Устройство судна и обеспечение его живучести. Основы организации борьбы - экипажа за живучесть судна

Перечень документов аварийной папки

Общее руководство действиями экипажа по всем видам тревог осуществляется с ГКП. Для руководства борьбой за живучесть судна на ГКП должны находиться папка документов по борьбе за живучесть судна и оборудование (приборы).

В папку документов по борьбе за живучесть судна входят следующие документы:

Информация по аварийной посадке и остойчивости судна;

Информация о конструкции судна;

Оперативные планы по борьбе с водой;

Оперативные планы по борьбе с пожаром;

Расписание по тревогам (копии);

План-схема и опись аварийного и противопожарного снабжения на судне;

Схемы противопожарной защиты судна и инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и устройств тушения, и локализации пожара;

Грузовой план и сведения о грузе;

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС)

Содержание аварийной книжки командного состава

  • 1. Список подчиненных.
  • 2. Перечень обязанностей подчиненных.
  • 3. Схема размещения спасательных средств.
  • 4. Список команды спасательной шлюпки или плота.
  • 5. Инструкции (адаптированные) по спуску спасательных средств.
  • 6. Необходимые (упрощенные) схемы расположения отсеков и помещений судна.
  • 7. Схемы путей эвакуации.
  • 8. Перечень ключевых персон.
  • 9. Порядок сигналопроизводства и подачи сигналов бедствия.
  • 10. Схема (адаптированная) противопожарной защиты судна.
  • 11. Инструкции (адаптированные) по использованию судовых противопожарных систем.
  • 12. Схема (адаптированная) расположения противопожарного снабжения и инвентаря.
  • 13. Схемы вентиляционных и противопожарных закрытий судна.
  • 14. Технические характеристики систем и оборудования судна, другие справочные материалы.

Примечания: Содержание аварийной книжки носит рекомендательный характер. Каждый командир вправе изменять форму и содержание книжки в зависимости от функциональных обязанностей на судне.

Наличие книжки у командира и соответствие ее хранящемуся на судне содержанию книжки является обязательным.

Меры, принимаемые на судах для предупреждения аварий и борьбы за живучесть, определены нормативными документами (Правила Регистра, Устав службы, Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть и др.) .

Корпус судна, судовые системы и устройства, технические средства и снабжение должны находиться в состоянии, которое соответствует требованиям, обеспечивающим мореходность и безопасность. Экипаж должен быть подготовлен к быстрому и умелому выполнению всех работ и мероприятий по борьбе за живучесть судна при любой численности. Средства борьбы за живучесть судна должны быть укомплектованы и находиться в постоянной готовности.

Наблюдение за состоянием судна и окружающей обстановкой должно быть постоянным. Любой член экипажа, обнаружив поступление воды или пожар, обязан немедленно доложить вахтенному помощнику капитана и приступить к борьбе с водой или огнем.

Борьба за живучесть судна ведется в соответствии с судовым расписанием по тревогам: общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана в аварийных случаях (пожар, взрыв, пробоина и т. п.), тревога "Человек за бортом" - вахтенным помощником при обнаружении человека за бортом, шлюпочная тревога - по указанию к апитана в случае угрозы гибели судна.

Расписания по тревогам содержат схемы расположения аварийного и пожарного имущества (по палубам), расположения спасательных средств (по палубам) , сектора зрительного наблюдения за водой и воздухом.

Расписание по общесудовой тревоге является основой организации борьбы за живучесть судна. Этим расписанием предусматривается:

вахта на главном командном пункте под руководством третьего помощника капитана;

вахта в машинном отделении под руководством старшего механика;

носовая аварийная партия под руководством второго помощника капитана;

кормовая аварийная партия под руководством четвертого помощника капитана;

аварийная группа машинного отделения под руководством второго механика;

санитарная группа, судовой врач;

группа охраны порядка.

Численность аварийных партий и групп зависит от общей численности экипажа, размеров и типа судна.

