Где получают среднее специальное образование. Среднее специальное образование. Документы для поступления в колледжи и техникумы

Рассмотрим некоторые учебные заведения, в которых можно получить среднее специальное и высшее образование.

Особенности средних учебных заведений

В колледжах, педагогических и медицинских училищах, юридических и ветеринарных техникумах, могут обучаться выпускники основной школы. Появились они в нашей стране благодаря революционной реформе Луначарского. В тридцатые годы в советской республике были созданы техникумы, которые стали средним звеном между высшими заведениями и школами.

Эта специальная программа обучения выпускников будет оснащать вас учебными стратегиями обучения и новейшими прикладными исследованиями, чтобы обеспечить успех для учащихся средних школ, переходящих к жизни за пределами школы. Для этой программы не требуется никаких практических занятий или резиденции.

Наши консультанты по приему здесь помогут ответить на ваши вопросы относительно требований к приему и лицензирования. Перед тем, как начать форму, мы рекомендуем вам ознакомиться с нашим вступительным заявлением. Вам также необходимо будет включить Письмо о введении, а также требования.

В то время средние специальные учебные заведения стали инструментом для массовой подготовки работников фабрик, сельского хозяйства. Параллельно происходило развитие заводских училищ, которые именовались профессиональными техническими училищами.

Сроки обучения в ссузах

Учебные заведения среднего звена рассчитаны на двух-трех летнее обучение. Продолжительность учебы зависит от направления, первоначального уровня абитуриента. После реформирования российского образования, во многих средних учебных заведениях изменились правила приема, обучают только выпускников средних школ.

Международные заявители должны соответствовать требованиям английского языка. Эти требования находятся. Для получения дополнительной информации о наших требованиях к поступлению посетите веб-сайт Департамента специального образования. В Университете Канзаса мы признаем, что специальное образование является развивающейся областью со сложной историей. Эта магистерская программа включает в себя представление с большой картинкой, предоставляя вам современные передовые методы и методики, которые вы можете применить уже в первом семестре.


Состав системы среднего образования

Такие учебные заведения России состоят из заведений среднего профессионального профиля. К ним относятся медицинские, культурные, гуманитарные заведения, техникумы, колледжи.

Те юноши и девушки, которые выбирают обучение в таких учебных заведениях, могут рассчитывать на получение технических специальностей. Также в ссузах обучают навыкам управленческой работы, например, можно получить юридическое образование, получив возможность работать секретарем в суде.

Курсы, включенные в эту программу

Учебные стратегии обучения и новейшие прикладные исследования для обеспечения успеха для учащихся средних школ, переходящих к жизни за пределами школы. Методы применения эффективных моделей и программ перехода в условиях образования. Более глубокое понимание межведомственных и профессиональных услуг, которые поддерживают переход к взрослой жизни. Обратите внимание: список и последовательность курсов могут быть изменены.

Университет Канзаса привносит богатую академическую традицию в онлайн-среду. Наш факультет специального образования находится на переднем крае исследований и практики для улучшения жизни детей с особыми потребностями. Выпускники программы работают во многих настройках.

Те студенты, которые обучаются по специальностям, востребованным на предприятии, часто выдается стипендия.


Медицинские училища

Учебные заведения такого профиля располагаются в разных регионах нашей страны. Например, в Архангельской области действует престижный медицинский колледж, осуществляющий прием по следующим направлениям: «сестринское дело», «акушерство».

Обращаем ваше внимание на то, что программа перехода к среднему специальному образованию не приводит к выдаче лицензии учителю или государственному индоссаменту в штате Канзас. Роль специального педагога выходит за рамки ежедневного воздействия, которое они оказывают на жизнь учащихся с ограниченными возможностями - это также роль защитника, влияющего на социальные барьеры и меняющиеся сообщества.

