Наблюдательность как профессионально важное качество человека. Приемы профессионально-психологической наблюдательности

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Вон Хо. Социально-психологическая наблюдательность и ее формирование у врача: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.05 Москва, 2007 173 с. РГБ ОД, 61:07-19/549

Введение

ГЛАВА 1. Современное состояние изучения проблемы социально-психологической наблюдательности в работе врача 12

1.1 Психологическая наблюдательность как предмет социально- психологического исследования 12

1.2. Социально-психологическая наблюдательность и интерпретация личности партнера по общению 24

1.3. Социально-психологическая наблюдательность как профессионально важное качество врача 34

Выводы по первой главе 48

ГЛАВА 2 Методы и ход эмпирического исследования социально-психологической наблюдательности у врачей 50

2.1.Методологические основы, гипотеза и этапы исследования 50

2.2 Разработка модели социально-психологических характеристик пациента, важных для интерпретации врачом 53

2.3 Общее описание технологии исследования социально-психологических характеристик пациентов 55

2.4. Результаты психологической диагностики испытуемых-пациентов 77

2.5 Разработка анкеты, включающей в себя основные социально-психологические характеристики пациентов...88

Выводы по второй главе: 92

ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования социально-психологической наблюдательности у вра чей и ее изменения в результате развивающего обучения . 94

3.1 Описание процедуры,изучения начального уровня социально-психологической наблюдательности у врачей-испытуемых 94

3.2 Разработка теоретического и практического курса по развитию социально-психологической наблюдательности у врачей 99

3.3 Статистическая обработка и анализ результатов исследования 109

Выводы по третьей главе 131

Заключение 134

Библиография 140

Введение к работе

Актуальность исследования.

Благополучие страны зависит от большого количества факторов, но, безусловно, одним из важнейших является здоровье ее граждан. В России в последние несколько лет заметен поворот на улучшение общей системы здравоохранения и качества медицинской помощи - это и повышение профессиональной подготовки врачей, и улучшение финансового благополучия, как медицинского персонала, так и медицинских учреждений. Стало очевидно, что частью государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения.

Многие специалисты указывают на актуальную потребность в улучшении качества медицинских услуг населению (В.А. Корзунин, СВ. Монакова, Б.А. Ясько), и, чаще всего, здесь основное значение принадлежит не оснащенности медицинского учреждения новейшим оборудованием, а индивидуальным и социально-психологическим качествам врача, их влиянием на эффективность и результативность профессиональной деятельности. И, прежде всего, как указывает Л.А.Лебедева, это относится к врачам-терапевтам, т.к. больные терапевтического профиля составляют значительную группу в структуре заболеваемости.

Восприятие и понимание врачом пациента - необходимый компонент его профессионального общения. Врач обязан понять не только состояние и настрой пациента, но и определить меру его возможности быть активным, заинтересованным и ответственным партнером по организации процесса лечения. Социально-перцептивная компонента - важнейшая профессиональная составляющая его деятельности. Вышесказанное обуславливает общественный интерес к проблеме.

Наиболее активно в российской психологии наблюдательность изучалась у педагогов (Я.Л. Коломинский, Г.И. Кислова, Г.А. Ковалев,

В.Н. Козиев, Т.С. Мандрыкина, Л.А. Регуш, Л.В. Лежнина, Л.В.Колодина, А.А.Родионова и др.), практических психологов (Л.А. Регуш, В.А. Лабунская и др.), государственных служащих (И.В. Кулькова, Е.В. Морозова и др.), и, конечно, врачей (Л.А. Регуш, Л.Б.Лихтерман и др.)

Социально-психологическая наблюдательность анализируется нами как сложное образование, включающее мотивационный, перцептивный, когнитивный, эмпатийный, рефлексивный и прогностический компоненты.

С процессуальной стороны социально-психологическая наблюдательность проявляется в процессе социально-психологической интерпретации, объектом которой служит внешний облик человека (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов), невербальное поведение (В.А. Лабунская), вербальный и невербальный текст общения (Е.А. Петрова), экстра- и паралингвистические особенности голоса и речи (В.П. Морозов) и др. Результатом процесса выступает познание социально-психологических особенностей наблюдаемого человека, понимание переживаемых им психических состояний и отношений.

Таким образом, актуальность изучения социально-психологической наблюдательности врача связана и с общественным запросом, и с логикой развития научного знания по проблеме.

Цель исследования - изучить особенности социально-психологической наблюдательности врачей-терапевтов и предложить технологию ее повышения в отношении важных для взаимодействия врача и пациента характеристик.

Объект исследования: практикующие врачи-терапевты с разным стажем работы.

Предмет исследования: социально-психологическая

наблюдательность врача в отношении пациента и возможности ее формирования.

Гипотеза исследования: уровень социально-психологической наблюдательности у врачей зависит от пола и от стажа работы врача и поддается развитию в процессе специально организованного обучения в отношении ряда социально-психологических характеристик пациента.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

в теоретическом плане: обобщить существующие подходы и проанализировать современное состояние проблемы, дать определение социально-психологической наблюдательности врача, разработать модель социально-психологических характеристик пациента, важных для взаимодействия с врачом;

в методическом плане: осуществить подбор комплекса психодиагностических методик с целью определения социально-психологических характеристик испытуемых - пациентов и разработать инструментарий для определения уровня социально-психологической наблюдательности врача;

в эмпирическом плане: 1) создать технологию определения уровня социально-психологической наблюдательности у врачей различного пола и стажа работы; провести эмпирическое исследование проблемы; 2) разработать и обосновать программу (тренинг) повышения социально-психологической наблюдательности врача, апробировать и доказать ее эффективность на экспериментальной группе в сравнении с контрольной.

