Управление охраной труда на предприятии. Принципиальная схема процесса управления охраной труда Структурная схема службы охраны труда на предприятии

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Система государственного управления охраной труда

Под-сис-темы

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Государственная межотраслевая

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

  • · осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • · разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;
  • · представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • · разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;
  • · разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • · организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;
  • · работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • · аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;
  • · разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
  • · разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • · представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • · организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача - координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Функциональная

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасностиы

Отраслевая

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

  • · участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • · разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда; участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • · определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • · участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

Отраслевая

  • · организация на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучения и проверки знаний требований охраны труда и техники безопасности работников, в т. ч. руководителей;
  • · изучение состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ежегодное информирование Министерства труда РФ о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
  • · определение тематики исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разработка пакета заказов по данной тематике для отраслевых научно- исследовательских организаций
  • · участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организация работы отраслевых комиссий по охране труда;
  • · обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12.

Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Управление охраной труда на предприятии является составной частью его общей системы управления. На предприятиях, имеющих автоматизированные системы управления производством, управление охраной труда входит в них в качестве одной из основных подсистем.
В подготовке и реализации управленческих решений по охране труда участвуют практически все службы и подразделения предприятия, деятельность которых в этой области определена соответствующими положениями о Системе управления охраной труда (СУОТ).
Структура СУОТ на предприятии представлена ниже и включает следующие основные элементы.

Орган управления СУОТ. Его возглавляет директор (главный инженер), осуществляющий общее руководство работой по охране труда на предприятии с помощью управленческих решений (приказов, распоряжений, планов организационно-технических мероприятий и т. п.), методов управления и воздействия, обеспечивающих целенаправленную деятельность структурных подразделений и служб в области охраны труда.

В цехах (участках, службах) функции органа управлении выполняют руководители подразделений, организующие и систематически проводящие работу по охране труда в возглавляемых звеньях. Все они в своей деятельности руководствуются законодательной (нормативно-правовой) документацией и текущей информацией о состоянии охраны труда. Работа проводится на основе анализа текущей информации, исходя из которого обосновываются и оперативно разрабатываются управленческие решения, направленные на приведение фактических показателей условий труда в соответствие с нормативными.
Организационно-методический орган. Он возглавляется отделом охраны труда (техники безопасности), который наряду с организационно-методическим руководством работой по управлению охраной труда подготавливает управленческие решения для органа управления СУОТ, контролирует их реализацию. Эта работа отделом проводится совместно с комиссией охраны труда профкома и медико-санитарной частью предприятия исходя из систематического анализа текущей информации о состоянии охраны труда и функционирования СУОТ,
Информационный орган. Его функции должен выполнять ИВЦ предприятия. Он собирает, обобщает, обрабатывает, анализирует и выдает информацию, дифференцированную применительно к структуре СУОТ предприятия. Информация содержит сведения о состоянии условий труда в цехах, на участках и рабочих местах, на предприятии в целом; эффективности СУОТ и отдельных методов управления; динамике травматизма и заболеваемости, их причинах; об изменениях нормативной базы по безопасности труда применительно к конкретным условиям предприятия и др.
Объект управления в СУОТ. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах и на предприятии в целом.

1.1. Цели управления охраной труда на предприятии

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему “человек - машина - производственная среда” для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач.

Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

Каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему.

Рис.15. Функциональная схема СУОТ предприятия

1.2. Принципиальная схема управления охраной труда на предприятии


Рис.16. Принципиальная схема управления охраной труда на предприятии

Глава 2. Основные задачи управления охраной труда

2.1. Задачи, функции и объекты управления охраной труда

Основными задачами службы охраны труда являются:


  1. Организация и координация работы по охране труда на предприятии.

  2. Контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия.

  3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.

  4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:

  1. Выявление опасных производственных факторов на рабочих местах.

  2. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

  3. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных производственных факторов , аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

  4. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

  5. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

  6. Проведение проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-гигиенических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

  7. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

  8. Участие в составление раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия.

