Причины индивидуального преступного поведения криминология. Причины индивидуального преступного поведения

Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений в обществе.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам, И вместе с тем они имеют общие черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению. Это также дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями.

Правовые нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения и преступления направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Не классические катаклизмы, не изменение генетической природы человека, не техническая революция, а социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с появлением классов, частной собственности и государства - вот основная причина появления преступности и других правонарушений.

Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть «кирпичик» социальной действительности; не может быть преступника вне общества. В этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и преступное.

В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах - в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или жизни.

Таким образом, преступность - это социальное и правовое явление. Она социальна потому, что слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества или основной его части. Преступность социальна по своему происхождению, содержанию и судьбе. Преступное поведение это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.

В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения субъективных элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности.

В правовой литературе признано, что в качестве непосредственной причины преступления выступает сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов и отдельных частей взаимодействующих явлений - личности и среды. Раскрытие причин преступлений непосредственно связано с проникновением в механизм нравственного формирования личности, ее деформации и социального отчуждения.

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления.

Под механизмом преступного преступления подразумевается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов, состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

В криминологической литературе понятие механизма преступного поведения раскрыто еще недостаточно. Отмечено, что механизм преступного поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Как видно, элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Из сказанного также вытекает, что следует различать уголовно-правовое понятие преступления и криминалистическое понятие преступного поведения.

Тем не менее, для действия механизма преступного поведения формирование личности - всего лишь предварительный этап. Как бы ни были искажены социальные установки или ценностные ориентации человека, нельзя рассматривать его как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершил. Криминологически значимое поведение, анализируемое с самых его истоков, приобретает юридическое значение лишь на последнем, третьем этапе - в процессе исполнения задуманного.

Процесс формирования личности, хотя и интересует право и криминологию, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке. Что же касается формирования и принятия решения о совершении преступления, то это уже предмет криминологического исследования.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы - процессы и состояния, и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным содержанием. В них, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение.

Анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновение и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.

Совершение преступления свидетельствует о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако криминологов, изучающих причины преступности, интересует не только указанный акт сам по себе, но в большей степени предшествующие ему обстоятельства, приведшие к возникновению мотивов преступления, постановки целей, выбору средств, принятию решений и т.д. Эти обстоятельства в процессе их формирования не образуют состава преступления как завершённого акта, но их можно рассматривать как основные составляющие механизма преступного поведения.

Под этим термином следует понимать определенную последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков. В нем участвуют психические компоненты и состояния личности (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.).

Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления; планирование преступных действий; их реализацию. Преступления, совершенные в состоянии аффекта, обычно не содержат стадии планирования. В неосторожных преступлениях нередко отсутствует стадия мотивации.

Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника. Он не может существовать в отрыве от личности, потому, что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, являются процессами, происходящими в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий. Исходя из этого, можно сказать, что под причинами преступного поведения следует понимать определенные процессы и явления (психофизиологические и психологические), проходившие в сознании человека и породившие его антиобщественные взгляды и настроения.

Вместе с тем механизм преступного поведения тесно связан с окружающей внешней средой. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влияний, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. А исполнение преступления затрагивает эту среду самым непосредственным образом. Следовательно, в данном случае речь идет об условиях преступного поведения , под которыми следует понимать обстоятельства, находящиеся:

- В среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;

- В ситуациях, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации.



Механизм предумышленного преступления как наиболее полный включает три основных звена: 1) мотивацию преступного поведения; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.

Мотивация - ключевой элемент (звено) в механизме преступного поведения. Некоторые авторы, например, В.Д. Филимонов, считает, что мотивация "это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса" .

Мотивация формируется под воздействием внешних и внутренних побудительных стимулов, которые вызывают необходимость совершения того или иного поступка. Стимулами могут быть такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль, с точки зрения В.Н. Кудрявцева, в формировании мотивов преступного поведения играют потребности. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чём-либо. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальные потребности. При этом надо заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности:

1. Потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть (пища, одежда, безопасность, продолжение рода, жилище и т.п.);



2. Потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части, удовлетворение которых полезно и приятно, но отказ в их удовлетворении, как правило, может быть перенесен без трагических последствий (социальное общение, знания и др.);

3. Гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает;

4. Извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.).

Формирование материальных потребностей тесно связано с условиями жизни людей и социально-экономической природой общественного строя. Как только рамки легальных возможностей для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и потребностей нормальной интенсификации сужаются, мы наблюдаем высокий уровень преступности. При этом резко увеличивается доля краж, грабежей, мошенничества и других «общедоступных» для большинства людей преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными) и извращенными потребностями. Стремление к сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению таможенного, налогового законодательства, к убийствам по найму. Пьянство, употребление наркотиков порождает не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.

