Особенности содержания информационных технологий обучения. Доклад "информационные технологии обучения". Новые информационные технологии обучения

В работе, на уроках ИЗО, можно активно использовать новые информационные технологии - мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. С этой целью я использую диски: “Шедевры русской живописи”, “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, которые помогают совершать виртуальную экскурсию. Это облегчает работу учителя по поиску наглядности, вносит разнообразие в ведение уроков. Диски позволяют прослушать и посмотреть краткую информацию по темам. Материал можно использовать на уроках по различным темам в 5, 6, 7 классах, подключая к мультимедиа и проецируя на большой экран. Это значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение. Новизна средств вызывает удивление у школьников. Чудеса на экране в классе, почти как чудеса в сказке. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приемов, так и самого искусства.

В то время, когда большая часть инноваций в обучении с технологией фокусируется на эффективности массовой доставки, эти студенты часто нуждаются в персональном взаимодействии, коучинге и наставничестве, чтобы помочь им установить поведение, ведущее к коллегиальному успеху.

Сборка ресурсов, процессов и систем для решения этих проблем - это не маленький подвиг. Хотя онлайн-образование принесло революцию в сфере образования, оно еще не оптимизировано для студентов, находящихся в неблагоприятном положении. Институтам слишком часто не хватает средств для инновационных программ, которые поддерживают этих студентов и не позволяют им проскальзывать через трещины. Однако успешные решения должны отвечать этим учащимся, где они есть, и помогать им преодолевать пробелы, с которыми они сталкиваются.

Компьютерные

технологии обучения

И. Ефремов

В практике информационными технологиями обучения называют все техноло­гии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился тер­мин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педа­гогическая технология - это информационная технология, так как основу техно­логического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразо­вание). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, ис­пользующих компьютер, является компьютерная технология.

Учреждения, которые специализируются на обучении малообеспеченных, малообеспеченных и малообеспеченных студентов, таких как исторически черные колледжи и университеты и другие учреждения, предоставляющие услуги меньшинствам, сталкиваются с трудностями в предоставлении адекватной поддержки этим аудиториям. В основе этих проблем лежит финансирование. Как правило, ежегодное финансирование покрывает расходы на операции, которые мало предназначены для инноваций. Годы недостаточного инвестирования в институциональные технологии и профессиональное развитие преподавателей оставили эти институты техническими проблемами, а новейшие инновации в этих кампусах часто отстают от основного направления.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, от­крывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обуче­ния - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Перевод этого подхода с высокой чувствительностью к временным и экономичным онлайн-настройкам является дилеммой. Технологическое развитие основных компетенций способствует успеху студентов. Технология, облегчающая обучение, позволяет преподавателям изучать различные педагогики, используя адаптируемые гибкие технологии, предназначенные для содействия сотрудничеству и взаимодействию. Эти новаторские подходы будут привлекать учащихся и позволять им приобретать знания и навыки, выходящие за рамки их конкретной академической дисциплины, что в конечном итоге приведет к успеху студентов.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариан­тах:

I - как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в дан­ной технологии частей.

Ill - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Примеры педагогики, которые поддерживают технологические среды, включают следующее. Успех студента может быть усилен за счет создания условий, позволяющих студентам «учиться на практике». Технология может позволить учащимся участвовать в симуляциях, тематических исследованиях, упражнениях по решению проблем и т.д. инновационное использование мебели и других физических назначений позволяет преподавателям меньше полагаться на лекции, прослушивания, заметок и т.д. а также изучать занятия в классе, способствующие исследованию, открытию и обучению на уровне сообществ.

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

Социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

Информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

Учебные подходы однорангового обучения позволяют учащимся в данной группе выступать в качестве учителей и учащихся. Эти условия позволяют группе студентов брать на себя коллективную ответственность за выявление собственных потребностей в обучении и планирование того, как они могут быть решены. Это жизненный навык обучения, способный учиться, а также практика взаимодействия, необходимого для работы. Обучение сотрудничеству с другими людьми для достижения взаимных целей представляется необходимой предпосылкой для работы в сложном обществе и для достижения успеваемости в бакалавриате.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Акцент целей.

