Страстная пятница: что мы знаем о смерти Иисуса Христа? Православные вспоминают крестные муки христа.

Пятница Страстной Седмицы, Страстная пятница, – воспоминание Святых и Спасительных . В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира.

О Страстях Христовых в Страстную пятницу подробно рассказывают все евангелисты, поэтому богослужения этого дня насыщены соответствующими чтениям.

Богослужебные особенности Страстной пятницы

Вынос Плащаницы

Тексты богослужений Страстной пятницы – шедевры византийской духовной поэзии, сопровождаются проникновенными мелодиями.

Страстная пятница. Антифон 5:

Ученик Учителя соглашаше цену, / и на тридесятих сребреницех продаде Господа, / лобзанием льстивным предая Его / беззаконником на смерть.

Ученик договаривается о цене Учителя / и за тридцать сребреников продал Господа, / коварным поцелуем предав Его / беззаконникам на смерть.

Страстная пятница. Антифон 15:


Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь: в ложную багряницу облачится, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девыя. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Сегодня повешен на древе Тот, Кто повесил землю на водах, венцом терновым увенчан Царь ангелов, в ложную багряницу (царскую одежду) одет Тот, Кто одевает небо облаками, получает пощечины Тот, Кто в Иордане освободил Адама, Гвоздями пригвождается Жених Церковный, копьем пробивается Сын Девы. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Страстная пятница. Прокимен, глас 4:

Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.

Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

Страстная пятница. Ексапостиларий:

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Разбойника благоразумного сподобил рая единовременно, Господи, и меня древом крестным просвети и спаси.

Страстная пятница. Стихира:

Два и лукавная сотвори, перворожденный сын Мой Израиль: / Мене остави Источника воды животныя, / и ископа себе кладенец сокрушенный: / Мене на древе распят, / Варавву же испроси, и отпусти. / Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: / ты же, Израилю, не усрамился еси, / но смерти Мя предал еси. / Остави им, Отче Святый, / не ведят бо, что сотвориша.

Два злых дела совершил / первородный сын Мой, Израиль: / он оставил Меня, Источник воды живой, / и вырыл себе колодец разбитый; / Меня распял на Древе, / а Варавву выпросил и освободил. / Изумилось при этом небо / и солнце сокрыло свои лучи. / Ты же, Израиль, не устыдился, но смерти предал Меня. / Прости им, Отче Святой, / ибо они не знают, что соделали.

Днесь висит на Древе

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

“Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение”.

Не рыдай Мене, Мати (Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Не рыдай Мене, Мати, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя

_____________________________________

Разбойника Благоразумнаго (Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя

_____________________________________

Великая суббота:

Благообразный Иосиф (Стихира на целование Плащаницы) Хор Валаамского

«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи» Славно бо прославися (Хор свято-Ионинского монастыря)

_____________________________________

Воскресни, Боже (Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”) 2

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех

Видео о Страстной пятнице

Проповеди на Страстную Пятницу

Святитель Лука Войно-Ясенецкий о Страстной пятнице

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог, а страшная жертва принесена Христом потому, что Бог умилосердился, смилостивился над нами.

Прииди, блаженный Петр апостол, и прибавь твое святое слово к тому, что слышали мы только что от великого апостола Иоанна. – Пришел и он, и слышим мы святое слово его: “Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Петра 1, 18-19).

Ты объяснил нам, святой Петр, от чего именно искуплены мы Кровию Христовой – от суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей.

Дерзнем же теперь обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и услышим от Него непостижимые для мира и сокровенные слова: “Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6, 51, 53-56).

Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление и пролил Кровь Свою для того, чтобы в великом таинстве мы ели Плоть Его и пили Кровь Его; чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих.

Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его – чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: “Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите”. Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его.

Митрополит Антоний Сурожский о Страстной пятнице

Митрополит Антоний Сурожский

Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу.

Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти – убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть и милость Божия даруется людям. Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог – . Гроб, заключив в себе источник жизни, стал живоносным и несет безмолвную проповедь, и человечество призвано услышать ее, чтобы жить. Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по-человечеству Своему, Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: «да мимо идет Меня чаша сия. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. «Грехи всего мира отяготели на Мне». Твою ношу, которая для тебя непосильна Я взял на Себя».

Слова и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия Любовь и Солнце Ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения. Она не престает и ныне, но всегда надеется, все переносит в ожидании нашего обращения. Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную Любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках, и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами их заблуждения. На словах, «Господи, Господи»! а по жизни: «имей мя отречена». Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся его пленение богоборцу – врагу рода человеческого. Господь даровал нам радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола», и смысл Его жертвы – восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией.

Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно, в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»! Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь, признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь – Источник благодати помилует и спасет нас.

Прот. Валентин Амфитеатров о Страстной пятнице

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Таинственный, непостижимый час! Сын Божий преисполнен внутренних и внешних скорбей до последней степени, до последнего вздоха. И не бе утешаяй, и не бе скорбяй. Утеха Израиля, друг и покровитель всех угнетенных, забытых, несчастных и отверженных, всеми оставлен. Он, Спаситель, взывал к Богу Отцу: Боже Мой! Боже Мой! вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). Целитель сокрушенных сердец испытал боль заушения, терноношения, бичевания. Он вопиял воплем крепким, со слезами, ибо видел, что удалить страдания невозможно. Но что значит эта боль в сравнении с душевными страданиями, испытанными Иисусом Христом при виде бессердечности окружавшей Его среды? Этими печалями неисцелимо болела Божественная душа до минуты, когда предала Себя в руки Бога Отца. Предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство прислуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки от Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение по улицам многолюдной столицы, стыд обнажения среди самодовольно-невежественных зрителей, злорадования, брань сораспятого злодея… О, поистине возлюбленный Спаситель наш понес на Себе наказание и грехи всего мира. Только разве вечная мука может быть равной болезни неисцельной, какую испытало сердце Человеколюбца.

