Представительная демократия. Конституционное право - семинар

Государственной Думы

Лекция 11

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата

План:

Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ

Вопрос 2. Основные формы деятельности депутата.

Вопрос 3. Основные гарантии депутатской деятель­ности.

Получая на выборах «представительский мандат », депутаты законодательных (представительных) органов должны выражать волю избирателей, те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение главной (законодательной) функции парламентов. Неумение и нежелание их уловить, понять и выразить, неспособ­ность правильно отражать интересы общества легко де­формируют содержание не только законодательной, но и иных парламентских функций.

Взаимоотношения между избирателями и депута­том могут строиться на принципах «императивного » и «свободного мандата ». Каждый из них содержит опре­деленный режим ответственности депутата перед из­бирателями.

До выборов 1993 г. в России отношения между депу­татом и его избирателями строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил в науке название «свободный мандат».

Свободный мандат. Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государ­ственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Это правило парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о долж­ном и собственной совестью. На этом основании отрица­ется право избирателей отозвать депутата, не оправдав­шего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте - преж­де всего полноправный член коллегии, обладающий вла­стью на всем пространстве страны.

Уже французская Конституция 1795 г. установила, что депутаты являются представителями всей нации. Либеральная трактовка содержания свободного манда­та включает в себя следующие положения:

· мандат является общим (хотя депутаты избираются по округам, они представляют весь народ);

· мандат факультативен (его осуществление свободно от принуждения, депутат не обязан участвовать в парламентских заседаниях и учитывать мнение сво­их избирателей);

· мандат не подлежит отзыву;

· одобрение действий депутата не требуется, так как он считается выражением воли народа.

Депутат избирается не потому, что он дает какие-либо обещания, а поскольку его взгляды и программа близки избирателям, полезны государству и обществу.

На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от партии, поддерживающий его на выборах. Кроме того, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избиратель­ную кампанию или оказали ему другую поддержку. Хотя и предполагается полная независимость от электората, при последующих выборах депутат будет вынужден учи­тывать потребности и интересы избирателей.



Императивный мандат. Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными. Принцип императивного мандата был воспринят марк­систско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871г. Затем после 1917г. он нашел отражение в Конституциях и законодательстве Союза ССР, других социалистических стран.

Понятие «императивный мандат» включает совокуп­ность трех элементов:

Обязательность наказов избирателей;

Обязательность отчетности депутата;

Право отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.

В данном случае депутат представляет жителей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказа­ми перед избирателями и несет ответственность за неис­полнение своих обязательств. Существо ответственнос­ти выражается в отказе избирателей поддержать депу­тата на очередных выборах или в его отзыве.

В современных государствах используется сочетание «свободного» и «императивного» мандата. Как прави­ло, на общегосударственном уровне применяется сво­бодный мандат, а на уровне местного сообщества, где депутат более всего чувствует связь с избирателями, - императивный,

В России депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, а на уровне субъектов Федерации (Тамбовская, Калининградская, Московская области) и на местном уровне в их деятельности просматриваются элементы императивного мандата.

Депутаты Государственной Думы - это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от име­ни всего российского народа. Статус депутата законода­тельного органы Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией и Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депута­та Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской федерации» от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ (с измене­ниями на 25 июля 2006 г.).

Депутатами Государственной Думы могут быть толь­ко российские граждане, достигшие 21 года и обладаю­щие активным избирательным правом. Они не вправе быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы ра­ботают на постоянной профессиональной основе.

Хватит возмущаться Госдумой и деятельностью депутатов! И не надо требовать от них, чтобы занимались тем, чем не должны ‒ выполнять наказы избирателей, защищать их права и интересы, работать на благо народа.

Депутат по закону не обязан работать на благо избирателей и отвечать перед ними.

Согласно Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно а также через органы государственной власти и местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Исходя из этого, вы, выбирая депутата, полагаете, что выбираете своего представителя, который будет работать на вас? Но в Конституции нигде не сказано, что в ходе выборов народ делегирует власть своим избранникам и, соответственно, спрашивает с них за использование чего-либо.

