Материальные нормы муниципального права примеры. Муниципально-правовые нормы

В систему муниципально-правового регулирования включены следующие элементы.

Во-первых, муниципально-правовые нормы как первичные элементы муниципального регулирующего воздействия на общественные отношения.

Во-вторых, применение норм муниципального права субъектами права. Так, в результате применения норм муниципального права и их толкования управомоченные субъекты принимают соответствующие решения (например, правоприменительные акты и т.д.).

В-третьих, муниципально-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм муниципального права. Муниципальные правоотношения содержат соответствующие права, обязанности и ответственность их участников.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами.

Особенности муниципально-правовых норм:

Во-первых, значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Федеральный закон №131 – ФЗ устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Во-вторых, своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право – это комплексная отрасль.Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права.

По своей сути муниципально-правовая норма – это официально установленное уполномоченным на то субъектом муниципально-правовых отношений предписание, дозволение или запрет, которое рассчитано на многократное применение и обеспечено юридической санкцией.

Нормы муниципального права:

1) устанавливают правовое положение и компетенцию субъектов муниципально-правовых отношений;

2) определяют формы и методы взаимоотношений между собой субъектов муниципально-правовых отношений;

3) регламентируют формы и методы осуществления местного самоуправления.

Помимо специфических особенностей муниципально-правовым нормам также присущи признаки норм иных отраслей, например: общеобязательность; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами; формальная определенность; волевой характер и т.д.

В структурном отношении муниципально-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Так, гипотеза представляет собой условия действия муниципально-правовой нормы. Иными словами гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения муниципальных правоотношений.

Диспозиция представляет собой предписания, запреты, дозволения. Иначе говоря, диспозиция представляет собой формулировку правила должного поведения. Данный элемент структуры муниципально-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция представляет собой меру ответственности, которая применяется в случае нарушения муниципально-правовых норм.

Нормы муниципального права распределяются на различные виды в зависимости от критерия (или основания) их классификации.

Рассмотрим наиболее распространенную в юридической литературе классификацию норм муниципального права.

а) местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

б) основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, экономическая основы);

в) предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований);

г) гарантии местного самоуправления; д) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    по характеру предписаний нормы муниципального права делятся на:

а) управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать; например, нормы, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

б) обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать; например, нормы, устанавливающие обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам);

в) запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие чего делать нельзя; например, нормы, запрещающие ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами).

    по степени определенности (категоричности) предписаний (либо по методам правового регулирования) муниципально-правовые нормы делятся на:

а) императивные – содержащие властные предписания (например, нормы, устанавливающие порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина), требующие их официального опубликования (обнародования);

б) диспозитивные – содержащие свободу усмотрения (например, согласно ст. 37 Федерального закона №131 – ФЗ «главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования»).

    Кроме этого, выделяют:

а) поощрительные нормы (стимулирующие социально полезное поведение);

    по территории действия нормы муниципального права могут быть:

а) федеральные (которые действуют на всей территории России);

б) нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации;

в) местные нормы (которые действуют в пределах отдельного муниципального образования).

    по источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, устанавливаемые:

а) на федеральном уровне;

б) на уровне субъектов Федерации;

в) на уровне муниципальных образований.

    по назначению муниципально-правовые нормы делятся на:

а) материальные (закрепляющие полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права);

б) процессуальные (данные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.).

    по действию во времени : срочные и бессрочные муниципально-правовые нормы.

    по кругу лиц:

а) нормы, действие которых распространяется на юридических лиц;

б) нормы, действие которых распространяется на граждан.

Классификация норм муниципального права может осуществляться и по иным основаниям и критериям.

Основные способы реализации норм муниципального права.

Реализация права представляет собой претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

Объектом реализации права выступает система законодательства, т.е. система нормативных правовых актов. Совершение определенных действий, предусмотренных нормами права, представляет объективную сторону реализации права. Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, т.е. субъекты права. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий. Он может осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий.

В зависимости от характера правореализующих действий субъектов права выделяют четыре формы реализации права: 1) осуществление (использование); 2) исполнение; 3) соблюдение; 4) применение.

Осуществление (использование) норм права – это такая форма реализации права, при которой субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. Например, осуществление гражданами России своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) и т.д.

Исполнение права – форма реализации права, при которой лицо исполняет возложенные на него юридические обязанности, т.е. совершает активные действия. В этом случае реализуются обязывающие нормы права. Юридические обязанности могут содержаться в различных юридических документах: нормативных правовых актах, договорах, а также в правовых актах индивидуального характера (например, в судебных решениях).

Так, Конституция РФ закрепляет обязанности, без которых невозможно установление и поддержание в обществе правопорядка. В общем виде это формулируется в ст. 15, где указывается, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Соблюдение – это форма реализации права, при которой лицо соблюдает установленные правовые запреты, т.е. воздерживается от совершения действий, не дозволенных нормами права. Данная форма реализации права не предполагает каких-либо активных действий; напротив, требуется не совершать действий, запрещенных нормами права.

Рассмотренные три формы реализации права принято называть формами непосредственной реализации права, ибо в их ходе юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений.

Однако во многих случаях соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм, и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому существует еще одна форма реализации права – правоприменение.

Правоприменение (применение права) – это такая форма реализации права, при которой нормы права реализуются посредством активных действий соответствующих компетентных (государственных или муниципальных) органов и должностных лиц.

Применение права отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом следующих особенностей, признаков: 1) оно осуществляется только уполномоченными на то компетентными (государственными или муниципальными) органами и должностными лицами; 2) цель применения права – удовлетворение потребностей и интересов всего общества; 3) оно осуществляется всегда в рамках конкретных правоотношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений; 4) оно является сложной формой реализации, поскольку его осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием); 5) применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке; 6) оно сопровождается вынесением индивидуального правового акта (правоприменительного акта).