Начальник жизни, Чудотворец, возвращавший других к жизни, обречен на смерть. Умирает Он. Умер. За грехи наши умер!

Вечное Слово Отчее, создавшее всяческая и возвестившее миру беспредельное милосердие к грешникам, смолкло.

Солнце правды, воссиявшее миру, чтобы рассеять глубокую, мертвую мглу извращенных дел и всем явить правду Божию, светлую, яко свет… и яко полудне, зашло при непроницаемом мраке клеветы, даже с укорами в богохульстве. Страшный, непостижимый сей час! Нашим бренным очам видится один образ Божественного и живоносного тела Господа нашего Иисуса Христа, тела безмолвного и бездыханного. Он не имеет ни вида, ни славы, ни доброты, умален, отвращен, поруган.

Слушайте и смотрите! Вот Царь царствующих и Господь господствующих имеет на Своей главе венец, не драгоценными камнями украшенный, а сплетенный из терния. Кто сплел для Жизнодавца этот многоболезненный венец? Человеческая гордость, безумное тщеславие. О, если мы действительно любим своего Спасителя, то в кротости, смирении и терпении сохраним закон веры и послушания слову Его во все дни жизни нашей, пока бьется в нас жизнь сердца. Если любим нашего Христа Спасителя, если нам кажется страшным день воспоминания Великой Пятницы, страданий Иисуса, то не прибавляйте к болезненному Его терновому венцу терний своих грехов и беззаконий.

Святитель Илия Минятий о Страстной пятнице

Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38).

Свт. Илия Минятий

Человечеству пришлось увидеть на земле два великих и преславных чуда: первое, это – Бога, сошедшего на землю, чтобы принять человеческое естество; второе чудо, это - Богочеловека, восшедшего на крест, чтобы на нем умереть.

Первое явилось делом высшей премудрости и силы, второе - крайнего человеколюбия. Поэтому оба они совершились при различных обстоятельствах. В первом чуде, когда Бог принял естество человека, восторжествовала вообще вся тварь: ангелы на небесах воспели радостное славословие, пастыри на земле возликовали о спасительном благовестии и о совершившейся великой радости, и цари с востока пришли на поклонение к новорожденному Владыке с дарами.

Во втором чуде, когда Богочеловек умер на кресте, как осужденный посреди двух разбойников, тогда горний и дольний мир восплакал, небо покрылось глубочайшей тьмой, земля с основания потряслась от трепета, камни растрескались. Та ночь была светлая ночь, принесшая всемирную радость и веселье, а сей день был мрачен, как день печали и скорби. В ту ночь Бог оказал человеку благодеяние, какое только мог, а в этот день человек выказал все свое беззаконие, какое мог сделать перед Богом

Ты вправе сказать, Богочеловече и печальный Иисусе: Прискорбна есть душа Моя до смерти, - ибо многи страсти Твои, велика печаль Твоя. Страдания так велики, каких еще никогда не выносило человеческое терпение; печаль так невыносима, какой еще не испытывало человеческое сердце. И поистине, слушатели, чем более я стараюсь найти в людской жизни другой подобный пример, тем более уверяюсь в том, что Его болезнь в страстях и печаль в болезни ни с чем не сравнимы. Велика была зависть в Каине против брата, но гораздо большая зависть у архиереев и книжников против Спасителя; а неправедное убийство Авелево не сравнимо с крестной смертью Иисусовой.

Велико было терпение в Исааке, когда он готовился быть принесенным в жертву от Авраама, отца своего; но несравненно более терпения в Иисусе, Который в самом деле был предан от Отца Своего Небесного в жертву ненависти врагов Своих. Велики были злоключения Иосифа, когда он был продан братьями своими, оклеветан женой Потифара и, как виновный, был ввергнут в темницу; но гораздо многочисленнее страдания Иисусовы, когда Он продается учеником Своим, обвиняется всем сонмищем, влечется с суда на суд, как преступник. Велико было уничижение Давида, когда он свергнут был с царского престола сыном своим, когда подданные от него отступились; когда его собственные слуги гнались за ним, когда он босой убегал на гору Елеонскую, когда в него бросали камни и осыпали его ругательными словами.

Но то, что совершалось с Иисусом, когда апостолы Его покинули, воины связали, увенчали тернием, обременили крестом, когда жители всего города провожали Его поносными злохулениями, когда Он восходил на Голгофу, чтобы принять позорную смерть между двух разбойников, – все это разве не более скорбное зрелище?!

