1 информационные технологии в обучении. Информационные технологии в образовании. «Новые информационные технологии в образовании. Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С»

Цель информатизации общества - создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства российского образования и широком использовании информационных технологий.

Фонд призвал дать ответы на вопрос о том, как должно выглядеть образование, чтобы действовать как индивидуальный, ответственный и самоопределяющийся в электронном обществе. Какое содержание может и должно дать образование? Конкретные проекты с различной ориентацией представлены в контексте семинара, на дискуссионной площадке обсуждаемая тема может обсуждаться. Премия, наделенная € 000, была окончательно разделена между тремя группами претендентов.

«Новые информационные технологии в образовании. Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С»

В нашей работе мы встречаем ссылки, интервью или людей, которые мы находим захватывающими. Виртуальный университет Баварии содействует использованию и развитию мультимедийных обучающих элементов, поскольку тот, кто называет адрес, изначально озадачен, потому что он или она изначально находит много отдельных записей, которые упорядочены по дате в порядке убывания. Министерство экономики Баден-Вюртемберг запустило общенациональный интернет-портал для профессионального развития.

  • Бытовые роботы скоро поддержат нас в нашей повседневной работе.
  • Это объясняет Ранга Йогешвар и Томас Бендиг.
Координатор реформы несет ответственность за все события, происходящие на территории школы, связанные с широко понимаемым использованием информационных технологий и информационных технологий.

Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80-х годов ХХ в., сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменяется и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических - с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний -
с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности, - с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим.

Речь идет не только о подготовке и проведении области информатики или информационных технологий, но и о поддержке ИТ-дидактического процесса по другим предметам и использовании компьютеров в управлении и администрировании школы. Он отвечает за обучение учителей и школьного персонала использованию информационных технологий в их работе, координацию школьных приложений ИКТ в учебном процессе и оказание помощи учащимся и их родителям в использовании этой технологии в процессе обучения.

Международная конференция «Информационные технологии в образовании и науке»

Речь идет не только о подготовке и проведении области информатики или информационных технологий, но и о поддержке ИТ-дидактического процесса по другим предметам и использовании компьютеров в управлении и администрировании школы. Он отвечает за обучение учителей и школьного персонала использованию информационных технологий в их работе, координацию школьных приложений ИКТ в учебном процессе и оказание помощи учащимся и их родителям в использовании этой технологии в процессе обучения.

Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовки всех участников образовательного процесса.

Успешность перехода к информационному обществу зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества.

По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России.

По развитию информационного общества Россия отстала от многих западных стран. Это можно легко пронаблюдать на примере общего индекса зрелости информационного общества (Information Imperative Index). Он состоит из 20 четко сформулированных показателей из трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель состоит в основном из сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение, мультимедиа и т.д.). Компьютерный показатель отражает объем и насыщенность рынка оборудования, такого как ПК, Интернет, мобильные телефоны и пр.

В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты:

Методологический;

Экономический;

Технический;

Технологический;

Методический.

Методологический аспект. Здесь главной проблемой является выработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий. К сожалению, на данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные формы. Поэтому необходимо найти новые подходы к формиро-ванию основных требований к каждому уровню образования. Например, как сочетать традицион-ные требования умения грамотно писать и считать с возможностями компьютера, который это делает лучше и в силу присущей человеку лени не способствует формированию таких навыков. Аналогичный пример касается чтения. Легкий доступ к информационным ресурсам, создание которых никто не контролирует, атрофирует у человека стремление работать с литературой. Такие же тенденции прослеживаются в области черчения и других дисциплин. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде. Но поскольку технический прогресс остановить невозможно крайне важно выработать новые образовательные стандарты.

Экономический аспект. Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.

Технический аспект. В настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств. Наряду с этим различный подход к информатизации на школьном и вузовском уровнях вызывает большие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий.

Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировую образовательную систему.

Поэтому необходимо формирование единого информационного пространства общерос-сийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах. Научно-технический уровень современных базовых информа-ционных технологий образования, в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов.

Технологический аспект. Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологи-ческого прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий. Они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Методический аспект. Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации - данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования.

Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения.

Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:

1. Информационная перегрузка - это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества.

2. Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

Доступ к большому объему учебной информации;

Образная наглядная форма представления изучаемого материала;

Поддержка активных методов обучения;

Возможность вложенного модульного представления информации.

3. Выполнение следующих дидактических требований:

Достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного мате-риала;

Своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;

Интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;

Наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.

4. Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.

Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:

Большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

Возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

Регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

Самоконтроля;

Доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

Поддержки активных методов обучения;

Образной наглядной формы представления изучаемого материала;

Модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

Развития самостоятельного обучения.

Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:

Психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

Социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;

Политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;

Этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.

Наиболее важными при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования:

Целесообразность представления учебного материала;

Достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;

Многослойность представления учебного материала по уровню сложности;

Своевременность и полнота контрольных вопросов;

Протоколирование действий во время работы;

Интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.

В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий.

1. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:

Компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

Диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оцени-вания и проверки знаний, способностей и умений;

Тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;

Лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предостав-ляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

Экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;

Базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).

2. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM.

3. Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.

4. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

5. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

6. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

7. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

8. Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений.

9. Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).

При создании компьютерных обучающих средств могут быть использованы различные базовые информационные технологии. Новые возможности, открываемые при внедрении современных информационных технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиа-технологий. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методи-ческие материалы на машинных носителях. Они могут быть разделены на следующие группы.

1. Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.

2. Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и муль-типликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образова-тельное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позво-ляет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.

3. Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследо-вательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.

4. Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.

5. Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К сожалению, это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера - это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.

Современные инструментальные средства (ИС) позволяют реализовать всю гамму компью-терных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя. Поэтому в настоящее время разработаны и широко используются специальные инструментальные средства, характеристика которых представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Характеристики инструментальных средств

№ п/п ИС, фирма-разработчик Назначение Возможность Характерная особенность
Адаптивная диалоговая информационная система АДОНИС (ADONIC), НПФ «Росфайл», г. Зеленоград Организация биб-лиотеки учебных курсов (УК). Ре-зервирование УК в библиотеке. Формирование и корректировка параметров УК. Интерпретация УК в режиме обучения Резервирование УК в библиотеке, формиро-вание и корректировка параметров УК, интер-претация УК в режиме обучения и контроля с анализом свободно конструируемых отве-тов обучаемого с по-мощью развитого ана-лизатора ответов и сбором статистики результатов обучения, распечатка содержимого курса Введены векторные шрифты и трех-мерная графика, расширены возмож-ности текстового редактора, введены дополнительные утилиты
Автоматизированная обучающая система АОСМИКРО (AOCMIKRO), Московский инженерно-физический институт (МИФИ) Связь между собой основных блоков и блока переменных, архивирование файлов графического мате-риала. Рисунки форми-руются с помощью встроенного графи-ческого редактора Удобный кнопочный интерфейс пользо-вателя; развитые возможности ввода ответов в форме чисел, текстовой строки, математи-ческой формулы, графики, структур-ной схемы; поддерж-ка одновременного движения на экране до 15 графических объектов с возмож-ностью управления с клавиатуры; высокая степень упаковки кадров

Продолжение табл. 2.1

Универсальный редактор обучающих курсов УРОК (UROK), ТОО ДиСофт, Москва Редактор обучающих курсов Регистрация УК; фор-мирование программ обучения; специфика и хранение результатов обучения; формирова-ние протокола обуче-ния. Имеются одно- и многопользова-тельский варианты для сетевой ОС Novell Netware Развитые средства для анимации и мо-делирования дина-мических процессов, наличие сетевого варианта
СЦЕНАРИЙ (SCENARIO), Институт имитационных технологий, Санкт-Петербург Создание компью-терных обучаю-щих программ Формальное описание набора компонентов компьютерной про-граммы, порядка и правил их взаимо-действия. Версии под MS DOS и Windows Наглядная визуали-зация создаваемой программы в виде многоуровневой структурной схемы, каждый элемент которой может быть как отдельным блоком, так и новой структурной схемой
Слоистая машина (STRATUM COMPUTER), Уральский центр «Транслоерные технологии», г. Пермь Разработка при-кладных систем в различных сферах: обучение; графи-ческий дизайн; мультипликация; моделирование; алгоритмизация; манипулирование данными и объектами Фиксация неформаль-ных образцов в виде чертежей, картинок, текстов, графиков, каркасных трехмерных изображений, музы-кальных фрагментов. Моделирование, синте-зирование и расчет всех объектов, пове-дение которых можно представить в матема-тическом и алгорит-мическом видах
Наставник (The Edicalator), Казанский научно-учебный центр НПО ВТИ Разработка обу-чающих, контро-лирующих, демон-страционных кур-сов, тестирующих программ и рек-ламных «роликов» специалистами-предметниками без использования программирования Позволяет создавать информационные компоненты (курсы, меню), служащие для объединения в иерар-хическую систему множества курсов, и глоссарии, дающие возможность произ-вольного доступа к информации
ТАМАС (TAMAC) Тамбовский ЦНИТ г. Тамбов Создание элект-ронного учебника на основе обоб-щенных страниц и его использование на основе прин-ципа Multi Media при выводе разно-родных страниц (графика, текст, музыка, речь) Создание и редакти-рование текстового файла, графического файла в формате PCX, музыкального файла с пятиголосной мело-дией по нотам, зву-кового файла формата Sound Digitizer и Sound Blaster, упакованной базы электронного учебника. Постранич-ный просмотр в режи-ме диалога кадров УК в произвольном порядке

