Конституции можно классифицировать по различным основаниям. Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям


По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

1) Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

2) Среднесрочные казначейские векселя; казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.

3) Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.

По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные.

Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.

Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени.

Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.

Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.

Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.

Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для рассчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.

В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, они по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются).

Ценные бумаги местных органов власти (Муниципальные ценные бумаги) - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Цели. Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);

Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупает в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

Финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фондов.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Производные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу на протяжении срока, установленного договором, ценных бумаг, других финансовых и/или товарных ресурсов.

Опцион – это контракт, который дает право, но не обязанность купить или продать какой-либо актив (акцию, фьючерс, товар и т.д.) по фиксированной цене в течении жизни опциона или в определенный момент времени.

Опцион call/колл определение: это контракт, дающий право его владельцу (но не обязывающий) совершить покупку актива, по зафиксированному в контракте курсу. При покупке опциона сall/колл для его владельца желательно, что бы актив рос в цене. Риск покупателя опциона строго ограничен стоимостью опциона, его прибыль потенциально не ограничена ничем. Покупатель опциона получит убыток в случае, если рынок пойдет против него либо пойдет "вбок". И вероятно, потеряет деньги в случае, если рынок пойдет в нужном направлении, но медленно. Он скорее всего сыграет "в ноль", если рынок пойдет в нужную сторону умеренными темпами, и заработает только в том случае, когда цена будет резко двигаться в его направлении.

Опцион put/пут определение: это контракт, дающий право его владельцу (но не обязывающий) совершить продажу актива, по зафиксированнму в контракте курсу. При покупке опциона пут для его владельца желательно, что бы актив снижался в цене. Однако очень часто случается, что актив или фьючерс падают в цене, а опцион пут растет крайне медленно, совершенно не оправдывая ожиданий инвестора. Это зачастую случается когда цена на актив снижается умеренными темпами, и хотя базовый актив падает в цене все ниже, опционная премия остается на том же уровне. Продажа опциона put/пут, так же как и продажа опциона call/колл генерирует ограниченный выигрыш при потенциально неограниченных потерях. Продажа опционов put/пут, когда они идут с неплохой премией, часто рассматривается как вариант вхождения в рынок с целью занять в дальнейшем длинную позицию.

Финансовые фьючерсы - срочный контракт, по которому одна из заключивших его сторон обязана в условленный срок в будущем поставить, а другая получить определенное количество ценных бумаг или других финансовых инструментов по зафиксированной в договоре цене. Финансовые фьючерсы могут заключаться на поставку облигаций, векселей, валюты и др. ценных бумаг. Фьючерс дает право продажи определенных ценных бумаг по определенной цене на предусмотренную в контракте будущую дату без права отказа от совершения сделки.

Варрант - 1) производная ценная бумага; вид сертификата, предусматривающий возможность приобретения пакета ценных бумаг по номиналу до их выпуска в обращение. Особенностью В. является разрыв сроков приобретения сертификата и ценных бумаг; 2) свидетельство к ценной бумаге, дающее право на дополнительные льготы ее владельцу по истечении определенного срока; 3) согласно ст. 912 ГК РФ - залоговое свидетельство, товарная ценная бумага, которая вместе со складским свидетельством составляет двойное складское свидетельство. Держатель В. (иной, чем держатель складского свидетельства) имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему.

Депозитарная расписка - это свободно обращающаяся на фондовом рынке вторичная ценная бумага, выпущенная в форме сертификата авторитетным депозитарным банком мирового значения на акции иностранного эмитента и свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранной компании, депонированных в стране нахождения этой компании, кругооборот которых осуществляется в другой.

В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:

  • ADR (American Depositary Receipt) - американские депозитарные расписки, которые допущены к обращению на американском фондовом рынке;
  • GDR (Global Depositary Receipt) - глобальные депозитарные расписки, операции с которыми могут осуществляться и в других странах.

Под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной компании и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой компании.

К финансовым активам относятся: денежные средства (т.е. средства в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах); договорное право требования денежных средств или другого финансового актива от другой компании; договорное право на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях; долевой инструмент другой компании.

Финансовые обязательства - любая обязанность по договору: предоставить денежные средства или финансовый актив другой компании; обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях.

Долевые инструменты - способ участия в капитале хозяйствующего субъекта.

