Общая характеристика современной земельно-аграрной реформы: цели, основные направления, правовое обеспечение.

Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе с конституционным, гражданским, административным, лесным, водным, и экологическим правом. В то же время существуют существенные различия между земельным правом и другими отраслями российского права. Земельное право тесно связано с конституционным правом, которое закрепляет основные принципы всех отраслей российского права, в том числе и земельного. В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности на землю, в том числе закреплено право частной собственности на землю. С другой стороны, объектом земельного права является земля как экономическая категория, объектом же конституционного права являются отношения по государственному устройству, имеющие политическую основу, в этом состоит различие этих отраслей.

Связь земельного права с гражданским правом заключается в родстве земельных и гражданских отношений, поскольку и те и другие носят имущественный характер, кроме того, земля и ее отдельные участки включены в гражданский оборот, что также дает основания говорить о связи гражданского и земельного права. Отличие земельного права от гражданского в том, что объектом земельного права является земля, а объектом гражданского – не только земля, но и другие виды имущества.

Связь земельного права с административным правом заключается в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод. Земельное право тесно связано с экологическим правом. Эта связь заключается в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, всех ее элементов и объектов, а земельное право регулирует лишь охрану земель, к тому же в земельном праве отношения по охране не являются доминирующими, приоритет отдается регулированию отношений по владению, рациональному использованию и распоряжению землей.

Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.

3 Источники земельного права .

Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 Конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).В ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского законодательства. Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Федеральное земельное законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных отношений.

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Финансовые аспекты земельных отношений до 2006 года в основном определялись Законом «О плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Закон детально определял порядок исчисления и взимания платежей за использование земель различного целевого назначения, а также распределения полученных средств. Его особенностью являлось то, что он не охватывал все виды земельных платежей. Новые положения, закрепляющие платность землепользования, отражены в Налоговом кодексе РФ и введены с 2006 года (Отдельная глава ч.2 НК РФ «Земельный налог»). Иные вопросы налогообложения продажи земельных участков, взимания платы за перерегистрацию земельных участков и некоторые другие регулируются отдельно.Порядок ведения государственного учета земельных участков установлен в Федеральном законе «О государственном земельном кадастре».

Вопросам охраны земель посвящены Федеральные законы от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих, наряду с земельными, также иные разновидности общественных отношений. Первое место по объему и значимости правовых норм среди данной группы законов принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения.

Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению права собственности на землю, а также вопросы организации государственного управления в данной области содержатся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Новеллой 2008 г. явилось вступление с 1 марта 2008 г. Федерального закона «О кадастре объектов недвижимости», который систематизировал и закрепил необходимость строгого учета разли


Похожая информация.


В результате изучения главы студент должен: знать

  • общие теоретические подходы к пониманию земельного права;
  • содержание предмета, метода и принципов земельного права;
  • место земельного права в системе права России; уметь
  • отличать земельные правоотношения от других видов правоотношений;
  • применять принципы земельного права при решении учебных задач; владеть
  • понятийным аппаратом в области земельного права.

Понятие земельного права и его место в системе права России

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоятельности которых ставился еще до Октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться в денежном эквиваленте. Вследствие этого земельные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобладать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного правового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, которые послужили базой образования самостоятельной отрасли земельного права .

Представляется, что говорить о наличии самостоятельной отрасли права можно в случае, если существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом.

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает качественной спецификой по следующим причинам. Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является важнейшим, стержневым компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы не переносимы и невозобновимы.

Поэтому, как справедливо отмечалось еще в советской научной литературе, «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля - объективная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве» . Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель (ст. 3 Закона об охране окружающей среды) определяет, что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.

Решение данной задачи достигается в том числе и особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений (притом, что метод имеет здесь не основное, а вспомогательное значение), которые представляют собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичным (административное право, процессуальные отрасли и некоторые другие) и частным (гражданское право и некоторые другие).

