Действия заказчика в рамках 275 фз. Государственный оборонный заказ

В марте 2016 года в Санкт-Петербурге прошла очередная всероссийская конференция при участии руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ, ФАС России, а также уполномоченных банков. Тема конференции: «Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов».

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны, ФАС РФ. Подпишитесь

ГОЗ: Вопросы и ответы

Материал подготовлен по итогам конференции «Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов»

Организатором события, собравшего более двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили Агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме прошедшей встречи.

– С какого момента исполнитель вправе распоряжаться денежными средствами со своего отдельного счета?

Режим использования отдельного счета предусмотрен ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В процессе выполнения государственного контракта исполнитель вправе распоряжаться денежными средствами со своего отдельного счета только в тех целях, которые прямо предусмотрены федеральным законом (п. 2 ч.1 ст. 8.3 закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ). После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении контракта отдельные счета исполнителей подлежат закрытию, и в этом случае правила, предусмотренные п. 2 ч.1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ, на операции по списанию денежных средств не распространяются.

– В каких случаях исполнитель вправе обратиться в уполномоченный банк с заявлением о закрытии отдельного счета?

Закрыть счет в банке можно двумя способами: 1) после завершения государственного контракта и получения уполномоченным банком уведомления от государственного заказчика об исполнении контракта. В этом случае уполномоченный банк уведомляет всех исполнителей о том, что государственный контракт исполнен, и исполнители вправе закрыть отдельные счета; 2) после выполнения исполнителем своих обязательства по государственному контракту, при условии отсутствия на отдельном счете остатков денежных средств, в соответствии с Гражданским кодексом РФ исполнитель – клиент банка вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии отдельного счета. Данная процедура не противоречит №159-ФЗ от 29.06.2015 г. и №275-ФЗ от 29.12.2012 г (в редакции от 13.07.2015 г.)

– Может ли соисполнитель списывать денежные средства (прибыль) поэтапно (этапность прописана в государственном контракте) или нормы закона, касающиеся поэтапного списания денежных средств, относятся только к головному исполнителю?

В соответствии с пп. г п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ головной исполнитель вправе списывать денежные средства с отдельного счета в целях перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта, при частичном исполнении им государственного контракта; соисполнители вправе списывать денежные средства с отдельного счета в целях перечисления прибыли только после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) (пп. в п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ).

– Допускает ли закон №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» получение соисполнителем прибыли на расчетный счет после исполнения своих обязательств по государственному контракту?

Согласно нормам закона №275-ФЗ, ст. 8.3, п. в , речь идет о том, что денежные средства в качестве прибыли можно списывать на иные банковские счета только после исполнения контракта, однако прибыль должна быть зафиксирована сторонами в государственном контракте при его заключении. Если вы в контракте не зафиксировали сумму прибыли, то этот вопрос можно урегулировать путем подписания дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью контракта.

Практика правоприменения этой нормы неоднозначна, в связи с чем некоторые уполномоченные банки, например ПАО «Сбербанк», не принимают дополнительное соглашение в качестве основания для снятия прибыли по завершенному контракту, расценивая это как нарушение норм закона №275-ФЗ. В то время как АО «Газпромбанк» принимает подобные дополнительные соглашения. Представители Департамента финансового мониторинга Минобороны утверждают, что в условиях переходного периода фиксирование прибыли через дополнительные соглашения к контрактам носит массовый характер, и совместно с юристами готовят документ для банков, в котором такие соглашения в определенных случаях будут считаться легитимными.

– Сможет ли исполнитель получить окончательный расчет по контракту в случае досрочного исполнения государственного контракта?

Окончательный расчет по государственному контракту неразрывно связан с исполнением контракта и направлением государственным заказчиком уполномоченному банку уведомления об исполнении контракта. Если заказывающий орган не оформит досрочное исполнение заказа, то с окончательным расчетом до формального срока завершения контакта могут возникнуть сложности. Для Департамента финансового мониторинга процедура направления уведомления об исполнении контракта и закрытии отдельного счета следующая: государственный заказчик информирует Департамент финансирования гособоронзаказа о подписании акта приема-передачи по государственному контракту, в свою очередь Департамент финансового обеспечения готовит заключение об окончании взаиморасчетов по контракту. Как только происходит подтверждение нулевого сальдо по контракту и акту приема-передачи, Департамент финансового мониторинга направляет заключение в уполномоченный банк. В связи с тем, что государственный контракт исполнен раньше срока, от государственного заказчика требуются дополнительные аргументы в Департамент финансового обеспечения в отношении досрочной сдачи продукции.