Нельзя не признать, что велика была болезнь в Иове, когда он, лишась детей своих и имений, сидел на гноище, в ранах с головы до ног; однако это должно признать только прообразом и как бы тенью тех тяжких страданий и ран, которыми был удручен многострадальный Сын Приснодевы. Не малы были страдания и после Христа пострадавших и страданиям Его подражавших святых мучеников; однако те страдания были только телесные - среди страданий душа мучеников ликовала; там была смерть, но была и честь, было мучение, но был и венец. А страсть Иисуса Христа была страданием и тела, и души, – страданием без малейшего утешения; смерть Его была одно бесчестие, мучение - одна скорбь, и скорбь смертная. Прискорбна есть душа Моя до смерти.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Митрополит Филарет (Вознесенский) о Страстной пятнице

Помните, возлюбленные: когда мы с вами размышляем о том, что Господь сделал для нас, то никогда не следует забывать, что вот именно ради наших грехов Он оказался во гробе. На Кресте и во гробе. Мы Его пригвоздили своими упорными и нераскаянными грехами ко Кресту, и из-за наших грехов Он теперь возлежит, безгласный и недвижимый, мертвецом во гробе. И когда будешь поклоняться Ему, лобызать Его Язвы, делай это как безответно виновный, в том, что вот Он изъязвлен, в том, что Он изранен, в том, что Он измучен, оплеван, позором покрыт и теперь – лежит в гробе.

Помни, что мы это сделали: и я, и всякий другой своими упорными грехами и своей неисправленностью. Не даром же сам Господь когда-то, когда почувствовал как-то очень болезненно неверность человеческого рода, воскликнул даже (в Евангелии это записано): “О род неверный и развращенный, доколе Я буду с вами, доколе Я буду терпеть вас!”**** Вот как Ему было вообще тяжко с нами, а тут мы, повторяю, своими грехами пригвоздили ко Кресту и положили во гроб.

Так и помни, душа христианская, когда будешь поклоняться Божественному Мертвецу в Плащанице лежащему, когда будешь лобызать Его Язвы, как безответно виновный это делай, потому что никто кроме нас не виноват в том, что Господь Иисус Христос, как говорил Апостол, вместо предлежащей Ему славы перенес эту срамоту и позор, и эту страшную, позорную и унизительную крестную смерть. Мы с вами знаем, что теперь, после Его смерти, Крест стал нашей драгоценностью и святыней, но пригвоздили ко Кресту Его, повторяю, не воины, а – мы с вами, потому что если бы наших грехов не было на Нем, не было бы Ему что взять на Себя, тогда бы не было ничего этого. Но Он – пошел на этот страшный сверхчеловеческий Подвиг. Помните, как в Евангелии сказано, что Он до пота кровавого боролся в Гефсиманском саду, на этой страшной молитве.

Почему он был покрыт кровавым страшным потом? Когда-то святитель Димитрий Ростовский в своей вдохновенной проповеди говорил, как бы обращаясь к Спасителю: ” Господи! Почему Ты покрыт кровью? Кто Тебя изранил? Не было ни Креста, ни бичевания, – ничего этого еще не было; почему Ты весь в крови?” И сам же отвечает: “Кто изранил? – Любовь изранила!” Потому что знал Богочеловек, столько возлюбивший нас, грешных, что если Он не совершит этого страшного Подвига, то наша участь, навеки! – в геенне огненной, в страшных, нескончаемых и ужаснейших мучениях, которых мы себе и представить не можем. А вот, Он взял на Себя всю эту страшную тяжесть, это тяжкое бремя греховное, и, благодаря Его святому и великому Подвигу, мы имеем возможность уповать на то, что получим прощение наших грехов, именно Им омытых. И тогда можем мы надеяться, что и нас примет Он в Царствие Небесное, так, как Он принял Благоразумного разбойника.

Литература о Страстной пятнице

Отрывок из романа “Господа Головлевы” (М. Е. Салтыков-Щедрин) о Страстной пятнице

М. Е. Салтыков-Щедрин

Иудушка и Аннинька сидели вдвоем в столовой. Не далее как час тому назад кончилась всенощная, сопровождаемая чтением двенадцати Евангелий, и в комнате еще слышался сильный запах ладана. Часы пробили десять, домашние разошлись по углам, и в доме водворилось глубокое, сосредоточенное молчание. Аннинька, взявши голову в обе руки, облокотилась на стол и задумалась; Порфирий Владимирыч сидел напротив, молчаливый и печальный.

На Анниньку эта служба всегда производила глубоко потрясающее впечатление. Еще будучи ребенком, она горько плакала, когда батюшка произносил: “И сплетше венец из терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его”, – и всхлипывающим дискантиком подпевала дьячку: “Слава долготерпению Твоему, Господи! слава Тебе!” А после всенощной, вся взволнованная, прибегала в девичью и там, среди сгустившихся сумерек (Арина Петровна не давала в девичью свечей, когда не было работы), рассказывала рабыням “Страсти Господни”.

Лились тихие рабьи слезы, слышались глубокие рабьи воздыхания. Рабыни чуяли сердцами своего Господина и Искупителя, верили, что Он воскреснет, воистину воскреснет. И Аннинька тоже чуяла и верила. За глубокой ночью истязаний, подлых издевок и покиваний, для всех этих нищих духом виднелось царство лучей и свободы. Сама старая барыня, Арина Петровна, обыкновенно грозная, делалась в эти дни тихою, не брюзжала, не попрекала Анниньку сиротством, а гладила ее по головке и уговаривала не волноваться. Но Аннинька даже в постели долго не могла успокоиться, вздрагивала, металась, по нескольку раз в течение ночи вскакивала и разговаривала сама с собой.

