Снижение рисков по охране труда. Оценка профессиональных рисков: применение международного опыта на российском металлургическом предприятии

В настоящее время охране труда посвящен раздел X Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в котором отражены основные аспекты требований охраны труда, организации охраны труда и иные значимые положения рассматриваемого вопроса.

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работников в процессе трудовой деятельности вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Происшествие – событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

Несчастный случай – нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

Организация работ по охране труда – это система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

Сертификация работ по охране труда в организациях – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Под системой управления охраной труда подразумевается часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Кроме того, система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации. Для предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

К средствам индивидуальной, коллективной защиты работников относятся технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Травмобезопасность – это соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных требованиями технических регламентов, положениями стандартов или условиями договоров.

Условия труда определены как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Помимо перечисленных, определены понятия и таких категорий, как:

– технический регламент – документ, принимаемый международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом и указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

– стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правил осуществления и характеристик процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Условия труда классифицируются так: нормальные, тяжелые, вредные, опасные и иные особые (например, подземные). Самостоятельно в трудовом законодательстве выделяют также условия труда, отклоняющиеся от нормальных (статья 149 ТК РФ). Это работы различной квалификации, совмещения профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и так далее.

К нормальным условиям труда относится производственная обстановка (способ производства), в которой присутствуют:

– исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки, оборудования и тому подобных средств (в том числе орудий) труда;

своевременное обеспечение работника технической и иной необходимой для работы документацией и тому подобное;

– своевременное обеспечение надлежащего качества материалами, инструментами, иными средствами и предметами, необходимыми для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

– принятие работодателем мер, обеспечивающих охрану труда и безопасность производства.

Также в статье 209 ТК РФ дается понятие вредного и опасного производственных факторов. Вредным является тот фактор, который воздействует на работника и может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор может привести к его травме.

Отсюда вытекает определение безопасных условий труда. Таковой считается такая работа, при которой воздействие на сотрудников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровень воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – это место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Отметим, что под рабочим местом в данном случае понимается не только рабочее место, закрепленное за сотрудником, но и то, на котором он обязан находиться в силу указания работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы в соответствии с порядком, установленным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года № 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты".

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий людей (работников) с применением орудий (средств) труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В более широком смысле под "деятельностью" понимается выполнение любых действий, направленных на приобретение и осуществление прав, а также исполнение обязанностей организации.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

При этом согласно статье 211 ТК РФ порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ознакомьтесь с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

В целях добровольного применения всеми работодателями стандартов безопасности труда с 1 июля 2009 года введен в действие для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (Приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года № 169-ст). Также был утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию".

Отметим, что Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Закон № 238-ФЗ) трудовое законодательство дополнено несколькими понятиями, связанными с охраной труда.

Раздел ТК РФ, посвященный охране труда, дополнен такими терминами, как "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками".

Профессиональным риском считается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных установленных законодательством случаях.

Управление рисками представляет собой комплекс взаимо­связанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Обратите внимание на изменения, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Порядок оценки уровня риска и Положение о системе управления рисками должно утвердить Минздравсоцразвития Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Законом № 238-ФЗ установлено, что утверждаемые Минздравсоцразвития Российской Федерации правила аккредитации должны включать в себя требования к таким организациям, порядок контроля за их деятельностью, приостановления или отзыва аккредитации.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