Под реализацией муниципально-правовых норм следует понимать процесс практического претворения в жизнь субъектами муниципального права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация муниципально-правовых норм – это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов муниципального права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами муниципального права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

Существует четыре способа реализации муниципально-правовых норм:

    Исполнение – точное следование участников (субъектов) муниципально-правовых отношений тем юридическим предписаниям, запретам и дозволениям, которые в них содержатся.

Исполнение – действие субъектов правоотношения по выполнению возложенных на них нормой обязанностей. Лицо, которому адресована данная норма, точно и в установленный срок должно выполнить предписанные должностные или гражданские обязанности, например, обязанности должностного лица местного самоуправления, органа местного самоуправления или решения местного референдума.

    Применение – выражается в издании полномочным органом или должностным лицом местного самоуправления правовых актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение представляет собой в основном деятельность органов местного самоуправления (или иных органов по их полномочию), которые издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым вопросы, которые не могут решать другие субъекты.

Применение муниципального права совершается с учетом совокупности правил и процедур, установленных процессуальными нормами.

    Соблюдение – реакция участников (субъектов) муниципально-правовых отношений на запреты, по существу является конкретным выражением исполнения.

Соблюдение – действие (бездействие) субъекта в соответствии с запретами, закрепленными в нормах муниципального права.

    Использование добровольное совершение участниками (субъектами) муниципально-правовых отношений действий, которые связаны с осуществлением их субъективных прав. Такая форма позволяет субъекту выбрать наиболее целесообразный, с его точки зрения, вариант поведения по реализации управомочивающих и рекомендательных норм права. Лицо, использующее право, оценивает все обстоятельства, принимает самостоятельное решение: направляет жалобу в орган местного самоуправления, участвует в местном референдуме или выборах и т.д.

Применение муниципально-правовых норм отличается от таких способов реализации как соблюдение, исполнение и использование.

Так, первое отличие выражается в том, что применение норм муниципального права выступает как организующая властная деятельность уполномоченных субъектов муниципального управления, которая направлена на упорядочение общественной жизни, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами муниципальных правоотношений.

Второе отличие, заключается в том, что правовое положение участников правоприменительных отношений различно, т.к. один из субъектов наделен властными полномочиями.

Наконец, третье отличие, как представляется, выражается в том, что применение права сопровождается изданием правового акта, исходящего от субъекта правоприменения.

Применение муниципально-правовых норм и их толкование составляют неразрывный процесс. Цель толкования правовых норм заключается в исследовании объективной воли законодателя. Правильное толкование муниципально-правовых норм позволяет глубже понять, во-первых, позицию законодателя; во-вторых, сущность самого нормативного правового акта, с тем, чтобы эффективно применить его на практике. Толкование норм муниципального права имеет особое значение, т.к. данные нормы регулируют общественные отношения в сфере осуществления местного самоуправления.

В теории государства и права под толкованием норм права понимается интеллектуально-волевая деятельность, направленная на определение точного смысла текста правовой нормы и состоящая из двух этапов: уяснения и затем, при необходимости, разъяснения правовой нормы.

Выделяют следующие способы толкования правовых норм: 1) филологический (грамматический); 2) логический; 3) систематический; 4) исторический; 5) телеологический (целевой); 6) специально-юридический.

Муниципально-правовые отношения можно определить как регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Отличительные черты муниципальных отношений.

Во-первых, их локально-территориальный характер. Это обусловлено тем, что данные отношения возникают в основном на местном (муниципальном) уровне в процессе осуществления самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Во-вторых, комплексный характер муниципальных отношений. Данное обстоятельство объясняется тем, что предмет муниципального права охватывает различные по содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др. Однако все эти отношения объединяет то, что они возникают в процессе решения населением муниципальных образований вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

Наконец, в-третьих, субъектами муниципально-правовых отношений выступает население муниципального образования, которое непосредственно (путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления) решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению данных вопросов.

Субъекты (участники) являются основным элементом муниципально-правовых отношений, наряду с такими элементами как: объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

А.Субъект муниципального права – обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него муниципальным правом. Субъекты муниципального права могут стать субъектами муниципально-правовых отношений, если имеют место: 1) муниципально-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта; 2) правоспособность и дееспособность субъекта; 3) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно подразделить на три вида.

К первому виду относится особый субъектмуниципальное образование, представляющее собой населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения и имеются находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральный закон №131 – ФЗ устанавливает следующие виды муниципальных образований: городское или сельское поселение; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. Это, прежде всего, население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования.

Население избирает представительный орган местного самоуправления, другие выборные органы, а также выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру органов местного самоуправления. С учетом мнения населения соответствующей территории решаются вопросы о преобразовании муниципального образования, установлении или изменении его территории. По инициативе населения проводятся публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования. В целях выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления могут проводиться опросы граждан на всей территории муниципального образования или на части его территории. В соответствии с законодательством и уставом муниципального образования население может выступать субъектом и иных муниципальных отношений.

Вопросы местного значения могут решаться сходом, собранием, конференцией граждан.

Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются также органы и должностные лица местного самоуправления. Согласно ст. 34 Федерального закона №131 – ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит гражданам Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Федерального закона 2003 года граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане , постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Для осуществления своих прав граждане (как субъекты муниципально-правовых отношений) должны отвечать определенным требованиям, установленных законодательством. Речь идет о достижении определенного возраста, гражданстве и других качествах.

Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Наконец, к третьему виду относятся субъекты , которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления(органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Под территориальным общественным самоуправлением , согласно ст. 27 Федерального закона №131 – ФЗ, понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления.

Субъектами, содействующими осуществлению местного самоуправления, являются также предприятия, учреждения и организации, которые находятся на территории муниципального образования. При этом данные предприятия, учреждения и организации могут находиться в муниципальной собственности, либо же взаимоотношения органов местного самоуправления с вышеперечисленными участниками муниципально-правовых отношений строятся на договорной основе.