  9. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, по приемке их ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования.

  10. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

  11. Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия безопасности труда.

  12. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами , прибывшими на производственное обучение или практику.

  13. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

  14. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.

  15. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

  16. Осуществление контроля за:

  • соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

  • правильным применением средств индивидуальной защиты;

  • соблюдением “Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве”;

  • выполнением мероприятий раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

  • соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

  • своевременным и качественным проведением обучения , проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

  • организацией хранения, выдачи, стирки, механической и химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

  • правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

  1. Доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

  2. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.).
Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

  1. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.

  2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

  3. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя).

  4. Привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда.

  5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.

  6. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила , нормы и инструкции по охране труда.

  7. Представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и нормативных правовых актов об охране труда.

  8. Представительствовать по поручению руководства предприятия в совещаниях по охране труда.
Между работниками службы охраны труда должны быть четко распределены обязанности и закреплены участки работ.

В целях координации и более эффективной деятельности работников службы охраны труда составляется общий годовой план работы.

Для более качественного планирования работ, службой охраны труда составляется Перечень работ, проводимых в течение года с указанием их периодичности.
Объекты управления охраной труда
Как видно из функциональной схемы управления труда на предприятии, в качестве общего объекта управления в СУОТ принята “Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасности и безвредных условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом”.

Важным является полное соответствие определяемого объекта управления решаемой задаче управления любого уровня.

Точное представление объекта управления, как деятельности различных служб и подразделений, позволяют составить матрицу решения задачи управления соответствующим службам и должностным лицам, объем и содержание их деятельности по реализации задач управления, устанавливают последовательность и периодичность действий, отчетность и ответственность. В конечном итоге это определит полноту и четкость составления нормативных документов, определяющих структуру и организацию решения конкретной задачи управления охраной труда на предприятии.

2.2. Информация в управлении охраной труда

Всю информацию, необходимую для управления охраной труда, можно условно разделить на нормативную и осведомляющую.

Нормативная информация содержит сведения, характеризующие требуемое состояние объектов управления. Осведомляющая информация характеризует действительное, конкретное на данный отрезок времени состояние объектов управления. Нормативная информация относительно устойчива , поскольку объекты управления, их параметры и нормы, которым должны удовлетворить эти параметры, для системы охраны труда в течение относительно длительного периода времени неизменны. Осведомляющая информация, отражающая быстро изменяющуюся действительность конкретного производственного процесса, постоянно меняется.

К нормативной информации по охране труда относятся, прежде всего, нормы права, устанавливаемые государством или, по его поручению, соответствующими органами и организациями, направленные на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Все нормы, которые определяют требования по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, в совокупности образуют один из разделов трудового права – раздел охраны труда.

Все нормы охраны труда можно разделить условно на две группы:


  1. Технические нормы, определяющие взаимоотношение человека с орудиями и предметами труда. Эти нормы являются наиболее точными и однозначными.

  2. Правовые нормы, которые регламентируют действия и поведение людей.
Правовые нормы, в отличие от технических, являются более абстрактными, поскольку излишняя конкретизация поведения работающих, в особенности руководителей, сковывала бы их инициативу и лишала бы свободы действия там, где нет необходимости.

Во многих случаях нормативные документы государственного и отраслевого уровня в области охраны труда не указывают способ реализации содержащихся в них норм, не учитывают технологии деятельности по осуществлению принятых решений, а зачастую определяют только границы деятельности. Поэтому, исходя их конкретных условий , применительно к конкретным событиям, фактам и случаям на предприятиях разрабатываются индивидуальные нормативно-правовые документы в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Таким образом, перечисленные выше нормативно-правовые документы, их содержание, сформулированные в них нормы и правила, конкретные значения нормативных параметров и другое составляют основу нормативной информации, обязательной для использования в процессе управления охраной труда на любом предприятии.

