Законотворческий процесс. Понятие и стадии законотворческого процесса Что представляет собой законотворческий процесс

Законотворческий процесс - основной, стержневой вид право­творчества, направленный на разработку и принятие законов.

Стадии законотворческого процесса - это имеющие правовые основания начала и окончания этапы разработки, принятия и всту­пления в силу законодательных актов (законов).

В теории правотворчества обычно выделяют следующие с т а - д и и законотворческого процесса:

Внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего пол­номочиями по принятию законодательных актов - законода­тельная инициатива:

Рассмотрение проекта;

Отклонение проекта либо принятие его за основу;

Доработка проекта;

Отклонение проекта или принятие закона;

Введение в действие принятого законодательного акта.

В классической (неконституционной) монархии все стадии зако­нотворческого процесса связаны с действиями одного лица - монар­ха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.

В республике и конституционной монархии законотворчество осуществляется коллегиально (в конституционной монархии монарх подписывает законы, принятые парламентом), круг субъектов зако­нотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и за­шите интересов отдельных граждан.

Рассмотрим стадии законотворческого процесса на примере рес­публики.

Субъектами законодательной инициативы яв-

Законодательпая

инициатива ляется исчерпывающий круг лиц, перечень ко­торых обычно определяется законом. Только определенные органы государства объективно по своему положе­нию способны установить необходимость принятия нормативных правовых актов в соответствии с целями, которые стоят перед госу­

дарственной властью.

Основные субъекты законодательной инициативы - правитель­ство (как центральный орган государственного управления, ежеднев­но разрешающий текущие проблемы правового регулирования отно­шений) и парламент (его палаты, депутаты) как центральный пред­ставительный орган, призванный защищать интересы граждан.

Например, в соответствии с ч. I ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государ­ственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представи­тельным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (что в настоящее время вызывает дискуссии в российской юридической науке, поскольку участие в законотворче­ском процессе противоречит судебной функции названных органов).

Субъектом законодательной инициативы принимается решение о необходимости разработки законопроекта (начало процедуры), со­ставляется план работы, разрабатывается проект (продолжение про­цедуры), который вносится на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов (окончание процедуры). Например, в соответствии с Регламентом Прави­тельства РФ Правительство РФ планирует законопроектную дея­тельность, поручает разработку законопроектов исполнителям (фе­деральным органам исполнительной власти), проводит рассмотре­ние подготовленных проектов и принимает решение о внесении их в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Согласно п. 74 Регламента Правительства РФ решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседаниях Правительства.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ Государственная Дума планирует законопроектную деятельность на основе предложений депутатов и поручает разработку внесенных в план законопроектов исполнителям (комитетам Госу­дарственной Думы).

Совет Государственной Думы на основе материалов, представ­ленных соответствующим комитетом (в том числе заключения пра­вовой экспертизы о соответствии проекта Конституции и законам), принимает решение о внесении подготовленных проектов феде­ральных конституционных законов или проектов федеральных за­конов на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение

Законопроект, внесенный в порядке законо­дательной инициативы, рассматривает орган, обладающий полномочиями по принятию за­конодательных актов. В республике таким органом является парла­мент (англ, parliament от parley - вести переговоры, договариваться). В двухпалатном (трехпалатном) парламенте палаты рассматривают законопроект на паритетных началах (лат. paritas - равенство).

Как правило, законопроект вносится в нижнюю палату парла­мента, которая проводит его рассмотрение и доработку. Верхняя па­лата одобряет или не одобряет проект, принятый нижней палатой в качестве закона.

Рассмотрение законопроекта вносится в повестку дня палаты (начало процедуры), затем проходит его заслушивание (чтение) и краткое обсуждение в целом по тексту (продолжение процедуры), которое заканчивается принятием решения о необходимости голо­сования проекта (окончание процедуры).

Отклонение проекта либо принятие его за основу

Голосование законопроекта означает начало данной стадии законотворческого процесса. В результате голосования проект отклоняется или принимается в качестве закона. Это упрошен­ная процедура рассмотрения проекта. В парламентской практике подавляющего большинства стран законопроект проходит два и более чтений. Усложнение процедуры направлено на повышение качества принимаемых законов и всесторонний учет мнения всех депутатов. Так, в соответствии с Регламентом Государственной Думы Феде­рального Собрания РФ законопроект должен пройти на заседаниях Государственной Думы три чтения. В четырех чтениях принимается федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год.

