Правовая культура. Курсовая работа правовая культура должностных лиц и пути ее формирования

Виды правовой культуры

Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности.

Выделим показатели правовой культуры каждого из этих видов:

Показатели правовой культуры общества:

Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм;

Уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость);

Уровень законности и правопорядка;

Уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность;

Уровень развития юридической техники.

Показатели правовой культуры личности:

Знание и понимание права;

Уважение права в силу личного убеждения;

Правовая активность.

Профессиональная культура юриста

Правовая культура;

Этическая (нравственная) культура;

Политическая культура.

Функции правовой культуры:

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещенное законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.


Культура – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Вопрос№4

3.
Взаимодействие правосознания и права

Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, «чистая», хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания{18}.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания -- нравственным, политическим, философским и др.{17:70-148} и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

В связи с этим, вопреки высказанным в литературе мнениям, отождествляющим или значительно сближающим правосознание и право{11:95}, принципиально важно с самого начала подчеркнуть, что между указанными явлениями правовой действительности существуют ка-чественные различия (которые не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению).

Если право по основным особенностям своей субстанции представляет собой институционное образование, выраженное в системе общеобязательных, формально-определенных норм, то правосознание исчерпывается тем, что в праве выступает только исходным моментом его субстанции -- представлениями о праве, суждениями о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установками на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс еще явлениями социально-психологического порядка, касающимися правовой сферы (эмоциями, настроениями и др.). К тому же даже с интеллектуальной сторон своего содержания право - качественно своеобразное явление: оно состоит из системных нормативных обобщений.

Отсюда особенности в уровне и характере структурированности права и правосознания. На первый взгляд может сложиться впечатление, что правосознанию свойственна структурированность ничуть; не меньшая, чем праву (есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т. д.). Добавим к этому, что в обществе с антагонистическими классами оно дифференцировано в соответствии с делением общества на классы. Однако все эти уровни, слои, сферы и, тем более, делений правосознания по классовому основанию не есть структура целостного, органического образования. Это лишь подразделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути скорее свидетельство разобщенности правосознания -- того, что под термином «правосознание» имеются в виду различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, но не образующие органичной целостности.

Своеобразными чертами отличаются механизмы действия права и правосознания. Если механизм правового регулирования воплощен в сложном, институционном юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действия правосознания замыкается «чисто» духовной сферой. Правосознание «работает» через общую правовую оценку социальных фактов, суждения об их соответствии идее правового и законного, чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей.

Различны и функции рассматриваемых явлений. Функции права связаны с его нормативностью, с осуществляемым им нормативно-организационным воздействием.

Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности: оно имеет информационное и ценностно-ориентационное значение в общественной жизни{11:95}. Но нормативность правосознания иная, нежели нормативность собственно права. Здесь перед нами не всеобщие формально-определенные образцы, модели по-ведения (что характерно для права как институционного социально-классового образования), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея закон-ности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения или фактов, т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению -- непосредственно-социальным правам (притязаниям).

Существенны и различия в социальной роли права и правосознания, причем различия особые, в зависимости от классовой природы последнего.

В эксплуататорских формациях правосознание угнетенных классов выступает в основном в качестве противоборствующей силы по отношению к действующей правовой системе и лишь в перспективе имеет значение такой социальной формы, в которой происходит накопление интеллектуальных элементов для формирования в будущем, после победы данных классов в политической революции, новой правовой системы.

Иная роль -- у правосознания господствующего класса. Оно в качестве правовой идеологии входит в правовую систему. Его «миссия» заключается в том, чтобы обеспечить оптимальную духовную, социально-психологическую среду для функционирования права, взаимодействовать с ним, выступать в качестве его спутника. В то же время есть и более фундаментальная задача, выполняемая господствующим правосознанием в правовой системе, -- задача, которая связана с тем, что оно непосредственно контактирует и частично перекрещивается с господствующей идеологией, политическим, нравственным, философским сознанием. Это своего рода канал «идеологического оснащения» правовой системы, вооружения ее теми интеллектуальными элементами, руководящими идеями-принципами, которые воплощаются во всем содержании права, правотворчестве, правоприменительной деятельности и т.д. В господствующей правовой идеологии содержится как бы идеальная модель действующего права -- право в том облике и том очертании, в которых оно в соответствии с требованиями экономического базиса, всей социальной жизни видится в господствующем общественном сознании на данном этапе развития общества.