С уделением особого внимания социальной справедливости выпускник этой программы будет эффективным защитником, работающим над улучшением опыта в классе для всех учащихся. Эти мастера, ведущие к выдаче учителей в специальном образовании, подготавливают студентов к обучению студентов эмоциональным и поведенческим нарушениям и инвалидности, как внутри, так и за пределами класса.

Для поступления нет необходимости сдавать единые государственные экзамены, достаточно предоставить аттестат о среднем образовании, принять участие в конкурсе. Училище предоставляет студентам благоустроенное общежитие, способствует в трудоустройстве, прохождении производственной практики.

В этой модели аспиранты узнают о лучших практиках и исследовательских вмешательствах посредством своей курсовой работы, имея возможность одновременно применять их в своей полной стажировке в клинической интернатуре в терапевтической школе. Студенты-выпускники не только сочетаются с партнерской школой для стажировок, но и с сотрудничающим учителем, который служит наставником и поддерживает в здании школы. Университетский профессорско-преподавательский состав и сотрудники обеспечивают двухнедельный контроль и индивидуальную обратную связь в отношении прогресса в обучении, а также еженедельные семинары, которые являются форумом для профессионального роста и эмоциональной поддержки со стороны сверстников.

Учебные заведения подобного направления функционируют в Санкт-Петербурге, Москве.


Педагогические колледжи

Несмотря на то что в последнее время существенно снизился интерес к педагогическим специальностям, в каждом российском регионе существуют учебные заведения подобной направленности. Помимо традиционных специальностей, связанных с подготовкой учителей начальных классов, такие специальные учебные заведения занимаются обучением будущих преподавателей иностранного языка, воспитателей. Например, архангельский педагогический колледж предлагает абитуриентам дополнительные курсы по английскому языку, обучение компьютерной грамотности.

Выпускники этой программы пользуются большим спросом после трудоустройства после программы, а также демонстрируют уровень удержания учителей во много раз выше, чем в среднем по стране. Эта программа ориентирована на подготовку учителей студентов с эмоциональной и поведенческой инвалидностью в 6 классах.

Это позволяет учащимся изучать, сравнивать и контрастировать школы с самыми разными студенческими группами, структурами и демографическими данными. Сделайте это шагом к социальной справедливости. Кестер на сессии, посвященной своему капонированному проекту «Возможности развития карьеры для студентов с ограниченными возможностями». Эрик Дюер, недавний выпускник магистра, представил «Предпринимательство по бюджету». Д-р Кестер совместно с Джули Стеллой и Мэтью Флэнаганом, докторантами, провел сессию под названием «Цифровая интеграция: пусть будет мозговой штурм!».

Зачисление в колледж осуществляется на базе среднего образования. Результаты ЕГЭ не учитывают, но обязательно проводится дополнительный конкурс аттестатов. Дополнительные балы можно получить за предоставление портфолио личных достижений.

Практически все учебные заведения после завершения обучения помогают выпускникам в трудоустройстве.

Специальное образование - это область, в которой работают профессионалы для обучения детей с ограниченными возможностями. Иногда трудности возникают в академической области. Иногда инвалидность является тяжелой физической, психической и эмоциональной. Преподаватели специального образования помогают учащимся, борющимся в школе, стать как можно более независимыми. Специальное образование является частью всех школ. Он определяется как специально разработанная инструкция для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся с ограниченными возможностями.


Документы для поступления в колледжи и техникумы

Независимо от направления деятельности, существуют общие требования к документам, предоставляемым абитуриентом в приемную комиссию. Помимо подлинника аттестата, первой страницы гражданского паспорта (копии), четырех фотографий размерами 30 на 40 мм, предоставляется медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний к обучению.

Закон об образовании лиц с инвалидностью требует предоставления специальных образовательных услуг для учащихся дошкольного возраста в средней школе. Услуги должны предоставляться студентам с ограниченными возможностями в обучении, нарушения речи или языка, нарушениями познавательной способности, эмоциональными нарушениями, другими нарушениями здоровья, множественными нарушениями, нарушениями слуха, ортопедическими нарушениями, аутизмом, нарушения зрения, травматической черепно-мозговой травмой, задержкой развития, слепотой и глухота.

