Юридическим фактом порождающим административно правовые отношения является. Юридические факты в административном праве

Просто так возникнуть не могут никакие отношения. Данному процессу всегда предшествуют определенные события или разнообразные действия, совершаемые субъектами. В совокупности они представляют собой основание для возникновения административных правоотношений, их изменения либо прекращения - иначе говоря, юридические факты.

Юридический факт: понятие

Юридический факт в административном праве определяется как обстоятельство, при котором между сторонами, в соответствии с требованиями административно-правовой нормы, должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В определении заключен и смысл названия. Юридическими они именуются по той причине, что предусмотрены прямым образом в гипотезе административно-правовой нормы и косвенным - в ее диспозиции либо санкции. В этом прослеживается четкая логическая цепочка. Как только возникают факты, обозначенные в гипотезе нормы административного права, так сразу она начинает действовать. Следовательно, лица, являющиеся ее адресатами, приобретают права и обязанности, отраженные в диспозиции.

Кроме того, юридический факт в административном праве может именоваться таковым в тех случаях, когда он совместно с его нормами обуславливает определенное содержание отношений.

Существует развернутая классификация юр. фактов по нескольким критериям, в числе которых предмет (волевой признак), характер последствий, количественный состав. Данный вопрос подробно оговаривает теория государства и права. Остановимся на основных моментах классификации.

Классификация по предмету

В зависимости от волевого признака определяются следующие виды юридических фактов в административном праве: действия (наиболее распространены) и события. Под первыми подразумеваются такие обстоятельства, которые зависят напрямую от волеизъявления человека. Совершаемые действия, в свою очередь, могут быть разделены на две категории: правомерные и неправомерные. Иными словами, соответствующие предписаниям нормы или нарушающие их.

В свою очередь, действия правомерного характера могут выражаться в двух формах: юридические акты и поступки. Их отличие заключается в том, что одни специально направлены на достижение (наступление) определенных юридических последствий, а другие нет, но, тем не менее вызывают их.

Классификация по характеру последствий, которые наступили

В зависимости от наступивших последствий юридический факт в административном праве может быть:

  • правообразующим, то есть вызывающим возникновение определенных правоотношений (прием на работу, поступление на военную службу и пр.);
  • правопрекращающим - вызывает прекращение правовых отношений (окончание вуза, увольнение и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, изменяющие правовые отношения (обмен жилой площади, перевод сотрудника на другую должность).

В понимании сути и значения данного явления могут помочь примеры юридических фактов в административном праве. Так, могут выражаться в находке лицом потерянной вещи, обнаружении клада и т. д. Кроме того, к ним можно отнести действия, заключающиеся в создании произведений литературы, искусства и науки. Одновременно с ними на результат интеллектуальной деятельности возникают авторские права. При этом автор может и не подозревать о них. Однако в любом случае он становится обладателем прав при наличии факта создания произведения.

Классификация по количественному составу

Довольно часто один юридический факт в административном праве не может привести к образованию последствий, предусмотренных правовой нормой, нужно чтобы их было несколько. К примеру, для возникновения пенсионных правоотношений необходимо наличие сразу нескольких условий: достижение определенного возраста, трудовой стаж, решение компетентного органа о назначении человеку пенсии. То есть возникает определенная совокупность фактов, которая получила название «юридический состав». Он, в свою очередь, классифицируется на несколько видов:

  • завершенные юридические составы - имеют место, когда в наличии все необходимые факты;
  • незавершенные юридические составы, то есть когда процесс накопления фактов продолжается;
  • простые юридические составы - все факты принадлежат к одной конкретной отрасли права;
  • сложные юридические составы - образуются комплексом фактов, принадлежащих к различным отраслям, причем их накопление происходит в определенной последовательности.

Функции юридических фактов

Во-первых, основная роль юридических фактов в административном праве заключается в обеспечении гарантии соблюдения на практике принципа законности, подразумевающего четкую определенность норм. Иными словами, если государство на поведение людей налагает определенные ограничения, то они как минимум должны иметь четкие и недвусмысленные границы и формулировки.

Во-вторых, как уже было сказано выше, юридические факты в административном праве обеспечивают возникновение административных правоотношений, их изменение или прекращение.

Юридические факты напрямую соотносятся с реальной жизнью людей и, по сути, представляют собой отдельный эпизод действительности, последствия которого носят правовой характер.

Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Это - юридические факты - обстоятельства , при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты - фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

  • 1. Правомерные - влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть: = юридические акты - факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом; = юридические поступки - действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
  • 2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение - виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий - правонарушений, - являются:

Преступление - правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности; = к правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). События - явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.). Юридические факты могут быть:

По порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По форме своего проявления: - положительные - их наличие влияет на возникновение правоотношения; - отрицательные - их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др. Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

В заключении можно отметить , что правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет права. Важную роль в раскрытии механизма правового регулирования общественных отношений играет понятие правоотношения и его составляющей - субъектов правоотношения.

Можно отметить основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников правоотношений.

  • 1. Субъекты правоотношений представляют собой неопределенный круг лиц, который постоянно меняется.
  • 2. Субъекты правоотношений могут становиться таковыми помимо своей воли.
  • 3. Субъект правоотношения обладает субъективным правом по отношению к равному себе субъекту и несет обязанности по отношению к последнему.

Объект правоотношения - реальное благо, которым обладает субъект, является первопричиной правоотношения.

Юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

1. Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами:

Юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

Юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. пр.: подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер (пр.: приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений).

2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий:

Преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

К правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие.

События - явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

Юридические факты могут быть:

По порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По форме своего проявления:

Положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

Отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

16. Граждане РФ – субъекты административного права.

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно поделить на две группы: граждане и организацииВ науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и под­надзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и т.д.)- специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

Административное правоотношение как разновидность правового регулирования, его специфика и структура. Роль юридических фактов в административном праве. Виды административно-правовых отношений. Обобщенная характеристика предмета административного права.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений, сфера государственного управления. Юридические факты в административном праве. Виды административно-правовых отношений и их характеристика, основные и неосновные управленческие связи.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Административное право как отрасль права и наука. История развития науки административного права. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды, формы реализации.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Исследование понятий "административно-правовые нормы" и "административно-правовые отношения" в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные черты административно-правовых отношений. Ответственность участников правовых управленческих отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014



Поделиться