Последствия ликвидации юридического лица. Какие бывают виды ликвидации юридического лица

Ликвидацией юридического лица признается прекращение деятельности организации без возможности перехода прав и обязанностей к третьим лицам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не исключена вероятность, что на определенном этапе ведения деятельности юридическому лицу нужно будет провести ликвидацию. Во многих случаях необходимость применения указана в законах и нормативно-правовых актах.

Какие могут быть основания

Признать юридическое лицо банкротом и начать применение в отношении него особых мер можно только путем прекращения деятельности организации. В основном такие меры применяются, если фирма долгое время не исполняет принятые на себя обязательства.

Первым признаком финансовой несостоятельности компании может быть приостановка текущих платежей, в более широком смысле – оставление без внимания кредиторских требований на протяжении трех месяцев с даты возникновения просрочки.

Ликвидация юридического лица осуществляется в добровольном или в принудительном порядке. Необходимо решение совета учредителей или органа, уполномоченного организовать ликвидацию фирмы согласно учредительным документам юридического лица.

Руководствуясь ГК РФ, можно выделить следующие основания для ликвидации компании:

Порядок

Рассмотрим процедуру официальной ликвидации. Стоит отметить, что для правильного и комплексного проведения процедуры с соблюдением всех юридических тонкостей учредителям придется привлечь квалифицированных людей, способных грамотно подойти к этому вопросу.

Основная цель официальной процедуры ликвидации – прекратить существование фирмы, исключив юридическое лицо из ЕГРЮЛ и прекратив все материальные и нематериальные обязательства участников организации.

Процедура довольно сложна и без специальных знаний вряд ли осуществима. Можно выделить основные этапы:

  • создается ликвидационная комиссия. Ликвидационная комиссия наделяется полномочиями управления делами ликвидируемого юридического лица, представления интересов в суде в качестве истца и ответчика. Акционерные общества принимают решение путем составления протокола общего собрания акционеров;

Вопрос на рассмотрение ставит совет директоров. Голосование о ликвидации считается состоявшимся, если “за” проголосовали 75 и более процентов акционеров. В обществах с ограниченной ответственностью решение принимается единогласно на общем собрании всех участников.

  • регистрирующий орган в письменном виде по почте уведомляется о начавшейся процедуре ликвидации. После принятия решения о ликвидации, возникает обязанность уведомления в надлежащем порядке регистрирующего органа, занимающемуся внесением в единый госреестр юридических лиц данных о процессе ликвидации. В ФНС нужно предоставить две справки по формам и . Оба документа должны быть нотариально заверены. Протокол общего собрания подается в двух экземплярах. Согласно полученной документации, регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о начавшейся ликвидации юридического лица;

После этого не разрешается какое-либо изменение учредительных документов и регистрация новых правопреемников ликвидируемого юридического лица.

  • проводится согласование вынесенного решения с уполномоченным регистрирующим органом и решается вопрос о структуре ликвидационной комиссии;
  • переоформляется карточка, содержащая образцы подписей;

  • осуществляется публичное заявление о проведении ликвидации; На юридическое лицо накладывается обязательство сообщить о своей ликвидации, поместив соответствующее объявление в СМИ «Вестник государственной регистрации».

В заметке необходимо указать полное название организации, ИНН, ОГРН, КПП, юридический и фактический адрес, название органа, принявшего решение о ликвидации, контактную информацию для связи с контрагентами.

  • в письменном виде уведомляется Федеральная налоговая служба и внебюджетные фонды. Пенсионный фонд и фонд социального страхования уведомляются о начале процесса ликвидации в течение трех дней. Форма уведомления может быть составлена акционерами или участниками в свободной форме, так как текущий закон не регламентирует установленных образцов. Подписать уведомление должен руководитель организации или лицо, представляющее его интересы.

  • рабочий персонал уведомляется о проводимой процедуре, идет подготовка к увольнению штата;
  • проводится поиск кредиторов, с которыми проводятся необходимые расчеты;
  • проводится поиск дебиторов, в отношении которых применяются установленные меры по взысканию задолженности;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс, который отражает перечень имущественных прав и обязательств и требований кредиторов, итоги рассмотрения и пути решения возникающих проблем. Промежуточный баланс можно составлять не ранее, чем через два месяца после публикации объявления о ликвидации в СМИ;
  • осуществляется продажа имущества путем реализации с публичных торгов (проводится в случае, если для оплаты обязательств кредиторам не хватает денежных средств);
  • проводится погашение задолженности перед кредиторами с несколько этапов:
  • составляется итоговый ликвидационный баланс, который проходит процедуру утверждения. После погашения кредиторской задолженности комиссия должна опубликовать итоговый ликвидационный баланс. В нем должна содержаться информация обо всех активах на момент ликвидации. Утверждением занимаются учредители, участники или акционеры;
  • получение согласования от Федеральной налоговой службы и внебюджетных фондов;
  • имущество, которое не было реализовано, распределяется между участниками или акционерами соразмерно их доле участия;

  • осуществляется закрытие расчетных счетов в банках и прочих финансово-кредитных организациях;
  • регистрирующий орган исключает организацию из ЕГРЮЛ и уничтожает печать;
  • участники или акционеры получают на руки свидетельство о ликвидации.

