Судебный департамент по обеспечению деятельности мировых судей. Мировые судьи: чем занимаются и чем отличаются от обычных судей? Управление по обеспечению деятельности мировых судей

На просторах Интернета говорят о судебной системе наверно не реже, чем об иных элементах нашего общества. Чем занимаются мировые судьи? Каким образом они назначаются на должность, каковы особенности их статуса? И какое они имеют значение для общества?

Законодательное регулирование

В РФ существует федеральный закон «О мировых судьях». Аналогичный закон принят в регионах страны. Местные акты повторяют положения федерального закона. Отличия касаются процедуры назначения и организации деятельности судей.

На мировых судей распространяется действие закона «О судебной системе», «О статусе судей».

С целью обеспечения их деятельности, был принят ряд нормативных актов - инструкций, положений. В частности, инструкции об организации делопроизводства.

Процессуальные кодексы (ГПК, АПК, КАС И УПК) дают ответ на вопрос, чем занимаются мировые судьи.

Особенности статуса

Так, чем занимаются мировые судьи? Тем же, чем и их коллеги в других судах страны, согласно компетенции: принимают к своему производству дела и выносят по ним решения. Благодаря этому, они и имеют те же привилегии, что и иные судьи, в части неприкосновенности (особого порядка привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности).

Государство предоставляет дополнительные гарантии в виде права выхода на пенсию раньше основной массы граждан. Денежное содержание слуг Фемиды значительно выше, чем у многих государственных служащих. Правда, разница в доходах членов судейской корпорации заметна (80 тыс. руб., вместо 200 тыс. руб.в месяц)

Конечно, предоставляются дополнительные выплаты за выслугу лет, за квалификационный класс, премиальные выплаты и др. Собственно, это главное, чем отличается мировой судья от обычного.

Организация деятельности

В регионах страны работают управления по обеспечению деятельности мировых судей. Они решают вопросы их размещения, кадрового обеспечения, оплаты труда и иные задачи. Сюда входит:

  • организация конкурса на замещение должностей судей, прием документов, их передача в законодательное собрание;
  • поиск и содержание помещений, в которых работают судьи и их сотрудники;
  • наем секретарей и помощников судей, оплата их труда.

Одни регионы создают полноценный департамент или управление, другие передают решение вопросов деятельности мировых судей судебным департаментам. Это организации, выполняющие аналогичные задачи в отношении всех других судов (и общих и арбитражных, независимо от инстанции)

В Дагестане, например, организацией деятельности всех без исключения судей занимается судебный департамент, в Севастополе же работает полноценное управление по обеспечению деятельности мировых судей.

Денежные средства на их деятельность выделяется формально из регионального бюджета. Остальные судьи напрямую финансируются из федерального бюджета.

Председатель районного суда

Районный суд служит апелляционной инстанцией для мирового суда. Через его председателя обеспечивается связь с судебным департаментом. Председатель - первый, кто принимает жалобы на мирового судью, дает ему характеристику в квалификационную комиссию для продвижения по службе или привлечения к ответственности. От него зависит, получит ли судья премию. Он обладает правом передать часть дел другому мировому судье, если у первого дел значительно больше, чем у второго.

Как выглядит мировой суд

А как выглядит ленинский мировой суд - наверняка подобным вопросом задаются некоторые жители одноименного района одного из городов нашей страны. Но дело в том, что в законодательстве нет понятия мирового суда. Есть только мировые судьи.

Для них выделяются отдельные помещения, а некоторые могут работать и непосредственно в здании районного суда, компетенция которого распространяется и на них.

Территория, которую обслуживают судьи, разбивается на участки. Один участок состоит из нескольких улиц населенного пункта или города. Наибольшая нагрузка наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Норматив - 25 тыс. населения на один участок.

Информация о том, какие территории входят в состав участков, располагается на сайте районного или городского суда или на страничке портала ГАС.

Подойдя к зданию, где работает мировой судья, гражданин увидит табличку с номером участка. Поэтому понятия, например, «ленинский мировой суд» и ему подобные в законодательстве не существует. Оно применяется лишь в разговорах с чиновниками и юристами. Иски и заявления адресуют мировому судье участка номер такой-то.

