда колхозников. В 1946–1947 гг. вследствие засухи наблюдался плохой урожай зерна. Деревня оказалась охвачена голодом.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

За годы войны экономике Советского Союза был нанесен огромный материальный урон, исчисляемый примерно в 3 трлн руб., или 30 % национального богатства. Погибло около 27 млн человек, значительно увеличилось число нетрудоспособных. Для восстановления промышленности и сельского хозяйства требовались огромные денежные ресурсы, которыми государство не обладало. Не приняв по политическим мотивам помощь США, советское правительство вынуждено было опираться только на внутренние резервы, что привело к снижению уровня жизни населения в первую очередь в деревне.

Перед страной стояла крайне тяжелая задача. Наиболее пострадавшими в ходе боевых действий были находившиеся под оккупацией территории. Промышленность и сельское хозяйство в этих районах были разрушены более чем наполовину. Помимо этого 1946 г. оказался неурожайным, в результате чего продукция сельского хозяйства сократилась по сравнению с довоенным уровнем примерно на 60 %. Производство промышленной продукции в 1946 г. составляло 77 % уровня 1940 г.

В июне 1945 г. страна начала переход к мирному времени – был принят закон о частичной демобилизации вооруженных сил. За три года армия была сокращена с 11,4 до 2,9 млн человек. Кроме 8,5 млн военнослужащих в народное хозяйство вливались и бывшие военнопленные, а также угнанные во время оккупации на работу в страны гитлеровской коалиции советские граждане – всего около 5,2 млн человек. В сентябре 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное положение и формально восстановлен восьмичасовой рабочий день.

Процесс восстановления народного хозяйства занял примерно 5 лет. Валовые показатели промышленной продукции достигли довоенного уровня в 1948–1949 гг., важнейших отраслей сельского хозяйства – в 1950 г. К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт. Такие темпы достигались за счет следующих факторов. Во-первых, в процессе конверсии, т. е. перевода экономики на мирное производство, был сохранен военно-промышленный комплекс страны. На его базе налажено гражданское машиностроение. Во-вторых, за счет трофейного и полученного согласно репарациям оборудования проведено техническое перевооружение многих отраслей индустрии. В-третьих, широко использовался труд заключенных советских граждан и военнопленных из стран бывшей гитлеровской коалиции. И, наконец, как уже отмечалось, восстановление народного хозяйства было достигнуто во многом за счет разорения жителей колхозной деревни.

Уровень жизни советских граждан после кризисных первых послевоенных лет начал постепенно расти В городах после отмены карточной системы (декабрь 1947 г.) несколько раз снижались цены на ряд продовольственных и промышленных товаров, росли доходы населения. В деревне улучшения были менее заметны, но и там постепенно увеличивались выплаты по трудодням, были снижены налоги на приусадебное хозяйство.

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и многочисленные слухи о роспуске колхозов, разрешении частного производства и т. п. активно циркулировавшие среди населения в первые послевоенные годы. Отсюда и рост социальной активности общества, особенно среди молодежи.

Однако рассчитывать на демократизацию общества в условиях жесткой авторитарной власти было бессмысленно. Власть ответила репрессиями, направленными в первую очередь на интеллигенцию и молодежь. Отправной точкой новой серии политических процессов стало постановление ЦК ВКП (б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (август 1946 г.). В том же году состоялось несколько судов над «антисоветскими» группами молодежи в Москве, Челябинске, Воронеже и др. Наиболее известные из сфабрикованных политических дел периода 1946–1953 гг. – «ленинградское», «мингрельское» и «дело врачей-отравителей».

Помимо оппозиционеров политических у советской власти были и противники с оружием в руках. В первую очередь это участники партизанских отрядов на Западной Украине и в Прибалтике, воевавшие против новой власти вплоть до середины 50-х гг. Кроме того, в первые послевоенные годы состоялись судебные процессы над участниками Русской освободительной армии генерала А.А. Власова, а также над нацистскими военными преступниками и пособниками оккупантов. Помимо действительных предателей были осуждены тысячи невиновных граждан, в том числе бывшие военнопленные, узники концлагерей. Продолжались акции по выселению людей в отдаленные районы страны по национальному признаку.

Несмотря на тяжелое экономическое положение в послевоенное время, советское правительство уделяло значительное внимание развитию науки и образования. В 1946–1950 гг. расходы на образование выросли в 1,5 раза, а на науку – в 2,5 раза. При этом упор делался на те отрасли науки, которые работали на нужды военно-промышленного комплекса. В этой сфере продолжали функционировать конструкторские бюро («шарашки»), в которых трудились заключенные специалисты; открывается ряд НИИ. Вместе с активной работой внешней разведки это позволило СССР разрушить монополию США на обладание ядерным оружием к 1949 г.