Для решения поставленных задач использовался ряд социально-психологических методов (интервью, опросники, тесты, видеонаблюдение, контент-анализ и пр.) и методик, а именно:

Для психодиагностики пациентов тест СЖО «Тест смысло-жизненных ориентации» (Д.А.Леонтьев); Многофакторный личностный опросник (16 PF) Р.Кеттелла; тест-опросник «Уровень субъективного контроля Дж. Роттера» - УСК (адаптация Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной,

А.М.Эткинда); тест-опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ); Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; шкала-опросник для определения индивидуальной внушаемости; тест «Ваш психологический возраст»; анкета «Ваше отношение к здоровому образу жизни» (Л.М. Астафьев), опросник «Уровень выраженности инфантилизма» УВИ (А.А. Серегина, 2005), для определения характеристик микро-социального окружения человека и стереотипности их представлений в отношении некоторых заболеваний - разработанная нами анкета пациента (Ли Вон Хо, 2005);

для диагностики социально-психологической

наблюдательности врача, специально разработанный нами опросник

СПНВ (Ли Вон Хо, 2006)

Методологической основой исследования послужили общенаучные принципы системного подхода, принципы историзма и развития, принципы единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.).

Теоретическую основу нашего исследования составили работы по социальной психологии общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.А. Петрова, Л.Б. Филонов, Я.А. Коломинский, Е.А. Орлова и др.), а именно:

Социально-перцептивный подход (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, В.Н.Куницина и др.);

Теории невербального поведения и невербальной коммуникации (В.Беркинбил, Р.Бердвистелл, В.А.Лабунская, Е.А.Петрова, Дж.Ниренберг, Г.Калеро, А.Пиз, В.П.Морозов, В.В.Куприянов, Е.В.Фетисова, А.М.Щетинина и др.);

Визуальная психосемиотика общения (Е.А.Петрова)

Частные модели функционирования и развития психологической наблюдательности у человека (Л.А. Регуш, И.В. Кулькова),

Теории взаимосвязи наблюдательности Л.А. Регуш, А.А. Родионова, И.В. Кулькова, Л.В. Лежнина и др.), психологической проницательности (А.А.Борисова, В.Г. Зазыкин) и профессионально важных качеств.

Надежность полученных результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением взаимодополняющих методик изучения психологической наблюдательности, использованием большого числа показателей, характеризующих индивидуально-психологические особенности испытуемых, статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами (корреляционный анализ, Т-критерий Стьюдента и непараметрические критерии выявления значимости различий и др.).

Общий объем выборки - 177 человек в возрасте от 19 до 62 лет. Из них - 97 врачей экспериментальной выборки в возрасте от 25 до 43 лет - постоянно работающие врачи-терапевты районных поликлиник г. Москвы со стажем профессиональной деятельности от 8 месяцев до 17 лет; 32 врача составили контрольную выборку. А также 40 пациентов -мужчин и женщин в возрасте от 19 до 62 лет, обращающиеся в районные поликлиники г. Москвы за медицинской помощью.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

    Проанализировано современное состояние изучения психологической и социально-психологической наблюдательности; дано определение понятия «социально-психологическая наблюдательность врача».

    Выявлены половые различия развития социально-психологической наблюдательности: у женщин-врачей по сравнению с мужчинами-врачами в целом показатели выше.

    Показано, что при этом врачи-мужчины более точны в интерпретации таких характеристик как: тип пациента, результативность жизни, властность, подозрительность, а женщины-врачи в отношении характеристик: семья, профессия, жизненные цели, важность здоровья, вера в бога, локус контроля в сфере здоровья, общительность, социальная эмоциональность, социальная эргичность.

    Обнаружено, что уровень социально-психологической наблюдательности у врачей с профессиональным стажем от 3 до 7 лет -самый высокий; у врачей со стажем от 7 до 17 лет - средний, а у молодых специалистов (со стаж до трех лет) - самый низкий.

    Доказано, что врачи со стажем работы от 3 до 7 лет наиболее точны в таких социально-психологических характеристиках как: самостоятельность, локусы контроля общий и в сфере здоровья, общительность, инфантильность, профессия, социальный уровень, подозрительность; врачи со стажем от 7 до 17 лет более наблюдательны в отношении возраста, психологический возраста, национальности, семьи, веры в бога, конфессии, внушаемости пациента; а врачи со стажем до 3 лет наиболее наблюдательны в характеристиках: эмоциональная насыщенность жизни, социальный темп, социальная пластичность, социальная эргичность, социальная эмоциональность, властность.

    Экспериментально показана эффективность метода «обратной связи» как технологии самокоррекции врачом результатов социально-психологической интерпретации пациента. Выявлено, что с опытом обратной связи происходит увеличение точности суждений по следующим характеристикам: возраст, национальность, психологический возраст, мера самостоятельности-инфантильности, внушаемость, подозрительность, властность, общительность пациента.

7. Обоснована и подтверждена эффективность программы курса «Социально-психологическая наблюдательность врача», предложенной и апробированной нами. Показана ее действенность в повышении уровня социально-психологической интерпретации врачом ряда социальных, социально и индивидуально-психологических характеристик пациента (национальность, профессия, социальный уровень ценность здоровья, стереотипность представлений о болезни, локус контроля в сфере здоровья, внушаемость, психологический возраст, мера его социальной самостоятельности или инфантильности, общий локус контроля локус контроля жизни, социальная эмоциональность, эмоциональная насыщенность жизни, общительность).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-психологическая наблюдательность врача как
способность распознавать характеристики и состояния пациента через их
внешнее выражение является важным профессиональным умением,
необходимым для выстраивания оптимальной стратегии взаимодействия
и общения с пациентом с целью максимально эффективной технологии
его излечения. Развитая социально-психологическая наблюдательность
позволяет врачу определить степень готовности пациента вступить во
взаимодействие, понять его эмоциональное состояние, определить
намерения. Таким образом, социально-психологическая
наблюдательность влияет не только на процессуальную сторону
общения, на способность устанавливать и поддерживать контакты, но и
эффективно осуществлять излечение.