Заведения высшего звена

Выясним, какие учебные заведения считаются востребованными у современных выпускников. За последние годы существенно выросло количество школьников, выбирающих для обучения медицинские университеты и академии. В чем причина востребованности таких вузов? Какие специальности в них можно получить? Медицина стали привлекательным направлением после тех преобразований, которые были проведены в нашей стране в данной отрасли.

Карьерные возможности в специальном образовании: интервенционистская и всесторонняя концентрация, с 6-12 лицензиями на получение общего образования. Недостаточно учителей специального образования для удовлетворения существующих потребностей. Критическая нехватка учителей существует во всех областях и на всех уровнях: дошкольная, начальная, средняя и средняя школа. На нашей ежегодной ярмарке вакансий в сфере образования рекрутеры из окружающих штатов предлагают новые компьютеры, перемещают расходы и подписывают бонусы.

Зарплатные тенденции в специальном образовании: интервенционистская и всесторонняя концентрация, с 6-12 лицензиями на получение общего образования. Заработная плата учителя варьируется в зависимости от уровня формальной подготовки и количества лет опыта. Заработная плата варьируется между штатами и школьными системами. Поскольку они также завершают однолетнюю стажировку на уровне выпускников, они начинаются как учитель второго курса. Это ставит их в два шага вверх по шкале заработной платы - по одной для повышения квалификации и по одному для учебного года по стажировке, когда работает в школьной системе Теннесси.

Повышение заработной платы, возможность трудоустройства, сделали медицинское образование востребованным и престижным. Независимо от географического расположения медицинского университета (института), обучение осуществляется по следующим направлениям:

  • стоматология;
  • общая практика (терапия);
  • педиатрия;
  • фармацевтика.

При подаче документов в приемную комиссию абитуриент предоставляет результаты прохождения единого государственного экзамена по химии, биологии, русскому языку. Средний балл зависит от факультета, региона, количества набора.

Особенности средних учебных заведений

Студенты должны заполнить основные программы трека колледжа, которые будут приняты в университет. Средняя школа является критическим периодом для профессиональной подготовки и подготовки. Учащиеся, рассматривающие образование в качестве специального образования, должны искать возможности, которые могли бы предоставить их инвалидному населению и профессионалам, которые служат этому населению. Большинство программ средней школы, обслуживающих студентов с тяжелыми формами инвалидности, активно привлекают «равных преподавателей».

На протяжении нескольких лет конкурс в высшие заведения юридического и экономического профиля. Несмотря на то что далеко не все выпускники потом трудоустраиваются, поступить в такие вузы на бюджетную основу достаточно сложно.


Заключение

После подписания нашей страной в 2003 году Болонской декларации, система высшего образования подверглась существенным преобразованиям. Среди позитивных новшеств можно отметить возможность беспрепятственного передвижения студентов между странами - участниками Болонского договора.

Участие в программах обучения ребятам приведет к приобретению прямых учебных навыков, а также к важному первому опыту со студентами-инвалидами. Кроме того, учащиеся, рассматривающие эту профессию, должны использовать возможности неофициального интервью с учителями специального образования в своих школах. Такие учителя являются ценными ресурсами при выборе университетской программы обучения и смогут описать конкретные программы, которые они завершили. Самая важная подготовка - это работа со студентами с особыми потребностями, будь то инструктор-сверстник, няня или в другом контексте.

Появились многочисленные международные проекты, стажировки, шанс на трудоустройство в любых странах. Помимо специалитета, в российском высшем образовании появилась магистратура и бакалавриат, что является нормой для европейской системы. Выпускники крупных отечественных вузов теперь являются обладателями двух дипломов: отечественного и европейского образца.