Потом наступили годы учения, а затем и годы странствования. Первые были бессодержательны, вторые – мучительно пошлы. Но и тут, среди безобразий актерского кочевья, Аннинька ревниво выделяла “святые дни” и отыскивала в душе отголоски прошлого, которые помогали ей по-детски умиляться и вздыхать.

Теперь же, когда жизнь выяснилась вся, до последней подробности, когда прошлое проклялось само собою, а в будущем не предвиделось ни раскаяния, ни прощения, когда иссяк источник умиления, а вместе с ним иссякли и слезы, – впечатление, произведенное только что выслушанным сказанием о скорбном пути, было поистине подавляющим. И тогда, в детстве, над нею тяготела глубокая ночь, но за тьмою все-таки предчувствовались лучи. Теперь – ничего не предчувствовалось, ничего не предвиделось: ночь, вечная, бессменная ночь – и ничего больше. Аннинька не вздыхала, не волновалась и, кажется, даже ни о чем не думала, а только впала в глубокое оцепенение.

С своей стороны, и Порфирий Владимирыч, с не меньшею аккуратностью, с молодых ногтей чтил “святые дни”, но чтил исключительно с обрядной стороны, как истый идолопоклонник. Каждогодно, накануне великой пятницы, он приглашал батюшку, выслушивал евангельское сказание, вздыхал, воздевал руки, стукался лбом в землю, отмечал на свече восковыми катышками число прочитанных евангелий и все-таки ровно ничего не понимал. И только теперь, когда Аннинька разбудила в нем сознание “умертвий”, он понял впервые, что в этом сказании идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной…

Конечно, было бы преувеличением сказать, что по поводу этого открытия в душе его возникли какие-либо жизненные сопоставления, но несомненно, что в ней произошла какая-то смута, почти граничащая с отчаянием. Эта смута была тем мучительнее, чем бессознательнее прожилось то прошлое, которое послужило ей источником. Было что-то страшное в этом прошлом, а что именно – в массе невозможно припомнить. Но и позабыть нельзя. Что-то громадное, которое до сих пор неподвижно стояло, прикрытое непроницаемою завесою, и только теперь двинулось навстречу, каждоминутно угрожая раздавить.

Если б еще оно взаправду раздавило – это было бы самое лучшее; но ведь он живуч – пожалуй, и выползет. Нет, ждать развязки от естественного хода вещей – слишком гадательно; надо самому создать развязку, чтобы покончить с непосильною смутою. Есть такая развязка, есть. Он уже с месяц приглядывается к ней, и теперь, кажется, не проминет. “В субботу приобщаться будем – надо на могилку к покойной маменьке проститься сходить!” – вдруг мелькнуло у него в голове.

– Сходим, что ли? – обратился он к Анниньке, сообщая ей вслух о своем предположении.

– Пожалуй… съездимте…

– Нет, не съездимте, а… – начал было Порфирий Владимирыч и вдруг оборвал, словно сообразил, что Аннинька может помешать.

“А ведь я перед покойницей маменькой… ведь я ее замучил… я!” – бродило между тем в его мыслях, и жажда “проститься” с каждой минутой сильнее и сильнее разгоралась в его сердце. Но “проститься” не так, как обыкновенно прощаются, а пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии.

– Так ты говоришь, что Любинька сама от себя умерла? – вдруг спросил он, видимо, с целью подбодрить себя.

Сначала Аннинька словно не расслышала вопроса дяди, но, очевидно, он дошел до нее, потому что через две-три минуты она сама ощутила непреодолимую потребность возвратиться к этой смерти, измучить себя ею.

– Так и сказала: пей… подлая?! – переспросил он, когда она подробно повторила свой рассказ.

– Да… сказала.

– А ты осталась? не выпила?

– Да… вот живу…

Он встал и несколько раз в видимом волнении прошелся взад и вперед по комнате. Наконец подошел к Анниньке и погладил ее по голове.

– Бедная ты! бедная ты моя! – произнес он тихо.

При этом прикосновении в ней произошло что-то неожиданное. Сначала она изумилась. но постепенно лицо ее начало искажаться, искажаться, и вдруг целый поток истерических, ужасных рыданий вырвался из ее груди.

– Дядя! вы добрый? скажите, вы добрый? – почти криком кричала она.

Прерывающимся голосом, среди слез и рыданий, твердила она свой вопрос, тот самый, который она предложила еще в тот день, когда после “странствия” окончательно воротилась для водворения в Головлеве, и на который он в то время дал такой нелепый ответ.

– Вы добрый? скажите! ответьте! вы добрый?

– Слышала ты, что за всенощной сегодня читали? – спросил он, когда она, наконец, затихла, – ах, какие это были страдания! Ведь только этакими страданиями и можно… И простил! всех навсегда простил!

Он опять начал большими шагами ходить по комнате, убиваясь, страдая и не чувствуя, как лицо его покрывается каплями пота.

– Всех простил! – вслух говорил он сам с собою, – не только тех, которые тогда напоили его оцтом с желчью, но и тех, которые и после, вот теперь, и впредь, во веки веков будут подносить к Его губам оцет, смешанный с желчью… Ужасно! ах, это ужасно!

И вдруг, остановившись перед ней, спросил:

– А ты… простила?

Вместо ответа она бросилась к нему и крепко его обняла.

– Надо меня простить! – продолжал он, – за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, – где… все?..

Стихи о Страстной пятнице

На Страстной (из романа “Доктор Живаго”)

Б. Л. Пастернак

Б. Л. Пастернак

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица -
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.