– На сегодняшний день законодательство не позволяет головным исполнителям досрочно погасить кредиты, взятые в уполномоченном банке под выполнение заказа, до полного исполнения контракта. Появятся ли в будущем эти нормы?

Нет, не появятся! Эти нормы заменят нормы о компенсации понесенных затрат. Нет необходимости тянуть обслуживание кредита до конца контракта, а погашение кредитов из авансов государственного заказчика противоречит бюджетному законодательству.

– Наша организация является головным исполнителем. Согласно четырехлетнему контракту мы получаем аванс в размере 50% от стоимости контракта в предпоследний год. При этом банк дает кредит только на 20% от суммы контракта. Работы касаются строительства кораблей. Те деньги, которые поступили на отдельный счет по предыдущим контактам, содержат прибыль по ним, которую мы могли бы вложить в реализацию следующих контактов с отложенным авансированием, но и этого мы сделать не можем до момента их полного завершения. В связи с этим вопрос: на какие деньги нам стоить корабли?

Ведите переговоры с Департаментом обеспечения гособоронзаказа. Министром обороны на декабрьской коллегии ВПК принято решение о поквартальном авансировании в связи со сложной бюджетной ситуацией. Вместо 1200 млрд Минфин выделил 650 млрд, а обязательства перед головными исполнителями не откорректированы. Минобороны не может дать предприятиям больше, чем у него есть. Если вы можете подтвердить необходимость поквартального авансирования, обосновав это особенностями производственно-технологического цикла, докажите это и ведите переговоры.

Сейчас готовятся поправки в закон, предполагающие возможность поэтапного снятия прибыли головным исполнителем по госконтрактам с длительным производственным циклом.

Как производится оплата иностранных комплектующих, одобренных Министерством обороны?

– « Сбербанк» принял для себя решение и утвердил его в нормативном документе. Ответ звучит так. Компания предоставляет платежку в рублях, заранее договариваясь о курсе. В назначении платежа указывает реквизиты иностранного лица. Банк произведет конвертацию в иностранную валюту. При условии предоставления банку паспорта сделки банк проведет все процедуры валютного контроля и отправит деньги за рубеж. Если паспорт сделки не находится в «Сбербанке», деньги зачислят на транзитный счет и зафиксируют, что это за деньги и что с ними нужно сделать, чтобы банк отчитался. В дополнение к этому «Сбербанк» с клиентом подписывают обязательство, что если платеж по какой-то причине не пройдет, то деньги обязательно вернутся на тот же отдельный счет.

– Может ли исполнитель трактовать поставку товаров по государственному оборонному заказу как иные расходы, если сумма поставки составляет до 3 млн рублей? Может ли исполнитель в связи с этим получать денежные средства с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, на обычный расчетный счет? Не будет ли это нарушением закона?

Нет, это не будет нарушением закона. Если ваш поставщик не видит необходимости в открытии вами специального счета, то и не нужно его открывать. Это в рамках закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

– Скажите, пожалуйста, что входит в понятие иных расходов, включенных в лимит 3 млн рублей?

Изначально законодатель предполагал, что это расходы на неотложные нужды или мелкие расходы. Вопрос отражения их в учете зависит от конкретного случая, и это уже вопросы бухгалтерии.

– Вопрос по уровню кооперации. Закон №275-ФЗ говорит, что исполнителем является поставщик товаров, услуг, находящийся в кооперации исполнителей, головного исполнителя. До какой ступени продолжается цепочка исполнителей?

– Как только денежные средства «выходят» из системы отдельных счетов, цепочку закрывает получатель этих денежных средств.

– Согласно информации от банков, денежные средства, находящиеся на отдельных счетах, можно закладывать в overnight (неснижаемый остаток на один день). Действительно ли такая возможность есть?

– Да, такая возможность есть.

– Предусмотрены ли нормативный порядок и сроки уведомления уполномоченного банка Департаментом финансового мониторинга после получения головным исполнителем окончательного расчета?

В настоящий момент данная процедура проходит согласование в Министерстве обороны РФ. В связи с тем, что нормативный документ еще не прошел согласование, сотрудники Департамента финансового мониторинга лично отвозят документы об исполнении контракта в уполномоченный банк. Сейчас этот процесс может занимать срок от одного дня до нескольких месяцев. После принятия официального регламента будет занимать считанные часы.

– Какова необходимость получения лицензии на производство военной продукции?

– Если ваша предпринимательская деятельность направлена на производство, обслуживание, ремонт, утилизацию, сервисный ремонт вооружения и военной техники, то, соответственно, такая деятельность должна лицензироваться в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 г.

– Установлен ли в рамках государственного оборонного заказа максимальный размер прибыли по государственному контракту?

– Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 закона №275-ФЗ Правительство РФ, в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством, вправе устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по гособоронзаказу. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 г. №407 определен размер этой прибыли, и он составляет от 1 до 20%. Эта норма носит рекомендательный характер, но мы рекомендуем ей пользоваться. Если это продукция своего производства, то следует применять максимальную ставку – 20%, если продукция перепродается, то 1%.

– Государственный контракт исполнен, и от уполномоченного банка мы получили уведомление о закрытии отдельного счета. Однако на отдельном счете еще осталась определенная сумма. Какова судьба этих денежных средств?

Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные законом №275-ФЗ, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. Остаток денежных средств на отдельном счете организация вправе списать на любой расчетный счет, при этом ограничения, установленные ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ, на эти списания не распространяются.

– Возможно ли включение в контракт с соисполнителями третейской оговорки, передача в дальнейшем хозяйственных (коммерческих) споров между соисполнителями на рассмотрение третейского суда?

– Прямого запрета на это в законодательстве нет.

– А может ли исполнитель самостоятельно зачислять денежные средства на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке?

– Да, может, никаких ограничений по данному вопросу законодательством не предусмотрено. Однако списание денежных средств с отдельного счета будет происходить в соответствии со всеми ограничениями по использованию отдельных счетов.

– Как соотносятся нормы федерального закона о государственном оборонном заказе и нормы федерального закона о несостоятельности (банкротстве)?

– В настоящий момент Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает позицию, касающуюся данного вопроса.

– Какова необходимость предоставления уполномоченному банку государственного контракта, содержащего большой объем технической и иной информации?

Банк обязан оцифровать и передать в единую информационную систему государственный контракт, а это значит указать следующее: 1) цену государственного контракта; 2) информацию о прибыли по государственному контракту; 3) сумму фактического задела по государственному контракту. Что касается технических условий – предоставление такой информации законом не предусмотрено.

– Нужно ли отражать сумму фактических расходов (задела) в государственном контракте?

Согласно ст. 7 закона №275-ФЗ головной исполнитель, исполнитель вправе включать по согласованию с государственным заказчиком (головным исполнителем, исполнителем) в государственный контракт, контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения государственного контракта, контракта в пределах цены государственного контракта, контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. Однако в соответствии с пп. е п. 2, ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона №275-ФЗ получить сумму фактических расходов головной исполнитель, исполнитель сможет только после исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).

– Закон предполагает открытие отдельных счетов в рамках каждого контракта; а что, если контракт содержит несколько ИГК? Можно ли открыть один счет по этому контракту? И какой в таком случае ИГК присваивать этому контракту? Почему нельзя рассчитываться с отдельного счета платежными поручениями с указанием в них этих трех, четырех, пяти ИГК?

Идентификатор государственного контракта (ИГК) – уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Вопрос относится к оптовой закупке, в этом случае ИГК указывается как справочная информация, чтобы аналитики, которые анализируют эту информацию, видели, что закупка оптовая. В этом случае применяется следующее правило: если с ИГК №1 это оптовая закупка, то у нижестоящего поставщика должен быть открыт счет под ИГК №1, а в качестве справочной информации они могут указать, что поставляют на ИГК №1, 2, 3, …, 10 и т.д.

– Предусмотрены ли единые требования для уполномоченных банков к оформлению документов для списания денежных средств с отдельного счета после подписания акта выполненных работ?

– Единой инструкции для банков сейчас нет, но она должна появиться. Нормы пп. е п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ дают возможность перечисления денежных средств на расчетный счет в другом банке после полного исполнение контракта. Что такое исполнение контракта? Первое – это полная поставка, второе – полная оплата, третье – отсутствие претензий друг к другу. В банк достаточно представить документы, подтверждающие эти три факта.

– Есть нестыковка Федерального закона №275-ФЗ с Налоговым кодексом РФ, а именно по поводу перечисления заработной платы сотрудникам за первую половину месяца. Банки требуют платежное поручение на удержанный НДФЛ. Налоговый кодекс нам категорически запрещает и обещает санкции за несвоевременное, и в том числе раннее перечисление НДФЛ в бюджет РФ.

– Налоговая служба разъяснила, что в случае уплаты налоговыми агентами НДФЛ ранее даты, когда произведена фактическая полная выплата доходов физическим лицам, отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога. В связи с этим задолженности перед бюджетом не возникает. Следовательно, в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного в ст. 123 НК РФ. Также ФНС России отметила, что в рассматриваемой ситуации следует учитывать позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 23.07.2013 г. №784/13 (Письмо ФНС России от 29.09.2014 г. №БС-4-11/19716).