Наконец, субъектами муниципально-правовых отношений могут выступать общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Правовой основой деятельности общественных объединений является Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82 – ФЗ «Об общественных объединениях».

Б). Объект муниципально-правового отношения (то, по поводу чего возникли отношения).

Общим объектом регулирования муниципально-правовых норм являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления, а непосредственным объектом – поведение конкретных субъектов.

Таким образом, в каждом конкретном муниципальном правоотношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В муниципально-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их результаты.

В). В теории государства и права под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Все юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако многие юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называют сделками. Таковы, например, гражданско-правовые договоры и др.

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения, землетрясения и др.

Юридические факты в муниципальном праве представляют собой факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия субъектов местного самоуправления, а в некоторых случаях, события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта и подразделяются на: правомерные (соответствующие требованиям муниципально-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям муниципально-правовых норм, нарушающие их). В свою очередь события представляют собой явления, не зависящие от воли людей, например, смерть, утрата дееспособности, тяжелая болезнь и т.п.

Муниципально-правовые отношения можно подразделить на отношения:

а) связанные с организацией местного самоуправления;

б) характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

в) в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Так, в первую группу входят отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности.

Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муниципальных образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры.

Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.

Кроме этого, муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов на три группы. Речь идет об отношениях, в которых:

    одной из сторон выступает муниципальное образование;

    одним из субъектов выступает население муниципального образования;

    одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

Своеобразие общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, по мнению ряда авторов (С.А. Авакьяна, В.Л. Лютцера, Н.Л. Пешина, В.А. Сивицкого, Н.С. Тимофеева) вызывает необходимость их классификации, которая может быть осуществлена:

1) по целевому назначению: отношения, связанные с конституированием местного самоуправления, т.е. возникающие в процессе выборов, определения организационных форм местного самоуправления, структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, принятия и изменения уставов муниципальных образований;

2) по природе: собственно муниципально-правовые отношения и государственно-правовые отношения, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) по сферам и отраслям местного хозяйства: отношения муниципальной собственности, муниципальные земельные отношения, финансовые отношения и т.д.;

4) по субъектам (сторонам), участвующим в муниципально-правовых отношениях, могут быть отношения с участием: населения муниципального образования; органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; членов выборных органов местного самоуправления; органов государственной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений, организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования; ассоциаций и союзов муниципальных образований;

5) по пространственным пределам можно выделить: внутримуниципальные отношения; межмуниципальные отношения; отношения с государственными органами на территории и за пределами муниципального образования.

Муниципально-правовые нормы - правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:

  • 1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
  • 2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Класссификация муниципально-правовых норм:

  • 1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений:
    • · нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
    • · нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
  • 2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
    • · управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
    • · обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;
    • · запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
  • 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.
  • · Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование).
  • · Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  • 4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
    • · федеральными действуют на всей территории России);
    • · муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
    • · локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований
  • 5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:
    • · муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;
    • · в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • · в постановлениях Конституционного Суда;
    • · в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
  • 6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные.
  • · Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
  • · Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
  • 7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

местный самоуправление норма должностной

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Предмет «Муниципальное право России»

Контрольная работа

Тема «Муниципально-правовые нормы»

Студентки третьего курса

заочной формы обучения

по специальности «Юриспруденция»

Преподаватель: Игнатова Е.П.

Санкт-Петербург

План

Введение

Признаки

Классификация

Заключение

Список источников

Введение

Представленной работой будет рассматриваться тема: «Муниципально-правовые нормы».

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

понятие муниципально-правовых норм;

признаки муниципально-правовых норм;

классификация муниципально-правовых норм.

Исследование данных аспектов темы я определяю как задачу и цели своей работы.

Рассмотрение данной темы необходимо потому, что муниципально-правовые нормы являются правовой основой местного самоуправления, они закрепляют и регулируют местное самоуправление, а также это ещё и обязательные правила поведения.

1. Понятие муниципал ьно-правовых норм

Основным нормативным регулятором муниципального управления является право. Первый элемент права - это правовая норма. Прежде чем дать определение муниципально-правовой нормы, хотелось бы отметить, что же все-таки представляет норма права вообще. Итак, норма права - это общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивается силой государственной власти.

Муниципально-правовые нормы - это такие нормы права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

2. Приз наки муниципально-правовых норм

Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

Наряду с общими чертами, присущими всем правовым нормам, муниципально-правовые нормы имеют свои особенности и специфические черты.

Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государством и его органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях. С другой стороны муниципально-правовые нормы складываются из общеобязательных правил поведения, установленных органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов, в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома - все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством. Казанчев Ю. Д., Писарев А. Н. Муниципальное право России. - М., 1998. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Во-вторых, специфика муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся к двум отраслям права - к комплексной отрасли муниципального права и к основной отрасли - конституционному, административному, финансовому и т.д. праву. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права. Нормами административного права устанавливаются правовое положение и функции, ответственность муниципальных служащих.

При этом следует иметь в виду, что с развитием и укреплением правовой базы местного самоуправления, что связано с принятием федеральных и региональных законов, специально регулирующих различные сферы общественных отношений, возникающих на местном уровне, муниципально-правовые нормы приобретают всё более самостоятельное значение и являются приоритетными по отношению к нормам, содержащихся в других законах. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М., 2002. Например, п. 4 ст. 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо закрепляет положение о том, что федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и названному федеральному закону. В случае такого противоречия применяются положения Конституции РФ и федерального закона.

В-третьих, не все без исключения общественные отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом правового регулирования. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные имеющие общее значение отношения.

