Дистанционное обучение дополнительное образование детей. Дистанционное образование - что это? Чем может помочь дополнительное образование

Одной из наиболее важных задач современной системы образования является гуманизация отношений между участниками образовательного процесса, обеспечение адаптированности учащихся к социально-экономическим сферам, самореализация личности и т. д. Это, в свою очередь, требует разработки инновационных образовательных технологий, предполагающих широкое использование современных информационных и коммуникационных технологий.

Развитие новых образовательных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. В основе открытой системы образования лежит глобальная информационная инфраструктура, вовлекающая в образовательный процесс всех членов мирового сообщества. В открытой системе образования естественным образом проявляются все черты новой образовательной парадигмы, основанной на принципах непрерывности («Образование через всю жизнь»), индивидуализации обучения, фундаментальности образовательных программ .

Наиболее перспективной технологией в открытой системе образования является технология дистанционного обучения (ДО). Основанное на современных компьютерных средствах, ДО позволяет получать образование в самых удаленных регионах, а практически неограниченный спектр образовательных услуг может удовлетворить любые образовательные потребности. Это особенно важно, если учесть, что постоянно возрастает потребность человеческого общества в образовании, а доступ к нему по-прежнему ограничен, так как дневная форма обучения не в состоянии удовлетворить всевозрастающий общественный запрос. Особое значение здесь приобретают дополнительное образование, переподготовка кадров, повышение квалификации и т. п.

В последние годы наряду с традиционным образованием все более актуальным становится дополнительное образование. Это связано, прежде всего, с реализацией личностно-ориентированного подхода в образовании, с созданием системы, позволяющей получать дополнительные знания в различных предметных областях и повышать профессиональную квалификацию на протяжении всей жизни.

В сфере дополнительного образования технологии дистанционного обучения являются наиболее эффективными, поскольку именно они дают возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, без выезда за пределы своего города или другого населенного пункта, в удобное для учащихся время. Очевидные преимущества ДО перед традиционными формами обучения: гибкость учебных планов, выбор индивидуального темпа изучения выбранного курса, возможность получения консультаций специалиста с помощью сетевых технологий – делают возможным совмещение работы или учебы в одном образовательном учреждении с получением дополнительных знаний .

Одним из важных принципов организации учебного процесса в дистанционном обучении является принцип распределенности. Суть этого принципа состоит в распределении учебного материала по видам представлений, по типам носителей, по формам учебной деятельности. Распределенный характер дистанционного обучения, базирующегося на возможностях сетевых информационных технологий , позволяет студенту получать знания из различных информационных ресурсов, предоставляемых образовательными центрами.

Создание системы дополнительного образования на основе технологий ДО особенно перспективно в рамках образовательных сообществ, подобных Ассоциации образовательных и научных учреждений “Открытый университет Западной Сибири”, созданной в 1998 году с целью формирования общего образовательного пространства вузов Западной Сибири. Сегодня Ассоциация объединяет более 22 вуза и 3 научно-исследовательских института не только Сибири, но также Дальнего Востока и Казахстана.

Каждый из университетов – членов Ассоциации имеет ряд уникальных дисциплин, разработанных в рамках существующих в этих вузах научных школ. Технологии дистанционного обучения дают возможность студентам и аспирантам получить дополнительное образование по курсам, которые отсутствуют в учебном плане того университета, в котором они обучаются.

Таким образом, в учебном процессе может быть задействован педагогический потенциал не одного, а целого ряда вузов. В связи с этим возникает задача построения учебного процесса на основе четкой координации совместной деятельности различных учебных центров, что позволит студенту находиться в единой образовательной среде.

Важной составляющей в решении этой задачи является создание системы управления совместной деятельностью, в которой задействованы различные образовательные структуры. Создание такой системы возможно лишь при активном использовании компьютерных средств и телекоммуникаций. В связи с этим возникает необходимость в разработке эффективного программного обеспечения , позволяющего 1) организовать учебный процесс в рамках дистанционного образования, 2) управлять этим процессом, а также 3) контролировать соблюдение требований образовательного стандарта.

В рамках деятельности одного вуза подобная задача решается путем использования разработанного в Институте дистанционного образования Томского государственного университета программного обеспечения «Электронная кафедра», которое осуществляет автоматизацию документооборота, инициированного учебным планом одной специальности. Реализация нескольких образовательных программ с учетом распределенности обучения требует создания дополнительных элементов, регулирующих деятельность совокупности «Электронных кафедр», и может быть осуществлена на основе программного обеспечения «Электронный университет», которое представляет собой систему управления совместной деятельностью вузов.