Весьма специфическими чертами отличается правосознание в социалистическом обществе. Социалистическое правосознание, начавшее складываться еще до пролетарской революции, в условиях развитого социализма стало общенародным, единым. Отражая качественные особенности и преимущества социалистического права, правосознание нашего общества воплощает принципы коммунистической нравственности, марксистско-ленинское мировоззрение рабочего класса и всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией. Отсюда активный, наступательный характер социалистического правосознания, его действенность и возросшая роль в жизни общества, в правовой системе.

Одним из аспектов (сторон) правосознания является общественное мнение о праве. Оно выражает сложившиеся в данной среде представления о законности, справедливости, эффективности действующих юридических норм. И хотя правосознание не равнозначно общественному мнению, последнее выступает в качестве одного из важнейших показателей содержания и характера существующих правовых представлений{12;148-157}

Хотя правосознание по главным чертам своей субстанции носит интеллектуальный характер, оно включает и некоторые волевые элементы, тесно связанные, кстати, с его социально-психологической стороной.

Это свойственные правосознанию общества, классов, индивидов нацеленность на установление того или иного правового режима, стремление определенным образом юридически урегулировать общественные отношения, настрой на то, чтобы добиться известных прав, притязать «а введение или же на отмену определенных правовых установлений и т. д.

Активные элементы правосознания ярко выражены в господствующей правовой идеологии. По-иному, но тоже весьма активными являются противоборствующие действующей правовой системе проявления правосознания, такие, в частности, как правовая идеология угнетенных классов, духовно-психологическое сопротивление действующему законодательству со стороны отдель-ных лиц и при отсутствии антагонистических классов. Значительной активной силой в периоды революционной смены политических систем, осуществляющихся при активном участии трудящихся масс, является массовое революционное правосознание.

Активные элементы в правосознании -- одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом. Если же обратиться к более глубоким слоям социальной жизни, то не может не быть замеченным, что в самой активности правосознания, степени этой активности, причем в антагонистических формациях и в господствующем правосознании, и в правосознании угнетенных классов, «просвечивают» непосредственно-социальные притязания (права) -- необходимость и оправданность деятельности классов, социальных групп. Следует подчеркнуть при этом, что необходимость и оправданность поведения участников общественных отношений, выражающие действие объективных социальных закономерностей, потому, надо полагать, могут быть обозначены словом «право», что внешне как основание для практического действия они иначе, чем через правосознание, не проявляются. Собственно сама идея правового или неправового, в том числе при зарождении права, и выступает в виде формирующегося, первичного правосознания.

Активные элементы правосознания характеризуют и такое специфическое явление, которое ряд авторов именует «позитивной юридической ответственностью». Последняя, проявляясь и в других элементах правовой действительности -- в требованиях законности и, возможно, в особом качестве юридических обязанностей, -- все же в первую очередь касается правосознания. Вполне основательно поэтому В. А. Тархов в историческом плане видит источник «позитивной ответственности» в чувстве ответственности. С появлением правового регулирования, пишет он, чувство ответственности, не утрачивая качества моральной категории, приобретает в то же время и правовой характер{14;4}. Удельный вес, уровень и характер активных элементов в правосознании могут быть различными. И хотя, по-видимому, правосознание, вовсе лишенное активных элементов, существовать не может, следует особо выделить те проявления господствующего правосознания в рамках данного общества, которые отличаются, так сказать, повышенной активностью -- активностью источника «юридической энергии» и потому настолько юридически значимы, что соответствующие формы правосознания входят в качестве правовой идеологии непосредственно в правовую систему, в механизм правового регулирования.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот -- во влиянии права на правосознание.

