Следственный комитет сфера деятельности. Принципы деятельности следственного комитета российской федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Я, Борисова Яна Айварсовна, студентка Новгородского филиала Современной Государственной Академии, группа ЗЮ100926 проходила учебную практику в Следственном Управлении УМВД России г. Великий Новгород находящегося по адресу г. Великий Новгород ул. Кооперативная д.9а, в течении 3 недель.

Руководителем моей практики была следователь следственного управления капитан юстиции Яковлева Алла Юрьевна.

Цели учебной практики:

Закрепить, расширить и углубить полученные мною теоретические знания;

Ознакомится с деятельностью следственного управления;

Приобрести первичные профессиональные умения, навыков и опыт.

Задачи учебной практики:

Сформировать представление студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;

Подготовить студентов к осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин;

Освоить студентами в практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности;

Получить первоначальные практические навыки в решении конкретных проблем.

Целью прохождения моей практики являлось ознакомление со структурой следственных подразделений, нормативными актами, регламентирующими работу следственных органов, поучаствовать в проведении различных следственных действий, прочувствовать работу следственных органов изнутри, понять свою будущую профессиональную деятельность, увеличить знания в области юриспруденции.

В процессе прохождения практики я рассмотрела работу следователя, его полномочия. Узнала, что основными задачами следственного управления являются скорейшее расследование преступлений, обнаружение виновных и привлечение их к ответственности, предотвращение последующих преступлений. В процессе прохождения практики я ознакомилась с несколькими уголовными делами, изучила все их детали, ознакомилась с нормативными документами и актами. Изучала структуру данного подразделения. Изучила нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность сотрудников. Так же поучаствовала в следственных мероприятиях, была на выезде по подтверждению показаний обвиняемого, присутствовала при допросах виновных и свидетелей, а так же собирала характеризующий материал для уголовного дела, участвовала при проведение выемки документов и предметов, составляла проекты протоколов допроса потерпевших, направляла запросы в различные учреждения (такие как: психоневрологический диспансер, наркологический диспансер «Катарсис», центр по борьбе со СПИДом «Хелпер», военный комиссариат, отделы ЗАГСа, суды, информационные центры и т.д.).

Основная часть

1. Процесс прохождения практики

уголовный дело расследование следственный

Во время практики я ознакомилась с процессом возбуждения уголовных дел и дальнейшего расследования.

Возбуждение уголовного дела, поводами для которого являются, согласно положению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) заявление о преступление, явка с повинной, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела являются признаки присущие данному преступлению. Обычно уголовное дело возбуждается с подачи заявления. Оно представляет собой письменное или устное заявление от конкретного лица или представителя организации. Заявление может принять как дежурный так просто следователь. В заявлении должен содержаться состав преступления, заявитель обязательно должен расписаться в конце заявления. Так же свою подпись ставит и тот, кто принял это заявление. Устное заявление заносится в протокол, в котором так же должен расписаться заявитель.

Во время принятия заявления заявителю разъясняется положение об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Об этом есть метка в протоколе, под которой заявитель так же ставит свою подпись.

Бывает и такое, что поступают анонимные заявления, но они не являются поводом для возбуждения уголовного дела. По таким заявлениям проводится проверка, оперативно-розыскные мероприятия и если в следствии проверки были установлены какие либо данные присущие преступлению, то это являтся поводом для возбуждения уголовного дела.

Явка с повинной - это заявление лица о совершении им преступления. Явка с повинной является смягчающим обстоятельством и впоследствии учитывается в суде при принятии судебного приговора. При явке с повинной составляется протокол в котором указывается личность преступника, подробно расписаны действия совершения преступления, в котором так же расписывается преступник и лицо принявшее заявление (им может быть сотрудник органа дознания, следователь прокуратуры или судья).

Еще достаточно важное значение имеют публикации где-либо о фактах преступления. Если там указываются значительные факты, то это имеет повод для возбуждения уголовного дела.

Непосредственное обнаружение преступления органом дознания, следователем, судом обозначает то, что без чьего-либо заявления при обнаружении явных признаков преступления возбуждается уголовное дело. На этих органах лежит ответственность за предупреждение преступлений и поэтому, если в процессе выполнения ими задач, процессуальных действий, оперативно-розыскным мероприятий выявляются сведения о совершенных или подготавливаемых преступлениях, то необязательно поступления заявления от какого-либо заинтересованного лица или поступления заявления о преступлении.

Задержание лица подозреваемого в совершении преступления.

Следователь может провести задержание лица подозреваемого в совершении преступления, за которым стоит наказание в виде лишения свободы, при наличии следующих признаков: если лицо, совершаемое преступление, было застигнуто в момент совершения преступления или сразу же после него, когда потерпевшие или свидетели укажут на лицо совершившее преступление, когда на вещах подозреваемого или его в жилище будут обнаружены следы состоявшегося преступления и указывающие на то, что его совершил именно это лицо.