Человеческая потребность, для того, чтобы породить мотив поведения, в том числе и преступного, должна актуализироваться, т.е. превратиться из скрытой, пассивной формы в активную. Стремление немедленно или быстро удовлетворить эту потребность возникает, как правило, под воздействием каких-либо внешних обстоятельств.

Потребности в социальном общении (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) нередко ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.). Потребность в самоутверждении становится более острой при её ущемлении.

В структуре механизма большую роль играет эмоциональное состояние личности: влечения, чувства и эмоции , под которыми следует понимать трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера.

Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний, например, страха, злобы, негодования, тщеславия, честолюбия, любви, мести, трусости, гнева и т.д. Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует нередко сразу же после появления образа желаемого объекта. Неслучайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах.

Потребности субъекта определяют его интересы , а впоследствии и мотивы деятельности.Поэтому интересы близки к потребностям и отличаются от них только тем, что включают осознание, как самой потребности, так и того пути, на котором их можно удовлетворить. Например, потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье.

Важную роль в формировании мотива преступления играет система ценностных ориентаций , на которую при определении линии своего поведения опирается человек. В ней одни ценности располагаются выше других, им отдаётся предпочтение. Это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления.

В качестве составных элементов ценностных ориентаций выступают нравственное и правовое сознание личности. У преступников они ослаблены и деформированы. Поэтому для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятие правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость. У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Планирование преступления осуществляется тогда, когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив (мотивы) преступления. На этом этапе оформляется замысел субъекта, и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность.

Планирование преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. Нужно знать обстановку, в которой лицо предполагает действовать; определить цель действий и их объект; применяемые средства и способы достижения цели; время и место действия; затраты (ресурсы); пути реализации достигнутых результатов. При этом субъект должен представлять себе возможности, которыми он располагает, прогнозировать ожидаемые трудности и вероятностные последствия своих действий, т.е. создать модель будущего поведения.

Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем виде оно включает три элемента: определение цели, выбор объекта посягательства и выбор средств достижения цели.

Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Принято выделять основную (при убийстве - лишение жизни); промежуточную (подобрать соучастников, выяснить образ жизни жертвы); конечную цели (получить квартиру). Достижение основной и конечной цели обычно, но не всегда, является одновременно и удовлетворением мотива преступления.

После и наряду с определением цели осуществляется выбор объекта посягательства (потерпевший или материальный предмет, на который направлены действия преступника). Характер объекта зависит главным образом (но не исключительно) от мотива преступления и основной цели преступника. Эта зависимость не является жесткой. При выборе объекта преступником учитывается: полезность (выгодность) для достижения поставленной цели; доступность объекта для данного лица; безопасность посягательства на этот объект.

С учётом указанных обстоятельств, профилактическая работа должна строиться так, чтобы затруднить доступ к возможным объектам преступных посягательств, повысить степень их защиты.

Завершающим элементом планирования является определение способов совершения преступления (средств достижения цели). К основным средствам достижения цели можно отнести:

Действия вопреки существующим в обществе социальным институтам (различные виды насилия, хищения чужого имущества);

Действия в обход социальных институтов (обман, разные формы уклонений от обязанностей и ответственности);

Использование социальных институтов в своих целях (должностные преступления, коррупция).

Выбор преступником определенного средства достижения цели (способа совершения преступления) зависит от следующих обстоятельств: эффективности данного средства достижения цели; относительной безопасности для преступника; умения (навыков) преступника; привычных стереотипов поведения.

Задача правоохранительных органов - повысить неопределённость и риск для правонарушителя, сделать ситуацию для него как можно менее предсказуемой.

Совершение преступления - последнее звено механизма преступного поведения. Тем не менее, и на этом этапе есть возможность пресечения преступления. Преступление нередко можно прервать, прекратить его совершение, задержать преступника и тем самым спасти жертву или сохранить имущество. Пресечение эффективно при продолжающемся и длящемся преступлении.

В этой связи необходимо указать несколько обстоятельств.

Во-первых, непосредственно перед совершением и в ходе совершения преступления преступник контролирует совпадение места, времени, обстоятельств совершения преступления, свои действия и действия соучастников, если таковые есть, обстоятельства внешней среды и т.д. Не соответствие или изменение вышеуказанных положений может не позволить преступнику достичь преступной цели или изменить направленность преступных действий.