3. Классификация муниципаль но-правовых норм

Для более глубокого уяснения особенностей муниципально-правовых норм, их принято классифицировать по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий). Например, нормы определяющие предметы ведения местного самоуправления; ФЗ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ст. 14.

обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований.) Так, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ. п.2 ст.24. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

запрещающие (устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами. Конституция РФ. п.1 ст.15.

По объекту правового регулирования , то есть по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на:

закрепляющие и регулирующие территориальные, финансово-экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;

устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);

закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

закрепляющие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Казанчев Ю. Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. - М., 1998.

По степени определённости (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на:

императивные (не допускающие толкования). Например, императивная норма устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование, обнародование). ФЗ от 6.10.2003. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». п.2 ст.47.

диспозитивные (в общем виде определяющие правило поведения). Например, диспозитивные нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2000.

По действию во времени муниципально-правовые нормы делятся на:

действующие постоянно;

действующие определённое время.

По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на:

федеральном уровне;

на уровне субъектов РФ;

на уровне муниципальных образований.

По территории действия нормы муниципального права могут быть:

федеральными (действуют на всей территории РФ);

субъектов Российской Федерации (действуют только на территории конкретного субъекта);

местными (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

По юридической силе, (форме закрепления) нормы муниципального права делятся на:

нормы уставов муниципальных образований, содержащиеся в нормативных актах органов и должностных лиц местного самоуправления. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия». М.,2002.

Нормы муниципального права могут также подразделятся на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Нормы муниципального права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

Заключение

Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема «Муниципально-правовые нормы: понятие, признаки и классификация».

Большое число муниципально-правовых норм содержится в законодательстве субъектов РФ, удельный вес которого в российском муниципальном праве становится преобладающим по сравнению с нормами, содержащимися в федеральном законодательстве. Ввиду значительного удельного веса правового регулирования многих вопросов организации и функционирования местного самоуправления в законах и других нормативных правовых актах субъектов РФ, можно говорить о наличии не только российского федерального муниципального права, но и о региональном муниципальном праве, т. е. о муниципальном праве соответствующих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. И в этом смысле муниципальное право по мере дальнейшего развития федеральной и региональной законодательной базы местного самоуправления все больше будет приобретать черты самостоятельной основной отрасли российского права.

Вместе с тем на сегодняшний день еще значительное количество муниципально-правовых норм проистекают из других отраслей. Особенно это характерно для такого института муниципального права, как предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Именно здесь наблюдается большое число норм административного, гражданского, финансового, земельного, жилищного и других отраслей права и законодательства, из которых в итоге и складывается названный институт, занимающий существенное место в системе муниципального права.

В процессе рассмотрения данной темы также выяснилось, что для норм муниципального права характерны все признаки норм все иных правовых отраслей. В работе использованы различные литературные источники.

Список источников

1. Конституция РФ. - М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Федеральный закон от 6. 10. 2003г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»/Российская газета (дополнительный выпуск) от 8. 10. 2003г. №3316.

3. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1999г.

4. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1998.

5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2002.

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.

Подобные документы

    Муниципальное право как совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Характеристика муниципально-правовых норм, дефинитивные и коллизионные нормы. Институты муниципального права.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Понятие и признаки норм права, способы выражения правовых норм и предписаний. Классификация и виды правовых норм, степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях, нормативно-правовых актах и характер предписанных правил поведения.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2012

    Источники муниципального права, три уровня. Нормативные правовые акты Российской Федерации и субьектов. Специфика муниципально-правовых норм. Нормативные правовые акты местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Муниципально-правовые нормы. Источники отрасли муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в системе источников муниципального права. Классификация муниципально-правовых отношений, их субъекты.

    презентация , добавлен 27.09.2014

    Понятие юридических и правовых норм права, действующих в обществе. Общие черты и отличия социальных и юридических норм. Разновидности общеобязательных правовых предписаний. Элементы структуры норм права: диспозиция, гипотеза и санкция. Виды правовых норм.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Понятие и признаки нормы права, его специфические признаки и характерные черты с точки зрения юридической науки. Структура правовых норм. Классификация международных правовых норм. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2003

    Понятие и особенности конституционно-правовых норм, их структура и классификация, специфические черты современного развития. Становление институтов этой ветви права в современной Российской Федерации. Характеристика материальных и процессуальных норм.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Понятие и особенности административно-правовых норм, их структура и основные части, классификация и разновидности, отличительные черты. Порядок реализации административно-правовых норм на практике, формы их выражения в законодательстве государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Финансовые правовые нормы и их особенности. Классификация финансово-правовых норм по характеру воздействия на участников финансовых отношений. Функции Центрального банка РФ и кредитных организаций. Характеристика современного состояния банковской системы.

Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права , объединяющей нормы и публичного, и частного права.

Число отраслей публичного права и объем их норм преобладают во всей совокупности норм муниципального права над нормами частного права. В систему норм муниципального права включаются нормы финансового, налогового, экологического, земельного и иных отраслей права. Наименьшее количество составляют нормы гражданского, коммерческого и предпринимательского права . Однако они также имеют «право на жизнь» согласно концепции гражданского законодательства , которая определила в качестве субъектов гражданских правоотношений муниципальные образования и их органы.

Наличие норм муниципального права в различных дает основания делать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.

Если сравнить число норм, регулирующих отношения в системе местной публичной власти , закрепленных в Конституции РФ , с нормами, регулирующими группы других отношений, кроме конституционного права , то можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем объем норм других отраслей права.

Отношения, определенные Конституцией Российской Федерации в системе местного самоуправления, как раз и регулируются особой группой норм, представляющих собой в совокупности муниципальное право.

Сам факт базирования муниципального права в основном на местном самоуправлении дает основания отнести муниципальное право к относительно самостоятельной отрасли права.

Конечно же, муниципальное право граничит с другими отраслями права. Но и отдельные отрасли права точно также граничат с конституционным правом, административным правом и муниципальным правом.

