Переход на новый фгос. Проект«Переход на новые образовательные стандарты


Общие. Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к: - планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; -синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; -изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.


Системные. Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований (трех «Т») к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса. - недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности; - слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности; - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно- оценочная деятельность часто остается полем деятельности педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);


Личностные (связанные с особенностями личности педагога). - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; -дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико- методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости; -организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы; -профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций; Эти трудности возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.








Нет окончательного понимания сути изменений моей работы при введении ФГОС - непонятен процесс 18% Нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым Стандартам - непонятен результат 24% Нет возможности и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС - отсутствуют условия 18% Нет обеспечения информацией и обмена опытом для реализации работы по ФГОС - отсутствует информация 65% Нет уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС - отсутствие внутренних ресурсов 12%


Возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему 42 Возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы, инновации 16 Возможность научиться чему-то новому в профессии 47 Возможность доказать себе, что могу добиться успеха в любых условиях 5 Никаких перспектив не вижу 11 Какие перспективы от внедрения ФГОС Вы видите для себя?


Ознакомление с литературой по ФГОС 21% Общение с коллегами, в том числе из других школ 79% Методическая помощь от вышестоящих организаций 37% Посещение курсов, семинаров по обмену опытом, повышение квалификации 63% В чем (в какой помощи) Вы нуждаетесь при переходе к работе по ФГОС


В ком (в чем) Вы видите источник помощи в процессе реализации новых Стандартов? Проранжируйте предложенные субъекты (1 самый действенный источник… 6 самый бесполезный источник) 1.Администрация лицея 2.Коллеги, в т.ч. из других школ 3.Психолог 4.МИМЦ 5.Управление образованием


Применяете ли Вы в работе с детьми принципы деятельностного подхода, требуемого новыми Стандартами? Да - 89% Нет - 11% Приведите примеры деятельностного подхода в соей работе: Работа с информацией Само-взаимоконтроль Взаимопроверка Консультанты Целеполагание Смысловое чтение Работа в парах, в группах Выход за рамки своего предмета Самостоятельное «открытие детьми» нового знания Проектная деятельность Исследование


Понимание учителем результата занятия. Владение учителем инструментом оценивания для оценки нового результата. Организация учителем групповой работы учащихся: как делить на группы, распределение ролей в группе, нормы работы в группе. Разработка практико-ориентированных, проблемных и т.д. заданий самим учителем/группой учителей. Наличие разных вариантов помощи учащимся при организации их самостоятельной работы над заданием. Понимание уровня и способов работы с информацией для учащихся. Подготовка разных вариантов источников информации для организации самостоятельной работы. Создавать условия (не мешать) для самостоятельного выбора учащимися заданий и форм его выполнения. Сотрудничество с коллегами не только своего предмета: эксперты по тем или иным вопросам, наблюдатели за работой групп и т.д. Увеличение доли самостоятельной работы школьников. Уменьшение доли фронтальных форм работы на уроке.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать и важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах четырёх пилотных школ Туринского городского округа (№ 1,2,3, Ленская СОШ). С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (в 1 классах) введение Стандарта является обязательным.

Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

  • в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
  • во 2-4 классах – 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе – 33 учебные недели;
  • во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

  • обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
  • внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
  • < Назад
  • Вперёд >

Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа»

1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.

5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

ПЕРЕХОД НА НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Воронежский государственный педагогический университет

Одним из элементов модернизации российского образования является переход на новое поколение образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 г. по Федеральным государственным образовательным стандартам начнут работать высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также начальная школа. Для системы высшего образования РФ – это уже третье поколение стандартов, для школы – второе. История внедрения образовательных стандартов довольно долгая и имеет несколько этапов. В начале 1990 годов, у государства было ожидание, что с переходом на рыночную экономику в стране будет развиваться негосударственное образование. Возникал вопрос – как регулировать негосударственную сферу образования в условиях либерализации? Отсюда и возникла идея образовательных стандартов, как нормативных документов, которые должны будут регулировать сферу образования. Первые стандарты были разработаны для системы высшего профессионального образования, затем они распространились и на другие уровни образования.

Если посмотреть, какова история образовательных стандартов в западных государствах, то следует отметить, что до конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты, как инструмент повышения качества образовательных результатов образования, не применялись. В ряде европейских стран реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. На десятилетие раньше, с середины 1980-х гг., стандарты образования начали внедряться в США.