Продолжение табл. 2.1

Учитель и учебник (Teacher and Pupil), СП «Диалог» г. Набережные Челны Обучение и контроль знаний Для контроля знаний используется ответ в форме текстовой стро-ки или выбор одного из предложенных ответов. Ведется ста-тистика результатов контроля знаний
СИМТЕХ (SIMTEX), АО «СИМТЕХ», г. Омск Обеспечивает решение приклад-ных задач Реализация и анализ моделей и объектов различной физической природы, основанных на структурном пред-ставлений элементов типа «вход–выход», разработка обучающих систем по различным техническим дисци-плинам, построение тренажеров для опера-тивного персонала и специалистов по авто-матизации испытаний и технической диаг-ностики, сбор, обра-ботка и анализ экспе-риментальных данных
Комплекс автоматизированных дидактических средств КАДИС, Самарский аэрокосмический университет Технология дидак-тического проек-тирования, инстру-ментальные средства и учеб-ные комплексы по различным отрас-лям знаний Просмотр теории, тре-нинг по теории, конт-роль по теории, работа со словарем терминов и понятий, решение задач с использо-ванием специальных моделирующих или расчетных программ. Заполнение базы дан-ных комплекса тексто-вой и графической информацией, упраж-нениями с выбороч-ными, числовыми и конструируемыми ответами, подключе-ние мультипликацион-ных вставок, демон-страционных, расчет-ных и тренирующих программ
Универсальный инст-румент разработки обучающих программ COSTOC (Computer Supported of Computer Science), ММТ «International» и НПО «Центрпрорамсистем» Создание компью-терных обучаю-щих программ Создание учебников по любому курсу обуче-ния в вузе, техникуме, школе, управление обучением и контроль за выполнением заданий

Продолжение табл. 2.1

К сожалению, большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников. Более правильным является использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование.

Одним из направлений информатизации сферы образования, предлагаемых компанией ИВИТО (Интеграция и внедрение информационных технологий в образование) является разра-ботка и поставка комплексных решений, включающих аппаратное и программное обеспечение, а также методическое сопровождение. В табл. 2.2 представлены программы, рекомендуемые для изучения компьютерных технологий в школе.


Продолжение табл. 2.2

Примечание: 1, 2, 3 начальный, средний, специализированный уровни изучения информа-ционных технологий.

Использование компьютеров Macintosh связано с тем, что фирма Apple – одна из немногих ориентирующих свою деятельность специально на образование.

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны – от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты.

Все существующие образовательные сайты можно разделить на две группы: «стихийные» и «организованные».

«Стихийные» сайты, пользующиеся большой популярностью, содержат рефераты, курсовые, дипломы. Они однотипны по своей структуре, как правило, включают тематические рубрики. Наиболее известны из таких WEB-ресурсов следующие адреса: www.referat.ru; www.allreferats.narod.ru; www.referatov.net.

«Организованные» сайты, имеют определенную структуру, направленную на решение ряда образовательных задач, и ориентированы на более широкий круг пользователей (преподавателей, учащихся, родителей). Портал «Поколение.ru» (www.pokoleniye.ru) включает разделы, являющиеся полноценными сайтами со своей структурой: «Учитель.ru», «Родитель.ru», «Писатель.ru» и др. Сайт http://all.edu.ru представляет официальную информацию Минобра-зования РФ, Федерации образования в Интернете, «Учительской газеты» и других организаций об образовании. Сайт emigrant.com.ru рассказывает о возможностях образования в Интернете за рубежом. Следует отметить, что дистанционное образование в Интернете, является бурно развивающимся направлением, приносящим большой доход. Основные достоинства такого обучения: низкая себестоимость, большая пропускная способность и интеграция в мировое образовательное пространство.

