В УПК четкого закрепления понятия экспертизы не дано. В литературе криминалистическая экспертиза определяется как процессуальное действие, в рамках которого эксперт, проведя исследование, дает заключение по специфическим вопросам, требующим специальных познаний в той или иной отрасли.
Суть экспертизы заключается в исследовании, осуществляемом лицом, имеющим специальные познания. В советский период законодательно был определен круг специальных познаний – технические, научные и др. В настоящее время в статье 57 УПК РФ определено лишь то, что познания должны быть специальными. К специальным познаниям не могут относиться общежитейские познания, они должны быть получены в процессе обучения (как правило, к эксперту требуется наличие высшего профессионального образования, в некоторых случаях экспертом может быть лицо, имеющее среднее специальное образование), знания эксперта не должны быть юридическими.
Так, в литературе выделяются четыре группы сведений, не относящихся к специальным познаниям:
1. Знания, связанные с уголовно-правовой квалификацией деяния. Например, не может к специальным знаниям относиться ответ на вопрос, нарушил ли водитель Правила дорожного движения (следует ставить вопрос как необходимо было действовать водителю или по чьей вине произошло ДТП).
2. Знания, связанные с юридической оценкой представленных на экспертизу предметов преступления. Так, к таким вопросам относится вопрос «является ли представленная на исследование денежная купюра поддельной?».Правильно указывать вопрос «соответствует ли предоставленная купюра требованиям действующего стандарта?».
3. Знания, связанные с установления факта выполнения должностными лицами организаций требований норм уголовно-правовых фактов. Например, «На ком из должностных лиц лежала обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности сварочных работ?».
4. Знания, связанные с гражданско-правовой квалификацией договорных отношений, установление их фиктивности (например, трактовка договора, установление сути обязательств, вопросы фиктивности сделки, размеры причиненного ущерба и др.).
Хотя некоторые авторы, например Е.Р. Рассинская, считают положения о запрете использования правовых знаний при производстве экспертиз не оправданными и не соответствующими требованиям закона, т.к. при производстве некоторых экспертиз используются нормы права. Так, при баллистической экспертизе, при производстве экспертизы наркотических средств, применяются НПА (Закон об оружии, подзаконные акты, Перечень наркотических средств и др.), т.е. используются и правовые знания. Хотя другие авторы полагают, что это просто специфика отдельных видов экспертиз, где применение нормативных актов является неотъемлемой частью производства самой экспертизы.
Специальные знания – знание, полученные субъектом в результате обучения и практического опыта работы в той или иной сфере деятельности человека. Правовые знания к специальным не относятся за исключением экспертизы НПА в деятельности Конституционных, Уставных судов и Судов общей юрисдикции.
Специальные знания выражаются в заключениях по делу эксперта и в суждениях специалиста, оформленные в протоколах допроса, иного следственного действия или судебного заседания, а также в виде справки.
Классификация экспертиз.
В зависимости от объема, характера целей и задач экспертного исследования:
1. Классификационные экспертизы – решаются вопросы об отнесении предмета к определенной группе или к виду (например оружия, наркотических средств или наркотических веществ).
2. Идентификационные экспертизы – в ходе их решается вопрос об индивидуальном тождестве объекта или о тождестве объекта самому себе.
3. Диагностические экспертизы направлены на установление свойств, состояния объекта, механизма объекта и причинно-следственной связи.
В зависимости от объема производимых исследований:
1. Первичные экспертизы – экспертиза объекта, проводящаяся впервые и заключающаяся в исследовании объекта в полном объеме в соответствии с вопросами, сформулированными в постановлении о назначении экспертизы.
2. Повторные экспертизы – экспертизы уже исследовавшегося объекта, проводящаяся в полном объеме, в случае, если результаты первичной экспертизы вызывают сомнения в их обоснованности, достоверности, объективности. Повторная экспертиза всегда проводится другим экспертом.
3. Дополнительная экспертиза – это экспертиза объекта, подвергавшегося исследованию, но исследованного не в полном объеме. Дополнительная экспертиза проводится в том случае, когда необходимо получить ответы на вопросы, которые не ставились и, соответственно, не исследовались при производстве первичной экспертизы. Как правило, дополнительная экспертиза проводится экспертом, проводившим первичную экспертизу.
В зависимости от состава экспертов:
1. Ординарные комиссии – экспертиза проводится экспертом единолично.
2. Комиссионная экспертиза – проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Классическими видами комиссионных экспертиз являются судебно-медицинскими, психиатрическими экспертизами. При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается всеми экспертами. Если один из специалистов имеет иное мнение, нежели комиссия, заключение подписывается всеми членами комиссии, а особое мнение данного специалиста прилагается к общему заключению.