К осведомляющей информации по охране труда относится информация, качественно и количественно характеризующая факторы, обеспечивающие безопасность, и дающая возможность определить степень соответствия этих факторов нормативам. Осведомляющая информация сигнализирует о необходимости управляющих воздействий, корректирующих имеющиеся отношения.

К осведомляющей информации предъявляются определенные требования. Она должна быть:


  1. Оптимальной, т.е. содержать минимальное количество показателей, дающих возможность максимально характеризовать данный фактор, чтобы принять эффективное решение.

  2. Своевременной, т.е. должна поступать в тот момент, когда эта информация необходима.

  3. Достоверной, т.е. соответствовать объектам, процессам, системам фактам, которые отражает.

  4. Ценной, т.е. содержать сведения, уменьшающие степень неопределенности наших знаний об объекте управления.

  5. Простой и ясной для того, чтобы ею можно было пользоваться без каких-либо дополнительных преобразований.

  6. Меняемой, по возможности, в одних и тех же с нормативной информацией единицах.
Эта система включает в себя перечень и виды информации, характеризующие состояние охраны труда, источники и объем информации, периодичность сбора и представления , перечень лиц, которые обязаны собрать информацию, методы сбора, хранения, обработки и выдачи осведомляющей информации используются ЭВМ информационно-вычислительного центра предприятия.

К информации, качественно и количественно характеризующей состояние охраны труда, относятся:


  1. Санитарно-техническое состояние условий труда на рабочих местах, участках и в цехах.

  2. Сведения о состоянии производственного травматизма, заболеваемости и состоянии санитарно-бытового обслуживания;

  3. Уровни механизации и автоматизации.

  4. Состояние оборудования, зданий и сооружений.

  5. Данные об организации труда, режимов труда и отдыха.

  6. Состояние трудовой и производственной дисциплины.

  7. Уровни квалификации производственного персонала.
Четкая организация информационного обеспечения управления охраной труда на предприятии, применение современных математических методов и технических средств обработки информации во многом определяют эффективность функционирования всей системы управления охраной труда.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные технологические процессы на электростанции. Идентификация опасных и вредных производственных факторов при эксплуатации оборудования, анализ травматизма. Мероприятия по улучшению условий труда моториста в помещении щита управления топливоподачей.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Анализ объекта экономики для определения соответствия условий труда требованиям охраны труда и промышленной безопасности. Оценка вредных факторов, действующих на работников завода. Разработка мероприятий по усовершенствованию управления охраной труда.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2016

    Оценка условий труда на рабочих местах маляра на металлообрабатывающем производстве. Анализ вредных факторов производства. Гигиенические нормативы условий труда и способы защиты работающих от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2018

    Функции субъектов и объектов системы управления охраной труда. Анализ вредных и опасных факторов, травматизма и профзаболеваний. Характеристика Министерства труда и социального развития Республики Саха. Состояние охраны труда в муниципальном образовании.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2015

    Оценка условий труда на рабочем месте термиста; технические, экономические, организационные и эргономические требования НОТ. Анализ опасных и вредных производственных факторов. Разработка мероприятий по обеспечению безопасности труда в термических цехах.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2014

    Основные определения и термины безопасности труда, опасные и вредные производственные факторы. Идентификация, измерение и оценка опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте инженера-электронщика. Мероприятия по улучшению условий труда.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Понятие опасности, опасных и вредных производственных факторов. Характеристика оптимальных, допустимых, вредных, опасных условий труда, причины травматизма на производстве. Предназначение различных средств защиты, организационные меры безопасности труда.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2013

    Ознакомление с описанием вредных и опасных факторов при проведении строительно-монтажных работ. Рассмотрение и анализ процесса организации обучения и проверки знаний требований охраны труда. Характеристика техносферной безопасности на производстве.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2018

Организация безопасного труда на производстве возложена на административно-технический персонал предприятия. Администрация предприятия обязана правильно организовать труд рабочих и служащих, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. Директор, главный инженер, главный механик, главный энергетик, начальники цехов и мастера — каждый на своем участке должен обеспечивать безопасные условия труда. Правильная организация работы по охране труда имеет первостепенное значение для повышения производительности труда, ликвидации причин несчастных случаев и аварий, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Основными задачами административно-технического персонала предприятий по охране труда являются также обеспечение безопасного и санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам техники безопасности и производственной санитарии; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.