Какими же факторами объясняется переход российского образования на ФГОС нового поколения и в чем их отличие от ныне действующих стандартов?

Прежде всего, это те существенные изменения, которые произошли в современном обществе в последнее время. «В условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии», – говорит министр образования и науки РФ А. Фурсенко. В этой связи возникает необходимость изменить парадигму: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Должна поменяться и роль учителя. Он не может быть только ретранслятором знаний. Его главная задача – сформировать у обучающихся такие компетенции, которые помогут им самостоятельно приобретать знания и уметь применять их в практической деятельности.

Задачи, стоящие перед современной школой, нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из ее направлений является повышение качество образования, которое и должны обеспечить новые образовательные стандарты. Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Новые государственные образовательные стандарты общего образования подготовлены в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением практических работников . В основу разработки стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. При этом стандарты разрабатывались как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающие: сохранение единства образовательного пространства России; равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; преемственность ступеней общего образования.

Школьные образовательные стандарты базируются на двух основаниях. Это Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является идеологической и методологической основой новых школьных стандартов. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Разработчиками Концепции являются директор издательства «Просвещение» А. М. Кондаков, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. А. Я. Данилюк, директор института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков.

К числу базовых национальных ценностей российского общества этот документ относит: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство и литературу, природу, человечество. Эти национальные ценности, по мнению авторов документа, должны определять идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Раздел «Требования к структуре основных образовательных программ» определяет, какой должна быть по содержанию и структуре основная образовательная программа, а также какова доля инвариантной и вариативной частей (для начальной школы обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования).

ФГОС определяет, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Резюмируя, выделим основные особенности новых образовательных стандартов:

1. Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС.

2. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании.

3. Изменилась структура стандарта (совокупность требований).

4. Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.

5. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные).

6. ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход).

7. Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

8. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.

9. Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса.

10. Представлены широкие возможности реализации этнокультурной оставляющей ФГОС.

11. Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

12. ФГОС декларирует необходимость создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

2010 – Год учителя в России//Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С.91.

«Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернская средняя общеобразовательная школа №1»
«Развитие профессионализма учителя как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго поколения»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности современного учителя в свете ФГОС»

Подготовила: Зиборова М.М. – учитель биологии высшей

Чернь, 2013

Переход на новые стандарты образования в основной школе.

Профессиональные компетенции учителя в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Одним из ключевых направлений является совершенствование профессионального мастерства учителя. Задача состоит в том, чтобы в школе работали учителя, обладающие ключевыми компетенциями и способные сформировать у своих учеников основные умения учиться и организовывать свою деятельность.

Данные требования реализуются через новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, которые смещают акцент на получение учеником личностных, метапредметных и предметных результатов.

Переход на стандарты второго поколения осуществляется поэтапно.


  1. Начальная школа 2011-2012 учебный год
ФГОС начального общего образования

(утв. Приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373, внесены изменения приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357)


  1. Основное общее образование 2015-2016 учебный год
ФГОС основного общего образования

  1. Среднее (полное) общее образование 2020-2021 учебный год
ФГОС среднего (полного) общего образования

пока не принят.

Для перехода на работу по стандартам второго поколения должны быть обеспечены критерии готовности на трех уровнях (федеральный, региональный, школьный).

· Создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

· Создание финансово-экономического обеспечения.

· Создание организационного обеспечения.

· Создание кадрового обеспечения.

· Создание информационного обеспечения.

· Создание материально-технического обеспечения

Соответствие образовательного учреждения этим критериям позволяет эффективно вести работу по внедрению ФГОС. Основная работа по реализации новых стандартов ложится на учителей школ. Большое внимание ОУ должно быть уделено созданию кадрового потенциала. Нужно помнить, что большинство школ работало по традиционной системе.

Развитием понятия учебного предмета является включение в него не только части содержания, которую нужно усвоить, но и средства для усвоения содержания учащимися. Основным способом усвоения содержания до сих пор является традиционное обучение, основанное на изложении содержания учебного предмета учителем и восприятием этого изложения учениками. Причем изложение знаний направлено не на конкретного ученика, а некоторого усредненного учащегося. При традиционном обучении единственным источником новых знаний для ученика является учитель и основная задача учителя передать эти знания ученику. Ответственным за передачу знаний является учитель. Поэтому после изучения нового материала идет его закрепление, контроль, корректировка, оценивание.