И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел Человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтирь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Практически все знают, что такое Пасха, а вот что такое Страстная пятница — известно меньше.

Это последняя пятница накануне Светлого Воскресения (в этом году этот день приходится на 26 апреля 2019 года). А еще – это самый скорбный и без преувеличения, самый драматичный день в году.

Именно в пятницу Христос был предан суду, который приговорил его к смерти. И в тот же день казнь состоялась – Спасителя распяли на кресте. Горечь утраты, щемящее чувство несправедливости и в то же время светлая надежда на то, что совсем скоро Господь воскреснет…

Страстная пятница – это целая палитра чувств, а еще – уникальный день в церковном календаре, который связан со многими традициями и даже запретами.

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, — ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов . Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество.

Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли. Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


А тем временем Иуда уже находился там со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули — чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии. Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.


Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти.

Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде. Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам.

Но те уже крепко спали, и Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой (Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.


Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф. Совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии. Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и похоронил, т.е. положил в каменную гробницу.

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа. Ведь они помнили его обещание, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, что миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания.

И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня. Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебрянники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно.

К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама предпасхальная неделя). Например: (он же Чистый), Страстная пятница, Страстная суббота. А еще эти дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве.

Таким образом, Страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужения в Страстную пятницу: вынос плащаницы

В такой день утреннее богослужение не проводится. А вот днем на службе примерно в 15 часов, когда по библейскому описанию, Спаситель «испустил дух», т.е. умер на кресте, совершается .

Плащаница – это довольно необычная икона. Все мы привыкли к тому, что обычно образ нарисован на твердой поверхности.

Однако в случае с плащаницей изображение наносится на плотную ткань (плат, откуда и пошло название). На ней изображен Христос, положенный в гроб. Выносят икону несколько священнослужителей, облаченные в одежду темных оттенков в знак траура.


В храмах обычно создают затемнение, свет идет только от мерцающих свечей. В такой обстановке действительно создается особое настроение, в котором сливается много контрастных эмоций: скорбь по усопшему, обида и досада за предательство людей, совершивших тяжкий грех.

А еще, возможно, человек может испытать ощущение приближающегося праздника, который знаменует торжество жизни над смертью Ведь пройдет еще всего 2 дня, и мы скажем: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Что нужно делать в Великую пятницу перед Пасхой

Часто верующие задают вопросы о том, что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу перед Пасхой. Действительно, это особый день в году, и многим будет полезно узнать, как подобает вести себя в связи со случившимися 2000 лет назад событиями.

Самое главное, что нужно сделать на Страстную пятницу – это даже не посещение храма. Ведь у многих занятых людей действительно может не остаться времени. Тем более, служба с выносом плащаницы проводится днем, когда многие еще находятся на работе. Однако отдать дань уважения Господу может каждый.

В такой день стоит уделить внимание размышлениям о подвиге Христа и прочесть соответствующую библейскую историю (например, 23 глава от Луки).

Не будет лишним и подать милостыню, сотворить любое доброе дело, которое действительно принесет кому-то радость. Можно навестить родного человека, с которым давно не общались. Примириться и простить обиды, которые уже давно накопились и дают знать о себе.

Словом, для современных людей есть определенная свобода выбора, которая не отрицается представителями церкви. Главное – это благие устремления, искреннее желание отдать Господу дань уважения.


Что нельзя делать в Страстную пятницу

Издавна на Руси в такой день старались соблюдать весьма строгие правила, например:

  • ничего не делать по хозяйству;
  • не шить, не разрезать ткань;
  • ничего не готовить, не разводить огонь;
  • не работать на земле, не копать и т.п.

Однако вполне понятно, что образ жизни современного человека изменился до такой степени, что порой у нас просто нет выбора. Нам нужно идти на работу, одевать и кормить детей, помогать своей семье, заниматься хозяйством, готовить ужин и т.п. Поэтому каждый поступает в соответствии с обстоятельствами.

Соответствующий комментарий дают многие представители Русской Православной Церкви, например, протоиерей Иоанн Макаренко.

При этом интуитивно понятно, что точно нельзя делать в Великую пятницу перед Пасхой:

  • предаваться любым плотским утехам;
  • проводить день в увеселении;
  • принимать алкоголь;
  • смотреть развлекательные передачи, представления и т.п.

Подобное поведение само по себе не предосудительно – каждый человек стремится к удовольствиям. Но в такой скорбный день верующий человек не может радоваться в полной мере.

Ведь в эти часы 2000 лет назад произошло одно из самых трагических событий в истории человечества. И веселиться в Страстную пятницу – это почти то же самое, как если бы в день похорон или поминовений устроить вечеринку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Среди вопросов о том, что можно делать в Страстную пятницу, верующие интересуются и выпеканием куличей и крашением вареных яиц.

Согласно традиции сделать это лучше в Чистый четверг или по крайней мере в субботу. Нежелательно заниматься подобными делами в пятницу, исключая только ситуации крайней необходимости.

Пост в Страстную пятницу

Также один из важных вопросов – что нельзя есть в Великую пятницу перед Пасхой. Это время считается самым строгим во время всего Великого поста. Верующим не следует ничего кушать и даже пить воду вплоть до окончания богослужения и выноса плащаницы.

А после, вечером, можно попить воды и поесть хлеба. Никаких блюд готовить не нужно – все это время продолжается скорбь по распятому Господу.