3. Комплексная экспертиза – осуществляется специалистами в разных областях исследования в случаях, если объект исследования тот же самый. Классическим примером такой экспертизы является судебно-медицинская экспертиза, поскольку ее осуществляет судебный медик (патологоанатом), эксперт, исследующий выделения тела человека, эксперт, осматривающий соответствие расположения ран на теле и одежде у жертвы. При производстве этой экспертизы каждый эксперт подписывает лишь свою часть исследования.
В зависимости от предмета экспертизы:
1. Классы экспертиз состоят из родов и видов:
a. Криминалистические экспертизы: баллистическая, трасологическая, дактилоскопическая, фототехническая и т.д.
b. Новые виды криминалистических экспертиз: фоноскопические исследования (голоса, аудиозаписей и т.д.).
c. Экономические экспертизы: судебно-бухгалтерские, финансово-экономические, аудиторские экспертизы и др.
d. Экологические экспертизы
e. Биологические экспертизы (исследование выделений).
f. Химические экспертизы (пищевых продуктов, ГСМ и др.).
g. Инженерно-технические экспертизы: автотехническая экспертиза, пожарно-техническая экспертиза и др.
h. Информационно-технические (компьютерные) экспертизы – связаны с экспертизой самих материальных носителей информации, создания программного обеспечения, связанные с возможностью неправомерного доступа к использованию информации.
Структура судебно-экспертных учреждений РФ.
1. Система учреждений Минюста РФ. Основным органом является Федеральный центр криминалистических экспертиз. Осуществляет все виды экспертиз.
Центральные научно-исследовательские лаборатории, расположенные в отдельных зонах (в Сибирском ФО она находится в Новосибирске). Осуществляет все виды экспертиз.
Научно-исследовательские экспертизы столицы субъекта РФ. Проводятся основные виды экспертиз. Например, в Кемерово не проводится экспертиза генной идентификации человека.
2. Система экспертных органов МВД. Осуществляет экспертизу по делам, которые ведут органы МВД. ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) осуществляет ведение полной базы данных. Проводит все виды экспертиз. ЭКУ (экспертно-криминалистические управления) субъекта РФ и имеет ЭКО (экспертно-криминалистический орган) практически в каждом городе субъекта. На территории субъекта имеется ЦНИЭКЛ (центральная научно - исследовательская экспертная криминалистическая лаборатория), которая осуществляет, преимущественно, научную разработку методик и правил проведения экспертиз.
3. Система экспертных органов при Министерстве здравоохранения и социального развития. Главное учреждение – Российский Центр судебных экспертиз. В городах имеются бюро судебно-медицинских экспертиз. Данные органы осуществляют судебно-медицинские и психиатрические экспертизы. Психиатрические экспертизы проводятся в специальных психиатрических лечебницах. Центральным органом, осуществляющим психиатрическую экспертизу на уровне Федерации – НИИ имени Сербского . Для производства психологических экспертиз, как правило, привлекают психологов с кафедр вузов региона (специалист должен иметь высшее профессиональное образование, научную степень, стаж работы, специализацию по конкретному вопросу и др.). При НИИ имени Сербского находится научно-исследовательская лаборатория Психологических исследований.
Система государственных судебноэкспертных учреждений в России. Государственными судебно экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданные для обеспечения исполнения полномочий судов судей органов дознания лиц производящих дознание следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебноэкспертных учреждений...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
План:
Введение………………………………………………………………..………….3
1.История развития судебных экспертных учреждений России………………..4
2. Система государственных судебно-экспертных учреждений в России…..…7
2.1.Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции…………..…….7
2.2.Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел..9
2.3.Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения……...11
2.4Судебная экспертиза в таможенных органах……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………16
Введение.
Государственными судебно - экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении судебно-медицинской экспертизы. Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть краткие сведения из истории развития судебных экспертных учреждений России;
2. рассмотреть систему судебно- экспертных учреждений Министерства юстиции;
3. рассмотреть систему э кспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
4. рассмотреть систему судебно- экспертных учреждений Министерства здравоохранения;
5. рассмотреть систему с удебной экспертизы в таможенных органах.
Объект исследования - судебно-медицинская экспертиза. Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. История развития судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений России.
Обращение правосудия к помощи науки отмечается в истории судебной экспертизы достаточно давно. В России врачебные освидетельствования проводились эпизодически в XVI и XVII вв. Годом официального становления судебной экспертизы считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего.