Права, обязанности и ответственность депутатов сейчас определяет закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». И в нем предусмотрено ровно 6 обязанностей:

  1. передать свои ценные бумаги в управление. Но не в любом случае, а только если владение ими «может привести к конфликту интересов»;

  2. поддерживать связь с избирателями;

  3. рассматривать обращения избирателей;

  4. вести прием граждан не реже, чем один (!) раз в два месяца;

  5. проводить встречи с избирателями не реже, чем один (!) раз в полгода;

  6. соблюдать этические нормы.
Это все, что обязан делать депутат. Где здесь про наказы и защиту чьих-то, кроме своих собственных, интересов? Закон не требует даже, чтобы депутат на работу ходил ‒ присутствовал на заседаниях органа, в который выбран!

То есть выбирая депутата Госдумы, мы НЕ выбираем своего представителя, мы НЕ осуществляем свою власть, как это записано в Конституции. Мы выбираем людей, которые НЕ обязаны отстаивать наши интересы и заботиться о наших правах. К тому же они физически недоступны для нашего контроля или влияния, как журавль в небе. Принимая персонально граждан раз в два месяца и встречаясь с ними чохом раз в полгода, остальное время депутат находится в свободном так сказать полете. Чем он там занимается, если по закону и в Думу ему ходить не надо – Бог весть!

* * *

В проклятом СССР все было не так. Советский закон от1990 г. «О статусе народного депутата СССР» предусматривал всего три обязанности:
  1. присутствовать на заседаниях;

  2. принимать участие в работе органов Съезда или Верховного Совета, если избран в них;

  3. отчитываться перед избирателями о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы и реализации наказов. Отчет народного депутата СССР может быть проведен по требованию группы избирателей или членов избравшей его общественной организации, численностью не менее 500 человек.
Вот так ‒ обязан ходить на работу и отчитываться перед избирателями по их требованию.

Цель работы депутата тоже была закреплена законодательно: «Депутат как полномочный представитель народа в высших органах государственной власти страны использует свой статус для обеспечения гарантии прав и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинства».

Вот еще цитата из советского закона:

«Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам. Народный депутат СССР добивается претворения в жизнь наказов избирателей и общественных организаций.

Народный депутат СССР, не оправдавший доверия избирателей или избравшей его общественной организации, может быть отозван в установленном законом порядке».

Наказам избирателей посвящалась целая глава закона. Причем выполнение наказов должны были обеспечивать Совет Министров СССР, другие государственные и общественные органы.

Вот это и есть народовластие, это и есть демократия – хотя бы в виде декларации: депутат подчиняется народу, отчитывается перед ним, а указания народа исполняются правительством. При нынешней «отвязанной» демократии даже декларации такой не существует.

* * *

Закон 1972-го года «О статусе народных депутатов в СССР» был еще интереснее, от него веет романтизмом и лирикой:
«Депутаты уполномочены народом участвовать в осуществлении Советами государственной власти, выражать его волю и интересы. Быть народным депутатом ‒ высокая честь и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные государственные и общественные обязанности… Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избирателей, всегда быть на уровне требований, предъявляемых к нему народом… Депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти…»
При этом «в своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, а также экономические, культурные, национальные и иные особенности союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, от которых депутат избран или на территории которых находится его избирательный округ».

В обязанности вменялось не просто посещать сессии, но и активно участвовать в ее работе. И, разумеется, отчитываться перед избирателями: «Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен».

Да, голосовали депутаты ВС СССР и других союзных республик всегда под единую копирку. Однако при выезде в столицы вели огромную работу в министерствах и ведомствах по «выбиванию» необходимого для своих избирателей, утрясению бюджетов, внесению законодательных поправок в пользу своих мест. Сегодня вся эта работа канула в лету – осталось лишь голосование под копирку, чуть более изощренную, но с железно предсказуемым итогом.

Итак существующее российское законодательство гарантирует слом инструментов контроля народа за отданной депутатам властью. Поэтому идя на выборы, помните, что выбираете людей, которые по закону не должны работать на ваши интересы. И не удивляйтесь потом, что эти избранники плевать хотели на вас и ваши проблемы.

Ибо тут весь закон демократического рынка: человек заплатил несколько миллионов – а то и десятков миллионов долларов за то, чтобы попасть в Госдуму или в Совфед. И дальше должен отбить, да еще с прибылью, свои затраты, для чего ему и предоставляется свободный график посещений всяких заседаний и встреч с наивной публикой.