В результате голосования проекта в первом чтении палата при­нимает решение об отклонении законопроекта либо принятии его за основу. В последнем случае законотворческий процесс продол­жается. Отклонение законопроекта является окончанием процедуры законотворчества.

Доработка

Принятие законопроекта в первом чтении оз­начает, что проект должен быть подготовлен ко второму чтению, т.е. доработан в ответст­

венных комитетах и комиссиях палаты (начало процедуры доработ­ки проекта).

На заседаниях комитетов и комиссий палаты при подготовке проекта ко второму чтению фактически решается его судьба, так как проводится его детальная, постатейная проработка. Значительное количество законопроектов отфильтровывается (так и остаются на сталии подготовки ко второму чтению) именно на данном этапе.

В случае, если проект проходит эту процедуру, он выносится на рассмотрение палаты во втором чтении.

Основное обсуждение проекта депутатами проходит при его рас­смотрении во втором чтении. Если в результате обсуждения палата голосует за проект, процедура законотворчества продолжается, проект направляется на доработку с учетом поправок, внесенных в него депутатами.

Комитеты и комиссии снова рассматривают проект, составляет­ся таблица поправок, внесенных депутатами в проект при его вто­ром чтении, проводится дополнительная правовая экспертиза про­екта: правовая оценка предлагаемого проектом правового регулиро­вания, выявление противоречий по смыслу текста, фиксирование редакционных погрешностей и окончательная его доработка с уче­том заключения правовой экспертизы (продолжение процедуры).

Н а п р и м е р, в соответствии с ч. I ст. 114 Регламента Госу­дарственной Думы принятый во втором чтении законопроект направ-
ляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и ре­дакционной правки ввиду изменения текста при втором чтении.

В дальнейшем палата парламента рассматривает проект в треть­ем чтении (количество чтений может быть в парламентах разных стран различным). В ходе третьего чтения депутаты оценивают за­конопроект в целом с учетом внесенных в него поправок. Особое внимание обращается на редакцию текста проекта.

Решение депутатов о необходимости окончательного голосова­ния законопроекта означает завершение данной стадии законотвор­ческого процесса.

Вынесение законопроекта на окончательное голосование палаты парламента является нача­лом процедуры данной стадии законотворче­

Отклонение проекта или принятие закона

ского процесса.

Аналогичную процедуру проходит в верхней палате проект, при­нятый в качестве закоші нижней палатой. Отличие заключается в новом статусе проекта. Поскольку он принят нижней палатой в ка­честве закона, верхняя палата не может вносить в него поправки без согласия нижней палаты. Это означает, что при рассмотрении проекта верхняя палата одобряет или не одобряет его.

Одобрение проекта верхней палатой парламента становится фак­том, свидетельствующим о принятии закона.

При неодобрении проекта верхней палатой он возвращается в нижнюю палату. В этом случае палаты парламента должны найти компромиссное решение. Если такое решение невозможно, законо­проект «застревает» в парламенте (такова, например, процедура про­хождения биллей (законопроектов) в Конгрессе США).

Согласно ч. 4 и 5 ст. 105 Конституции РФ в случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать со­гласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается при­нятым. если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Введение в действие принятого законо­дательного акта

Принятый парламентом законодательный акт подлежит введению в действие. Другими слова­ми, данный акт должен получить юридическую силу. По общему правилу принятый парламен­том законодательный акт получает юридическую силу в результате:

Его подписания главой исполнительной власти в республике (председателем правительства, президентом);

Обнародования - промульгации {лат. promulgatio - публичное объявление);

Истечения определенного срока после обнародования акта. Таким образом, юридически законодательный акт становится та­

ковым только после обретения им юридической силы.

В Конституции США так и сказано:

Каждый бн.і.іь, при юн ы й Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов Америки.

(По Конституции США билль становится законом со дня его под­писания Президентом США.)