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство "Дифанс Медиа" и редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

Конференций по проблемам исполнения гособоронзаказа

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

В двухтысячных годах были выявлены различные проблемные вопросы в гособоронзаказе (ГОЗ), что вылилось в их обсуждение, а по итогам одного из совещаний Президент РФ дал поручение создать новый правовой фундамент в данной сфере, после этого законодательство пополнил новый федеральный закон.

о государственном оборонном заказе

Законодательный акт регламентирующий отношение сторон в сфере вышел под названием №275-ФЗ о ГОЗ, дата его появления — декабрь 2012 г., вступление в силу произошло в самом конце указанного года — 29 декабря. На сегодня действует документ с последними изменениями в редакции от июля 2015 г. Вместе с ним появилось методологическое обеспечение, которое дает ответы, как происходит формирование, использование правовой базы заложенной данным законом.

Скачать ФЗ 275 о государственном оборонном заказе в последней редакции с комментариями можно

Изменения 2016

Настоящий документ в 2016 г. не дополнялся, но в прошлом году произошло внесение большого количества изменений, выполнение которых придется на данный год. Многие из них призваны усилить контроль в отношении исполнения положений закона. Например, об этом свидетельствует то, что в текст добавляется такое понятие, как «госконтроль (надзор) в сфере ГОЗ» (ст. 1). Также были изменен весь комплекс основных понятий, пример, что такое контракт в данной сфере, было внесено положение определяющее, что значит уполномоченный банк (основной исполнитель). Внесено и понятие указывающее, что такое сопровождение сделки, как оно выполняется. Теперь головному исполнителю будут открывать отдельный счет, который сделает закупки, выполнение других операций прозрачней.

Теперь закон будет дополнительно определять порядок действий участников в какой-либо ситуации. То есть прошлогоднее дополнение сделало не одно правило в №275-ФЗ более четким, точным, жестким, а любое предприятие, желающее зарабатывать на данном заказе должны быть максимально пунктуальными, иначе государство быстро им будет находить замену. Таким образом работа сферы, ее схема стала более эффективной, это должно привести к тому, что обеспечение военных будет происходить более качественно.

Комментарии к 275 ФЗ с последними изменениями 2016

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет - это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

Юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

С даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

Согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

Отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

Одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

Имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

В отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

Иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп.6 п.1 и пп.6 п.2 ст.8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ внесены изменения в части порядка отнесения банков к перечню уполномоченных для сопровождения расчетов по ГОЗ.

В Законе определяется НОВЫЙ порядок принятия решения об отнесении к категории уполномоченных банков при осуществлении банковского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Банковское сопровождение ГОЗ будет осуществляется банками, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и обладающими лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Государственный заказчик будет уведомлять головного исполнителя о банках, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков.

Каждый головной исполнитель в целях исполнения государственного контракта (отдельно по каждому государственному контракту) обязан выбрать из направленного ему государственным заказчиком перечня уполномоченных банков один банк, который будет осуществлять банковское сопровождение.

Приняты поправки в Федеральный закон о государственном оборонном заказе в части изменения порядка банковского сопровождения ГОЗ

Президент Российской Федерации подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ.
29 июля 2017 г. Федеральным законом № 237-ФЗ внесены изменения в правила банковского сопровождения расчетов по государственному оборонному заказу.

Предусмотрены следующие поправки, касающиеся в том числе изменения порядка расчетов с отдельных счетов в рамках банковского сопровождения ГОЗ:

  1. Предусмотрена возможность погашения с отдельного счета кредитов и процентов по ним для головных исполнителей (по согласованию с государственным заказчиком).
  2. Увеличен лимит перечисления с отдельного счета на обычные счета до 5 млн. руб. в месяц с каждого отдельного счета для головных исполнителей, исключено слово «иные» расходы (лимит 3 млн. руб. — для исполнителей ГОЗ сохранен).
  3. Предусмотрен порядок ведения реестра «отказников» и меры по лишению их права на экономическое стимулирование и гос. поддержку.
  4. Предусмотрена разработка нового приказа Минобороны России о порядке уведомления уполномоченных банков о полном исполнении гос.контракта (при закрытии отдельного счета головного исполнителя).
  5. Установлены исключения из обязательности требований по обеспечению исполнения гос.контракта в отношении гос.контрактов с банковским сопровождением.
  6. Предусмотрена разработка порядка рассмотрения информации о фактах превышения роста цен более 5% (будет принят отдельный приказ ФАС России).