Кроме использования в судебной экспертизе медицинской науки развитие получили и другие отрасли знания. В России в XVI в. проводилось сличение почерков при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. При необходимости исследования рукописных документов следовало обращаться к дьякам. Позднее, в своде законов Российской империи 1857 г., указывалось, что рассмотрение и сличение почерков производится по назначению суда сведущими в том языке, на коем написаны и подписаны сличаемые документы. Такое исследование поручалось секретарям присутственных мест, учителям чистописания или другим преподавателям. Характерно, что уже в тот период при сравнении отбирались и образцы почерка. Какой-либо четкой методики проведения сравнения не было, и “экспертами” излагалось свое субъективное мнение о сходстве или различии почерков на представленных документах. Для исследования документов, регулирующих имущественные отношения - завещаний, векселей и других в начале XIX в. в России были созданы врачебные управы, которым было вменено заниматься производством такого рода исследований.
Первым в истории России учреждением, в котором начала формироваться судебная экспертиза, стала Санкт-Петербургская академия наук. В XIX в. объем судебно-экспертной деятельности Академии наук увеличился, появились новые объекты исследования, в том числе взрывчатые вещества и предметы со следами взрыва. Наиболее активно развивалось химическое исследование документов.
Судебная реформа 1864 года существенно изменила процесс судопроизводства в России и оказала влияние на дальнейшее развитие судебных экспертиз. Она регламентировала процесс предварительного расследования, получения доказательств, обусловила необходимость более широкого использования научных познаний при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Особо следует отметить вклад Академии наук в становление направления судебной экспертизы - экспертизы документов.
Начиная с 1906 года в России официально вводится дактилоскопическая регистрация, и уже в 1912 году В.И. Лебедевым проводится первая такая экспертиза. В 1913 году кабинет научно-судебной экспертизы открылся при прокуратуре Московской судебной палаты. Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого начала деятельности кабинетов обеспечить достаточно высокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались методы фотографии, дактилоскопии, химии, микрохимии, за исключением судебно-медицинских исследований. Кроме того, инструкция предусматривала в функциональных обязанностях сотрудников кабинетов применение научных методов и технических средств на местах преступлений.
С 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу кабинет судебной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Эту дату принято считать днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел.
В январе 1928 г. в Москве были открыты первые курсы экспертов. Криминалистические экспертные учреждения развивались, укреплялись материально, пополнялись подготовленными кадрами. В 1932 г. был образован общесоюзный НТО сначала в составе оперативного отдела Главной инспекции милиции ОГПУ, затем в качестве отделения отдела уголовного розыска Главного управления милиции НКВД СССР.
В 1940 г. научно-технические отделения, группы, кабинеты в органах внутренних дел образовали широкую сеть криминалистических подразделений. Успешно функционировало 30 НТО (НТГ), в каждом из них работало от 2 до 5 экспертов. Они ежегодно выполняли десятки тысяч различных криминалистических экспертиз, производили осмотры мест происшествий, обучали оперативный состав использованию технико-криминалистических методов и средств при раскрытии преступлений. В 1969 г. создается практический орган Центральная криминалистическая лабораторию при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию МВД СССР. В 1983 г. ЦНИКЛ вливается в состав ВНИИ МВД СССР и образует НИЛ-6.
Наряду с развитием головных научно-практических учреждений судебной экспертизы, происходили серьезные преобразования всей системы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Начиная с 1940 г. научно-технические подразделения были выведены из уголовного розыска и стали самостоятельными подразделениями милиции. К середине 60-х годов службы криминалистики, оперативной, специальной техники, зарождающейся вычислительной техники и связи были объединены в единую службу, получившую название оперативно-технической. Бурное развитие науки и техники, повлекшее объективную необходимость более глубокой специализации в развитии криминалистики, привело к выделению в составе милиции в 1981 г. экспертно-криминалистической службы. Это позволило более четко определить ее задачи и функции, положительно отразилось на результативности использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.
В 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР и институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз. В 1994 г. институт был преобразован в Российский федеральный центр судебных экспертиз, который представляет собой коллектив высококвалифицированных научных сотрудников и экспертов.
2. Система государственных судебно-экспертных учреждений в России.
Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения. Соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.
2.1 Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции.
Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет Российский Федеральный Центр судебной экспертизы. Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются: региональные центры судебной экспертизы, центральные лаборатории судебной экспертизы и лаборатории судебной экспертизы. Некоторые лаборатории судебной экспертизы в городах своей зоны обслуживания имеют филиалы или экспертные группы.
Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы, где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов. Российский Федеральный Центр судебной экспертизы, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов следующих регионов: Москва, Московская, Брянская, Тверская, Смоленская области. Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз. Некоторые из этих лабораторий имеют филиалы или экспертные группы в других городах зоны. Дислокация и зоны деятельности этих экспертных учреждений определяются Министерством юстиции России.
Центральные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз осуществляют экспертизы большинства родов и видов. Каждая центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах основной зоны выполняются все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной зоне только те, которые не производятся в зональной научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз. Последние обычно выполняют традиционные криминалистические, автотехнические, бухгалтерские и некоторые экспертизы веществ и материалов. Исключением является Московская научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз, где производятся только судебно-бухгалтерские, планово-экономические, пожарно-технические и строительно-технические экспертизы. Остальные виды экспертиз для Москвы и Московской области, как это уже указывалось выше, выполняются Российским Федеральным Центром судебной экспертизы.