Какие дела рассматривают

Чем занимается мировой судья? Казалось бы, ответ прост. Судьи районного уровня имеют специализацию. Одна группа занимается уголовными делами и рассмотрением материалов по КоАП. Вторая - рассмотрением гражданских и административных дел. Распространяется специализация и дальше, например, кто-то занимается преимущественно кредитными спорами, кто-то хорошо разбирается в делах, затрагивающих интересы детей, и т. д.

В компетенцию мировых судей входят дела всех категорий, другое дело, что они считаются простыми, их сложность заключается больше в обилии документов, чем в самих спорах.

Административные споры

КАС РФ предусматривает единственную категорию споров для мировых судей - рассмотрение заявлений о выдаче судебного приказа (взимание налоговых и иных платежей).

Так, гражданские споры включают:

  • иски о прекращении брака, взыскании алиментов, если нет спора о месте проживания детей, опеке над ними;
  • иск по семейному делу передается в районный суд, если затрагивается факт материнства, отцовства, лишения или ограничения права на ребенка, признание брака недействительным, усыновление и удочерение;
  • раздел имущества разведенных супругов, если его цена не выше 50 тыс. руб.;
  • споры о праве на имущество, ценой не более 50 тыс., кроме споров о праве на наследство, на интеллектуальную собственность;
  • споры о порядке пользования имуществом;
  • заявления о выдаче судебного приказа (взыскание алиментов, долга по оплате коммунальных услуг).

Если в иске предъявлены требования, часть из которых должна рассматриваться районным судом, он передается в районный суд. Изменение подсудности в процессе рассмотрения дела влечет те же последствия.

Таким образом, работа мировых судей заключается в предоставлении возможности районным судам заниматься более сложными, значимыми для граждан спорами.

Административные материалы

Административные материалы - это протоколы, составленные полицейскими и другими уполномоченными должностными лицами (Трудовой инспекцией, Жилнадзором и т. д.). И основная масса таких дел рассматривается мировыми судами. Из их компетенции исключаются дела, предусматривающие наказание в виде приостановления деятельности предприятия, высылки за пределы страны и т. д. Подсудность определена главой 23 КоАП.

Уголовные дела

Мировые судьи РФ разрешают уголовные дела, в которых срок наказания не превышает 3-х лет заключения. Полный перечень таких дел изложен в ч. 1 ст. 31 УПК.

Почти все дела связаны с причинением вреда здоровью в той или иной форме. Значительная их часть может быть прекращена путем примирения потерпевшего и обвиняемого. Редко, какое дело у мирового судьи заканчивается приговором к лишению свободы.

В заключение

Мировые судьи обладают тем же статусом, что и их коллеги. Дела, которые они рассматривают, не отличаются большой сложностью, вопрос скорее в их числе. Считается, что целью создания мировой юстиции было облегчение деятельности районных судов, занимающихся более сложными, нетипичными и значимыми делами.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.09.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.09.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 29.11.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 19.12.2018).
____________________________________________________________________

В целях совершенствования организации обеспечения деятельности мировых судей города Москвы Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Положение об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы (приложение).

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2001 года N 1036-ПП "О создании Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 15 октября 2002 года N 849-ПП , от 22 августа 2006 года N 589-ПП , от 20 октября 2009 года N 1143-ПП):

2.1. Пункты 5 , , , , , , 11 постановления признать утратившими силу.

2.2. Пункт 12 постановления изложить в следующей редакции:

"12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы

I. Общие положения

1. Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы (далее - Управление) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей в городе Москве (далее - установленная сфера деятельности).

2. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации , международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Московским городским судом и иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.

II. Полномочия Управления

4. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы , законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. О материально-техническом обеспечении мировых судей и их аппаратов.

4.2.2. Об организации дополнительного профессионального образования мировых судей в городе Москве.

4.2.3. О размещении мировых судей и их аппаратов в надлежащих для их деятельности и доступных для населения зданиях и помещениях, переданных Управлению для размещения судебных участков города Москвы, проведении в них капитального и текущего ремонта, обеспечении их надлежащей эксплуатации и содержания.