Гипертекстовые технологии

Гипертекст - это:

Компьютерное представление текста, в котором автоматически поддерживаются смысловые связи между выделенными понятиями, терминами или разделами;

Информационная программа, выводящая на экран дисплея гипертекст и выполняющая переходы по смысловым связям.

Гипертекст позволяет с помощью клавиатуры или мыши сразу получить на экране опреде-ления или пояснения слов или словосочетаний, выделенных в тексте подсветкой, ссылки на лите-ратурные источники и рекомендации по дальнейшему чтению. В форме гипертекста создаются справочные системы (Help) современных программных продуктов. Гипертекст применяется в компьютерных обучающих системах, толковых словарях и т.п. Гипертекст широко используется в Интернете.

Основными компонентами технологий, состоящих в применении гипертекстовой модели к информационным ресурсам, распределенным в Интернете, являются:

URL - универсальный способ адресации ресурсов в сети;

HTML - язык гипертекстовой разметки документов;

HTTP (HyperText Transfer Protocol) - протокол обмена гипертекстовой информацией;

Дополнительные средства (CGI, Java, JavaScript).

Гипертекстовая база данных - это набор текстовых файлов, написанных на языке HTML, который определяет форму представления информации (разметка) и структуру связей этих файлов (гипертекстовые ссылки).

Такой подход предполагает наличие еще одной компоненты технологии - интерпретатора языка. В World Wide Web функции интерпретатора разделены между сервером гипертекстовой базы данных и интерфейсом пользователя.

Сервер, кроме обеспечения доступа к документам и реализации гипертекстовых ссылок, осуществляет также препроцессорную обработку документов, в то время как интерфейс пользователя проводит интерпретацию конструкций языка, связанных с представлением информации.


Подходы к определению информацион- ных технологий обучения (ИТО) ИТО – дидактический процесс, организованный с использованием совокупности встраиваемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обучения, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых (В.Ф. Шолохович). ИТО – приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельность педагога), восприятия знаний (деятельность обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно- воспитательного процесса (И.Г. Захарова). ИТО как процесс обученияПрименение ИТ в обучении


Функции ИТ в обучении дидактические техноко- педагогические обучающие управляющие диагностирую- щие моделирующие экспертные диалоговые консультирую- щие расчетно- логические средство обучения средство, совершенствующее процесс преподавания инструмент познания окружающей действительности и самопознания средство развития личности обучаемого объект изучения информационно-методическое обеспечение и управление УВП средство коммуникаций средство автоматизации процесса обработки результатов эксперимента и управления средство автоматизации процессов контроля и коррекции результатов обучения, тестирования и психодиагностики средство организации интеллектуального досуга ИТ создают учебно- познавательную компьютерную среду для решения различных дидактических задач Задачи ИТ в обучении поддержка и развитие систем- ности мышления обучаемых; поддержка всех видов позна- вательной деятельности чело- века в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности


Включение в содержание обучения данных о всех типах рефлексии – интеллектуальной, личностной и межличностной; учет того, как учащиеся понимают логику обучения с использованием ИКТ, смысл требований и пр.; применение ИКТ с учетом сложившихся форм обучения актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование умений управление вниманием учащихся на занятии; осознание смысла предстоящей деятельности каждым учащимся; актуализация мотивационных состояний; совместное с учащимися целеполагание; формирование системы учебных действий; формирование способов контроля за своими действиями; формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности взаимосвязь применения ИТ и целей, сод-я, форм и методов обучения: Условия достижения функций ИТ в обучении дидактическая структура занятия с использованием ИТ: мотивационное обеспечение занятия с использованием ИТ сочетание слова преподавателя и применения ИКТ психологическая структура занятия с использованием ИКТ:


Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); трансдьюсерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.


Цели ИТ в образовании усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, гуманизация; индивидуализация; оптимизация процесса обучения; формирование информационной культуры (осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде); повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Использование ИТ в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.


Педагогические цели использования средств современных ИТ (по И.В.Роберт) 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных ИТ: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;


Педагогические цели использования средств современных ИТ (по И.В.Роберт) эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально- исследовательскую деятельность. 3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.


Образовательные возможности ИТ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развивать определенный вид мышления (наглядно-образного, теоретического); усилить мотивацию обучения (за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); формировать культуру познавательной деятельности и др.