Многие из наших студентов имеют богатую историю такого опыта. Как майор в специальном образовании: интервенционистская и всесторонняя концентрация, с 6-12 лицензиями на получение общего образования. Перспективным студентам следует обращаться за консультациями через Колледж образования, здравоохранения и гуманитарных наук. Студенты должны подать заявку на прием в специальную образовательную программу после завершения как минимум 45 кредитных часов. Потенциальные студенты подают заявки на прием, подавая письменную документацию, а затем соберутся на прием в приемную комиссию, состоящую из преподавателей специального профиля и специалистов в этой области.

В 1992 году законодательством РФ в систему высшего образования были введены образовательные стандарты. Это позитивно отразилось на качестве подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время в качестве отдельного уровня высшего образования выделяют аспирантуру.

Некоторые отечественные учебные заведения, например, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, получили право на самостоятельную разработку образовательных стандартов, а также на введение дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов. Какое именно учебное заведение выбрать для получения профессионального образования, должен выбирать сам выпускник российских школ. В настоящее время для учеников девятых и одиннадцатых классов организуются специальные курсы, направленные на помощь им в выборе профессии.

Студенты, которые рекомендуются для поступления, имеют право на получение учебных курсов. Бакалавриат курсовой работы состоит из широкого академического учебного плана с балансом искусств и наук. Высокоспециализированная курсовая работа начинается в младший год. Студенты имеют возможность проводить специальное образование по раннему детству с дополнительной курсовой работой.

Заведения высшего звена

Требования к специальному образованию: интервенционистская и всесторонняя концентрация, с 6-12 лицензиями на получение общего образования. Студенты преподают бакалавриат по специальному образованию, причем большая часть курсовой работы и полевого опыта происходит в течение старшего года. С. в образовании по окончании старшего года; и продолжаются в течение 5-летней стажировки, в которой они обучаются в качестве учителей первого курса в интервенционистских, всесторонних и средних условиях.

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, одна из форм проф. образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоят, исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только проф. умений и навыков, но и соответствующей теоретич. подготовки,- техников, агрономов, учителей нач. классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С. с. о.- высшая ступень проф. подготовки (артист балета, цирка, нек-рые художеств, специальности).

Специальные программы, кооперативы и стажировки

С утвержденным 12-часовым сроком обучения, студенты получают степень магистра в области образования. В течение старшего года студенты заканчивают более 250 часов работы в полевых условиях в государственных школах, связанных со специальными курсами обучения. Учащиеся участвуют в мероприятиях, начиная от оказания помощи учителям в подготовке материалов к сопутствующим занятиям в командировках для обучения уроков небольшим и большим группам. Кроме того, некоторые студенты выбирают более ранний опыт работы на местах, что дает им возможность в первую очередь испытать опыт в реальной школе.

С. с. о. как самостоятельная ступень проф. и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й пол. 20 в., хотя отд. средние специальные учебные заведения (технич., мед., пед., коммерч., иск-ва и др.) появились уже в нач. 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. ср. квалификации. (Об истории развития и содержании различных отраслей С. с. о. см. в статьях об отраслях специального образования, напр. Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С. с. о. в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.)

В СССР и ряде др. социалистич. стран С. с. о.- органическая часть системы народного образования, один из основных путей осуществления всеобщего ср. образования.

В СССР С. с. о. складывается из общего ср. образования, полученного уч-ся в средней общеобразовательной школе или получаемого окончившими 8 классов школы в ср. спец. уч. заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, проф. умений и навыков по специальности.

В СССР С. с. о. осуществляется более чем по 450 различным специальностям, объединённым в отраслевые группы: геологич., горные, энергетич., металлургич., машиностроит., приборостроит., электротехнич., радиотехнич., лесотехнич., химич., строит., геодезич. и картографич., гидрометеорологич., с.-х., трансп., полиграфич., технологии пищ. продуктов, технологии товаров широкого потребления, торг., планово-экономич., финанс.-статистич., юридич., мед., фи-зич. культуры, пед., библиотечные, муз., театральные, художественные. Особая отрасль С. с. о.- военное образование (см. также Военно-учебные заведения).