Множество норм муниципального права возникли на базе основных отраслей права: гражданского, земельного, экологического и т. д.

Ближе всего муниципальное право стоит к конституционному и административному праву. Однако оно не является составной частью этих отраслей права или их продолжением. Ведь конституционное право - это государственное право. Оно так и называлось в недалеком прошлом. Следовательно, конституционное (государственное) право регулирует несколько другие отношения, чем муниципальное право.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление отделено от государственной власти и имеет систему своих отношений, которые урегулированы нормами специальных законов о местном самоуправлении, о местных референдумах , о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и т. д.

Наличие специальной нормативной базы о местном самоуправлении на федеральном уровне, на уровне и муниципальных образований позволяет сделать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.

Муниципальное право содержит все признаки отрасли права. Среди них можно отметить следующие: понятие муниципального права, которое имеет свои отличительные особенности; предмет, составляющий обособленную группу общественных отношений, характерный только для местной публичной власти; комплексный метод правового регулирования ; принципы, присущие только публичной власти; функции; систему, предлагающую разделение муниципального права на две части - общую и особенную; наука и научная дисциплина муниципального права; источники муниципального права, собственные нормы и институты права, конструируемые на основе властеотношений и смежные; свое правоотношение , отличающееся особенностью субъектов и объекта.

Предмет муниципального права

Муниципальное право как комплексная отрасль права сочетает два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный, присущие соответственно публичному и частному праву. Однако и муниципальное право содержит собственный диспозитивный метод правового регулирования.

В целях выявления метода правового регулирования отношений в отрасли права необходимо определить способ воздействия этих норм на общественные отношения.

По способу воздействия на группы общественных отношений нормы права делят на императивные и диспозитивные, а следовательно, и методы правового регулирования определяются этой классификацией.

Примером императивной нормы может служить ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «Об общих принципах…» (2003 г.), в которой установлено, что принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти , их должностными лицами или органами местного самоуправления , т. е. решение должно быть исполнено без каких-либо оговорок или альтернатив. Например, на местном референдуме принято решение не приватизировать муниципальное предприятие , имеющее общемуниципальное значение. Это решение должны неукоснительно выполнять соответствующие органы местного самоуправления. Очевидно, что эта норма относится к системе норм только муниципального права.

Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа муниципального района и в других случаях. Так, ст. 35 Закона «Об общих принципах организации…» (2003 г.) устанавливает два возможных варианта формирования представительного органа местного самоуправления. Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.

Согласно ст. 22 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.) ее могут осуществить: граждане ; избирательные объединения; представительный орган совместно с главой местной администрации. В данном случае норма предусматривает различные способы реализации права на инициативу о проведении местного референдума.

Диспозитивный характер имеют нормы: об избрании главы муниципального образования (ч. 2 ст. 36 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.), который может быть избран непосредственно избирателями, либо из числа депутатов представительным органом; о способе назначения главы администрации (ч. 2 ст. 37 указанного Закона), которым может быть глава муниципального образования либо лицо, назначенное по контракту по результатам конкурса.

Диспозитивный характер имеют нормы избирательного права в системе местного самоуправления, которое базируется на установленных в законодательстве принципах. Избиратели, например, могут принимать, а могут и не принимать участие в выборах. Это их личное право . При голосовании избиратели вправе отдать свой голос за любую из кандидатур. Никто их не обязывает отдать голос за какую-либо кандидатуру. У них есть выбор. Что касается местного референдума, схода, собрания, то граждане также могут в них принимать участие, но могут и не принимать.

Кроме того, при решении задач граждане самостоятельно определяют, за какой поставленный вопрос на референдуме, сходе, собрании отдать свой голос. Иначе говоря, также существует выбор (или/или).

Можно ли в данном случае утверждать, что приведенные нами массовые примеры относятся к системе частного права ? Безусловно, нет.

Вообще, рассматривая проблему диспозитивного метода правового регулирования и его природу, нельзя однозначно утверждать, что его обладателем является только гражданское право .

Данный метод быстрее всего зарождается в эпоху естественного публичного муниципального права, а затем и позитивного, когда начинается становление и развитие общинного местного самоуправления. Уже в тот далекий исторический период платежи в казну общины, союза общин вносились либо в виде натурального налога , либо в денежном исчислении, т. е. очевидна диспозиция, альтернатива, выбор в системе публичного права. Об этом свидетельствуют закон, принятый в 45 г. до н. э. в Древнем Риме, - «Lex Yulia municipalis», на основе которого было построено местное самоуправление, а также более поздние нормативные акты , в том числе действовавшие на территории Древней Руси.

Поскольку упомянутые нормы закреплены в , они также относятся к системе норм только муниципального права и никакой иной отрасли права.

Таким образом, наличие собственных императивных и диспозитивных норм в системе муниципального права, которые содержатся в специальных законах о местной публичной власти , дает основания сделать вывод о том, что муниципальное право имеет два способа правового регулирования: императивный и диспозитивный. Причем эти методы не являются заимствованными от других отраслей права. Они, как и для других отраслей права (соответственно, публичного и частного), являются универсальными и не принадлежат абсолютно какой-либо одной отрасли права, как это иногда утверждается в юридической литературе. Данный метод характерен для гражданского, коммерческого, предпринимательского, семейного, муниципального и других отраслей права. Об этом свидетельствуют источники названных отраслей права. Но в публичном праве он охватывает значительно меньшую часть общественных отношений, чем в частном. Более чем убедительным является утверждение А. А. Безуглова и С. А. Солдатова о том, что многие общественные отношения являются предметом регулирования норм, относящихся к различным отраслям права.