Некоторые научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз в городах своей зоны обслуживания имеют филиалы или экспертные группы, где выполняются наиболее актуальные для данного региона виды экспертиз. Как правило, это автотехнические, бухгалтерские, традиционные криминалистические, но могут быть и другие роды экспертиз.
2.2 Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел.
Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования. Эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам. В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам. Как правило, инициируются экспертизы следователями или дознавателями органов внутренних дел, реже прокуратурой и судом.
Централизованное руководство экспертными подразделениями осуществляет Экспертно-криминалистический центр МВД России. Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. В Экспертно-криминалистическом центре производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается следственный комитет МВД России. Наряду с этим в научно- исследовательской лаборатории экспертно-криминалистического центра осуществляются разработки, направленные на совершенствование существующих и создание новых методов и методик предварительных и экспертных исследований. Экспертно-криминалистический центр, выполняя свои организационно-методические функции, внедряет разработанные методики в экспертную и следственную практику.
Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками Экспертно-криминалистического центра, чрезвычайно широк это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов. Наряду с экспертизами в Экспертно-криминалистическом центре производятся проверки по криминалистическим учетам пуль, гильз и боеприпасов для установления оружия; поддельных бумажных денег и документов, поддельных монет для установления способа их изготовления и выявления источника происхождения; реконструкции лица по черепу с целью воссоздания прижизненного облика; составление композиционных портретов по описаниям признаков внешности и многое другое.
Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют Экспертно-криминалистические управления республик, краев, областей и крупных городов, где осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных исследований, что и в ЭКЦ МВД РФ; экспертно-криминалистические отделы областей и районов, городов, где производятся, в первую очередь, основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также часто фоноскопические, пищевые и экспертизы веществ и материалов.
Головным руководящим экспертным, научно-методическим и контролирующим органом экспертно-криминалистической службы МВД России является Экспертно-криминалистический центр МВД России. Экспертно-криминалистические и иные экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти, при выполнении функций по организации и производству судебных экспертиз выступают в качестве государственных судебно-экспертных учреждений, наделенных соответствующими обязанностями, правами и ответственностью.
2.3 Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения.
Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы для исследования различных объектов имеет отделы: судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности наступления; производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных недостатках. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения. Головным учреждением является НИИСМ. К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.
В системе органов здравоохранения РФ также осуществляются судебно-психиатрические экспертизы. Стационарные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических стационаров или общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) ежегодно утверждается органом здравоохранения.
Основаниями производства судебно-психиатрической экспертизы, в том числе комплексной психолого-психиатрической и сексолога - психиатрической, является постановление или определение суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении экспертизы.
Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.
Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления региона. Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Минобороны, ФТС, ФСБ, ФСКН России. В последние годы в России создана сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, лабораторий и экспертных центров. В систему судебно-медицинских экспертных учреждений Минздрава России в настоящее время входят:
Государственное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы (ГУ РЦСМЭ), расположенный в городе Москве;
Региональные бюро судебно-медицинской экспертизы;
Бюро судебно-медицинской экспертизы городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Все перечисленные учреждения являются юридическими лицами. РЦСМЭ находится в непосредственном подчинении Минздрава России, а бюро судебно-медицинских экспертиз - в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Судебно-психиатрическая экспертиза, так же как и судебно-медицинская, криминалистическая и любая иная экспертиза, содействует органам правосудия в установлении истины по делу. Она помогает им решать вопросы, имеют ли они дело с преступником или же с невменяемым, психически больным человеком; не подлежит ли осуждённый к лишению свободы досрочного освобождению из-за психического заболевания из мест заключения; могут ли следователь и суд допросить свидетеля или потерпевшее лицо с теми или иными психическими дефектами и использовать их показания в качестве источника судебных доказательств. Такая экспертиза оказывается необходимой в гражданском процессе при разрешении судом вопроса о дееспособности.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели краткие сведения из истории развития судебных экспертных учреждений России; систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции; систему экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; судебно-медицинскую экспертизу МО РФ; систему судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения, а также систему судебной экспертизы в таможенных органах.
Развитие и совершенствование судебной системы является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако основная масса судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения. Соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.
Результаты производства судебных экспертиз активно используются в целях установления фактов и обстоятельств практически по каждому из рассматриваемых уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 №73 -ФЗ (редакция от 25.11.2013).
Учебная и научная литературы:
3. Агафонов В., Филиппов А. Криминалистика. Краткий курс лекций. Москва: Юрайт, 2013. 192 с.