Осн. типы уч. заведений в системе С. с. о.- техникумы (пром., строит., транспорта и связи, с.-х., экономич., индустриально-педагогические и др.) и училища (мед., мореходные, пед., муз., художеств., хореографич., театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах уч-щ, напр. Медицинские училища).

Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём уч. дисциплин, изучение к-рых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает уч-ся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Уч. предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразоват., общетехнич. (общемед., общепед. н др.) и специальный. К предметам общеобразоват. цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностр. язык и обществоведение. Общее ср. образование, получаемое уч-ся ср. спец. уч. заведений, по содержанию несколько отличается от того, к-рое даёт ср. общеобразоват. школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение - в большем; в художеств, и театр, уч-щах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в мед. уч-щах - по биол., хим. дисциплинам. Предметы спец. цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в спец. цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

Комплекс и объём уч. дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами, утверждаемыми для всей системы С. с. о. Министерством высшего и ср. спец. образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу - от 3 до 4 лет, для выпускников ср. школы - 2-3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных уч. занятий в неделю на дневных отделениях не св. 36 ч; на вечерних - до 16 ч; занятия с уч-ся заочных отделений - гл. обр. в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах - до 4 недель (120-140 ч), на 3-5-м курсах - до 6 недель (200-220 ч).

Занятия проводятся в группах постоянного состава (25-30 чел.). Осн. организационные формы уч. процесса - урок, лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), лабораторные занятия, уч., производств, практика, курсовые и дипломные проекты (дипломные работы). Получают распространение факультативные курсы (в уч-щах иск-в - и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы - семинары.

Уч. планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретич. и практич. занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются уч.-производств, мастерские, где уч-ся приобретают проф. навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции - инструментов, приборов, различных станков и др.) Уч. планы с.-х., геологич. н ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практич. занятий проводятся во время развёртывания этих работ. По мед. специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.

В муз. и художеств, уч-щах, а также в нек-рых культ.-просвет, школах изучение теоретич. дисциплин сочетается с приобретением уч-ся навыков проф. мастерства в течение всего периода обучения.

Уч-ся техникумов выполняют 2-3 курсовых проекта по профилирующим предметам спец. цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей - дополнительный проект по деталям машин. По мн. пром. специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний - в течение всего уч. года, экзамены - по окончании семестра, уч. года (в заочной системе - по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней - по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах - период дипломного проектирования, в течение к-рого проверяется готовность будущего специалиста к самостоят, решению технич. вопросов по избранной специальности. Выпускники пед., мед., художеств., культ.-просвет, и нек-рых др. уч. заведений вместо дипломного проекта сдают гос. экзамены, защищают дипломные работы.

С. с. о. без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству мед. и художеств, специальностей, вечерняя- по с.-х., геологич., гидрометеорологич., геодезич. и нек-рым др. специальностям. Все виды практики уч-ся вечерних и заочных техникумов, уч-щ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).

Внеклассная работа (обществ.-политич., образоват., по технич. творчеству, спортивная, занятия различными видами иск-ва и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей ср. спец. уч. заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в нек-рых вузах (напр., в Моск. с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус, политехническом ин-те, Моск. кооперативном ин-те) - спец. пед. ф-ты, готовящие преподавателей для техникумов и уч-щ.

Учебники и др. уч. и уч.-методич. литературу для системы С. с. о. выпускают"Высшая школа", "Просвещение" и др. центр, изд-ва (ежегодно св. 400 названий спец. учебников и пособий тиражом св. 11 млн. экз.). Издаётся ежемесячный журн. "Среднее специальное образование".

Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей нар. х-ва (по союзным республикам и стране в целом).

Приём в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.

В том числе:

промышленность и строительство...

