Агрессия США и создание гибридного трибунала по Сирии – части одного плана. Международные и гибридные суды: сравнительная характеристика Гибридный трибунал

"214322"

7 апреля, день в день с нанесением американского ракетного удара по Сирии, стало известно, что США готовят ещё один удар по этой стране. Сенатский комитет по международным делам официально сообщил , что сенаторы Бен Кардин (демократ от Мэриленда), Марко Рубио (демократ от Флориды), Джин Шахин (демократ от Нью-Гэмпшира), Боб Коркер (республиканец от Теннесси), Робер Менендес (демократ от Нью-Джерси) и Тодд Янг (республиканец от Индианы) внесли законопроект , цель которого - поставить перед судом «Асада и его режим, ответственных за совершённые ими актами геноцида».

Название законопроекта - Syrian War Crimes Accountability Act. Текст официального извещения об инициативе шести сенаторов, являющих надпартийное единство демократов и республиканцев в сирийском вопросе, представляет собой не что иное, как уже состряпанное политическое обвинение, выдвигаемое американскими законодателями против президента и других высших руководителей Сирии. Законопроект предусматривает создание смешанного по составу судей (гибридного) трибунала по Сирии.

Идея создания нового типа уголовных судов (смешанных, гибридных, интернационализированных) получила на Западе хождение с конца 1990-х годов. На тот момент этот термин использовался обычно для обозначения специальных коллегий Окружного суда Дили (Восточный Тимор); суда по Сьерра-Леоне; чрезвычайных палат в судах Камбоджи. Некоторые авторы добавляли к этому списку Специальный трибунал по Ливану, Программу международных судей и прокуроров в Косове и Высший суд в Ираке. Как Международный трибунал по бывшей Югославии МТБЮ) и Международный трибунал по Руанде, они представляют собой специальные учреждения, создававшиеся для судебного преследования государственных и политических деятелей, которых «глобальная элита» устраняет с политической арены.

Фактически с конца 90-х и начала 2000-х гг. гибридные трибуналы стали инструментом западного влияния, используемым как юридическое прикрытие американской доктрины «Ответственность защищать» (The responsibility to protect), которую администрация Билла Клинтона применила, в частности, для интервенции на Гаити и в Югославии. Сутью этой доктрины является обоснование правомерности последовательного упразднения государственных суверенитетов и передачи функций, вытекающих из суверенитета государства, «международному сообществу». При этом термин «международное сообщество» используется как эвфемизм, скрывающий грандиозный процесс перестройки мира суверенных государств в мир, всецело подконтрольный силам «глобального управления».

В области «гибридного правосудия» («международной юстиции») вовсю работают двойные стандарты. Собственно, без таких двойных стандартов процесс перевода международных отношений (отношений между суверенными государствами) в режим «глобального управления» происходить и не может. Поэтому, например, не предлагается создать гибридный трибунал по Йемену, где коалиция, действующая под руководством Саудовской Аравии, причастна к убийству тысяч мирных граждан, включая женщин и детей, где международными экспертами доказано применение британских боеприпасов при бомбардировке мирных кварталов городов Йемена. Поэтому также никто не заикается о создании гибридного трибунал по Мексике, где в нарковойнах погибли десятки тысяч граждан этой страны. И разве США умалчивают о «массовых преступных злодеяниях» (термин доктрины «Обязанность защищать»), совершённых в Мексике, не по той причине, что американские спецслужбы заинтересованы в международном обороте наркотиков и причастны к развязыванию мексиканских нарковойн?!

Что же касается попыток произвести под флагом «международной юстиции» принудительный демонтаж существующей в Сирии системы государственной власти, то эти попытки продолжаются уже давно, шестой год, и носят выраженный антиправовой характер. Известный российский юрист-международник Александр Мезяев : «Международные органы стали создавать свои собственные нормы, также называя их «международными», но ни Россия, ни другие государства в их создании участия не принимали и согласия на их обязательность не давали. Однако эти новые нормы стали «продавливаться» в качестве международных только потому, что они приняты международными судами. Хотя принимались они подчас судебными палатами в составе трёх-четырёх человек, а иногда даже одного человека! …Это целенаправленная политика глобальной власти по разрушению действующего меж-дународного права и созданию нового права, которое правильнее было назвать не международным, а глобальным правом, ибо оно создаётся без участия и без согласия большинства субъектов международного права».

