3 опасные ситуации. "знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

  • Тема 2.
  • 2.3. Раздел 3. «Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них».
  • Тема 4.
  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • « Чрезвычайная ситуация » может быть также опреде­лена как внешне

    неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным экономическим социальным, экологическим и т.д. ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.).

    Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных

    ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91).

    дает такое определение ЧС:

    «Чрезвычайная ситуация» – это обстановка на определенной территории,

    сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,

    стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб

    здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные

    потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Исходя из вышесказанного можно заключить, что ключевым при определении

    понятия ЧС является термин «обстановка», как совокупность обстоятельств создавших

    условия при которых возможно воздействия неблагоприятных факторов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Совокупность обстоятельств условий, создающих ту или иную обстановку, или положение принято называть ситуацией (от латин. situs - положение, расположение).

    Примечание.

    Ситуация(от латин. situs - положение, расположение) - Совокупность обстоятельств, условий, создающих ту или иную обстановку, или положение (книжн.).

    Одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

    Ход развития ЧС обусловлен возникновением опасных и экстремальных

    ситуаций различного характера, вызывающих воздействие неблагоприятных факторов.

    Опасная ситуация - ситуация, связанная с деятельностью людей, которая характеризуется достаточно большой вероятностью воздействия неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека, вызванных явлением, событием, (совокупностью событий) опасного характера, в ходе развития которой может быть нанесен вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Экстремальная ситуация (лат. Extremum - крайнее, предельное) - ситуация,

    связанная с деятельностью людей, которая характеризуется резким, радикальным и

    внезапным изменением обстановки сопровождаемым воздействием особо

    неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    «Опасные ситуации» и «Экстремальные ситуации» отличаются друг от друга скоростью развития, возможностью скачкообразного усложнения обстановки масштабностью и связанной с этим высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях, а также воздействием особо неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

    Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно: существование источника «опасных факторов» или «негативных факторов» .

    Примечание.

    Опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемых « факторами риска».

    Рис. 1 Авария на АЭС Фокусима.

    «Негативный фактор» - обобщенное понятие, охватывающее такие понятия как «опасный фактор», «вредный фактор», поражающий фактор».

    Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. Тем не менее, бурное развитие науки и техники резко изменило привычный ритм жизнедеятельности современного человека и предъявляет к нему все более серьезные требования в области безопасности.

    Повышенные нервноэмоциональные нагрузки создают экстремальные состояния. В основе причин возникающих ЧС,в 85 % случаев лежат плохая организация, непродуманные действия, безответственность, халатность, низкий уровень профессиональной подготовки, или проще говоря - «человеческий фактор».

    Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным природным и как следствие техногенным и социальным катастрофам (Рис 1).

    На современном этапе развития человечества, в силу масштабности последствий возможных глобальных катастроф, устойчивое развитие цивилизации в полной мере зависит в утверждении мировоззрения на систему безопасности, основанную не на реагировании на уже случившуюся катастрофу, а на предупреждение ее опасности.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Рис. 2 Вулкан Йеллоустоун США. Периодичность извержений 1 раз в 10 000тыс. лет.

  • Невероятные факты

    Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

    Казалось бы, безвыходная ситуация , но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

    Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации , и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.


    Правила поведения в опасных ситуациях

    1. Давка


    Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

    В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу , подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

    В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

    2. Нападение собак


    Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке , не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

    Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

    Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт , поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

    Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло . Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


    3. Авиакатастрофа


    Во-первых, прежде чем сесть в самолет , одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

    Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением . В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сиденье. Если удар неизбежен, примите правильное положение.


    Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее .

    Опасные ситуации природного характера

    4. Снежная лавина


    Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться не прямо вниз, а по горизонтали .

    Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

    Не пытайтесь кричать , так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

    5. Поведение во время грозы


    Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки . Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

    Теперь прикройте уши . Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

    6. Торнадо


    Самое главное в этой ситуации - найти укрытие . Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

    Выбирайтесь из машины и бегите в противоположном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

    7. Большая волна


    Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги , чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

    Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентацию и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

    8. Падение с горного склона


    Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

    9. Укус медузы


    Постарайтесь быстрее добраться до берега и посыпать песок на остатки щупальцев медузы.

    Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты , чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

    Возникновение опасных ситуаций

    10. Вы провалились под лед

    Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

    Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя . Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

    Не становитесь на ноги, а ползите к берегу .