Для более адекватной оценки рисков можно использовать усовершенствованный вариант индекса Элмери, предложенный АНО «Институт безопасности труда», г. Москва (индекс ОВР). Сущность метода: По аналогии с индексом Элмери предлагаемый показатель также выражается в виде отношения «СООТВЕТСТВУЕТ»– «НЕ СООТВЕТСВУЕТ». Только в этом случае несоответствия классифицируются по 3-м уровням (рангам): пункты с индексом «О»– содержат Обязательные (наиболее важные, критические) требования безопасности, несоблюдение которых может непосредственно привести к травме или к профзаболеванию (исправность инструмента, наличие защитных экранов, блокировок, применение СИЗ и др.). В эту группу рекомендуется включать также все государственные нормативные требования ОТ, даже если пункты с индексом «В»– содержат Важные требования безопасности, несоблюдение которых непосредственно не приводит к травме или к заболеванию, но указывает недостаточный уровень организации деятельности по ОТ или может привести к отягчению последствий инцидента, несчастного случая (наличие знаков безопасности, укомплектованность аптечек первой помощи, состояние проходов, состояние факторов производственной среды: шум, освещение, микроклимат, воздух рабочей зоны и др.); пункты с индексом «Р» содержат Рекомендации по организации рабочего места и трудового процесса, которые сами по себе не являются обязательными (носят рекомендательный характер), но свидетельствуют о внимании руководителей и работников к вопросам ОТ, об уровне производственной культуры и трудовой дисциплины (содержание в чистоте помещений и рабочих мест, чистота спецодежды, эргономические и другие факторы, способствующие созданию в подразделении атмосферы уюта, культуры и безопасности труда). Особенности применения Выполнение каждого из пунктов О, В, Р на обследуемом рабочем месте или в подразделении (организации) оценивается, соответственно в 3, 2 и 1 балл. В этом случае Достоинства 1. Оценка по индексу ОВР позволяет более точно оценить действительный уровень рисков и указать на мероприятия, которые следует провести в первую очередь, а также на мероприятия с наибольшей ожидаемой результативностью. 2. При регулярном проведении замеров индекса ОВР можно следить за изменением уровня безопасности труда. Если результаты замеров будут доведены до всех работников, например через доски объявлений, то каждый на своем рабочем месте может увидеть, как изменяется уровень безопасности. 3. Индекс ОВР можно использовать в качестве конкретной и объективной обратной связи от проделанной работы по улучшению условий труда и снижению уровней рисков. Он дает оценку результативности этой работы, поощряет к улучшениям, не вызывает негативного восприятия. Выводы Индекс ОВР так же как и индекс Элмери непосредственно не связан с наличием и оценкой конкретных рисков на рабочем месте и основывается на предположении, что тяжесть последствий, связанных с возможными опасностями, уже учтена в требованиях охраны труда путём их отнесения к определенным уровням системы охраны труда (государственные требования, отраслевые, локальные). Но при наличии компетентных специалистов у работодателя или с привлечением внешних специализированных организаций существует возможность дальнейшего совершенствования индекса ОВР.

С введением в действие Типового положения о системе управления охраной труда в 2016 году наличие процедуры управления профессиональными рисками стало обязательным требованием для создания безопасных условий труда на предприятии.

Рассмотрим базовые шаги в оценке профессиональных рисков и одну из популярных на сегодняшний день методик, которые могут лечь в основу управления рисками на вашем предприятии.

Анализ воздействия вредных/опасных производственных факторов и расчет профессиональных рисков

Сам процесс оценки опасности основан на понимании реальной ситуации, то есть речь идет о восприятии объектов, звуков, запахов или осязательных ощущениях. Огонь, высота, движущиеся объекты, громкие звуки и кислотные запахи – это примеры наиболее очевидных признаков опасности.

Самая ранняя попытка создать практический перечень профессиональных рисков была предпринята А.Д. Брандтом в вышедшей в 1946 году книге «Технология промышленной гигиены», который составил перечень приблизительно 1 300 профессий с перечислением рисков, присущих каждой профессии. Общее количество их составило приблизительно 150, большая часть из них была связана с опасностью неблагоприятного воздействия химических веществ. В 1964 г. вышла книга У. Хаддона, Е. Сачмана и Д. Кляйна «Способы и методы исследования несчастных случаев», в которой авторы сделали попытку классифицировать различные типы несчастных случаев. В 1973 году в книгу Дж. М. Стеллмана и С.М. Даума «Работа опасна для вашего здоровья» включена «Таблица неблагоприятных факторов в различных профессиях». В 1973 году Школой медицины Тель-Авивского университета составлен перечень приблизительно 1 000 потенциальных профессиональных рисков, которые могут иметь место примерно для 2 000 различных профессиях (Alexander Donagi, Avraham Aladjem., 2005).

