Качество полученного образования в вузах. Вузовское образование - уровни образования. научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих н

Система высшего профессионального образования в структуре профессионального образования занимает ведущее место. Обучаясь в вузе, гражданин на более высоком уровне может овладеть профессиональными навыками будущей профессии. При этом, теоретическому материалу уделяется достаточно много места. Будущий профессионал должен иметь глубокие знания в предметной области выбранной специальности. В последнее время значительное место в получении профессионального образования уделяется научной и хоздоговорной деятельности. В структуре профессионального образования есть возможность заключать договора с предприятиями на выполнение определенных видов работы. Ступени высшего профессионального образования - бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Прошедшим итоговую аттестацию присваивается соответствующая квалификация.

Как одаренные ученики в Саксонии, те, кто выполняют выше среднего в некоторых областях, обозначены. Например, это могут быть необычные лингвистические таланты или отличные спортивные выступления. Поддержка одаренных учеников в основном на уровне начальной школы, которая предлагает исключительно одаренных учеников интеграции посредством индивидуального предложения учебного материала. На следующем этапе 22 талантливых саксонских гимназии поддерживаются талантливыми студентами, с математикой и естественными науками, языками, музыкальным и физическим образованием.

Структура системы высшего профессионального образования - это совокупность государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного высшего профессионального образования; научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего профессионального образования; органов управления высшим профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; общественных и государственно-общественных объединений: творческих союзов, профессиональных ассоциаций, научных и методических советов и иных объединений.

Восхождение в Мейсен, которое способствует высокообразованным ученикам. Специальная трансграничная форма расширенного образования представлена ​​двуязычными двуязычными циклами обучения в гимназиях в Пирне и Жоржельчи. Эти школы преподаются немецким и чешским, соответственно. Польские ученики вместе.

Обучение взрослых и дальнейшее образование

Работники имеют возможность дополнительно получить свое завершенное образование в реальной или основной школе в вечерних средних школах в течение двух или трех лет обучения. Вечерняя гимназия принесет ученикам-взрослым после трех-четырех лет учебы до зрелости, а также в Коллеги после трех-четырех лет дневного обучения.

§ 2.1 Структура высшего образования Российской Федерации

В настоящее время в структуре высшего технического, например, образования России предусмотрены три ступени, как это указано на рисунке.

Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

Университеты и профессиональные академии

Саксонские колледжи отвечают за высококвалифицированное образование. Здесь учились Гёте, Лессинг и Ницше. Он представляет университет с самым высоким числом студентов в Саксонии. Профессиональные университеты возникли из бывших технических и специальных университетов, а научно-исследовательская и научная деятельность носит строго ориентированный практический характер. В саксонском секторе высшего образования он предлагает практически целенаправленные исследования в Саксонской академии искусств с его шестью государственными академиями исследований.

Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все получившие степень бакалавра наук могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению. Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера.

Кроме того, в Саксонии есть восемь специальных колледжей, которые являются независимыми или частными, такими как Лейпцигский университет бизнеса или Дрезденский колледж церковной музыки, а также Колледж администрации и Полицейский колледж при Министерстве внутренних дел.

Какое качество высшего образования? Высшее образование в первую очередь понимается как высший уровень образования, поэтому его качество для общественности в первую очередь означает хорошее образование. Хорошее образование легко определить выпускник средней школы приобрел научные и профессиональные знания, навыки и успешную карьеру в необходимой социальной компетентности и личных качествах. Хорошее образование обычно измеряется успешной занятостью, отзывами работодателей, а также удовлетворенностью выпускника его исследованиями и использованием приобретенных компетенций.

В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.

Многовариантность способов получения высшего технического образования требует разработки четких норм и требований к выпускникам и образовательным программам.

Высшие учебные заведения также являются учебными заведениями, поэтому их качество деятельности измеряется научными достижениями. Они, как правило, судят по международно значимых публикаций ученые завоевали престижные награды, мир труда - патенты, коммерческие и социальные науки применения знаний, гуманитарных и искусства - а также культуры и искусства.

Высшие школы должны иметь хорошо организованные учебные и исследовательские процессы, квалифицированный персонал, хорошие условия для домашнего обучения, исследовательские лаборатории и достаточное финансирование для достижения отличных результатов обучения студентов и образования и применения. Еще одним очевидным условием качества высшего образования является то, что ученики должным образом подготовлены и мотивированы на учебу. Таким образом, качество высшего образования может быть описано и процесс ввода и категории - студенты и преподаватели передового опыта, качество программы, эффективные методы обучения, система внутреннего контроля качества, администрация и управление средней школы, высокого качество образование и научно-исследовательская база.

Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Классический статус

На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.

Значительно более высокое измерение качества образования - вся система управления высшего образования квалификации и исследовательское прогнозирования спроса, распределение ресурсов, высшего образования и подсистем балансировки области, внешнее техническое обслуживание высшего качества образования всей системы и отдельные институты международной конкурентоспособности.

Какие действия по обновлению высшего образования предусмотрены в плане реализации правительственной программы? Государственный план реализации программы и согласованные с ним документы, предназначенные для модернизации значительно докторских исследователей и молодых инструменты профессиональной интеграции для создания высокой школьной системы подготовки учителей и, самое главное, повышение заработной платы учителей. Предполагаются создать государственную программу для преподавателей, что позволило бы высшим учебным заведения страны, чтобы привлечь исключительные ученый уровня из других стран, а также меры, предусмотренные в стране, чтобы привлечь больше другие страны исследователей и ученых, и для восстановления страны перемещения талантов.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу. Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений. Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.

Отдельная работа правительственной программы направлена ​​на создание системы подготовки учителей, повышения квалификации и карьерного роста общеобразовательных школ. Целью этого плана является внедрение бесплатного высшего образования в бакалавриате. Эта мера позволила бы повысить привлекательность высшего образования и уменьшить социальное неравенство в нем. Кроме того, в ближайшие годы планируется пересмотреть процедуру приема студентов в высшие учебные заведения и пересмотреть систему социальной поддержки студентов.

Планируется повысить требования к студентам, поступающим в высшие учебные заведения. Ожидается, что более высокие требования к поступлению увеличат школы и школы общего образования. Укрепление высшего образования научно-технический потенциал, они планируют развивать инновации и технологии междисциплинарных центров передового опыта, укрепление университетов и колледжей в условиях технологических парков, открытого доступа исследовательских центров.

Статус рождает возможности

Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза. Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование. Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.

Область науки сосредоточена на содействии интернационализации исследований, развитии международной инфраструктуры. План реализации программы содержит конкретные показатели для реализации правительственной работы. Наиболее распространенными показателями исследований и областей науки являются процентное изменение выпускников первого цикла выпускников, работающих в высшем образовании, и место страны в глобальном инновационном индексе. Работу над каждым планом можно найти в результате того, что она стремится достичь: увеличения обучения взрослых и части иностранных студентов в высших учебных заведениях Литвы; высшие местные университеты в международных рейтингах; рост числа исследователей среди людей на рынке труда; часть наиболее цитируемых научных публикаций в международной научной прессе, количество патентов; успех научных и учебных заведений в международных научных программах; привлечение частного финансирования; повышение социальной поддержки студентов и т.д.

Автономный вуз

Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети – из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.

Как будет финансироваться высшее образование? Поэтому проводятся поиски других ресурсов. Одним из них является государственная собственность, возложенная на высшие учебные заведения. В системе довольно много, нет больше мест для учебы и учебы, содержание которых стоит денег налогоплательщика. Это свойство предназначено для реинвестирования в обновление общежитий, организацию студенческих городков, отсутствие научного оборудования или перераспределение оптимизированных подразделений научно-исследовательских учреждений.

Продолжается ли постоянное обновление высшего образования? Впервые объединенный общий прием был начат не только в высшем образовании, но и в профессионально-технических училищах, что обеспечит лучший выбор для выпускников общеобразовательных школ. В настоящее время готовится новая модель финансирования высшего образования, включая бесплатные студенческие исследования, контракты с высшими учебными заведениями и пересмотр программного финансирования науки. В настоящее время готовится подготовка к изучению учебных программ и учебных программ, которая состоится в этом году и позволит значительно сократить количество небольших дублирующих учебных программ.

Институт

Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.

В высших учебных заведениях обсуждается обновление модели и методов исследования, что поможет интенсифицировать исследования, где можно сократить, увеличив их образовательную ценность. Внешняя оценка высших учебных заведений переориентирована: от небольшого контроля над учебной программой до оценки международных учреждений. В настоящее время разрабатывается национальная система мониторинга и прогнозирования людских ресурсов, которая позволит лучше предвидеть потребность в выпускниках высших учебных заведений.

Подготовлены основные предложения по оптимизации сети государственных колледжей, в ближайшем будущем будет утвержден план оптимизации сети профессионально-технических училищ. Трансформация сети высшего образования не может быть отложена только по демографическим причинам. Поэтому без какой-либо части наших средних школ просто исчезнет. Оптимизация сети высшего образования должна проводиться параллельно с обзором предложений программы обучения и сменой системы финансирования, объединяя ресурсы лекторов и студентов, обеспечивая финансовую устойчивость исследовательских и высших учебных заведений.