    11. Заблудился в лесу: что делать


    Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность , чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

    Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока , это обычно приводит к городу или деревне.

    Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

    12. Машина упала в реку


    Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности . Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

    13. Действия при пожаре


    Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже , так как нагретые газы поднимаются вверх.

    Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив двери. Это поможет пожарным легче вас найти.

    14. Судорога в ноге: что делать


    Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине , чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя , или подождите, пока она не пройдет.

    15. Нога увязла в водорослях


    Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

    Не пытайся активно двигаться , так как это может ухудшить ваше положение.

    16. Что делать, если подавился


    Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

    Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

    17. Случай нападения в лифте


    Самое худшее, что можно сделать и что часто жертва инстинктивно делает – это отодвигаться к дальней стене лифта.

    Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

    18. Падение с высоты


    Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

    Во-первых, примите "положение прогнувшись " (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

    Во-вторых, наметьте приземление , избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

    И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

    Опасные и чрезвычайные ситуации

    19. Ядерный взрыв


    В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны . Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову , как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

    Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

    20. Стрельба в школе и других помещениях


    Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

    Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь . Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым . Для этого нужно сохранять спокойствие и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

    21. Вас захватили в заложники


    Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

    Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

    Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущество попыток к бегству.

    22. Перекрестный огонь


    Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю , положивв руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

    Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

    23. Заживо закопали в гробу


    Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой , так как предстоит грязная работа.

    Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину .

    Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

    При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

    Цели:

    • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
    • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
    • закрепить знания основных принципов самоспасения;
    • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
    • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

    Задачи урока:

    • обсудить с детьми опасные и безопасные ситуация дома, в школе, на улице и т.д.;
    • обучит детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений;
    • показать связь поступков и решений.

    Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
    пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
    Учебники, компьютер, экран и т.д.

    Ход урока

    I.Организационный момент
    - Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

    На Земле жизнь светла и прекрасна,
    Все мы дети природы родной.
    Но немало явлений опасных
    Угрожают нам с вами порой.

    Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
    - Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

    II. Изучение новой темы:
    Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
    Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
    Безопасность
    Следовательно, возникает вопрос.
    - А, что такое опасная ситуация?
    Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
    Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

    III. Разгадывание кроссворда.

    1.Спортивное сооружение. (Стадион)
    2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
    3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
    4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
    5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
    6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
    7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
    8.Подземная железная дорога. (Метро)
    9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
    - Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
    Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

    Что же относиться к таким факторам:


    IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
    - Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
    Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
    - Какие ситуации называют экстремальными?
    Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
    - На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

    Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

    V. Закрепление новой темы.
    А) Решение ситуационной задачи .
    Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
    Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
    - В чём заключалась опасность для мальчика?
    - Что могло бы произойти с мальчиком?
    Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
    Рассказ «Жажда»
    Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
    Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
    Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

    Шаги принятия решений:
    1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
    2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
    3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
    4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

    Б) Работа в парах по рисунку.
    Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

    В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
    - Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
    - Что у вас получилось?
    Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

    VI. Итог урока.
    - Что такое опасная ситуация?
    - Какие ситуации называют чрезвычайными?
    - На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
    VII. Домашнее задание.
    Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

    Спасибо за урок. До свидания!

    Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч. Казалось бы, безвыходная ситуация, но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать. Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации, и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.

    1. Давка

    Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются. В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу, подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги. В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

    2. Нападение собак


    Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке, не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес. Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней. Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт, поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством. Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло. Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.

    3. Авиакатастрофа


    Во-первых, прежде чем сесть в самолет, одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов. Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением. В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сидение. Если удар неизбежен, примите правильное положение.
    Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее. Опасные ситуации природного характера

    4. Снежная лавина


    Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться горизонтально от нее. Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег. Не пытайтесь кричать, так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

    5. Поведение во время грозы


    Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки. Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли. Теперь прикройте уши. Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

    6. Торнадо


    Самое главное в этой ситуации - найти укрытие. Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча. Выбирайтесь из машины и бегите в обратном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

    7. Большая волна


    Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги, чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду. Самые смертельно опасные места для плавания Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентировку и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

    8. Падение с горного склона


    Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

    9. Укус медузы


    Постарайтесь быстрее добраться до берега и распределите песок на остатки щупальцев медузы. Горячая вода – лучшее средство при лечении укусов медузы Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты, чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу. Возникновение опасных ситуаций

    10. Вы провалились под лед

    Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать. Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя. Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги. Не становитесь на ноги, а ползите к берегу.