Технологической базой для разработки программного обеспечения «Электронного университета» были выбраны Web-технологии и технологии клиент-сервер среды Lotus Notes (LN). Такой выбор позволяет сочетать преимущества Web и LN при накоплении и предоставлении в сетевой доступ информационных ресурсов, а также реализации функциональных назначений каждой компоненты «Электронного университета». Web-серверы и серверы LN образуют единую сетевую инфраструктуру «Электронного университета». Совместные информационные ресурсы образовательных центров распределены между этими элементами сетевой инфраструктуры. Каждый элемент имеет свой набор функциональных обязанностей в организации и управлении процессом образования, а также в соблюдении требований образовательного стандарта (рис. 1).

Благодаря поддержке жесткой авторизации в сети LN, а также предоставлению широкого спектра средств для разработки пользовательских приложений Notes, часть программного обеспечения организационной компоненты, практически все программное обеспечение учебно-методической, а в большей степени контролирующей компонент реализовано в среде LN. Это позволяет эффективно накапливать, обрабатывать и защищать от несанкционированного доступа информацию, связанную с коллективной управленческой и образовательной деятельностью вузов. Указанная информация заносится, хранится и обрабатывается в специализированных распределенных базах данных разрабатываемого приложения - "Электронный университет", основу которого составляют модифицированные базы данных приложения "Электронная кафедра". Все базы данных приложения находятся на LN-серверах и доступны, в основном, только клиентам сети Notes, которыми являются студенты, преподаватели, а также администрация.

Web-серверы играют важную роль в организации учебного процесса в том случае, когда необходимо обеспечить мягкую авторизацию при доступе к информационно-емким ресурсам "Электронного университета" с помощью широкодоступного программного обеспечения. Web-технологии позволяют делать доступной широкой аудитории и хранить тематически структурированную информацию большого объема в виде небольших фрагментов, что делает эту информацию более устойчивой по отношению к сбоям в компьютерах на физическом уровне. Кроме этого благодаря web-технологиям существует возможность организации общения как преподавателя со студентами, так и различных студенческих групп в режиме реального времени. Все это выгодно отличает указанную технологию от LN и дополняет последнюю.

Указанные принципы построения "Электронного университета" лежат в основе технологического обеспечения совместной деятельности вузов и позволяют наиболее эффективно организовывать образовательный процесс, управлять им, а также осуществлять контроль качества предоставляемых образовательных услуг.

Учебный процесс в системе дополнительного образования строится на тех же базовых положениях, что и подготовка дипломированных специалистов. Однако обучение по отдельным курсам дает возможность предоставлять дополнительные образовательные услуги не только на базе филиалов или вузов-членов Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири, но и создавать рассеянные группы, состоящие из жителей различных городов или населенных пунктов.

Проведение учебного процесса по отдельным курсам снимает многие организационные проблемы, которые в процессе подготовки дипломированных специалистов решают специалисты филиала и базового вуза. «Электронный университет» позволяет осуществлять обучение по отдельным курсам дополнительного образования без участия координаторов или тьюторов.

Организация учебного процесса в рамках дополнительного образования предполагает три этапа:

· подготовительный этап (регистрация),

· основной этап (обучение по курсу),

· заключительный (итоговый контроль, мониторинт качества обучения).

На подготовительном этапе проводится маркетинговый анализ, оценка спроса на предлагаемые курсы, а затем осуществляется набор слушателей.

Информация о начале набора выставляется на сервере новостей, где также определяются условия обучения. Все желающие пройти обучение проходят регистрацию на сервере ИДО (рис.2), после чего слушатели получают доступ к учебным и методическим материалам.




Рис. 2. Регистрационная форма слушателя курса

Этот доступ осуществляется через раздел «Учебные планы» «Электронного университета», где слушатели первоначально знакомятся с описанием курса, тематическим учебно-производственным планом, понедельным графиком занятий (рис. 3), и только после этого могут перейти к знакомству с учебными материалами.

Структура «Электронного университета» позволяет сделать прямые ссылки на сетевые версии мультимедийных учебников, а также познакомить слушателей с электронными текстами и другими дополнительными учебными материалами.

Помимо доступа к расположенным в сети учебным материалам слушатели также могут по желанию приобрести локальную мультимедийную версию изучаемого курса, записанную на CD-ROM. Комплект учебно-методических материалов, основу которого составляет ММК, может также (в зависимости от избранного курса) включать в себя и видео записи автора курса и специалистов в предметной области, и аудио материалы, а также разного рода печатные материалы, включая методические указания по изучению курса.

Регистрация завершается, как правило, после набора 10-15 слушателей курса. Данное количество является экономически и технически обоснованным и позволяет ограничить нагрузку на преподавателя, а, следовательно, повысить эффективность обучения.



