О санитарно эпидемиологическом благополучии населения приказ рф. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: почему его важно знать? Глава viii

Федеральный закон 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирует условия, нормы и требования, для обеспечения сохранности здоровья, гражданам Российской Федерации. Закон обеспечивает благоприятную окружающую среду на различных объектах, для граждан всех возрастных категорий.

ФЗ-52 «О санитарно эпидемиологическом благополучии», был принят 12 марта в 1999 году. Закон регламентирует санитарные и эпидемиологические нормы для различных объектов - рабочие организации, водохранилища, базы отдыха, санатории. Также, законом установлен порядок действий для предупреждения химических и биологических угроз, порядок их устранения. Законом установлены и соответствующие инструкции для сотрудников на предприятиях, производстве и т.д.

Скачать

Последние изменения 52-ФЗ

Изменения ФЗ-52, коснулись пятого пункта 46 статьи, из которой убрали федеральный орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Рассмотрим и другие статьи.

Ст. 11.

Данная статья устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей, которые обязаны осуществлять следующие процедуры, в соответствии с ФЗ-52 о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

  • исполнение предписаний, назначенных государственным санэпидем надзором;
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику сантирано-эпидемических происшествий;
  • информирование о санэпидем происшествиях;
  • производственный контроль, с соблюдением санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Ст. 15.

В статье 15 Федерального закона 52, перечисляются санитарно-эпидемиологические мероприятия, которые являются базисом для благополучия населения. К ним относятся пищевые добавки, пищевое сырье, различные материалы и оборудование, которые контактирует с пищевым сырьем на этапе производства и обработке.

Согласно данной статьей:

  • сырье, а также оборудование которое с ним контактирует, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • продукты, пищевое сырье, пищевые добавки, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, для благополучия населения, должны немедленно сниматься с производства;
  • ввод и производство новой продукции, должен осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и т. д.

Ст. 18.

Ст. 18 Федерального закона 52 регламентирует санитарно-эпидемиологические мероприятия для водных объектов. К примеру, если объект используется как источник питьевой воды, они должны быть чисты от химических и биологических угроз для жизнедеятельности человека. Также, если объект находится только в проекте, его утверждают исключительно при наличии справки о соответствии санитарным правилами.

Ст. 24.

Данная статья устанавливает требования к эксплуатации зданий, транспорта, оборудования, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. При проведении работ на подобных объектах, необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические установки. Если они нарушены, работу, согласно закону, следует приостановить, до восстановления санитарных норм.

Статья 28.

В статье 28 52 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, установлены санитарные нормы, требования и условия для отдыха и оздоровления детей. В образовательных, или развлекательных объектах для детей, должны проводиться мероприятия по профилактике заболеваний. Образовательные и развлекательные мероприятия, могут проводиться только при соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам.

Статья 32.

Данная статья регламентирует санитарные нормы при производственном контроле. При проведении лабораторных исследований, испытаний, необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, а также проводить профилактические мероприятия среди сотрудников. При обнаружении зараженного сотрудника - провести мероприятие по госпитализации.

Статья 33.

Статья 33 устанавливает меры в отношении больных инфекционными заболеваниями. Лица, больные инфекционными заболеваниями подлежат наблюдению, если они представляют опасность для окружающих. Такие лица подлежат госпитализации. Если граждане связаны со специфической работой, они, с согласия, должны быть временно переведены на другое рабочее место, где будет отсутствовать риск распространения заболевания.

Статья 34.

Статья 34 Федерального закона 52 от 30 марта 1999 года о санитарном благополучии населения, регламентирует регулярные медицинские осмотры, в целях предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Статья содержит постановления, о обязательных медицинских осмотрах на предприятиях, а также о последствиях отказа от проведения подобных мероприятий – отстранение от работы.

Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года. Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года. 24 стр.В документ внесены изменения: Федеральные законы РФ от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 221-ФЗ,от 12.06.2008 N 88-ФЗ, от 27.10.2008 N 178-ФЗ, от 22.12.2008 N 268-ФЗ.Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.Содержание:Общие положения.
Основные понятия.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Права граждан.
Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обязанности граждан.
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования безопасности среды обитания для здоровья человека.
Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства.
Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции.
Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях.
Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок.
Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.
Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям.
Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения.
Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санитарная охрана территории Российской Федерации.
Ограничительные мероприятия (карантин).
Производственный контроль.
Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями.
Обязательные медицинские осмотры.
Профилактические прививки.
Гигиеническое воспитание и обучение.
Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.
Разработка санитарных правил.
Утверждение и введение в действие санитарных правил.
Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.
Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.
Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок.
Государственная регистрация веществ и продукции.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Социально-гигиенический мониторинг.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Финансовое обеспечение органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Финансовое обеспечение федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Право органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждений, обеспечивающих их деятельность, на пользование имуществом и земельными участками.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства.
Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства.
Заключительные положения.
Вступление в силу настоящего Федерального закона.
О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Ныне действующий в Российской Федерации закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения был принят 30 марта 1999 года, он известен под номером 52-ФЗ. В него многократно вносились изменения, ныне действующая редакция была принята в 2008 году. Как и любой федеральный закон РФ, этот нормативный акт устанавливает главные правила правового регулирования в своей области, а также содержит множество отсылок. По сути, он закрепляет только наиболее общие принципы и предоставляет дальнейшие пути правового регулирования на местах. Прежде всего, направлен этот ФЗ на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так как оно гарантировано каждому гражданину главным сводом законов - Конституцией. Самыми общими составляющими этого понятий выступают:

  • права человека на охрану здоровья;
  • права на благоприятную окружающую среду.

Данный ФЗ является основой отечественного законодательства о санитарно-эпидемиологических условиях, создаваемых для обеспечения благоприятных и безопасных условиях жизни населения. Узнаем о нем больше!

Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения учитывает такие факторы среды обитания, как:

Цель государства, государственного надзора и регулирования в этой сфере - защитить человека от негативного воздействия таких факторов, когда они становятся угрожающими жизни или здоровью сейчас или в будущем.

Создание благоприятных для человека условий в понятии закона обозначает, что он будет жить в такой среде обитания, где будут отсутствовать какие-либо вредные условия. Соответственно, для этого государственные службы обязаны выяснить и установить, какими должны быть условия, благоприятные для человеческой жизнедеятельности. Они получили название «гигиенические нормативы». Благополучие граждан обеспечивается комплексом средств госрегулирования, к которым относятся:

  • Профилактика инфекционных и вирусных заболеваний, оценка их текущего состояния, прогнозирование;
  • противоэпидемические мероприятия от профилактики до вакцинации;
  • надзор и нормирование (то есть установление нормативов);
  • установление порядка и контроль процедуры, которая подтверждает или опровергает соответствие продуктов массового потребления и иного установленным требованиям;
  • выдача лицензий на отдельные виды деятельности, которые теоретически и практически могут представлять опасность для человеческой жизни и здоровья;
  • регистрация веществ, химических, биологических, радиоактивных, различных отходов и т. д., которые каким-либо образом могут нанести вред человеку или окружающей среде;
  • мониторинг состояния окружающей среды и санитарно-гигиенической обстановки в обществе;
  • научные исследования в данной сфере;
  • связь с общественностью по ключевым вопросам деятельности;
  • своевременное принятие мер по пропаганде здорового образа жизни и защиты населения от угрожающих факторов;
  • привлечение виновных лиц к ответственности за несоблюдение установленных требований.

Права и обязанности граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия

Каждый россиянин вправе получать:

  • благоприятную окружающую среду, которая не оказывает на него вредного влияния;
  • получать достоверную информацию о ее состояния от ответственных и уполномоченных лиц, к которым относятся соответствующие федеральные, муниципальные органы, правоохранительные и контролирующие, а также организации. Сведения могут касаться санитарно-эпидемиологической обстановки, природной среды, качества товаров, услуг и продуктов и т. д.;
  • при возникновении нарушения своих прав или прав неограниченного круга лиц обращаться за помощью и защитой в уполномоченные органы;
  • предоставлять и вносить свои предложения;
  • получать компенсацию вреда, когда он был нанесен.

При этом каждый гражданин обязан соблюдать санитарное законодательство, в соответствии с ним заботиться и воспитывать детей, не нарушать прав сограждан, гарантированных им санитарно-эпидемиологическими нормами.

