История судебной системы в россии. Развитие советской судебной системы


Приведено с некоторыми сокращениями

1) Декрет о суде № 1
Декрет о суде № 1, разработанный при активном участии В. И. Ленина, законодательно закрепил некоторые начала, на которых создавались и действовали первые революционные суды.
В то же время Декрет о суде № 1 учел уроки Парижской Коммуны: необходимо разрушить буржуазную, эксплуататорскую машину «правосудия», создать судебные учреждения на классовых пролетарских основах; сурово подавлять контрреволюционную буржуазию и ее агентуру, если в борьбе против пролетарской диктатуры она прибегнет к террористическим мерам.
Декрет упразднял окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские, а также коммерческие суды, заменяя их судами, образуемыми на основе демократических выборов.
Декрет приостанавливал деятельность мировых судов, заменяя мировых судей, избиравшихся ранее не прямыми выборами, местными судами в составе местного судьии двух очередных заседателей.
В дальнейшем мировые суды не были восстановлены, и, следовательно, фактически они были упразднены, хотя способ их упразднения был несколько иной, чем общих судов.
Одновременно с судебными учреждениями Декрет о суде № 1 ликвидировал также старую прокуратуру, следственный аппарат и адвокатуру.
Таким образом, вся ранее действовавшая система органов юстиции была уничтожена сверху донизу. В. И. Ленин считал это единственно правильным. Он говорил, что «безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения (этой задачей ограничивались кадеты и их подголоски меньшевики и правые эсеры),- а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно».
Как же по Декрету о суде № 1 строилась советская судебная система?
Декрет создал местные суды в составе местного судьи и двух очередных заседателей. При этом предусматривалось, что впредь местные судьи будут избираться на основании прямых, демократических выборов, т. е. населением непосредственно: до назначения таких выборов местные судьи избираются районными и волостными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а где таковых нет - уездными, городскими и губернскими Советами. Перечисленные выше Советы также составляли списки заседателей и определяли очередь их явки в суд.
К подсудности местного суда были отнесены гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, где обвиняемый может быть приговорен к наказанию не свыше 2 лет лишения свободы.
В качестве второй инстанции, имевшей право пересмотра в кассационном порядке решений и приговоров местного суда, являлся, согласно Декрету, уездный, а в столицах (имелись в виду Петроград и Москва) - столичный съезд местных судей, при этом специально оговаривалось, что приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.
Наряду с местными судами Декрет учреждал рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Перед нчми ставилась специальная задача: борьба «против контрреволюционных сил в целях принятия мер ограждения от них революции», а также рассмотрение таких особо опасных преступлений, как мародерство, хищничество, саботаж и прочие злоупотребления торговцев, промышленников, чиновников и иных лиц.
Трибунал действовал в составе семи человек: председатель и шесть очередных заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Декрет не определял, какие меры наказания могут применять революционные трибуналы. Это было сделано, на наш взгляд, вполне сознательно. В период учреждения революционных трибуналов - ноябрь 1917 г.- нельзя было предвидеть степень и формы сопротивления свергнутых классов пролетарской диктатуре. Надо, было дать революционному трибуналу самый широкий простор в выборе карательных мер, вплоть до высшей меры наказания, учитывая обстановку, в которой приходилось действовать трибуналу, и исходя из степени опасности для Советского государства как самого преступления, которое служит предметом рассмотрения трибунала, так и личности подсудимого.
Приговоры революционных трибуналов обжалованию не подлежали.
Декрет о суде № 1 организовал заново аппарат предварительного расследования.
По делам, подсудным местному суду, следствие возлагалось на местного судью единолично; однако, в качестве гарантии от необоснованного ареста или предания суду, устанавливалось, что постановление судьи о личном задержании гражданина, а также о предании суду должно быть подтверждено постановлением местного суда; иначе говоря, эти вопросы должны были решаться коллегиально с участием заседателей.
Что касается революционных трибуналов, то для производства предварительного следствия по делам, им подсудным, при Советах должны были создаваться следственные комиссии.
Вместо упраздненных прокурорского надзора и адвокатуры Декрет о суде № 1 не создавал никаких новых учреждений, организуя обвинение и защиту на широких общегражданских началах. В Декрете писалось: «В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».