    11. Заблудился в лесу: что делать


    Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность, чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться. Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока, это обычно приводит к городу или деревне. Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

    12. Машина упала в реку


    Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности. Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

    13. Действия при пожаре


    Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже, так как нагретые газы поднимаются вверх. Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив стены. Это поможет пожарным легче вас найти.

    14. Судорога в ноге: что делать


    Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине, чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя, или подождите, пока она не пройдет.

    15. Нога увязла в водорослях


    Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь. Не пытайся активно двигаться, так как это может ухудшить ваше положение.

    16. Что делать, если подавился


    Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь. Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

    17. Случай нападения в лифте


    Самое худшее, что можно сделать и что большинство жертв инстинктивно делают – это отодвигаться к дальней стене лифта. Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

    18. Падение с высоты


    Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы. Во-первых, примите "положение прогнувшись" (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление. Во-вторых, наметьте приземление, избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот. И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец. Опасные и чрезвычайные ситуации

    19. Ядерный взрыв


    В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны. Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову, как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла. Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

    20. Стрельба в школе и других помещениях


    Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) . Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь. Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым. Для этого нужно не паниковать и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

    21. Вас захватили в заложники


    Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам. Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители. Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущества попыток к бегству.

    22. Перекрестный огонь


    Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю, закинув руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой). Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

    23. Заживо закопали в гробу


    Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой, так как предстоит грязная работа. Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину. Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба. При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Нижнекамский медицинский колледж,

    20142015 учебный год

    Реферат

    по ОБЖ

    на тему: Опасная ситуация

    Выполнила: студентка 1 курса

    группы 9431

    Юртаева Валентина

    Преподаватель: Нурмухаметов

    Руслан Ахадович

    Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

    Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

    Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

    Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

    В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

    Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

    Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

    Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

    Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

    Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

    Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

    В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

    Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

    Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

    Опасные ситуации техногенного характера.

    Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

    Опасные ситуации природного характера.

    Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

    Опасные ситуации социального характера.

    Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

    Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

    Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

    Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

    Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

    Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

    Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

    Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

    Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

    Решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;

    Постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;

    Постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

    Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

    Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

    Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

    Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

    В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

    Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

    Всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;

    Старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;

    Не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;

    Постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;

    Научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;

    Не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;

    Будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;

    Затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

    Как избежать опасной криминогенной ситуации.

    Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

    Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

    Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

    Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

    Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

    Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

    Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Воспитание у учащихся навыков правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. Действия при наводнении, землетрясении, урагане, сильной грозе, оползне в горах, лесном пожаре. Поведение при эвакуации, оказание медицинской помощи пострадавшим.

      методичка , добавлен 11.11.2009

      Чрезвычайная ситуация как обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, классификация данных явлений. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы.

      реферат , добавлен 28.12.2010

      Источники и виды природных чрезвычайных ситуаций. Геологически опасные явления: землетрясение, оползень. Ураган, буря, смерчь. Правила действия людей при их возникновении. Как действовать во время грозы. Цунами и наводнение. Пожары в лесах, на торфяниках.

      курс лекций , добавлен 30.01.2010

      Обеспечение военной, экономической и социальной безопасности. Понятие чрезвычайных ситуаций. Аварии на химически, радиационно и взрывоопасных объектах. Аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита в чрезвычайных ситуациях.

      контрольная работа , добавлен 27.06.2014

      Понятие и источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, по темпу развития и по природе происхождения.

      реферат , добавлен 23.02.2009

      Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.

      контрольная работа , добавлен 01.09.2011

      Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Общение с незнакомым человеком по телефону. Мошенничество, его основные виды, основные черты, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

      методичка , добавлен 11.11.2009

      Понятие чрезвычайных ситуаций, их классификация, исходя из условий возникновения. Правила поведения населения при землетрясении. Как действовать во время урагана, бури, смерча. Необходимые меры безопасности при пожаре, наводнении и массовых заболеваниях.

      реферат , добавлен 22.12.2010

      Классификация чрезвычайных ситуаций естественного (природного) происхождения. Чрезвычайные ситуации: землетрясения, извержение вулканов, сель, оползни, ураган, буря, смерч, сильный снегопад, заносы, обледенения, лавины, наводнение, подтопление и др.

      контрольная работа , добавлен 04.12.2008

      Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.



    Поделиться