Рисунок 3. Раздел «Учебно-производственный план курса»

«Электронного университета»

Обучение по курсу обычно не превышает 16 недель. Оптимальным можно считать 12-недельный курс обучения. Обучение предполагает использование информационных технологий, с помощью которых прежде всего осуществляется доставка учебной информации и сопровождение учебного курса.

Система обеспечения учебным материалом позволяет осуществлять эффективный поиск необходимой учебной информации в пространственно распределенной электронной библиотеке по изучаемым дисциплинам. Электронная библиотека, как элемент системы, предназначена для хранения различных материалов учебного назначения, соответствующих различным педагогическим технологиям, изготовленных по безбумажным информационным технологиям. Здесь аккумулируются ресурсы всех вузов, образующих единую образовательную среду. Структурирована электронная библиотека в соответствии с базовыми информационными технологиями, используемыми в обучении. Это - банк авторских лекционных курсов, банк мультимедиа и видео курсов и банк интерактивных программ (тесты для самопроверки, моделирующие программы, имитаторы).

Система сопровождения предполагает проведение регулярных консультаций ведущим преподавателем курса для слушателей, а также организацию сетевого общения и проведение текущего и итогового контроля.

Консультации проводятся с использованием различных технологий, что зачастую определяется техническими возможностями слушателей. Наиболее эффективной для курсов гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного направлений является проведение chat-консультаций. При изучении же физико-математических дисциплин использование chat затруднено, так как эта технология не позволяет оперировать громоздкими формулами и специальными символами. В данном случае проводятся консультации в режиме электронной почты.

При организации курсов дополнительного образования с целью предварительного обсуждения наиболее важных и сложных тем курса эффективно проведение телеконференции, которая дает возможность преподавателю снять некоторые наиболее типичные вопросы по теме курса, а студентам – в рабочем порядке найти ответы на возникающие вопросы в ходе организованного обсуждения.

Система поддержки курса предполагает также проведение семинарских занятий по 2-3 темам курса с использованием on-line технологий. Chat позволяет легко и без особых технических навыков проводить групповую работу в системе ДО.

Исследовательский подход к изучению учебного материала прежде всего формируют семинарские и практические занятия, для проведения которых на расстоянии ДО дает новые возможности: расширения круга преподавателей, общения с ведущими учеными, а в их лице - с конкретной наукой, не всегда представленной в другом университете или учебном центре дистанционного образования.

Цель подобных «дистанционных семинаров» – не просто «информационная загрузка», а обсуждение наиболее важных вопросов научной проблемы, предлагаемой руководителем семинара. Речь идет о своего рода неспешной беседе на тему «как делается наука», используя для этого тщательно подобранный предмет разговора.

Рассмотрим особенности организации "дистанционных" семинаров.

Как известно, семинарские занятия могут быть реализованы на различных уровнях: просеминары, семинары и спецсеминары. В сетевом варианте обычные формы проведения таких семинаров не будут эффективными. В ИДО ТГУ предложена более сложная система, которая включает следующие этапы :

1 - просеминар, где определяются условия и технологии проведения семинара, его тематический план, определяется проблема; эти задачи решаются с использованием on-line технологий: Chat, Audi o Conferencing, Internet Video Conferencing;

2 - введение к теме предполагает постановку задач, объяснение порядка телеконференции; для этого используются возможности видеозаписи и off-line технологии;

3 - подготовка к семинару осуществляется путем организации диалогов one-to-one, one-to-all; эта цель достигается с помощью телеконференции, которая модерируется преподавателем и проводится в течение недели;

4 - собственно семинар по теме (элементы 2-4 повторяются при изучении каждой темы семинара);

5 - постсеминар (итоговое занятие).

С целью представления курса, а также «очного» знакомства студентов с преподавателем используются video и on-line технологии. Вводная видеолекция оцифровывается и выставляется на сервере ИДО. Она позволяет участникам семинара не только познакомиться с преподавателем, но и получить концептуальное представление о специфике изучаемого курса. Аналогичным образом представлены видеоприложения к основным темам семинара.

Так как технология видеоконференции по техническим и экономическим причинам пока недоступна, первая очная встреча студентов с преподавателем организовывается с помощью Chat-сессии, которая параллельно сопровождается аудио конференцией. Предварительно студенты присылают свои фото и небольшие аудио файлы с презентацией своих исследовательских тем и пожеланиями предстоящему семинару.