По вопросу, какими законами должны были руководствоваться новые суды, Декрет содержал следующую формулу: «Местные суды решают дела именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».
Хотя это правило сформулировано для местных судов, следует признать, что оно в равной мере распространялось и на революционные трибуналы.
В. И. Ленин внес к этой формулировке примечание, имевшее принципиальный характер. Сущность его заключалась в том, что оно сделало более конкретным и понятным, какие же законы надо считать отмененными. «Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов PC и Крест. Депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам минимум Р. С. Д. Р. Партии и Партии С. Р.».
Таким образом, Декрет о суде № 1 на первое место, как критерий судьям при вынесении приговора и решения, ставил революционную совесть и революционное правосознание, допуская в то же время использование старых законов в ограниченных рамках и при определенных условиях.
Значение Декрета о суде № 1 исключительно велико. В. И. Ленин говорил, что, ликвидировав без остатка суды прежнего устройства - органы буржуазного господства, Декрет расчистил дорогу для настоящего народного суда.
Некоторые институты и правила, впервые внесенные Декретом о суде № 1: выборность судей непосредственно населением или Советами, участие в разбирательстве во всех судах заседателей, кассационный пересмотр приговоров и решений судов и иные - были восприняты всем нашим последующим законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.
2) Декрет о суде № 2
В развитие и дополнение Декрета о суде от 24 ноября 1917 г. ВЦИК 7 марта 1918 г. издал Декрет о суде № 22, касавшийся только местных судов. Декретом предусматривалось создание окружных судов, как судов первой инстанции, для рассмотрения уголовных и гражданских дел, превышавших подсудность местного народного суда; областных судов, в качестве кассационной инстанции для окружных судов, и, наконец, в «целях достижения единообразия кассационной практики», как указывалось в Декрете, в Москве - должен был быть учрежден еще один судебный орган: Верховный судебный контроль.
Таким образом, Декрет о суде № 2 значительно усложнял советскую судебную систему.
Этим, главным образом, объясняется, что окружные и областные суды были организованы далеко не повсеместно, а лишь в отдельных губерниях, а Верховный судебный контроль вообще не был учрежден. Следовательно, в организационном отношении Декрет о суде № 2 не имел существенного значения. Его большая роль состоит в том, что в Декрете содержался ряд правил в области судоустройства и процесса, развивавших демократические начала советского суда.
Декрет о суде № 2, касаясь народных заседателей, определил широко их полномочия, дав им право участвовать в судебном следствии и решать вопросы, относящиеся как к факту установления преступления, так и к мере наказания.
Декрет о суде № 2 официально разрешил пользоваться в суде родным языком. «В судах всех инстанций допускается судоговорение на всех местных языках». Это положение Декрета являлось осуществлением ленинской национальной политики в области правосудия; тем самым было покончено с незыблемым при царизме принципом единого, русского языка в судопроизводстве, как проявлением великодержавного шовинизма.
Декрет о суде № 2, хотя и в сжатой, начальной форме, определил содержание кассационного рассмотрения дел, введенного Первым декретом о суде:
«При обжаловании в кассационном порядке суд имеет право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но в в том случае, если признает, что обжалованное решение было явно несправедливо».
Кассационной инстанции, следовательно, предоставлялось право входить в оценку обстоятельств дела и его решения по существу. Это являлось отказом от основных начал буржуазной кассации, состоявшей в пересмотре приговоров и решений судов исключительно по формальным основаниям, т. е. в проверке соблюдения норм судопроизводства и применения норм материального права с запрещением проверять правильность решения дела по существу.
Декрет о суде № 2 отказался от обвинения и защиты на общегражданских началах, так как практика того времени показала, что зачастую высокая трибуна суда использовалась враждебными элементами для борьбы против Советской власти. По инициативе В, И. Ленина была образована первая советская организация обвинения и защиты в лице коллегий правозаступников, создаваемых при Советах. Последние избирали членов коллегии правозаступников и имели право их отзывать. Члены коллегии правозаступников выполняли обязанности общественных обвинителей и общественных защитников, и только они имели право выступать за плату в суде.
Создание коллегий правозаступников имело то неоспоримое преимущество, что ставило обвинение и защиту под контроль и руководство Советов.
Предусмотренное Декретом о суде № 1 право выступлений присутствующих на судебном заседании граждан было ограничено до минимума: по одному на стороне обвинения и защиты.
3) Нормативные акты о революционных трибуналах в 1917-1918 гг.