Финансовые инструменты делятся на 3 категории:

денежные средства – это средства в кассе и на расчетном счете;

кредитные инструменты – облигации, кредиты, депозиты;

способы участия в уставном капитале – акции, паи.

В соответствии с существующим законодательством депозитные и сберегательные сертификаты - это ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие право требования уступки (цессии) одного лица другому размещенных в банке депозитов или сберегательных вкладов. Это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита или вклада и процентов по ним. Право по сертификатам можно уступать другим лицам, что повышает их привлекательность. Владельцами депозитных сертификатов могут быть только юридические лица. Сберегательные сертификаты выдаются только физическим лицам.

Финансовый вексель - вексель, не имеющий товарного покрытия, основное назначение которого - размещение денежных средств. К разновидностям Ф.в. относятся банковские, казначейские, фиктивные (дружеские,"бронзовые) векселя по просроченной кредиторской задолженности юридических лиц.

Финансовый вексель выражает обычный договор займа, когда одна сторона получает от другой денежную сумму, выдавая взамен вексель. Предприятия и банки эмитируют финансовые векселя для пополнения оборотных средств. Такой вид займа менее привлекателен в сравнении с выпуском облигаций, так как средства привлекаются на короткий срок и не могут быть вложены в производство. Банки (имеется в виду вообще в мире) не принимают к учёту финансовые векселя из-за высокого риска несвоевременности платежей по ним, а также хождению подделок.

Международные ценные бумаги – ценные бумаги, находящиеся в обращении одновременно в разныхстранах.

Основными методами выхода российских предприятий на международный рынок капиталов являются давно используемые в международной практике и получившие мировое признаниедепозитарные расписки и еврооблигации.

Еврооблигации – это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах – валютах, иностранных по отношению к стране-эмитенту.

Одним из нововведений международного рынка капиталов стала секъюритизация евровалютных займов. Поскольку первоначально они принимали форму еврооблигаций, то и сейчас эмитируются прежде всего в виде краткосрочных ценных бумаг, например европолисов, со сроком погашения до 1 года, но их можно превратить и в долгосрочный заем.

Еврокоммерческие бумаги – другая форма краткосрочных ценных бумаг, эмитируемых быстро растущими компаниями. Евроакции – новые эмиссии (первичные выпуски) обыкновенных и привилегированных акций и других долевых ценных бумаг, распространяемых на международном фондовом рынке. К прочим акциям относятся вторичные эмиссии, размещаемые путем закрытой подписки и с помощью инвестиционных фондов закрытого типа. Эмиссии евроакций также пользуются большой популярностью.

Облигации, размещаемые за пределами государства-эмитента, называются международными. Они подразделяются на еврооблигации и зарубежные облигации. Основную долю (80–90 %) составляют еврооблигации. Также известны и другие разновидности международных облигаций, занимающие меньшую долю. Если облигации размещаются одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), они называются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременно в нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.

Международные облигации можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Часто понятие «международные облигации» используется для обозначения всех основных долговых инструментов, распространяемых за границей. К ним относятся долгосрочные долговые инструменты облигации (бонды) и среднесрочные долговые инструменты (ноты).

Международные облигации отличаются от национальных) режимом налогообложения, методикой размещения, объемом доступной информации, кругом потенциальных покупателей. В узком смысле слова термин «международные облигации» соответствует долговым инструментам.

Бонды и ноты очень часто не различаются по срокам, основное отличие состоит в способе выплаты дохода. Чаще всего ноты эмитируются с плавающей купонной ставкой, а облигации – с фиксированной. Около 70 % эмиссий размещается банками и нефинансовыми компаниями, а остальное – государством и международными организациями.

Еврооблигации – ценные бумаги, эмитированные в евровалютах, размещающиеся среди зарубежных инвесторов с помощью международного синдиката андеррайтеров. Еврооблигации используются для долгосрочного кредитования.

Они очень похожи на облигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, но мобилизуют средства «европула», поскольку характеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долей.

В последнее десятилетие возросла привлекательность рынка евробумаг. Евроинструменты - это акции, ноты, облигации, деривативы, размещаемые на международных финансовых рынках, внешних по отношению к стране эмитента.

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

В зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социальнокультурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных – либо путем назначения (Государственная Дума (ГД) – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

Единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

Коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, ГД).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

Представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание Приморского края);

Исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенцииВерховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);


Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция – орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое – Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.

Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

Органы местного самоуправления;

Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, ГД, Правительство РФ – федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края – органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это орган надзора со специфическими полномочиями.

Цели расследования различны. Их можно классифицировать по различным основаниям.

Попытку классификации целей предварительного следствия предпринимал II. М. Лузгин, который считал, что в расследовании преступлений существует строго определенное сочетание целей.

Их систему он изложил следующим образом:

1) общие цели;

2) специальные цели;

3) особенные цели;

4) частные задачи.

К общим целям И. М. Лузгин отнес все задачи, закрепленные в УПК РСФСР, к специальным - цели отдельных этапов следствия, к особенным - цели, зависящие от характера преступления, и, наконец, к частным - задачи отдельных следственных действий. В этой классификации есть «рациональное зерно» - попытка конкретизировать цели предварительного следствия и дознания с учетом особенностей этой стадии уголовного судопроизводства. Однако здесь недостаточно учтены процесс выбора следователем тактических целей и влияние на него общих целей предварительного следствия.

И. С. Элькинд предлагала свой вариант классификации целей уголовного процесса:

"б цели перспективные, как искоренение преступности вообще;

"б ближайшие, содействующие первым путем быстрого, полного раскрытия преступления, изобличения виновных и т. д.;

S общие цели (которые в соотнесении с перспективными целями являются ближайшими) могут бытъ сформулированы, как быстрое π полное раскрытие преступлений, выявление π устранение причин п условий, способствующих пх совершению, изобличению виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию, ни одни невиновный не был привлечен к уголовной ответственности π осужден, а невиновный реабилитирован.

"б конкретные цели - онп существуют не только на стадиях уголовного процесса, но п отдельных следственных действий;

"б функциональные цели различными путями, методами обвинения π защита оказывают по мощь суду в Познанію истины;

"б официальные цели - ими должны руководствоваться субъекты применения норм права;

"б неофициальные цели - результат безразличного отношения, например свидетеля, не явившегося по вызову следователя только потому, что не хочет затратить на это необходимое время плп явно отрицательного отношения к этим целям (свидетель дает, например, заведомо ложные показання, желая ввести в заблуждение органы следствия п суда).

Данная позиция П. С. Элькпнд имеет своп положительные стороны II с ней можно в целом согласиться.

Деление целей на конечные, общие, промежуточные предлагает В. Д. Зеленский.

Полагаем, что пз всего вышесказанного наиболее правильное деление предложено И. М. Лузгпным π В. Д. Зеленским, так как оно отражает содержание целей расследования π пх взаимосвязь.

Поскольку речь идет о расследовании как практической деятельности следователя, то, очевидно, необходимым основанием классификации должно быть содержание этой деятельности. Расследование преступлений - сложная социальная деятельность, направленная на установление событий прошлого путем оценки собранных в соответствии с требованиями УПК РФ по данному делу доказательственных фактов и установление истины. Конечной целью всего уголовного судопроизводства является установление истины по делу.

Материальная истина есть юридическое обозначение того, что содержанием ее является фактическая сторона дела, т. е. факты и обстоятельства, которые относятся к исследуемому по данному деду событию преступления.

Установление истины по делу является конечной целью уголовного судопроизводства. К этой цели ведет ряд других, промежуточных целей. Рассмотрим основания для их классификации.

Чтобы понять многогранность и многоаспектность категории «цель» в сфере уголовно-процессуального права и вместе с тем выявить основную магистральную линию ее компонентов, необходимо использовать разработанный в философии и общей теории права метод классификации целей соответственно определенным критериям. Следует при этом иметь в виду, что «самые различные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны, существенны и важны».

Полагаем, что для классификации целей уголовного судопроизводства можно использовать следующие положения:

1. Цели перспективные и ближайшие. Если борьба с преступностью относится к целям перспективного характера, то содействие этому путем быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию п ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности π осужден - к целям ближайшим. Действующее законодательство не провозглашает данные цели. Однако они подразумеваются, ибо без раскрытия преступления невозможно достичь иных целей расследования. Значение конечной цели в том, что она, будучії осознана, имеет большое мобилизующее значение, так как является побудительной сплой к достижению ближайших целей.