Образовательные электронные ресурсы Электронное издание (ЭИ) – совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной и другой информации, а также печатной документации пользователя. ЭИ может быть выполнено на любом электронном носителе или опубликовано в электронной компьютерной сети. Учебное электронное издание – это ЭИ, которое содержит систематизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.


Образовательные информационные ресурсы позволяют организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; применять весь спектр возможностей современных ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности (регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.); использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем; диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;


Образовательные информационные ресурсы позволяют управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации; создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации; работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками; формировать на их основе профильные образовательные информационные порталы.


Педагогические программные средства (ППС) Обучающие программные системы (ОПС) Программы, содержащие только текстовую информацию Программы, содержащие текстовую информацию и двухмерную графику Программы мультимедиа Программы виртуальной реальности АОСЭУЭОСИОС сервисныеконтролирующие тренажерныемоделирующие Типизация компьютерных учебных программ (по Л.Х. Зайнутдиновой) По назначению По форме представления информации пользователю


Классификация компьютерных обучающих средств по функциональным признакам компьютерные или электронные учебники (ЭУ); предметно-ориентированные среды (ПОС) (микромиры, моделирующие программы) – это учебные пакеты программ, позволяющие оперировать с объектами определенного класса; лабораторные практикумы (ЛП); программы-тренажеры; контролирующие программы; справочники.


Программное средство учебного назначения (ПСУН) ПСУН – это ППС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются усло- вия для осуществления различных видов учебной деятельности (И.В. Роберт). Использование ПСУН ориентировано: на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, – проблемно-ориентированные ПС; на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) – объектно- ориентированные ПС; на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале – со встроенными элементами технологии обучения) – предметно- ориентированные ПС.


Перечень программных средств учебного назначения электронные учебники и обучающие программы; электронные лекции; контролирующие программы (электронные тесты); справочники и базы данных учебного назначения (УБД); сборники задач и генераторы примеров (тренажеры); лабораторные практикумы; предметно-ориентированные среды (ПОС); учебно-методические комплексы (УМК); программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.


Возможности использования ИТ для интенсификации процесса усвоения учебного материала Элементы процесса усвоения Возможности ИКТ для интенсификации элементов процесса усвоения Восприятие Понимание Обобщение Закрепление Применение Осмысление Виртуальные лаборатории, интерактивные модели, анимация, звук, красочность Гипертекст, справочные таблицы, интерактивный словарь, система гиперссылок, глоссарий, каталоги и путеводители Промежуточный контроль, помощь в выборе оптимального алгоритма решения; тестовые задания, вопросы Выделение основных мыслей, схемы, таблицы, диаграммы Повторное воспроизведение важных элементов, воспроизведение других вариантов (многовариантность), тренинг, система дистанционного обучения Тренирующие, тестирующие программы, выполнение заданий творческого характера, поисковая работа через рекомендуемые сайты, предметный и именной указатели


Варианты использования ПСУН для преподавателей 1. Подготовка лекционного материала, электронных учебников. 2. Создание информационно-методического обеспечения по изучаемым курсам. 3. Подготовка демонстрационных средств поддержки проведения занятий. 4. Автоматизация проверки знаний обучаемых. 5. Сбор и анализ статистики для совершенствования обучения.


Обучающая программа (ОП) ОП – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. ОП должна способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения: наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага; завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием; использование автоматического устройства; индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).


Обучающая программа (ОП) При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Правильно построенная ОП позволяет: избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной, долговременной). Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.


Пути создания обучающих программ 1) прямое программирование на языках высокого уровня; 2) инструментальные системы, позволяющие изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием (АДОНИС, УРОК, ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.); 3) использование готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и др. организаций; 4) заказ специализированным государственным или коммерческим организациям. Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.


Критерии качества обучающих программ 1. Эффективность компьютерной поддержки: экономия времени учащегося (за счет графики и т.п.); количество информации для индуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных задач, генератора примеров, т.п.); глубина трактовки вопросов программы; предоставление возможностей для создания новых методик преподавания и модернизации содержания учебных курсов; возможность выхода в смежные области знаний. 2. Качество экранного дизайна: лаконичность, аскетизм, академический стиль; обоснованность цветовых решений (в т.ч. с точки зрения медиков, психологов); оптимальность количества информации на экране.