Магистерский университет. Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ – Высшая школа экономики.

Научно-образовательный центр

Это всего два вуза – МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет. Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще – политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.

Необходимо вводить более высокие требования к студентам, а также поддерживать более интенсивные исследования, с получением степени бакалавра бесплатного высшего образования и «второй шанс» для тех, кто не закончил достаточную подготовку к высшему образованию.

И, конечно же, все эти действия должны соответствовать достойной оплате труда учителей и исследователей. В конце концов, качество исследований происходит в первую очередь - между учителем и учеником, одновременно работая вместе над творческой работой и исследовательской работой.

Олимпийский университет

Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится нынешним абитуриентам уже для второго высшего образования, если есть планы стать профессионалами в области международного спортивного менеджмента.

Особо ценный объект культурного наследия народов РФ. Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них – в Москве (МГУ, МГТУ им. Баумана, РГАУ (МСХА им. К. А. Тимирязева), четыре – в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова), один – в Казани (университет) и два – в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.

Прикладной бакалавриат.Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений (см. рубрику «Письменный стол журнала «ВЕСТНИК Абитуриент»). Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезную профессию и высокую зарплату. Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.

Университет

Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ – новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты. Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться – возможно, уже из института.

Федеральный вуз

Таких только два – МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты – а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.

Федеральный университет.

Их придумал президент Медведев – и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ – по одному федеральному университету. А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического. Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди – создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград. Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников – международное признание.

Некоторые сокращения, использованные в справочнике высших учебных заведений: ГОУ ВПО- государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. НОУ – негосударственное образовательное учреждение; НАЧОУ – некоммерческое автономное частное образовательное учреждение; НМОАНО – негосударственная международная образовательная автономная некоммерческая организация; НОАНО – негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация; ОАНО – образовательная автономная некоммерческая организация; АНО – автономная некоммерческая организация.

Система и структура высшего профессионального образования

Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

«…Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей; совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году. В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

С целью дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством предпринят ряд целенаправленных шагов: издан приказ Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. N 62«Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности (2).

Послевузовское профессиональное образование

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

Государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

Имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

Научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

Органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

Общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Государственный образовательный стандарт ВПО

ГОС (Государственный образовательный стандарт) - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;

2) единства образовательного пространства Российской Федерации;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

3. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

6. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр"…

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования:

Для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;

Для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

Для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени (3, Статья 6).

Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.

Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения (3, Статья 8).

Виды и наименования высших учебных заведений

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

Ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса.

В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада "Тенденции в высшем образовании-III", в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.

Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.

Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:

  • Облегченное признание сроков обучения за границей;
  • ольшая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки;
  • ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах;
  • Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.

Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.

Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.

Еще о Европейской системе перезачета кредитов см. Частые вопросы

  • Основные сведения по Европейской системе перевода кредитов;
  • "Европейская система перевода кредитов и приложение к диплому - руководство пользователя";

Часто задаваемые вопросы (и ответы) о контроле за качеством обучения

Не станут ли слабые вузы привлекать студентов "лёгкими" кредитами? Такой вариант возможен, но это уже своего рода правонарушение со всеми вытекающими последствиями.
Каким будет контроль за выдачей европейских Приложений? За Приложение будет отвечать вуз и (непосредственно или опосредованно) Министерство образования.
Каким будет контроль за содержанием обучения? У российских вузов есть Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, к тому же они будут участвовать в европейских форумах родственных вузов с целью приблизить содержание обучения к европейским стандартам.
Какими будут новые требования к качественным характеристикам профессорско-преподавательского состава? Преподаватели должны будут уметь пользоваться европейскими академическими кредитами, выставлять европейские оценки. В остальном вряд ли появятся новые требования.
Как будет контролироваться качество самостоятельной работы студента? Если количество часов аудиторной работы в российских вузах начнёт сокращаться, надо будет по-новому налаживать контроль за самостоятельной работой. Из опыта европейских вузов, это могут быть индивидуальные собеседования студента с преподавателем по проработанному материалу, написание студентом эссе, его академические отчёты и т.п.

Источники: Г.И.Гладков "Болонский процесс". Справка для участников научно-практической конференции "Университетская политология России в национальном и европейском контекстах";
"Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы". Аналитический обзор



Поделиться