Стресс - реалия современной жизни.

Под словом «стресс» многие подразумевают истощение человеческого организма. Однако его первоначальное толкование звучит иначе. «Стресс» переводится как напряжение, давление. Таким образом, это физическая или психическая нагрузка, которую испытывает человек во время изменения жизненных условий, факторов среды.

Стресс – это физиологическая реакция, направленная на приспособление и выживание.

Совсем иное понятие «дистресс». Это крайняя степень истощения, вызванная длительным напряжением и неспособностью человека с ним справиться.

Факторы стресса

Для полноценного функционирования человек, как и любое живое существо, приспосабливается к среде обитания. На него действуют следующие группы факторов:

  • Физические: колебание температуры, атмосферного давления, ультрафиолетовое излучение.
  • Химические: воздействие токсинов, агрессивных веществ.
  • Биологические: проникновение в организм бактерий, вирусов.
  • Механические, например травмы.
  • Психогенные. Эта группа играет особую роль в жизни современного человека. Именно из-за психогенных факторов он испытывает наибольший стресс. Напряжение на работе, быстрый ритм городов, трудные события в жизни, информационная нагрузка – всё это воздействует на нас если не каждый день, то регулярно и часто.

Биохимия и положительная роль стресса

Стресс играет позитивную роль. Допустим, на нас действует конфликтная ситуация, когда необходимо быстро действовать – нападение дикого животного. Активируется симпатическая нервная система, надпочечные железы выделяют гормоны адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление, учащают дыхание, мобилизуют запасы глюкозы, приостанавливают процесс пищеварения, чтобы сберечь энергию для защиты.

Если стресс длительный (например, психогенный), в ход идут другие гормоны – глюкокортикоиды. Они влияют на жизнедеятельность человека в долгосрочной перспективе, стимулируя обмен веществ и переключая организм на использование резервов, таких, как гликоген, который расщепляется в глюкозу. Таким образом, стресс, какого бы происхождения он не был, дает нам толчок, чтобы мы полноценно функционировали и выполняли работу.

Этапы стресса

В 1936 году Ганс Селье, известный физиолог, выдвинул теорию, согласно которой было выделено три этапа стресса:

Предрасположенность к развитию патологического стресса

Все без исключения люди испытывают на протяжении своей жизни стресс. Ганс Селье сравнивал его приправой, солью, без которой блюдо становится невкусным. Стресс придает вкус жизни, а те, кто никогда его не испытывают и живут в идеальных, «тепличных» условиях, не чувствуют радости. У них развивается депрессия, дисфория (болезненное настроение), апатия ко всему.

К примеру, в романе-антиутопии О. Хаксли «Дивный новый мир» люди жили в идеальном обществе, где любая агрессия и напряжение были исключены. Однако им периодически назначали дозу «переживаний» в виде препарата, который стимулировал выработку гормонов стресса, дабы уберечь от депрессии.

Люди из-за своих психических и характерологических особенностей переживают стресс по-разному. Один человек действует, использует внешние обстоятельства, чтобы справиться с возникшей проблемой. Другой же впадает в отчаяние, истощает себя постоянными размышлениями и постепенно переходит в фазу декомпенсации.

По Павлову, это связано с типом нашей нервной системы – темпераментом . Сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики решают ситуацию по-разному. Например, сравним проблему с камнем на дороге. Флегматик или сангвиник обойдут его, холерик сделает это быстро и молниеносно, с примесью агрессии, направленной на неживой предмет, а меланхолик начнет обвинять себя в неудачливости и обреченности, что в конечном итоге приведет к возвращению назад.

Конечно такое деление грубое и неточное. У нас переплетаются разные темпераменты, и мы развиваемся под воздействием социальной среды. Поэтому существуют тревожные, невротичные, мнительные личности, которые предрасположены к стрессу.

Также большую роль играет воспитание . Стрессоустойчивость человека зависит от его веры в свои силы и способности трезво оценивать ситуацию. Но если ребенку с детства привить комплекс неполноценности или окружать его гиперопекой, не давая самому справляться с трудностями, то он не будет правильно реагировать на стресс во взрослой жизни.

Симптомы стресса и дистресса

Положительный стресс стимулирует нас. Мы чувствует себя хорошо и упорядоченно, так как контролируем ситуацию. Мыслительные процессы ускоряются, а физическая активность возрастает.

Однако дистресс приводит к следующим группам симптомов.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Стресс в современном обществе - это норма жизни. Нервная система человека не всегда готова к нагрузкам. Главное последствие стресса - депрессия. Считать ее хандрой означает не видеть проблемы. Депрессия - это серьезный душевный недуг, который требует лечения.