Нормы муниципального права

4) по масштабу действия нормы бывают:

а) общефедерального масштаба, сила которых распространяется на всю территорию Российской Федерации. Например, нормы, содержащиеся в Конституции РФ и в Законе «Об общих принципах…» (2003 г.), действуют в равной степени на всей территории Российской Федерации;

б) масштаба субъекта Российской Федерации, действующие только в границах субъекта РФ. Например, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах ;

в) масштаба муниципального образования, которые действуют только в границах муниципального образования. Таким примером может служить устав муниципального образования, как источник, содержащий нормы муниципального права, а также другие нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления;

г) международного уровня, действующие в государствах, присоединившихся к международному нормативному акту;

5) по предназначению нормы муниципального права делятся на материальные и процессуальные. В данном случае очевиден дуализм норм муниципального права.

Материальные нормы в основном закреплены в Конституции РФ и Законе «Об общих принципах…» (2003 г.). Они дают определение местной публичной власти , устанавливают перечень властеотношений, т. е. основы этой власти определяют ее сущность, закрепляют субъектный состав, компетенцию, гарантии и ответственность в системе местного самоуправления.

Процессуальные нормы закреплены в Федеральных законах «Об общих принципах…» (2003 г.), «О муниципальной службе …», в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах, о местном референдуме, о собраниях и сходах, в уставах муниципальных образований, в регламентах представительных органов местного самоуправления, в положениях о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городов, районов, поселений и т. д.

Процессуальные нормы, например, устанавливают порядок подготовки и проведения сессий представительных органов местного самоуправления, подготовки и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении; проведения выборов и местных референдумов, т. е. они устанавливают процедуру проведения этих мероприятий.

Эти и другие нормы характерны только для муниципального права, так как они сконструированы в специальных нормативных актах, устанавливающих порядок формирования и осуществления местной публичной власти.

Таким образом, муниципальное право имеет свою систему норм, которые занимают доминирующее положение по сравнению с заимствованными им нормами из других отраслей права.

Специальные источники, в которых содержатся нормы муниципального права, формируются на различных уровнях власти: федеральном; субъекта РФ; муниципального образования. При этом источники, принимаемые на муниципальном уровне, по количеству преобладают над источниками федеральными и субъектов РФ. Правовые нормы появляются в результате правотворческой деятельности государства и местного самоуправления.

Местное самоуправление, являясь публичной властью, осуществляет правотворческую деятельность, формируя тем самым собственную нормативную базу, наряду с государственной. Нормы эти имеют и императивный, и диспозитивный характер и делятся на материальные и процессуальные, присущие муниципальному праву.

Нормы императивные и диспозитивные характерны для многих отраслей публичного и частного права, в том числе и муниципального. Из этого следует, что и методы правового регулирования универсальны для многих отраслей публичного и частного права.

Институты муниципального права

В системе институтов непосредственной демократии имеется группа подинститутов, соотносящихся с основными институтами как система и ее элементы, как общее и частное. То же самое можно утверждать и об институтах в системе представительной демократии. К ним относятся институты: органов местного самоуправления, их компетенции и ответственности, должностных лиц местного самоуправления, муниципальной службы и др.

Классификация институтов муниципального права возможна не только по формам осуществления местной публичной власти.

Институты муниципального права можно разделить на две части, исходя из принадлежности к муниципальному праву. Во-первых, это институты, принадлежащие только муниципальному праву: институты местного референдума, сходов, собраний, выборов, представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, муниципальной службы, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, территориальной организации, гарантий и т. д.

Во-вторых, это институты, сформированные из группы норм и отношений различных других отраслей права: финансового, гражданского, трудового, коммерческого, предпринимательского, административного. Это касается бюджета и бюджетного процесса , унитарных муниципальных предприятий , права собственности , договорных отношений и т. д.

Муниципальное право связывает эти две крупные группы институтов - собственный и смежный, - что создает условия местной публичной власти для осуществления ею функций и компетенции.

Муниципально-правовой институт территориальной организации местной публичной власти

Это определение муниципально-правового финансового института представлено в виде общей системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, т. е. подинститутов. Оно обусловлено сложностью структуры отношений, входящих в финансовую основу местного самоуправления. Из этого следует, что существуют институт как общее, т. е. система, и пединституты как частное. В силу этого очевидна классификация внутри муниципально-правового финансового института.

Подинституты можно классифицировать:

  1. по группам общественных отношений и регулирующим их нормам;
  2. по видам финансовых ресурсов в системе местного самоуправления;
  3. по структуре местного бюджета ;
  4. по предназначению;
  5. по цели;
  6. по принадлежности.

1. По группам общественных отношений и регулирующих их норм пединституты можно разделить на касающиеся:

  • подготовки, рассмотрения, утверждения, исполнения местного бюджета , отчетов об исполнении бюджета;
  • формирования внебюджетных средств;
  • межбюджетных отношений;
  • отношений займа.

2. По видам финансовых ресурсов муниципально-правовые финансовые пединституты можно классифицировать исходя из структуры финансовых ресурсов местного самоуправления. К ним можно отнести следующие виды:

а) муниципально-правовой пединститут бюджетных средств, формируемых за счет собственных и регулирующих источников доходов ;
б) муниципально-правовой пединститут внебюджетных средств (самообложение, субвенции, субсидии, муниципальные заимствования).

3. По структуре местного бюджета пединституты подразделены на:

а) пединститут доходов местного бюджета;
б) пединститут расходов местного бюджета.

4. По предназначению пединституты делятся на материальные и процессуальные.

Материальные устанавливают статические величины, процессуальные - процедуру применения материальных подинститутов.

5. По цели пединституты делятся на две группы:

а) обслуживающие систему местного самоуправления в целях решения задач только местного значения;
б) нацеленные на осуществление отдельных государственных функций.

6. По принадлежности муниципально-правовые пединституты делятся на:

а) собственно муниципальные;
б) смежные с финансово-правовыми институтами.

К собственным можно отнести пединститут утверждения местного бюджета на сессии представительным органом местного самоуправления .