Лекарства против этой пагубы сегодня не придумано, но вся беда даже не в этом, а в том, что творческая энергия масс сведена всей нынешней демократией в песок. И на любых выборах если как следует помазать избирателей по губам сладкими посулами, а еще лучше – парой-другой тысяч рублей, они табунами валят на избирательные участки.

Юрий Николаевич

Олег Александрович, как вы оцениваете итоги выборов 13 сентября, перемены в Законодательном собрании и распределение руководящих постов в комитетах на первой сессии 6-го созыва?

Можно сказать, что итоги выборов отражают ту расстановку сил в городе и области, которая сложилась на сегодняшний день. Каких-то неожиданностей не произошло, победили те кандидаты, которые смогли убедить своих избирателей, что именно они в состоянии решить насущные вопросы, волнующие людей.

У выборов 13 сентября были и свои особенности, которые отличали их от предыдущих выборных кампаний. Во-первых, они были самыми масштабными - 13 сентября мы выбирали не только депутатов Законодательного собрания, но и депутатов городского Совета. Во-вторых, выборы впервые проходили в сентябре, а основная часть предвыборной кампании пришлась на летний период, что не очень-то удобно, поскольку это период наименьшей политической активности избирателей.

Что касается перемен в составе Законодательного собрания, то я бы отметил, что произошло заметное обновление депутатского корпуса, хотя костяк его остался прежним: из 76 депутатов 30 человек получили депутатский мандат впервые. Считаю позитивным фактором, что среди депутатов 9 человек - женщины. Относительно руководства комитетами скажу, что оно избирается самими членами комитетов, как правило, его доверяют наиболее опытным и сведущим депутатам, которые к тому же должны уметь отстаивать свою точку зрения перед руководством Законодательного собрания и на сессиях.

Вас можно поздравить с избранием заместителем председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам!

Спасибо. Вообще-то я никогда ни к каким должностям не стремился. Думаю, что коллеги сделали такой выбор потому, что в составе комитета я работаю уже третий созыв подряд, достаточно хорошо знаю проблемы, которые предстоит решать, опыт накоплен, прямо скажем, немалый.

Вы уже неоднократно избираетесь депутатом по одному и тому же одномандатному округу. Способствует ли это решению проблем, которые приходится решать депутату на территории округа?

Свой избирательный округ в Законодательном собрании Новосибирской области я представляю с 2001 года. За это время детально разобрался в существующих на округе проблемах, наладил тесное взаимодействие с общественностью округа, муниципальными и областными органами исполнительной власти, отчетливо представляю, какие проблемы и как необходимо решать для того, чтобы людям жилось лучше.

- Как Вы относитесь к такой форме работы, как институт наказов избирателей?

Глубоко убежден, что выполнение наказов избирателей - важнейшее направление взаимодействия депутата с обществом, своего рода компас, который безошибочно указывает на самые наболевшие проблемы, решение которых больше всего волнует граждан. Никто лучше самих людей не знает, что именно необходимо сделать в первую очередь для улучшения их условий жизни. Задача депутата отстоять интересы своих избирателей, добиться, чтобы максимальное число наказов было принято исполнительной властью и получило бюджетное финансирование.

Не менее важно проконтролировать, чтобы все наказы были выполнены надлежащим образом, поскольку чиновники из корыстной заинтересованности часто вступают в сговор с подрядными организациями и сквозь пальцы смотрят на допущенный брак, наплевав на мнение жителей, принимают работы с многочисленными недоделками.

В прошлом созыве на моем округе при выполнении наказов было допущено 87% брака. В качестве депутата я отказался согласовывать такое «выполнение» наказов. С привлечением общественности, старших по домам, специалистов мною была проведена проверка, ее материалы были направлены в мэрию, а затем и в прокуратуру, которая подтвердила представленные данные.

После этого я неоднократно обращался к главе района с требованием устранить допущенный брак, а после того, как эти обращения не дали результата, я дважды официально ходатайствовал перед мэром о снятии его с занимаемой должности. К сожалению, есть и такие депутаты, которые послушно подмахивают любые согласования, лишь бы не ссориться с властью. На округе, который я представляю, такого не будет никогда.

