Что значит быть настоящим гражданином своего отечества. Классный час «Что значит быть гражданином России? Что значит быть законопослушным гражданином

Действительно, что значит быть гражданином? И гражданином чего? Своей страны? Своей Родины? Это непростой вопрос. Тут много над чем можно поразмышлять.

В одной из своих программ Владимир Позднер привёл такой пример. Он сказал, что, когда во Франции человек говорит: «Я – француз» - это никакого отношения к национальности не имеет. Так может сказать люди совершенно разной расы. И чёрные, и белые, и жёлтые. Говоря: «я француз», жители Франции имеют в виду не национальность, а гражданство. То есть для них француз – это прежде всего гражданин Франции. Так ли это в России? Здесь всё несколько по-иному. Человек скажет: «Я русский», но это касается в первую очередь национальности. Мало кто говорит, что он россиянин, или гражданин России. В первую очередь внимание обращается на национальность.

Поэтому граждане России называют себя русскими, белорусами, татарами, узбеками и прочее.

С другой стороны, у многих присутствует патриотизм. Но зачастую, этот патриотизм показной. Папа рассказывал, что у них на работе один сотрудник очень категорично высказывался против тех, кто выбирает альтернативную гражданскую службу. Это когда призывник отказывается служить в вооружённым силам по своим убеждения, а предпочитает воспользоваться правом пройти альтернативную гражданскую службу. Есть такой закон в нашей стране. Потом оказалось, что у этого сотрудника сын сам не был в армии. Когда ему был задан вопрос, по какой причине же так случилось, этот человек очень смутился и говорил что-то невнятное. Так кто патриот своей страны? Кто непонятно почему не прошёл службу в армии, или кто вместо этого предпочёл более долгое время работать на непрестижной малооплачиваемой работе, которую предоставляют альтернативщикам? Это вопрос, на который нелегко ответить тем, кто осуждает выбравших такую гражданскую службу.

Ещё такой ложный патриотизм проявляется, когда человек вовсю хвалит свою страну и говорит, что она лучшая. Но продукцию предпочитает исключительно иностранную. Телефон Эпол, телевизор Самсунг, автомобиль БМВ. Так если ты патриот, то пользуйся исключительно продукцией отечественного производителя. Но люди предпочитают пользоваться продукцией тех стран, про которые они высказываются нелестно, и кого даже считают врагами. А где тогда патриотизм в этой ситуации? Зачем же так ругать других, если пользуешься их товарами?

Я считаю, что быть истинным гражданином своей страны, это не говорить высокие слова о ней. Надо делать дела, которые это подтверждают. Например, честно трудиться. Если работник трудится на производстве, то не нужно воровать рабочее время, занимаясь во время работы своими личными делами. Необходимо честно платить налоги. Многие работают как индивидуальные предприниматели. Но все ли честно заполняют налоговую декларацию? Если человек – истинный гражданин своей страны, то он будет и в этом вопросе вести себя порядочно. Даже простое дело – соблюдать правила дорожного движения – это то, что может делать гражданин, чтобы показать, что он любит свою страну. Так что значит быть гражданином? Я делаю вывод, что не слова о любви к своей Родине делают нас настоящими гражданами, а наши дела, которые показывают, что человек любит и ценит свою страну.

На мой взгляд, гражданин — это прежде всего человек неравнодушный, знающий, лю-бящий и ценящий культурное наследие своих предков. Ему больно, оттого что разрушен дво-рец, построенный выдающимся архитектором прошлого, взорван памятник, осквернён монас-тырь.

Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой взгляд, беспамят-ство — преступление по отношению к истори-ческому и культурному наследию России. Ведь государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но ещё и уважением к достижениям предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.

Мы должны ценить творения ума и рук наших прародителей, знать историю своего народа, чувствовать и беречь хрупкую связь времён. Иначе вся наша земля однажды пре-вратится в мираж, призрак.

Как же воспитывать настоящих граждан своей страны? Нужно не призывать к патри-отизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к семье, месту рождения, до-му. Ключом же к уважению, пониманию ис-тинных ценностей, по моему мнению, являет-ся знание родной истории. Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, по-тому что кто-то приказал. Это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни.