Одновременно с этим тяжелое положение складывается в отраслях науки, не связанных напрямую с военной промышленностью. Наиболее тяжелый удар приходится на кибернетику и генетику, которые были фактически запрещены. От идеологического диктата и нажима со стороны властей серьезно пострадали гуманитарные науки, литература и искусство. Определяющую роль в этом сыграла кампания по борьбе с «космополитизмом», развернутая после 1946 г. Под лозунгом противостояния «реакционной политике Запада» были подвергнуты репрессиям как отдельные деятели культуры (Д. Шостакович, А. Ахматова, М. Зощенко и др.), так и целые творческие коллективы (журналы «Звезда», «Ленинград» и пр.)

52 вопрос. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва (1953-1964 гг.)

КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. Н.С. ХРУЩЕВ

После смерти Сталина 5 марта 1953 г. произошло обострение борьбы в руководстве страны за власть. Попытка Л.П. Берии занять место вождя провалилась. 26 июня 1953 г. он был арестован и вскоре казнен, но не за свои преступления, а по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. Наиболее удачливым в борьбе за власть оказался Н.С. Хрущев (с сентября 1953 г. он являлся Первым секретарем ЦК КПСС). Но для окончательного укрепления своего положения Н.С. Хрущеву пришлось преодолеть противодействие со стороны старой сталинской гвардии. Основными его оппонентами стали члены Президиума ЦК партии: В.М. Молотов, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович.

Преодоление культа личности Сталина

Одно из центральных мест в деятельности Н.С. Хрущева занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм политического режима, сложившегося в стране, особенно по преодолению культа личности И.В. Сталина: 1) в печати началась критика этого явления; 2) проводилась реорганизация правоохранительных органов; 3) осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий; 4) генеральное значение в общественно-политической жизни страны имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), на закрытом заседании которого Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Этот доклад не был опубликован, хотя широко обсуждался в партийных организациях страны. (Текст доклада был впервые напечатан в СССР в 1989 г.)

С 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны.

Началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. С 1954 г.: 1)освоение целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения зерновой проблемы. К 1958 г. было освоено 42 млн га земель;

2) проведена реорганизация МТС;

3) взят курс на укрупнение колхозов;

4) проведено свертывание личных подсобных хозяйств. Но продовольственная проблема продолжала оставаться острой. СССР начал покупать зерно за рубежом. После кратковременного увеличения урожаи на целине резко упали из-за эрозии почвы, засух.

Переориентирование экономики на развитие аграрной сферы было кратковременным. Вскоре восстанавливается принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959–1965 гг.).

Курс на развитие промышленного сектора экономики:

1) большое внимание в эти годы уделялось внедрению в производство новейших научно-технических достижений;

2) в 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Организационной формой управления стали советы народного хозяйства (совнархозы).

Были осуществлены социальные мероприятия:

1) развернуто массовое жилищное строительство;

2) повышены пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться колхозникам;

3) в 1956–1957 гг. рабочие и служащие переведены на 7-часовой рабочий день.

В период руководства Н.С. Хрущева была принята новая программа КПСС, которая определила конкретные сроки и задачи коммунистического строительства.

Но результаты реорганизации экономики и политических структур (в большей степени разделение партийных структур по производственному принципу) угрожали стабильному существованию партийного аппарата. В 1964 г. Н.С. Хрущев был снят с поста руководителя страны и отправлен в отставку.

80. «ОТТЕПЕЛЬ»

Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина, устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, порождала веру, надежду на изменение к лучшему. Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства. Возник новый тип мировоззрения, новый тип человека – «шестидесятника» – романтика, которому не чужды принципиальность, готовность к социальной критике при беззаветной вере в идеалы ленинизма и революции молодого советского человека В СССР в 60-е гг. большое распространение среди молодежи получает бардовская песня. Авторские песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и др. расходились по всей стране, часто в виде кустарных записей. Их распространению способствовало массовое обзаведение магнитофонами («магнитофонная революция»).

1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.

2. Начали издаваться 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.

3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. Так, были приняты постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер „Богдан Хмельницкий“, „От всего сердца“» и др.

4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко,

А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западно-европейского авангарда.

5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный).

Вместе с тем руководством партии определялись границы десталинизации, продолжалось идеологическое давление в духе традиционной коммунистической пропаганды.