Вопросы применения новых поправок в законодательные и нормативные правовые акты предприятиями, выполняющими государственный оборонный заказ, а также нового порядка расчетов в рамках ГОЗ-2017-2018 гг. по специальным (отдельным и лицевым) счетам и другие актуальные проблемы будут рассматриваться 20-21 сентября 2017 г. в г. Санкт-Петербурге на консультационно-практическом семинаре «Специальные (лицевые и отдельные) счета при оплате продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу. Особенности казначейского и банковского сопровождения расчетов по ГОЗ. Опережающие закупки: запас и (или) задел. Порядок компенсации запаса и перечисления прибыли с отдельных и лицевых счетов»

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Банковское сопровождение контрактов будет осуществляться ТОЛЬКО в отношении государственных контрактов с Минобороны России.

Государственные контракты с остальными государственными заказчиками ГОЗ будут продолжать финансироваться через систему Федерального казначейства.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и ст. 7.29. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены следующие основные поправки:

  • устанавливается обязанность заключения контракта в рамках кооперации головного исполнителя по государственному оборонному заказу;
  • изменяется порядок компенсации запасов головного исполнителя, исполнителя;
    изменяется режим использования отдельного счета, в том числе при исполнении длительных государственных контрактов, контрактов
    (с технологическим циклом более 6 месяцев), а также вносятся дополнение в перечень разрешенных операций (затраты на служебные командировки работников (суточные), проценты по кредитам, платежи в бюджет);
  • изменяется порядок перечисления прибыли головного исполнителя при частичном исполнении им государственного контракта;
    и т.д.

Кроме того, предусмотрена разработка:

  • нормативного правового акта, регламентирующего порядок подтверждения и обоснования размера расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа (правила определения размера запасов)

    Минюст России разработал законопроект «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» согласно которому государственные контракты, головными исполнителями или исполнителями по которым являются органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) исключены из системы банковского сопровождения или иными словами ФСИН России освобожден от ограничений режима отдельного счета в сфере ГОЗ


09.09.2015

спикер: Никитина Елена Владимировна

Полномочия по контролю в сфере государственного оборонного заказа с 1 января 2015 года переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Контроль осуществляется в нынешнем виде не так давно, но уже появились полезные наработки. Если говорить о ФЗ-44, то ФАС контролирует с момента публикации извещения на официальном сайте до момента заключения контракта. То есть это самый активный период, когда участник закупки может подать жалобу. После того, как контракт заключен, такой контроль невозможен, так как нет полномочий выдать предписания. Можно привлечь к административной ответственности, можно обратиться с иском в суд о расторжении контракта. Но это все будет после, так как контракт же заключен и уже исполняется - расторгнуть его достаточно сложно.

Что касается сферы государственного оборонного заказа, то контроль затрагивает весь цикл: планирование, определение поставщика и исполнение контракта. Контроль осуществляется в ходе внеплановых проверок по закону 44-ФЗ, по 135-ФЗ и по 275-ФЗ.

Контроль делится на несколько направлений:

● Со стороны процедуры (44-ФЗ).

● В сфере закупок, то есть связанный со спецификой государственного оборонного заказа.

1.Такая деятельность регламентируется не только Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большую роль играет 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, который касается не только обязанностей поставщиков и заказчиков, но и особенностей контроля: прописал четкий порядок.

2. Существует Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255 «О правилах разработки гособоронзаказа и его основных показателей», которое рассказывает о том, как осуществляются закупки.

3. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по гособоронзаказу» регулирует цену, которая должна присваиваться закупке.

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Это основное постановление, которое запрещает ввоз определенных видов товаров.

Участник закупки должен указать в заявке сведения о стране происхождения товара. В законе 44-ФЗ было указано “Место происхождения товара”, что вызывало массу расхождений с Гражданским кодексом. Место происхождения товара - это конкретный адрес, который позволяет определить место производства. Не всем было понятно, что имелась ввиду страна, но с новыми нормами стало более понятно - имеется ввиду государство. Проблема заключается и в другом: некоторые партии товаров могут быть произведены в разных странах. Часто бывает так, что на момент подачи заявки поставщик не имеет товар на складе и не знает, в какой стране будет произведена та или иная партия. В связи с этим он указывает все возможные страны. Но закон требует указания только одной страны.

При этом есть и исключения. Если участник знает, что он должен поставить, к примеру, 10 единиц товара, 8 из которых будут произведены в Российской Федерации, а 2 - за ее пределами. Как такое допускается? Постановление указывает, что если материалы в России ответствуют, то поставка может быть иностранная.

