Фз 261 в новой редакции эффективности. Новые правила игры в области энергосбережения

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", учет потребления коммунальных услуг может производится как на основании индивидуальных приборов, так и на основании коллективных (общедомовых) приборов учета воды. Прошу пояснить - является ли в настоящий момент установка индивидуальных приборов учета воды обязательной для собственника квартиры в многоквартирном доме? Если да, то какие санкции предусмотрены за невыполнение этой обязанности?

Ответ

Несмотря на тот факт, что предельный срок исполнения обязанности по установке приборов учета, предусмотренный п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истек, обязанность собственников сохраняется. Связано это с тем, что в п. 1 той же ст. 13 установлена общая обязанность по учету потребления с применением приборов учета. В дальнейших статьях указанное требование конкретизируется по срокам.

Ответственность за нарушение указанной статьи предусмотрена ст. 9.16 КоАП. Однако среди составов административных правонарушений нет состава, предусматривающего ответственность собственников помещений за не установку индивидуальных приборов учета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)*."

11 ноября 209 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации»

В течение последующих лет в закон 261-ФЗ введено ряд поправок и дополнений. Но в целом суть осталась та же - 261-ФЗ предлагает ряд принципиальных мер по повышению энергетической эффективности экономики в различных отраслях народного хозяйства. В частности, именно этот федеральный закон потребовал повсеместной установки счетчиков воды, электричества.

Сейчас мы обратим внимание еще на одно требование - о необходимости проведения энергетического обследования, т.е. энергоаудита. В статье 15 закона 261-ФЗ говорится, что энергоаудит может проводиться в отношении продукции, технологического процесса и предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

А в статье 16 закона 261-ФЗ перечислены те лица, для которых проведение энергетического обследования обязательно. В частности, это следующие юридические лица:

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

Организации с участием государства или муниципального образования;

Организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности;

Организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

То есть большинство крупных предприятий должно провести анергоаудит. Причем в ФЗ 261 установлены и сроки, в течение которых нужно провести первый энергоаудит предприятий и, затем, последующие. Согласно закону (та же статья 16) указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу ФЗ-261 до 31 декабря 2012 года. В последующие годы необходимо регулярное проведение энергоаудита не реже, чем один раз каждые пять лет.

Контроль за выполнением этого требования возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

На самом деле, проведение анергоаудита будет выгодным и для предприятий, которые не вошли в перечень статьи 16 закона об энергосбережении 261-ФЗ . Ведь в ходе проведения такого обследования специалисты не только выявят места, где неэкономно расходуются энергоресурсы. апример, с помощью тепловизора можно обследовать здания и обнаружить утечки тепла. Качественный анергоаудит предприятий даст полную картину того, где можно обеспечить энергсбережение, насколько снизить затраты. О главным результатом будет даже не энергопаспорт объекта, а план мероприятий, направленных на энергсбережение.

В результате затраты на энергоаудит окупятся сторицей. За счет существенного сокращения расходования энергоресурсов и, соответственно, финансов на их приобретение. А ведь затраты на тепло, воду, отопление и т.п. на многих предприятиях традиционно относятся к наиболее весомым в общей смете затрат.

Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Глава 4. Энергетическое обследование. Декларирование потребления энергетических ресурсов. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования

Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)

Глава 6. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Глава 7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности

Глава 8. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Для Российской Федерации одной из основных проблем считается энергоснабжение и нерациональный расход энергии по стране. Чтобы решить эту проблему, был принят Федеральный закон 261. Главной целью и задачей этого закона является уменьшение количества потребляемой энергии по всей России.

Общие положения закона

Федеральный закон 261 об энергосбережении был принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года, а одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 261 имеет 10 глав и 50 статей. Этот закон контролирует процессы, способы и меры по энергосбережению и регулирует применение мер повышения эффективности использования энергии. Согласно этому закону создаются и развиваются принципы экономических, правовых и организационных основ для эффективного энергосбережения.

Краткое содержание Федерального закона 261 «Об энергосбережении»:

  • В первой главе описаны общие положения закона об энергосбережении. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения. Описаны цели и задачи, сфера, на которую закон об энергосбережении влияет. Оформлены другие законы, акты и нормативы, влияющие на описываемую область. Описаны принципы работы закона, его функции и процессы;
  • Во второй главе перечислены полномочия и функции органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области улучшения эффективности энергосбережения;
  • В г. три описаны способы и меры регулирования работ и деятельности по улучшению эффективности энергосбережения государством. Эта глава описывает способы обеспечения эффективного использования энергии при обороте товара, в некоммерческих организациях, в жилищных фондах, сельскохозяйственных объединениях, зданиях и сооружениях. Оформлен способ учета используемых ресурсов энергетики;
  • В четвертой г. описаны процессы и нюансы энергетического обследования. Оформлены причины и процесс проведения обязательного энергетического обследования. Описан учет, сбор информации из полученных после обследования паспортов. Дан список требований к организациям, у которых система автоматического саморегулирования энергосбережения;
  • В главе номер пять даны формы и описания энергосервисных документов, описаны договора купли-продажи. Способы и процессы передачи ресурсов к организациям или компаниям;
  • В шестой главе оформлена подача информации об улучшении эффективности энергосбережения организациям, компаниям, фирмам, учреждениям и т. д.;
  • В седьмом разделе закона об энергосбережения представлено описание настоящей области в организациях и учреждениях, регулируемых государством;
  • В восьмой описан вид, формы и категории осуществления государством помощи и поддержки в области энергосбережения;
  • В главе номер девять подробно описан контроль и регулирование области энергосбережения государством, контроль за соблюдением условий закона, соблюдением требований, процессами и мероприятиями. Оформлена ответственность лиц, нарушающих условия или требования законодательства Российской Федерации;
  • В десятой главе описаны заключительные и дополнительные положения ФЗ об энергосбережении, условия и требования настоящего Федерального закона.