Наряду с актами о местных судах, в первый период существования Советской власти был издан ряд нормативных актов о революционных трибуналах.
18 декабря 1917 г. в составе общих революционных трибуналов были образованы революционные трибуналы печати, о которых несколько позднее, 28 января 1918 г., Совнарком издал особый Декрет. К подсудности этих трибуналов были отнесены «преступления и поступки, совершаемые путем использования печати». Трибуналы печати имели право временно или навсегда приостанавливать то или иное печатное издание, или изымать его из обращения; конфисковывать в общенародную собственность типографии или имущество издательств, если они принадлежат лицам, привлеченным к суду трибунала, и приговаривать виновных к лишению свободы.
19 декабря 1917 г. издается инструкция «О Революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».
Инструкция разрабатывалась в Наркомате юстиции РСФСР во время руководства им левых эсеров и была разослана на места без согласования и даже ведома Совнаркома и ВЦИК. В инструкции, содержался ряд положений и правил, ослаблявших роль и значение революционных трибуналов, призванных охранять Октябрьские завоевания от наиболее опасных посягательств классовых врагов.
Подсудность революционному трибуналу была об-риеована очень широко; устанавливалась публичность заседаний трибунала без каких-либо исключений; судебное следствие должно было происходить при участии обвинения и защиты во всех случаях; в перечень мер, которые имел право применять революционный трибунал, не была включена высшая мера наказания - расстрел.
В. И. Ленин сурово критиковал левоэсеровское руководство Наркомата юстиции; он требовал создания суда действительно революционного, скорого, беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам.
Ряд изданных позднее, в первой половине 1918 г., декретов Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был направлен на поднятие авторитета трибуналов, на улучшение их организации и деятельности.
Декрет Совета Народных Комиссаров «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. устанавливал, что революционные трибуналы сохраняются лишь в крупных центрах (в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах); все остальные местные и армейские революционные трибуналы должны быть упразднены; следовательно, сеть трибуналов значительно сокращалась. Отменялось деление революционных трибуналов на трибуналы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати. Из ведения трибуналов изымались все дела общеуголовного-характера и передавались на рассмотрение в общие суды. При революционном трибунале учреждалась, наряду со следственной комиссией, коллегия обвинителей, избираемая местными Советами, одной из основных обязанностей которой являлось поддержание обвинения перед революционным трибуналом.
29 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК «для суждения по важнейшим делам, которые будут изъяты из подсудности местных трибуналов». Весь состав Революционного трибунала избирался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и мог быть им досрочно отозван. Для производства следствия организовывалась следственная комиссия.
Важное значение имело создание в Революционном трибунале при ВЦИК центральной коллегии обвинителей, на которую возлагалось, помимо предания суду и поддержания обвинения по делам, подсудным Революционному трибуналу, объединение и руководство деятельностью коллегий местных революционных трибуналов.
По-новому в Декрете от 29 мая 1918 г. решался вопрос, какими законами должен руководствоваться Революционный трибунал при ВЦИК. Он был лишен права в какой-либо мере применять законы свергнутых правительств, а обязан был руководствоваться действующими законоположениями.
Крупным шагом по пути улучшения деятельности революционных трибуналов явилось создание 11 июня. 1918 г. Кассационного отдела при ВЦИК, преобразованного вскоре в Кассационный трибунал2. Отныне приговоры революционных трибуналов, за исключением Революционного трибунала при ВЦИК, могли быть в двухнедельный- срок обжалованы и опротестованы, и Кассационный трибунал представлял собой единую кассационную инстанцию с правом отмены - приговоров революционных трибуналов.
Таким образом, к середине 1918 г. трибунальная юстиция приобрела стройную систему: губернские и городские революционные трибуналы, как суды первой инстанции, Кассационный трибунал при ВЦИК - суд второй инстанции для всех местных трибуналов и, наконец, Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете в качестве суда первой инстанции по делам исключительной важности. Народный Комиссариат юстиции постановлением от 16 июня 1918 г. отменил все ранее изданные циркуляры о революционных трибуналах, восстановил их широкие права на избрание наказания. В постановлении писалось: «Революционные Трибуналы в выборе меры борьбы с контрреволюцией, саботажем и проч. не связаны никакими ограничениями, за исключением тех случаев, когда в законе определена мера наказания в выражениях: «Не ниже» такого-то наказания».