2. Социально-психологическая наблюдательность врача
направлена на восприятие и понимание в процессе профессионального
общения типологических особенностей пациента, его ценностных
ориентации, установок и представлений в отношении здоровья, развития

ряда важных для процесса организации лечения социально-психологических характеристик личности.

3. Социально-психологическая наблюдательность врача зависит от
его индивидуально-психологических характеристик, стажа его
профессиональной деятельности и пола, наличия профессиональных
знаний о внешних признаках человека, имеющего то или иное
заболевание, о социально-психологических и возрастных
психологических особенностях пациентов, проявляющихся у больного в
отношении к себе и постигшей его болезни.

4. Повышение уровня социально-психологической
наблюдательности выявляется у практикующих врачей в результате
опыта «обратной связи», а также в результате специально-
организованного тренинга по следующим характеристикам: ценность
здоровья, стереотипность представлений о болезни, локус контроля в
сфере здоровья, внушаемость, психологический возраст, мера его
социальной самостоятельности или инфантильности, общий локус
контроля локус контроля жизни, социальная эмоциональность,
эмоциональная насыщенность жизни, общительность.
Более точной
становится социально-психологическая интерпретация общих
социальных характеристик пациента, таких как: национальность,
профессия, социальный статус.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного нами исследования вносят определенный вклад в социальную психологию общения и личности, психологию наблюдательности, психологию профессиональной медицинской деятельности и общения. Нами подтверждено, что построенное по определенной программе обучение врачей приводит к значимому увеличению уровня их социально-психологической наблюдательности по сравнению с изначальным и с контрольной выборкой.

Психологическая наблюдательность как предмет социально- психологического исследования

Изучению наблюдательности посвящено не так много психологических работ, довольно часто ее изучение происходит сквозь призму профессии, т.е. исследования посвящаются психологической наблюдательности конкретного специалиста: практического психолога (Л.А. Регуш, 1996), государственного служащего (И.В. Кулькова, 1996), педагога (так называемой педагогической наблюдательности) (Г.А. Ковалев, 1978; Г.И. Кислова, 1994; Л.В. Лежнина, 1995; Е.В. Телеева, 1996; Л.В. Колодина 2000; А.А. Родионова, 2001), социального работника (А.А. Родионова, 2002), врача (Л.Б. Лихтерман, 2004; Л.А. Регуш, 2001).

Психологическая наблюдательность в основном понимается как способность точно понимать индивидуально-психологические особенности другого человека по его внешности и невербальному поведению (Е.В.Морозова, 1995, И.В.Кулькова, 1996, А.А.Родионова, 2001 и др.).

Считается, что первой и самой полной работой, посвященной наблюдательности, является монография Б.Г.Ананьева «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написанная еще в 1940 г. Наблюдательность понимается им как «совокупность личностных качеств и способностей человека, необходимых для наиболее продуктивного, творческого наблюдения», а также как «свойство личности, проявляется в умении подмечать существенные, характерные, в том числе мало заметные стороны людей, явлений, предметов. Она предполагает наличие у человека таких личностных качеств как инициативность, внимательность, любознательность, сообразительность, настойчивость» (Б.Г.Ананьев, 1940). Для наблюдения характерны следующие черты: целевая установка, избирательность, интерпретация впечатлений, планомерность его проведения. В работе Б.Г.Ананьев указывает на необходимые условия для развития наблюдательности - это выработка сознательной установки на наблюдение, правильная организация наблюдения (обязательная постановка задачи, систематичность, обязательная фиксация и интерпретация наблюдаемого).

Л.А. Регуш описывает наблюдательность как психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса (Л.А.Регуш, 2001, С.93).

Она считает, что в психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки (Л.А.Регуш, 2001, С.95).

Ей также всесторонне рассмотрены специфические особенности наблюдательности в профессиях типа «человек-человек», что является важным для нашего исследования, однако, их описание нам видится уместным представить в третьем параграфе данной главы.

И.В.Кулькова (1996) определяет психологическую наблюдательность в общеличностном аспекте как совокупность личностных качеств и способностей человека, проявляющихся в умении распознавать особенности поведения других людей, как внешнее выражение их индивидуальных характеристик и состояний.

В кандидатской диссертации И.В.Кульковой предложила и модель функционирования и развития психологической наблюдательности. Описанная модель раскрывает особенности познавательных процессов, необходимые для успешного выполнения деятельности по наблюдению; качества личности, детерминирующие наблюдательность; закономерности межличностной перцепции и рефлексивные знания; а также и умения, необходимые для развития наблюдательности (И.В. Кулькова, 1996, С.94-108).

В структуре психологической наблюдательности она выделяет следующие компоненты: перцептивный, мотивационный, когнитивный, эмпатийный, рефлексивный и прогностический компоненты (там же, С. 113-116).

В основе перцептивного компонента лежит те качества перцепции человека, которые образуют механизм дифференцированного и быстрого реагирования на сенсорную информацию. Умение различать признаки, через которые человек выражает себя, и выделять существенные, содержащие важную информацию. Избирательное, целенаправленное восприятие позволяет наблюдателю видеть один и тот же объект восприятия то как фигуру, то как фон, выделять из множества признаков только соответствующие цели наблюдения.

Социально-психологическая наблюдательность и интерпретация личности партнера по общению

Термин, «социально-психологическая наблюдательность», хоть и не так часто, как «психологическая наблюдательность», но все же употребляется в психологической литературе. В социальной психологии ХХ-века ученые обращались к проблематике социально- психологической наблюдательности изучая либо социально-психологические свойства личности (Г.М.Андреева, М.И.Бобнева, Ю.М.Жуков и др.); либо исследуя социально-перцептивные процессы и выявляя факторы, обеспечивающие успешность наблюдения, повышающие точность восприятия образа партнера по общению, раскрывающие роль внешности и невербального поведения человека в формировании представления о его личности (А.А.Бодалев, И.В. Кулькова, И.В. Кислова, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, Л.А.Регуш, А.А. Родионова и др.).