В расписании определены места сбора партий и групп, их руководители, район действия и конкретные обязанности каждого в соответствии с его должностью и судовым номером. Эти обязанности различны для случаев борьбы с водой, пожаром, герметизации судна. Выписки из расписания вывешивают в каютах для их штатных обитателей (над койкой или на видном месте). В этой выписке (каютной карточке) указаны судовой номер, сигналы тревог, место сбора, обязанности и действия по тревогам, номер шлюпки и место в ней (по шлюпочной тревоге), обязанности по заведованию помещениями, частями судна и водонепроницаемыми закрытиями.

Большое значение имеет специальная маркировка, которой обозначены шпангоуты, закрытия, переборки, запорные устройства и др. Она облегчает управление аварийными работами и ориентировку экипажа при их выполнении. Места сосредоточения аварийных и противопожарных средств называются аварийными или пожарными постами. Это могут быть специальные помещения или кладовые, яхцики и щиты на палубе. К таким постам могут быть выведены устройства дистанционного пуска различных систем (см. § 9).

Заделка пробоин. Малые пробоины, разошедшиеся швы, трещины заделывают деревянными клиньями и пробками - чопами (54), герметизируя смоленой или промасленной паклей. На пробоины большего размера ставят жесткий металлический пластырь или мат, придавленный щитком (55). Для их крепления в комплект аварийного имущества входят специальные болты и струбцины, распорные брусья и клинья (56-59). Заделка пробоины описанными способами является временной мерой. После откачки воды окончательное восстановление герметичности осуществляется путем бетонирования - постановки цементного ящика (60) .

Успешность заделки пробоин малого размера зависит от места их расположения (надводные или подводные), от доступности пробоины изнутри судна, от ее формы и расположения краев разорванного металла (внутрь корпуса или наружу).

Если один из отсеков аварийного судна затоплен, то в смежные с ним помещения может поступать вода ввиду фильтрации ее через различные неплотности (нарушения герметичности переборочных сальников трубопроводов и кабелей и т. п.). В таких случаях герметичность восстанавливают конопаткой, клиньями или пробками, а сами переборки подкрепляют аварийными брусьями, чтобы предотвратить их выпучивание или разрушение (61).

Мягкие пластыри являются основным средством для временной заделки пробоин, так как могут плотно прилегать по обводам корпуса судна в любом месте. Пластыри бывают нескольких типов: кольчужный, шпигованный, облегченный, учебный (62).

Пластыри делают из водонепроницаемой ткани (например, пропитанной парусины), обшивают по периметру ликтросом с коушами по углам и на сторонах. Оттяжки и шкоты делают из гибкого стального троса, контрольные концы - из растительного, а подкильные - из гибкого стального троса или из цепи. Контрольный конец (штерт) имеет разбивку через 0,5 м, считая от центра пластыря.

После того как местоположение пробоины установлено, приступают к постановке пластыря (63). Судно при этом не должно иметь хода. Сначала заводят подкильные концы. При малых пробоинах их берут два. При больших пробоинах дополнительные подкильные концы заводят поперек пробоины и обтягивают втугую до постановки пластыря. Они играют роль Как бы фальшивых шпангоутов и будут препятствовать выпучиванию или разрыву пластыря под давлением поды снаружи, когда начнется откачка ее из затопленного отсека.

С помощью скоб два подкильных конца соединяют с углами пластыря, к двум другим углам крепят шкоты. Затем с противоположного борта выбирают подкильные концы (лебедками или талями), одновременно потравливая шкоты. Закрытие пробоины пластырем контролируют по меткам контрольного штерта, т. е. по расстоянию от нентра пластыря до уровня верхней палубы по мере перемещения пластыря по обводу корпуса.

Постановка пластыря существенно усложняется, если пробоина находится поблизости от скуловых килей или имеет рваные края, загнутые наружу. После постановки пластыря на пробоину его подкильные концы и шкоты после обтягивания втугую крепят за утки, кнехты или другим подходящим способом. Считается, что пластырь выполняет свое назначение, если после его постановки водоотливные средства справляются с откачкой поступающей воды.

Борьба с пожарами. Наиболее распространенными причинами пожаров на судах являются неосторожное обращение с открытым огнем и нарушение инструкций по эксплуатации технических средств, хранению грузов и материалов.