Во-вторых, криминологическое значение имеет изучение особенностей межличностного взаимодействия преступника перед и во время совершения преступления. Межличностное взаимодействие характеризуется несколькими разновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект:

1. Взаимодействие преступника с соучастниками (групповая о организованная преступность). При такой форме возможности исполнителя существенно повышаются, осуществление намеченного плана становится более надёжным, а опасность для жертвы многократно возрастает;

2. Использование человека «в тёмную», т.е. без посвящения его в преступные планы (привлечение посторонних случайных лиц для перевозки наркотиков, совершения незаконных банковских операций и т.д.);

3. Взаимодействие преступника со своим ближайшим окружением. В зависимости от установок, системы ценностей, субкультуры этих людей такая деятельность одобряется, порицается или воспринимается нейтрально. Это важно для проведения профилактической работы и разоблачения преступника.

4. Помощь преступнику со стороны окружения. Она выражается в укрывательстве преступника, сокрытии похищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и в суде и т.д.

5. Взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления, например, с жертвой.

Действия преступника и результат преступления часто зависят не только от личностных особенностей, наклонностей и стремлений преступника, но и от поведения жертвы, которая своими неосторожными, антиобщественными и аморальными поступками может создать провоцирующую, благоприятную для преступника обстановку, облегчающую наступление преступного результата.

Знания о жертвах, их анализ и обобщение наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся преступным посягательствам.

Жертвы преступлений являются предметом криминологической виктимологии. В виктимологии используются понятия виктимность и виктимизация. Виктимность означает, во-первых, предрасположенность отдельных людей стать жертвой преступления. Во-вторых - неспособность общества и государства защитить своих граждан. Виктимизация означает наращивание опасности для людей стать жертвой преступления.

Как и будущий преступник, будущая жертва оценивает сложившуюся конкретную жизненную ситуацию и часто поступает в зависимости от результатов оценки, а также в силу своих взглядов и наклонностей, психологических и иных возможностей, она взаимодействует не только с будущим преступником, но и с другими элементами ситуации.

Действуя как активный элемент ситуации, жертва своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда и нежелательны для преступника. Жертва может быть и совершенно невиновной в возникновении криминогенной ситуации или виновной также, как преступник и даже больше. В связи с этим Уголовный кодекс РФ содержит несколько указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающих наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого (ст. ст. 61, 107, 113 УК РФ).

Исходя из поведения жертвы, можно выделить следующие ситуации предшествующие преступлению:

Толчкового характера с негативным поведением жертвы, в которых действия жертвы носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления;

Толчкового характера с позитивным поведением жертвы, в которых действия жертвы являются правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника;

Когда поведение жертвы создает объективную возможность совершения преступления, хотя и не имеет толчкового характера (неосторожное или не критичное поведение жертвы);

Когда действия жертвы направлены на причинение вреда самой себе, без непосредственного вмешательства другого лица (замкнутые);

Когда поведение жертвы нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда.

Индивидуальная виктимность может зависеть, во-первых, от психологических и поведенческих особенностей личности. Психологическая предрасположенность стать жертвой преступления предполагает наличие таких качеств, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. Во-вторых, ролевой специфики и групповой принадлежности. Это относится к поведению лиц, которые становятся жертвами преступлений в силу своей профессиональной деятельности (профессиональная виктимность). Это и те, кто принадлежит к разным национальным, религиозным и иным социальным группам и может стать жертвой во время межнациональных, межрелигиозных (межконфессиональных) и других конфликтов.

Неспособность общества и государства защитить своих граждан - массовая виктимность или виктимность населения проявляется во многих количественных показателях преступности (коэффициент, погибшие в результате преступлений) и психологическом состоянии общества.

Виктимологическая профилактика - одно из важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия ориентированы не на преступника, а на жертву. Она может проводиться, как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и в отношении конкретных людей. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих виктимное поведение жертвы; установление лиц, составляющих группу криминального риска и проведение в отношении них предупредительных мер.

По мнению А.И.Алексеева мероприятия виктимологической профилактики могут быть сведены к двум основным группам. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, в которых существует или может возникнуть возможность причинения вреда: распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д. Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности: беседы, обучение приёмам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.

В механизме преступного поведения важную роль выполняет конкретная жизненная ситуация, под которой понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.

Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная жизненная ситуация разнообразны. Это может быть:

Сравнительно длительное состояние (тяжёлая обстановка в семье);

Кратковременное событие (конфликт с хулиганом на улице);

Различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе (правовой нигилизм).

Ситуация может охватывать большие территории или ограничиваться квартирой. Продолжительность ситуации также различна: от нескольких секунд (дорожно-транспортное происшествие) до нескольких лет (конфликты на почве ревности).

В составе конкретной жизненной ситуации некоторые авторы выделяют предкриминальную ситуацию, под которой понимается совокупность внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествовавших преступлению и взаимодействующих с личными качествами субъекта, совершившего преступление. Предкриминальные ситуации разделяют на криминогенные - содержащие объективные предпосылки преступления; не криминогенные; нейтральные; препятствующие совершению преступления.