Первым понятие социально-психологической наблюдательности ввел Я.Л. Коломинский в статье «Экспериментальное исследование социально-психологической наблюдательности учителя» в 1975 году (С.239-240). Подробно такой вид наблюдательности описан в его же монографии «Психология взаимоотношений в малых группах» (1976) как дифференциальная характеристика личности, особенно важная для деятельности в системе «человек-человек». Правда об этом писал еще Вундт (1894), что она (социально-психологическая наблюдательность) заявляет о себе в ситуации решения задач, связанных с взаимоотношениями людей (Вундт М., с. 180).

А.Л.Журавлев рассматривает социально-психологическую наблюдательность в рамках социальной перцепции. «В процессе восприятия человека, - пишет он, - важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности - свойству личности, позволяющему ей успешно улавливать малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, вбирающая некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности» (А.Л.Журавлев, 2004, С. 101).

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензитивностъ связана со способностью воспринимать собеседника с одновременным запоминанием содержания характеристик личности и ситуации общения (по определению А. А. Бодалева - это «различительная точность» (Бодалев, 1982). Теоретическая сензитивностъ предполагает выбор и использование наиболее адекватных теорий для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивностъ позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение (по А.А.Бодалеву, это «стереотипная точность»). Идеографическая сензитивностъ связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцировании ее от общих характеристик групп (Емельянов, 1985)» (А.Л.Журавлев, 2004, С.102)

Зачастую социально-психологическая наблюдательность рассматривается в структуре социально-перцептивных способностей, которые понимаются как личностное образование связанное с многообразными подструктурами личности, которые опосредуют процесс отражения отношений, обращения, всю ситуацию общения (И.А. Иванова, 2004, С.74-79).

Так, в частности, И.В. Лабутова (1990), изучая детерминанты успешного педагогического общения, включает в структуру коммуникативных способностей личности социально-перцептивные способности, навыки и умения, к которым автор относит эмпатию, социально-психологическую наблюдательность, социально психологическую рефлексию, социально-психологическую перцепцию, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность.

В.А.Лабунская (1990) социально-психологическая наблюдательность включает социально-психологическую компетентность личности. «Для всего процесса познания, - пишет она (с. 178-179), - всего процесса общения, особое значение занимает такое социально-психологическое свойство личности как социально-психологическая компетентность (Жуков Ю.М., Петровская Л.А.), которая определяется посредством описания ряда составляющих способностей». К таким способностям автор относит социальный интеллект (Анцыферова Л.И., Лепихова А.А., Кандрашева Э.А., Южанинова А.Л.), интеллект межличностных отношений (Обозов Н.Н.), психологическая проницательность (Корсунский Е.А.), социально-психологическая наблюдательность (Ворошилова СБ., Коломинский Я.Л., Регуш Л.А.), социально-перцептивные умения и навыки (Кондратьева СВ.), общие социально-перцептивные способности (Ковалев Г.А., Стрелкова Н.Э., Южанина А.Л.)

И. А. Иванова (2004) в своем исследовании структуру социально-перцептивных способностей представляет следующим образом: 1) способность понять другого человека; 2) способность к эмпатии; 3) способность к психологической проницательности на уровне сенсорно-перцептивного отражения и на уровне представлений 4) развитая сензитивность; 5) способность к наблюдательности (способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные и малозаметные свойства предметов или явлений); 6) способность к идентификации (С.74-79).

Разработка модели социально-психологических характеристик пациента, важных для интерпретации врачом

С целью выделения социально-психологических характеристик, которые предполагалось использовать в экспериментальной части работы для оценки и развития социально-психологической наблюдательности, нами использовался теоретический анализ литературы и предварительный опрос врачей. Это позволило нам составить исходный список характеристик (№ 327), важных для понимания врачом-терапевтом пациента.

Затем мы пригласили семь экспертов - психологов (преподаватели социальной психологии, кандидаты и доктора наук) и предложили им отобрать нужные для исследования характеристики, а затем провести их контент-анализ.

В результате контент-анализа были получены три основные группы характеристик: I. Характеристики социально-групповой принадлежности П. Характеристики микро - социального окружения человека III. Социально-психологические характеристики личности:

К характеристикам социально-групповой принадлежности были отнесены: Пол (мужской - женский); Возраст (биографический); Этнические особенности (национальная принадлежность) Социальный уровень (положение в обществе: работающий -безработный, учащийся, пенсионер и т.д.); Профессиональная принадлежность (в соответствии с типологией Е.А. Климова). И. Микро - социальное окружение человека включало - семейное положение, наличие близких, присутствие эмоциональной поддержки или одиночество. III. Социально-психологические характеристики личности объединили: Мировоззрение (верующий или атеист, тип веры); Типы личности по доминирующей установке, по отношению к болезни, врачу и лекарствам; Место здоровья в системе ценностей человека; Мера стереотипности социальных представлений о возможном излечении при определенных типах болезней (СПИД, гепатит, наркомания, алкоголизм, рак и т.д.); Смысло-жизненные ориентации и цели человека (хочет ли жить дальше, есть ли в жизни цель); Психологическое время личности; Социально-психологические качества личности (открытость, коммуникабельность, оптимизм); Мера подверженности социальному влиянию (внушаемость); Социальный инфантилизм; Локус контроля (внешний - экстернальный или внутренний -интернальный); Темперамент (его проявление в социальной сфере).