Большое значение имеет соблюдение на судне комплекса предупредительных противопожарных мер и правил. Курение на судне разрешается только в специально отведенных или разрешенных местах. Запрещается пользоваться открытым огнем в бытовых целях (керосинки, электроплитки, свечи и т. п.). Огнеопасные работы (электросварка, газосварка и резка и др.) при нахождении судна в море могут выполняться только с разрешения капитана, а в порту - начальника пожарной охраны порта. В том и другом случаях должны соблюдаться специальные правила (наблюдение ответственного лица из командного состава, вахта у места работ и в смежных помещениях со средствами пожаротушения и др.).

Причиной пожара могут быть неправильная эксплуатация и неисправности электросетей и электрооборудования. Поэтому все действия с проводкой и электрооборудованием (ремонт, пользование) разрешаются только компетентным лицам из числа экипажа. Категорически чапрещается самовольная замена плавких предохранителей самодельными средствами и оставленш без надзора включенных элект роприборов (например, освеще ния и вентиляторов в каютах).

Хранение легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ (бензин, спирт, пиротехнические средства сигнализации и т. п.) должно осуществляться только в специально отведенных местах или помещениях с соблюдением специальных правил.

Наиболее эффективным и легкодоступным средством для тушения огня является вода. Однако водой нельзя тушить необесточенную горящую электропроводку, вода не всегда эффективна при тушении горящих нефтепродуктов, она портит оборудование и грузы, еще не затронутые огнем, а большие ее скопления в судовых помещениях грозят судну потерей остойчивости или плавучести.

При возгораниях нефтепродуктов и других веществ и предметов эффективна огнегасительная пена.

Незначительные очаги пожара в помещениях тушат ручными переносными огнетушителями (64).

При пожаре помещения судна сильно задымляются в результате горения краски, одежды, постелей и т. п. Для сохранения жизни и здоровья личный состав аварийных партий, действующий в задымленных или загазованных помещениях, должен пользоваться кислородными изолирующими приборами.

После аварийное состояние судна характеризуется нашчнем аварийн ых повреждений и ущерба его эксплуатационным свойствам. Дальнейшее воздействие опасных факторов при определенном сочетании условий может самопроизвольно привести к гибели судна (затопление , выгорание , разрушение конструкций корпуса и набора и т,п. Способность судна противостоять аварийным повреждениям, восстанавливая при эт ом свои эксплуатационные свойства, называется его живу честью.

Живучесть судна обеспечивается конструктивными мероприятиями и борьбой за живучесть. Конструктивные мероприятия предусматриваю т способность конструкции и оборудования судна ограничивать сферу разрушительного воздействия опасных факторов (деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками, на противопожарные зоны огнестойкими конструкциями и т.п.).

Борьба за живучесть - это комплекс непосредственных действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление функционирования аварийного судна. Борьба за живучесть предусматривает развертывание специальных организационных структур.

Из подготовленных и обученных членов экипажа формируются аварийные партии и аварийные группы, на которые возлагается непосредственная борьба с затоплением, пожарами, повреждениями технических средств и т.п. На санитарную группу возлагается оказание медицинской помощи пострадавшим при аварии. На крупных судах, где имеется производственный персонал, создается группа охраны порядка и безопасности. Вахтенную службу в режиме борьбы за живучесть несу г специально выделенные лица судового экипажа, которые на это время сменяют обычную вахту.

При численности экипажа более 100 человек создаются носовая, кормовая и машинно-котельная аварийные партии; при численности от 50 до 100 человек - носовая и кормовая аварийные партии и машинно-котельная аварийная группа. При численности от 15 до 50 человек создается одна аварийная партия и машинно-котельная аварийная группа, а менее 15 человек - весь экипаж судна входит в одну аварийную партию.

Носовую аварийную партию возглавляет четвертый помощник капитана или боцман, кормовую (а также аварийную партию при одной аварийной партии и аварийной группе) - второй помощник капитана, машинно-котельную аварийную партию или группу - второй механик. При одной аварийной партии ее возглавляет помощник капитана. При стоянке судна в порту организуется одна аварийная пария, которую возглавляем вахтенный помощник капитана.

Санитарной группой руководит судовой врач, а группой охраны порядка и безопасности помощник капитана по производству.

Общее руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть и ликвидации последствий аварии возглавляет капитан судна с главного командного пункта (ГКП), располагающегося в рулевой или штурманской рубке.