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга, осуществление земельного надзора и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с земельными участками, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по ее использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов РФ и ее субъектов. При этом земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль Конституцией РФ как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамичной взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции РФ, акте прямого действия и высшей юридической силы, норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. 9 и 72 большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки; владение, пользование и распоряжение земельными участками осуществляются их собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная взаимосвязь земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсных отраслей законодательства (водного, лесного, горного, воздушного, фауни- стического).

Основное сходство земельного и иных природоресурсных отраслей права (водного, горного, лесного, фаунистического), за которыми мы признаем самостоятельное значение, состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», т.е. регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта. Соблюдение экологических требований и норм в ходе природопользования (водо-, недро-, лесо-, землепользования) и позволяет говорить о выполнении хозяйствующим субъектом экологических правил, а следовательно, о рациональном использовании природного ресурса.

Указанное сходство и обусловило появление п. 2 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, иные специальные федеральные законы применяются в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В числе отличий можно выделить особенности целей предоставления лесных участков, водных объектов или участков недр в пользование хозяйствующему субъекту, отношения собственности на природные ресурсы (например, недра находятся исключительно в государственной собственности, а на земельные участки реально существует многообразие форм собственности), специфику охраны от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, меры по охране лесов от пожаров совсем не актуальны для охраны земель и наоборот). При этом если законодатель допускает изъятие лесных, водных или ресурсов недр в порядке общего или специального природопользования, то изъятие плодородного слоя почвы запрещено и может повлечь меры юридической ответственности.

Нахождение земли в трех измерениях обусловливает и особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения (в том числе по использованию недвижимого имущества), гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику отражают нормы земельного права, как в части оборотоспособности земельных участков различного целевого назначения и разрешенного использования, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве. Важно подчеркнуть, что в силу ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Данная норма имеет большое практическое значение, главным образом в случае возникновения коллизий норм ЗК РФ и ГК РФ.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового ГрК РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых предусматривается строительство различных государственных и муниципальных объектов, необходимость которых обусловлена экологическими, транспортными, социальными и иными задачами развития соответствующих территорий. Строительство таких объектов в будущем сильно влияет на перспективы использования и охраны земельных участков и иных природных ресурсов в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Предоставление и изъятие земельных участков, осуществление на них строительства, равно как и многие другие вопросы использования и охраны земель, во многом обусловлены содержанием документов территориального планирования и градостроительного зонирования, порядок разработки которых указан в ГрК РФ. Анализ положений ГрК РФ показывает, что в части определения «условий и порядка пользования» земельными участками всех категорий (главным образом категории земель населенных пунктов) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено, как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (землепользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям в сфере государственного управления земельными ресурсами, привлечения виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного кадастра недвижимости, проведение мониторинга земель и т.д.).

Подводя итоги, сформулируем определение земельного права.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.


Земельное право РФ российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных
1. Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:
1)по предмету правового регулирования: предмет гражданского права - имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права - земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ
2)по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ
3) земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой – объектом недвижимости, с которым закон допускает совершать различные сделки. Земля - объект товарного оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при эгом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства
4) правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения
2. Разграничение земельного и административного законодательства. Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения (например, самовольное занятие земли)
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с ней природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов

  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    После 1917 г. ситуация резко изменилась права на Землю приобрели совершенно иное содержание.


  • Для этого периода было характерно сословное землевладение До аграрной реформы 1861 г. Крестьяне не о. Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования ЗК РФ предост... подробнее ».


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права . Разграничение действия норм.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    права и обязанности собственников земли и землепользователей.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей.


  • Место Земельного права в правовой системе РФ . Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права .
    землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей.

Найдено похожих страниц:10


Тема 1. Предмет земельного права

Общая часть

План

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

2. Принципы земельного права

3. Система земельного права

4. Источники земельного права

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоя­тельности которых ставился еще до октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться на деньги. Вследствие этого земель­ные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобла­дать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного пра­вового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, по­служивших базой образования самостоятельной отрасли земельного права.