Следующим этапом являлась оценка нашими экспертами степени соответствия приводимых выше показателей реальным социально-психологическим характеристикам личности, выделяемым в современной социально-психологической науке. Так как ответы наших экспертов были бинарны («да» или «нет»), а не дифференцированы, нам не потребовалось использовать статистические методы для определения уровня согласованности экспертных оценок.

Те, профессии, которые нам указали в анкетах испытуемые, мы соотнесли с типологией профессий, предлагаемой Е.А. Климовым, для облегчения распознавания их испытуемыми-врачами. Это профессии: 1) Человек - живая природа; 2) Человек - техника; 3) Человек - знаковая система; 4) Человек - человек; 5) Человек - художественный образ.

«Человек - живая природа». Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Среди профессий типа "человек - природа" можно выделить профессии, предмет труда которых - растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

«Человек-техника». Ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств: технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить: профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов; профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

«Человек-человек». Здесь главный, ведущий предмет труда -люди. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с медицинским и информационным обслуживанием.

«Человек - знаковая система». Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Сюда относятся следующие профессии: связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием; связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов; где предметом труда являются числа, количественные соотношения.

Описание процедуры,изучения начального уровня социально-психологической наблюдательности у врачей-испытуемых

По договоренности врачи-испытуемые приглашались в специально оборудованную аудиторию для просмотра видеозаписи (она была сделанная ранее, см. описание во второй главе) с 20 испытуемыми-пациентами и заполнения анкеты.

В каждой группе врачей-испытуемых было по 5-7 человек, чтобы с ними успевал работать экспериментатор.

Во всех сериях исследований принимали участие два специалиста: первый - непосредственно экспериментатор, второй - помощник, осуществлявший запись пациентов и ее дальнейшее воспроизведение по команде экспериментатора.

Длина одного ролика, с ответами на идентичные вопросы, составляла пять-девять минут, в зависимости от скорости речи пациента и развернутости ее ответов.

Исследования (имеется ввиду первичное и итоговое исследование, после прохождения курса обучения, а также с каждой подгруппой врачей-испытуемых) занимали порядка 3-3,5 часов, с двумя перерывами, во избежание утомляемости врачей-испытуемых. Во всех исследованиях участвовали одни и те же экспериментатор и помощник. Исследования проводились во второй половине дня в одинаковое время.

Каждому врачу-испытуемому предлагалась 20 одинаковых, пустых анкет для оценки каждого пациента, а также ручки двух цветов. Одна предназначалась для проставления в анкете знаков в графах самим врачом-испытуемым на основе интерпретации социально-психологических характеристик. Второй ручкой (другого цвета) мы предлагали врачам проставить данные результатов объективной диагностики (полученных с помощью совокупности методик, см. главу 2) по испытуемым-пациентам.

После каждого предъявления видеозаписи с ответами пациента, врачам-испытуемым давалось время, чтобы оценить и проставить в анкете, в соответствующих местах, пометки.

Далее мы сообщали испытуемым результаты объективной диагностики черт пациентов, которые также сразу помечались в анкете. Врачам давалось некоторое время, чтобы понять, в оценке каких социально-психологических характеристик они были правы, а в каких ошибались.

Тем самым, уже при начальной диагностике социально-психологической наблюдательности врачей-испытуемых мы ввели элементы развития социально-психологической наблюдательности. Результаты статистической обработки полученных данных позволили подтвердить нашу гипотезу. Он состояла в следующем: если испытуемым давать возможности для оценки точности своих наблюдений и самокоррекции, то в результате произойдет увеличение точности социально-психологической интерпретации. Действительно, таким образом построенный процесс интерпретации пациентов, позволяет значимо повысить уровень развития социально-психологической наблюдательности у врачей (таблица № 3.1).

Таблица № 3.1 позволяет сделать вывод, что средняя величина наблюдательности испытуемых при оценки последних пять испытуемых при первичной диагностике социально-психологической наблюдательности (0,5378) выше, а стандартное отклонение (0,09274) меньше соответствующих показателей (при сравнении с результатами диагностики первых пяти испытуемых) (р=0,011). Это подтверждает факт, что испытуемые-врачи в процессе первичной диагностики испытуемых-пациентов (еще до прохождения обучения) увеличили уровень развития своей социально-психологической наблюдательности.

Анализ еще одной таблицы (см. приложение) позволят сделать, вывод, что от испытуемого к испытуемому значимого увеличения точности социально-психологической наблюдательности не происходит. Но если сравнить результаты оценки первых пяти и последних пяти пациентов-испытуемых, то мы вправе сделать вывод, что произошло количественное увеличение точности интерпретации у врачей социально-психологических характеристик испытуемых в целом (таблица № 3.1).

Необходимо также обратить внимание, что общий начальный уровень социально-психологической наблюдательности у врачей относительно невысок. Он примерно равен математически вероятностному (50%) и составляет, от 0,4962 при диагностике первых пяти, до 0,5378 при диагностике последних пяти испытуемых. Среднее значение данной серии исследования равнялось 0,5132, что противоречит представлению, о том, что специалисты профессий, связанных с постоянным общением и взаимодействием с людьми (А.А.Бодалев, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова), имеют более высокие показатели наблюдательности и интерпретации различных показателей личности, по сравнению с другими профессиями. С другой стороны, результат не является удивительным, ведь в нашем исследовании изучается степень развития социально-психологической наблюдательности у врачей, в то время как вузовское обучение предполагает прохождение курсов общей психологии, педагогики, а не социальной психологии.

Is tracked by us since October,. Over the time it has been ranked as high as 63 875 in the world, while most of its traffic comes from Ukraine! По мнению экспертов, занимающихся исследованиями в интернет-среде, самый популярный способ хорошо провести время в интернете за последние...