У официальной ликвидации есть неоспоримый плюс – все действия проводятся максимально прозрачно и четко, в соответствии с установленным порядком и действующими законами.

Процесс ликвидации включает в себя проведение разнообразных проверок со стороны государственных органов и вынесение решения о результатах с выдачей официальных документов. Исключено наличие любых претензий со стороны контролирующих организаций и кредиторов.

Необходимые документы

Для внесения записи в ЕГРЮЛ и завершения процедуры ликвидации необходимо предоставить следующие документы:

  • учредительные документы (оригиналы);
  • объявление о ликвидации, размещенное в СМИ;
  • акт о ликвидации организации. Обычно выносится после заседания совета директоров на основании протокола;

  • ликвидационный баланс, который утверждается государственным органом с пометкой от ФНС;

  • ликвидационную карту;
  • уведомление от Федеральной налоговой службы о снятии с регистрационного учета юридического лица;
  • подтверждающие документы от внебюджетных фондов о снятии с регистрационного учета юридического лица;
  • справки установленной формы из банков, оказывающих услуги ликвидируемому юридическому лицу, о прекращении обслуживания и закрытии всех счетов;

  • печать или угловой штамп.

Сроки ликвидации юридического лица

При правильном соблюдении всех нюансов проводимой процедуры срок ликвидации в среднем занимает около 6 месяцев.

Однако несоблюдение требований или допущение ошибок в документах на каком-либо этапе могут привести к растягиванию срока вплоть до 1 года или более.

Предельный срок для ликвидации действующими законами и нормативно-правовыми актами не установлен, поэтому конечные сроки рассчитывает общее собрание акционеров или участников. Результаты заносятся в протокол заседания.

После чего считается завершенной

ГК РФ гласит о том, что ликвидация юридического лица считается оконченной при занесении об этом записи в ЕГРЮЛ. Эту запись вносит орган, который осуществлял первоначальную регистрацию юридического лица.

После предоставления всех необходимых документов выдается свидетельство о ликвидации, подтверждающее факт прекращения существования юридического лица.

Документы, отражающие работу со штатом предприятия (трудовые договора, приказы, карточки учета, платежные ведомости и др.), необходимо сдать в архив по месту фактического нахождения ликвидируемого предприятия.

Принудительный способ может быть инициирован, если со стороны арбитражных органов были обнаружены существенные нарушения законодательства, например, осуществление рабочей деятельности без наличия соответствующей лицензии.

Пошаговая инструкция ликвидации юридического лица может дать исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Основные подходы

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вместе с данными мерами ликвидационная комиссия проводит и сопроводительную оценку имущества компании. Данная операция предусмотрена п.3 специального документа по инвентаризации основных средств, остальных активов, товарно-материальных ценностей, финансовых средств и документации, утвержденной .

Важно отметить, что инвентаризация проводится за определенное число времени до составления баланса ликвидируемой фирмы

Налоги и подчинённые

Налоговые органы вмешиваются с проверкой в процесс ликвидации компании еще до составления промежуточного баланса, однако, данные проверки проводятся не во всех случаях. Например, так называемые не подвержены данному контролю. В любом случае компания должна заведомо позаботиться о приготовлении требуемого налоговыми органами пакета бумаг.

Если дата проверки уже была назначена, то дальнейшую процедуру ликвидации проводить нельзя, то окончания работы налоговых органов на местах.

Что касается работников закрываемой компании, то они должны быть в соответствии с положениями ТК РФ и с учетом выплат всех возможных .

Руководитель фирмы обязан уведомить центр занятости, который находится по месту базирования организации, о предстоящих массовых увольнениях. Данную операцию необходимо осуществить за 3 месяца до начала увольнений и последующей ликвидации.

Публичные нюансы

Уведомление уполномоченных органов является важным этапом в процессе ликвидации. После решения о закрытии в течение 3 дней необходимо предоставить уведомления в регистрирующую структуру по месту расположения фирмы. Также необходимо осуществить оплату в соответствии с действующим законодательством.

Оплату может выполнить только то лицо, которое осуществляло регистрацию предприятия и совершало аналогичную процедуру в процессе государственной регистрации. В налоговые службы должны быть предоставлены документы, подтверждающие публикацию в СМИ сведений о ликвидации.

Каждая из подписей в специальных унифицированных формах должны быть подтверждены в официальном нотариальном порядке. Ликвидация компании считается завершенной только после внесения связанных с процессом сведений в ЕРГЮЛ.