Отдельные санитарно-эпидемиологические требования

Начиная с 12 статьи, в законе содержатся нормы, регулирующие отдельные виды правовых ситуаций. Суть проста - везде должны соблюдаться санитарные требования и правила. Они касаются:

  • планировки и застройки поселений (городских и сельских), включая градостроительное проектирование, схемы территориального планирования, генпланы, проекты магистралей, общественных мест, домов и т. д.;
  • товаров для бытового и личного применения, продуктов производственно-технического назначения и их производства - они не должны оказывать негативное воздействие;
  • химических, биологических и иных веществ, которые могут быть потенциально опасными: их оборот, выпуск, перевозка, хранение, использование подлежат госрегистрации и учету;
  • продовольственных продуктов: они обязаны удовлетворять потребности потребителя и не должны быть вредными;
  • новшеств с пищевой промышленности: сначала они подвергаются исследованиям, в ходе которых устанавливается их безопасность;
  • экспортируемой продукции, качество которой при ввозе в РФ должно проверяться;
  • организации общественного питания: санитарно-эпидемиологические требования распространяются на все заведения общепита, учреждения дошкольного и школьного питания, в медучреждениях и т. п.;
  • объектов водоснабжения, как естественного происхождения, так и хозяйственно-бытового: вода не должна причинять вреда человеку и окружающей среде, в связи с чем устанавливаются и контролируются показатели предельно допустимой концентрации в ней различных веществ;
  • воздуха в естественной среде и на производстве, в жилых и прочих помещениях: он не должен негативно отражаться на человеке и должен соответствовать установленным нормативам;
  • почвы;
  • производственных и потребительских отходов: порядка их сбора, транспортировки, утилизации и пр.;
  • жилых помещений по их площади, освещенности, микроклимату, уровням шума, излучений, вибрации и т. д.: понятно, что жилье должно соответствовать установленным нормативам;
  • производственных и общественных помещений, транспорта, центров и пр.;
  • условий труда: рабочее место и производственные процессы должны быть безопасными и благоприятными для человека. В отдельную статью выделена работа с биологическими и микробиологическими веществами (генная инженерия и т.д.) и токсинами. Отдельной же статьей оформлен труд в условиях физического воздействия на работника (речь идет о шуме, вибрации, ультразвуке, инфракрасном, тепловом, радиоактивном и ином излучении, а также технике, связанной с этими явлениями и иных потенциально опасных для человека физических нагрузках);
  • условий воспитания, обучения, отдыха, оздоровления детей;
  • условий проведения санитарно-противоэпидемических мер (к примеру, карантинов, вакцинаций, медосмотров).

Закон также стоит на страже санитарной охраны всей страны. В данное понятие входит забота государства о том, чтобы на территорию РФ не были ввезены и занесены:

  • инфекционные заболевания,
  • опасные для здоровья человека товары и продукты питания.

Контроль всех ввозимых в Россию товаров осуществляется специализированными таможенными службами в пропускных пунктах. Там каждый товар может быть разрешен или запрещен к ввозу либо помещен на особое хранение, в карантин.

Производственный контроль – это также относящийся к сфере регулирования 52-ФЗ комплекс мероприятий, который включает в себя анализ, оценку, исследование условий труда, производственных процессов, режимов хранения и транспортировки товаров или оказания услуг с целью проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований либо выявления фактов их нарушения.

Государственное регулирование в части санитарно-эпидемиологической защиты населения имеет широкий набор функций и полномочий. Уполномоченный органы, к примеру, выдают разрешения, лицензии, допуски на право заниматься некоторыми видами деятельности, могут изолировать зараженного опасным вирусом человека, вводят обязательные периодические медицинские осмотры и устанавливают графики профилактических вакцинаций.