Где и как провести девичник? Провести девичник можно в любом месте, выбор которого зависит от той цели, которую вы преследуете - душевные беседы с подругами или бесбашенные танцы. Проверенное онлайн казино Азино 777...

رافیک سایت مورد نظر از محدوده تعیین شده بیشتر می باش! Что такое ИМХО. ИМХО (имхо, Имхо) – часто встречающееся в форумах и Интернет-конференциях. :名無しさん@お腹いっぱい。:2007/02/14(水)...

Любовь Успенская - Ставки сделаны. На зеленом сукне казино Что Российской империей. Большой выбор игровых систем для клубов: Ya888Ya, GlobalSlots, Superomatic, Champion, Stargame, Holytrade. Лучшее программное обеспечение для онлайн казино! На...

인 버튼 선택 하시면, 탐색기에 USB저장 장치가 보입니다. 갤럭시S 삼성 키스 Kies USB 연결, 인식 오류 해결하. Лучший способ отдохнуть – это погрузиться в игровые автоматы бесплатно. Как много. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского...

Экскалибур (гостиница и казино) → Большой каньон: 4 способа добраться. Билеты на автобусе от 5, на авто от, на авто и самолете от 0, на самолете и автобусе от 6. , время в пути. Казино - сооружение, в котором люди играют...

Осторожно! Если данное частное лицо предлагает вам взять быстрый кредит в огромных суммах под залог жилье – остерегайтесь. Онлайн казино кинг отличается большим ассортиментом специальных предложений и бездепозитный...

Какие детские развлечения Витебск предлагает,подскажет наш каталог! Детские парки,организация досуга для подростков. Детские развлекательные аттракционы, игровые автоматы (Украина, Киев) Вы ищете детские?...

Free EGT Slots Online. Here you can play FREE EGT casino slots online for fun and learning in your web browser. Choose the prefered casino game below and play free EGT games online. Buy Slots:Free Casino Slot Machine Games For Kindle Fire: Read 73 Apps & Games Reviews! Get 50 Free Spin No deposit bonus at partycasino a user friendly online Canadian Casino which features slots from several of the...

With its envious location on famed Bavaro Beach, the 24-hour all-inclusive Bavaro Princess All Suites Resort, Spa & Casino is extraordinary in size, with over? The Catalonia Bavaro Beach, Golf & Casino villas are surrounded by beautiful lakes and tropical gardens, it provides a cozy decor and a perfect setting for a wonderful stay. Welcome to ® Catalonia Royal Bavaro - Adults Only -...

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.

Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.

Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологические возможности и формирует необходимые качества.

Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая наблюдательность обеспечивает более глубокой и разностороннее изучение объекта наблюдения Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.

Психологическая наблюдательность в ряду общих требований к профессии психолога стоит на первом месте и является профессионально важным качеством.

Психологическая наблюдательность - это чувствительность в восприятии психологических явлений и других людей через внешнее выражение индивидуальных особенностей, характеристик и состояний. Психологическая наблюдательность понимается как совокупность личностных качеств и способностей человека, проявляющихся в умении распознавать особенности внешнего облика и поведения других людей. Психологическая наблюдательность человека влияет на процессуальную сторону общения, на его эффективность и объективность. Ее функция заключается в создании адекватного образа партнера по общению (Родионова А.А., 2003).

Психологическая наблюдательность предполагает наличие у наблюдателя хорошо развитых перцептивных, эмпатийных, когнитивных и прогностических компонентов психики. Иными словами профессиональная наблюдательность психолога включает в себя умение воспринимать, чувствовать, понимать и предвидеть поведение другого человека. Психолог аккумулирует наблюдения и использует все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного эмпатийного и когнитивного его понимания и повышения надежности предсказаний его чувств, мыслей и поступков (Регуш Л.А., 1996).

Психологическая наблюдательность - это способность к осуществлению наблюдения за поведением окружающих людей, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные психические особенности и их внешние проявления. Хороший наблюдатель обладает высокой сенситивностью, воспринимает другого человека и запоминает, как он выглядел, что говорил и что делал. При этом важно не забывать, что видеть, «держать глаза открытыми», слышать - еще не значит наблюдать, вести наблюдение в строгом значении этого слова. Наблюдать – это, значит, смотреть, присматриваться, приглядываться; слушать, прислушиваться. Говоря повседневным языком - "обращать внимание".



Видеть же действительность таковою, какова она есть, весьма и весьма непросто. Задумаемся над известными словами А.Н.Радищева: "Я взглянул окрест меня - и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Но ведь и до этого озарения в понимании и оценке воспринимаемого, он глядел "окрест себя", но чего-то все-таки не видел. Большинство же образованных коллег А.Н.Радищева, этого уровня восприятия окружающей действительности, этого эмпатийного понимания видимого так и не достигли. Наблюдательность включает умение чувствовать другого человека и сопереживать ему.

А. М. Эткинд (1983) обращал внимание на то, что в обыденной жизни, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовоспитания "горячие" акты оценок и переживаний имеют порой большее значение, чем "холодные" попытки объяснения. Спецификой психологической наблюдательности является способность отделить "сенсорно воспринимаемое" от "чувственно переживаемого", умение отделить то, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека (Сидоренко Е. В., 1995, с.100). От наблюдателя требуется формирование установки на объективность в оценках, непредвзятость в суждениях. Поэтический оборот А. С. Пушкина "ума холодных наблюдений" довольно точно отражает эту особенность психологического наблюдения.

Значение когнитивно-понятийных компонентов психики в деятельности наблюдения подчеркивал А. П. Болтунов. Он считал, что опытного наблюдателя можно уподобить "художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта поведения" (Болтунов А.П., 1926, с. 142).

В связи с этим важно учитывать следующие правила :

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и меняющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скоропалительных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку – стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого (Михалевская М.Б., 1985, с.7-8).