4. Клевно В. Судебно-медицинская экспертиза. Сборник нормативно-правовых актов. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 384 с.
5. Пузин С., Клевно В., Лаврова Д., Дымочка М. Судебная медико-социальная экспертиза. Правовые и организационные основы. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 128 с.
6. Старовойтова И., Саркисов К., Потехин Н. Медицинская экспертиза. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 688 с.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
11594. | Технология обучения методам судебно-экспертных исследований | 19.53 KB | |
СКЭ входит в систему судебных экспертиз проводимых по уголовным и гражданским делам основывается на общих закономерностях равно как и имеет свои особенности. Следует также отметить что при подготовке и назначении СКЭ нередко возникают затруднения: как в определении вида назначаемой экспертизы формулировании выносимых на разрешение эксперта вопросов так и в оформлении направляемых на экспертизу материалов. Анализ положений УПК РФ дает возможность очертить... | |||
20329. | Социальная поддержка пожилых граждан в работе государственных и негосударственных учреждений | 86.66 KB | |
Старость как социально-демографическая проблема. Как правило слова старость и пожилые люди несут в себе негативное семантическое значение нередко синонимичны словам ущербный отживший. Как отмечает В. В определении того какой именно возраст называть пожилым нет полного единодушия. | |||
5346. | Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений: бюджетные, автономные, казённые | 36 KB | |
Органы муниципального управления. Цели функции формы и методы государственного управления. Введение В настоящее время как в теории так и на практике можно наблюдать огосударствление местного самоуправления его жесткую привязку к государственной структуре и рассмотрение самоуправления как продолжения государственной власти на местах.... | |||
11219. | О проблемах интеграции учреждений культуры и искусств, образовательных государственных и муниципальных органов | 9.21 KB | |
Задачами округа является обеспечение интеграции образовательных научных государственных муниципальных организаций и учреждений единой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы организация взаимодействия с органами исполнительной власти Министерствами культуры образования и науки молодежи спорта и туризма региона Среднего Поволжья развитие межрегиональных связей а так же ряд других актуальных проблем. Высокие достижения в области культуры и искусства стали возможны в... | |||
1867. | Возникновение регулярной полиции и тюремных учреждений в России и их развитие в XVIII – первой половине XIX веков | 34.1 KB | |
Заимствуя государственные институты европейских стран и приспосабливая их к нуждам русского государства, правительство Петра I пыталось использовать и системы права таких государств, как Швеция, Дания, Пруссия. Это преимущественно сказалось в сфере судопроизводства | |||
15647. | 95.46 KB | ||
Либеральные ученые считали установление в России дуалистической монархии закономерным результатом долгого национально-освободительного движения считая что в России должен быть установлен парламентарный строй. анализируя политические программы либеральных партий отмечали что требования Учредительного собрания Государственной думы демократических реформ использовались лишь для обмана народа предотвращения всеобщей стачки и выхода из революционного кризиса мирным путем. Между тем некоторые исследователи склонялись к мысли что этот... | |||
16143. | Методы экспертных оценок в инновационном маркетинге | 32.38 KB | |
С помощью ФСА можно оценить инновационные проекты по техническим стоимостным эстетическим и другим параметрам. Пскова необходимо выбрать инновационный проект для инвестирования из трех имеющихся. На верхнем уровне определена цель: выбор наилучшего инновационного проекта. Таблица 1 Показатели по проектам Показатели проект №1 проект №2 проект №3 А. | |||
20220. | Практическое применение экспертных систем в экономике | 262.87 KB | |
20 Практическое применение экспертных систем в экономике 26 Исторические аспекты и эволюция экспертных систем 26 Экспертные системы экономического анализа диагностики и прогнозирования ситуаций.33 Обзор примеров экспертной системы в экономике и компьютерных системах. Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта накопленного человеком. Экспертные системы имеют одно большое отличие: они не предназначены для... | |||
7521. | Денежная система России | 27.35 KB | |
Кругооборот наличных денег. Суррогаты денег. Логика рассмотрения материала лекции будет такова: в 1ом вопросе мы изучим общие правила принципы организации движения денег а во 2м более подробно основные элементы денежной системы России. Кругооборот наличных денег В организации денежного обращения в Российской Федерации в частности такой его сферы как движение наличных денег важное место занимает то что деньги должны совершать постоянный кругооборот. | |||
7597. | Финансовая система России | 55.74 KB | |
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые дела, как таковые находятся фактически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами... |
В состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее СЭУ) входят 42 судебно-экспертные лаборатории (далее – ЛСЭ), 9 региональных центров судебной экспертизы (далее – РЦСЭ) и один федеральный центр судебной экспертизы – федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – РФЦСЭ).