Законодательные акты со временем требуют пересмотра и настоящий закон претерпел множество изменений с момента вступления в силу.

Также ознакомьтесь с основными положениями закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Подробности

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон об энергосбережении были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. Все изменения произошли в статье 13. также были внесены правки в ФЗ №344. Подробнее об этом

261 ФЗ 13 статья описывает способы и причины ведения учета и специальные приборы учета для сбора информации об используемой энергии. Согласно последней редакции 2017 года, изменения произошли в ч. 12 ст. 13 261 ФЗ. В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.

Согласно п. 9 ст. 13 261 ФЗ начиная с 2010 года все компании, организации и учреждения, занимающиеся снабжением города водой, газом, электрической и тепловой энергией, обязаны осуществлять установку, замену и проверку приборов контроля энергосбережения. В случае, если лицо обратилось к ним за покупкой прибора учета использования энергосбережения, организация не имеет права отказать. Стороны заключают договор, оформляют цену и сотрудники организации приезжают на место, устанавливают и проверяют прибор учета используемых энергетических ресурсов. Прибор вводится в реестр и организация ведет контроль за его использованием. Прибор должен работать без перебоев, не должно быть резкого повышения количества потребляемого ресурса или резкого снижения. В случае, если организация просрочила установку или ремонт прибора, она несет ответственность и выплачивает клиенту комиссию или пеню за просрочку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России.

В ст. 11 261 ФЗ оформлена информация об обслуживании и обеспечении эффективности энергосбережения в различных зданиях или постройках. Любые сооружения должны отвечать определенным настоящим законом требованиям.

Требования для зданий и сооружений:

  • Цифровые показатели, отображающие удельную величину тратящейся энергии в здании;
  • Настоящим законом об энергосбережении определены требования и к отдельным конструкциям, прилагающимся к зданиям, к отдельным техническим объектам, к материалам. Эти требования помогают максимально эффективно использовать энергию, приведя к минимуму нерациональные расходы;
  • Настоящим законом определены требования к архитектурным, техническим, инженерным и конструктивным планам, которые влияют на энергосбережение здания.

В этой статье оформлен список зданий, на которые требования не распространяются:

  • Здания или сооружения, являющиеся культурными объектами и охраняющиеся государством;
  • Строения, определенные Правительством РФ;
  • Сооружения, здания или объекты, которые согласно законодательству Российской Федерации, являются культурным наследием или достоянием;
  • Небольшие строения, стоящие отдельно, не относящиеся к каким-либо комплексам, занимающие от 50 квадратных метров и меньше;
  • Временные объекты, запланированный срок использования которых от двух лет и меньше;
  • Вспомогательные строения;
  • Индивидуальные семейные строения, не более трех этажей, как загородные дома, дачи или садовые дома.

Согласно ст. 16 261 ФЗ энергетическое обследование является обязательным мероприятием для следующих учреждений и объектов:

  • Органы гос. власти и местного самоуправления, которые были наделены юридическими полномочиями;
  • Любые организации, занимающиеся развитием эффективности энергосбережения, финансируемые из бюджета государства;
  • Организации или учреждения, с участием государственного или муниципального образования;
  • Компании, фирмы, организации, потребляющие и тратящие в совокупности больше разных видов топлива и энергии, чем оформлено в требованиях Правительства РФ;
  • Учреждения, занимающиеся транспортировкой топлива, воды, разных видов энергии, природного газа, угля и т. д.;
  • Организации с регулируемой деятельностью.

Руководители компаний, фирм, организаций и учреждений обязаны производить обследование каждые пять лет минимум.

Скачать 261 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон номер 261 регламентирует основные принципы, меры и действия по эффективному использованию энергии. Согласно этому закону, организации и учреждения могут увеличить энергоэффективность зданий и сооружений и улучшить таким образом производство. Для того, чтобы официально получить помощь государства и установить у себя в здании прибор контроля, рекомендуется изучить описываемый закон.

Скачать Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно

В Российской Федерации одной из проблем остается энергосбережение. Главной задачей для нашей страны является уменьшение потребления энергоресурсов и более рациональное их использование. В связи с возникновением данной проблемы был создан ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный Закон №261 об энергосбережении был принят работниками Государственной Думы 11 ноября 2009 года. Одобрен закон Советом Федерации 18 ноября 2009 года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 23 ноября того же года.