Говоря о прогностических компонентах психологической наблюдательности важно не забывать, что "в попытках прогнозировать индивидуальное поведение профессиональные психологи систематически отстают от непрофессионалов, наделенных опытом и разбирающихся в "человеческой природе" (Леонтьев В. В., 1990, с.111). Прогноз проявления какого-либо качества, совершения какого-либо поступка носит в психологии вероятностный характер. Сделать прогноз для одного конкретного случая еще сложнее. Людям вообще свойственно переоценивать, насколько хорошо один человек может предсказать поведение другого. "Имеются надежные доказательства того, что большинство наблюдателей замечают и помнят только 1% случаев правильного прогноза и игнорируют или отделываются поверхностными объяснениями, когда речь идет о 99% ошибочных предсказаний" (Купер К., 2000, с.26).

Предлагаем читателям пример интегрированного занятия курса «Мое профессиональное будущее». Данный курс направлен на формирование у учащихся навыков, позволяющих правильно выбрать профессию. Одной из задач курса является также повышение уровня психологической компетентности детей, поэтому занятия предъявляют высокие требования и к учителю в области знания психологии. Школьный психолог в связи с этим оказывает учителю помощь в проведении тех занятий курса, которые насыщены психологическими знаниями. Интеграция трудового обучения и психологии и тесное сотрудничество учителя и психолога в данном случае только обогащают уроки, делают их более содержательными и интересными для детей, повышают их развивающий потенциал.

Тема занятия:
«Наблюдательность как профессиональное качество человека»
(оригинальная авторская разработка)

Для того чтобы освоить любую профессию и успешно трудиться в ней, человек должен обладать и целенаправленно развивать в себе те личностные качества, которые являются особенно важными для данной профессиональной сферы. Сегодня внимание специалистов-практиков привлекает наблюдательность, как одно из профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек–человек». Это вполне объяснимо, ведь специалисты в этой сфере - учителя, врачи, психологи, следователи, менеджеры и др. - должны во многом опираться на наблюдение как метод познания другого человека и на свою собственную способность наблюдать.

Поэтому предлагаемое занятие посвящено наблюдательности как способности человека и профессионально важному качеству. Занятие дает ученикам возможность не только раскрыть для себя сущность этого качества и познакомиться с примерами наблюдательности в отношении других людей, но и увидеть возможности собственного целенаправленного развития и даже потренироваться в развитии наблюдательности.

Цели и задачи

К концу занятия ученики должны научиться:

Давать определение наблюдательности как качества человека;

Приводить примеры роли наблюдательности в различных сферах профессиональной деятельности человека;

Целенаправленно воспринимать и описывать особенности внешности человека на примере строения головы и лица.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1

Ведущий. Попробуйте, не глядя на соседа по парте, с которым вы просидели вместе несколько уроков, в течение двух минут описать (сделать пометки на листках), во что он сегодня одет и обут (особенности его гардероба сегодня).

(По итогам упражнения делается вывод: несмотря на то что мы видим другого человека в течение длительного времени, тем не менее мы можем и не увидеть его детально, полно и подробно.)

Ведущий. Это упражнение наглядно показало нам, как развито в нас такое качество человека, как наблюдательность. Наблюдательность - это способность детально видеть предмет или явление . В данном случае предметом нашего наблюдения был другой человек. Наблюдательность предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие чего-либо, проникновение в сущность предмета или явления.

Конечно, в нашей повседневной жизни слабо развитая наблюдательность нам особо не вредит (хотя иногда может и подвести). Однако она просто необходима в профессиональной деятельности, особенно для тех специалистов, которые работают в сфере «человек–человек», где работа связана с людьми, их воспитанием, обучением, лечением, обслуживанием или управлением.

Приведите, пожалуйста, примеры таких профессий (учитель, воспитатель, врач, следователь, адвокат, психолог, таможенник, продавец и др .).

Для представителей этих профессий важно во внешности и поведении увидеть признаки внутренние, увидеть состояние другого человека. Так, например, для врача значимыми становятся знания о внешних признаках заболеваний, об особенностях поведения людей при разных болезнях. Учителю на уроке важно уметь видеть признаки интереса у детей, проявления и переживания ими чувств и эмоций в отношениях с другими людьми (сверстниками, родителями, педагогами). Психологу необходимо при взаимодействии с другим человеком понимать его состояние и чувства, чтобы правильно отражать их и показывать свою эмоциональную сопричастность и отзывчивость.

Вот пример профессиональной наблюдательности женщины-адвоката, взятый нами из книги Сидни Шелдона «Гнев ангелов»:

«Она научилась по обуви определять характер человека и отбирала в присяжные людей, носивших удобную обувь, потому что они отличались покладистым характером… Дженнифер постигала язык жестов. Если свидетель врал, он трогал себя за подбородок, плотно сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха или теребил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженнифер, и она выводила лжеца на чистую воду ».

Прекрасными наблюдателями, как мы видим, являются прозаики и поэты. Их наблюдательность порою восхищает. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основании наблюдения и улавливания тончайших изменений в поведении людей. Вот зарисовка писателя Стефана Цвейга из новеллы «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Это описание рук игрока казино, которого поглотила страсть к игре:

«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела - мне даже страшно стало - две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страшное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею ».

Мы видим, как во внешности человека и в его поведении наблюдательные люди умеют тонко подметить его внутреннее психическое состояние и его свойства. Они умеют не только понять другого человека, но и предвидеть его поведение, поскольку наблюдение, глубокое, а не поверхностное знание помогают предвидеть, предвосхитить, предсказать.

Как же они научились это делать? Как же научиться быть наблюдательным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим отрывок из фильма о гениальном сыщике и мастере наблюдения Шерлоке Холмсе (демонстрируется отрывок, первые 10 минут, из фильма «Кровавая надпись» ).