Поскольку уголовно-правовое п уголовно-процессуальное регулирование - прп относительной обособленности каждого пз них - две стороны одной π той же государственной деятельности по борьбе с преступностью, перспективные цели уголовно-правового п уголовно-процессуального регулирования, как было отмечено выше, совпадают. Это не умаляет, однако, особенностей одного π другого вида правового регулирования, как показателей пх оценки, в силу специфики предмета π метода каждого пз них.

Если особенное проявляется главным образом в ближайших целях, то общее - в целях перспективных. Последние потому π называются перспективными, что для пх осуществления в настоящее время еще нет реальных условий п возможностей. Соответственно достижение данных целей в сфере борьбы с преступностью зависит не только от эффективности указанных видов правового регулирования в настоящее время. Уничтожение преступности, причин π условий, порождающих преступность, предполагает дальнейшее повышение материального π культурного уровня жизни трудящихся. Тем не менее, значение перспективных, как п ближайших целей данных видов правового регулирования, имеет огромное органп- зующее и мобилизующее значение в обеспечении необходимой направленности поведения субъектов соответствующих прав и обязанностей.

2. Цели общие для уголовного судопроизводства в целом и конкретные, характерные для каждой отдельной стадии уголовного процесса, более того, для каждого конкретного вида процессуальных действий (обысков, выемок, следственных экспериментов, освидетельствований, допросов, экспертиз и др.).

Конкретные цели имеют не только стадии уголовного процесса, но и отдельные процессуальные действия. «Общее намерение, направленное на осуществление конечной цели, - подчеркивает С. Л. Рубинштейн, - распространяется на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершить применительно к различным ситуациям, создающимся в ходе действий, целый ряд частных действий», имеющих свои специальные цели. Говоря о стадии, мы имеем в виду, однако, комплекс процессуальных действий и правоотношений, объединяемых одной или несколькими социальными целями, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства и предопределяющими более конкретные цели отдельных действий (правоотношений). Их осуществление - составная часть общих целей уголовного судопроизводства. Будучи достигнуты, относительно обусловленные цели каждой стадии процесса становятся необходимыми условиями обеспечения комплекса целей уголовного судопроизводства в целом. Так или иначе, но выраженные в нормах уголовнопроцессуального права, цели уголовного судопроизводства ориентируют компетентные органы государства (соответствующих должностных лиц) на такое ведение уголовного процесса, которое обеспечило бы достижение его и общих и конкретных целей, а всех лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, на такое поведение, которое соответствовало бы этим целям.

3. Цели, выражающие направленность всей уголовнопроцессуальной деятельности (т. е. конкретные цели уголовного судопроизводства, о которых уже сказано выше) п цели функциональные.

Установленный законом порядок уголовно-процессуальной деятельности π соответствующая ему система правоотношений находят свое выражение не только в делении уголовного процесса на стаднії п в их строгой последовательности, но π в возложении на участников данной деятельности (правоотношений) определенных процессуальных функций, определяемых нормами права п выраженных в соответствующих направленнях уголовно-процессуальной деятельности, специальном назначении п роли ее участников.

Вопрос об уголовно-процессуальных функциях может быть рассмотрен в самых различных аспектах специфики таких функций в отлпчпе, например, от функций профессиональных, должностных π др., анализа соответствующих направлений уголовно-процессуальной деятельности, в которых конкретные функции находят свое проявление, II др.

Небезынтересно заметить, что теория уголовно-процессуальных функций, вызывающая на протяжении многих лет решительные возражения отдельных ученых плп умалчиваемая в правовой литературе, получила ныне почти всеобщее признание.

«Функция» - круг деятельности, назначение, роль; соответственно π уголовно-процессуальная функция - специальное назначение п роль субъектов уголовного судопроизводства, выраженная в процессе реализации в том плп ином конкретном направлении уголовно-процессуальной деятельно- cm. Подчеркивая (применительно к функциям прокурорского надзора), что «социальное назначение» п «деятельность» это две стороны понятия уголовно-процессуальной функции, А. П. Глебов не без оснований утверждает, что в пх диалектическом единстве определяющую роль играет все же социальное назначение, реализуемое в конкретной практической деятельности соответствующих субъектов.

Уголовно-процессуальные функции могут не только следовать одна за другой, но п осуществляться одновременно π во взаимосвязи, причем как в одной, так п в нескольких стадиях процесса. Более того, одновременное сочетание является типичным признаком пх взаимосвязи.