На сегодняшний день, можно выделить основные типовые риски несчастных случаев на производстве:

    несчастные случаи, возникающие при использовании оборудования;

    несчастные случаи на транспорте;

    случаи падения персонала (например, соскальзывание, спотыкание на ступеньках, падение с движущегося механизма и т.п.);

    падение тяжелых предметов, материалов, обвал стен и т.д.;

    колотые раны, порезы, травматические ампутации;

    удары о предметы или предметами (костные переломы, ушибы);

    наступание на острые предметы;

    попадание в механизмы или между механизмами, вызывающее раздробление или разрыв тканей;

    емкости под давлением или вакуумные емкости (внешние или внутренние механические взрывы);

    ожоги и ошпаривание (горячими или холодными жидкостями или поверхностями);

    попадание в глаза инородных частиц;

    проглатывание крупных или заостренных неядовитых предметов;

    утопление;

    тяжелые травмы, нанесенные животными (такие как укусы, царапины, удары копытами, сдавливание и затаптывание, ужаливание, столкновения);

    перенапряжение или слишком резкие движения;

    все острые травмы и воздействия, вызванные случайным выделением, утечкой, вдыханием, проглатыванием или попаданием химических веществ (кроме пожара и взрывов);

    все острые травмы и воздействия от электрического тока и статического электричества;

    возгорание и взрывы химических веществ;

    несчастные случаи, вызванные вредным воздействием высоких доз ионизирующего и неионизирующего излучения, в том числе лазерных лучей и сильного света, ультрафиолетовых лучей и т.п.

Эффективные методики оценки профессиональных рисков

Существует множество методов оценки профессиональных рисков. Одним из положительно зарекомендовавших себя на практике является метод Файна и Кинни, основная идея которого заключается в оценке индивидуальных рисков отдельного работника, определенных как вероятность получения травмы или заболевания в результате существующей опасности.

С целью определения степени индивидуального риска в каждом конкретном случае осуществляется прогнозирование риска, иными словами, определяется, каким образом то или иное нарушение требований охраны труда может привести к производственной травме или профессиональному заболеванию.

Для того чтобы дать оценку профессиональному риску, устанавливается количественная степень этого риска. Степень профессионального риска в данном случае рассчитывается как произведение трех составляющих – воздействия, вероятности и последствия наступления события. Применение балльной оценки указанных параметров профессионального риска на основе соответствующей шкалы оценок позволяет получить количественную степень риска, что в свою очередь дает возможность правильно отреагировать на риск и предпринять соответствующие меры по его устранению. При определении степени риска рассматриваются все стадии работ: от процесса подготовки к ним до стадий их выполнения и завершения.

Таблица 1. Количественная оценка составляющих риска


Балльная шкала оценки профессиональных рисков

В качестве исходных данных для оценки тяжести возможных последствий при реализации опасности необходимо использовать:

    ГОСТы: стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, стандарты требований безопасности к производственным процессам, стандарты требований безопасности к производственному оборудованию, стандарты требований к средствам защиты работающих и соответствующие технические регламенты;

    акты проверок соблюдения требований охраны труда, проводимых государственной инспекцией труда, а также материалы проверок, проводимых другими государственными контрольно-надзорными органами, материалы расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на производственных объектах;

    статистические данные по травмам, обращениям за медицинской помощью, обзор прошлых происшествий, травм, отчетов о первой медицинской помощи, в т. ч. сообщений о микротравмах и мелких происшествиях;

    отчеты по технологическому обслуживанию, техрегламенты и другие материалы, содержащие информацию о характеристиках технологических процессов, оборудования, составе применяемого сырья и материалах;

    персональные данные о профессионально-квалификационных характеристиках и состоянии здоровья каждого отдельного работника;

    материалы опросов работников, предложения и жалобы работников на условия труда;

    опыт оценки профессиональных рисков на других предприятиях;

    результаты мониторинга и контрольных мероприятий системы управления профессиональными рисками.

Таблица 2. Балльная шкала оценки профессиональных рисков



С целью наиболее точной оценки профессиональных рисков, в случае вертикально интегрированной компании, необходимо консолидировать все статистические и отчетные данные предприятий, входящих в ее структуру, с учетом отраслевой специфики каждого. Особые требования предъявляются в отношении качества исходных данных и их источников. По результатам анализа исходных данных формируется экспертное заключение о степени профессиональных рисков, характерных для каждого отдельного работника и его рабочего места.

В процессе оценки должен быть найден баланс между уровнем риска и издержками, связанными с его снижением до приемлемого уровня.