Финальные этапы

Перед тем, как официально закрыть юридическое лицо ликвидационная комиссия обязана представить следующий набор документов:

  • заявление по специальной форме, которое содержит всю необходимую информацию об исполнении основных этапов ликвидации в соответствии с регламентом и о проведении всех расчетных процедур;
  • документ с информацией о ликвидационном балансе;
  • справка об уплате государственной пошлины;
  • нотариально заверенное подтверждение о предоставлении всей информации в ПФ.

Важная информация: размер государственной пошлины, которую требуется уплатить в процессе ликвидации юридического лица составляет 800 рублей . Данная сумма регулируется НК. Размер пошлины не относится к процессу банкротства.

В заключение необходимо отметить, что после официального окончания деятельности юридического лица порядок этапов следующий: важно осуществить закрытие расчетного счета, который был открыт ранее. Из-за того, что каждая официальная организация должна иметь собственную печать – она также должна быть ликвидирована.

Вся документация, которая подлежит обязательному хранению в соответствии с нормами действующего законодательства должна быть помещена в специальный архив на установленный Законом срок.

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, - представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №  248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@ ).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации ), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации , в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке , установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Ликвидация юридического лица - это процедура прекращения им своего существования без перехода прав и обязательств на другое лицо. Порядок ликвидации юридического лица четко регулируется действующим законодательством. Федеральные законы устанавливают и основания, на которых организация может быть ликвидирована.

Основания ликвидации юридического лица

Законом предусмотрены следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников (учредителей) или уполномоченного ими органа:

  • организация достигла цели своего создания
  • по любому другому основанию.

По решению суда:

  • в случае признания юридического лица банкротом
  • при грубом нарушении законодательства при создании организации
  • при грубом и регулярном нарушении законодательства во время функционирования
  • при осуществлении деятельности без лицензии, если таковая требовалась
  • при отсутствии организации по указанному месту нахождения в течение года
  • при отсутствии учредителей и участников организации, без которых она не может функционировать по месту проживания более чем в течение одного года
  • если систематически осуществлялась деятельность, противоречащая целям создания организации
  • на других основаниях предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица по причине грубого нарушения законодательства в момент регистрации допускается только в том случае, если это нарушение носит неустранимый характер. По причине грубого неоднократного нарушения законодательства на протяжении своей работе - если эти нарушения затрагивали интересы третьих лиц.

Юридическая помощь по ликвидации юр. лиц

Оперативная консультация по телефону или в офисе бюро

Адвокат по арбитражным делам - помощь специалиста по ликвидации юр. лиц

Порядок ликвидации юридического лица

Порядок установлен законами Российской Федерации. Ликвидация юридического лица может быть начата по заявлению его кредиторов (банкротство) или государственного органа (если выдвижение подобных требований является его законным правом). Ликвидация возможна только по решению суда.

Обязанность по ликвидации организации возлагается на:

  • собственника
  • уполномоченный собственником орган
  • уполномоченный на ликвидацию учредительными документами орган
  • назначенный судом орган.

Кто бы ни принял решение о ликвидации юридического лица - его собственник или суд - он должен незамедлительно поставить в известность регистрационный орган для возможности внесения последним в реестры соответствующих записей.

Требования кредиторов удовлетворяются по ликвидационному листу. Порядок ликвидации юридического лица устанавливает, что если его активов оказывается недостаточно для покрытия всей задолженности, то с торгов реализуется имущество. Также законом установлен порядок удовлетворения требований разных кредиторов.

Принудительная ликвидация

Причинами для завершения деятельности фирмы и ее ликвидации могут быть:

  • грубые нарушения, которые произошли еще на стадии регистрации компании, и повлекшие за собой необратимые последствия;
  • отсутствие лицензий на деятельность;
  • банкротство;
  • добровольное желание одного из учредителей и прочие для этого основания, предусмотренные Законом.

Принятие решения о ликвидации предприятия

Если ликвидация является добровольной, то она начинается с подачи заявления учредителями или советом учредителей. После выполнения внутренних решений и обязанностей решение о закрытие должно быть направлено в регистрационный налоговый орган. Далее дело переходит в руки налоговой, которая выдает свидетельство о прекращении деятельности организацией.

Следующий этап включает в себя уведомление банка, закрытие расчетного счета, официальное объявление о закрытии юридического лица. Чтобы процедура считалась официальной, важно дождаться проверки налоговой, которая осуществляется вместе с ее выездом на место главного штаба компании - происходит это в течении трех месяцев после закрытия компании. При этом налоговая выясняет не только то, уплачены ли налоги, но и следит за отсутствием осуществления деятельности со стороны закрытой организации.

Кроме того, налоговый орган обязательно выясняет, есть ли у организации задолженности – если они есть, осуществляется процесс по возвращению долгов. Если же такой процесс невозможен, то документы подаются в соответствующие инстанции. Важным условием для ликвидации является соглашение с увольнением всех работников и выплата денежных компенсаций в размере заработной платы. Впрочем, нередко такие моменты приводят к судебным трудовым спорам.



Поделиться