А что касается проекта закона США Syrian War Crimes Accountability Act, проталкиваемого шестёркой американских сенаторов, то он должен стать следующим важным шагом в политике разрушения международного права как системы.

Всё развивается по плану: США себя «совестью мира», и теперь эта неведомо откуда взявшаяся «совесть» в лице американских законодателей примеряется к тому, как лучше «зачистить» сирийскую государственность, избавившись от тех, кто её представляет и защищает.

Получается, что террористы, орудующие в Сирии, американские сенаторы с их проектом Syrian War Crimes Accountability Act и правительство США работают над решением одной задачи.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Муканов Малик Рсбаевич

Международная юрисдикция может быть реализована как через международные и гибридные (национально-международные) суды, так и через национальные суды, действующие в соответствии с принципом универсальности.

Первой формой международной юрисдикции являются международные и гибридные (национально-международные, интернационализированные) суды. Государства могут выполнять свое обязательство расследовать международные преступления и осуществлять судебное преследование подозреваемых, учреждая для этого международные или смешанные суды, «что нашло отражение в военных уставах и наставлениях, внутригосударственном прецедентном праве и официальных заявлениях» .

Актами практического воплощения этой формы международной юрисдикции стали создание после Второй мировой войны Нюрнбергского и Токийского трибуналов, а в новейший период – учреждение Советом Безопасности ООН Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, создание на основе договоров между ООН и заинтересованными государствами пяти гибридных судов (Специального суда по Сьерра-Леоне, Групп Окружного суда Дили с исключительной юрисдикцией по серьезным уголовным преступлениям в Восточном Тиморе, Чрезвычайных палат в судах Камбоджи для рассмотрения преступлений, совершенных в период существования Демократической Кампучии, Специального трибунала по Ливану, института международных судей в Косово) и, наконец, учреждение через межгосударственный договор Международного уголовного суда.

· государство, которое обладает в его отношении юрисдикцией, допустило необоснованную задержку с проведением судебного разбирательства, которая в сложившихся обстоятельствах несовместима с намерением предать соответствующее лицо правосудию .

· судебное разбирательство в национальном суде государства, которое обладает в его отношении юрисдикцией, не проводилось или не проводится независимо и беспристрастно, и порядок, в котором оно проводилось или проводится, в сложившихся обстоятельствах является несовместимым с намерением предать соответствующее лицо правосудию .

Эти условия, закрепленные в уставах Специальных международных трибуналов ООН и Римском статуте Международного уголовного суда, являются основанием для повторного рассмотрения данными Судами дел, уже рассмотренных судами государств, и в настоящее время могут считаться общепринятыми. По сути, они являются набором ограничений, которые призваны сохранить баланс между государственным суверенитетом и интересом мирового сообщества в пресечении и наказании преступлений, являющихся угрозой для мира и международного правопорядка . Данные ограничения связывают как международные суды, так и государства, применяющие в своей судебной практике принцип универсальности .

Использованная литература.

1. Хенкертс, Досвальд-Бек, 2006. Том I. Нормы. С. 784.

2. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г., ст. 8, комментарий, п. 11.

3. B.V.A. Röling. «The Law of War and the National Jurisdiction since 1945». - in Hague Academy of International Law, Collected Courses, 1960-II p. 354 (Leyden, A.W. Sujthoff, 1961). Цит. по ООН. Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности. 29 августа 1994 г. Доклад Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезное нарушение международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года. A/49/342 S/1994/1007 Russian. Пар. 4.

4. ООН. Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности. 29 августа 1994 г. Доклад Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезное нарушение международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года. A/49/342 S/1994/1007 Russian. Пар. 10, 19.

5. Приговоры вынесены в отношении представителей различных этнических групп Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Косово и бывшей югославской Республики Македонии. Более 60 человек были осуждены, в настоящее время дела более 50 человек находятся в различных стадиях разбирательства в трибунале (см. данные на официальном сайте МТБЮ: http: // 157.150.195.168/sections/AbouttheICTY).