20-21 июня 1918 г. Революционный трибунал при ВЦИКе рассмотрел дело бывшего начальника морских сил Балтийского флота адмирала Щастного по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота. Признав Щастного виновным в предъявленном ему обвинении и принимая во внимание, что его вражеская деятельность проявлялась в то время, когда он занимал высший военный пост и располагал широкими правами во флоте, Трибунал приговорил его к расстрелу.
Это был первый приговор к высшей мере наказания, вынесенный революционным трибуналом. В дальнейшем наблюдается определенное изменение и карательной политике революционных трибуналов: они отказываются от присущего им ранее либерализма и превращаются в действенное орудие охраны пролетарской революции и ее завоеваний, обоснованно и справедливо используя свои права на применение всех мер репрессии вплоть до высшей меры наказания.
4) Учреждение Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК)
В выполнении возложенных на них задач революционные трибуналы действовали в тесном контакте с органами ВЧК. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем была организована 20 декабря 1917 г. во главе с «железным рыцарем революции» Феликсом Эдмундовичем Дзержинским. Образованию ВЧК предшествовало письмо В. И. Ленина товарищу Дзержинскому с обоснованием необходимости принять экстренные меры борьбы с контрреволюцией и проектом соответствующего Декрета. «Буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов. Сторонники буржуазии, особенно из высших служащих, из банковых чиновников и т. п., саботируют работу, организуют стачки, чтобы подорвать правительство в его мерах, направленных к осуществлению социалистических преобразований. Доходит дело даже до саботажа продовольственной работы, грозящего голодом миллионам людей. Необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками»,- писал В. И. Ленин 20 декабря 1917 г.
В тот же день по докладу Ф. Э. Дзержинского Совнарком РСФСР принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
ВЧК при ее создании являла собой орган предварительного расследования и предания суду революционного трибунала.
Позднее, когда контрреволюционеры стали применять против Советской власти самые острые, террористические меры борьбы, когда у рабоче-крестьянского государства создалось исключительно тяжелое положение в связи с наступлением немецких войск,- в принятом СНК Декрете-Воззвании «Социалистическое Отечество в опасности!» ВЧК было предоставлено право непосредственного применения репрессий, вплоть до расстрела на месте преступления, к шпионам, диверсантам и другим наиболее активным врагам революции.
Одновременно ВЧК сохраняла в течение всего периода своего существования и следственные полномочия.
Для всей деятельности ВЧК характерны следующие принципы: во-первых, гуманизм и, во-вторых, революционная законность. Показательным является тот исторический факт, что до сентября 1918 г. ВЧК не расстреляла ни одного политического врага Советского государства.
И лишь после убийства В. Урицкого и М. В. Володарского, после злодейского покушения на В. И. Ленина, многочисленных зверских расправ кулаков с членами комбедов, с бойцами продотрядов, с деревенскими коммунистами Совнарком в качестве ответной, вынужденной меры 5 сентября 1918 г. принял постановление «О красном терроре», в котором, в частности, говорилось, что «при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью».
Вся деятельность ВЧК и ее местных органов была подчинена строгой правовой регламентации. В развитие Постановления СНК от 20 декабря 1917 г. было разработано и утверждено ВЦИК 28 октября 1918 г. Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях, из которого явствовало, что Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности работает под непосредственным руководством и контролем Совнаркома и в тесном контакте с народными комиссариатами внутренних дел и юстиции, а на местах чрезвычайные комиссии подконтрольны Советам, которые назначают и отзывают их членов.
Весьма большое значение в смысле определения стиля работы членов ЧК имела составленная лично Ф. Э. Дзержинским в марте 1918 г. Инструкция для производства обыска и арестов, ориентирующая на бережное отношение к людям. В Инструкции указывалось, что каждый работник ЧК должен помнить, что он представитель Советской власти - власти рабочих и крестьян, и всякий его окрик, грубость, нескромность, невежливость - пятно, которое ложится на эту власть.
В начале 1919 г. Ф. Э. Дзержинский издал приказ «О строгом соблюдении советских законов», где указывалось, что сотрудники органов ЧК «обязаны знать все декреты и ими руководствоваться».
Приказ предупреждал председателей и членов ЧК, что неисполнение ими декретов, постановлений Советской власти и приказов ВЧК будет караться беспощадно.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде - Декрета № 1 о суде - в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

Избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

Гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;



Полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;

Допущение защиты со стадии предварительного следствия;

Коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;

В виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п.

Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.

Декрет № 2 предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.

Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 2. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).

Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.



Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.

Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:

Народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);

Народного судьи и двух народных заседателей;

Народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).

Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.

  • 6.Общественно-политический строй Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжеств в период феодальной раздробленности.
  • 7.Общественно-политический строй Новгорода и Пскова в период феодальной раздробленности.
  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. 4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

  • Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей.
    На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами.
    Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.
    Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.
    В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
    Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат
    установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
    2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов.
    Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.
    Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
    Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.
    В суде допускалось судоговорение на местных языках.
    Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.
    Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
    3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
    В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
    Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
    4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.
    Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
    С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
    В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.



    Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

    Создание нового права началось с появления первого нормативного акта советского государства. Одни исследователи таковым считают обращение Петроградского ВРК "К гражданам России", другие - обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам".

    Оформление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. В 1918-1919 гг. была проведена некоторая систематизация норм права. Правом издания законодательных актов обладали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, ас 1919 г. - Президиум В ЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Правотворческими правами были наделены и местные Советы. На местах в процессе правотворчества местные органы подчас принимали нормативные акты, противоречащие центральным нормативным актам. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся, в частности, профсоюзы в создании норм трудового права. На местах иногда принимались местные небольшие уголовные и процессуальные кодексы.

    Законодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они именовались декретами.

    Дикреты

    Гражданское право.

    Декрет ВЦИК "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако​нуждавшиеся и не трудоспособные родственники умершего родственника умершего мотли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении.

    Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались недействительными. Пожертвования допускались без ограничения суммы, но на сумму, превышающую 10 000 руб., требовалось разрешение СНК.

    Семейное право

    В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК принимают два декрета: "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". В декретах содержались важные, новые нормы о браке, семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей и т.д. Государство впредь признавало лишь гражданские браки. В соответствии с декретом церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Лица, желавшие вступить в брак, устно или письменно заявляли об этом органам загса по месту "своего пребывания". Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имела значения принадлежность к сословию, расе, религии. Устанавливалась моногамная форма брака. Возраст для вступления в брак был установлен следующий: для мужчин - 18 лет, для женщин - 16 лет. Внебрачные дети уравнивались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Отцом и матерью ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление и "давшие соответствующую в том подписку". Виновные в даче заведомо ложных сведений об этом привлекались к уголовной ответственности, а запись признавалась недействительной. Допускался судебный порядок установления отцовства. Акт о смерти лица составлялся органами загса по месту события.

    Устанавливался свободный развод по желанию одного из супругов или обоих. Вопрос этот рассматривался судом, но если было обоюдное согласие, развод мог быть оформлен и загсом. Если были дети, то суд также решал, у кого из супругов остаются несовершеннолетние дети, устанавливал обязанности супругов по воспитанию и содержанию детей, решал вопрос о средствах на содержание жены, если в этом была необходимость.

    В декрете СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 20 января 1918 г. было четко зафиксировано, что акты ipa- жданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей браков и рождений.

    16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Это был первый кодекс в истории советского права. Он воспринял все

    принципиальные положения декабрьских декретов, но, естественно, более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В кодексе появилось важное положение о том, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря, имели силу зарегистрированных браков. Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком, т.е. в органах загса. Подробно регламентировались права и обязанности супругов. Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, были недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлялось право в любой момент от исполнения их отказаться. Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Перемена гражданства могла последовать только по желанию жениха или невесты. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Тоже могла сделать и замужняя женщина, если ребенок происходил не от мужа. Органы загса извещали лицо, указанное в заявлении отцом, которому было предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения извещения возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивалось к признанию ребенка своим. Суд, признавший лицо отцом, определял также его участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Если суд устанавливал, что мать была в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то привлекал их в качестве ответчиков и возлагал на них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.

    В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те, в свою очередь, обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся

    родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека, осуществлявшаяся отделом социального обеспечения пли специально назначенным опекуном. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачных отношениях.

    Трудовое право

    Первым нормативным актом нового государства о труде было постановление советского правительства "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени" от 29 октября 1917 г. Новое государство было первым государством, установившим 8-часовой рабочий день. Это постановление распространялось на всех лиц, занятых работой по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 ч. Не позднее 6 ч после начала работы должен был быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лица, не достигшие 14 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 ч. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха определялась в 42 ч. При работах в особо вредных производствах рабочее время подлежало сокращению. К подземным работам женщины и подростки до 18 лет не допускались. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере. Женщины и подростки до 18 лет к сверхурочным работам не допускались. Продолжительность этих работ не должна превышать 4 ч в течение двух суток. Постановление это вводилось в действие по телеграфу и вступало в силу немедленно.