Сотрудничество

Примером такого подхода является использование тематических исследований. Важность участия студентов. Участие студентов - это, пожалуй, ключевой элемент практически для любого учебного контекста. Когда они участвуют, учащиеся в восторге и взволнованном предмете, их работа информирована об использовании открытия. Занятые ученики работают добровольно, а не принуждением, и подходят к своим заданиям как к чему-то, что важно для них лично. Дух, порожденный учащимися в курсе, является инфекционным, распространяет и поддерживает всех участников.

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества»

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения.

Методы разработки, поддерживаемые технологией, для захвата, сохранения и поддержания взаимодействия с учащимися должны быть на переднем крае дизайна курса. Участвуйте студентов более непосредственно с предметом, друг с другом и с факультетом. Оцените эффективность этих методов и включите обратную связь для дальнейшего совершенствования преподавания и обучения.

  • Углубляйте интерес учащихся к предмету в начале курса.
  • Занимайте студентов как в классе, так и вне его.
Раньше успех студентов определялся как приобретение навыков непрерывного обучения.

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным осо­бенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обу­чения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем ти­пам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Но каковы навыки обучения, которые приобретают? Традиционно образование фокусировалось на трех «рунах» «чтения», «ритирования» и «рифмы». Но теперь эти основные навыки теперь подкрепляются дополнительными тремя Р информационной грамотностью: строгостью, релевантностью и отношениями. Релевантность включает в себя возможность идентифицировать онлайн-информацию, которая непосредственно связана с темой исследования или исследования, используя полный набор источников и инструментов онлайн-информации, избегая при этом возможности для разрушительных тангенсов, которые предлагает Интернет.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форма­лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими программ­ными средствами, Написанными в память компьютера, и возможностями телеком­муникационной сети.

Отношения относятся к способности сети и идентифицировать сообщества единомышленников, которые сотрудничают и вносят свой вклад в информационное достояние. Этот новый набор навыков и его огромный потенциал для сотрудничества открывает новые надежды для информированного глобального общества с гражданским взглядом на цели образования.

Поэтому, рассматривая перспективы демократии, эта новая реальность усложняет устаревшие представления о индивидуальных достижениях. Достижение успеха требует, чтобы преподаватели использовали ядро ​​знаний, которые жизненно важны на основе желаемых результатов и интегрируют его с новыми режимами обучения. Современные ученики мотивированы на получение информации, но им есть чему поучиться, какую информацию нужно смаковать и как использовать информацию и общение в разных целях.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования яв­ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ком­пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные. системы.

Появились системы управления обучением, которые все чаще отражают потребности учащихся, а не учителей. Они являются инструментом моста, соединяющим поколения с различными стилями обучения и возможностями. Это быстро стало модным словом в образовательном мире. Индивидуальная и коллективная производительность, творческое авторство и взаимодействие с данными, опубликованными в Интернете, мультимодальные межличностные, групповые и общественные коммуникации, активное участие, расширенные уровни совместного обучения и социальные сети, обеспечивающие чувство связности и взаимосвязи. Преподаватели все чаще применяли системы управления обучением в качестве учебных инструментов курса.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематиза­ции, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива раз­личную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информа­цию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск ин­формации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

В качестве расширения класса «лицом к лицу» эти инструменты могут быть использованы для обработки безбумажных заданий и ведения записей, а также для привлечения студентов к активному обучению. Они также предлагают платформу для перехода к онлайновому обучению.

В конструктивизме ученики понимают, что они создают знания с помощью других учащихся, учителей, экспертов и учебных предметов из комбинации существующих знаний, взаимодействия с окружающей средой и нового опыта. Важно отметить, что конструктивисты нарушают практику бихевиоризма, которая создает традиционные, авторитарные классы, где учитель является экспертом, единственным передатчиком знаний и единственной доминирующей силой. Вместо этого конструктивисты предпочитают, чтобы обучение начиналось учеником.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы ис­пользует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иерар­хического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дес-

криптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Виртуальные классы создают мощные и эффективные коммуникативные среды обучения. Влиять можно добавить с помощью смайликов. Онлайн-ученики могут даже работать в группах внутри виртуальных комнат, созданных инструктором, а затем возвращаться к общему пространству, чтобы представить свои проекты всему классу. Весь класс также может посетить группу, чтобы посмотреть их презентации на доске группы.