6. Universal Jurisdiction in Europe. - Human Rights Watch. June 27, 2006. Section 3Е. llhttp://www.hrw.org/en/node/11297/section/2.

7. Римский статут МУС, ст. 17(1)(а), ст. 17(1)(b).

8. Римский статут МУС, ст. 17(2)(a), ст. 20(3)(a). Устав МТБЮ, ст. 10(2)(b). Устав МТР, ст. 9(2)(b).

9. Римский статут МУС, ст. 17(2)(b). Устав МТБЮ, ст. 10(2)(b). Устав МТР, ст. 9(2)(b).

10. Римский статут МУС, ст. 17(2)©, ст. 20(3)(b). Устав МТБЮ, ст. 10(2)(b). Устав МТР, ст. 9(2)(b).

Смешанные (гибридные) трибуналы (суды)

Такие суды могут быть двух видов:

  • 1) создаваемые на основе договора государства с ООН;
  • 2) формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.

Смешанные (гибридные) уголовные суды этих видов имеют существенные различия, ключевым из которых является их положение в судебной системе соответствующих государств. Так, суды, учрежденные на основании договоров с ООН, не входят в судебную систему соответствующих государств и являются внешними по отношению к судам этих государств. А суды, учрежденные временными администрациями ООП, входят в судебные системы этих государств, являются их элементами, но обладают "смешанным" характером при осуществлении специальной предметной юрисдикции.

Отличительной чертой этих судебных органов является и наличие международной правоспособности. Суды, учрежденные на основании соглашений с ООН, наделены смешанной (гибридной) внутригосударственной и международной правоспособностью. Смешанные суды, учрежденные миротворческими миссиями, обладают только внутригосударственной правоспособностью, а их международную правоспособность осуществляют соответствующие миссии.

Смешанные (гибридные) суды различаются и по юрисдикции. В отличие от судов, сформированных на основе международного договора, для которых территориальная юрисдикция ограничена пределами соответствующих государств, где они учреждены, а персональная – распространяется только на ограниченный круг лиц, смешанным судам, контролируемым миссиями ООН по поддержанию мира, присуща универсальная территориальная и персональная юрисдикция.

Суды, создаваемые на основе договора государства с ООН

Специальный суд по Сьерра-Леоне

Учрежден на основании Соглашения между ООН и правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального суда по Сьерра-Леоне во исполнение резолюции 1315 (2000) Совета Безопасности ООН от 14 августа 2000 г. Работу Суд начал 1 июля 2002 г.

Специальный суд полномочен судить лиц, несущих наибольшую ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права в Сьерра-Леоне и преступления по соответствующему национальному законодательству. Устав Суда предусматривает ответственность как за международные преступления (преступления против человечности, нарушения ст. 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права), так и за серьезные преступления по законодательству Сьерра-Леоне (преступления против детей и их половой неприкосновенности, а также поджог).

Специальный суд дополняет учрежденную в Сьерра-Леоне Комиссию по установлению истины и примирению, и они способствуют установлению ответственности, обеспечению сдерживания и национального примирения. Специальный суд помогает Сьерра-Леоне в восстановлении ее национальных юридических учреждений, разрушенных в период чреды переворотов и гражданской войны 1992–2002 гг.

Специальный суд но Сьерра-Леоне состоит из трех главных подразделений: судебного органа, включающего две Судебные камеры (состоящие из трех профессиональных судей, один из которых назначается правительством Сьерра-Леоне, а два других – Генеральным Секретарем ООН) и одну Апелляционную камеру (состоящую из пяти профессиональных судей, двое из которых назначаются правительством Сьерра-Леоне, а трое – Генеральным Секретарем ООН), обвинителя (назначаемого Генеральным Секретарем ООН сроком на три года с правом переназначения) и секретариата.

Судопроизводство в Специальном суде по Сьерра-Леоне включает следующие стадии:

  • 1) предварительное следствие – осуществляется только и исключительно Обвинителем, который действует в качестве отдельного (независимого) органа Суда;
  • 5) пересмотр приговора.

Специальный трибунал по Ливану

Создан на основании Соглашения между ООН и Ливанской Республикой об учреждении Специального трибунала по Ливану во исполнение резолюции 1664 (2006) Совета Безопасности ООН от 29 марта 2006 г.