    Декретом В ЦИК от 22 декабря 1917 г. вводилось страхование но болезни. В стране была безработица. Для решения этой проблемы создавались биржи труда. Безработным государство оказывало помощь. Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на государственном или частном предприятии не менее 6 месяцев.

    Уголовное право

    Уголовное право. Первое время новая власть издавала отдельные нормативные акты, имевшие отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было принято 17 специальных уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г. их было соответственно 40 и 69. Большое внимание государство уделяло борьбе с контрреволюционными преступлениями.

    Первым специальным нормативным актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов "Об отмене смертной казни", опубликованное 28 октября 1917 г., согласно которому "восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась". Судебные органы до 16 июня 1918 г. смертную казнь как меру наказания не применяли.

    28 ноября 1917 г. бьшо опубликовано подготовленное НКЮ "Руководство для устройства революционных трибуналов", где впервые был дан примерный перечень наказаний, применяемых трибуналами: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу. Инструкция НКЮ революционным трибуналам от 19 декабря 1917 г. конкретизировала положение Декрета о суде № 1 о подсудности революционных трибуналов, согласно которому им подлежали дела о лицах, организующих восстания против власти рабоче-крестьянского правительства, активное противодействие правительству, неподчинение ему, призыв других к противодействию или неподчинение ему, саботаж, прекращение и сокращение выпуска предметов массового потребления, скупку, сокрытие, порчу, уничтожение предметов массового потребления или другие способы вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; нарушение декретов, приказов, обязательных постановлений и других опубликованных распоряжений органов правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного трибунала; злоупотребление властью. Это была первая попытка дать нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. Инструкция давала перечень мер наказания, применяемых революционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, присуждение к обязательным общественным работам.

    Созданные в соответствии с постановлением НКЮ от 18 декабря 1917 г. и декретом СНК от 28 января 1918 г. революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, помещение на видном месте или же специальное издание опровержения ложных сведений, временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения, конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, если они принадлежали привлеченным к суду, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики, лишение виновного всех или некоторых политических прав.

    В связи с обострением обстановки в стране 16 июня 1918 г. было опубликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.

    6 октября 1918 г. был опубликован документ, подготовленный Кассационным отделом при ВЦИК, в котором впервые в советском уголовном праве проведена систематизация норм Особенной части в отношении преступлений, отнесенных к подсудности революционных трибуналов. Проведена была не только систематизация этих норм, но и сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов. К подсудности революционных трибуналов прежде всего относились дела по обвинению в контрреволюционной деятельности. В инструкции раскрывалось содержание контрреволюционной деятельности. К ней относились: организация контрреволюционных выступлений против рабоче-крестьянского правительства, участие непосредственно в них или в подготовительной к ним стадии, участие во всевозможных контрреволюционных заговорах и организациях, ставящих своей целью свержение советского правительства, участие непосредственно в выступлениях, даже если преступник не состоял членом каких-либо организаций, готовивших эти выступления. Признавались контрреволюционными всякие выступления независимо от повода, по которым они возникали, против Советов, их исполкомов или отдельных советских учреждений: продовольственных, административных и иных, если они сопровождались разгромам или иными насильственными действиями или хотя бы угрозами таковых по отношению к деятельности или деятелям этих органов. Если же они сопровождались набатным звоном, то виновные наказывались как прямые участники, причем покушение рассматривалось как оконченное преступление. Раскрывалось содержание таких составов преступлений, как саботаж, дискредитирование власти, подлог и неправомерное использование советских документов, шпионаж, хулиганство, преступления по должности. К суду трибунала могли привлекаться провокаторы, охранники, осведомители, царские сановники или иные деятели старого режима, прошлая деятельность которых, хотя бы и до установления Советской власти, признавалась вредной для революции или была против нее прямо направлена. Однако это осуществлялось всякий раз по специальным постановлениям местных Советов, их исполкомов или "особо на то уполномоченных органов".

    Введение

    Декреты о суде - нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917-1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

    Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции. Ленин писал:

    …безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничто­жить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необ­ходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно.