В каких же направлениях воздействует правосознание на право?

Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии -- стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Как правильно замечает В.Н. Хропанюк, правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы{19;159}. В этой связи определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в пряной зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности. Чем выше правосознание и культурный уровень людей, тем крепче в обществе законность и правопорядок, тем выше уважение к праву.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. Естественно, юридические дела рассматриваются на основе соответствующих норм права, однако качество разрешения определенной правовой ситуации зависит в значительной мере от уровня правосознания судей, следственных, прокурорских работников, других должностных лиц, которые осуществляют правоприменение. Высокий уровень правосознания этих лиц гарантирует, что решение будет принято на основе требований закона и с учетом всех обстоятельств конкретного юридического дела. Как известно, в первые годы Советской власти конкретные юридические дела, в том числе и уголовные, рассматривались на основе революционного правосознания, что имело немало печальных последствий. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, т.е. оно не используется в качестве источника права. Однако и в современный период правосознание не может не оказывать влияние на процессы правореализации. Это обстоятельство учтено в законодательстве. Так, например, в ст.8 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь прямо закреплено положение, согласно которому при разрешении гражданских дел судьи должны руководствоваться законодательством, но при этом осуществлять данную деятельность в соответствии с правосознанием. Особое значение имеет правосознание при восполнении пробелов в законодательстве, когда юридические дела рассматриваются при помощи аналогии закона и аналогии права. В ст. 11 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь указано, что в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого закона суд исходит из общих начал и смысла законодательства. Правосознание имеет здесь исключительно важную роль, поскольку помогает отысканию сходного закона и особенно установлению общих начал и смысла законодательства, на основе которых разрешается дело.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Это могут быть ученые, государственные деятели. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются и активно усваиваются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Для повышения уровня правосознания важное значение имеет и демократизация правотворческих процедур, выработка и правовое закрепление различных форм участия населения в этом процессе. Такое участие способствует усилению интереса людей к праву как регулятору общественных отношений и тем самым -- к росту уровня правосознания граждан. В этой связи нельзя не отметить важность конституционного закрепления в РБ возможности проведения референдумов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни{1}. Кампании по проведению референдумов повышают правовую активность населения.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости.

Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Вопрос№5

1. Понятие, содержание и функции правовой культуры должностных лиц

1.1 Понятие и содержание правовой культуры должностных лиц

Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура» и «должностное лицо».

Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культурахарактеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования //Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1981, с. 18. Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б.Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» Смоленский М.Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России -- формула взаимообусловленности-- г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение, №1, 2003, с. 3.

Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988, с. 26..

По мнению профессора Семитко А.П. под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007, с. 431. Существуют и множество других определений, но если объеденить все трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым углом. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура, как многогранное и сложное понятие, складывается из определённых элементов. Одним из наиболее важных элементов различные авторы называют правосознание населения. Правосознание - это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и восприятии его на субъективном уровне. Уровень развития правового сознания отражает насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано население в правовом отношении, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, каково установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др. В структуре правосознание выделяют три составляющих:

1. Правовая психология - это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;

2. Правовая идеология - это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;

3. Поведенческий элемент - это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.

Таким образом, от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры - уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть деятельность государственных органов, должностных лиц, осуществляющих регулирование «общественных отношений на основе закона с целью его реализации» Теория государства и права под ред. проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2005, с. 214. Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведения каждого гражданина в отдельности, его деятельности по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. На основании анализа нормативно-правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

В качестве последнего, четвёртого, элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя - человека, группы людей, населения в целом.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

Далее перейдём к понятию должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование данного определения дано лишь в нескольких законах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2000, с. 50. В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ».

В КоАП РФ ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 2. Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.