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Феде­рации. Таким образом, буквальное толкование положений данной статьи Конституции РФ приводит к выводу, что в Российской Фе­дерации проект становится федеральным законом после его приня­тия Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Это закреплено и в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», во второй статье которого устанавливается, что датой принятия федерального закона считается день его принятия Госу­дарственной Думой в окончательной редакции.

На самом деле очевидно, что если закон нс имеет юридическом силы, он продолжает оставаться проектом акта, но не самим актом. Только вступление в силу акта свидетельствует о том, что проект стал законом. Для удобства, однако, обычно употребляется формула «вве­дение в действие (или вступление в силу) принятого акта».

В Российской Федерации вступление в силу закона связано не с его подписанием соответствующим должностным лицом, а с опуб­ликованием в изданиях периодической печати.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ (часть первая и вто­рая) принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (между прочим, из этой статьи Конституции РФ уже следует, что в Российской Фе-
дсраиии проекты законодательных актов становятся федеральными законами после их принятия обеими палатами Федерального Соб­рания РФ, иначе можно подумать, что федеральный закон направ­ляется Президенту РФ для подписания и обнародования непосред­ственно из Государственной Думы); Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Согласно положениям вышеупомянутого Федерального закона:

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней по­сле дня их подписания Президентом РФ (ст. 3);

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опуб­ликования. если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6).

Таким образом, принятие закона парламентом свидетельствует о начале следующей стадии законотворческого процесса, которую мы назвали введением в действие законодательного акта, поскольку акт вступает в силу не сам по себе, а в результате ряда организацион­ных мер со стороны главы исполнительной власти в республике.

Направление акта главе исполнительной власти для подпи­сания и обнародования, подписание и обнародование (опубли­кование) акта главой исполнительной власти являются продол­жением процедуры данной стадии законотворческого процесса.

Окончание этой процедуры зависит уже от самого вступающего в силу акта. Если в законе ничего нс сказано о сроках его вступле­ния в силу, то действует общее правило, установленное в конститу­ции или законах данного государства (например, день подписания акта президентом или определенный день после дня опубликования акта). Если в законе установлен порядок его вступления в силу, действует данный порядок (например, в законе может быть указа­но, что он вступает в силу со дня опубликования или с I января будущего года и т.д.).

Вступление в силу закона завершает законотворческий процесс, так как этим официально реализуются стоящие перед законотвор­чеством задачи.

Следует также учитывать, что в республике и конституционной монархии в соответствии с принципом разделения властей глава ис-

полнитслыюй власти (глава государства) обычно наделяется правом вето по отношению к законам, принятым парламентом. Такая про­цедура обеспечивает участие в законотворческом процессе главы исполнительной власти (главы государства) не только в рамках за­конодательной инициативы, но и на сталии вступления в силу за­конодательного акта, чем обеспечивается введение в действие за­конов, отвечающих насущным потребностям государственной вла­сти. Парламент может преодолеть вето (пат. veto - запрещаю). Для этого каждая палата должна снова проголосовать за откло­ненный главой исполнительной власти (ілавой государства) закон (законопроект), но теперь уже квалифицированным большинством голосов (обычно для принятия закона требуется 50% голосов депута­тов плюс один голос; квалифицированное большинство голосов - две трети, четыре пятых И Т.Л.).

Законотворческая инициатива означает не просто право внесения проекта в представительный орган. Правом обратиться в представительный орган с проектом нового закона обладают все граждане и иные лица. Проект акта, внесенный в порядке законодательной инициативы, должен быть рассмотрен Государственной Думой и ни каким другим ее структурным подразделением или ее аппаратом.

Итак, первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это, как представляется, наиболее сложный и ответственный момент создания правового акта. Потребность в регулировании общественных отношений может возникнуть с появлением новых либо существенным изменением старых общественных отношений, что может быть объяснимо меняющейся социально-экономической ситуацией в государстве.

Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям.

По предлагаемому к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости от научной обоснованности концепции определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования.

Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о

переходе от познания к деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами.

В процессе составления проектов некоторых законов возникает необходимость подготовить другие акты, развивающие и конкретизирующие закон. Обычно в тексте основного закона разрешается вопрос о подготовке и принятии таких актов, предусматривается пункту с соответствующим поручением о порядке их издания. Но это еще не гарантирует своевременную подготовку всего комплекса норм для решения конкретного вопроса.

Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить:

  • - создание концепции будущего закона;
  • - формулирования основных положений и структуры нормативно-правового акта;
  • - непосредственная работа над текстом проекта;
  • - экспертиза готового законопроекта.

Основные требования, предъявляемые к форме готовящихся проектов нормативных правовых актов, следующие:

  • -логическая последовательность изложения, связь между собой нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте;
  • -отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также во всей системе законодательства в целом;
  • -максимальная краткость и компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;
  • -ясность, простота и доступность языка нормативных правовых актов;
  • -точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
  • - сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов;
  • -четкое разграничение между нормативными и ненормативными предписаниями, постоянными и временными нормами.

Существует экспертиза законопроекта это специальное исследование, проводимое с целью оценки качества законопроекта, его соответствия Конституции РФ и действующему законодательству, оценки перспектив действия закона, принятого на основе данного законопроекта. Различают официальную и неофициальную экспертизы. Официальная экспертиза проводится по законопроектам, зарегистрированным в Государственной Думе, на основании обращения в экспертную организацию уполномоченных структур Государственной Думы или ее комитета, ответственного за данный законопроект. В качестве экспертных организаций могут выступать любые исследовательские учреждения, в т.ч. международные и зарубежные. Неофициальная экспертиза проводится по инициативе неуполномоченных органов и лиц парламента, а равно в отношении законопроектов, не зарегистрированных в Государственной Думе, т.е. не получивших официального признания. Парламентской практике России известны общенациональная и специальная правовая экспертиза. Специальная правовая экспертиза законопроекта проводится Правовым управлением Государственной Думы. Регламентом палаты предусмотрено, что заключения Правового управления должны содержать ответы на следующие вопросы:

  • - соответствует ли законопроект Конституции РФ, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам (несоответствие обосновывается);
  • - не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между его разделами, главами, статьями, частями и пунктами (при наличии таких противоречий даются предложения по их устранению);
  • - полностью ли приведен перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Специальным видом экспертного исследования является лингвистическая экспертиза. Ее специфика заключается в том, что ее проводит Правовое управление Государственной Думы на предмет определения юридического качества законопроекта - корректности используемых терминов, формулировок, стиля, совместимости проекта с действующим законодательством, согласованности статей, разделов внутри законопроекта и др. Как правило, материалы экспертизы обобщаются в виде заключения, реже - аналитических записок, справок и т.п. Лингвисты свои предложения излагают непосредственно на текстах законопроектов в форме редакционной правки.

В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования. Конституция I993 г. внесла существенные изменения в структуру законодательства, углубив и расширив его. Выделяется несколько уровней иерархической структуры:

  • - подзаконные нормативные акты;
  • - нормативные указы;
  • - «простые» федеральные законы;
  • - конституционные федеральные законы;
  • - Конституция РФ /как целое/;
  • - Положения гл.1 Основы конституционного строя .

Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя. Суть правовой культуры законодателя заключается в основном признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии, с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

Правовая культура законодателя воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

Подготовка проекта заканчивается решением органа, его готовившего, о направлении законопроекта на рассмотрение законодательного органа.

Стадии законодательного процесса:

  • - законодательная инициатива;
  • - обсуждение проекта закона;
  • - принятие закона Государственной думой и его утверждение Советом Федерации;
  • - опубликование закона.

Стадия официального внесения проекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган. Это право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.

Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа. Следующая стадия - обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Оно происходит, как правило, в трех чтениях. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.

Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

Обсуждение любого проекта начинается с доклада по нему. В качестве докладчика, как правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.

В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматриваемого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

Государственная Дума обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости проекта для обсуждения.

В зависимости от содержания проект по специальному решению законотворческого органа обсуждается либо целиком, либо по частям, главам, разделам, либо даже постатейно. Самые важные и самые сложные проекты могут обсуждаться сначала в целом, а потом по частям или по отдельным статьям. По результатам обсуждения Государственная Дума одобряет основные положения проекта или отклоняет его. В случае одобрения устанавливается срок для его представления ко второму чтению.