Рассматривая уголовно-процессуальные функции как выраженные в определенных направленнях уголовно-процессуальной деятельности назначение п роль субъектов уголовного судопроизводства, мы тем самым подчеркиваем, что:

1) уголовно-процессуальные функции как роль п назначение субъектов уголовного судопроизводства проявляются в соответствующих направленнях уголовно-процессуальной деятельности, которые π складываются пз реализации специфических полномочий таких субъектов;

2) все уголовно-процессуальные функции имеют правовой характер, предопределяются нормами права п выражаются в относительно устойчивом правовом статусе каждого пз пх носителей;

3) не смешивая п не отождествляя уголовно-процессуальные функции с обязанностями субъектов уголовного судопроизводства, необходимо, тем не менее, понять, что вне осуществления конкретных процессуальных обязанностей (впрочем, как п прав) субъектов уголовного судопроизводства категория «функция» остается лишь идеальной категорией, вне ее реального претворения в жизнь;

4) не только некоторые, а все субъекты уголовно-процессуальных прав π обязанностей являются носителями определенных функций;

5) поскольку соответствующие направлення уголовнопроцессуальной деятельности охватывают не отдельные, а все стаднії уголовного процесса, поскольку п реализация таких функций связана не с одной п не с несколькішп, а со всеми стадиями уголовного судопроизводства;

6) в той мере, в какой противоречит законам логпкп соединение в одних руках процессуально противоположных функций (например, защиты п обвинения), этим законам противоречит π признание, например, функции защиты прп отрицании функции обвинения. Функция защиты утрачивает какой бы то нп было смысл, если в ее основе не лежит защита от обвинения, составляющего суть функции обвинения.

Функциональная система уголовного процесса, как п система функциональных целей, основана на состязательном построении уголовного судопроизводства. Соответственно, нельзя, отрицая состязательность, признавать расчленение уголовно-процессуальной деятельности (соответствующих правоотношений) на функции, пбо это п есть главное, что составляет содержание принципа состязательности.

Состязательное построение уголовного процесса п означает такое распределение функций, прав п обязанностей между различными субъектами уголовного судопроизводства, которое обеспечивает полное, всестороннее π объективное выявление π исследование материалов обвинения п защиты, познание истины, достижение комплекса всех целей уголовного процесса. Состязательное построение уголовного процесса представляет собой конкретное выражение в данной сфере общественной жпзнп одного из важнейших законов дпалек- тики - закона единства и борьбы противоположностей. Разными путями, разными методами обвинение и защита оказывают помощь суду в познании истины, являющейся результатом тщательного анализа - сопоставления и противопоставления материалов обвинения и защиты, доводов «за» и «против».

4. Цели официальные и неофициальные. Специфичность предмета уголовно-процессуального регулирования, как было отмечено выше, сочетается со сложностью, а иногда и с противоречивостью складывающихся здесь общественных отношений.

В той мере, в какой понятие цели связано с понятием интереса, официальным целям борьбы с преступностью, воплощающим интерес всенародного государства, нередко противостоит выраженный в неофициальных целях личный интерес тех или иных субъектов уголовного судопроизводства.

Конечная цель расследования - установление объективной истины по каждому уголовному делу. Такая цель вытекает из общих задач уголовного судопроизводства. В свою очередь конечная цель конкретизируется в виде общей цели - «раскрытие преступления». При этом органы расследования обязаны не просто раскрыть каждое преступление, а раскрыть его быстро и полно. Эти цели могут бытъ достигнуты, если в процессе расследования будет реализовываться цель - «правильное применение закона».

Общие цели расследования. В них входят цели, выведенные из конечных целей и из анализа норм права. Для стадии возбуждения уголовного дела и первоначального этапа предварительного следствия характерны цели, которые можно назвать первоочередными (установление преступного деяния, лица, виновного в его совершении, выяснение иных обстоятельств, связанных с преступлением).

В действующем УПК РФ в отличие от УПК РСФСР нет указаний на быстрое, полное раскрытие преступления. Но это не меняет процесса целеопределения в расследовании. Сущность расследования состоит в установленіи: всех юридически значимых обстоятельств исследуемого события.