Задержание лица по подозрению в совершении преступления проводится следователем. Задержание не должно превышать 48 часов с момента фактического задержания подозреваемого. Это проводят для предупреждения возможного преступления подозреваемым и для лучшего расследования этого преступления. Целями задержания подозреваемого является предотвращение его дальнейшей преступной деятельности, во избежание уклонения от следствия и суда, уничтожения вещественных доказательств в причастности его к преступлению, во избежание давления на других участников уголовного дела, давления на следственные или судебные органы, для проведения следственных мероприятий.

В процессе практики я участвовала в проведении допроса подозреваемого в совершении преступления по статье 158 п.2 кража, а именно тайное хищение чужого имущества из хулиганских побуждений. В начале допроса следователь разъяснил подозреваемому положение ст. 51 Конституции РФ, выяснил у виновного признает ли он свою вину и желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке.

Показания подозреваемого Яценко В.Г. от 27 февраля 2013 года в присутствии своего защитника Колядина А.Т. , согласно которым он ранее в дневное время в середине января 2013 года, точного числа не помнит он зашел в магазин «Диез», расположенный по адресу: г. В.Новгород, ул. Ф. Ручей. Он зашел в один из отделов, расположенный на первом этаже. Зайдя в один из отделов он увидел, что на прилавке лежит нетбук.. перед ним в данный торговый павильон зашел мужчина, которого он не знает. Данный мужчина просил продавца показать всякий товар, находящийся в павильоне на продаже. Мужчина смотрел сумку. Воспользовавшись тем, что в один момент продавец отвлеклась в предложении товаров данному мужчине, он убедился, что за его действиями никто не наблюдает украл нетбук, в котором также находился можем «МТС» в корпусе белого цвета. Фирму нетбука он не запомнил. Нетбук он убрал за пазуху, то есть под куртку-пуховик и направился к выходу. Далее он направился на ул. Щусева в В.Новгороде, где продал данный нетбук мужчине за три тысячи рублей. Модем он выкинул в районе моста А.Невского. Мужчину которому продал нетбук он ранее не видел, описать его не может. Денежные средства он потратил на личные нужды. О совершенном преступлении он никому не рассказывал. В содеянном раскаивается. Вину признает полностью.

После дачи показаний обвиняемого, если это необходимо, следователь задает вопросы. Все показания заносятся в протокол от первого лица, желательно дословно, с занесением вопросов и всех дополнений. По окончании допроса, протокол дается на прочтение обвиняемому или читается следователем вслух. Если в процессе прочтения у обвиняемого есть какие-то замечания или дополнения они обязательно вносятся в протокол. По окончание допроса и прочтении протокола, обвиняемый ставит в конце свою подпись и пишет «с моих слов записано верно и мною прочитано», что претензий и дополнений не имеет. Допрос не производится в ночное время, кроме случаев, не требующих отлагательства.

Так же я участвовала при допросе свидетелей данного преступления.

На допрос свидетели обычно вызываются повесткой, в которой указывается время, место и дата допроса. Повестка вручается почтой или под расписку лично, а в случае его отсутствия под расписку родственникам или сотрудникам по месту работы. Допрос свидетелей производился по месту предварительного следствия. Следователь так же в праве произвести допрос в месте нахождения свидетеля. Все свидетели допрашивали отдельно, без присутствия друг друга. В протокол вносились данные документа удостоверяющего личность. Ему разъяснялись его права и обязанности, за несение ответственности за дачу заведомо ложных показываний или отказ от дачи показаний, о чем делалась отметка в протоколе под которой он так же ставил свою подпись. Свидетелю поясняли так же, что по ст. 51 Конституции он имеет права не давать показания против себя и своих близких родственников, а именно против супруга или супруги, детей, усыновителей, дедушки, бабушки, внуков. Родных братьев или сестер. В начале допроса следователь выяснял отношения свидетелей к обвиняемому, другие личностные данные. Позже просил рассказать свидетеля о том, что он знает по поводу данного преступления. После рассказа, следователь может задать необходимые вопросы, которые так же заносились в протокол. После чего данный протокол давался к прочтению свидетелю, если он был согласен, то ставил свою подпись. Если поступали какие-то замечания, то они тоже вносились в протокол.

Пример допроса свидетеля:

Показания свидетеля Царенко Е.Е. от 03 апреля 2013 года, согласно которым, она ранее не судима, в медицинских учреждениях не состоит. Работает в ООО «Hotter» в торговой точку «Hotter», расположенной в ТЦ «Диез», по адресу: г. В.Новгород, ул. Ф. Ручей, д. 2/13. Точка расположена на первом этаже, напротив торговой точки «Remesh`ok», где осуществляет продажа сумок, кошельков. С ее отдела указанный выше отдел просматривается, камерами торговые точки не оборудованы. 20 января 2013 года она находилась на своем рабочем месте. График работы с 10 часов 00 минут до 21 часа 00 минут. Около 13 часов 00 минут к ней подошла продавец отдела «Remesh`ok» и у нее пропал нетбук, пока она общалась с одним клиентом. Кто заходил к ней в отдел она не видела, так как в это время у нее также в отделе были покупатели и она занималась с ними. Она пошла искать охрану и спросить про видеокамеры. Ей пояснили, что в настоящее время камеры есть только в фойе у банкоматов. Где лежал нетбуку Людмилы она не знает. Молодых людей, которые к ней заходили в отдел она не видела. Пропало ли что еще у Людмилы она не знает, так как она не спрашивала.