Все перечисленные учреждения созданы соответствующими постановлениями Правительства СССР и России. Единственным учредителем этих учреждений является Минюст России (см. ), которому они подчиняются непосредственно во всех вопросах уставной деятельности, за исключением отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, определенных действующим законодательством.
Все СЭУ являются федеральными бюджетными учреждениями. В своей деятельности СЭУ руководствуются Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также свом Уставом.
Руководители СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказом министра юстиции России. Работники СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказами руководителя соответствующего СЭУ.
Основная уставная цель всех СЭУ – защита прав и свобод всех граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз.
Основной задачей СЭУ является оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований.
Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых ЛСЭ. Территории экспертного обслуживания РЦСЭ, а также курируемые ими ЛСЭ утверждаются приказами Минюста России. В настоящее время в системе СЭУ Минюста России действуют следующие региональные центры:
- ФБУ Воронежский РЦСЭ (г. Воронеж),
- ФБУ Дальневосточный РЦСЭ (г. Хабаровск),
- ФБУ Приволжский РЦСЭ (г. Нижний Новгород),
- ФБУ Северо-Западный РЦСЭ (г. Санкт-Петербург),
- ФБУ Сибирский РЦСЭ (г. Новосибирск),
- ФБУ Средне-Волжский РЦСЭ (г. Казань),
- ФБУ Уральский РЦСЭ (г. Екатеринбург),
- ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ (г. Ставрополь),
- ФБУ Южный РЦСЭ (г. Ростов-на-Дону).
Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых РЦСЭ, включает в себя большую часть общего перечня экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России. Здесь работают аттестованные по широкому перечню экспертных специальностей эксперты, способные решать экспертные задачи с привлечением сложного аналитического оборудования и приборной базы, которыми оснащены РЦСЭ.
Зональные ЛСЭ Минюста России осуществляют свою экспертную деятельность на основании Уставов в рамках перечня видов экспертиз, утвержденных для каждой из лабораторий. С РЦСЭ лаборатории взаимодействуют по вопросам научно-методической работы, подготовки и повышения квалификации работников, подготовке статистических данных.
В малочисленных ЛСЭ и их иногородних подразделениях (отделах, группах) проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические и баллистические, а также автотехнические (в т.ч. оценка транспортных средств), судебные строительно-технические и экономические экспертизы (в первую очередь, бухгалтерские экспертизы).
Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют свыше 10 родов и видов экспертиз. В их числе, кроме указанных выше, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), почвоведческие и биологические, инженерно-технические, товароведческие, пожарно-технические, психологические и др.
Важной организационной структурой СЭУ Минюста России является РФЦСЭ при Минюсте России. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (с изменениями от 19 апреля 1999 г.) РФЦСЭ при Минюсте России осуществляет научно-методическое обеспечение проведения исследований в СЭУ Минюста России на современном научном уровне.
Экспертное производство в РФЦСЭ в основном сосредоточено на выполнении наиболее сложных первичных и повторных судебных экспертизах, которые не могут быть выполнены в других СЭУ Минюста России. Помимо этого основными задачами РФЦСЭ являются выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, а также обеспечение подготовки и повышения квалификации работников СЭУ Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.
С этой целью в РФЦСЭ при Минюсте России создан и эффективно функционирует . Также действует Ученый совет , основной задачей которого является рассмотрение новых родов и видов судебной экспертизы, а также перспективных научных разработок в области судебной экспертизы и возможностей их дальнейшего внедрения в практику СЭУ Минюста России.
Полный перечень СЭУ Минюста России, территориальные сферы экспертного обслуживания и перечень курируемых ФБУ лабораторий судебной экспертизы приведены ниже.
Вопрос:
Система экспертных учреждений в Российской Федерации. Структура экспертно-криминалистической службы МВД. Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России. Экспертные учреждения Минздрава России.
Ответ:
Система экспертных учреждений в Российской Федерации
Систему экспертных учреждений РФ образуют специализированные учреждения, в которых проводятся судебные экспертизы. Такие учреждения входят в структуру различных ведомств: МВД, Минюста, Минздрава, Минобороны, ФСБ и некоторых других.
Структура экспертно-криминалистической службы МВД:
1) экспертно-криминалистический центр МВД России (осуществляет организационные и научно-методическое руководство всеми экспертными подразделениями):
а) организационно-техническое управление;
б) федеральную пулегильзотеку;
в) научно-исследовательскую лабораторию;
г) отделы: трасологических, дактилоскопических и автотехнических экспертиз; экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг; экспертиз видео- и фотодокументов; экспертиз материалов, веществ и изделий; взрыво- и пожаротехнических экспертиз; экспертиз биологических объектов; экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов; фоноскопических экспертиз; медико-криминалистических экспертиз;
2) экспертно-криминалистические подразделения (управления), имеющие в своем составе базовые межрегиональные подразделения (отделы);
3) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов;
4) экспертно-криминалистические подразделения (отделы) МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара;
5) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов.
Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России:
1) Российский федеральный центр судебных экспертиз Минюста России (осуществляет научно-методическое руководство):
а) лаборатории: почерковедческой экспертизы; технической экспертизы документов; трасологической экспертизы; баллистической экспертизы; видеофонографических исследований; криминалистической экспертизы волокнистых материалов; криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий; исследования объектов почвенного и биологического происхождения; инструментальных методов исследования; судебно-авто технической экспертизы; строительно-технической экспертизы; судебно-взрывотехнической экспертизы; инженерно-техническая; автоматизации экспертного производства.
б) отделы: организационно-методической работы; методической работы; научной информации; экономических экспертиз; товароведческих экспертиз; экспертных исследований пожаров и взрывов;
2) Управление судебно-экспертных учреждений (осуществляет организационное руководство);
3) Северо-Западный региональный центр судебных экспертиз (г. Санкт-Петербург);
4) Южный региональный центр судебных экспертиз (г. Ростов-на-Дону);
5) лаборатории судебных экспертиз в республиках, краях, областях, их филиалы и группы экспертов.
Система государственных судебно-экспертных учреждений в России. В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений МВД, МЮ, Минздрава, соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ. Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и, значительно реже, гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ).
Судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ). Некоторые из этих лабораторий имеют отделы (филиалы) или экспертные группы в других городах зоны. Зона деятельности этих экспертных учреждений определяется Министерством юстиции России. Центральная лаборатория имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах своей зоны выполняют все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной - только те, которые не производятся в зональной (не центральной) НИЛСЭ. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования. Эти экспертные учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам. Центральное руководство экспертными подразделениями осуществляет экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками ЭКЦ, очень широк - это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе традиционно криминалистические, пищевые, почвоведческие и т. д. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ), экспертно-криминалистические отделы, экспертно-криминалистические отделения. В ЭКУ (ЭКО) автономных республик, краев, областей и крупных городов осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных исследований, что в ЭКЦ МВД РФ, за небольшим исключением. В ЭКО городских и районных отделов внутренних дел производятся, в первую очередь, основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также часто пищевые и экспертизы некоторых веществ и материалов Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы для исследования различных объектов имеет отделы: судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности наступления; производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать врачей-экспертов по вопросам судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных недостатках. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения. Головным учреждением является НИИСМ. В системе органов здравоохранения РФ осуществляются также судебно-психиатрические экспертизы.
61. Понятие, структура и задачи криминалистической тактики как раздела криминалистики, её связь с другими разделами, юридическими и неюридическими науками.
Криминалистическая тактика – раздел криминалистики, который изучает следственную деятельность в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности. Задачи криминалистической тактики: 1) общая задача – оказание помощи правоохранительным органам в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений; 2) частные задачи: а) изучение на предварительном расследовании поведения подозреваемых, потерпевших, обвиняемых, свидетелей, понятых; б) изучение передового опыта и недостатков организации следственной деятельности; в) разработка новых и совершенствование имеющихся тактических рекомендаций. Система криминалистической тактики включает: 1) общий раздел: а) науковедческий подраздел – изучаются предмет криминалистической тактики, ее система, задачи, источники, связь с другими разделами криминалистики и науками; б) научные основы организации следственной деятельности – рассматриваются вопросы планирования расследования, организации взаимодействия следователя с работниками других служб органов внутренних дел, тактического риска, тактических приемов, тактических комбинаций и тактических операций; 2) особенный раздел, в котором анализируется тактика проведения отдельных следственных действий. Науки, связанные с криминалистической тактикой: 1) криминалистическая техника. Использование технических средств требует тактических рекомендаций, особенно при производстве отдельных следственных действий; чтобы применить тот или иной прибор, необходимо определить стадию следственного действия, в которой они должны применяться; 2) методика расследования преступлений. Криминалистическая тактика и методика расследования преступлений соотносятся между собой как общее и частное. Криминалистическая тактика является базой для методики, так как заключительный раздел криминалистики использует приемы и рекомендации, разработанные криминалистической тактикой; 3) уголовный процесс. Рекомендации, разрабатываемые криминалистической тактикой, дополняют нормы уголовно-процессуального законодательства. Тактические рекомендации не должны выходить за рамки законодательства. Появление в законодательстве новых следственных действий всегда требует разработки тактических рекомендаций; 4) криминология. Тактические рекомендации могут быть использованы для выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений; 5) логика. Логические правила мышления необходимы при выдвижении следственных версий, при допросе, при планировании расследования преступлений и при совершении других следственных действий; 6) судебная психология.