  • Методы изучения корреляционных связей при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды
  • Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы учреждений здравоохранения
  • Здоровье и методы его изучения Социальные и биологические факторы здоровья
  • Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
  • Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья
  • Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
  • Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни
  • Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни
  • Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности
  • Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья
  • Основные показатели здоровья населения России. Их медико-социальная оценка
  • Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели. Их медико-социальная оценка
  • Инфекционная и неэпидемическая заболеваемость. Ее медико-социальное значение
  • Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетно-отчетная документация и оценка показателей. Кратность заболеваний. Индекс здоровья
  • Показатели госпитальной заболеваемости
  • Заболеваемость, выявляемая активно при периодических и массовых медицинских осмотрах
  • Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения
  • Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема
  • Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема
  • Травматизм - социально-гигиеническая проблема
  • Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема
  • Использование демографических показателей в работе врача. Статика и динамика населения
  • Возрастно-половая структура населения. Использование этих данных в работе врача
  • Методика проведения переписи населения. Основные показатели переписи населения России, их медико-социальная оценка.
  • Специальные показатели рождаемости. Уровни и динамика рождаемости в России. Основные показатели воспроизводства населения
  • Показатели общей и повозрастной смертности населения. Уровни и динамика
  • Младенческая смертность. Перинатальная смертность. Специальные показатели младенческой смертности. Методы расчета. Уровни и динамика
  • Медико-социальные аспекты инвалидизации населения. Структура и организация работы экспертной комиссии. Порядок оформления документов по стойкой утрате трудоспособности
  • Оздоровление окружающей среды - медико-социальная проблема
  • Экономика и управление здравоохранением Управление здравоохранением на административной территории
  • Организация и структура первичной медико-социальной помощи городскому населению. Структура городской поликлиники
  • Основные показатели деятельности поликлиники
  • Функции врачебной должности врача-терапевта и нормативы обслуживания населения в городской поликлинике
  • Диспансеризация городского населения. Виды диспансеров. Основные направления их работы
  • Виды стационарной медицинской помощи при плановой и экстренной госпитализации больных
  • Структура городской больницы. Порядок направления на госпитализацию. Организация работы приемного отделения больницы
  • Основные показатели работы стационара. Качество диагностики и преемственность деятельности врачей на догоспитальном и госпитальном этапе
  • Основные принципы организации скорой медицинской помощи
  • Новые формы организации внебольничной помощи населению
  • Организация специализированной медицинской помощи. Роль консультативно-диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний
  • Восстановительно-реабилитационные центры и их структура. Медико-социальное значение восстановительного лечения.
  • Организация медицинской помощи сельскому населению
  • Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому населению
  • Показатели организационно-методической работы областной больницы
  • Формы обслуживания работающих на промышленных предприятиях. Структура и назначение медико-санитарной части
  • Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта
  • Профилактическая работа на промышленном предприятии. Структура комплексного плана лечебно-профилактических мероприятий
  • Порядок учета и регистрации звут на предприятиях и в учреждениях
  • Организация и порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях и травмах
  • Анализ заболеваемости с вут как критерий оценки экономической эффективности медико-социальных мероприятий
  • Охрана материнства и детства - приоритетное направление здравоохранения. Медико-социальные и правовые основы охраны материнства и младенчества
  • Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома
  • Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра
  • Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи
  • Организация стоматологической помощи. Медико-социальные факторы стоматологической заболеваемости
  • Организация санаторно-курортного лечения. Порядок оформления врачом медицинской документации
  • Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения
  • Реформа первичной медико-социальной помощи
  • Основные направления реформы здравоохранения
  • Менеджмент в здравоохранении
  • Основы маркетинга
  • Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования
  • Основные принципы и виды медицинского страхования
  • Медицинское страхование и социальное обеспечение населения
  • Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения
  • Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности, определение потребности в кадрах
  • Методы планирования индивидуальной работы врачей. Показатели качества и эффективности их работы
  • Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории. Структура и порядок утверждения комплексных планов
  • Система подготовки и усовершенствования кадров в условиях реформирования высшего медицинского образования
  • Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом
  • Современные теории медицины и здравоохранения
  • Системы и тенденции развития здравоохранения в мире. Первичная медицинская помощь. Основные показатели состояния здоровья и обеспечения медицинской помощью
  • Международное сотрудничество в области медицины. Структура и роль Всемирной организации здравоохранения
  • Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компаний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании
  • Прфессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование. Понятие о врачебной и коммерческой тайне
  • Основные правовые принципы охраны здоровья населения
  • Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности
  • Правовой статус медицинских и фармацевтических работников
  • Правовой статус лечащего врача
  • Правовой статус пациента
  • Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
  • Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства
  • Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права
  • Трудовой договор: понятие, содержание, виды, формы и порядок заключения
  • Испытание при приеме на работу
  • Изменение трудового договора. Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу
  • Прекращение трудового договора. Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации
  • Материальная ответственность
  • Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения
  • Правовое регулирование обязательственных отношений. Правовые способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств
  • Основные принципы гражданско-правовой ответственности. Ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств
  • Деонтологические проблемы врачебной деятельности. Содержание “Клятвы врача России”
  • Закон “о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
  • Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
  • Структура центра гсэн. Организация и основные направления его работы
  • Организационно-методическая работа областного центра гсэн
  • Штаты и кадры районных (городских) центров гсэн. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы
  • Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ
  • Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
  • Формы и методы планирования работы центров гсэн
  • Социально-гигиенический мониторинг
  • Особенности работы центров гсэн в новых экономических условиях
  • Основы финансирования деятельности санэпидслужбы. Составление финансового плана
  • Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
  • Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием лпу
  • Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
  • Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий
  • Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Основы делопроизводства в центрах гсэн
  • Административно-правовые основы деятельности центров гсэн
  • Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
  • Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях
  • Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы
  • Закон “о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

    Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43 страны.

    Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно-эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиоло­гическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

    Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.

    Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.

    В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства.

    Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.

    В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37).

    В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 - их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения закреплены в ст. 42.

    Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.

    Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

    Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

    Осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

    Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

    Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

    Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

    Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

    Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

    Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

    Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

    Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

    Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

    Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

    Улучшению условий труда и быта;

    Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

    Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

    Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

    Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

    Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

    Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

    Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

    Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

    Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

    Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

    Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

    Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

    Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

    Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

    Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

    Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

    Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

    Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

    Экспериментальные исследования.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ
    ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ
    НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО
    СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
    И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СОТРУДНИКОВ
    ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Преамбула утратила силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ .

    Статья 1. Объекты обязательного государственного страхования

    Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

    Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования

    1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования.

    Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

    3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица:

    супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;

    родители (усыновители) застрахованного лица;

    дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;

    отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;

    несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;

    подопечные застрахованного лица.

    4. Утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ .

    Статья 3. Дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования

    Наряду с требованиями, предусмотренными Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для соискателей лицензии на осуществление обязательного страхования, соискатели лицензии на осуществление обязательного государственного страхования должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.

    Статья 4. Страховые случаи

    Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

    гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

    смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

    установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

    установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

    получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

    увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

    Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии

    1. Утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ .

    2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

    в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

    в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

    инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;

    инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;

    инвалиду III группы - 500 000 рублей;

    в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей;

    в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 рублей.

    Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

    Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

    3. Размер страховой суммы, применяемой страховщиком для расчета страховой премии, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

    Статья 6. Договор обязательного государственного страхования

    1. Договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.

    2. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.

    3. Договор страхования включает в себя соглашение о застрахованных лицах, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, о сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах выплаты страховых сумм выгодоприобретателю.

    4. После заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке. При этом в уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, с приложением расчета страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах его размера.

    Статья 7. Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию

    1. Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

    2. Информация о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования), о страховщике должна быть предоставлена страхователем гражданину при поступлении его на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы, а также застрахованному лицу путем размещения на сайте страхователя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в местах, доступных для застрахованного лица, и в случае необходимости должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом.

    Страхователь обязан поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

    2.1. Воинская часть, военный комиссариат, военно-медицинская и иная организация страхователя (далее - организация страхователя) обязаны уведомить выгодоприобретателей, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а при их отсутствии иных выгодоприобретателей о наступлении страхового случая, предусмотренного абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая.

    3. В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

    Организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев.

    4. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 8. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование

    1. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

    2. Обязательное государственное страхование военнослужащих, направленных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не на воинские должности без приостановления им военной службы, и лиц, прикомандированных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти, которыми направлены или от которых прикомандированы указанные военнослужащие и лица.

    Статья 9. Размер страховой премии и размер страхового тарифа

    1. Размер страховой премии определяется на основе страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, и страхового тарифа, размер которого определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

    2. Размер страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, определяется как произведение размера страховой суммы, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона с учетом требований абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и количества застрахованных лиц.

    3. Изменение размера страховой премии осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором страхования, с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

    4. Порядок определения размера страхового тарифа, в том числе структура страхового тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядок обмена такими данными между страхователем и страховщиком устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

    5. Включенные в структуру страхового тарифа и подлежащие возмещению страхователем расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования не могут превышать 6 процентов размера страховой премии.

    6. Размер страхового тарифа, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, не подлежит изменению в течение срока действия договора страхования.

    Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

    1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

    наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

    находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

    является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

    Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.

    2. Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный настоящим Федеральным законом для осуществления выплаты страховой суммы.

    Статья 11. Порядок и условия выплаты страховых сумм

    1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

    Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации.

    2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи.

    2.1. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию.

    3. Выплата страховых сумм выгодоприобретателю (независимо от места его жительства, места прохождения им военной службы, службы, военных сборов) производится страховщиком на территории Российской Федерации в российских рублях способами, предусмотренными договором страхования.

    4. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 11.06.2008 N 86-ФЗ .

    Статья 12. Утратила силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ .

    Статья 13. Рассмотрение споров

    Споры, связанные с обязательным государственным страхованием, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН



    Поделиться