Старший помощник капитана организует действия экипажа по борьбе за живучесть в соответствии с указаниями капитана, контролируем выполнение распоряжений капитана. Он обязан определить место повреждения или пожара и оценить их характер. Находясь в ГКП в распоряжении капитана, старший помощник производит расчеты состояния судна; он может быть направлен в аварийные партии для непосредственного руководства их действиями. В случаях, не терпящих отлагательства, старший помощник действует самостоятельно, докладывая капитану о принятых мерах,

На информационной доске нагрузки и остойчивости, находящейся в ГКП, должно быть показано распределение по ганкам и цистернам судовых запасов топлива, масла, воды и жидкого балласта, осадка носом и кормой, положение центра масс судна, его начальная поперечная метацентрическая высота

Аварийное имущество используют только по прямому назначению.

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах, Наставлением. по борьбе за живучесть судна и судовым расписанием по тревогам.

Для борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, а также для ликвидации последствий аварий на судне создаются аварийные партии и группы. Число "их определяется численностью экипажа. При численности экипажа свыше 100 чел. создают три аварийные партии (носовую, кормовую и машинного отделения); при численности 50-100 чел.-две аварийные партии (носовую и кормовую) и аварийную группу машинного отделения; при численности 15-50 чел.- аварийную партию и аварийную группу машинного отделения; при численности менее 15 чел. - аварийную группу. Командирами аварийных партий (групп) на­значают: при двух аварийных партиях командиром носовой партии - второго помощника капитана, кормовой - третьего механика; при одной аварийной партии - второго помощника капитана, его заместителем - третьего механика. Командиром аварийной партии (группы)" машинного отделения является второй механик. Кроме аварийных партий, членов экипажа расписывают по различным судовым постам.

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию или группу, способную обеспечить борьбу за живучесть судна до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. Ее численность при стоянке судна у причала не менее 1/5 части экипажа при стоянке на рейде - не менее 1/3 Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный по­мощник капитана, заместителем - вахтенный механик.

В каждой аварийной партии создают группу разведки по­жара и группу разведки нарушения водонепроницаемости корпуса. Члены группы разведки пожара должны быть обучены правилам ра­боты с дыхательными аппаратами на сжатом воздухе АСВ-2.

Обязанности аварийных партий и всех членов экипажа определяются Наставлением по борьбе за живучесть судна и конкретизируются применительно к данному судну в судовом расписа­нии по тревогам.

Расписание по тревогам - основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Его вывешивают на видных местах в общедоступных помещениях судна. Для каждого члена экипажа составляют каютную карточку - выписку из расписания, в которой указывают значение сигналов тревоги, обязанности и место сбора по тревогам, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге. Каютную карточку закрепляют над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.

‘Установлены следующие виды тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная, «Радиационная опасность», химическая.

Сигналом общесудовой тревоги является непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 с. При цожаре во время стоянки судна в порту этот сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник капитана (по указанию капитана) при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению предполагаемой опасности, при поступлении воды внутрь судна, возникновении на судне взрыва, пожара, утечки газа и в других аварийных ситуациях. Стояночное расписание по общесудовой тре­воге составляют ежедневно и вывешивают на видном месте у трапа.

Сигнал тревоги «Человек за бортом» - три продолжительных звука звонка громкого боя или свистка, повторяемых 3-4 раза. Тревогу объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или обнаружении его в воде.

Сигнал шлюпочной тревога -семь коротких и один продолжительный звук звонка громкого боя, повторяемый 3-4 раза. Тревогу объявляют по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления последнего экипажем и пассажирами.

Сигнал тревоги «Радиационная опасность» - один короткий и два продолжительных звука звонка громкого боя, повторяемых 3 раза с интервалом 2 с.

Сигнал химической тревоги - четыре коротких и один продолжительный звук звонка громкого боя, повторяемый 3 раза с интервалом 2 с.

Для практической отработки действий экипажа по тревогам на каждом судне в плановом порядке проводят учебные тревоги. Их объявляют по указанию капитана судна.

Успешной борьбе экипажа за живучесть судна способствует наличие на судне заранее разработанных, оперативных планов, в которых предусматривают наиболее эффективные действия экипа­жа в различных аварийных ситуациях.