Критерии качества обучающих программ 3. Методические свойства: отсутствие грамматических и семантических ошибок; простота освоения программы и простота работы с ней; адекватность языка и обозначений, используемых в программе предметной области; соответствие стандартным требованиям к интерфейсу; открытость, т.е. возможность расширения круга решения задач; воздействие на методику преподавания, возможность повысить преподавательское мастерство. 4. Экономическая обоснованность: круг предполагаемых пользователей (мощность рынка); конкурентоспособность; открытость для модификаций и дополнений последующими версиями и разработками.


Особенности разработки ПСУН 1. Разработка информационного ресурса начинается с постановки целей обучения. Цели ставятся как ответы на вопросы: – что должен знать и уметь учащийся по окончании работы с программой? – на какие вопросы он должен уметь отвечать? – какими операциями, методами, навыками и т.д. он должен овладеть и на каком уровне? 2. Сбор и организация учебного материала. Необходимо учитывать, что: – учебный материал должен соответствовать современному педагогическому и техническому уровню; – информация должна раскрывать суть, закономерности и принципы изучаемых явлений, случайную и малозначимую информацию необходимо исключить; – учебный материал должен излагаться четко и доходчиво, стимулируя интерес к познанию; – следует применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы возбуждающие мыслительную активность учащихся; – в качестве подсказок целесообразно использовать аналоги, ассоциации, сопоставления.


Особенности разработки ПСУН Правила последовательного распределения материала: – от известного к неизвестному; – от простого к сложному; – от конкретного к абстрактному; – от наблюдения к рассуждению; – от общего рассмотрения к детальному анализу. 3. Общие требования к представлению учебной информации на экране: Объем текста в кадре не должен превышать 8-10 строк по символов. При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях. Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, возрастает время прохождения программы. При слишком крупном дроблении процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.


Особенности разработки ПСУН При разработке ПСУН целесообразно предусмотреть: наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса; градуирование степеней трудности и сложности материала; наличие процедур для облегчения процессов обобщения; наличие итоговых обобщающих схем; использование значков (иконок) и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала; доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых; простоту навигации по учебному материалу; сохранение общепринятых обозначений и терминологии; справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений; возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе СРС.


Особенности разработки ПСУН 4. Требования к тексту: – научность – все положения, определения и выводы должны быть построены на строго научной основе; – логичность – текстовый материал должен строится так, что бы легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями; – доступность – значение новых терминов должно быть разъяснено; – однозначность – единое толкование текста различными учащимися; – лаконичность – текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего; – завершенность – содержание каждой части текстовой информации логически завершено.


Особенности разработки ПСУН Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обуча- емым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок. 5. Требования к постановке вопроса: – вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала; – вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму; – вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов; – формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной; – постановка вопроса должна быть информационно достаточной; – вопросы, задаваемые обучающимся должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.


Эргономическая оценка программного продукта При оценке программного продукта принимают во внимание: обучающий эффект программы; влияние ОП на психическое и эмоциональное состояние обучаемых. Для этого учитывают физиологические особенности восприятия человеком различных эффектов оформления программы. Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Восприятие предмета в совокупности его свойств формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Последовательность различения разных признаков сигнала: 1) различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону); 2) цветовые характеристики; 3) форма.


Эргономическая оценка программного продукта С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов. Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать: Теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние. Нейтральными являются цвета – светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый. Цветной символ распознается на 30-40% быстрее, чем его черно-белое изображение. Использование цвета в тексте повышает эффективность восприятия на 15-20%. Эффективность восприятия и усвоения (запоминания) формул с цветными символами, используемыми при объяснении, повышается в 1,5-2 раза.


Эргономическая оценка программного продукта Важно правильное сочетание цвета знака и цвета фона, т.к. они влияют на зрительный комфорт (зеленые буквы на красном фоне могут привести к стрессу). Хорошо воспринимаемые сочетания цветов: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.


Эргономическая оценка программного продукта По форме символов наиболее быстро и точно распознаются символы, контур которых имеет резкие перепады. По точности опознания простейшие фигуры располагаются в следующем порядке: треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные, лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями. Воздействие мультипликации на подсознание человека гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко вкладываются в подсознание. Чем короче воздействие, тем оно сильнее. Любой анимированный объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.