Как Вы прокомментируете новый областной закон «О наказах избирателей», который был принят на последней сессии прошлого созыва Законодательного собрания?

В числе первых я вместе с другими коллегами забил тревогу о том, что наказы областных депутатов не выполняются по причине отсутствия финансирования из областного бюджета. Чтобы привлечь внимание к этому больному вопросу, даже предлагал официально признать закон о наказах недействующим. По моей инициативе областным правительством было принято решение о выделении на каждый областной избирательный округ так называемого депутатского фонда в размере двух миллионов рублей ежегодно, именно на эти средства на нашем округе по решению Совета общественности было установлено 26 детских игровых площадок.

Инициатива принятия новой редакции закона о наказах исходила от областного Министерства юстиции, поскольку прежний закон вступал в противоречие с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому вопросы муниципального значения не могут финансироваться из региональных бюджетов.

Согласно новому областному закону о наказах, областные депутаты могут принимать только те наказы, которые имеют областное значение, все прочее передается в ведение городских депутатов. С одной стороны, это правильно: никто не имеет права нарушать федеральное законодательство. Но в то же время нельзя забывать и о том, что Законодательное собрание области относится к представительной ветви власти, а областные депутаты по закону обязаны представлять интересы своих избирателей. Людей же в первую очередь волнуют не столько мегапроекты, сколько те проблемы, которые находятся у них под боком и не дают возможности нормально организовать повседневную жизнь.

Считаю, что областные депутаты должны отвечать за все наказы, которые дают им избиратели. Уверен, что при желании можно найти компромисс и организовать финансирование так, чтобы все было в строгом соответствии с федеральным законом. Буду добиваться этого в Законодательном собрании.

В состав Вашего округа входит как территория многоэтажной застройки, так и частный сектор. Отличаются ли по содержанию наказы их жителей?

Жителей частного сектора в первую очередь беспокоят вопросы водоснабжения и водоотведения, газификации, электроснабжения, благоустройства дорог и тротуаров. К огромному сожалению, муниципалитетом в этой сфере практически ничего не делается, муниципальная программа благоустройства частного сектора не принята, финансирование не выделено. Из года в год говорят об отсутствии средств в городском бюджете.

Считаю такой подход в корне неправильным. Нельзя мириться с тем, что огромное число жителей нашего города живет в допотопных условиях, лишенных элементарных удобств городской жизни. Депутаты горсовета просто обязаны решать эти насущные вопросы. Денег никогда не будет столько, сколько требуется. Следует определить приоритеты и неукоснительно двигаться в направлении их обязательного выполнения. Если потребуется софинансирование из областного и федерального бюджетов, а оно обязательно потребуется, уверен, что депутаты Законодательного собрания поддержат своих муниципальных коллег.

- Какие главные направления работы Вы определили для себя на ближайшие пять лет?

Стоящие перед депутатом задачи очень многочисленны. Если говорить о самых главных, назову следующие. Проблемы ЖКХ, а также вопрос о постоянном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги - вот одна из самых больных проблем всего общества, которая затрагивает буквально каждого. Люди просто устали от того, что вопросы содержания и эксплуатации многоквартирных домов решаются либо из рук вон плохо, либо вообще не решаются, они не хотят и не могут мириться с бесконечным ростом тарифов.

Другие вопросы, относящиеся к числу приоритетных, это благоустройство внутриквартальных территорий, организация парковочных мест и автостоянок, создание условий для отдыха граждан, а также для занятий спортом и физкультурой детей, подростков и молодежи.

Огромное значение имеет строительство детских дошкольных учреждений, на сегодняшний день ситуация в этой сфере просто критическая.

Уже давно на первый план выдвинулись вопросы экологии, создания благоприятных для людей условий проживания. В их число в качестве первоочередных входят организация надлежащей уборки придомовых и муниципальных территорий, ликвидация всех несанкционированных свалок, перенос от городской черты полигона ТБО, постоянные возгорания на котором отравляют воздух левобережья и всего города. Сюда же следует отнести организацию зеленых парковых зон, а также реконструкцию сливного коллектора на озере Юго-Западного жилого массива, чтобы жители округа получили возможность без угрозы для здоровья купаться в водоеме и отдыхать на его берегах в летнее время.