При исправном состоянии и правильной эксплуатации водонепро­ницаемых закрытий течь на судне может появиться только в результате нарушения водонепроницаемости наружной обшивки и палубы. Чаще всего причиной появления течи являются пов­реждение корпуса вследствие посадки судна на мель, касания им твердого грунта, столкновения, навала его на другое судно или береговое сооружение, а также ослабление прочности корпуса под воздействием местных перегрузок и ледовых повреждений.

По расположению относительно ватерлинии повреждения корпуса подразделяют на подводные, надводные и частично подводные, а в зависимости от характера повреждений - на пробоины, трещины, отверстия от выпавших заклепок и др.

Водотечность корпуса, появившаяся в результате трещины, нарушения шва или ослабления заклепки в обшивке корпуса, обнаруживают по результатам замеров уровня воды в льялах. С этой целью замеры выполняют систематически: на ходу судна - в конце каждой вахты, на стоянке - 2 раза в сутки (утром и вечером). При плавании во льдах уровень воды в льялах замеряют ежечасно и после каждого сильного удара судна о льди­ну, а при ледовом сжатии - каждые 15 мин.

Незначительное поступление воды не представляет опасности для судна, оборудованного мощными водоотливными средствами. Однако при больших повреждениях корпуса (пробоинах, больших трещинах и др.) водоотливные средства бывают не в состоянии справиться с поступающей водой. В этом случае принимают срочные меры к тому, чтобы не допустить распространения воды по судну и прекратить или уменьшить поступление воды внутрь него. Прежде всего определяют поврежденный отсек по фильтрации воды в смежные отсеки через неплотности в переборках, по шуму воздуха., выходящего через воздушные и- мерительные трубки, по отпотеванию переборок и палуб в смежных отсеках и т. д. На судах некоторых типов установлены системы автоматических указателей мест течи. При заполнении отсека водой на контрольном щите загорается сигнальная лампочка, и специальный прибор показывает, сколько воды поступило в отсек.

При объявлении общесудовой тревоги указывают по трансляционной сети примерный район повреждения (например, «Течь полевому борту в районе грузового трюма № 1»), Группа разведки принимает меры к установлению точного места, размеров и характе­ра повреждения корпуса судна при незагруженном трюме путем осмотра, при загруженном - по шуму поступающей воды и другим признакам. О месте и размерах пробоины старший группы докладывает командиру аварийной партии, а последний - на главный командный пункт. Для предотвращения поступления воды в смежные отсеки устанавливают наблюдение за переборками и в случае необходимости подкрепляют их аварийными брусьями и раздвижными упорами.

После объявления тревоги задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери и закрытия, имеющие маркировку П и Т, в районе повреждения сосредоточивают необходимое аварийное имущество.

Рисунок 14.2 - Схема заводки облегченного пластыря на пробоину

Чтобы откачать воду из затопленного отсека и устранить повреждение корпуса судна, на пробоину накладывают ава­рийный пластырь. Для устранения водотечности корпуса через ра­зошедшиеся швы обшивки, малые пробоины, выпавшие заклепки используют парусиновый пластырь, так как работа по его постановке менее трудоемка. На пробоины размером 1-1,5 м 2 и более накладывают кольчужный или облегченный (рисунок 14.2) пластырь.

Постановку пластыря осуществляют следующим образом.

Установив место пробоины 6 по длине судна, отмечают мелом на палубе ее границы. Останавливают судно или снижают его ход до самого малого. Пластырь 5 раскатывают на палубе в очерченных границах пробоины. Заводят подкильные. концы с носа судна (с кормы заводят обычно только при стоянке судна на якоре) Первым опускают средней частью под форштевень и проводят по бортам под днищем судна кормовой 1 под- кильный конец, вторым - носовой 2. Если пробоина широкая, то вслед за кормовым подкильным концом заводят два-три стальных конца (фальш-шпангоута) с огонами, которые, будучи наложенными на пробоину, препятствуют затягиванию в нее пластыря при откач­ке воды из затопленного отсека.