Стресс преследует современного человека

Стресс – адаптация организма к окружающему миру

Стресс в современном мире - привычное явление. Так было всегда. Когда организм испытывает стресс, он пытается адаптироваться к изменившимся условиям. Если бы у человека не было защитных рефлексов, он вообще не смог бы выжить.

Отличие древних людей и современных все-таки есть. Если раньше негативные эмоции можно было сбросить в драке, то сегодня принято решать все цивилизованным путем.

Стрессоустойчивость в современном ритме жизни нужно повышать. В этом помогут методики укрепления нервной системы: дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж и др.

Что происходит с организмом при нервном напряжении? В конфликтной ситуации нервная система подает сигнал, активизируя свои защитные функции:

  • в крови повышается уровень адреналина и других гормонов;
  • учащается сердцебиение;
  • мышцы напрягаются.

Все тело - в боевой готовности, как перед атакой. Обычно разрядки так и не происходит. Это провоцирует упадок сил, ведь организм работал на пределе своих возможностей, а восстановиться не успел.

Стресс может вызвать любое событие. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые могут вызвать стресс: бессердечность знакомых, неприятный разговор с начальством, необходимость работать без выходных. Реакция на них зависит от восприятия человеком мира. Впечатлительные натуры чаще испытывают стресс, чем люди с рациональным складом ума.

Влияние стресса на организм

Проблема стресса в обществе в основном касается жителей больших городов. Влияние мегаполиса, его ускоренный ритм, делает людей заложниками стресса. Само стрессовое состояние можно разделить на три этапа.

  1. Защита.
  2. Адаптация.
  3. Истощение.

На стадии защиты активизируются все системы организма: он готовится защищаться или бежать. На стадии адаптации работа организма направлена на привыкание к сложившейся ситуации. В этот момент тело работает на износ. Очень часто в состоянии стресса человек не чувствует голода и усталости. Это спровоцировано мощным выбросом гормонов в кровь. В этот момент нервные клетки начинают отмирать. Защитные функции организма снижаются.

Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Ученые доказали, что их регенерация происходит, но медленно. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, нужно повышать стрессоустойчивость.

Стресс и его влияние на тело человека

Как выявить стресс

Последствия стресса проявляются не сразу. Долгое время у человека нет никаких симптомов нервного истощения, но уже страдают все системы органов. Симптомы стресса:

  • быстрая утомляемость;
  • переедание или отсутствие аппетита;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • проблемы с вегетативной нервной системой;
  • частые головные боли;
  • раздражительность, появление фобических расстройств;
  • затяжная депрессия.

Депрессия - это не просто подавленное настроение. Характерные симптомы: утрата интереса к жизни, тревожность, панические атаки, нежелание общаться с людьми, нарушения сна. Стресса избежать нельзя, но можно повысить устойчивость организма к воздействию стресса.

Секреты повышения стрессоустойчивости

Дайте организму возможность восстановиться. Неправильное питание и недосып провоцируют появление нервного истощения. Главное - наладить режим питания и сна. Если вы не можете уснуть, нужно помочь нервной системе расслабиться. Для этого примите расслабляющую ванну с морской солью и выпейте травяной отвар.

Давно доказано, что лекарственные растения содержат уникальные компоненты, необходимые для восстановления нервных клеток. При стрессе и для профилактики можно использовать отвары трав:

  • валерианы;
  • пустырника;
  • ромашки с мятой;
  • зверобоя и мелиссы;
  • девясила;
  • боярышника.

Для приготовления отвара возьмите 1 ст. л. растительного сырья на 1 л кипятка. Настаивайте 1 час. Принимайте по 1 ст. л. 3 раза в день или в виде чая. Травяной раствор следует разводить в пропорции 1:3.

Не увлекайтесь концентрированными отварами, чтобы не спровоцировать интоксикацию организма. Будьте особенно осторожны с отваром боярышника и пустырника - соблюдайте дозировку.

Девясил — отличное успокоительное средство

Витаминотерапия

Нервные клетки нуждаются в подпитке витаминами. Авитаминозы часто становятся причиной многих заболеваний. В построении нервных клеток участвуют витамины группы В, А, Е, D, белки. При недостатке этих веществ развиваются такие симптомы:

  • переутомление;
  • раздражительность;
  • панические атаки;
  • бессонница;
  • высыпания на коже;
  • нарушение работы ЖКТ.