Если вынесены альтернативные проекты по одному и тому же вопросу, Государственная Дума обсуждает их одновременно в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из проектов принять за основу при подготовке ко второму чтению.

При втором чтении по проекту закона председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывает проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом. Во время обсуждения, отдельные части или проект в целом, может быть возвращен на доработку. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно. В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие закона принятие федерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Принятие официального решения по проекту законодательного акта - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.

Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных и федеральных конституционных законов.

В соответствии с законом Государственная Дума принимает Федеральные законы. На голосование ставятся отдельно каждая статья, либо раздел, либо глава проекта закона. Затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

После обсуждения всех статей, разделов и глав законопроект принимается в целом. Решение по федеральным законам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течении четырнадцати дней не был рассмотрен в Совете Федерации. Из данных положений Основного закона можно сделать вывод о том, что принятие федеральных законов Советом Федерации не носит обязательного характера, но если они стали предметом рассмотрения в этой палате парламента и не нашли одобрения, то, согласно закону, требуется создание согласительной комиссии из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

Существует несколько нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации после принятия их Государственной Думой. Они касаются важнейших вопросов жизнедеятельности государства. Перечень этих вопросов дан в ст. 106 Конституции РФ, к ним относятся: вопросы федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификация и денонсация международных договоров, вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы.

Особый порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Ввиду особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Законы РФ подписываются и обнародуются Президентом РФ в течении 14 дней (ст. 107 Конституции РФ). Президент вправе вернуть до истечения указанного срока Федеральный закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах парламента.

Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Поскольку опубликование имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

Все законы России, согласно вышеупомянутому закону, подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете", затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система".

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.

На стадии опубликования завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс- это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс, деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

Законы, как и другие нормативные правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества – важнейшей составной части нормотворческой деятельности.

Законодательный процесс - это вся совокупность общественных отношений, возникающих в процессе инициирования, подготовки, обсуждения и принятия закона. С формальной точки зрения законодательный процесс есть сложная система организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Конституционный Суд РФ определяет законодательный процесс как «конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся правоотношений его участников, их взаимных прав и обязанностей».

Принципы, на которых базируется законодательный процесс:

1.Принцип верховенства прав человека . Нормативные акты должны воплощать приоритет основных прав и свобод человек. Этот принцип закреплен в статье второй Конституции России: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

2.Принцип иерархии актов (законности). Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой. Lex superior derogat legi interior (перев. с лат.) – акт большей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

3.Принцип компетентности. Законы должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.

4.Принцип формализации. Обязательным условием законности является строгое соблюдение правотворческих процедур при принятии закона и введении в действие.

5.Принцип публичности (общедоступности). Законы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании закона всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный закон не применяется и не порождает правовых последствий.

6.Приоритет международно-правовых источников . Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем законом, то применяются нормы международного договора.

7.Принцип перспективного действия . Законы обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

Законодательный процесс в РФ имеет особенности.

(1) он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации,

(2) установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы,

(3) в законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

Выделяют 4 основные стадии законодательного процесса: 1) внесение законопроекта (законодательная инициатива); 2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта); 3) принятие закона; 4) опубликование закона.

Законодательная инициатива – это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. Выступление с законодательной инициативой влечёт обязательное обсуждение её в парламенте. Согласно Конституции правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, по вопросам их ведения.

Вносимые в Государственную Думу законопроекты о налогообложении, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства России, отвечающего за финансово-кредитную политику государства.

Законопроект обсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в трех чтениях. На этой стадии в текст законопроектов вносятся поправки, изменения, дополнения. Государственная Дума принимает закон большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаёт его на рассмотрение в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законопроекты по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного права, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов от общего числа членов палаты. Если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не рассмотрел закон, он считается одобренным.

Совет Федерации вправе отклонить закон – наложить вето. В этом случае создаётся согласительная комиссия для преодоления разногласий. После работы комиссии закон повторно рассматривается в ГосДуме. Если при повторном голосовании за закон проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, он считается принятым даже без одобрения Советом Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации законопроект в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру отводится 14 дней. В течение этого срока Президент может отклонить закон, наложив на него вето, и вернуть обратно в ГосДуму. ГосДума и Совет Федерации вновь рассматривают возвращенный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы – вето считается преодоленным. В этом случае Президент обязан в течение семи дней подписать и обнародовать закон.