Законом 275-ФЗ установлено еще одно ограничение, которое касается того, что в закупках могут участвовать только юридические лица. “Головной исполнитель по государственному оборонному заказу - это исполнитель, с которым заключен контракт”. Соответственно, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. Любое физическое лицо, которое захочет поучаствовать, будет ждать определенный результат: заявка будет отклонена. Участие индивидуальных предпринимателей и физических лиц ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Некоторые заказчики направляли запросы в ФАС о том, что есть поставщики, соответствующие требованиям, но не имеющие статуса юридического лица. Но закон здесь жестко фиксирует требования.

Дополнительные ограничения на допуск к торгам. Преференции к отечественным производителям. Если товар закупается в рамках оборонного заказа, то параллельно используется преференция. Допускается товар только отечественного производства, но существуют и преференции к иностранным производителям. Планируется изменение в Постановление №1224, чтобы приравнять ряд стран к отечественным производителям и убрать диспропорцию. Но заказчика это смущать не должно, так как если в законе есть ограничения, то они должны быть установлены в обязательном порядке.

Способы закупок

Закупки в рамках государственного оборонного заказа характеризуются еще одним нюансом. Закупки могут быть могут быть как конкурентными, так и у единственного поставщика.

Конкурентные способы делятся на:

а) аукцион

б) конкурс

в) запрос котировок

г) запрос предложений

Чаще всего проводится аукцион в электронной форме. Это более 50% закупок. Но также много контрактов заключается с единственным поставщиком . Все эти способы открытые. Но конкурс может быть с ограниченным участием и двухэтапным. Нужно знать, что есть большая доля закупок, которая на официальном сайте не размещается.

К закрытым способам определения поставщика мы относим закрытый аукцион (проводится традиционным способом), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Закрытые типы отличаются от открытых не процедурой, а тем, что документы не размещаются в открытом доступе. Закрытых запросов котировок и предложений нет.

Чтобы провести закупку открытым способом , нужно провести ряд действий . Во-первых, необходимо согласовать с контролирующим органом (ФАС) возможность проведения данной закупки. Контроль может быть как со стороны контролирующего органа, так и со стороны общественности (если способ открытый). Необходимо соответствовать требованиям закона в любом случае. Ошибки и несоответствия в заявках не прощаются. Такие заявки подлежат отклонению.

Каждая закупка рассматривается индивидуально. Учитываются все составляющие. Есть вещи, по которым нет четкого понимания. Существует ФАС (контроль) и Министерство экономического развития РФ (регулирование). Они могут дать совместные разъяснения по процессу закупки.

Контрольные мероприятия призваны проверить процедуру проведения закупки. Заказчик всегда опасается отмены, предписаний от органов. Поставщики часто жалуются на порядок проведения процедур, но крайне редко - на планирование закупки. Жалобы не всегда являются обоснованными - примерно 45% признаются адекватными.

Порядок обжалования

1) При осуществлении закупки (ч. 3-6 ст. 105) :
Допускается в любое время (в т.ч. в период аккредитации участника), но не позднее 10 дней со дня размещения на ЭТП (в ЕИС) протокола рассмотрения, протокола ЭА, итогового протокола, протокола рассмотрения конкурсных заявок, протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Если жалоба на действия при рассмотрении вторых частей заявок или заключении государственного или муниципального контракта, то обжалование возможно до заключения контракта.

2) При аккредитации (ч. 5 ст. 105) : Обжалование действий (бездействия) ОЭТП, связанных с аккредитацией УРЗ на ЭТП допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

В рамках оборонного заказа участвовать могут только юридические лица. Жаловаться на документацию на этапе подачи заявок могут и физические лица, но поставщиками они никогда не станут. Заказчик всегда дает пояснения по существу доводов, если жалоба имела место быть.

После окончания подачи заявок жаловаться могут лишь участники, заявка которых принята - это вполне логично. Жаловаться можно не позднее 10 дней после размещения протокола на официальном сайте.

  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л) лица, подавшего жалобу , почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
  • Указание на закупку , за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
  • Указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.

Внеплановая проверка. Причины
Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе

  • Если заявитель отзывает жалобу, то есть повод для внеплановой проверки. Контролирующий орган имеет право провести такую проверку.
  • Если «жалоба» подана с нарушением срока и требований.
  • Если произошло неисполнение предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  • Если получено обращение («жалоба») поданная заказчиком (уполномоченным органом, оператором электронной площадки).
  • Поступило обращения (информации), содержащего информацию о признаках нарушения закона о контрактной системе.

Есть момент: существует еще контроль согласования контракта с единственным поставщиком. Заказы специфические и поставщиков не так много. Заказчик рассматривает мало заявок - 2 или 3. Документация не всегда имеет надлежащий вид.