Все необходимые витамины содержатся в свежих фруктах, овощах и орехах. Источник белка - белое мясо, крупы (гречневая, овсяная, пшеничная, ячневая), молочные продукты. Восполнить запас энергии помогут бананы и яблоки. Между тремя основными приемами пищи устраивайте перекусы фруктами или овощами.

Молокопродукты — источник белка

Поработайте над собой

В профилактике и лечении стресса важное значение имеет психологическое состояние человека. Депрессия возникает из-за неправильного восприятия ситуации. Не нервничайте по пустякам. Научитесь ценить то, что у вас есть. Для этого попробуйте методики расслабления, психологической стимуляции. Так вы сможете обойтись без лекарств.

Научитесь отключаться от внешнего мира хотя бы ненадолго. Так вы сможете быстро расслабить мышцы и дать нервной системе передышку. В результате вы успокоитесь и сможете найти правильное решение проблемы. Не забывайте об умеренных физических нагрузках. Занятия спортом способствуют высвобождению энергии и выработке эндорфинов.

Общайтесь с приятными людьми. Не заменяйте встречу с подругой в кафе на переписку в соцсетях: разговор по душам поможет понять, что в жизни не все так плохо.

Займитесь любимым делом. Старайтесь получать больше положительных эмоций. Во время эмоционального подъема в организме вырабатываются вещества, необходимые для восстановления нервной системы.

Проблема стресса актуальна для всех

Не только взрослые страдают от стресса. Дети также подвергаются его влиянию. Многие психологические проблемы возникают у людей в зрелом возрасте потому, что в детстве не было возможности справиться со страхами, научиться позитивно общаться.

Если бы каждый человек в детстве научился бороться со страхами, то в будущем не было бы переживаний по поводу сдачи экзаменов или приема на работу. Обучение в школе, общение со сверстниками, нежелание взрослых серьезно воспринимать детские проблемы - все это сильный стресс для ребенка.

Неуверенность в себе часто провоцируют учителя и окружающие люди. Родители должны помочь ребенку осознать, что каждый человек - это личность, которая развивается по-своему.

Если у ребенка что-то не получается, не называйте его глупым. Скажите лучше так: «Старайся, и у тебя обязательно все получится». Нужно научить ребенка правильно выходить из конфликтных ситуаций. Это поможет в дальнейшем избежать проблем в общении.

Частые сильные стрессы могут травмировать психику ребенка и сделать из него социофоба. Поговорите и выясните причину плохого настроения ребенка. Доверительная беседа необходима, потому что ребенок может быть в опасности. В соцсетях существуют группы, которые провоцируют детей совершать самоубийства. Еще одна проблема - травля со стороны других детей. Это несет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Причины появления нервного истощения у взрослых и детей:

  • неправильное восприятие ситуации;
  • чрезмерная восприимчивость;
  • физическая утомляемость.

Во многом появление стресса провоцирует ускоренный ритм жизни и детские страхи. Если ребенка научить бороться со стрессом, то можно избежать многих проблем в дальнейшем. Старайтесь спокойно реагировать на проблемы и не зацикливаться на тех, которые не можете решить.

Статья посвящена проблеме стресса. Стресс составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении?

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности .

Как выявить стресс?

Признаки стрессового напряжения
  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто улетучиваются.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Работа не доставляет прежней радости.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.
  • Невозможность вовремя закончить работу .
Причины стрессового напряжения
  • Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
  • Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.
  • Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
  • Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  • Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  • Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  • Вы много курите.
  • Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  • Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты.
  • Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  • Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  • У вас появляется комплекс неполноценности.
  • Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
  • Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе .

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др..

Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем .

10 секретов борьбы со стрессом

Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем

Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим – это то, что необходимо для душевного спокойствия.

Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день – реально.

Секрет 2. Оптимизм...

Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным – для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс.

Секрет 3....и одновременно реализм

Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, – неразумно. Увы, но слепой оптимизм – не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию.

Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б.

Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком

Если хотите избавиться от стресса – не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?».

Ответили «Нет» – отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное – настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, – тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом.

Секрет 5. Не обещать ничего лишнего

Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок – говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается – ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку – ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже.

Секрет 6. Контакты с людьми

Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, – сами ищите поддержки, когда вам плохо.

Секрет 7. Укрепление здоровья

Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена».

В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса - сна и правильного питания.

Секрет 8. Беречь свою энергию

Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира».

Секрет 9. Гибкость

Желая достичь определенных результатов, меняйте всё – и даже собственное поведение. Гибкость – очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас.

Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!»

Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
  3. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
  5. Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2011. – С.109 – 110.
  6. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с.
  7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118 – 119.
  8. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  9. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
  10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. с. 1073-1079.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.