Матрицы и индивидуальные карты профессиональных рисков

На следующем этапе внедрения системы управления профессиональными рисками на основе произведенной оценки рисков разрабатываются карты профессиональных рисков.

На основе произведенной оценки риски формируются в упорядоченную систему в виде матрицы, учитывающей все составляющие риска.

Таблица 3. Матрица профессиональных рисков


1-4: Малый - приемлемый уровень риска, который подлежит исследованию

5-10: Существенный – средний уровень риска, требуются меры по его снижению

11-25: Очень высокий – неприемлемый уровень риска, необходимо прекращение деятельности

В свою очередь карты профессиональных рисков представляют собой двухсторонние печатные карты-матрицы, с помощью которых работники могут самостоятельно оценивать риски и предпринимать необходимые действия, требуемые в каждом конкретном случае. На лицевой стороне карты указывается возможный риск, свойственный определенному рабочему месту. На оборотной стороне карты – действия, которые необходимо предпринять с целью снижения либо устранения возникшего риска.

Таблица 4 . Индивидуальная карта риска. Лицевая сторона


Таблица 5 . Индивидуальная карта риска. Оборотная сторона


На лицевой стороне карты в одном или нескольких блоках матрицы в зависимости от вероятности возникновения риска указывается наименование риска, свойственное определенному рабочему месту.

Например, “отсутствие средств индивидуальной защиты от падения с высоты” (продолжение работы на высоте в данном случае может привести к несчастному случаю вследствие падения работника). Блоки матрицы окрашены в три разных цвета в зависимости от степеней риска (опасности последствий). Если наименование риска, указанного на лицевой стороне карты, вписано в серый или красный блок, то данный риск является недопустимым.

На оборотной стороне карты указываются профилактические (защитные) меры, которые требуется совершить работнику для снижения недопустимого риска.

Карты профессиональных рисков призваны подтвердить правильность оценки риска самим работником и в случае необходимости уточнить порядок его действий с целью снижения предполагаемого риска. Работники должны пройти соответствующее обучение по использованию карт профессиональных рисков. В обязательном порядке с работниками согласовываются варианты карт профессиональных рисков, а в должностных регламентах работников указывается обязанность их использовать.

Мониторинг и контроль системы управления профессиональными рисками

Мониторинг требуется, прежде всего, для обнаружения изменений в характеристиках рисков под влиянием изменений среды, а также с целью подтверждения адекватности применения действующих процедур в изменившихся условиях.

Процесс мониторинга в обязательном порядке должен сопровождаться ведением документации, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Данные мониторинга также используются в целях оценки и прогноза состояния безопасности и охраны труда на предприятии.

Проводимый на основании непрерывного мониторинга анализ позволит оперативно выявлять возникающие проблемы на каждом рабочем месте, корректировать систему управления рисками с помощью организационных мер и влиять на безопасность трудового процесса в реальном времени.

Непрерывный мониторинг системы управления профессиональными рисками является наиболее оптимальным, поскольку дает оперативную, многостороннюю и достоверную информацию о системе и ее недостатках, которые обязательно проявляются в ходе трудовой деятельности.

Поскольку невозможно сразу построить идеальную систему управления профессиональными рисками, мониторинг позволяет выявить непредусмотренные дефекты и принять меры по их устранению, что в конечном итоге сохранит жизнь и здоровье работников.

Практическая значимость системы мониторинга заключается еще и в том, что ответственность за ту или иную возникшую ситуацию ложится на конкретного работника, который в свою очередь обязан выполнять требования охраны труда. Экономические затраты на разработку и внедрение системы мониторинга управления профессиональными рисками должны планироваться в общих расходах на информатизацию и информационную деятельность в организации и внедрятся комплексно совместно с другими необходимыми для производства технологиями.

Способствовать решению задач результативного контроля системы управления профессиональными рисками могут:

    проведение технических осмотров состояния оборудования (машин, механизмов, инструмента), проверка его соответствия требованиям безопасности;

    проведение различных обучающих мероприятий: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

    проведение профилактических и обязательных медицинских осмотров, наблюдение за состоянием здоровья работников в зависимости от условий труда с целью наиболее объективной оценки профессиональных рисков, отражающей влияние условий труда на здоровье работающих с учетом особенностей воздействия вредных факторов.