Среди предкриминальных ситуаций криминогенного характера выделяют ситуации:

Создаваемые специально самими преступниками с целью облегчить совершение преступления;

Создаваемые преступником, но не специально для совершения преступления, но детерминирующие его;

Возникшие в результате действий других лиц;

Возникшие в результате стечения случайных обстоятельств;

Вызванные стихийными явлениями.

Важно отметить, что человек часто поступает в соответствии не с ситуацией в её объективном смысле, а в соответствии со своим представлением о ней. Поэтому ситуация часто служит для него поводом к совершению преступления, хотя на самом деле она не содержала никаких провоцирующих моментов.

Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера, взглядов, ценностных ориентаций. При этом некоторые авторы считают, что в подобных ситуациях человек волен поступать и поступает избирательно, руководствуясь нравственно-психологическими свойствами своего характера.

Этот факт говорит о том, что в механизме индивидуального поведения окончательную роль играют личностные свойства и качества. Поэтому, чем выше уровень нравственно-психологической деформации личности, тем меньше требуется давления конкретной ситуации.

Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль. Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступного поведения. Это встречается тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным путём (проблемная ситуация). Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная, приводящая чаще всего к насильственным преступлениям (ссора в семье, хулиганство, убийство из мести или на почве ревности и т.д.). Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей. Например, человек, испытывающий трудности в удовлетворении нормальных материальных потребностей, может выбрать различные пути для решения этой проблемы. При этом ситуация может быть как благоприятной для него, так и не благоприятной. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными (экономическое положение в стране или в отрасли хозяйства) и субъективными обстоятельствами (недостаток образования, безынициативность, сложное семейное положение и др.). Законных возможностей может вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещённые законом. Такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или вовсе недоступными. В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этом случае роль ситуации проявляется в ситуационных, предумышленных преступлениях, например, когда ссора уже происходит и мотив (месть, ревность) имеется, но не хватает последней капли для достижения цели (произнесенное неудачное слово, случайное оскорбление, косой взгляд). Эта последняя капля может расцениваться субъектом как повод для дальнейших действий. В-четвёртых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.

Таким образом, в механизме противоправного поведения значительное место принадлежит конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем в этом взаимодействии первое место отводится личности, поскольку чаще всего она имеет возможность выбора законного пути решения своих проблем.

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:

1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.

2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения преступления, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию

Изучение причин преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

16 Транзитивное поведение

Транзитивное поведение это оптимально обоснованный вид преступного поведения. Под механизмом транзитивного поведения понимаются последовательность и продуманность вариантов поведения личности, из которых (вариантов) личность выбирает наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен и затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в причинной цепочке является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности и интересы личности. Именно через призму потребностей и интересов воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности и интересы являются продуктом связи человека с внешним миром (средой).

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели как желаемого результата действий.

Цель выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение.

Существенным элементом механизма транзитивного поведения личности является ее воля. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при достижении цели.

Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка принятием решения о совершении преступления и его реализацией в конкретном преступном деянии. Таким образом, на последнем этапе преступления происходит как бы слияние мотива, цели, плана действий по достижению цели и воли при реализации плана.

Особую роль в механизме конкретного преступления играет криминогенная ситуация, т. е. событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

В зависимости от источников возникновения различают криминогенные ситуации: заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

При этом следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение имеет конкретный человек с его системой взглядов, наклонностями и стремлениями. Однако роль криминогенной ситуации может неоднозначно восприниматься лицом, как бы провоцируя его на совершение правонарушения. Поэтому очень важно исследовать условия совершения конкретного преступления.

В криминологии различают уголовно-правовое понятие «преступление » и криминологическое понятие «преступное поведение».

Они различаются качественно и количественно. Понятие «преступление» как общественно опасное противоправное и виновное деяние» используется для определения оснований уголовной ответственности , понятие «преступное поведение» — для изучения причин и механизма преступления.

Изучение индивидуального преступного поведения тесно связано с проблемой личности преступника. Поскольку различаются понятия «преступление» и «преступное поведение», различаются и понятия «субъект преступления » и «субъект преступного поведения» («личность преступника»).

Понятие «преступное поведение»

Преступное поведение — процесс, развертывающийся в пространстве и во времени и включающий в себя не только сами действия, изменяющие внешнюю среду (акт преступления), но и предшествующие им психологические явления и процессы, детерминирующие эти действия. Конечно, само преступление также развертывается в пространстве и во времени, но в сравнении с масштабом предшествующих ему процессов может быть представлено как одномоментное событие. Криминологию интересует не столько сам преступный акт, сколько предшествующие ему обстоятельства: формирование мотивов, постановка целей, выбор средств и т.д. Подобные обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления , однако включаются в понятие «преступное поведение», которое охватывает как формирование преступного намерения, так и его осуществление.