62. Тактические приёмы: понятие, свойства и классификация. Критерии допустимости и эффективности тактического приёма.
Тактический прием - наиболее рациональный и эффективный в определенной ситуации способ действий лица, осуществляющего расследование. К тактическим (тактико-криминалистическим) приемам относятся, например, приемы планирования расследования, производства осмотра места происшествия или допроса. Тактический прием может относиться: *к проведению следственного действия в целом (приемы осмотра, обыска, следственного эксперимента); *к конкретному виду следственных действий (приемы допроса обвиняемого, дающего ложные показания, или приемы личного обыска); *к отдельному этапу следственного действия (подготовке, проведению, фиксации). Поскольку невозможно дать полный перечень тактических приемов (он имел бы слишком большой объем и устарел бы уже в момент опубликования), большое значение имеют критерии допустимости тактических приемов в судопроизводстве. К ним относятся: *соответствие принципам законности (не противоречить духу и букве закона); *научная состоятельность (в судопроизводстве не могут применяться методы, находящиеся в стадии научной разработки и не апробированные; *непротиворечие морально-этическим нормам (следователь недолжен лгать допрашиваемому); *эффективность, доступность и целесообразность. Тактическая комбинация - сочетание тактических приемов в рамках одного или различных следственных действий с целью решения конкретной задачи расследования в данной ситуации.
63. Следственная ситуация: понятие, содержание, виды и значение.
Следственная ситуация представляет собой совокупность реальных условий, в которых в данный момент осуществляется расследование преступления, т.е. обстановку, облегчающую или затрудняющую отыскание истины по делу. Следственные ситуации могут быть классифицированы по следующим основаниям: 1) в зависимости от этапа расследования: *исходные; *промежуточные; *конечные; 2) по степени индивидуальности: *типовые; *конкретные; 3) по информационно составляющему фактору: *благоприятные (простые); *неблагоприятные (сложные). Сложные следственные ситуации отличаются высоким уровнем информационной неопределенности. Выделяются также тупиковые следственные ситуации, когда, располагая существенным объемом данных о событии преступления, следователь не может интерпретировать их должным образом, правильно оценить на данный момент. По содержанию следственная ситуация выглядит как система, включающая компоненты следующего характера: *психологического; *информационного (осведомленность следователя об обстоятельствах преступления, возможностях их обнаружения и экспертного исследования, местах сокрытия искомого и др.); *процессуального и тактического (состояние производства по делу, возможность избрания меры пресечения, изоляции друг от друга проходящих по делу лиц, проведения конкретного следственного действия и т.п.); *организационно-технического (наличие связи между дежурной частью и оперативно-следственной группой, возможность маневрирования наличными силами, средствами и др.). Таким образом, в содержание следственной ситуации включается все, что в той или иной степени влияет на ход и результаты расследования. Криминалистическое значение следственной ситуации заключается в содержании соответствующего потенциала, позволяющего определять оптимальные пути, средства и приемы расследования.
64. Структура, содержание и общая характеристика тактики производства следственного действия.
При производстве следственных действий могут быть использованы различные тактические приемы и рекомендации в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Тактические приемы и рекомендации, призванные обеспечить максимальную эффективность производства следственных действий при строжайшем соблюдении принципов социалистической законности, в своей совокупности и составляют тактику процессуального действия. Структура тактики производства любого следственного действия состоит из следующих основных элементов: 1. Подготовка к проведению следственного действия. 2. Непосредственное проведение следственного действия. 3.Фиксация хода и результатов следственного действия. 4.Анализ и оценка хода и результатов следственного действия. Подготовка к проведению следственного действия. На этой стадии уясняются и формулируются задачи следственного действия, решаются вопросы, связанные с выбором момента его проведения и круга участников, применением технико-криминалистических средств, определением формы и пределов использования оперативных возможностей, помощи специалистов. Проведение следственного действия. На данной стадии реализуется намеченный план и решаются (не всегда) те задачи, которые ставил перед собой следователь. Это стадия применения тактических приемов и проверки версий путем подтверждения или опровержения выведенных из них следствий. Фиксация хода и результатов следственного действия. Эта стадия призвана обеспечить максимально полное и верное отражение его хода и достигнутых результатов. Тактические приемы фиксации направлены на выбор или создание условий, обеспечивающих максимально эффективное применение соответствующих технико-криминалистических средств и приемов запечатления доказательственной информации в установленных законом формах. Оценка полученных результатов, определение их значения для расследования – заключительная стадия следственного действия. Анализ проделанной при производстве следственного действия работы и полученных результатов необходим как для проверки достоверности добытой информации, так и для решения вопроса о ее значении для доказывания и путях дальнейшего использования. Здесь выявляются допущенные при проведении следственного действия ошибки, оцениваются их последствия, решается вопрос о целесообразности повторного проведения этого следственного действия.