Большое значение на первоначальном этапе расследования имеет установление объективной стороны состава преступления - особенно способа его совершения. В практике нередки случаи, когда преступник совершает преступление одним и тем же способом, присущим только ему. Путем анализа ранее совершенных аналогичных преступлений, следователь по «почерку» устанавливает лицо, совершившее данное деяние.

Закон обязывает следователя выяснить обстоятельства, опровергающие обвинение или исключающие производство по делу, либо влекущее его прекращение. Установление таких обстоятельств способствует реализации стоящей перед органами следствия цели - обеспечить всестороннюю π объективную проверку обвинительных выводов. Поэтому правильность формулирования обвинения невозможна без достижения всех первоочередных целей.

Цели второй группы носят функциональный характер, определяя специфику деятельности следователя. Расположение целей по данной классификации не означает последовательности их реализации в указанном порядке, она зависит от конкретной следственной ситуации. Так, например, мотив преступления известен, а кто его совершил, следователь не знает (квартирная кража). Или наоборот - вначале следователю известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, π только при дальнейшем расследовании выясняется мотив совершенного преступления (задержано лицо с автомашиной, принадлежащее другому владельцу, - угон или хищение?). Такие цели, как профилактика преступлений и воспитательное воздействие, реализуются в течение всего предварительного следствия.

Таким образом, оценивая изложенное, полагаем оптимальной следующую классификацию целей расследования:

"б конечная цель расследования и всего уголовного судопроизводства. Это установление истины по уголовному делу; "б общие (стратегические) цели расследования:

Раскрытие преступления;

Установление виновных.

"б частные (тактические) цели:

Цели следственных действий;

Цели иных действий;

Цели тактических операций.

Ввиду социальной и процессуальной значимости основные цели расследования, на наш взгляд должны быть указаны в законе. В ст. 6 УПК РФ должно быть указано о том, что целями расследования являются раскрытие преступлений и изобличение виновных.

1. По происхождению различают :

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пре­делах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров , по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам 1993 г.

2. По форме коллизионной привязки :

односторонние – норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

двусторонние – норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

3. По характеру содержащегося в норме правила поведения :

императивные – нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору
компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению
участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

диспозитивные – нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но
предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:



К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, приме­няется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

альтернативные – нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право стра­ны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

простые альтернативные – нормы, где все альтернативные привязки равнозначны

сложные альтернативные – нормы, где привязки подчинены основной привязке, ко­торая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.
Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была приме­нена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - Предоставление на терри­тории соответствующего государства иностранным лицам (иностранным гражданам, ли­цам без гражданства, иностранным организациям) прав и возложение на них обязанностей. В России действует национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

По общему правилу, в России применяется национальный режим в отношении иностранных лиц, что и закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ права и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным догово­ром РФ.

Например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав­торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До­говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос­тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы­пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре­доставляемой настоящей Конвенцией.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра­воотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим. В соот­ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста­навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе­нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож­дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери­нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова­ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третьего государства. Он устанавливается на основании международных договоров

В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декаб­ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран­ного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало­гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон­курирующим товарам российского происхождения в отношении прода­жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис­пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

Специальный режим - это режим, предусматривающий изъятия из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

В качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст­венной власти РФ, занимать определенные должно­сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда­не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об­ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези­дентом РФ.

20 . КОЛЛИЗИЯ КОЛЛИЗИЙ состоит в том, что коллизионные нормы внутреннего законодательства не всегда совпадают. Так, например, лич­ный закон физического лица в РФ и странах конти­нентальной системы права определяется гражданством, а в странах об­щего права - местом жительства гражданина. Личным законом юриди­ческого лица в РФ и странах общего права является место учреждения юридического лица, а в странах континентального права - место нахождения органов правления.

Обратная отсылка или отсылка к праву третьего государства имеет место в тех случаях, когда коллизионная норма одного государст­ва содержит отсылку к закону другого государства, а коллизионная нор­ма последнего отсылает обратно или к праву третьего государства. От­сылка к праву третьего государства определяется термином трансмис­сия .

С целью избежания такой проблемы в международных договорах и законодательстве ряда стран закреплено правило об ограничении об­ратной отсылки , а именно к коллизионному законодательству иностран­ного государства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 1190 Граждан­ского кодекса РФ любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны.