Электронный учебник (ЭУ) ЭУ – это обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также ПО, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Индивидуализация обучения Управление учеб- ным процессом Справочная функция Основные функции ЭУ Контролирующая функция Закрепление полу- ченных знаний


Структура электронного учебника Презентационная часть (методические рекомендации по курсу, теоретический материал); Упражнения (практикум); Система контроля (самоконтроля знаний, система итогового тестирования по изучаемому курсу); Вспомогательный учебный материал (глоссарий, библиография). ЭУ обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах: Информационно-справочный в сочетании с печатным материалом, аудио- и видеозаписями используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала; Контрольно-обучающий режим – для самотестирования, предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.


ЭУ особенно эффективен в тех случаях, когда он обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – рассказывает, показывает, моделирует и т.д. (проявляются возможности и неоспоримые преимущества мультимедиа-технологий!); позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу; может актуализировать необходимую учебную информацию с помощью, например, сети Интернет.


Отличительные особенности ЭУ Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и должна представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий (традиционное требование к любому учебнику). Каждый фрагмент, наряду с текстом, может представлять информацию в виде аудио- или видеоряда. Можно определить эту часть ЭУ как фрагментыживых лекций. Обязательный элемент интерфейса живых лекций – линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций. В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная всплывающая подсказка (помощь), появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации.


Отличительные особенности ЭУ Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом. Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении. Некоторые явления практически невозможно описать человеку, никогда их не видевшему (например, водопад, огонь, взрыв и т.п.), а можно только показать. Аудиоинформация является незаменимой, например, при изучении звучания музыкальных инструментов, при распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце или диагностике работы двигателя, изучении иностранных языков и т.п. ЭУ должен иметь возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки, не выходя из самого учебника. Это позволит готовить курсовые работы и рефераты непосредственно с помощью ЭУ.


Контроль знаний Качественные контролирующие программы как правило: используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах; позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню; обеспечивают возможность изменения трудности заданий; позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе; являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать. Интеллектуальная контролирующая программа: дает возможность анализировать ответы разных типов; распознает различные синонимы правильных ответов; проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых; различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки; локализует местонахождение ошибки; может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.


Тестовая система компьютерного контроля Главные требование к тестовой системе: тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок; в тестовой системе должна быть оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос; тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить; вопросы и варианты ответов должны подаваться испытуемому в случайном порядке; вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символа; необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать время. Задания тестового контроля делятся на: тестовые вопросы – требуют от обучающегося только знания того или иного факта, ответ может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа; тестовые задания – ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий (связанных с вычислениями и др.).


Типы тестовых вопросов Тип А. Наиболее простой. В качестве вопроса – фраза в вопросительной или утвердительной форме, предлагаются только два возможных варианта ответа:Да и Нет. Например, вопрос: Волга впадает в Каспийское море. Возможные варианты ответа: Да, Нет. Тип Б. На вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. Например, вопрос: Волга впадает в … море. Возможные варианты ответа: Азовское, Черное, Каспийское, Средиземноморское. Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. Например, вопрос: Восстановите фразу из произведения А.С. Пушкина Мой... самых честных.... Возможные варианты ответа: отец, брат, дядя, кузен, намерений, правил, пожеланий.


Типы тестовых вопросов Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Списки имеют одинаковую длину и существует однозначное соответствие между элементами списков. Например, вопрос: Укажите соответствие между фамилиями писателей и названиями литературных произведений, которые они написали. Писатели: Литературные произведения: А.С. Пушкин Три сестры Л.Н. Толстой Капитанская дочка А.П. Чехов Война и мир Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием. Например, вопрос: Расставьте следующие события в хронологическом порядке. Список: первый полет человека в космос, первая высадка человека на Луну, запуск первого искусственного спутника Земли.


Критерии оценки информационного ресурса 1. Технический уровень: – Корректность работы сайта. – Возможность демонстрационного просмотра. – Правильность работы гиперссылок. – Наличие удобной системы навигации на сайте. 2. Эргономический уровень: – Наличие уровней меню. – Наличие подсказок, комментариев. – Представление информации на экране согласно эргономическим требованиям.


Критерии оценки информационного ресурса 3. Психолого-педагогический уровень: – Отражение в продукте состояния научных и педагогических знаний. – Образовательная ценность (соответствие дидактическим требованиям к программе учебного назначения). – Приобретение опыта экспериментально-исследовательской деятельности. 4. Уровень интерактивности: – Возможность выбора вариантов содержания. – Наличие различных уровней сложности. – Возможность модификации данных.



Поделиться