Другое направление контроля - ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В сфере государственного оборонного заказа существует и контроль заключения контракта с единственным поставщиком () и применением закрытых способов определения поставщиков (проведение закрытого конкурса или закрытого аукциона).

Если сведения, которые содержит название закупки или ее параметры, являются секретными (государственная тайна), то целесообразно проводить закрытую закупку без публикации названия, цены, документации и предмета закупки.

О закупках, сведения которых составляют государственную тайну

Это открытый способ закупки. Это значит, что информация и документация должны быть размещены в полном объеме на официальном сайте. Участники закупки должны иметь возможность с ней ознакомиться и подать заявку. Эти закупки иногда путаются с теми, которые должны проводиться закрытым способом и часто следует отказ. Центральный аппарат ФАС занимается согласованием и только туда необходимо направлять запросы. Если получен отказ, то есть возможность отправить документы повторно для согласования, исправления неточностей закупки.

По какому закону следует осуществлять закупку? Есть заказчики, которые работают по 223-ФЗ. Они являются головными исполнителями, но будут привлекать и других исполнителей. Эти заказчики являются юридическим лицом, но не является муниципальным (унитарным) предприятием/учреждением. Тогда на них распространяется 44-ФЗ. Этот заказчик осуществляет закупку и ее нужно проверить. Контролирующим органом является ФАС и если закупка берется по порядку 44-ФЗ, то контроль осуществляется в отношении заказчика. Здесь нестыковка: по 44-ФЗ заказчиком является государственная или мунициапальная компания/учреждение. Такая процедура берется из 44-ФЗ, но ФАС проверить ее не может. Кто-то скажет, что это хорошо, а кто-то нет. Тем не менее с точки зрения закона это сейчас так.

159-ФЗ . Проверок по этому закону еще нет. Но о том, как осуществлять учет и проверку сведений, должны быть разъяснения от ФАС или Минэкономразвития.

Сфера государственного оборонного заказа: закупка у единственного поставщика

Когда товар, который производится единственным поставщиком, внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Если поставщик находится в этом реестре, то именно с ним заключается контракт и торги проводить не надо. Постановление Правительства №826 говорит о том, как нужно вести этот реестр.

Порядок следующий : если предприятие производит товар и по этому товару нет функционирующего рынка, то у них есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Он закрытый, получить доступ к нему нельзя. Включение может произойти и по инициативе государственного заказчика.

Вся информация тщательно проверяется, вопрос рассматривается ФАС. Может быть принято решение и о не включении. Документы возвращаются, отказ может быть получен, когда документов не хватает или они не соответствуют требованиям. У поставщика должна быть лицензия. Лицензирующим органом является Минпромторг. Рособоронзаказ раньше лицензировал и орган быть один и тот же. Сейчас полномочия разделены: информации о выданных лицензиях нет. Возможно, будут внесены изменения в порядок реестра и будет установлено требование о предоставлении лицензии.

Отказ . Если сведения недостоверные или единица товара уже есть в наличии в этом реестре, а также если есть конкурент.

Получение информации из реестра . Поставщик исключен из реестра или находится в нем: как проверить? Доступ к этому реестру находится только у узкого круга государственных органов.

Размещение информации

По 44-ФЗ наружения можно распределить на группы.

● По процедуре. Сбои, планирование, недоработки на электронной площадке. Эти ошибки надо устранять. Но также могут быть и установлены излишние требования к поставщику и документам. Нарушение порядка заключения контракта. Сведения, размещенные на официальном сайте должны быть прозрачными. Заключенные контракты должен показывать сведения о заключенных контрактах.

Должны размещаться сведения об отдельных этапах исполнения контракта.
Лишней информации и информации о государственной тайне быть не должно.

Были разъяснения, которые трактовали отдельный этап. Оплата тоже считается этапом. Но у каждого контракта есть свои нюансы и здесь нужно смотреть индивидуально.

Как поступать, если контракт был заключен до вступления в силу закона 159-ФЗ?

Все контракты, которые были заключены на старых условиях, продолжают исполняться по-старому. Закон обратной силы не имеет. Но все контракты, которые были заключены после вступления в силу этого закона, должны осуществляться в соответствии с законом.

Нарушения . Условия допуска товаров из иностранных государств (национальный режим) мы уже осветили. Но есть и другие проблемы с поставками товаров. Например, когда товар стоит у заказчика на снабжении. Заказчик имеет право указать конкретный товарный знак со словами или эквивалентом в параметрах соответствия. Если продукция, закупаемая заказчиком, стоит на снабжении, то 275-ФЗ допускает, чтобы сведения указывались через товарный знак без сопровождения словами или эквивалентом. Но параметры соответствия должны присутствовать. Иногда товарный знак указывается в виде набора символов. В этом случае возможна жалоба. В документации лучше и проще написать, что товар находится на снабжении . Этим снимается вопрос.