Внедрив систему управления профессиональными рисками, необходимо постоянно проверять, продолжает ли она оставаться эффективной, и в случае неудовлетворительного результата максимально быстро принимать корректирующие меры или при необходимости осуществлять переоценку профессиональных рисков.

Подводя итоги можно выделить основные шаги для организации работы по оценке рисков:

    Принятие решение о готовности предприятия к переходу на риск-менеджмент.

    Анализ опасных/вредных производственных факторов.

    Составление матрицы рисков.

    Подготовка индивидуальных карт профессиональных рисков на каждом рабочем месте.

    Обучение и вовлечение работников в процессы оценки рисков.

    Постоянная оценка рисков на каждом рабочем месте.

    Реализация корректирующих мер.

    Мониторинг и контроль системы управления профессиональными рисками.

Следует отметить, что вышеуказанные процессы имеют цикличный характер и по результатам контрольных мероприятий разрабатывается перечень корректирующих и предупредительных мероприятий, направленных на улучшение технологических процессов и снижение уровня неприемлемого риска с учетом возможных финансовых издержек.

1.2. Профессиональные риски и их оценка в охране труда
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях , установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно Трудовому кодексу, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Классификации профессиональных рисков при этом могут быть различными, некоторые из них показаны в таблице 1.2.1.

До 2014 года уровень профессионального риска в России всегда оценивалась с помощью аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ). Однако в 2014 года ей на смену пришла специальная оценка условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда является немаловажным звеном в огромной системе управления профессиональными рисками и предоставляет возможность работодателю принимать обоснованные и рациональные управленческие решения касающиеся охраны труда.

Таблица 1.2.1

Классификации профессиональных рисков в организации


Основа классификации

Виды профессиональных рисков

Примеры

по типу риска

- механические;

Химические;

Эргономические;

Психологические;



Обрушение конструкций

Отравления

Неудобная рабочая поза

Эмоциональный стресс



по характеру ущерба

- ухудшение слуха в результате воздействия шума;

Физические раны, нанесенные опасным оборудованием;

Заболевания опорно-двигательного аппарата в результате постоянного напряжения


Тугоухость, глухота

Переломы, растяжения

Остеохондроз


С позиции допустимости для общества

- Недопустимые ни при каких условиях

Допустимые только в ограниченные временные периоды

Допустимые только при наличии эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты, регулярного мониторинга состояния здоровья и выполнения необходимых регламентных мер защиты

Приемлемые при соблюдении правил и инструкций по технике безопасности, гигиене труда и периодическом мониторинге условий труда на рабочих местах и здоровья работающих



Разрушенные взрывоопасные объекты

Спасатели водолазы, пожарные

Аварийные и ремонтные работы на объектах повышенной опасности

Работа при повышенном уровне шума, вибрации, загазованности, запыленности.



По степени предсказуемости

- Предсказуемые

Непредсказуемые



Движущийся транспорт

Стихийные бедствия, аварии



По частоте возникновения

- Редкие

Риски средней частоты

Частые


-

Оценка профессиональных рисков - это система мероприятий , которые предусматривают и СОУТ, и оценку рисков травмирования, и оценку защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), и оценку индивидуальных профессиональных рисков работников. Можно сделать вывод, что принципиальным отличием специальной оценки условий труда от оценки профессиональных рисков - в масштабах:

СОУТ настроена на проверку конкретного рабочего места, оценка профрисков - на всю деятельность работника, связанной с опасностью, которой он себя подвергает.

СОУТ занимается оцениванием рабочего места, оценка профессиональных рисков - работника.

СОУТ предполагает инструментальные замеры конкретных вредных и опасных факторов и составление вывода на основе этих показателей .

Цель оценки рисков - главным образом помочь работодателю принять эффективные меры, которые необходимы для обеспечения безопасности и здоровья работников.

Основополагающими принципами, регулирующими процесс оценки профессиональных рисков и управления ими, являются:

Предвидение, идентификация, распознавание опасных и вредных производственных факторов;

Оценка и контроль рисков на рабочих местах.