Таким образом, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» Носков Б.П. «О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица» //Государственная власть и местное самоуправление, 2008, №9, с. 13.

Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса дожностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

1) публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;

2) руководители государственных и муниципальных учреждений;

3) должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом слу­чае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет ох­ватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Применительно к личности каждого гражданина в рассматри­ваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки. Содержательный анализ правовой культуры предполагает по­нимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое опре­деленное содержание и качественный уровень: - право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;- правосознание как систему духовного отражения всей пра­вовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных орга­нов и общественных организаций, обеспечивающих правовой кон­троль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность. Правовая культура функционирует во взаимодействии с дру­гими областями или сферами культуры: политической, нравст­венной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно про­являются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обес­печение максимального взаимного соответствия между всеми эле­ментами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаи­мообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, за­конопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нрав­ственной культуры служит непосредственным внутренним (лич­ностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической куль­туры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть масте­ром своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.

Еще по теме 90 Правовая культура гражданина и должностного лица и соблюдение права:

  1. Обязанности должностных лиц по соблюдению норм международного гуманитарного права
  2. 23.Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочи­ям. Должностные лица.
  3. 1. Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления
  4. ГЛАВА 2« НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  5. Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  6. ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения. Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Виды законов классифицируются: По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ. По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. По сроку действия: постоянные законы, временные законы По характеру: текущие, чрезвычайные По сферам действия: общефедеральные, региональные По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК) По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные По объему регулирования: общие и специальные.

31. Правовая культура гражданина и должностного лица.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

Вопросы, требующие раскрытия

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества - важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Отвечая на первый вопрос темы, студенту следует обратить внимание на выяснение понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв содержание вышеназванных понятий, студент переходит к рассмотрению функций правовой культуры. Можно сосредоточить свое внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функции правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Наконец, анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретение определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентации. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

Завершается курсовое сочинение анализом путей формирования правовой культуры должностных лиц. В этой связи студенту следует иметь в виду, что правовая культура должностных лиц испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. В этой связи, ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание и на такой комплекс вопросов, как организация юридического всеобуча как" единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирование сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

Примерный список литературы:

1. Арановский А.В. Конституционная традиция в российской среде. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд. Моск.ун-та: ИНФРА-М: НОРМА, 1998.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юр.вузов. – М.: Омега-Л, 2009.

4. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. - июнь 2006. - N 6 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

5. Косарев В.Н., Макогон И.В. Закон как основа правосознания и правовой культуры общества // В сб.: Правовая культура в России на рубеже столетий. – Волгоград, 2001 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

6. Кофанова И.Н. и др. Юрист в организации: учеб.-практ. Пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Юстицинформ", 2009 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008.

8. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. - декабрь 2006. - N 12 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

9. Мартышин О.В. О некоторых проблемах российской политической и правовой культуры // Государство и право.- 2003.- № 10.- С. 24-30.

10. Мартышин О.В. Проблемы ценностей в теории государства и права // Государство и право.- 2004.-№10.- С. 5-14.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.

12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – И.: Юристъ, 2003.

13. Нескородов Б.Н. Публичная власть и проблемы нравственного оздоровления общества // Гражданин и право. – 2007. - N 2 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

14. Розин В.М. Генезис права: Методологический и культурологический анализ. – М.: NOTA BENE, 2003.

15. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право.- 1999.- № 2.- С. 14-22.

16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Высшее образование, 2008.

17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005.

18. Тогонидзе Н.В. Политическая коррупция в России // Государство и право.- 2003.- № 3.- С. 106-116.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008.

20. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

21. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. - июль 2009. - N 7 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому бо­лее глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура -это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необ­ходимости соблюдать юридические нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений, это и культура правотворческой и правореализующей деятельности.

Такое широкое понимание правовой культуры представляется наиболее правильным, потому что высокий уровень и качество каждого из составляющих ее элементов позволяют говорить о высоком уровне правовой культуры обще­ства.

Правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определен­ным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойст­венно уважительное отношение к праву и, в-третьих оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Правовая культура предполагает:

Определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

Надлежащую степень знания населением законов;

Высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

Качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

Специфические способы правовой деятельности;

Результаты правовой деятельности в виде духовных и материализован­ных благ, созданных людьми.

Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые сравнивают "изобретение" законов появлению, например, колеса Закон как инструмент общественных отношений - пока непревзойденное всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порож­дает право.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

Об уровне правовой культуры свидетельствуют такие процессы, как пар­ламентские процедуры по принятию законов и отправлению правосудия по уго­ловным или гражданским делам.



"Если попытаться классифицировать многообразные проявления право­вой культуры, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, пра­вовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения Состав­ные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое сово­купностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых дей­ствий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности", -утверждает В.В. Лазарев.

Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культу­ру. Правовая культура общества охватывает его духовную атмосферу, ценности, входящие в правовую надстройку. Например, нормативные правовые акты, ак­ты применения права и т.д. Групповая правовая культура - это правовая куль­тура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка. Инди­видуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчи­нение своего поведения требованиям права, правовых норм. Не всякого челове­ка, знающего и понимающего правовые установления, можно считать человеком правовой культуры. Я считаю, что таким человеком является тот, у кого знание законов доведены до уровня внутренней потребности строгого соблюде­ния их предписаний, кто в своей практической деятельности исполняет их в си­лу внутреннего убеждения. Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Источник правовых знаний лица, как правило, нахо­дится в прямой зависимости от уровня его образования, возраста, рода занятий и т.п. Лица с низким уровнем образования обычно черпают правовую информа­цию в окружающей их микросреде; лица старших возрастов могут опираться на личный правовой опыт и т.д. Именно личный правовой опыт субъекта позволя­ет ему отделить действующие правовые нормы от тех, которые по той или иной причине не применяются государственными органами. Существование таких правовых норм не проходит бесследно для правосознания субъекта.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинте­ресован в этом знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями права.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. На мой взгляд эти оценки относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явления будут употреб­ляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка -другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, нахо­дящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере.

В настоящее время создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

Формирование чувств права и законности;

Освоение достижений логико-правового мышления;

Совершенствование законодательства;

Повышение уровня законопроектных работ;

Увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

Совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

Разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

Изучение памятников права и правоприменительной практики как осно­вы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое обеспечение юридиче­ских учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Современная общественно - политическая ситуация в Казахстане оказы­вает большое влияние на правовое сознание, правовую культуру граждан РК. Вот что говорит по этому поводу Президент РК Нурсултан Абишевич Назарба­ев: "Еще в прошлом веке в науке утвердилось такое понятие, как "аномия"- со­стояние растерянности человека в резко изменившихся условиях, когда устояв­шаяся системе ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы. Это нелегкое испытание не только для отдельного гражданина, но и для всего общества. И несмотря на то, что абсолютное большинство казахстанцев поддерживает реформаторский курс, мы должны отдавать себе отчет в том, что многие, восприняв необходимость перемен, так сказать сердцем, еще не ос­мыслили разумом их сути, испытывают неуверенность, не вполне ясно пред­ставляя свое будущее".

Поэтому одной из главных задач в республике стоит задача правового всеобуча, ибо благодаря правовым знаниям человек воспринимает и перерабатывает адресованную ему как члену общества социальную информацию, оцени­вает свои и чужие действия и поступки, определяет конкретные цели и выбира­ет средства их достижения.

Было бы утопичным желанием сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и отрицание права - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях, по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

Обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

Создать базу для значительного расширения объема и повышения уров­ня правового поведения адресатов права;

Обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обя­занности за свои законные интересы;

Осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте ре­ального действия принципа " незнание закона не освобождает от ответственно­сти";

Активизировать правомерное поведение.