Дополнительные подкильные концы не требуются, еслн на пробоину накладывают облегченный пластырь с распорными рейками. При использовании кольчужного пластыря заводят три подкильных конца: носовой, кормовой и средний. Подкильные концы,

подведенные к месту пробоины, присоединяют скобами к коушам нижних углов пластыря. К коушам верхних углов пластыря присоединяют шкоты 3, а к коушу середины верхней шкаторины - контрольный штерт 4.

Вооруженный пластырь вываливают за борт. Члены экипажа, стоящие с противоположного борта, выбирают подкильные концы. Одновременно без слабины потравливают контрольный штерт и шкоты, разнесенные к носу и корме судна под углом, к вертикали примерно 45° Когда по показаниям штерта пластырь будет наложен на пробоину, подкильные концы и шкоты обтягивают в втугую хват-талями или лебедками через канифас-блоки 8 и закрепляют их за кнехт или другие приспособления.

При постановке облегченного или кольчужного пластыря к коушам на боковых шкаторинах прикрепляют оттяжки 7, которые помогают установить и закрепить пластырь на пробоине. После постановки пластыря оттяжки, разнесенные как можно дальше к носу и корме судна, обтягивают и закрепляют на палубе.


Заделывают повреждения после того, как судовыми водоотливными средствами осушен затопленный отсек. Водотечность от выпавших одиночных заклепок устраняют посредством болтов с поворотной головкой (рис. 95), Болт в сложенном виде вводят в отверстие изнутри судна, а затем, когда головка 5 болта под действием собственной силы тяжести или пружины откинется, заворачивают гайку 2 болта, прижимая вплотную к обшивке корпуса б подложенную под гайку резиновую шайбу 3 с резиновой прокладкой 4. При отсутствии таких болтов отверстия забивают деревянными пробками. Для заделки трещин, разошедшихся швов и небольших узких разрывов в обшивке используют клинья, предварительно обмотанные просмоленной паклей (рис. 96). На забитые изнутри отсека пробки 2 и клинья накладывают доски или шиты и подкрепляют их упорами. При заделке трещин рекомендуется недалеко от их концов просверливать обшивку, чтобы предотвратить распространение трещин. Узкие трещины или «слезящиеся» швы можно заполнить эпоксидной мастикой в подогретом тестообразном состоянии.

Рисунок 14.5 -. Пробоина, заделанная щитом:

а-со струбциной; б-с крючковыми болтами; 1 - щит; 2 - струбцина; 3 - прижимной болт; 4 -шпангоут; 5- захват; 6 - гайка; 7 - крючковые болты; 8 - обшивка корпуса.

Небольшие пробоины, не имеющие рваных краев изнутри, заделывают деревянными щитами (рис. 97),"жесткими пластырями или подушками из пакли, либо кудели (рис. 98). Эти аварийные материалы накладывают на пробоину и надежно раскрепляют упорами.

Наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна является бетонирование. Для приготовления раствора бетона замешивают цемент с песком в соотношении 1: 2 или 1:3 в низкобортном деревянном ящике. Тщательно перемешанную смесь заливают пресной водой в объеме, равном примерно половине объема цемента, и перемешивают раствор лопатой до тех пор, пока он не примет вид густого теста. Для ускорения затвердевания бетона в него добавляют жидкое стекло (10-15% объема воды) или другие ускорители затвердевания: хлористый кальций 45-6%), соляную кислоту (1-1,5%).

Для плотного соединения бетона с корпусом обшивку вокруг пробоины тщательно очищают от краски, грязи и ржавчины, промывают мылом и каустической содой. При больших размерах пробоины ее перекрывают арматурой в виде решетки из стальных прутков или трубок. Одновременно с приготовлением раствора бетона и подготовкой поверхностей к бетонированию в месте пробоины устанавливают опалубку - ящик с двумя открытыми сторонами. Одной открытой стороной (нижней) он прилегает по периметру к месту повреждения, а через другую (верхнюю) его заполняют бетоном. Для отвода воды от пробоины во избежание размыва свежего бетона в ящике устанавливают отводные трубки. После того как бетонным раствором заполнят ящик и бетон затвердеет, в отводные трубки вставляют пробки. Бетонирование повреждений не только полностью устраняет водотечность корпуса, но и частично восстанавливает его прочность в месте повреждения.


Похожая информация.




Поделиться