В объяснении преступного поведения отечественная криминология отвергает дилемму «среда или личность » и исходит из принципа двухфакторной детерминации: преступное поведение детерминируется личностью и средой, оно есть результат взаимодействия личностных качеств и особенностей конкретной ситуации. Но принцип двухфакторной детерминации ничего не говорит о том, какие факторы являются определяющими в этом взаимодействии, что относится к причинам, а что к условиям.

В криминологии исходят из того, что поведение человека , в том числе преступное, причинно обусловлено, детерминировано. Но совместимо ли такое понимание поведения с постулатом «свободы воли», служащим основой уголовной ответственности ? Совместим ли криминологический принцип детерминизма с уголовно-правовым принципом свободы воли? В свое время Э. Ферри отверг принцип «свободы воли» как несовместимый с детерминистическим пониманием преступного поведения. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые отечественные криминологи (А.М. Яковлев).

Если исходить не из волюнтаристского толкования свободы воли («что хочу, то и ворочу»), а из практического, трактующего свободу воли как свободу выбора, то можно показать совместимость этих принципов. Более того, без детерминизма обосновать ответственность на основе свободы воли невозможно: человек должен предвидеть последствия своих действий, чтобы отвечать за них. Лица, которые не в состоянии это делать, не несут ответственности (душевнобольные; лица, не достигшие определенного возраста). Индетерминизм (беспричинность) же фактически лишает выбор свободного характера, так как субъект, не зная последствий своего выбора, может действовать только случайно, наобум.

Свободный выбор не есть неограниченный произвол в силу того, что с философской точки зрения свобода заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Значит, изначально свободный выбор ограничен объективно и субъективно как необходимостью, так и возможностью ее познания и использования.

Свобода выбора ограничена тремя группами факторов:

1) самой необходимостью, включающей в себя набор объективно возможных в данной ситуации поступков. В каждой конкретной криминогенной ситуации набор правомерных вариантов поведения всегда конечен и чаще всего достаточно мал;

2) возможностью познания этой необходимости, включающей в себя способность субъекта адекватно оценить ситуацию, осознать общественную опасность своих действий и предвидеть их последствия.

Эта возможность зависит от возрастных и психоинтеллектуальных особенностей субъекта (душевная болезнь, расстройство мыслительной деятельности и т.д.);

3) возможностью использования познанной необходимости для своих целей, включающей в себя оценку преступного варианта поведения как выгодного, целесообразного, допустимого. Эта возможность зависит от социальных качеств субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т.д.).

Возможные в данной ситуации варианты поведения не являются для субъекта равноценными. Они неравноценны как объективно (не каждый из них может привести к желаемому результату), так и субъективно (одна и та же возможность для разных людей имеет не- одинаковые смысл и значение). Субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов.

Свободный выбор ограничивается разными факторами, но что детерминирует сам выбор? Этот вопрос является ключевым для понимания причин индивидуального преступного поведения. Если выбор определяется факторами первой группы, т.е. внешней средой, то уголовная ответственность не наступает (крайняя необходимость , необходимая оборона , физическое принуждение), если второй группы (возрастные или биологические особенности субъекта) — то уголовная ответственность также не наступает в силу невменяемости субъекта.

И в первом, и во втором случаях детерминированность поведения присутствует, но отсутствует свобода выбора. Если выбор детерминируется факторами третьей группы, т.е. социальными свойствами субъекта, то можно говорить и о детерминированности поведения, и о свободе выбора, поскольку выбор варианта поведения на основе своих взглядов и убеждений является осознанным и добровольным.

Многие криминологи (А.И. Долгова, А.Р. Ратинов) источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности. Деформация ценностно-нормативной сферы рассматривается ими в качестве специфической (ближайшей, непосредственной) причины преступного поведения. Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества , меру отчуждения личности от общества.

Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными.

Необходимо дальнейшее изучение комплекса социальных условий, вызвавших отчуждение, т.е. необходимо познание «причины причин». С этой точки зрения особенности ситуации не могут быть причиной преступления, а являются только его условием.

В уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число обстоятельств, определяющих уголовную ответственность, а чаще относятся к смягчающим (или отягчающим) наказание обстоятельствам.

То же можно сказать и о биологических особенностях индивида, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но, в отличие от них, постоянно действующими. Это верно и в отношении так называемых психических аномалий (разного рода психопатии, олигофрения и т.д.).

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников от 25 до 70% лиц (по разным данным) имеют психические аномалии. Казалось бы, можно сделать вывод о том, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен).

Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особенно у подростков).

Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными психологических или судебнопсихиатрических экспертиз, а данными выборочных исследований, проводимых по различным методикам. По данным последней специальной переписи осужденных (1999 г.), в исправительных учреждениях страдают психическими расстройствами 2,1% осужденных.

В-третьих, большинство исследований проводилось среди осужденных к лишению свободы . Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным психотравмирующим фактором, отрицательно влияющим на психику человека. Обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии, до совершения преступления или после, в период отбывания наказания. Конечно, психические аномалии существенно влияют на поведение человека, поскольку осложняют процесс социализации (трудно дается учеба, сложно овладеть современной профессией и т.д.).

Механизм преступного поведения

Для криминологии важно не только «почему совершается преступление », т.е. причинный аспект, но и «как оно совершается» (инструментальный аспект). Для анализа этой проблемы выработано понятие «механизм преступного поведения». Структурно он состоит из трех последовательных внутренне связанных элементов (звеньев):

1) формирование решения (мотивация); 2) принятие решения (планирование , постановка целей и выбор средств); 3) исполнение решения (акт преступления). Эта схема применима к предумышленным преступлениям. Для неосторожных, некоторых умышленных (совершенных в состоянии аффекта) преступлений механизм работает в «свернутом» виде, с пропуском некоторых элементов. Дефекты возможны в любом элементе механизма, и профилактическое вмешательство можно осуществить на любом этапе.

Особую роль играет первый элемент механизма (мотивация), и он чаще других привлекает пристальное внимание исследователей.

Термин «мотивация» имеет два значения: 1) как совокупность мотивов; 2) как процесс формирования мотива. В данном случае он употребляется в обоих значениях. В криминологии проблема мотивации преступного поведения формулируется следующим образом: являются ли мотивы (и порождающие их потребности) внутренними субъективными причинами преступления? И, соответственно, должны ли мотивы и потребности быть объектом профилактическо- го воздействия? По этой проблеме существуют две противоположные точки зрения.

Одни криминологи (У.С. Джекебаев, С.А. Тарарухин) считают, что существуют преступные мотивы и порождающие их преступные, извращенные потребности, которые являются причинами преступного поведения. Но чаще всего говорят не о преступных мотивах (это ведет к чрезмерной психологизации причин преступления), а о преступных, или антисоциальных, извращенных потребностях, являющихся источником этой мотивации: потребность в самоутверждении, потребность хулиганить и воровать, сексуальная потребность, эгоцентризм, потребность в алкоголе и т.д.

Логика здесь проста: все потребности подразделют на два класса: 1) на низшие (или низменные, примитивные, физиологические, извращенные); 2) высшие (или духовные, творческие, моральные).

В первых видят источник преступного поведения, во-вторых — правомерного.

Многочисленные исследования показывают, что у преступников структура потребностей деформирована, в ней преобладают потребности материального характера.

Другие криминологи (А.Ф. Зелинский, А.М. Яковлев) считают, что мотивы и потребности как психические образования нейтральны в этическом плане, к ним неприменима социальная оценка. Даже такой классический «преступный» мотив, как корысть, взятый вне преступления, не может рассматриваться как антисоциальный. Ведь понятно, что удовлетворение потребности в материальных благах может осуществляться отнюдь не обязательно путем преступных действий.

Кроме того, связь между потребностью и мотивом не является строго однозначной: одна потребность может порождать разные мотивы, а один мотив может быть вызван разными потребностями.

В психологии обычно выделяют три основные группы человеческих потребностей: 1) базисные, или органические, определяемые биологической природой человека : потребность в пище, тепле, сексуальная и т.д.; 2) социальные, определяемые социальной природой человека: потребность в общении, самоутверждении и т.д.; 3) духовные, или идеальные: потребность в труде, творчестве, нравственные.

В этой классификации нет места так называемым извращенным, преступным потребностям, и это не случайно: преступными (антисоциальными) являются не сами потребности, а средства их удовлетворения. И то, какое средство изберет в данный момент субъект, зависит не от потребности как таковой, а от особенностей его личности и характера ситуации, которая содержит определенный набор реальных возможностей удовлетворения этой потребности.

Поэтому объектом профилактического воздействия (нейтрали- зация, подавление и т.д.) являются не сами потребности, а социальные условия и особенности личности, которые сформировали антисоциальный характер средств удовлетворения потребности. А то, что называют в качестве антисоциальных потребностей, или вовсе не являются потребностями (потребность хулиганить, эгоцентризм), или не являются отрицательными (сексуальная потребность, потребность в самоутверждении).

С этой точки зрения и часто определяемые в качестве извращенных потребностей тяга к алкоголю и наркотикам не есть собственно потребности, их можно назвать псевдопотребностями. Они не относятся ни к органическим (отсутствуют у животных), ни к социальным, ни к духовным потребностям. Они возникают как следствие неудовлетворенности других потребностей — и социальных (отчуждение, непонимание, отвержение), и духовных (потеря смысла жизни, кризис веры, неразделенная любовь).

