Отличительные особенности конституционных прав и свобод. Особенности реализации прав и свобод граждан в российской федерации Реализация конституционных прав в рф

Статья 2 Конституции РФ устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы. В ст.17 и 19 также предусматривается, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Фактически каждое конкретное право и свобода сопровождается указанием на условия, способы их гарантии. Гарантии основных прав и свобод- это те условия и средства, которые обеспечи­вают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и сво­бод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические(определяют направленность политики госу­дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества),социально-экономические (материальная основа этих прав, скажем, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен­ности за одно и то же преступление и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод челове­ка и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на террито­рии России.

Конституция в ст.45 закрепила, что каждый человек имеет право участия в защите своих прав всеми законными способами.

В Российской федерации существует следующий набор средств, способов и механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • 1) Конституционно - судебный механизм8 - т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);
  • 2) Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.);
  • 3) Административные действия органов исполнительной власти;
  • 4) Законная самозащита человеком своих прав - лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • 5) Помощь, оказываемая Уполномоченным по правам человека9;
  • 6) Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Закрепление в Конституции Российской Федерации прав человека и гражданина теряет всякий смысл, в случае отсутствия механизмов их реализации и защиты.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1; это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). М., 2007..

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.

М.В. Баглай указывает, что Конституция России содержит специальные статьи (ст. 46-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002..

I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 Конституции.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. В гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Обращение возможно в Комитеты ООН или Европейский Суд по правам человека. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.

II. Конституционные гарантии правосудия

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепила не только права и свободы человека и гражданина, но также и гарантии их реализации и защиты, в результате чего закрепленные права носят не только декларативный характер, но и могут быть реально осуществлены.

Наиболее общей гарантией реализации прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией России в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и их защиты обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) непосредственно формулируется из зафиксированного в статье 1 Конституции РФ положения о России как о демократическом правовом государстве. Наше государство должно обеспечивать осуществление прав и свобод каждого человека и гражданина. Для этого оно должно создавать систему защиты прав и свобод и устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституция России предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав граждан являются:

ь Защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;

ь Защита прав граждан общественными объединениями;

ь Самозащита прав человека, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации и общественные объединения;

Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

Обращения в международные органы по защите прав человека (к примеру, в Европейский суд по правам человека).

Таким образом, государственная защита прав и свобод - это деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме по следующим причинам: во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите конституционных прав и свобод; во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав, но и для недопущения подобных нарушений; в-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. И, наконец, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы защиты дополняют, но никак не подменяет государственную защиту конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять Российская Федерация, входящие в ее состав субъекты, органы государственной власти и органы местно самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы в пределах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории нашей страны Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 160-161.

Российская Конституция гарантирует каждому и судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые действия или решения органов гос. власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д.

Предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способами защиты прав граждан являются:

1) обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;

2) обжалование действий (бездействий) должностных лиц, нарушающих права граждан;

3) обращения в средства массовой информации, правозащитные организации и общественные объединения.

Заявления и жалобы граждан по поводу их нарушенных прав разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, учреждение, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней .

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод , что установлено ст. 46 федеральной Конституции.

Право на обжалование в суд действий или бездействий, решений органов и должностных лиц у гражданина возникает в случаях, когда:

1) нарушены его права и свободы;

2) созданы препятствия для осуществления его прав и свобод;

3) незаконно на него возложена какая - либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой - либо ответственности.

В системе органов государственной власти, гарантирующих защиту прав и свобод граждан, особое место принадлежит Уполномоченному по правам человека в РФ. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.


Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. Правовой основой его организации и деятельности является Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию Российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. На должность Уполномоченного назначается на 5 лет лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалобы на решения законодательных органов он не рассматривает.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения 1 года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждому гарантируется и международно-правовая защита его прав и свобод путем предоставления права обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Такими межгосударственными органами являются Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия прав человека Совета Европы, Европейский Суд по правам человека, специализированные организации и учреждения ООН (

В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят, прежде всего, по их охране, реализации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это, в конечном счете, экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями, обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

Правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты, прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями. Организационные гарантии - это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, право применения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий - повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле.

Важнейшее значение в связи с этим принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина.

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и др. находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находятся в совместном федерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав и свобод.

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту прав и свобод человека и гражданина. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, в частности структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства Российской Федерации и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Конституция Российской Федерации предусматривает существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В деле защиты прав и свобод человека и гражданина видное место отводится Прокуратуре Российской Федерации, которая действует на основании Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995г. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач прокуратуры. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения. Ответ прокурора на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор не только рассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Важной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Право на обращение в суды Российской Федерации за защитой своих прав и свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы.

Таким образом, правовой статус-это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Претворение в жизнь прав и свобод - сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям.



Поделиться