Какое место в этой работе занимает взаимодействие с общественностью, какова роль возглавляемого Вами «Славянского фонда»?

Самое тесное взаимодействие с общественностью - это первоочередная задача любого депутата. На моем избирательном округе все принципиальные решения по любому вопросу принимаются исключительно Советом общественности округа, в состав которого входят члены советов домов, старшие по подъездам, председатели уличных комитетов, представители образовательных, культурных, спортивных и общественных организаций и учреждений. Этот общественный орган открыт для всех, кто хочет приложить свои усилия для улучшения жизни жителей округа. На решения Совета общественности округа я опираюсь и в своей законотворческой деятельности в Законодательном собрании.

«Общественный благотворительный Славянский фонд», который официально существует с 1996 года, а фактически работает на округе с 1992 года, координирует общественную работу и выступает в роли организатора очень большого числа мероприятий. Это проведение в течение всего года как государственных, так и народных праздников, различных массовых культурных акций, военно-патриотических мероприятий, спортивных турниров и состязаний. Это проведение смотров-конкурсов на лучший дом и двор, поздравления юбиляров, награждения активистов-общественников, оказания помощи многодетным семьям и социально незащищенным категориям граждан, а также тем, кто в силу тех или иных причин оказался в трудной жизненной ситуации.

Всегда помню и никогда не забываю о том, что всем, чего мне удалось добиться в качестве депутата, я обязан общественности округа, всем своим избирателям, их помощи и поддержке.

- Какие важные решения удалось инициировать в Законодательном собрании?

Из большого числа инициатив, с которыми мне довелось выступать в течение прошлого созыва, выделю наиболее важный вопрос, касающийся работы над Законом Новосибирской области № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области». При принятии этого закона мною были внесены 11 поправок, которые были приняты на сессии Законодательного собрания. Еще одну поправку мне пришлось выносить на сессию, минуя комитет, в одиночку. Она касалась создания механизма защиты средств граждан, собранных на капремонт, от инфляции. Поскольку для ее реализации требовались расходы из областного бюджета, под давлением исполнительной власти эта поправка не была принята.

Тогда я выступил с инициативой обратиться в Правительство РФ и Государственную Думу с предложением разработать такой механизм на федеральном уровне, а также разработать государственную программу льготного долгосрочного кредитования капремонта с погашением процентной ставки за счет государства.

Такое обращение было принято Законодательным собранием и направлено в федеральный центр. В мае пришли ответы из Госдумы и Правительства о том, что эти предложения признаны целесообразными, и по ним ведется работа с целью их реализации.

Очень приятно, что два с половиной года борьбы, которую мне пришлось вести в стенах Законодательного собрания, принесли свои плоды. Когда на федеральном уровне предложенные мной меры будут приняты, каждый многоквартирный дом получит возможность, выйдя из «общего котла», которым сегодня распоряжаются чиновники, взять беспроцентный кредит на 25 лет и провести именно тот капремонт, в котором он нуждается. Многие проблемы капремонта будут решены, а выплата беспроцентного кредита, взятого на большой срок, окажется не столь обременительной для рядовых граждан.

Если это будет реализовано, а такая уверенность существует, буду считать, что не зря трудился и смог принести ощутимую пользу своим избирателям.

прямой представительный плебисцитарный демократия

Различают институты представительной и непосредственной демократии, в зависимости от формы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято было считать представительную форму правления ведущей.

Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание -- парламент Российской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется (ст. 12).

Что означает представительство народа? Испокон веков содержание института народного представительства заключалось в представлении парламентом (выборным полномочным представительным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).

Представительство народа -- понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу.

Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.

Депутатский мандат (от лат. mandatum -- поручение) -- документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.

Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представитель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.

Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.

Современное конституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.

Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего(назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены.С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.

Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах, где политический монополист сам определяет «интересы народа».Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю народа, представительный орган вносит свой вклад в оптимизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Высокая степень соответствия между векторами этих воль обеспечивается рядом государственных и иных социально- политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабильность самоуправленческого процесса. При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует желаниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей противоречат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.

Итак, представительная демократия -- это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство -- важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.



Поделиться