Примерная схема организации работы по охране труда на предприятии приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема организации работы по охране труда на предприятии

Обязанности администрации в области охраны труда определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, в правилах внутреннего трудового распорядка, в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, в отраслевых и межотраслевых правилах техники безопасности и производственной санитарии, а также в коллективных договорах и соглашениях по охране труда.

Для создания на производстве здоровых и безопасных условий труда администрация обязана:

разрабатывать и осуществлять текущие и перспективные планы по улучшению и оздоровлению условий труда с учетом новейших достижений науки и техники в этой области;

систематически проверять выполнение разработанных мероприятий, а также распоряжений органов надзора по охране труда;

проводить оперативный контроль за состоянием охраны труда, осуществлять действенный повседневный надзор за соблюдением работающими требований инструкций по охране труда, а также организовывать надзор за безопасной эксплуатацией оборудования и механизмов с повышенной опасностью;

проводить инструктажи по технике безопасности, обучение работающих безопасным методам работы;

пропагандировать технику безопасности, обеспечивать работающих инструкциями и памятками по технике безопасности, соответствующими их профессии, а производственные участки — плакатами, предупредительными надписями и др.;

обучать и аттестовывать инженерно-технических и руководящих работников, проверять знание ими правил техники безопасности и законодательства о труде;

тщательно расследовать каждый случай производственного травматизма и аварий, анализировать причины вызвавшие их, принимать меры по устранению этих причин; привлекать к ответственности лиц, виновных за несчастные случаи; вести в установленном порядке учет производственного травматизма, своевременно давать отчеты о травматизме и использовании денежных средств, предназначенных для мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии;

обеспечивать работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты по действующим отраслевым нормам, следить за правильным хранением ремонтом, химчисткой и стиркой спецодежды;

издавать приказы и распоряжения по вопросам охраны труда (по предписаниям инспекций государственного надзора, технического инспектора труда профсоюза и замечаниям общественных инспекторов по охране труда по результатам расследования аварий и несчастных случаев); о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц за нарушения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии; и поощрении лиц работающих без травм и аварий; о проведении текущих испытаний сосудов, работающих под давлением, и т. д.

Администрация предприятия обязана также внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Она несет ответственность за то, чтобы производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы полностью отвечали требованиям охраны труда. Эти требования включают, в частности, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений и т. д.

Организация работы по охране труда на предприятиях определяется специальными положениями, которые утверждаются министерствами, ведомствами и согласовываются с соответствующими профсоюзными органами. Для повышения ответственности всех инженерно-технических работников и должностных лиц за организацию безопасного труда, а также точного определения круга обязанностей каждого из них по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах должны вывешиваться соответствующие Положения об организации работы по охране труда, об обязанностях и ответственности должностных лиц за состояние охраны труда.

Соблюдение правил и норм охраны труда обязательно как для администрации предприятий, так и для рабочих и служащих. Такие правила (единые для всех отраслей народного хозяйства) утверждаются Советом Министров СССР по согласованию с ВЦСПС.

В единых правилах и нормах определены требования охраны труда, которые должны соблюдаться на всех предприятиях любой отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые правила и нормы охраны труда регламентируют безопасность труда для каких-либо определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в различных отраслях народного хозяйства. Примером межотраслевых правил могут служить Правила техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах, Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и т. п.

Отраслевые правила и нормы охраны труда утверждаются министерствами по согласованию с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов и составляются с учетом специфики производства в этих отраслях.

В соответствии с едиными, межотраслевыми и отраслевыми правилами министерства по согласованию с ЦК профсоюза разрабатывают и утверждают типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий. На основе этих типовых инструкций администрация предприятия разрабатывает и совместно с профсоюзным комитетом предприятия утверждает местные инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях.



Поделиться