1. Цензурный пресс не ослабевал, продолжал свое существование. Хрущев неоднократно сам пытался определить степень свободы писателей.

2. Принципы советской литературы, а именно «партийность», которая должна «вдохновлять» писателя на творчество, были по-прежнему актуальны. Либерализация проходила в рамках коммунистической идеологии.

3. Противоречия идейно-политической жизни ярко отразились на отношении власти к творчеству Б. Пастернака, (роман «Доктор Живаго»), М. Хуциева (фильм «Мне двадцать лет»), Э. Неизвестного и др.

«Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение.

Не менее сложной была судьба выдающегося поэта И. Бродского, чья поэтическая деятельность была объявлена тунеядством. В результате Бродский был сослан, а после возвращения был вынужден покинуть страну.


Похожая информация.


Хронология

  • 1964 г. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1966 — 1982 гг. — Генеральный секретарь ЦК КПСС)
  • 1965 г., сентябрь Постановление ЦК КПСС “Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании, планировании и усилении экономического стимулирования промышленного производства”
  • 1966 — 1970 гг. Восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1968 г. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию
  • 1971 — 1975 гг. Девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1972 г. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1
  • 1975 г. Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • 1976 — 1980 гг. Десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1977 г. Принятие Конституции СССР
  • 1979 — 1989 гг. Война в Афганистане
  • 1980 — 1985 гг. Одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1982 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропова
  • 1984 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко
  • 1985 г., март Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева

Социально-экономическое развитие СССР в 1965 — 1985 гг.

После отставки Н.С. Хрущева в 1964 г . к власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев,

Л.И.Брежнев

главой правительства — А.И. Косыгин.

В руководстве страны в то время обозначились две тенденции дальнейшего внутриполитического развития. Часть руководителей (А.И. Косыгин, Ю.В. Андропов) считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике и либерализацию общественно-политической жизни, но в рамках существующей системы. Консервативный путь отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и др. В итоге сложился умеренно-консервативный курс , в котором возобладали тенденции отхода от десталинизации, была разработана концепция “развитого социализма ” как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма. Идея коммунистической перспективы становилась более отдаленной во времени по сравнению с принятой во времена Хрущева программой построения коммунизма, где ставилась задача уже к 80-м гг. вступить в эру коммунизма.

Для совершенствования социализма в середине 60-х гг. советским руководством было принято решение о проведении экономической реформы , более глубокой и продуктивной по сравнению с предыдущим периодом. В течение 1964 — 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты. На страницах центральной печати развернулось обсуждение проблем совершенствования управления, причем акцент все больше делался на необходимость изменения общих условий хозяйствования, усиление экономических рычагов и стимулов.

В сельском хозяйстве усиливалось экономическое стимулирование труда: изменены условия заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции, введено материальное поощрение ее сверхплановой продажи, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов. Эти меры обеспечивали заинтересованность работников в увеличении производства продукции, производительности труда, поощряли хозяйственную предприимчивость. Устанавливался многолетний (на 5 лет) план, исключавший произвольные его изменения. В колхозах вводилась гарантированная оплата труда, постепенно распространялось пенсионное обеспечение.

В сфере промышленного производства упразднялась территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам . Образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Все это создавало лучшие условия для развития научно-технического прогресса.

Однако главным для промышленности оставался курс на развитие и внедрение экономических методов руководства, на самостоятельность предприятий, уменьшение административного регулирования их деятельности.

Восьмая пятилетка

Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция — на 50 %. Увеличились масштабы капитального строительства, вводились новые предприятия. Но экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.

Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления.

Одна из главных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Преобразования в стране не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. фактически остановился . Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укрепился в 70-е гг . Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.

В 1966 — 70-е гг . меняется в целом масштаб экономики (по сравнению с 50-ми гг.). В 1966 г. промышленность имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.

Девятая пятилетка

В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Десятая пятилетка

В период десятой пятилетки (1976 — 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” — так называлась она в официальных документах.

Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг . являлось увеличение масштабов строительства — новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.

Одиннадцатая пятилетка

На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 — 1985 гг . налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.

В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

В 1977 г . была принята Конституция СССР ,

Конституция СССР, принятая в 1977 г.

в основу которой была положена концепция “развитого социализма ”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов . Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия . Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и — в мирное время — четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова,

Ю.В.Андропов

который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР . Годы его правления (1982 — 1984 гг .) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г . преемником стал К.У. Черненко.

К.У.Черненко

Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г . Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма ” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.



Поделиться