Смежный институт - например, формирование доходной части за счет как собственных источников, так и с помощью регулирующих источников доходов.

Социальный и организационный институты муниципального права

1. Под социальным муниципально-правовым институтом следует понимать совокупность норм муниципального права , регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования поселений, их органов власти и реализации функций в системе местного самоуправления .

Очевидным является тот факт, что социальный муниципально-правовой институт состоит также из двух слагаемых: нормы плюс общественные отношения. При этом первичными являются отношения, вторичными - нормы. Отношения - это элемент местного самоуправления, т. е. одна из его основ, без которой местное самоуправление нереально. Нормы - это элемент права , которое формируется государством и самой социальной общностью, т. е. жителями муниципального образования и избранными ими органами.

Таким образом, социальный муниципально-правовой институт есть продукт социальной общности и государства.

Что касается функционального аспекта, то здесь можно провести аналогию. В условиях догосударственного периода функции зарождались в связи с потребностью людей, т. е. они имели естественный характер, не навязывались сверху. Поэтому их появление было обусловлено только социальной общностью. При наличии государства ситуация изменяется. Государство путем принятия законов и подзаконных актов расширяет перечень функций для местного самоуправления, т. е. оно устанавливает новые функции с помощью права. Кроме того, государство обеспечивает правовое оформление уже сложившихся функций в системе местного самоуправления. Из этого следует, что и функции местного самоуправления как элемент социальной основы и муниципально-правового института есть продукт деятельности социальной общности и государства, равно как и нормы муниципального права . Институты права нацелены на реализацию функций местного самоуправления.

Социальный муниципально-правовой институт структурно состоит из норм: определяющих поселенческий характер местного самоуправления; устанавливающих статус муниципального образования в зависимости от численности населения; определяющих порядок осуществления форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления; устанавливающих право всех граждан на осуществление местного самоуправления и повсеместность его на территории Российской Федерации.

Указанные и другие группы норм регулируют определенные группы однородных общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления и являющихся его основами.

Таким образом, социальный муниципально-правовой институт формируется из собственных норм и отношений и принадлежит только муниципальному праву. Это является свидетельством того, что муниципальное право есть отрасль права .

2. Под организационным институтом муниципального права следует понимать совокупность норм муниципального права, регулирующих общественные отношения, касающиеся наименования, структуры органов местного самоуправления , порядка их формирования, форм и принципов их деятельности, а также выборных должностных лиц местного самоуправления.

В структуру организационного института муниципального права включаются: представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные органы местного самоуправления; избирательные комиссии; должностные лица (глава муниципального образования, депутаты, глава администрации, староста).

Организационный институт имеет свои пединституты: представительных органов; исполнительно-распорядительных органов; должностных лиц местного самоуправления; контрольных органов; избирательных комиссий. Все эти пединституты как элементы единой системы, которая названа организационным институтом муниципального права, обеспечивают надлежащее осуществление своих функций в соответствии с установленной для них компетенцией. Они в рамках норм права организуют решение задач на территории муниципального образования для достижения поставленных целей.

Организационный институт является результатом деятельности государства, издающего нормы права о нем, и жителей муниципального образования, формирующих данный институт. В условиях догосударственного периода организационный институт структурно состоял из норм естественного, обычного права, творцом которого были сами общины, и отношений, которые регулировали эти нормы, т. е. муниципально-правовой институт имел самобытное, общинное происхождение. Его вполне можно назвать естественным муниципально-правовым институтом, формировавшимся в недрах общины.

Каждый подинститут имеет свое содержание, свои элементы. Например, подинститут представительных органов содержит нормы о порядке их формирования, о составе, о рабочих органах, о компетенции, о роли и месте в системе органов местного самоуправления. То же самое можно утверждать относительно исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления, за некоторыми исключениями, не присущими должностным лицам.

Эти нормы регулируют соответствующие группы однородных отношений между субъектами муниципального права по формированию, составу, компетенции и т. д. органов местного самоуправления.

Из этого следует, что организационный муниципально-правовой институт имеет многослойную внутреннюю структуру, представляющую собой единый комплекс норм и отношений, нацеленный на организационно-правовое обеспечение функционирования местного самоуправления.

При этом следует заметить, что и данный институт имеет собственные корни, т. е. формируется из собственных норм и отношений.

Система муниципального права

Таким образом, система муниципального права включает в себя элементы общего и особого характера, которые неразрывно связаны, взаимозависимы, и их существование в отдельности немыслимо. Фактическое наличие таких элементов единой системы свидетельствует о полном наборе признаков, присущих отрасли права.

Принципы муниципального права

В-третьих, принципы провозглашают перспективы становления и развития гражданского общества посредством прямой и представительной демократии.

В-четвертых, принципы муниципального права допускают возможность сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью, что позволяет сделать вывод о наличии смежного метода правового регулирования в данной отрасли права.

В-пятых, они могут быть использованы в правоприменительной практике при обнаружении пробелов в законодательстве либо в случае возникновения противоречия норм законодательства этим принципам.

Принципы муниципального права сформулированы в Конституции РФ , а также в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в нормативных актах органов местного самоуправления .

Кроме того, они закреплены в ряде международных нормативных актов.

К принципам муниципального права можно отнести следующие.

3. Принцип сочетания форм непосредственной и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления. Граждане участвуют в выборах, местных референдумах, собраниях, сходах, гражданских правотворческих инициативах, принимая собственные решения по обсуждаемым вопросам, выражая при этом прямое волеизъявление.

Кроме того, они решают свои жизненно важные задачи через своих представителей в органах местного самоуправления. Муниципальное право регулирует эти группы отношений.

4. Принцип самостоятельности местной публичной власти и ее взаимодействия с государственной властью закреплен в ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ, а также в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 3, 19, 20, 21 и др.).