Оценка профессиональных рисков - это часть общего процесса управления в сфере охраны труда. Для того чтобы понять это, необходимо четко определить три основных термина:

1) опасность - это потенциальный вред, который несут в себе различные вещества, механизмы, методы работы либо другие аспекты деятельности организации;

2) риск - это вероятность того, что конкретная опасность реализуется;

Специальной оценки условий труда (СОУТ);

Аудита охраны труда (внешнего и внутреннего);

Текущего и периодического контроля за состоянием условий и безопасности труда.

Сильные стороны оценки профессиональных рисков заключены в:


  1. Подготовке организации к сертификации по международной системе менеджмента профессиональной безопасности OHSAS;

  2. Подготовке к проведению СОУТ ;

  3. Организации контроля опасных факторов производственной среды;

  4. Предоставлении работнику объективной информации о рисках, которым он себя подвергает.
Конкретной официальной методологии и нормативных актов, позволяющих определить профессиональные риски, в России пока не принято, но в 2017г. будет принято много поправок в ТК РФ в области охраны труда . Основой для оценки профессиональных рисков служат:

  • Принципы OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series);

  • Руководство по системам управления охраной труда МОТ - СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001 ;

  • Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки;

  • Стандарты ССБТ .
Работодателю следует держаться двух главных принципов при оценке профессиональных рисков:

  1. Оценивать все возможные риски при организации деятельности работника ;

  2. Выяснить, возможно ли устранить риск полностью, или просчитать его вероятные последствия.
Простой пример: во время установки шумозащитных пленок на стекла в офисе или цеху, необходимо заранее оценить, смогут ли они обеспечить надлежащую вентиляцию воздуха. Если работодатель снизит уровень шума, но при этом будет нарушена вентиляция, то работодатель сможет избавиться от одного риска и в то же время приобрести другой.

Для уменьшения профессиональных рисков для конкретного работника, можно использовать различные стратегии:

Автоматизировать трудовой процесс (вывести человека из зоны риска);

Равномерно распределить нагрузку между несколькими сотрудниками;

Внедрить новые технологии, сырье или материалы, снижающие степень опасности;

Использовать более эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Цель оценки рисков - помочь работодателю принять эффективные меры, необходимые для обеспечения безопасности и здоровья работников.По закону оценку рисков организует работодатель. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Однако, если оценка проводится сторонними специалистами, то она должна проходить совместно с работниками . Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения, и участие работников является совершенно необходимым элементом успешно функционирующей системы управления охраной труда (СУОТ) в любой организации. На рис.1.2.3 показан порядок оценки профессиональных рисков.


  1. Определение перечня профессий и рабочих мест, которые необходимо оценить;

  1. Определение количества работников, занятых на той или иной должности на конкретном рабочем месте;

  1. Определение регулярно производимых работником операций и их частоты;

  1. Выявление опасностей (рисков) для каждой такой операции;

  1. Определение количества опасных операций;

  1. Определение возможности устранения рисков или тяжести их последствий;

  1. Расчет и анализ рисков.
Рис. 1.2.3 Порядок оценки профессиональных рисков

Почему так важно участие работников? Потому что мало создать условия для минимизации опасности. Согласно законодательству, работники должны быть проинформированы об их существовании, а также о способах устранения или уменьшения риска . Персоналу необходимо проходить специальное обучение посвященное охране труда. Все сотрудники обязаны знать не только как управлять вверенным им механизмами, но и как делать это безопасно. Исходя из норм и сводов правил МОТ, а также повседневной практики, можно выделить три уровня вероятности возникновения несчастного случая:

1) низкая: несчастный случай вряд ли произойдет в обозримом будущем или маловероятен;

2) средняя: несчастный случай со временем произойдет, если не принять профилактических мер;

3) высокая: несчастный случай может произойти в любой момент или в ближайшем будущем.

Тяжесть последствий мы также можем разделить на три категории:

1) низкая: может привести к легким травмам (заболеваниям) без пропусков работы;

2) средняя: может привести к пропускам работы по причине травм (заболеваний);

3) высокая: может привести к серьезным либо смертельным травмам (заболеваниям).

Работодатели обязаны обеспечить безопасность рабочих мест, механизмов, оборудования и процессов. То есть должно быть выстроено эффективное управление рисками (физическими, химическими или биологическими).



Поделиться