Обратная отсылка иностранного права может приниматься в слу­чаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положе­ние физического лица (статьи 1195-1200 ГК РФ), а именно при определении:

Личного закона физического лица;

Правоспособности и дееспособности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Имени гражданина РФ, иностранного граж­данина и лица без гражданства;

Опеки и попечительства;

Признания физического лица безвестно отсутствующим и объяв­ления умершим.

При отсутствии в законодательстве нормы, ограничивающей об­ратную отсылку или отсылку к коллизионному праву третьего государ­ства, суд, рассматривающий дело, может применить в зависимости от ситуации либо собственное право, либо закон третьего государства.

«Хромающие отношения» - это отношения, которые признаются в одной стране и не признаются в другой. Так, например, брак, заклю­ченный российским и иностранным гражданами за рубежом признаются недействительными в РФ, если брак заключен, не­смотря на обстоятельства, предусмотренные ст. 14 Семейного кодекса РФ и препятствующие заключению брака, а именно заключение брака, если предыдущий не был расторгнут, заключение брака с недееспособ­ным гражданином и др.

21 .КОНФЛИКТОМ КВАЛИФИКАЦИЙ - различный смысл юридических терминов в разных правовых.

Выделяют две ситуации: первичную и вторичную квалификации.

Первичная квалификация юридических понятий происходит до применения коллизионной нормы. При этом используются разные способы:

1. юридические понятия квалифицируются по праву страны суда (lex fori), (по национальному праву того государства, правоприменительный орган которого рассматривает дело).

Недостатки: Поскольку первона­чальное толкование понятий осуществляется на основе другой правовой системы, то в силу несоответствия смысла одних и тех же понятий в отечественном и иностранном праве происхо­дит искажение содержания иностранного права.

Второй недостаток состоит в невозможности применить коллизион­ную норму, если в отечественном праве вообще отсутствует соответствующий институт.

2. юридические понятия квалифицируются по праву страны, с которой связано правоотношение в целом (lex causae). Здесь юридический термин интерпретируется так, как это предписывает правовая система иностранного государства, к которой отсылает отечест­венная коллизионная норма либо которой известно данное юридическое понятие.

Этот способ квалификации позволяет преодолеть недостатки первого, но тоже облада­ет ими: использовать его затруднительно, поскольку при первоначальной квалификации по­нятий еще не известно, право какого государства будет применено к правоотношению.

3. юридические понятия квалифицируются на основе общих для разных государств понятий, которые формулируются путем сравнительного правоведения (способ «автономной квалификации»).

Этот способ используется в международных договорах, которые содержат специальные статьи, посвященные раскрытию смысла юридических понятий. Но применяется только в праве государств-участниц соответствующего международного договора.

Таким образом, в России при квалификации юридических понятий применяются все способы. Первый – в качестве общего правила, второй – субсидиарно, а третий – только в рамках международных договоров РФ.

Вторичная квалификация юридических понятий происходит уже после применения коллизионной нормы. Раскрытие смысла юридических терминов осуществляется в рамках той правовой системы, к которой коллизионная норма сделала отсылку.

Другая проблема, возникающая при применении коллизионных норм, связана с таким правовым явлением как коллизия коллизий , т.е. столкновением коллизионных норм разных государств.

Положительная коллизия означает, что несколько государств рассматривают конкретное правоотношение как предмет регулирования своего собственного права. Например, по обще­му правилу, закрепленному в ГК РФ, при отсутствии соглашения сторон о применимом к до­говору праве их права и обязанности определяются по закону страны-продавца. В то же время, если договор подлежит исполнению в Швейцарии, швейцарская сторона-покупатель может настаивать на применении коллизионной нормы швейцарского права – закона места испол­нения обязательства.

Отрицательная коллизия означает , что ни одно из государств, с которыми связано конкретное правоотношение, не рассматривает его как предмет регулирования своего собственного права. Результатом такой коллизии являются обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.

22. ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ

Выделяют два вида оговорки о публичном порядке :

1. позитивная – совокупность правовых норм, которые в силу их принципиального значения для защиты общественных основ данного государства применяются всегда, даже если коллизионная норма отсылает к иностранному праву;

2. негативная – иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку последствия такого применения противоречат публич­ному порядку страны.

В российском праве действует и позитивная, и негативная оговорки о публичном порядке.