Довольно жесткие правила продолжают действовать и в субботу. Тем лучше будет сам праздник – Светлое Христово Воскресение, когда разрешается вкушать любую еду, да и несколько бокалов хорошего красного вина также не возбраняются.

При этом представители церкви говорят о том, что каждый человек должен действовать по своим ощущениям. Например, если кто-то болен желудком или речь идет о беременной женщине или кормящей матери. Конечно, тогда от еды и воды отказываться не стоит, ведь речь идет о здоровье.

Вот комментарий протоиерея Александра Ильяшенко по этому поводу:

Народные традиции в Страстную пятницу

Конечно, любое значимое событие многолико отражается в зеркале народной истории. Спустя несколько столетий получается так, что в памяти людей памятная дата начинает жить собственной жизнью. Что-то подобное случилось и с Великой пятницей.

Например, на Руси в этот день нередко выпекали сдобу, например, булочку — в виде креста. Считалось, что такой хлеб никогда не покроется плесенью. А моряки брали булочки с собой в дальние походы и верили, что они будут талисманом корабля и уберегут от морских катастроф.

Был и еще один обычай, который каждый из нас может добавить в свою копилку добрых дел. Богатые люди непременно угощали своих близких, знакомых и даже обычных прохожих сдобой, молоком, творогом или яйцами.


Еще один интересный обычай – верующие стремились принести из церкви 12 горящих свечей, с которыми они стояли на службе. Эти свечи несли зажженными, ставили в любой части дома и давали им догореть до конца. Считалось, что в течение всего года (12 месяцев) в доме будет мир и достаток.

Таким образом, Страстная пятница – это трагический день, посвященный воспоминаниям о земной смерти Христа. Однако праздник будет совсем скоро, ведь Господь непременно воскреснет.

И когда придет Пасха, каждый может искренне порадоваться и насладиться этим торжественным моментом, занимающим центральное место во всей христианской религии.

В Христианстве имеется много обрядов, обычаев, традиций. Увлекательно и интересно узнавать особенности религиозных празднеств.

Некоторые из них торжественные, а другие наоборот скорбные. Но они требуют строго выполнять установленные требования и действия.

К самому скорбному празднику в православных христиан относится Страстная пятница.

Он считается самым грустным, трагичным, потому что берет свои корни с древних времен, когда произошло распятие Иисуса Христа.

Что такое Страстная пятница?

Страстная пятница празднуется на несколько дней раньше Пасхи. Празднество посвящено воспоминаниям о распятье, кончине Иисуса Христа.

Это самый строгий день великого поста. Он соблюдается до наступления Пасхи. В 2017 году его праздновали 14 числа в апреле.

Обратите внимание! Откуда произошло название Страстная Пятница?

Если изучать Библию, то там говорится, что суд над Иисусом, его распятие на Голгофе произошло в пятницу. В это же время сняли тело с креста, а затем было выполнено его погребение.

История Великой Страстной пятницы как самого скорбного дня для христианина

Великая пятница – это древний обычай, который начали совершать в прошлых столетиях. Если верить письменным памятникам IV века, богослужение в Иерусалиме начиналось с ночи четверга по пятницу.

К особенностям Страстной пятницы относят:

  • Богослужение сопровождается прочтением евангельского повествования о событиях этого дня. Прочтение производится три раза.
  • В утреннее время производится зачитывание всех Двенадцати Евангелий. Они в последовательном порядке рассказывают о действиях, происходящих в Страстную пятницу.
  • На Великих или Царских часах производится зачитывание повествований четырех Евангелистов (Матфей, Лука, Марк, Иоанн).
  • На великой вечерне долгое евангелие из нескольких частей рассказывает о действиях Страстной пятницы. В этот период выносится Плащаница.

На праздник в церквях не делается литургия, тем самым это подчеркивает его исключительность, а также жертвы на Голгофе – Иисуса Христа.

Иногда бывают исключительные случаи, к примеру, совпадение Благовещения со Страстной пятницей.

Правила и традиции Страстной пятницы в России

Страстная пятница относится к самому строгому дню Великой седмицы поста. Обязательно соблюдаются требования, правила и традиции, прописанные в Библии и Евангелии.

К самым главным правилам и традициям относят:

  1. На Страстную пятницу не рекомендуется кушать пищу. Можно съесть хлеба постного сорта и выпить холодную воду в вечерний период, но после выноса Плащаницы.
  2. Подготовительный этап к Пасхе требуется выполнить в чистый Четверг, чтобы в Страстную пятницу ничего не мешало чтению молитвы.
  3. В празднество необходимо печь куличи, красить яйца. Если верить приданиям, пасха, приготовленная в этот день, не зачерствеет, на ней не образуется плесень.

    Кулич, сделанный в период страстной недели, сможет вылечить от многих заболеваний, предотвратит пожары, обеспечит защиту от ненастья.

  4. В праздник освещается перстень, он станет мощным оберегом.
  5. Если в праздник посеять петрушку, то она даст большие объемы урожая. А другие растения сажать нельзя, потому что они погибнут.

Издавна была традиция – сжигание костров в течение всей Страстной недели.

Православные на возвышенностях жгли костры, и произносили заговоры. Они верили, что это могло защитить их поля от зла.

Для изгнания нечисти использовался сильный шум. Выгоняли лошадей в поля, которые своим топотом копыт могли спугнуть злых духов.

Для защиты использовались метлы и кнуты. В одну руку брали метлу или кнут, а в другую лучину.