Реформа школьного образования предполагает переход с объяснительного на деятельностный метод обучения. Это невозможно сделать в рамках традиционного подхода. При деятельностном подходе ученики не пассивные получатели знаний по предложенной учителем схеме, а активные участники его получения. Поэтому учитель, организуя совместную деятельность с учениками, мотивирует, побуждает, организует, координирует, создает, помогает, управляет, стимулирует.

Основной подход состоит в том, что ребенок в активной деятельностной форме осваивает знания, а также приобретает надпредметные навыки работы (универсальные учебные действия).

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе.

Переход к деятельностному подходу в обучении меняет роль учителя в учебном процессе. Появляются следующие новые роли:

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Не принимает решения и не дает готовых ответов.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель обладает педагогическим тактом, наблюдательностью и рефлексией.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика (3).

Кроме определенной роли в образовательном процессе учитель выстраивает свою собственную концепцию работы на основе следующих факторов.

· Выбор методов обучения.

· Предпочтение тех или иных видов поощрения или наказания.

· Подбор средств воспитания.

Большую роль играют личные качества учителя: манера поведения, реакция на педагогические ситуации, индивидуальный темп работы, эмоциональность.

В связи с таким подходом по-новому встает вопрос о преемственности обучения в начальной и основной школе. В начальной школе ученики привыкают к индивидуальному стилю работы учителя, и это способствует взаимопониманию, эффективной коллективной работы и получением результатов.

В (2) отмечается, что учебное сотрудничество представляет собой четыре линии:

1) учитель-ученик;

2) ученик-ученик;

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе;

4) учитель-учительский коллектив.

С переходом в основную школу, с началом работы учителей-предметников, эти линии взаимодействия становятся неоднородными. Например, может сложиться так, что взаимодействие учитель-ученик будет меняться с переходом с изучения одного предмета на другой. Можно предложить несколько способов смягчения этой ситуации. Один из них – это шестилетняя начальная школа. Второй – это использование педагогических технологий, в частности, открытых образовательных технологий (4). Они позволяют учителю и ученику максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.

Открытые образовательные технологии имеют следующие особенности.

· Они являются рамочными технологиями, построенными по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии.

· Опыт работы многих учителей-предметников показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах.

· Технологии не слишком сложны в освоении, не требуют новых учебников и рабочих тетрадей, хорошо сочетаются со способами работы каждого учителя и классно-урочной системой школы, не требуют длительного специального обучения.

Хорошие результаты дает использование проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Общее правило разработки проблемной ситуации: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи.

Наиболее распространенный вариант проблемной ситуации возникает тогда, когда учащийся сталкивается с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Другой вариант возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией.

Ещё один вариант проблемных ситуаций возникает при затруднении учащегося в обосновании и осознании выполняемых им действий. Конечно, перечень примеров, раскрывающих способы создания проблемных ситуаций, отнюдь не исчерпывается вышеперечисленными.

Таким образом, перед учителями школы стоит серьезная задача по развитию новых компетенций и организации учебного процесса на деятельностной основе.


Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации не-определенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способ-ность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2. Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

Ценности, принципы и цели.

Профессиональные качества.

Ключевые компетенции.

Педагогические методы, способы и технологии.

Профессиональные позиции.

3. Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

Свобода учащегося быть самим собой;

Каждый человек обладает своим «совершенством»;

Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

Индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его спо-собностям, интересам и возможностям;

Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в макси-мальной степени может способствовать его развитию.

4. Профессиональные качества:

Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и уча-щихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

Иметь развитую способность к критике и рефлексии;

Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безли-ким;

Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответствен-ность за результат, любознательность, способность к кооперации и

диалогу и т.п.

Демонстрировать увлеченность своим предметом;

Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

5. Профессиональные компетенции учителя.

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

6. Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому плани-ровать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответст-венности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

 Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, исто-рию и культуру каждого народа

 Любящий свою Родину

 Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение

 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

 Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

7. Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей сре-ды»

Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, (само-стоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Участие детей в различных формах дискуссии.

Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

Позволять строить картину мира на основе своего понимания и куль-турных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться выказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный ре-зультат.

Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но являет-ся первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

8. Основные компетенции современного учителя.

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Уметь организовать понятийную работу учащихся.

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.



Поделиться