Они же выступают и как средства (или их заменители) удовлетворения других потребностей. Так, подросток начинает курить не потому, что испытывает потребность в никотине, а потому, что испытывает потребность в общении и признании со стороны группы: там все курят, это признак взрослости. Многие люди пьют не потому, что испытывают потребность в алкоголе, а соблюдая традиции или потому, что это (на их взгляд) облегчает общение. Конечно, возможны случаи, когда тяга к алкоголю и наркотикам действительно начинает детерминировать поведение: псевдопотребности становятся органическими. Но тогда меняется и природа явления, развивается болезнь, патология, требующая применения мер не криминологического, а медицинского характера.

Всякий поведенческий акт обычно направлен на лучшее приспособление к среде, и преступление не составляет исключения. Но, с точки зрения общества , преступление обладает неадекватной адаптивной функцией. С позиции же субъекта оно выглядит как достигающее определенных необходимых целей — разрешить конфликтную ситуацию, улучшить материальное положение и т.д.

В такой неадекватности отражения социальной среды специфическим образом проявляются причины и условия преступного поведения.

Изучение механизма преступного поведения не подменяет и не снимает проблему изучения его причин, а предполагает необходимость такого изучения.

Конкретное преступление на индивидуальном уровне предстает «кирпичиком» преступности. На нее действуют все те детерминанты, которые влияют на преступность в целом. Но на этом уровне они преломляются через психику индивида.

На индивидуальном уровне детерминация преступного поведения не сводится только к психологическим дефектам поведения, хотя они в первую очередь выделяют те или иные индивидуальные деформированные свойства личности. На преступное поведение индивидуума также влияет деформация социальной реальности. Вместе они выступают причинами конкретного преступления на индивидуальном уровне.

Отсюда причины и условия совершения преступления на индивидуальном уровне следует искать в деформации нравственно-правового сознания личности, ее отношения к общественным интересам, среды, в которой формируется такая личность, а также в самой криминогенной мотивации и ситуации, в которой находилась данная личность в момент совершения преступления.

Детерминантами конкретного преступления являются нехарактерные для лиц с правопослушным поведением особенности формирования личности внешней средой, ее психической деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует. Преступление - это всегда проявление особенностей в поведении личной позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и свойств. Следует понимать, что эти особенности личности развиваются в течение длительного времени и, как правило, в неблагоприятной среде. Существует и обратная связь в этом процессе. По мере формирования личности с социально-негативной позицией она все активнее усваивает криминогенные ценности, ускоряя тем самым социальную дезадапцию (неприспособляемость).

Отсюда причины и условия конкретного преступления следует искать в: 1) среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые становятся основой криминогенной мотивации личности; 2) самой криминогенной мотивации; 3) криминальной (криминогенной) ситуации, в которой находится личность в период формирования, жизнедеятельности и непосредственно в момент совершения преступления; 4) психофизиологических и психологических особенностях личности, усиливающих ее чувствительность к криминогенным внешним влияниям и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.

С учетом изложенного социально-психологический механизм индивидуального преступного поведения включает в себя следующие элементы: 1) криминальную мотивацию; 2) постановка цели и планирование преступных действий; 3) принятие решения; 4) наступление преступного результата.

В целом механизм индивидуального преступного поведения - это взаимодействие между собой психических процессов и состояний личности с внешней средой, детерминирующее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных вариантов поведения.

Важнейшим элементом психического процесса является мотивация поведения, а в преступном поведении - криминальная мотивация.

Центральное место в механизме поведения человека занимает мотив как внутреннее побуждение к действию. Мотив - это такое внутреннее состояние личности, которое детерминируется ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели.

В основе формирования мотива лежат потребности человека. Они разнообразны по форме и содержанию, но только некоторые из них становятся для человека ведущими в выборе конкретных целей. Для их достижения подбираются соответствующие пути и средства в зависимости от морально-этических ценностных установок личности лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Потребности человека отражают его нужду в чем-либо. Классифицировать потребности можно на шесть основных групп: 1) материальные; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Выбрав некоторые потребности в качестве ведущих, личность проявляет к ним и путям их удовлетворения осознанный интерес . Например, потребность властвовать над людьми может вылиться в доминирование в семье (ближайшем окружении) с применением насилия.

Постоянное проявление интереса к какой-либо потребности (к примеру, к извращенным сексуальным потребностям) может развиться во влечение и быть эмоционально окрашенным. Влечение и эмоции играют сильную мотивирующую роль в преступном поведении. Они, как правило, носят органический (биологический) характер. Часто влечения и эмоции порождают агрессивное поведение, порой выливающееся в преступление.