Заказчик может и не обладать техническими условиями. Но требования к товару изменению не подлежат и должны размещаться на сайте. Бывают жалобы, что заказчик по оборонному заказу закупает продукцию, которая используется в гражданских целях. Но такие жалобы чаще признаются необоснованными, так как товары могут закупаться только по необходимости, пополнять материальный резерв.

Обстоятельства непреодолимой силы . Закон 44-ФЗ. Бывает, что контракт расторгнуть в одностороннем порядке или решением суда. Впоследствии этого срыв контракта не является обстоятельством и контракт нельзя заключить с одним поставщиком.

Более того, если такой контракт заключается, то должно быть обоснование того, какие именно обстоятельства привели к проблеме. Это может быть исследование аварии и других происшествий. Все это направляется в ФАС. Законом установлен срок, в течение которого должна быть направлена информация о нарушении.

Не должна изменяться и цена контракта . Заключение дополнительного соглашения является путем повышения цены контракта.

Заключение контрактов по указу Президента или по распоряжению Правительства . Здесь имеет место быть единственный исполнитель контракта. Есть ряд товаров, по которым цена с течением времени корректируется. Это приводит к тому, что при публикации распоряжения или постановления начальная (максимальная) цена контракта указана одна, а позже она меняется на более высокую. При заключении контракта должна быть цена, которая использовалась при утверждении закупки. ФАС таких нарушений не выявляла, но другие органы (Счетная палата, к примеру) могут выявить несоответствия и направить их в ФАС.

159-ФЗ. 275-ФЗ.

Режим использования отдельного счета . Действия/бездействия банка: обжалование и направление жалобы в Центральный банк. Если какая-то сторона не согласна, нужно поступать именно так.

Оплата труда осуществляется по статье 84 п.4: запрещена оплата труда физических лиц, но если она проводится, то одновременно со всеми социальными выплатами, которые предусмотрены законодательством. Заказчик сам определяет схему расчетов с физическими лицами, закон требований не содержит, но, несомненно, нужно вести учет на отдельных счетах в уполномоченном банке.

Командировочные расходы . Оплата физическим лицам является возмещением расходов и в оплату труда не входит. Физическим лицам не совсем можно платить, но отдельная оговорка допускает (ст. 83 ч.1 пп.”з”) командировочные выплаты не более 3 млн. рублей в месяц. Их можно отнести к той оговорке, но закон здесь трактует все неоднозначно - четких указаний и комментариев нет.

Закупка идет либо закрытым способом, то сведения поступают в закрытый реестр контрактов. Мы никогда ни на каком сайте не увидим не документации, ни сведений о такой закупке. Открытые закупки размещаются на официальном сайте. На электронных площадках можно интегрировать информацию с официальным сайтом. С точки зрения закона сведения должны размещаться на официальном сайте. За публикацию сведений в реестре есть уже административное наказание.

Государственная тайна . Существуют закупки, сведения которых составляют государственную тайну, при этом есть закупки, которые совсем не публикуются, а есть и такие, которые публикуются на официальном сайте только в виде извещения (без документации). Всем поставщикам в этих случаях требуется лицензия на работу со сведениями, являющимися государственной тайной. Полностью открытые закупки такой лицензии не требуется. Нужно лишь участие юридического лица. Нужно смотреть документацию - в ней указаны все требования. Для заказчика важно, чтобы информация в разных документах не противоречила себе. Если заказчик бездействует и не устанавливает требования к лицензии, если по закону это необходимо, то поставщик имеет право это обжаловать. Если действия не обжаловали, то у заказчика возникнет у заказчика при исполнении контракта - ему нужно будет организовывать поставку, приемку, возможно, на режимные объекты - нужен будет допуск. Поставщик может написать запрос о разъяснении, если изменения не вносятся, то направить жалобу в ФАС.

По лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Если такая лицензия переоформляется, то срок ее действия продлевается на 60 дней в плюс к основному ее сроку. При условии, что документы на ее переоформление уже поданы.

Исполнение контракта . Закупка материалов. Этот вопрос заключения договора с банком и открытия счета новый и он не был затронут ФАС. Можно обратиться с запросом в виде письма и получить ответ. По любому вопросу по 44-ФЗ, 223-ФЗ можно отправить такое письмо и получить ответ. Существует общественная приемная на Садово-Кудринской. Специалист проведет прием и постарается ответить.



Поделиться