Специальный трибунал по Ливану обладает юрисдикцией над лицами, виновными в совершении нападения 14 февраля 2005 г., в результате которого погиб бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица. При этом если Трибунал определит, что другие нападения, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный сторонами с согласия Совета Безопасности, взаимосвязаны в соответствии с принципами уголовного правосудия и по своему характеру и степени тяжести аналогичны нападению 14 февраля 2005 г., Трибунал также будет обладать юрисдикцией над лицами, ответственными за такие нападения.

Специальный трибунал и национальные суды Ливана имеют параллельную юрисдикцию, но в пределах своей юрисдикции Трибунал имеет верховенство над национальными судами Ливана.

Трибунал состоит из судебных камер (для судебных разбирательств и апелляций), секретариата, обвинителя и канцелярии защиты.

Камеры имеют следующий состав: а) один международный судья предварительного производства; б) три судьи, которые образуют Судебную камеру и один из которых является ливанским судьей, а двое – международными судьями; в) пять судей, которые образуют Апелляционную камеру и двое из которых являются ливанскими судьями, а трое – международными судьями; г) два запасных судьи, один из которых является ливанским судьей и один – международным судьей.

Судьями назначаются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью, добросовестностью и имеющие обширный опыт судебной работы. В общем составе камер должным образом учитывается признанная компетентность судей в области уголовного права и процесса, а также международного права. Судьи назначаются Генеральным

секретарем ООН на три года и могут быть назначены повторно на срок, определяемый Генеральным секретарем в консультации с правительством.

Обвинитель назначается Генеральным секретарем ООН сроком на три года и действует в качестве самостоятельного органа Трибунала. Обвинитель отвечает за расследование и судебное преследование лиц, несущих ответственность за преступления, на которые распространяется юрисдикция Трибунала.

Секретариат отвечает за выполнение административных функций и обслуживание Трибунала, он возглавляется назначенным Генеральным секретарем лицом из числа сотрудников ООН.

Руководителя канцелярии защиты назначает Генеральный секретарь ООН после консультаций с председателем трибунала.

Судопроизводство в Специальном трибунале по Ливану включает следующие стадии:

  • 1) предварительное следствие – осуществляется только и исключительно обвинителем, который действует в качестве отдельного (независимого) органа Трибунала;
  • 2) утверждение обвинительного заключения;
  • 3) рассмотрение дела по существу в судебном заседании;
  • 4) вынесение решения (приговора);
  • 5) пересмотр приговора.

Группа влиятельных американских сенаторов в пятницу, 7 апреля, представила законопроект о преследовании за военные преступления , совершенные в Сирии (Syrian War Crimes Accountability Act). Он предусматривает возможность создания гибридного трибунала для суда над Асадом и его режимом, а также для расследования военных преступлений, преступлений против человечности, совершенных всеми сторонами конфликта в Сирии, включая джихадистскую группировку "Исламское государство".

В состав "гибридного трибунала" могут войти сирийские и иностранные юристы, судьи и другие профессионалы, задачей которых станет судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении вышеназванных преступлений в Сирии за период с марта 2011 года. Сенаторы также предложили наделить госсекретаря США правом оказывать поддержку лицам и организациям, которые разыскивают тех, кто совершал подобные преступления, собирают документы и доказательства, проводят расследования и защищают свидетелей.

Контекст

"Соединенные Штаты должны возглавить мировое сообщество в усилиях, направленных на привлечение Асада к ответственности за совершенные им военные преступления и за жестокие гонения против сирийского народа на протяжении последних шести лет", - заявил один из авторов законопроекта сенатор-демократ Бен Кардин.

Со своей стороны, сенатор-республиканец Марко Рубио, возглавляющий сенатский подкомитет по иностранным делам, заявил, что "данный законопроект является первым шагом в деле привлечения к ответственности за нарушения прав человека, допущенные в отношении безвинного гражданского населения Сирии". "Мы должны привлечь к суду тех, кто несет ответственность за варварские атаки, совершенные сирийским режимом, и систематические применение химических вооружений", - добавил Рубио.



Поделиться