Действует Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". В течение 7 дней после подписания Президентом РФ закон должен быть опубликован в “Российской газете”, «Парламентской газете» и “Собрании законодательства Российской Федерации”.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


Похожая информация.


«Законотворческий процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти 20 .»

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, обнародование закона. Каждая и них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до его принятия и обнародования.

Отмечая данное обстоятельство, известный русский ученый Е.Н. Трубецкой писал еще в начале XX века о том, что все четыре стадии, через которые каждый закон должен пройти, имеют место во всех государствах, «независимо о того, какое, где существует государственное устройство и форма правления». Ибо для возникновения закона нужно, чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает тот или иной законопроект. «Прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть его всестороннему обсуждению в «законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы 21 ».Чтобы закон получил обязательную силу, «он должен быть утвержден верховной властью». Наконец, для того чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести до сведения всех граждан»

Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что, во-первых, создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны; во-вторых, осуществляется высшими органами власти в государстве; в-третьих, законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.

Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и качество его содержания, его соответствие потребностям законодательного регулирования.

Рассмотрим каждую из стадий законодательного процесса в отдельности.

Первая - законодательная инициатива. Она представляет собой принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко, то есть включает внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отмене действующих законов. В современной российской и зарубежной литературе тоже просматривается тенденция к расширенному представлению о законодательной инициативе. В учебниках и научных исследованиях совершенно справедливо указывается на то, что законодательную инициативу нельзя понимать узко, только как внесение законопроектов. Она предполагает также право на внесение в законодательные органы вопросов любого значения, требующих в последующем правового оформления.

Право законодательной инициативы не является всеобщим, не принадлежит всем без исключения - гражданам, государственным органам или общественным организациям. Это особое строго ограниченное конституционное право. Каждое государство в зависимости от его природы и назначения решает по-своему вопрос о субъектах права законодательной инициативы.

«Согласно ч.1 ст.102 Конституции Российской Федерации «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения 22 ».

Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы разработанного законопроекта. Обсуждение бывает двух видов - предварительное (неофициальное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей различных государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в таких формах как, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», проведение теле и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам и так далее. Предварительное обсуждение проектов законов важно для повышения качества, как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе проект закона проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов и на уровне парламентских палат. Этот процесс регулируется специальными положениями и регламентами.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми предложениями о его изменении и дополнении в соответствующий парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение.

На комитет возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом, сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения его во втором чтении. На данном этапе идет детальный, постатейный разбор проекта вместе с внесенными в его первоначальный текст изменениями и дополнениями.

Во время третьего чтения - завершающего этапа процесса обсуждения - не разрешается вносить в законопроект какие-либо поправки и предложения. Речь идет уже о его одобрении или неодобрении.

Дальнейшее прохождение проекта закона, включая его обсуждение, регулируется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, куда он должен быть передан в течение пяти дней после принятия законопроекта Государственной Думой.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

«Согласно Конституции Российской Федерации Совет Федерации некоторые законы может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона 23 ».Однако это не касается федеральных конституционных законов, а также некоторых федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Следующая стадия законодательного процесса - принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рассматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утверждение (подписание) осуществляется главой государства.

Существуют различия в процедуре принятия законов в зависимости от их видов. Для принятия федерального закона, по общему правилу, требуется абсолютное большинство голосов, тогда как для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство голосов. Например, согласно Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Утверждение (подписание) принятого закона главой государства является весьма важным актом, прежде всего в плане поддержания баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти. Одно из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной власти исполнительной ветвью - вето (от лат. veto - запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что принятый федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления этого закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Он подлежит обязательному подписанию Президентов в течение семи дней и обнародованию, если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

«Заключительной стадией законотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации) 24 ».«В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент «в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его». На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные правовые акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

Таким образом, законотворческий процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона.



Поделиться