Федеральный Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состоит из 10 глав и 50 статей:

  • Глава 1 (ст. 1 — 5) — отражает общие положения законодательного акта об энергосбережении;
  • Глава 2 — (ст. 6 — 8) — в трех статьях данной части ФЗ об энергосбережении описываются полномочия государственных органов власти в сфере энергосбережения;
  • Глава 3 — (ст. 9 -14) — содержит порядок и методы государственного регулирования в сфере повышения энергетической эффективности;
  • Глава 4 — (ст. 15 — 18) — описывает каким образом проводится сбор и анализ данных энергетических паспортов, также содержит сведения о саморегулируемых организациях работающих в данной области;
  • Глава 5 — (ст. 19 — 21) — эта часть ФЗ об энергосбережении устанавливает процедуру и условия заключения сделок и контрактов — купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов и так далее;
  • Глава 6 — (ст. 22 — 23) — регламентируется информационное обеспечение для проведения процедур по энергосбережению;
  • Гл. 7 — (ст. 24 — 26) — указывается каким образом должно проводится обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования ресурсов;
  • Гл. 8 — (ст. 27) — эта часть закона об энергосбережении указывает как проводится государственная поддержка для эффективного использования энергоресурсов;
  • Гл. 9 — (28 — 29) — важная часть закона №261, указывает как государственный контроль проводит надзор за соблюдением настоящего закона, также содержит меры ответственности за несоблюдение законодательства;
  • Гл. 10 — (30-50) — отражает заключительные положения закона.

С момента вступления в действие Федерального Закона РФ №261 об энергосбережении неоднократно были внесены изменения, поправки и дополнения. Последняя редакция закона приходится на 3 июля 2016 года.

Последняя редакция закона о гражданской обороне под номером 28

Скачать

По ФЗ №261 об энергосбережении можно отметить основные меры, направленные на эффективное использование ресурсов:

  • улучшение производства, путем внедрения энергоэффективного оборудования и технологий;
  • увеличение энергоэффективности зданий;
  • проведение мероприятий, направленных на стимулирование потребителей оптимально использовать электроэнергию.

Для ознакомления со всеми аспектами ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно его скачать по

Последние изменения ФЗ об энергосбережении

С течением времени законодательные акты требуют пересмотра. Пересмотр документа необходим, чтобы он был актуален в настоящее время. Уполномоченные лица, после пересмотра очередного законопроекта, вносят в него изменения, дополнения и поправки. Корректировке может подвергаться как одна конкретная статья закона, так и весь документ. ФЗ №261 об энергосбережении последний раз был изменен 3 июля 2016 года.

261 ФЗ 13 статья

Она гласит о процедуре обеспечения учета энергоресурсов и об использовании приборов для учета. По закону, производимые и потребляемые ресурсы обязательно подлежат учету. Расчеты за потребленные ресурсы рассчитываются на основании количественных данных. Изменения претерпела ч 12 ст 13 261 ФЗ. Для организаций изменился срок установления специализированных приборов для учета:

  • ранее срок указывался до 1 января 2016 года;
  • после внесения изменений срок — до 1 января 2019 года.

П 9 ст 13 261 ФЗ об энергосбережении

9 пункт указывает, что организации, которые предоставляют в пользование — газ, воду, тепловую энергию, электричество по сетям инженерно-технического обеспечения с 1 июля 2010 обязаны устанавливать, заменять приборы учета по тем ресурсам, которые они предоставляют. Указанные организации не вправе отказывать обратившимся гражданам с просьбой об установке или замене счетчика.

Ст 11 261 ФЗ

Она гласит об обеспечении энергетической эффективности зданий и домов. По закону, требования по обеспечению энергетической эффективности включают:

  • коэффициент, указывающий на объем расхода ресурса;
  • требования к свойствам зданий и их отдельным деталям — устройствам и технологиям;
  • условия, включающиеся в документацию при строительстве здания. Условия позволяют обезопаситься от не рационального использования энергоресурсов при постройке здания и при его эксплуатации.

В 2016 году в 11 ст. настоящего закона изменения не вносились.

Ст 16 261 ФЗ

Содержит положения об обязательном энергетическом обследовании. По закону, обязательному обследованию подлежат:

  • государственные органы власти;
  • учреждения государственного и муниципального образования;
  • предприятия, работающие в регулируемых сферах деятельности;
  • учреждения, занимающиеся перевозкой или производством воды, газа, электричества, нефти, угля и т.д.;
  • учреждения, чьи совокупные затраты на потребление газа, дизеля, мазута или другого топлива превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении (стоимостное выражение устанавливается Правительством);
  • учреждения, проводящие мероприятия в сфере энергосбережения и увеличения энергетической эффективности, финансируемые из бюджета.

Благодаря данному закону, многие организации стали более рационально использовать энергетические ресурсы.



Поделиться