Возможности интеграции технологий в преподавание бесконечны и будут продолжать развиваться. Факультет и студенты обучаются через Интернет 0 и другие технологические инструменты, чтобы быть эффективными пожизненными учащимися в развивающейся связанной среде знаний. Существование этого тела «коллективного интеллекта» можно получить только через участие и активное обучение.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, орга­низованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что иско­мая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистичес­кие базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информа­цию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Таким образом, границы между обучением и обучением, а также между приобретением знаний и производством знаний ломаются. Вспомогательная технология состоит из инструментов, предназначенных для того, чтобы позволить студентам с ограниченными возможностями легко использовать компьютеры и связанные с ними технологии. Некоторые альтернативные устройства ввода включают сенсорные экраны, модифицированные клавиатуры и джойстики, которые направляют курсор через использование частей тела, таких как подбородки, руки или ноги.

Экранные клавиатуры - еще одна область входных технологий, способная улучшить образовательный опыт учащихся с ограниченными возможностями, обеспечивая расширенное использование компьютеров и мобильных устройств для обучения. Хотя это удобный инструмент для людей без инвалидности, текст в речь предоставляет обучающее преимущество для студентов, у которых есть проблемы с мобильностью или ловкостью, или тех, кто слепы.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учи­телю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбо­ра информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, со­держащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая органи­зация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т. к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привыч­ным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и слова­ри, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность соче­тать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, муль­типликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Это позволяет студентам говорить о своих мыслях и даже перемещаться по Интернету без ввода. В зависимости от инвалидности учащимся, возможно, придется учиться иначе, чем их сверстники. Сенсорные усилители могут включать в себя голосовые анализаторы, вспомогательные средства связи или синтезаторы речи. С быстрым ростом технологий в классе эти основные инструменты вспомогательных технологий видят большие успехи.

Технология чтения с экрана немного отличается от текста в речь, потому что она просто информирует студентов о том, что находится на экране. Студент, который слепой или изо всех сил пытается увидеть, что на экране, может извлечь выгоду из экрана, который читают читатели экрана. Студенты, которые изо всех сил стараются делать то, что так много других американцев совершают с такой легкодоступной информацией с экрана компьютера в считанные секунды, могут легче узнать по технологиям, предназначенным для их информирования.

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирова­ние параметров его психофизического развития дополняется использованием экс­пертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволя­ют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творчес­кими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культу­ры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в

диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотно­шении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяс­нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст­румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учите­ля и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультиме­диа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результа­тов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции :

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабо­чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помо­щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьюте­ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержани­ем определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ком­пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ком­пьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей ком­пьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными коман­дами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функ­циями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программи­рования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культу­рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хра­нилищ мира;

Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и

видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях

обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с

помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Литература

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.

3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.

4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.

5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.

6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.

7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.

8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.

9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.

10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.

11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.

12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.

13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.

14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.

15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.

1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные

технологии обучения

Могущество разума беспредельно. И. Ефремов

В практике информационными технологиями обучения называют все технол о гии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился те р мин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая пед а гогическая технология - это информационная технология, так как основу техн о логического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобраз о вание). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, и с пользующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, о т крывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обуч е ния - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариа н тах:

I - как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в да н ной технологии частей.

Ill - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Акцент целей.

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества»

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения.

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным ос о бенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса об у чения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем т и пам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форм а лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими програм м ными средствами, Написанными в память компьютера, и возможностями телеко м муникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования я в ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ко м пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные. системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематиз а ции, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива ра з личную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информ а цию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск и н формации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы и с пользует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иера р хического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дес-

криптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, орг а низованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что иск о мая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистиче с кие базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информ а цию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления уч и телю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выб о ра информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, с о держащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая орган и зация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т. к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привы ч ным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и слов а ри, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность соч е тать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мул ь типликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностиров а ние параметров его психофизического развития дополняется использованием эк с пертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позвол я ют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творче с кими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культ у ры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в

диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотн о шении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объя с нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инс т румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учит е ля и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультим е диа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результ а тов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции :

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка раб о чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной пом о щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьют е ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержан и ем определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ко м пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ко м пьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей ко м пьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными кома н дами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их фун к циями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программ и рования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культ у рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хр а нилищ мира;

Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и

видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях

обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с

помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Литература

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.

3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.

4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.

5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.

6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.

7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.

8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.

9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.

10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.

11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.

12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.

13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.

14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.

15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.

1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.




Поделиться