Во время прохождения практики я участвовала в проведении выемки.

Выемка производится при необходимости изъятия или обнаружения предметов по факту возбуждения уголовного дела. Для это следователь выносит постановление о возбуждения перед судом ходатайства о производстве обыска (выемки) жилища.

Пример постановления:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возбуждении перед судом ходатайства

о производстве обыска (выемки) в жилище

Следователь СУ при УВД по В. Новгороду старший лейтенант юстиции Яковлева А.Ю., рассмотрев материалы уголовных дел № 025117

У С Т А Н О В И Л:

Уголовное дело №025117 возбуждено 01 декабря 2010 года по факту: 23 декабря 2010 года в ночное время в помещении Новгородского ОСБ № 8629, расположенном по адресу: г. В.Новгород пр. Мира д. 32 корп. 1., кассиром Колосовой С.Ю., при пересчете денежных средств поступивших от ЗАО «ДИКСИ - ПЕРЕТБУРГ», расположенного по адресу: г. В.Новгород ул. К. Маркса д. 6, был обнаружен денежный билет Банка России достоинством 1000 рублей серии аМ № 2402410, образца 1997 года, изготовленный не полиграфическим предприятием Госзнака, осуществляющим производство государственных денежных знаков России.

Уголовное дело № 025247 возбуждено 13 января 2011 года по факту: 13 января 2011 года в вечернее время в помещении Новгородского ОСБ № 8629, расположенном по адресу: г. В. Новгород пр. Мира дом 32 корпус 1, кассиром, при пересчете денежных средств, поступивших от ЗАО «Русская Телефонная Компания», был обнаружен денежный билет Банка России достоинством 1000 рублей серии оН № 7399574 образца 1997г. (модификация 2004 г.), изготовленный не полиграфическим предприятием Госзнака, осуществляющим производство государственных денежных знаков России, неустановленным лицом.

Уголовное дело № 025252 возбуждено 14 января 2011 года по факту: 13 января 2011 года в вечернее время в помещении Новгородского ОСБ № 8629, расположенном по адресу: г. В. Новгород пр. Мира дом 32 корпус 1, кассиром, при пересчете денежных средств, поступивших от ЗАО «Русская Телефонная Компания» (Великий Новгород ул. Свободы д. 23) был обнаружен денежный билет Банка России достоинством 1000 рублей серии оН № 7399590 образца 1997г. (модификация 2004 г.), изготовленный не полиграфическим предприятием Госзнака, осуществляющим производство государственных денежных знаков России, неустановленным лицом.

Уголовное дело № 025248 возбуждено 13 января 2011 года по факту: 13 января 2011 года в вечернее время в помещении Новгородского ОСБ № 8629, расположенном по адресу: г. В. Новгород пр. Мира дом 32 корпус 1, кассиром, при пересчете денежных средств, поступивших от ЗАО «Русская Телефонная Компания», был обнаружен денежный билет Банка России достоинством 1000 рублей серии оН № 7399573 образца 1997г. (модификация 2004 г.), изготовленный не полиграфическим предприятием Госзнака, осуществляющим производство государственных денежных знаков России, неустановленным лицом.

Уголовное дело № 011019 возбуждено 11 января 2011 года по факту:11 января 2011 года около 14 часов 30 минут в помещении магазина «Зооотовары», расположенного по адресу: г. В.Новгород ул. Стратилатовская д. 12, продавцом Сидоровой А.И. при получении денежных средств, в качестве оплаты товара, была выявлена банкнота номиналом 1000 рублей, образца 1997 года, серии оН № 7399541, изготовленная не полиграфическим предприятием Госзнака.

Уголовное дело № 011031 возбуждено 14 января 2011 года по факту: 14 января 2011 года около 16 часов 00 минут кассир Меньшикова Н.С., находясь на своем рабочем месте на кассе № 1 магазина «пятерочка», расположенного по адресу: г. В.Новгород ул. К. Маркса д. 4, при приеме денежных средств от Анисимовой О.А. в счет оплаты за приобретенный товар, выявила денежную купюру достоинством 1000 рублей образца 1997 года (модификации 2004 года), которая согласно справки эксперта № 41 - ик, изготовлена не полиграфическим предприятием Госзнака.

09 февраля 2011 года уголовные дела соединены в одно производство, соединенному уголовному делу присвоен № 025117.

01 февраля 2011 года предварительное расследование по уголовному делу № 025117 продлено до 3 месяцев 00 суток, то 01 марта 2011 года.