"Составной частью, причем важнейшей, правовой культуры общества является правовая культура отдельных граждан. Она включает в себя знание права и убежденность в необходимости строго следовать правовым предписа­ниям", - пишет В.К Бабаев.

Особенно важна правовая культура в работе юриста. Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, ра­ботником, правотворческой или правоприменительной сферы или он занимает­ся иной деятельностью. Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний, для гражданина-юриста необходим такой ми­нимум знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье.

Прежде всего, сам юрист должен быть образцом высокой правовой куль­туры в отношениях с гражданами, с подчиненными. Он сам должен строго и точно соблюдать правовые предписания, должен активно бороться за закон­ность.

Профессиональная правовая культура предполагает способность юриста подавлять свои внутренние эмоции, уметь владеть собой в любых ситуациях.

Правовая культура связана также с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значительное поведение лю­дей, высокий уровень правотворчества и совершенство законодательства, за­конность и эффективность юридической практики, четкость и ясность правовых предписаний и т.п. Если сказать иначе, элементами правовой культуры являют­ся правосознание граждан Р.К; умение и навыки эффективного исполнения и использования права в социальной практике, в деятельности граждан и должно­стных лиц; правовая активность граждан.

Показателем правовой культуры общества являются высокое качество законодательство (его продуманность, согласованность, сочетание динамично­сти со стабильностью, способность эффективно регулировать общественные отношения), совершенная техника подготовки, принятия и опубликования нор­мативных актов, решение процедурных законодательных вопросов. Правовая культура правоприменительных органов проявляется в знании зако­нодательства лицами, применяющими его, умении правильно реализовать юри­дические нормы, в четко налаженной работы правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения, в вежливом и внимательном отношении к гражданам, обращаю­щимся в правоприменительные органы.

Формирование подлинно государственного правосознания должност­ных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и регио­нальных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свобод­ная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуаль­ные, групповым, классовым, если они стремятся к собственной выгоде, игно­рируя при этом право и правопорядок.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной сте­пенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по рас­пространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компо­нентом идеологической функции любого государства. По мере развития и со­вершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправ­ления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представ­лений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально орга­низованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную сис­тематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общест­венных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании -
правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профес­сиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологиче­ское воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение за­конности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной рефор­мы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъек­тов правоохранительной системы.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, пра­вовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации, особое место здесь занимает про­блема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый граж­данин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании граж­данами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Оп­ределяющая роль в системе источников правовой информации, а также право­вому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Соотношение понятий правовое сознание и правовая культура: их взаимовляиние и взаимосвязь.

2. В чем заключается правовая культура будущего юриста?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РК - Алматы, 1995.

2. Постановление Президента Р.К « О мерах по организации право­вого всеобуча в РК». /Каз.правда -95г, 10.06.

3. Концепция формирования нового социально – экономического поведения граждан РК.Алматы, -1995.

4. Ибраева А. «О праве и правовой культуре» // Вестник М-ва юсти­ции Р.К.- 1995-№ 12- с.27-30.

5. Ерджанов Т. Мораль и право: (проблемы взаимодействия)// Юридическая газета. 123 Р.К - 1995 - № 15 (22-29 апр.с.З).

6. Бабаев В.К. Теория современного советского права.Н-Новгород, 1991 г. стр.39-46.

8. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994

9. Лившиц Р.В. Теория права. М.,1994.

10. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». Алматы, 1995.

11. Кудрявцев В.Н.Дазимирчук В.П. Современная социология права. Алматы, 1995

13. Фарбер И.В. Правосознание как форма общественного сознания.- М.,1996

14. Щегорцов В.А. Социология правосознания. -М.,1975

15. Соколов М.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.,1988

16. Сальников В.П. Правовая культура работников милиции. - М.1983

17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методи­ка. М., 1990

18. Пиголкин А.С.Общая теория права. М., 95, стр. 144-148

ТЕМА: ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. понятие правомерного поведения личности

2. причины правонарушения

3. юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды.



Поделиться