Те или иные потребности, интересы, влечения или эмоции перерастают в мотив преступления под воздействием иерархии ценностей , которая у каждого человека своя. Ценности - это предметы, идеи, нормы, идеалы, которые нужны людям для удовлетворения их потребностей и интересов. Вместе они показывают ценностную ориентацию человека (например, корыстная ориентация может сформировать корыстный мотив). Самостоятельными элементами ценностной ориентации выступают нравственное и правовое сознание личности, которое препятствует развитию механизма преступного поведения.

Мотивация - это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.

Криминальная мотивация включает в себя выбор решения совершить преступление для удовлетворения той или иной потребности в связи с проявлением к ней определенного интереса под воздействием антиобщественной установки. Преступление, таким образом, является выражением, объективизацией воли лица, за которым стоит позиция личности, мировоззрение как система ее базовых ценностей.

По содержанию мотивов умышленных преступлений выделяются следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем: а) корыстные, т.е. побуждающие к личному обогащению; б) поддержание элементарных потребностей как биологического существа; в) пренебрежение к общественным интересам, нормам поведения; г) враждебное отношение к другим людям, окружению; стремление причинить им вред; д) межличностные конфликты; е) проявление извращенных потребностей; ж) подчинение чужим приказам, давлению, авторитету.

Вторым элементом механизма преступного поведения является планирование совершения преступления . Оно начинается с определения субъектом его целей, выбора объекта преступной деятельности и средств достижения намеченной цели, а также место и время совершения преступления. На этой стадии механизма преступного поведения преступление из абстрактного намерения превращается в реальность.

Третьим элементом механизма преступного поведения является принятие решения на совершение преступления или исполнения поступка как психической стороны поведения. Оно охватывает: во-первых, преступное деяние (действие или бездействие); во-вторых, его результат, состоящий в причинении вреда личности, имуществу, государственных и общественным интересам; в-третьих, влияние внешней среды на поведение лица и наступление последствий.

До этой стадии предметом криминологического изучения являются причины формирования антиобщественных черт личности преступника, которые затем выступают в качестве причин совершения преступления; взаимодействие факторов, относящихся к личности и конкретной допреступной ситуации, которые порождают затем преступление, и т.д.

Все элементы механизма преступного поведения наиболее полно проявляются в умышленных преступлениях.

Наряду с социально-психологическими особенностями личности преступника в механизме преступного поведения важное место занимает комплекс внешних обстоятельств, а в механизме конкретного преступления - конкретная жизненная ситуация. Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле - это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Конкретная жизненная ситуация в криминологическом понимании именуется криминологической ситуацией . Это такая ситуация, в которой происходит весь комплекс формирования особенностей личности и среды, имеющий отношение к совершению или несовершению преступления.

Ситуации, исходя из их содержания, в криминологии разделяют на криминогенные (содержащие объективные предпосылки преступления) и антикриминогенные (нейтральные или препятствующие совершению преступления).

Криминогенная ситуация - совокупность факторов (обстоятельств), приводящая к ситуации высокой степени вероятности совершения преступления, т.е. - это ситуация высокой степени вероятности совершения преступления, в динамике может развиться в криминальную ситуацию , а именно: в ситуацию совершения преступления. Тем самым, криминальная ситуация предстает одним из вариантов развития криминогенной ситуации. Для того, чтобы криминогенная ситуация развилась в криминальную ситуацию, необходимо, чтобы в ней начал действовать субъект преступления, преследующий преступные цели или имеющий хотя бы асоциальную установку. Его действия в сложившейся ранее криминогенной ситуации трансформируют ее в серию криминальных , представляющих собой систему из сочетания предкриминальных , криминальных и посткриминальных ситуаций. Предкриминальные ситуации формируются и существуют в период подготовительных действий преступника; в собственно криминальных ситуациях преступник совершает действия, направленные на достижение преступного результата; в посткриминальных ситуациях происходит сокрытие следов преступления, легализация или реализация похищенного и т.п.

В механизме индивидуального преступного поведения особо выделяется виктимологическая ситуация, центральное место в которой занимает жертва преступления. Сложившаяся виктимологическая ситуация, связанная со значительным ростом числа жертв преступлений, привела к становлению самостоятельного раздела криминологии - криминологической виктимологии как учению о жертве преступления, ее социальных установок, психологических особенностей, регуляторов поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Многие преступления в определенной степени обусловлены поведением самих жертв. Но это не дает основание перекладывать всю вину с преступника на потерпевшего. Главное для виктимологии разработать особые, нетрадиционные меры по предупреждению преступлений. С криминологической точки зрения виктимология изучает процесс виктимизации всего населения и отдельных социальных групп его представителей.



Поделиться