01 марта 2011 года предварительное следствие по уголовному делу № 021903 приостановлено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ.

16 марта 2011 года предварительное расследование по уголовному делу возобновлено. Срок следствия установлена на 1 месяц 00 суток, а всего до 4-х месяцев 00 суток, то есть по 16 апреля 2011 года.

28 марта 2011 года в СУ при УВД по В.Новгороду поступил рапорт от заместителя начальника ОРЧ по БЭП № 2 УВД по Новгородской области, о том, что в совершении вышеуказанных преступлении подозревается Содиков Азамджон Абдуллоевич 15.06.1979 года рождения, уроженец Таджикистана, временно зарегистрированный по адресу: г. Москва ул. Кировоградская д. 17 корп. 1 кв. 140. Также установлено, что Содиков А.А. фактически проживает по адресу: Московская область, Подольский район, г. Щербинка ул. 2-я Мелитопольская д. 19, кв. 42.

В целях обнаружения предметов, орудий и средств совершения преступления, предметов ограниченных и изъятых в гражданском обороте, свидетельствующих о причастности Содикова А.А.. к совершению данных преступления, а также с целью обнаружения Содикова Азамджона Абдуллоевича 15.06.1979 года рождения, уроженца Таджикистана, необходимо производство обыска в жилище, расположенном по адресу: Московская область, Подольский район, г. Щербинка ул. 2-я Мелитопольская д. 19, кв. 42.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 2 ст.38, ст. 165 и ч.3 ст. 82 (ч. 2 и ч. 3 ст. 183) УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Выемка или осмотр производится непосредственно с понятыми.

2. Практическая значимость практики

В процессе прохождения практики я ознакамливалась с содержанием Уголовного Кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса и применяла его на практике. Ознакомилась со ст. 51 Конституции Российской Федерации, « Правах на защиту подозреваемого (обвиняемого)» - ст. 11, 19, 47, 51 Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации. Так же выяснила, что следователь не просто юрист, исполняющий свои служебные обязанности, но и хороший психолог, умеющий находить контакт с лицами участвующими в следственном процессе, улавливать тонкие мысли и делать выводы из сказанного. Помимо этого следовать занимается планированием рабочих мероприятий, проведения следствия и сдачи дел. Так же я поняла, что различные уголовные дела имеют различные методы расследования. Работа следователя очень ответственная, и зависит от навыков, опыта и знаний следователя. В умении распределять нагрузку, в умении общаться с людьми, быть самодостаточной личностью. Следователь должен строго соблюдать закон, учитывать все права и обязанности всех действующих лиц, использовать помощь общества в поимке преступников, розыске преступников и обнаружении доказательств в совершении данных преступлений. Он должен соблюдать тайну предварительного следствия и следить за тем, что бы эта тайна не разглашалась участниками следственных мероприятий. Для следователя важны такие черты, как стрессоустойчивость, находчивость, активность, умение распоряжаться собственным временем, ум, умение логически размышлять, умение расположить к себе людей, умение руководить, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, умение хранить тайны.

Во время прохождения практики я ознакомилась с различными процессуальными документами, имеющие огромное значение в ходе работы следователя. Можно назвать такие документы как: протокол допроса потерпевшего, обвиняемого, свидетеля, протокол очной ставки, постановление о признании гражданским истцом, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, протокол осмотра места происшествия, запросы в различные учреждения на выяснение характеризующих данных, протокол явки с повинной, обвинительно заключение. Все эти документы составляются на определенных бланках и в строгой предписанной форме. Если не соблюдены правила оформления какого-либо протокола, то это может повлечь за собой недопустимость применения в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты приведены в Уголовно-процессуальном кодексе.

При ознакомлении с уголовным делом, я имела возможность поприсутствовать на допросе обвиняемого. Убедиться в эффективности и законности данной процедуры и изучить принципы этого процесса. В данном случае, на допросе был мужчина, который обвинялся в краже ст.158 УК РФ 2 эпизода. В процессе которого он рассказал, где и каким образом он совершал хищение, куда в последствии он дел похищенное. По окончании допроса, он подписал протокол, тем самым выразив свое согласие с ним. После чего мы проехали на место происшествия, где он указал, где конкретно он совершил кражу. Понятые, обвиняемый и защитник были запечатлены фотоаппаратом, где обвиняемый указывал на номер дома, рядом с которым произошла кража. После чего все участвовавшие лица, после прочтения протокола, подписали его. В ходе допроса обвиняемый признавал свою вину и раскаивался. Признание своей вины подозреваемым может быть положено в основу вины лишь с предоставлением доказательств. Любые следственные действия протоколируются. Позже протоколы допросов приобщаются к уголовном делу.

Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений. Первоначальным срок которого определен в Уголовно-процессуальном кодексе (в следственном управлении этот срок составляет 2 месяца, а в органах дознания 30 дней). При необходимости срок предварительного следствия продляют. Следователь определяет ход предварительного следствия и оформляется это в постановлениях. Все они имеют юридическую важность и обязательны к выполнению. Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым и проходят все мероприятия и следственные действия. В соответствии с ним они решают все необходимые задачи:

Быстрое раскрытие преступления,

Изобличение и установление всех обвиняемых,

Полное и объективное расследование уголовного дела,

Поиск доказательств,

Формирование обвинения в соответствии с законом,

Соблюдение интересов и прав всех участников уголовного дела,

Принятие мер по возмещению ущерба и реабилитации потерпевших,

Профилактика преступлений.

Действия и решения следователя вытекают в форме постановлений, содержание которым должно соответствовать Уголовно-процессуальному кодексу. Все следственные действия протоколируются. Вмешиваться в предварительное следствие могут только начальник следственного отдела и прокурор, путем письменных указаний. Если в ходе предварительного следствия не обнаруживается состава преступления, то это влечен за собой прекращение уголовного дела. Все постановления отправляются на проверку в прокуратуру.

При обнаружении достаточных признаков преступления и доказательств вины подозреваемого, следователь лично признает его обвиняемым, предъявляя таким образом ему обвинение, составляет обвинительное заключение и направляет его на утверждение в прокуратуру и направление его в суд.

Предварительное следствие после всех следственных мероприятий заканчивается составлением обвинительного заключения, в котором указываются все допросы потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, явки с повинной, заключения экспертиз, протоколы осмотров места преступления, характеризующий материал и все материалы, наработанные в ходе предварительного следствия, либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для принятия мер медицинского характера, либо прекращения дела и вменения мер взыскания административного характера. После подписания обвинительного заключения копию заключения немедленно отправляется на проверку прокурору.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. После чего следователем создается план следственных и оперативно-розыскных мероприятий, который оформляется в форме постановления. Так же дело может передаваться другому следователю в целях перераспределения нагрузки. Делает это в форме постановления начальник следственного управления или его заместитель. Следователь вправе использовать весь наработанный материал другим следователем. После того, как выносится постановление о признании в качестве обвиняемого, виновному могут избрать меру пресечения в виде подписки о невыезде, а если он недобросовестно относится к следствию, не является в назначенное время или укрывается, то так же может быть вынесено постановление о заключении обвиняемого под стражу.

Если при ведении следствия обнаруживаются смягчающие и отягощающие обстоятельства, то они указываются в обвинительном заключении. Если в процессе следствия обнародовались еще какие-либо преступления одного обвиняемого то они приобщаются к делу и объединяются, в следствии чего влияют на вынесение приговора и срок.

В случаях, когда требуется возмещение материального ущерба, потерпевшего необходимо признать гражданским истцом.

Пример постановления о признании гражданским истцом:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о признании гражданским истцом

Следователь СУ УМВД России по г. В. Новгород

(наименование органа предварительного следствия,

капитан юстиции Яковлева А.Ю.

классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя

рассмотрев материалы уголовного дела № 020058 и требование

Соколовой Олеси Юрьевны

(фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица)

о возмещении имущественного вреда,

УСТАНОВИЛ:

29.01.2013 года потерпевшей Соколовой О.Ю. заявлен гражданский иск на сумму 960 рублей 72 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.44 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Соколову Олесю Юрьевну

(фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица) гражданским истцом по данному уголовному делу, о чем ему объявить.

Настоящее постановление мне объявлено “29” января 2013 г. Одновременно мне разъяснены права и ответственность, предусмотренные частями четвертой и шестой ст.44 УПК РФ.

Заключение

Прохождение практики является важным элементом учебного процесса по подготовке по специальности юриспруденция. В процессе прохождения практики студент получает навыки, опыт и может применять их на практике. А так же дополняет свои знания и умения. Решает для себя, правильный ли он сделал выбор, подходит ли данная специальность ему. Ознакамливается со структурой изнутри, внедряясь в неё.

За время прохождения практики я:

1. Научилась составлять протоколы

2. Ознакомилась с материалами уголовных дел

3. Ознакомилась с должностными инструкциями

4. Поучаствовала в следственных мероприятиях

5. Получила неоценимый опыт в общении с гражданами

6. Проверила действия закона в реальности

7. Сделала для себя вывод о желании работать в государственной структуре

Для себя делаю вывод о положительном влиянии учебной практики в процессе обучения и считаю её неотъемлемой частью учебного процесса.

Считаю, что необходимо ужесточить законодательство в Российской Федерации. Что преступники заслуживают более строгого наказания. Содержаться, по-моему, они должны за свой счет, т.е. они обязаны работать, тем самым оплачивать своё содержание в исправительных учреждениях, а не за счет налогоплательщиков. Назначить более ранний возраст для уголовной ответственности, т.к. очень много малолетних преступников, не достигших возраста уголовной ответственности, остаются на свободе и совершают новые преступления. Отменить мораторий на смертную казнь, но казнить только тогда, когда вина преступника будет очевидна. Ужесточить отбор молодых людей для принятия их на работу в полиции, т.к. очень много случаев нарушения закона именно сотрудниками внутренних органов, превышения должностных полномочий.