транспорт н связь...

сельское хозяйство...

экономика и право...

здравоохранение, физическая культура и спорт...

просвещение...

искусство и кинематография

В 1974/75 уч. г. численность уч-ся ср. спец. уч. заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых - 24,7; разработка месторождений полезных ископаемых - 58,8; энергетика - 198,9; металлургия - 50,6; машиностроение и приборостроение - 540,0; электромашиностроение и электроприборостроение - 141,0; радиотехника и связь - 139,0; химия. технология - 73,7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 47,6; технология продовольственных продуктов - 163,1; технология товаров широкого потребления - 108,1; строительство - 432,4; геодезия и картография - 13,4; гидрология и метеорология - 7,1; с. X-BO - 633,5; транспорт - 287,9; экономика - 625,6; здравоохранение и физическая культура - 431,1; просвещение - 372,2; искусство - 125,0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С. с. о. по вечерней системе обучения получили 2,5 тыс. чел., по заочной - 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104,7 тыс. и 184 тыс., в 1974 - 133,6 тыс. и 274,6 тыс. чел.

За годы Сов. власти в системе С. с. о. подготовлено св. 20 млн. специалистов.

Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.

Всего специалистов

В том числе:

техников...

агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров...

плановиков и статистиков...

товароведов...

юристов...

медицинских работников (включая зубных врачей) ...

педагогов, библиотечных и культурно-просветительных работников...

Пути развития сов. системы С. с. о. определены в постановлении ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием" (1974).

В др. социалнстич. странах существуют гос. системы С. с. о., отвечающие нац. особенностям и требованиям нар. х-ва. В странах, где системы С. с. о. близки к принятой в СССР (напр., Болгария и Монголия), уч-ся ср. спец. уч. заведений получают общее ср. и проф. образование, их теоретич. подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С. с. о., принятая в ГДР. В ср. спец. уч. заведения принимаются лица, окончившие ср. школу и имеющие стаж работы на предприятии (1-2 года) или прошедшие 2-3-годичное обучение в проф. уч-щах. В Венгрии в сер. 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие проф. школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактнч. профиля. С. с. о. на Кубе дают главным образом технологические ин-ты, занимающиеся по уч. планам, сходным с уч. планами сов. техникумов.

Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, напр., успешно работают созданные с помощью СССР нефт., металлургич. и текст, техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технич. ин-т). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефт. и автодорожный техникумы. MH. представители молодёжи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С. с. о. в сов. техникумах и уч-щах.

Разнообразны системы С. с. о. в к апиталистических странах. Во Франции в технич. лицеях готовятся техники и техники со званием бакалавра, имеющие юрндич. право продолжать образование в высшем уч. заведении. Однако получаемые ими спец. знания недостаточно высоки, поэтому во MH. лицеях есть отделения "высших техников", на к-рых даётся хорошая теоретич. и практич. подготовка по специальности. "Высшие техники" обычно занимают младшие технич. должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений франц. лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертёжников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С. с. о. во Франции дают также двухгодичные пед. уч-ща.

В США С. с. о. осуществляют младшие колледжи, сеть к-рых во MH. штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее ср. образование в объёме 12 классов. Уч-ся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего уч. заведения. Но т. к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращённый курс с несколькими общетехнич. дисциплинами, но пониженной физ.-математич. программой, к-рый даёт возможность окончившему получить низшую гехнич. должность в различных фирмах. Во MH. колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести нек-рые практич. навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60-100) профилирующих дисциплин. Нек-рые частные фирмы организуют т. н. технич. ин-ты (напр., Радиоинститут CA в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнич. ин-т в Вашингтоне и др.), к-рые дают уч-ся за высокую плату достаточную практич. подготовку по специальности. Однако уч. планы этих ин-тов обычно не включают общенауч. и гуманитарные дисциплины.

Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, M., 1974. Б. А. Кузьмин.



Поделиться