Оба героя, как мы увидели, сделали свои умозаключения, основываясь лишь на наблюдении, проведенном за короткий отрезок времени. Почему же они пришли к разным выводам и почему умозаключения Шерлока Холмса оказались более точными?

Шерлок Холмс имел, в отличие от доктора Ватсона, более развитую наблюдательность. А также он знал, ЧТО НУЖНО ВИДЕТЬ, ВО ЧТО ВСМАТРИВАТЬСЯ, ЧТО ОТМЕЧАТЬ, наблюдая другого человека или предмет. Именно благодаря целенаправленному развитию умения наблюдать, видеть детали мы и вырабатываем у себя умение различать малозаметное или видеть разное в сходном.

Здесь уместно вспомнить также слова замечательного писателя и наблюдателя К. Паустовского:

«Хороших глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому ».

У нас с вами нет месяца. Однако все же есть время, чтобы войти в роль сыщика, или - по-современному - следователя, и потренироваться в развитии наблюдательности. Как и следователю в его повседневной практике, вам сейчас предстоит составить словесный портрет другого человека. Как подобрать слова, чтобы это описание было точным и помогло узнать человека? Надо прежде всего знать, что можно выделить во внешности другого человека, например в строении головы, лица, коль мы собрались описать его портрет. Поэтому сначала разберемся, какие существуют общие признаки строения головы и лица.

Обратимся к рисункам (см. приложение 1 ). Рассмотрите те признаки, которые выделяются в описании головы и лица человека.

Какие еще признаки, по-вашему, можно включить в описание головы и лица человека? (Форма бровей, губ и рта, форма нижней челюсти, подбородка и др. )

Давайте включим полученную информацию в тренировочное упражнение:

Упражнение 2

Разделитесь на группы, и каждая группа попробует дать словесное описание по портрету на рис. 1 и 2 (см. приложение 2 ).

А теперь давайте сравним свои описания с профессиональным описанием этих портретов (см. в том же приложении ).

Какие еще признаки в строении головы и лица вы выделили из этих описаний?

Упражнение 3

Класс делится на три подгруппы. Одна подгруппа выходит из класса. Учитель демонстрирует ученикам портреты (см. приложение 3 ) . Одна из подгрупп описывает один портрет, другая - другой, а третий портрет не описывает никто. Словесные портреты нужно составить так, чтобы отсутствующие члены группы могли по описанию определить, кто изображен на них.

При анализе результатов упражнения обращается внимание на то, какие признаки оказались значимыми при словесном описании каждого портрета. Если были ошибки, то нужно проанализировать причины, которые к ним привели: неточные слова в описаниях, неверное выделение признаков, отсутствие в описании существенных отличительных признаков.

Упражнение 4

Ведущий. Не рассматривая дополнительно своего соседа, попробуйте описать строение его лица и головы, используя те признаки, о которых уже говорилось на занятии. После выполнения задания можно внимательно вглядеться в соседа, проверить свое описание и дополнить его. Обязательно нужно зафиксировать для себя, что нового было увидено при целенаправленном разглядывании другого человека.

Подведение итогов занятия

Что нового вы узнали сегодня о наблюдательности? Можете ли вы сформулировать, что это за качество и какова его роль в жизни человека?

Приведите примеры профессий, где, на ваш взгляд, нужна развитая наблюдательность? Свой пример поясните.

Научились ли вы сегодня быть более наблюдательными? В чем?

ЛИТЕРАТУРА

Шелдон С. Гнев ангелов. Мельницы богов: Романы. - М.: Новости; АСТ, 1999.

Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. - Мн.: Вышэйшая школа, 1986.

Паустовский К. Золотая роза: Повести. - Кишинев, 1987.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2008.

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники «Дентал Мир». Воспользовавшись предложением клиники «Дентал Мир» Вы сможете по выгодной цене установить пломбы и стоматологические протезы, поставить брекеты , произвести профессиональную чистку зубов и вылечить болезни зубов и полости рта. Современное оборудование и материалы, большой опыт успешной работы и профессионализм врачей стоматологической клиники «Дентал Мир» являются гарантами того, что все услуги соответствуют самым строгим стандартам качества и надежности. Узнать больше о предложении клиники «Дентал Мир», и получить-онлайн консультацию квалифицированного специалиста можно на сайте http://dentalmir.ru/

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Рис. 1

Портрет, к которому нужно составить словесное описание. Например, мужчина, на вид 45–50 лет. Волосы прямые, причесаны на пробор. Лицо широкое, овальное, профиль - волнистый, скошенный, щеки слегка впалые, нижняя челюсть массивная. Короткие глубокие носогубные складки. Нос тонкий, спинка носа длинная, прямая. Основание носа опущено. Брови короткие, узкие, прямые, раздвинутые. Глаза маленькие, овальные. Под глазами большие мешки. Губы: верхняя - тонкая, нижняя - толстая, сильно выступает. Рот средней величины, углы опущены. Подбородок широкий, закругленный, уши средних размеров, треугольные, оттопыренные.

Рис. 2

Пример портрета мужчины, который можно составить по следующему описанию: мужчина, на вид 26–30 лет, волосы густые, зачесаны назад, линия роста волос на лбу «М-образная», лицо овальное, профиль слегка выпуклый; лоб средней высоты и ширины, волнистый, слегка скошен, с большими надбровными дугами. Нос средней высоты, с большим выступанием, переносье глубокое, спинка носа длинная, выпукло-волнистая, кончик носа мясистый, слегка опущен, основание носа опущено. Брови длинные, густые, прямые, с опущенными хвостиками, глаза овальные, большие, горизонтальные. Рот малый, углы рта слегка приподняты, губы полные, верхняя губа высокая, с глубокой овальной ямкой, выступает над нижней.

Приложение 3



Поделиться