В соответствии с современным уровнем развития юридической науки считается, что самостоятельной отрасль права является в случае, когда существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом.

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает своей качественной спецификой по следующим причинам. Конституция России провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9).

Земля является важнейшим, «стержневым» компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.



Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы не переносимы и невозобновимы.

Поэтому «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля - объективная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве». Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель определяет (ст.3 Закона об охране окружающей среды), что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.

Решение данной задачи достигается, в том числе, и особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений (притом, что метод имеет здесь не основное, а вспомогательное значение), которые представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм или двумя правовыми режимами – публичным (административное, уголовное право) и частным (гражданское право).

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при резервировании или изъятии земель для публичных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на рав­ноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по ее использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов. При этом земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст.72), находится в динамичной взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России, акте прямого действия и высшей юридической силы, норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст.ст.9 и 72, большое практическое значение представляет ст.36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей законодательства (водного, горного, лесного) состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», то есть регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим законодательством, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта. Соблюдение экологических требований и норм в ходе природопользования (водо-, недро-, лесо-, землепользования) и позволяет говорить о выполнении хозяйствующим субъектом экологических правил, а, следовательно, о рациональном использовании природного ресурса. Указанное сходство обусловило появление п.2 ст.3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, иные специальные федеральные законы применяются в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В числе отличий можно выделить особенности целей предоставления лесных участков, водных объектов или участков недр в пользование хозяйствующему субъекту, отношения собственности на природные ресурсы (например, недра находятся исключительно в государственной собственности, а на земельные участки реально существует многообразие форм собственности), специфику охраны от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, меры по охране лесов от пожаров совсем не актуальны для охраны земель и наоборот). При этом если законодатель допускает изъятие лесных, водных или ресурсов недр в порядке общего или специального природопользования, то изъятие плодородного слоя почвы запрещено и может повлечь меры юридической ответственности.

Нахождение земли в трех измерениях обусловливает и особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения (в том числе по использованию недвижимого имущества), гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику отражают нормы земельного права, как в части оборотоспособности земельных участков различного целевого назначения, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве. Важно подчеркнуть, что в силу ст.2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. Данная норма имеет большое практическое значение, главным образом, в случае возникновения коллизий норм ЗК РФ и ГК РФ.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового ГрадК РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Вопросы предоставления и изъятия земель, равно как и многие другие, будут непосредственно предусматриваться при формировании каждого последующего уровня территориального планирования (от федерального к муниципальному), а затем и градостроительного зонирования. Таким образом, в части определения «условий и порядка пользования» земельными участками всех категорий (главным образом категории земель населенных пунктов) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного законодательства проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель и т.д.).

Подводя итоги, сформулируем определение земельного права.

Земельное право – самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.

Доцент кафедры земельного и экологического Покатова Вера Павловна

Вопросы к экзамену на сайте

УМК по земельному праву 2011 г. на сайте

Учебник по земельному праву Ансимова или Болтановой или Боголюбова (старьё)

Земельный кодекс Российской Федерации

Кружок по четвергам, 407 ауд., 15:30, Красикова Алена Анатольевна

Предмет и система земельного права

ЗП – самостоятельная отрасль, т.к. она имеет свою концепцию, состоящую из трех элементов: объект правового регулирования, цели и задачи правового регулирования, а также принципе земельного законодательства.

Земля как триединый объект и правовое регулирование земельных отношений с учетов этого триединства

В отличие от ГП в ЗП земля рассматривается как объект природы, хозяйствования и собственности. Такой подход закреплен в Конституции РФ и в принципах земельного законодательства статьи 1 ЗК РФ.

Земля как объект природы – основной элемент экологической системы, с которым связаны другие элементы – вода, недра и т.д. – и от состояния которой зависит состояние всей экосистемы. Как объект природы земля обладает рядом признаков, таких как: естественное происхождение, естественное плодородие, незаменимость, пространственная ограниченность, неуничтожаемость и т.д.