Позитивная оговорка отражена в ст. 1192 ГК РФ:

Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соот­ветствующие отношения независимо от подлежащего применению права. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1209 ГК РФ:

1.Форма сделки подчиняется праву места ее совершения…

2.Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Применение негативной оговорки о публичном праве ограничено рядом положений :

1. применение оговорки возможно только в исключительных случаях , т.е. суд должен обосновать необходимость применения оговорки в каждом конкретном случае.

2. применение оговорки возможно только в случаях, когда последствия ее примене­ния противоречили бы публичному порядку России. Противоре­чие должно существовать не между нормой иностранного права и основами правопорядка РФ, а между последствием (результатом) применения иностранной нормы и основами правопорядка РФ.

3. Суд должен доказать, что существует оче­видная несовместимость между последствиями применения иностранной право­вой нормы и основами отечественного правопорядка.

4. отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на от­личии правовой, политической или экономической системы соответствующего ино­странного государства от правовой, политической или экономической системы РФ.

23.СВЕРХИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ или императивные нормы в МЧП - такие императивные нормы в национальном законодательстве, которые в силу своей особой значимости должны применяться всегда, независимо от применимого права, определенного сторонами гражданского правоотношения, или судом (в результате применения коллизионных норм).

Статья 1192. Применение императивных норм

1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

2. При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения".

Примером такой нормы в российском праве может служить ст. 162 ГК "Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки", в п. 3 которой установлено, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Эта императивная норма российского законодательства, как свидетельствует обширная практика, не может быть изменена никаким соглашением сторон, включая соглашение о применимом праве. Это означает, что независимо от выбранного сторонами или установленного судом применимого права положение о форме внешнеэкономической сделки применяется всегда.

24.ПРОБЛЕМА ОБХОДА ЗАКОНА . Ее суть состоит в том, что субъекты сознательно передают правоотношение из-под действия правопорядка од­ной страны, которому оно должно быть подчинено при обычных условиях, под действие правопорядка другой страны, более выгодного для них (например, желая избежать высокого налогообложения на доходы либо использовать льготный порядок учреждения юри­дического лица и т.д.).

В российском праве для решения данной проблемы действует п. 5 ст. 1210 ГК РФ:

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Пример :… российский предприниматель, проведя переговоры на территории Объединен­ных Арабских Эмиратов с предпринимателем из Эмиратов (ОАЭ не являются участником Венской конвенции 1980 г.), заключил с ним там же договор купли-продажи, по которому поставил товары со склада готовой продукции, находящегося в Эмира­тах, и получил платеж в местном банке. Договор реально связан с одним государст­вом – ОАЭ, а стороны при заключении договора выбрали английское право 2 .

В этой ситуации суд должен применить императивные нормы ОАЭ.

Реальная (преимущественная) связь договора с правом одной страны автоматиче­ски не отменяет возможность сторон выбрать в качестве применимого права право друго­го государства. Но это означает, что вместе с избранным правом будут применяться императивные нормы государства, с которым договор реально связан.

25. ПРИНЦИП УСТАНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА В РАМКАХ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА .

Он означает, что иностранное право должно применяться и толковаться так, как оно применяется и толкуется в стране своего происхождения. П. 1 ст. 1191 ГК РФ предписывает:

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктри­ной в соответствующем иностранном государстве.

Принцип применения иностранного права независимо от взаимности . Со­гласно п. 1 ст. 1189 ГК РФ:

Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение ино­странного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Взаимность в МЧП означает, что иностранное право признается и применяется в России, только если в этом иностранном государстве признается и применяется россий­ское право.

принцип наиболее тесной связи означает следующее: если из обстоятельств
дела следует, что отношение тесным образом связано с правом только одного го­сударства, то право именно этого государства применяется. В некоторых странах (например, в Австрии) этот принцип является общим правилом, но в России он носит субсидиарный характер. Это видно из нормы п. 2 ст. 1186 ГК РФ:

Если… невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностран­ным элементом, наиболее тесно связано.

оговорка о публичном порядке . Она означает, что иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку послед­ствия его применения противоречат публичному порядку страны.

реторсия означает правомерные ответные ограничения прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав рос­сийских граждан и организаций.

принцип автономии воли сторон означает: субъекты правоотношения могут выбрать применимое к их отношению право, что в свою очередь исключает применение коллизионных норм



Поделиться