5. Принцип внутренней соподчиненности решений референдумов, сходов, органов и должностных лиц в системе местного самоуправления закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

6. Принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью закреплен в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вытекает из методов правового регулирования отношений, сложившихся в муниципальном праве. Как ранее было замечено, в муниципальном праве имеются императивные и диспозитивные нормы. Они как раз и базируются на принципе сочетания юридического равенства и соподчиненности субъектов правоотношений .

7. Принцип судебной защиты и ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, установленный в частном и публичном праве.

8. Принцип повсеместности становления и развития местного самоуправления, установленный Конституцией РФ (ст. 2, 12, ч. 1 ст. 131) и Законом «Об общих принципах…» (ч. 1 ст. 1), гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Важно отличать принципы муниципального права от принципов местного самоуправления. Между ними нельзя ставить знак равенства, так же как между понятиями «муниципальное право» и «местное самоуправление». Не может быть такого, чтобы принципы права были равны принципам местной публичной власти. Право - это совокупность норм, местное самоуправление - это публичная власть. Каждое из этих явлений имеет свои основополагающие начала. К тому же власть - это базис, право - надстройка. Каждый из этих элементов занимает свое место в системе «власть и право». с

Эти две функции тесно связаны между собой, так как одна является первичной, вторая - производной. Первична функция регулятивная, так как муниципальное право предназначено содействовать развитию и совершенствованию социально-экономических, управленческих и организационных отношений.

В данном случае право упорядочивает не только властеотношения, но и взаимоотношения органов местного самоуправления и муниципальных служащих с хозяйствующими субъектами и гражданами . В этом состоит особенность регулятивной функции муниципального права. Регулятивная функция оказывает фактическое воздействие на все без исключения функции общего характера (общие).

В системе муниципального права регулятивная функция формирует самоуправленческие начала и предоставляет субъектам муниципальных отношений реальные возможности для самоорганизации и саморегулирования. Согласно Конституции РФ граждане вправе самостоятельно осуществлять местное самоуправление на территории Российской Федерации. Из этого следует, что нормы муниципального права установили вид местной власти (организационно-политическая функция) и регулируют порядок ее осуществления (граждане осуществляют эту власть).

В связи с тем, что в муниципальном праве имеются собственные нормы диспозитивного характера (они ранее приведены в учебнике), можно вполне убедительно констатировать, что регулятивная функция устанавливает (допускает) саморегулирование в системе местного самоуправления (избрать народом или представительным органом главу муниципального образования; сформировать представительный орган муниципального района всенародно либо из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений) и т. д.

Охранительная функция предполагает и устанавливает основные направления воздействия на обеспечение гарантий местного самоуправления (экономических, политических и т. д.), а также судебной защиты субъектов муниципальных отношений. Так, в соответствии с гражданским законодательством и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты муниципального права могут защищать свои интересы в судах общей юрисдикции и арбитражных. Кроме того, органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий должны действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, охраняя при этом законные интересы других субъектов правоотношений . Охранительная функция имеет как профилактический, так и репрессивный характер.

Таким образом, функции муниципального права базируются на функциях общей теории права , равно как и функции других отраслей права, имея свои отличительные особенности, заключающиеся в специфике местной публичной власти и способах ее формирования и осуществления.

Муниципальное правоотношение: понятие, структура и содержание

Правоотношения можно классифицировать по аналогии с классификацией отношений, составляющих предмет муниципального права . Кроме того, в муниципальном праве возможна и другая классификация правоотношений, вытекающая из комплексности муниципального права как отрасли права . В силу того, что муниципальное право представляет собой совокупность норм публичного и частного права, правоотношения также имеют разные оттенки: публичного и частного права.

Чисто публичными являются правоотношения, исключающие участие субъектов муниципального права в гражданском обороте. Смешанными, или публично-частными, можно назвать правоотношения, складывающиеся в результате частноправовых действий субъектов муниципального права, выражающихся в участии последних в гражданском или коммерческом обороте.

К чисто публичным относятся правоотношения организации и деятельности субъектов муниципального права. Это формирование органов местного самоуправления , осуществление функций местной публичной власти посредством прямой и представительной демократии, а также должностными лицами местного самоуправления. Сюда включены правоотношения муниципальной службы , гарантий, ответственности и т. д. Их можно назвать властеотношениями.

К смешанным относятся правоотношения, субъекты которых участвуют в гражданском и коммерческом обороте.

Например, орган местного самоуправления от имени муниципального образования совершает сделки с другими субъектами на строительство жилых домов, объектов социально-культурного назначения, дорог, ремонт внутридворовых территорий . В данном случае правоотношение имеет гражданско-правовой характер, так как субъект публичного права включается в гражданский оборот.

Нередко органы местного самоуправления и должностные лица от имени муниципального образования совершают торговые (коммерческие) договоры по купле-продаже имущества, продовольствия, необходимых для нужд территории и населения. Здесь очевидно присутствие оттенка коммерческого правоотношения.

Не обладают таким правом также лица, осужденные по приговору суда и находящиеся в местах лишения свободы . Такое правило установлено федеральным законодательством о выборах и законодательством субъектов Российской Федерации .

В гражданском праве таких абсолютных ограничений для лиц данной категории не установлено. Конечно же, правоспособность их ограничена в какой-то мере. Но тем не менее за ними остается право собственности на свое имущество, на наследство, на дарение, на доверенность и т. д.

Итак, публичное право устанавливает более жесткий барьер относительно субъектного состава правоотношения, чем частное.

Именно в силу этого муниципальное правоотношение является самостоятельным, не похожим по составу, структуре и сущности на правоотношения других отраслей права. Кроме всего вышеизложенного муниципальное правоотношение является властеотношением, что выделяет его в системе правоотношений других отраслей права.

Структура правоотношения

Таким образом, структура муниципального правоотношения имеет свои отличительные особенности, что подчеркивает самостоятельный характер муниципального правоотношения.



Поделиться