Земля находится в экологических связях с другими объектами. Как объект природы земля выполняет экологическую функцию, т.е. является основой жизни (человек не может жить без земли). Данный экологический аспект закреплен в ст.9 Конституции РФ. Он должен учитываться в законодательстве следующим образом:

1. Регулируя земельные отношения, необходимо обеспечивать не только охрану земель, но и охрану всего природного комплекса;

2. Регулируя отношения по использованию и охране земли, необходимо обеспечить рациональное использование и охрану вод, лесов, недр.

3. Учитывая, что земли РФ делятся на категории (ст.7 ЗК РФ), устанавливая правовой режим той или иной категории, необходимо учитывать особенности использования и охраны тех объектов природы, которые там находятся, а также влияние природного комплекса на земли.

Земля как объект хозяйствования (пользования) :

1. Земля как средство производства – в сельском и лесном хозяйстве;

2. Земля как пространственный базис – основа для размещения объектов.

Земля как объект собственности

Земля всегда имеет собственника. Вопрос собственности имеет первостепенное значения для построения всей системы земельных правоотношений. Решение вопроса собственности влияет на управление, на права и обязанности, на охрану земель. Как объект права собственности земля участвует в гражданском обороте.

Земля как недвижимое имущество. Земля как территория

Данные понятия не являются тождественными. Отношения по поводу земли как недвижимости регулируются нормами гражданского и земельного права. В ГК РФ дается понятие недвижимости (ст.130), а также глава 17, регулирующая отношения собственности на землю.

Отношения по поводу земли как территории урегулированы нормами земельного, административного, конституционного, муниципального права. То есть земля как территория – объект властных полномочий (например, территория РФ, территория МО «город Екатеринбург»). Таким образом, земля – это условное понятие в рамках той или иной территории.

Земельные споры – споры, возникающие между собственниками или пользователями земельных участков.

Земельное право как отрасль российского права, как наука, как учебная дисциплина

ЗП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих земельные правоотношения.

Наука ЗП изучает не только нормы, но и предмет, принципы, теорию права собственности, пользования, управления, охраны земель.

Как учебная дисциплина ЗП изучает основные положения юридической науки ЗП, земельное законодательство и практику его применения.

Под системой ЗП понимают совокупность взаимосвязанных между собой земельных институтов, которые расположены в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании общественных земельных отношений. Все институты группируются в Общую и Особенную часть ЗП. Нормы Общей части регулируют наиболее общие и наиболее важные земельные отношения, такие как собственности, охрана, управление и т.д. Общая часть также содержит принципы ЗП. Институты Общей части влияют на содержание институтов Особенной части, в которой урегулированы правовые режимы отдельных категорий земель.

Этапы развития ЗП как отрасли права (не как отрасли законодательства!):

1. До 1917 г. нормы, регулирующие земельные отношения, содержались прежде всего в ГП;

2. С 1917 г. ЗП становится самостоятельной отраслью, которая рассматривается в широком смысле (входили воды, леса, недры). В 1930-е гг. сделана попытка ЗП земельно-колхозным правом. Такая ситуация длится до 1960 г.

3. С 1960 г. ЗП рассматривается в узком смысле, т.к. водное, горное, лесное право отделяются от земельного.

4. На сегодняшний день существуют следующие тенденции (гипотезы):

a. ЗП – часть ГП;

b. ЗП должно быть частью экологического права;

c. ЗП – часть несформированного права недвижимости (необходимо выделить новую самостоятельную отрасль права);

d. ЗП как самостоятельная отрасль.

Предмет, метод и задачи ЗП

Предмет ЗП составляют земельные правоотношения. ЗО – общественные отношения, возникающие по поводу земли, выступающей в триединстве.

В ЗК РФ есть статья 3, в которой перечислены виды земельных отношений:

1. Отношения по использованию земли;

2. Отношения по охране земель;

3. Отношения собственности на землю;

4. Отношения по управлению в области использования и охраны земель.