При прохождении практики я познакомилась с составом следственного отдела УМВД России. Они оказались очень замечательными, дружелюбными людьми. Очень профессионально выполняющие свою деятельность, молодые и целеустремленные сотрудники, которые внушают доверие.

На практики меня оценили отлично. Отзыв об отношении студента к работе: к решению поставленных задач относится ответственно, инициативно; активна, исполнительна, внешне опрятна, коммуникабельна в общении с сотрудниками и гражданами, вежлива и тактична.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки следственных действий, их краткая характеристика. Классификация и общие условия проведения следственных действий. Производство следственных действий как основной способ собирания доказательств в стадии предварительного расследования.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Понятие следственных действий. Их производство как основной способ собирания доказательств в стадии предварительного расследования. Классификация следственных действий. Общие условия проведения первичного элемента уголовно-процессуальной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие информационных технологий и общие правовые вопросы их использования в деятельности следственных подразделений ОВД. Повышение эффективности работы следователя в ходе проведения следственных действий, сопряженных с применением компьютерных средств.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Ознакомление с историей возникновения системы следственных действий. Характеристика современных следственных действий и правила их производства. Описание особенностей тактической операции. Пути совершенствования системы расследования преступлений.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2015

    Дознание в уголовно-процессуальном законе. Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве следственных действий. Основания и процессуальный порядок задержания. Правила проведения следственных действий в отношении несовершеннолетних.

    лекция , добавлен 03.02.2012

    Иностранный гражданин как участник следственных действий. Организационно-правовые предпосылки его участия. Взаимодействие правоохранительных органов иностранных государств: правовая основа, формы, тенденции. Особенности расследования незаконной миграции.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2014

    Изучение понятия и классификации следственных действий - способов собирания и проверки доказательств, которые детально регламентированы законом и обеспечены возможностью применения государственного принуждения. Правила производства следственных действий.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Понятие следственных действий по обнаружению, закреплению, проверке и оценке доказательств. Их система, признаки, основания для производства и значение. Классификация следственных действий по различным основаниям, общие условия и правила их проведения.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Уголовно-процессуальная классификация следственных действий по различным основаниям. Классификация следственных действий в криминалистической тактике по способу получения информации. Этапы проведения следствия, применение метода наблюдения и расспроса.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Криминалистическая характеристика убийств. Начальный этап расследования. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий. Система правил расследования и раскрытий убийств. Определение мотива и формы вины. Построение следственных версий.

Деятельность Следственного комитета РФ регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации ".

Следственный комитет РФ (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и Президента РФ. Он является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основные задачи Следственного комитета :

  1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью , установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита и свобод человека и ;
  3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Принципы деятельности Следственного комитета

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

  1. действуют на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета;
  2. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;
  3. действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;
  4. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности .

Сотрудники Следственного комитета:

  • не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений , преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются;
  • в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений;
  • не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без

Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти. Про работу будет подробно рассказано в нашей статье.

Правовой статус СК РФ

Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев.

Принципы деятельности СК РФ

Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.

Функции СК РФ

Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.

Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведется диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.

Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.

Председатель СК РФ

Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.

Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.

Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.

Управление СК РФ

О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:

  • Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
  • Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.

Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.

Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.

Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.

Сотрудники СК РФ

Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.

Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.

При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.

Российской Федерации.

2.1. Полномочия и задачи Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти, основной целью деятельности является, осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Основными задачами Следственного комитета РФ являются Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;

    разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

    совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

    обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

    организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

    обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

    возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

    обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

    участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;

    организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

    организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификаций и стажировку кадров; разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;

    осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;

    разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепления здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;

    обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

    обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;

    обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;

    представляет в установленном порядке в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета;

    организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

    организует работу по комплектованию, хранению, учету и использование архивных документов Следственного комитета;

    осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечения деятельности Следственного комитета;

Согласно ст. 1 ФЗ «О Следственном комитете РФ» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет РФ осуществляет иные полномочия, установленные Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочия и обязанности Следственного комитета РФ регулируются нормами УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ (в ред. ФЗ от 3 февраля 2014 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2014. - № 6. - Ст. 558.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФЗ от 7 марта 2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2277; 2005. - № 10. - Ст. 753.; Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии

терроризму» Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1146; Российская газета. - № 101. - 07. 05. 2014. и другими актами.

Следственный комитет РФ в процессе своей деятельности выполняет следующие полномочия Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

    обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

    разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

    принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

    принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

    взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

    участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

    образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

    осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

    организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

    обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

    участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

    организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации является реализацией конституционного права ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы граждан.

К сожалению, общественная деятельность Общественного совета не сформулирована в задачах Следственного комитета, хотя одной из целей Общественного совета при Следственном комитете является защита прав и свобод граждан Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2012. - С. 23.. Однако, в задачах Следственного комитета не отмечено, что обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в сфере деятельности Следственного комитета. Защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации является ключевым для разработки мер формирования государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

    привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

    участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.

    осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

Создание Следственного комитета РФ влечёт за собой немало новшеств

в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности. Одно из таких новшеств касается полномочий сотрудников этого органа.

В ст. 7 ФЗ от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки. При пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 2 ч. 1).

На первый взгляд, появление такой нормы представляется вполне разумным. Сотрудникам следственных органов при осуществлении процессуальных полномочий порой действительно приходится действовать «в расположении» подозреваемого, обвиняемого или просто на конституционно охраняемой территории - при производстве обыска, выемки, наложении ареста на имущество и т. п. Указанная норма в такой ситуации легализовала бы процесс попадания сотрудника на подобную территорию.

Однако в приведённой норме ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» есть внутренняя несогласованность, обусловленная необоснованной попыткой соединить в одной норме различные по своей правовой природе положения. С одной стороны, гипотеза нормы недвусмысленно указывает на уголовно-процессуальный характер сферы её применения: речь идёт о её действии при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на сотрудника уголовно-процессуальным

законодательством РФ. С другой стороны, само правило поведения явно выходит за рамки уголовно-процессуальной деятельности и в большей мере характерно для полномочий силовых спецподразделений, регулируемых административным законодательством, - пресечение преступлений, преследование подозреваемых. То есть право входить даётся здесь не для производства обыска, выемки или какого-то иного следственного действия, а для того чтобы схватить подозреваемого, обезоружить его и препроводить к следователю для разбирательства и принятия процессуального решения.

Отмечая внутреннюю противоречивость приведённой нормы, следует обратить внимание на то, что реализация её на практике может повлечь

за собой негативные правовые последствия. Пресечение преступления и преследование подозреваемых - удел оперативных и силовых спецподразделений, предполагающий применение силы, спецсредств, оружия и представляющий собой исполнение процессуального решения.

Сотрудник Следственного комитета, действующий при осуществлении процессуальных полномочий, - лицо процессуальное, в силу чего всякое его действие имеет процессуальное значение. Если он действует в соответствии с законом, то результатом будут доказательства (обвинительные или оправдательные - ход дела покажет). Если он действует с нарушением закона, то результатом тоже будут доказательства, только недопустимые. Особенностью их является то, что они, в соответствии со ст. 75 УПК не имея юридической силы, исключают возможность получения допустимых доказательств и становятся основой для развала обвинения.

Представим, что сотрудник Следственного комитета, преследуя подозреваемого, настиг последнего в его жилище, при этом отобрал у него орудие преступления, оружие, наркотики. Допустим, действовал он при этом на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусматривающего право входить в помещения и на участки граждан. А дальше? Дальше нужны доказательства виновности злоумышленника (они же, кстати, будут доказательствами правомерности действий сотрудника Следственного комитета). Где он их возьмёт? Оформит обыск или выемку? Но это будет фальсификация, он не производил этих следственных действий. Проведёт «самодопрос»? Ещё более непонятно. В итоге сотрудник Следственного комитета оказывается в процессуальной ловушке, когда всё, чтобы он ни предпринял, оборачивается недопустимостью полученных им доказательств.

Эту ситуацию можно домысливать в разных направлениях, но итог будет один: для квалифицированного доказывания вины злоумышленника надо, чтобы пресечением преступлений и преследованием подозреваемых занимались специально созданные для этого силовые спецподразделения. А

сотрудник Следственного комитета, действуя в рамках процессуальных полномочий, выяснял соответствующие обстоятельства путём производства следственных и иных процессуальных действий и получения необходимых доказательств.

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний о Следственном комитете РФ;
  • – усвоение основных понятий, раскрывающих правовые основы деятельности Следственного комитета РФ и его органов;
  • – усвоение системы и структуры Следственного комитета РФ;
  • – усвоение основных направлений деятельности Следственного комитета РФ;
  • – усвоение правового статуса сотрудников (следователей) Следственного комитета РФ.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны :

знать

  • – основные задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, полномочия его органов;
  • – основные понятия, используемые в целях раскрытия правового положения, организации и деятельности Следственного комитета РФ и полномочий его сотрудников;
  • – систему органов Следственного комитета РФ;
  • – особенности государственной службы сотрудников Следственного комитета РФ;

уметь

  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение Следственного комитета РФ и его сотрудников;
  • – оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус Следственного комитета РФ и его сотрудников;
  • – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ;
  • – анализировать правоприменительную практику следственных органов РФ;
  • – принимать решения, определяющие порядок деятельности следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими основные направления, принципы организации и деятельности, правовой статус Следственного комитета РФ;
  • – навыками анализа правоприменительной практики деятельности Следственного комитета РФ.

Ключевые слова: Следственный комитет РФ; уголовное судопроизводство; предварительное следствие; следователь; следователь-криминалист; Председатель Следственного комитета РФ; принципы деятельности; возбуждение уголовного дела; функция уголовного преследования; правовой статус; государственная служба; поощрения; увольнения; дисциплинарные проступки.