Что нельзя делать на Страстную пятницу?

Есть целый ряд требований, которые имеют огромное значение. Важно их строго соблюдать и выполнять. Они берут корни с давних времен, но при этом они сохранились до сих пор.

Что нельзя делать на Страстную пятницу:

  1. Не стоит кушать до выноса Плащаницы. Если вы верующий человек, то это условие требуется соблюдать обязательно. Дружная семья может вкушать пищу после выхода из церкви.
  2. Ужин должен быть постным, нельзя кушать даже рыбу. Разрешено употреблять хлеб, овощи, фрукты.
  3. Для защиты от ядов, влияния отравляющих веществ на протяжении дня не разрешается пить. Холодную воду можно выпить только вечером после выноса Плащаницы.
  4. Нельзя работать, убираться дома. Все дела откладываются.
  5. Стирать не разрешается, даже если у вас машинка автомат.
  6. Не рекомендуется расчесываться и подстригаться.
  7. Запрещено заниматься шитьем.
  8. Не разрешено мыться.
  9. Стоит отказаться от рубки дров. Это считается плохой приметой великого дня.
  10. Нельзя веселиться, танцевать, заниматься сексом, смеяться, употреблять алкоголь. Придавания утехам может принести горе, страдания на протяжении всего года.
  11. В землю не втыкаются лопаты, вилы, грабли, это может принести беды, несчастья.
  12. Нельзя сажать растения, кроме петрушки. Все растения погибнут, а вот петрушка может принести большой урожай.
  13. Нельзя исповедоваться, причащаться в церкви.

Православие требует строго соблюдать все вышеперечисленные запреты в день Страстной пятницы. Это народные правила, которые были установлены много веков назад.

Народные приметы и суеверия на Страстную пятницу

Существуют приметы и обычаи, которые раньше соблюдали в праздник Страстная Пятница. Люди глубоко верили в них и считали, что они действительно сбываются.

Суеверия Приметы
Чтобы уберечь свой дом от сглаза, нечисти, после богослужения в храме вечером в доме следует зажечь свечу и поставить ее перед иконами, она должна полностью догореть Чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, красивым, его стоит отучать от груди в Пасхальную пятницу
Если человек сможет вытерпеть жажду на протяжении страстной недели, то ни один напиток не нанесет вреда Если будет пасмурная погода, то будущий урожай пшеницы и зерна погубят сорняки
Если освятить кольца в этот день, то они станут сильным амулетом и оберегом Чистое звездное небо обещает год с богатым урожаем
Если испечь хлеб, то он никогда не заплесневеет Не стоит плевать на землю, это приведет к тому, что все высшие силы отвернутся

Важно! Существуют различные ритуалы, которые принесут в дом богатство, благополучие, достаток, здоровье, семейный лад. Также они уберегут от врагов и злых духов.

В этот день пекут хлеб в виде колобка. Затем его нужно разрезать на две части – одну часть требуется съесть, а вторую поместить за икону и оставить на хранение на целый год. Обязательно после приготовления колобка нужно молиться.

Страстная пятница – это великий день, который требует соблюдения всех традиций, обрядов. Выполнение всех правил, запретов, обычаев принесет в дом счастье, удачу, радость и достаток.

Верующие верят, что все тяготы, страдания восполнятся в течение года в несколько раз.

Полезное видео

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа , присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу , то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа . Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его , Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос , увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят , то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Неделю, предшествующую Пасхе, именуют Страстной и она считается самой строгой во всем посте. У каждого дня свое значение, не исключением является и Страстная пятница, что это такое можно узнать не только из Священного Писания.

День этот имеет особое значение, так как православные вспоминают последние моменты жизни Христа на земле, молятся о своем спасении и стараются осознать ту жертву, что он принес во благо жизни человеческой.

В ночь с четверга на пятницу Иуда Искариот предал Христа за ничтожную сумму и тот был заключен под стражу. А в пятницу фарисеи вынесли ему приговор и он был распят. Подобный способ казни был выбран не зря. Считалось, что она не только наиболее тяжелая и унизительная, но и влекущая проклятие на того, кто будет умерщвлен подобным способом.

Также читайте интересные материалы по теме:

Вместе с Христом на Голгофе были распяты двое разбойников, один из которых, глядя на кротость Христа, признал в нем Бога и покаялся. В ответ на это Христос сообщил тому, что он будет с ним в раю. Этим сын Божий подтвердил, что шанс попасть в рай есть у всех, независимо от образа жизни. Важно лишь искренне раскаяться и в этом смысл понимания Страстной пятницы что это такое подробно описано в Евангелиях.

Интересно! Подобный тип казни рассчитан на длительное время и повышенные мучения для приговоренных, но так как следом за Страстной пятницей наступал праздник Песах, значимый для всех иудеев, священники уговорили Пилата разрешить сломать ноги осужденным, дабы смерть наступила быстрее. Однако Христос умер на кресте, не дожидаясь умерщвления. В ходе последнего приговоренных к казни обычно закалывали копьем, что и было сделано с разбойниками.

Чудеса на Страстную пятницу

События этого дня были слишком давно для того чтобы можно было бы гарантировать их достоверность, но в Писании указано, что все то время, пока Христос в Великую пятницу был на кресте, тьма спустилась на землю. И свет появился лишь после его смерти.