Кроме этого, можно выделить отношения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Земельные правоотношения – земельные отношения, урегулированные нормами ЗП.

Структура земельных правоотношений, как и других прочих, состоит из трех элементов: субъект, объект, содержание.

Субъекты земельных правоотношений: РФ, субъекты РФ, ФЛ, ЮЛ, МО. В ЗК РФ смотри ст.5.

Объекты земельных правоотношений (их перечень дается в ст.6 ЗК РФ):

1. Земля как природный объект и природный ресурс;

2. Земельные участки;

3. Части земельных участков.

Ряд ученых считает, что этот перечень неполный и предлагает дополнить его такими объектами, как земельный фонд и земельная доля.

Земельный фонд можно рассматривать как объект управленческих отношений и отношений по охране земель.

Земельная доля также не указана в законе, хотя на землю возможно долевое право собственности. Земельную долю можно продать, сдать в аренду и т.п., следовательно, такая форма должна быть закреплена в законодательстве.

Что касается земельных участков – в ЗК РФ есть глава 1.1, которая и посвящена земельным участкам.

Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статья 11.2 посвящена образованию земельных участков.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам содержатся в ст.11.9.

Классификация земельных правоотношений:

1. По институтам:

a. Правоотношения собственности;

b. Пользования;

c. Управления;

d. Охраны;

2. По целевому назначению (в зависимости от категории земель) – 7 категорий в ст.7 ЗК РФ;

3. В зависимости от содержания норм:

a. Материальные;

b. Процессуальные;

c. Процедурно-процессуальные;

Задачи земельного права

К сожалению, ЗК РФ не сформулировал отдельной статьей задачи ЗП. Это обуславливается тем, что не все согласны с самостоятельностью ЗП как отрасли права. Это вопрос политический (мнение В.В. Круглова).

Несмотря на это, задачи вытекают из принципов ЗП:

1. Обеспечение рационального использования земель;

2. Охрана земель;

3. Восстановление земель.

Что касается метода ЗП, он напрямую связан с предметом. Предмет отрасли требует определенных способов регулирования, т.е. метода. Каков предмет, таков и метод.

Чтобы обеспечить охрану земель и их рациональное использование, т.к. это прежде всего основа жизни человека, необходимо осуществлять эффективное управление в земельной сфере, дабы учитывать общественные интересы, поэтому методы регулирования земельных правоотношений должно быть императивными, обязательно должны присутствовать элементы административного права. Но не следует забывать, что исключительно императивные методы не оправдали себя во времена Союза ССР. В настоящее время земля включена в гражданский оборот, рассматривается как имущество, хотя и особого рода, применяются приемы диспозитивного характера. Таким образом, метод правового регулирования земельных правоотношений – императивно-диспозитивный и направлен он на то, чтобы обеспечить сочетание экономических и экологических интересов при регулировании земельных правоотношений.

Принципы земельного права

Принципы ЗП – элемент концепции ЗП. Они являются базой для правового регулирования, т.е. нормы, содержащиеся в земельном законодательстве не должны противоречить принципам.

Принципы необходимы также для правоприменения и государственного управления. Кроме того, принципы позволяют отграничить ЗП от других отраслей.

В теории права выделяют две группы принципов:

1. Принципы-идеи;

2. Принципы-нормы.

Принципы-нормы ЗП содержатся в ст.1 ЗК РФ.

На экзамене необходимо знать только формулировку самого принципа. Расшифровку можно от себя.

Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права

Земельное право – самостоятельная отрасль, которая регулирует множество различных земельных отношений. В силу этого ЗП взаимодействует с другими отраслями. Прежде всего, с конституционным правом (ст.ст.9, 36, 42, 58 и др. Конституции РФ).

В регулировании отношений по охране земель, по юридической ответственности за нарушение земельного законодательства участвуют нормы АП, УП, ЭП, а также ГП в регулировании отношений собственности.



Поделиться