    Аналогичной точки зрения придерживался и А. В. Луначарский:

    Долой суды-мумии, алтари умершего права, долой судей-банкиров, готовых на свежей могиле безраздельного господства капитала продолжать пить кровь живых. Да здравствует народ, создающий в своих кипящих, бродящих, как молодое вино, судах, право новое - справедливость для всех, право великого братства и равенства трудящихся!

    Другой причиной послужило то, что «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». Подобные суды были созданы в Петрограде, Москве, Кронштадте, Новгороде, Череповце, Саратове, Смоленске, в Томской, Пензенской, Ярославской губерниях.

    При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, - судебная система во главе с Правительствующим Сенатом.

    Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом», тем более, как вспоминал П. И. Стучка,

    Все суды с Правительствующим сенатом во главе нашу революцию просто игнорировали. Если в февра­ле, на второй день революции, суды уже писали свои решения «по указу Временного правительства», то после Октябрьской революции они Рабоче-Крестьянское правительство и временно признавать не же­лали. В сотнях камер мировых судей и разных других судов провозгла­шались решения по указу свергнутого Временного правительства.

    Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти.

    В этот период было принято несколько декретов и иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР, но наибольшую известность получили Декреты о суде № 1, 2 и 3.

    Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета.

    После чего декрет должен был рассматриваться ВЦИК, однако, поскольку отдельные его положения вызывали возражения левых эсеров , большевики во главе с Лениным фактически не допустили полноценного рассмотрения декрета ВЦИК, а декрет был утверждён непосредственно Совнаркомом 22 (по другим данным 24) ноября 1917 г. по Юлианскому календарю («старый стиль»).

    Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений

    как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

    Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.

    Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

    Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

    Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде - столичные) съезды местных судей.

    Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».

    Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». При этом отмечается, что

    Выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.

    Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом.

    «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц…» учреждались революционные трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР. Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.

    Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что

    Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

    При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

    Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены.

    Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с английским писателем Г. Дж. Уэллсом дал своеобразное теоретическое обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:

    Если же некоторые законы старого строя могут быть использованы в интересах борьбы за новый порядок, то следует использовать и старую законность.

    Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.

    Военно-революционный комитет (ВРК) Петрограда уже 25 ноября 1917 года распорядился «закрыть Сенат, установить охрану и никого без пропуска ВРК внутрь не пропускать».

    Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:

    Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания, которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа, посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры - законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам.

    О своём неприятии положений Декрета заявили также Московский окружной суд, Петроградская и Московская адвокатуры. . Современники отмечали: «Во всей Москве не нашлось ни одного судьи, который стал бы продолжать работу после издания нового декрета о суде…».

    В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.

    Процесс ликивидации «старых» судебных учреждений и создания «новых» начался осуществляться и в иных местностях, на которые распространялась Советская власть. В частности, в Самаре «старые» суды были ликвидированы 2 января 1918 года, в Екатеринбурге - 19 января, в Нижнем Новгороде - 15 января. В целом, к середине 1918 г. суды, предусмотренные Декретом, были созданы почти повсеместно.

    Сказанное, разумеется, не относится к территориям, на которые Советская власть своё действие не распространяла. В этих местах существовали собственные судебные органы.

    Так, в Северной области действовала система судов по административным делам, а также военно-полевые суды и военно-окружной суд Северной области.

    На территориях Всевеликого Войска Донского существовал «Суд защиты Дона» с весьма широкими чрезвычайными полномочиями, а также «временные мировые суды» и система военно-полевых судов. Действовали также окружные суды, а 25 апреля 1919 года был создан Донской Правительствующий сенат, состоящий из четырёх департаментов: Гражданского кассационного, Уголовного кассационного, Первого и Второго.

    В местностях, подконтрольных Временному Сибирскому правительству, воссоздавались судебные учреждения Императорской России. Были организованы мировые суды, окружные суды и судебные палаты. Роль высшей судебной инстанции первоначально играл т. н. «Сибирский высший суд» (организованный по образу Правительствующего сената, но с некоторыми особенностями ), а 29 января 1919 года в Омске были открыты Временные присутствия Правительствующего сената. В том же январе 1919 г. вводится суд присяжных в Енисейской и Иркутской губерниях, а также в Амурской, Забайкальской, Приморской, Сахалинской и Якутской областях.



    Поделиться