Одновременно с этим моментом в Иерусалимском храме сама собой разорвалась пополам завеса, отделявшая место проведения служб от того места, где раз в году первосвященником приносились жертвы Богу. Считается, что таким образом Христос разрушил завесу между людьми и Богом.


Снят с креста Спаситель и помещен в пещеру, в которой и свершилось чудо воскрешения, был близкими учениками. Но эти события произошли уже после окончания Страстной пятницы. К одним из чудес этого дня относится сохранившаяся с тех времен Плащаница, в которую жены-мироносицы обернули тело Христа. На фрагменте ткани сохранился контур его тела. Плащаница хранится в Иерусалиме и выставляется на всеобщее обозрение ежегодно именно в Страстную пятницу.

Посещение служб

Они считаются обязательными для любого верующего человека. Именно в пятницу выносится Плащаница, коснуться которой необходимо для того чтобы прочувствовать всю тяжесть жертвы Христовой.

Всего за день посещаются три службы, т.е. почти весь день человек проводит в церкви. Важность посещений связана с тем, что на службах читаются разные части Евангелий, потому именно за весь день раскрывается вся суть Страстной пятницы и последние часы жизни Спасителя.

Традиции Страстной пятницы

  • В Великую пятницу православные молились о спасении души, посещая специальную службу. Из храма приносились 12 свечей, догореть которые были должны в доме. Считалось, что таким образом помещение очищается, а на его жильцов сходит благодать.
  • Проверяли этими свечами то, насколько чист дом духовно. Если свечи сильно коптили, а дым был черным, это значило, что на дом наведена порча.
  • Из-за запрета на работу существовало суеверие, что не в коем случае нельзя стирать. На таком белье ожидали появление пятен крови
  • Пятничную золу из печей старались запасти, считалось, что она лечит практически от всех заболеваний, а также защищает от сглаза.

На Страстную пятницу: что нельзя делать

Главный запрет дня заключается на любой вид деятельности. Считалось, что все приготовления к Пасхе надо было закончить в Чистый четверг. В этот день убирали дом, справлялись со всей домашней работой, а также пекли куличи и окрашивали яйца. Предполагалось, что в пятницу ничто не должно отвлекать от молитв и скорби по распятому Спасителю. После Пасхи идет .

Запрет распространялся на все виды работ, не важно, требовались и они в доме на огороде. Единственным исключением была кормежка домашнего скота, хотя пчел в ульи пересаживать, почему то, тоже было нельзя. Верили, что если осуществлять посадку в этот день, то вырасти из такого урожая ничего не вырастет.


Строжайший пост на Страстную пятницу

По этой же причине не разрешалось плевать на землю. Это могло привести к потере всего урожая. Взаимосвязь между отсутствием воспитания, Страстной пятницей и религией в целом просматривается с трудом, однако верили во все это люди не столь давно и старались соблюдать самими же придуманные ритуалы.

Недопустимы любые развлечения или плотские утехи. Даже смех и тот был под запретом. Считалось, что если засмеяться в этот трагический день, то весь следующий год будут ожидать неудачи.

Важно! Глубоко верующие стараются в этот день не умываться и не принимать душ, а также ничего не есть, дабы ничего не отвлекало от духовной пищи. Хотя в ритме современной жизни представить себе такую организацию процесса несколько затруднительно, так как от решения бытовых вопросов никуда не деться, равно как и от посещения работы.

Приметы на Страстную пятницу

Выясняя о Страстной пятнице, что это такое одним словом охарактеризовать нелегко, следует упомянуть о приметах. В православии тесно сплетаются религия и языческие пережитки, благодаря которым характерные предсказания будущего искали во многих вещах. Для того чтобы узнать, что готовить грядущий год, надо было встать утром, и ни с кем не разговаривая подойти к окну.

В зависимости от того, что было видно за окном, ожидали:

  • новых знакомств, если на ветке сидела птица;
  • неприятных известий при взгляде на пробегающую собаку;
  • материального благополучия, если мимо дома проходила кошка;
  • здоровья, когда по улице шел молодой человек;
  • болезни или смерти при взгляде на инвалида или калеку.

Наиболее интересной идеей была мысль о том, что если в течение трех лет ничего не есть в Страстную пятницу, что это такое видео инсценировку можно найти во многих программах и даже художественных фильмах, то на человека сойдет откровение. И после этого он, якобы, должен увидеть момент своей смерти.

И это еще один пример того, насколько тесно может переплетаться религия и предрассудки. Хотя большинство данных примет и традиций все-таки остались в прошлом, упоминают их и сейчас, однако, информацию о них можно найти противоречивую.

К примеру, в большинстве источников написано, что все приготовления к Пасхе заканчивают именно в четверг, также именуемый Чистым, но в то же время иногда можно увидеть, что единственным исключением из правил о запрете работы касается как раз приготовления куличей. Но если учесть, что занятие это долгое и хлопотное, предполагается, что оно оторвет хозяйку от посещения служб, а это не правильно. Потому большинство запретов имеют вполне логичное объяснение.

Потому для верующего человека Страстная пятница - это все-таки не традиции или приметы, равно как и не запреты. Содержание последних и так очевидно, так как заканчивается Страстная неделя. В первую очередь пятница - это покаяние, молитвы и ожидание торжества веры, которое происходит в тот момент, когда в главном храме Иерусалима сходит благодатный огонь и становится очевидным, что человечеству в очередной раз простили все грехи и жизнь продолжается.

Обсуждение (1)



Поделиться