4.2.4. Об осуществлении комплекса мер, направленных на соблюдение противопожарного режима и обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий в зданиях и помещениях, переданных Управлению для размещения судебных участков города Москва.

4.2.5. Об организации охраны занимаемых мировыми судьями и их аппаратами зданий и помещений.

4.2.6. Об утверждении положения об аппарате мирового судьи города Москвы.

4.2.7. О проведении проверки использования материально-технических ценностей на судебных участках города Москвы, организации их учета и хранения.

4.2.8. Об организации возмещения расходов, связанных с оплатой вызова свидетелей, назначением экспертов, привлечением специалистов и совершением других действий, осуществляемых по инициативе мировых судей и подлежащих оплате за счет средств бюджета города Москвы.

4.2.9. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Управления, в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, правовыми актами Мэра Москвы и Правительства Москвы.

4.3. Проводит проверки соблюдения работниками аппаратов мировых судей требований правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы по ведению судебного делопроизводства.
(Пункт 4.3 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 916-ПП)

4.4. Организует и проводит мероприятия, обеспечивающие в установленной сфере деятельности выполнение требований по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт 4.4 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 916-ПП)

4.5. Организует информационное взаимодействие мировых судей города Москвы с федеральными судами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, а также подведомственными федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти города Москвы учреждениями (далее - участники информационного взаимодействия), в том числе с использованием информационных систем Управления и участников информационного взаимодействия.
(Пункт 4.5 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 916-ПП)

III. Права, организация деятельности и руководство Управления

5. В целях осуществления своих полномочий Управление имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения в пределах своей компетенции.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Организовывать конференции, семинары, круглые столы по вопросам в установленной сфере деятельности.

5.5. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.6. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных полномочий.

5.7. Проводить мониторинг, анализ и прогноз реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

5.8. Осуществлять иные права в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

6. Управление:

6.1. Выполняет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

6.2. Выступает в установленном порядке государственным заказчиком при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности.

6.3. Принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.

6.4. Осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

6.5. Организовывает и осуществляет в пределах своей компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

6.5(1). Осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения Управления и его структурных подразделений.
(Пункт 6.5(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2014 года N 512-ПП)

6.6. Осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.

6.6(1). Обеспечивает при реализации полномочий приоритет целей и задач по развитию конкуренции в установленной сфере деятельности.
(Пункт 6.6(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2018 года N 1582-ПП)

6.7. Выполняет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Мэра Москвы и Правительства Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

7. Управление возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы.

8. Начальник Управления имеет заместителей, в том числе первых, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Мэром Москвы.
постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 года N 579-ПП .

9. Начальник Управления:

9.1. Руководит деятельностью Управления, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Управлением полномочий в установленной сфере деятельности.

9.2. Распределяет обязанности между заместителями начальника Управления.

9.3. Утверждает структуру и штатное расписание Управления, в том числе аппарата мирового судьи, в пределах утвержденных Правительством Москвы предельной численности и фонда оплаты труда, а также утверждает положения о структурных подразделениях Управления.

9.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности.

9.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

9.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты Управления (распоряжения, приказы), осуществляет контроль за их исполнением.

9.7. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Управлением.

9.8. Организует прохождение государственной гражданской службы в Управлении.

9.9. Действует без доверенности от имени Управления, заключает от имени Управления договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

9.10. Представляет Управление в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях граждан.

9.11. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими города Москвы - сотрудниками Управления законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил внутреннего служебного распорядка, должностных регламентов.

9.12. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной и иной тайне.

9.13. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Управлении.

9.14. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Управления, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления статистической отчетности.

10. Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба города Москвы и своим наименованием, соответствующие печати, бланки и штампы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

11. Расходы на содержание Управления осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти.

12. Реорганизация и ликвидация Управления осуществляется Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

13. В случае ликвидации Управления его документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.

14. Сокращенное наименование Управления - УОДМС Москвы.

15. Юридический адрес Управления: 121099, г.Москва, ул.Новый Арбат, д.36.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 года N 579-ПП .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.



Поделиться