Следственный комитет РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности

Следственный комитет РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 Закона о Следственном комитете РФ). Данный орган осуществляет уголовно-процессуальную деятельность на досудебной стадии уголовного процесса, реализуя важнейшую функцию – уголовное преследование в форме предварительного расследования (в некоторых случаях и в форме дознания).

Основными задачами Следственного комитета РФ являются:

  • – оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовнопроцессуальным законодательством РФ;
  • – обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета РФ и их должностных лиц;
  • – организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • – осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • – разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • – совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • – определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле (ч. 4 ст. 1 Закона о Следственном комитете РФ).

Кроме основного направления, связанного с осуществлением уголовного преследования в сфере уголовного судопроизводства, сотрудники Следственного комитета РФ участвуют в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений. Данное направление Следственный комитет РФ реализует в целях участия в правотворческой деятельности в сфере уголовного судопроизводства. При этом Председатель Следственного комитета РФ, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета РФ имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Руководители следственных органов Следственного комитета РФ, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета РФ, а также следователи обладают полномочиями по участию в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета РФ. При этом все вынесенные представления следователем должны быть в обязательном виде в течение одного месяца со дня их внесения рассмотрены и по ним приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления. О результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета РФ (ст. 8 Закона о Следственном комитете РФ).

Другим направлением деятельности Следственного комитета РФ является его координация деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью (ст. 9 вышеназванного Закона). Данная деятельность Следственного комитета РФ рассматривается в рамках участия руководителей следственных органов Следственного комитета РФ в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, при производстве по уголовным делам Следственный комитет РФ должен взаимодействовать с правоохранительными органами, иными органами предварительного расследования и органами дознания. Одной из таких форм взаимодействия является создание следственно-оперативной группы при производстве по уголовным делам, которые создаются в зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данного взаимодействия. Нормативными правовыми актами, регулирующими данный вопрос, являются: Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств, утвержденная совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315– 16–93, МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452, и указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 "Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства".

Следующим направлением деятельности Следственного комитета РФ является участие в правотворческой деятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете РФ). Суть данного направления заключается в разработке и представлении в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к направлениям деятельности Следственного комитета РФ.

Направлением деятельности Следственного комитета РФ является также рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб (ст. 11 вышеуказанного Закона), которое заключается в рассмотрении заявлений и иных сообщений, в которых содержатся сведения о преступлениях. В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 г. № 72, сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности, подлежат обязательному принятию (приему) во всех следственных органах Следственного комитета РФ. Следователи Следственного комитета РФ обязаны рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ).

Международное сотрудничество также является одним из направлений деятельности Следственного комитета РФ (ст. 3 Закона о Следственном комитете РФ). В пределах своих полномочий он взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Все направления деятельности Следственного комитета РФ основываются на предусмотренных в Законе о Следственном комитете РФ следующих принципах :

единства и централизации. Согласно этому принципу Следственный комитет РФ:

представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений, возглавляемую Председателем Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 5); сотрудники Следственного комитета РФ подчинены непосредственному руководителю, а также вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета РФ;

реализует единые направления деятельности и выполняет единые задачи, стоящие перед его органами и учреждениями;

использует общие формы и методы, способы осуществления уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам, а также иных направлений его деятельности;

  • независимости и недопустимости вмешательства в деятельность Следственного комитета РФ. Сотрудники Следственного комитета РФ при осуществлении своих полномочий, предусмотренных соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, независимы от кого бы то ни было, и прежде всего от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций. Кроме того, независимость Следственного комитета РФ предполагает осуществление его сотрудниками, в первую очередь следователями Следственного комитета РФ, уголовно-процессуальной деятельности несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Нарушение этого принципа, проявляющегося в воздействии в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе и на следователей Следственного комитета РФ, с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности, влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Сотрудники Следственного комитета РФ не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом. Уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей и иных сотрудников Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 5; ч. 1,2 ст. 6);
  • гласности. Следственный комитет РФ действует гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне. Его органы и учреждения информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии следственной деятельности при производстве по уголовным делам (п. 2, 3 ч. 2 ст. 5). Кроме того, данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом РФ, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета РФ в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 6);
  • законности. Вся деятельность сотрудников Следственного комитета РФ должна осуществляться на основе закона, в первую очередь уголовно-процессуального, и в точном соответствии с ним. При этом они должны соблюдать правовые нормы, регулирующие направления деятельности Следственного комитета РФ, в том числе и ее уголовно-процессуальную деятельность. Все решения следователей Следственного комитета РФ по уголовным делам, находящимся в их производстве, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Правовой основой деятельности Следственного комитета РФ являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете РФ и другие федеральные законы,

Положение о Следственном комитете РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 2 Закона о Следственном комитете РФ).



Поделиться