Селиванова Милена

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

спортивного профиля»

НОУ «ЮНИС»

ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

(исследовательская работа)

Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

7 класс

Руководитель Н. П. Ларина

Учитель биологии

__________

(подпись)

Ленинск-Кузнецкий

2013

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

1.1. Стресс и его причины………………………………………………………..5

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

Методы исследования…………………………………………………………..10

Результаты исследования………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………13

Выводы…………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложения……………………………………………………………………..16

Введение

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса . Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», - отмечал Г.Селье

Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

К числу основных задач исследования относятся:

1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

2. Изучить реакции организма на стресс.

4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

Методы, используемые в данной работе:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование

3. Интервью.

1. Стресс и его влияние на организм человека

1.1. Стресс и его причины

Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие . Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов . В развитии стресса были выделены три стадии:

  1. Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  3. Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.

Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление . В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

Таблица 1.

Типы стрессоров и их характеристика.

Тип стрессора

Характеристика

Примеры

Время, требуемое на восстановление

1. Повседневные сложности (микрострессоры)

Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

Минуты или часы

2. Критические жизненные события

(макростресоры)

1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

Недели или месяцы

3. Хронические стрессоры

Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

Иногда длятся годами

Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности .

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация . В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

Таблица 2.

Механизм физиологического стресса

Реакция организма

Кратковременная (+)

Долговременная (-)

Выброс в кровь адреналина из надпочечников

Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

Выброс гормонов щитовидной железы

Ускорение обмена веществ

Истощение, потеря веса

Поступление в кровь холестерина из печени

Рост энергического уровня

Развитие атеросклероза

Снижение работы пищеварительной системы

Увеличение прилива крови к мышцам и легким

Заболевание желудочного тракта

Вентиляционные каналы в легких расширяются

Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

Снижение чувствительности к ушибам и ранам

Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

Более раннее свертывание крови при ранении

Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса .

Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс . Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов .

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы исследования

С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

В тестировании принимали участие 83 человека.

1. Определение уровня стрессоустойчивости .

Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Раздражает ли вас:

  • смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  • женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  • чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  • курящая на улице женщина?
  • если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • если кто-то грызет ногти?
  • если кто-то смеется невпопад?
  • если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  • если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  • если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  • если вам дарят ненужные предметы?
  • громкий разговор в общественном транспорте?
  • слишком сильный запах духов?
  • человек, который жестикулирует во время разговора?
  • знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» - 1 балл, за ответ «ни в коем случае» - 0.

Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц .

  • неспособность сосредоточиться;
  • затруднение в принятии простых решений;
  • отсутствие уверенности в себе;
  • раздражительность, частые вспышки гнева;
  • беспокойство, смятение;
  • беспричинный страх или полная паника.

В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

2. Как можно диагностировать стресс.

3. Способы борьбы со стрессом.

Результаты исследования

В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

Заключение

Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

Еще один способ снятия напряжения - это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Выводы

В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры - отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. - http://sbiblio.com .

4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

Приложение 1

Диаграмма 1

Частота встречаемости реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 2

Возникновение реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 3

Встречаемость различных реакций психики, характерных для стресса

31% - неспособность сосредоточиться

20% - затруднение в принятии простых решений

23 % - отсутствие уверенности в себе

26% - раздражительность

Приложение 2

Упражнения для снятия стресса

1. По утрам, прежде чем встать с кровати, нужно улыбнуться новому дню, себе и всему миру и сказать «Как же у меня все хорошо. Именно сегодня я буду счастлив(а)! Счастье находится внутри меня и не зависит от внешних условий и обстоятельств!»

2. Разбить свои цели на небольшие подзадачи, чтобы почаще радоваться удачам, дарить за их достижения себе подарки.

3. В течение дня смотреть в зеркало, улыбаться себе и подбадривать.

4. Вечером в положительном ключе подвести итоги дня и спланировать следующий, учитывая только ваши достоинства и преимущества.

Упражнения антистресс-фитнеса

1. Выпрямить спину, расправить плечи и втянуть живот. Сделать это можно стоя, сидя - в той позе, в которой застал вас стресс. Стресс, как правило, сразу же пригибает человека, ухудшает осанку.

2. Посидеть минуту с закрытыми глазами. Перестать думать о неприятностях.

3. Расслабить лицо, снять с него напряженное и обиженное выражение. Положить руки на лоб и слегка прижать. Нежно похлопать себя ладонями по скулам, потереть виски.

4. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделать несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок.

5. Удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони.

6. Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой способ борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами.

7. Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.



Поделиться