Работа в сетевом семинаре осуществляется параллельно в on-line и off-line технологиях. Преподаватель заранее ставит перед группой проблему, для решения которой требуется время и знакомство с научной литературой . Каждую неделю в течение 2-3 часов организовывается сетевое общение в режиме реального времени (как правило, параллельно работают chat и электронная почта – на случай обрыва chat), когда все участники семинара получают возможность высказать свой взгляд на поставленную проблему и определить сюжеты для следующего «занятия». На протяжении всего семинара работает модерируемая телеконференция, куда поступают вопросы, требующие комментария преподавателя или предварительного коллективного обсуждения.

Следует отметить некоторые трудности, которые возникают при организации семинаров. Во-первых, это сложности с научной литературой в удаленных центрах. Порой даже в вузовском городе обычные монографии оказываются недоступны. Кроме того, они зачастую трудны и громоздки для самостоятельного изучения студентами. Отсюда – необходимость усилить методические основания, найти наиболее приемлемые формы подачи первичной информации, чтобы оптимизировать процесс «дистанционного семинара».

Во-вторых, низкая пропускная способность каналов не позволяет использовать наиболее эффективную технологию ДО – видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудио конференции.

Вместе с тем, «дистанционный семинар» имеет и свои преимущества. Прежде всего, это возможность фиксации текстов, а, следовательно, рефлексии и усиления обратной связи. Это дает возможность руководителю семинара осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются студенты, и избежать их в будущем, создает основания для обновления курса.

Опыт сетевых научных семинаров позволяет утверждать, что использование новейших компьютерных технологий, составляющих основу ДО, позволяет эффективно проводить специальные семинары и курсы под руководством представителем ведущих научных школ региона. Накопленный опыт организации сетевых семинаров дает возможность более эффективно использовать достижения академической науки, приблизить ее к учебному процессу, расширить возможности дополнительного образования и даже организовать дистанционную магистратуру и аспирантуру.

Контроль за учебной деятельностью студентов осуществляется различными путями. Самоконтроль реализуется с помощью встроенных в мультимедиа курс или специально разработанных и размещенных в базе «Электронного университета» тестирующих программ, которые дают возможность слушателям самостоятельно корректировать изучение курса.

Текущий контроль со стороны преподавателя осуществляется с помощью контрольных работ , которые в указанный преподавателем срок высылаются по электронной почте. Доступ к заданиям студенты получают только в указанное преподавателем время. Таким же образом реализуется промежуточный контроль. Помимо контрольных работ, практикуется также выполнение студентами работ реферативного типа и проектных работ .

Если группа слушателей не рассеянная, а сосредоточена в одном центре, то контроль за выполнением контрольных заданий, а также общую координацию учебного процесса в группе осуществляет методист (координатор) курса. Он поддерживает постоянную связь с преподавателем курса, получает от него задания, раздает их слушателям, а также контролирует своевременность выполнения требований преподавателя.

В процессе работы по курсу действует электронная доска объявлений, на которой дополнительно к помещенной в ТУППК информации размещается текущая дополнительная информация по учебному процессу. Преподаватель также может размещать здесь новости по курсу, изменения в плане занятий, давать рекомендации по изучению той или иной темы.

На заключительном этапе изучения курса организовывается итоговый контроль, который, как правило, проходит с помощью электронной почты. Успешно выдержавшие итоговый экзамен слушатели получают сертификат Томского государственного университета.

С целью контроля за качеством обучения создана система мониторинга, которая включает в себя:

· программно-аппаратный комплекс психолого-педагогической диагностики личностных и познавательных качеств обучаемых;

· программно-аппаратный комплекс для мониторинга качества преподавания;

· программно-аппаратный комплекс для мониторинга качества знаний учащихся и студентов;

· программно-аппаратный комплекс медико-психологической диагностики уровня напряжения обучаемого и средства психологической коррекции состояния организма.

Система мониторинга качества образования позволяет получить объективную оценку качества предоставляемых образовательных услуг в целом. Это и оценивание начального уровня знаний (входной контроль), и определение соответствия уровня подготовки обучаемого учебным стандартам и нормам (текущий контроль), и итоговое оценивание (выходной контроль).

Дополнительное образование является наиболее перспективным направлением развития системы открытого и дистанционного образования, создания в рамках Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири» совместного образовательного пространства. Именно дополнительное образование позволяет объединить в едином банке знаний курсы различных университетов. В ИДО ТГУ уже создано около 50 мультимедийных курсов по различным специальностям и направлениям. В банке курсов Ассоциации насчитывается около 200 учебных курсов, которые позволяют осуществлять реализацию совместных проектов в сфере дополнительного образования.

Литература:

1. Руденко образование в системе ДО // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 2.

2. , . , Тарасенко семинары в системе ДО // Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и технологии: Т. 2. Томск, 2000.



Поделиться