Истоки его — в уважении, трепетном от-ношении к месту, где родился, вырос, к отче-му дому, людям, воспитавшим тебя, в памяти о предках. Ещё в детстве каждый из нас дол-жен начать изучать историю Отечества, дабы исполняться гордостью за своих предков. Тог-да не будет у нас брошенных стариков, ветша-ющих древних памятников, полуразрушенных зданий великих архитекторов прошлого, забы-тых книг и умирающих народных ремёсел.

Не зная прошлого, нельзя любить на-стоящее, думать о будущем. «Дерево сильно корнями», — утверждает пословица. Наши корни — это наше прошлое, история и наци-ональная культура. Без них дерево не может жить, они держат его в почве и питают. Материал с сайта

Не зная или забывая свою великую исто-рию, исконную культуру, мы можем утратить национальное достоинство, национальную са-мобытность. Тот, кто не ценит культуры своей страны, не сможет уважать великие достижения других народов, скорее всего, начнёт покло-няться второсортному, доморощенному или чу-жестранному, сможет воспринимать только массовую культуру. Как правило, человек, вос-питанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для про-живания он ни выбрал. Такой не может быть патриотом своей Родины, он равнодушен к её настоящему, его не заботит её будущее.

Кризисы и потрясения — тяжёлые уроки истории, но их необходимо усвоить, чтобы не повторить вновь. Мы должны всегда помнить о своих корнях, которыми мы можем гор-диться. История часто даёт ответы на самые острые вопросы современности, культурные традиции питают почву для рождения новых талантов и гениев. Достижения наших пред-ков вселяют надежду, что и наш собственный труд приведёт страну к долгожданному про-цветанию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему что значит быть гражданином 7 класс
  • 7класс сочинение на тему:"что значит быть гражданином"
  • сочинение миниатюра на тему что значит быть гражданином
  • сочинение миниатюра что значит быть гражданином
  • что значит быть гражданином краткое сочинение

Классный час « Что значит быть гражданином России?»

Цель: формирование у воспитанников представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятий «гражданин», «гражданство», «гражданский поступок», «патриотизм»

Задачи: способствовать нравственному развитию личности младших школьников, воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, к малой родине; расширить словарный запас и активизировать речевое общение по теме; формировать приёмы умственной деятельности-умения анализировать, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития познавательного интереса учащихся.

Понятийный словарь: гражданин, российское гражданство, гражданский поступок, Конституция, права, обязанности, символы государства, патриотизм, Отечество, малая родина, жертвовать жизнью.

Оборудование: слайд-презентация «Что значит быть гражданином России?»; Конституция РФ 1993г.; Паспорт РФ; ленточки- триколор; план для рассказа « Моя малая родина»; ситуативные карточки, Памятка «Как вырасти достойным человеком и гражданином».

Ход занятия

    Организационный момент.

Добрый день . Я рада всех вас видеть здесь. Сегодня у нас час общения. Мы будем много работать, говорить, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Начать классный час мне хочется со стихотворения М. Танича

Родина моя, что будет и что было — Все пополам с тобою разделю Вовсе не затем, чтоб ты меня любила, Просто потому, что я тебя люблю.

II . Основная часть

1. Вступительное слово воспитателя. Целеполагание.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (высказывания воспитанников)

— Прочитайте тему нашего занятия: «Что значит быть гражданином России?».

— Почему стоит знак вопроса? (слайд 2)

— Я хочу, чтобы на занятии мы вместе с вами нашли ответы на этот вопрос. Предлагаю вам поговорить о том, кто такой “гражданин России”, какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами России, любите ли вы нашу страну, свою малую родину, гордитесь ею? Мы будем отвечать на эти вопросы и по ходу занятия составлять схему (формулу): «Что значит быть гражданином России».

У каждого из нас есть несколько ролей. Например, я – учитель, воспитатель, мама, дочка, жена. Назовите ваши роли. Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

3. Беседа (по ходу беседы составляется схема «Что значит быть гражданином России»)

Определение первой составляющей схемы

— Рассмотрите 1 страницу паспорта гражданина РФ. Что написано под гербом? (Паспорт гражданина Российской Федерации)

— Значит, чтобы быть гражданином России, необходимо иметь российское гражданство.

В нашей стране есть закон «О гражданстве РФ». В законе говориться, что гражданство детей зависит от гражданства родителей. (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет. У детей до 14 лет гражданство такое же, как у родителей. А у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

— Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?

Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)

— Что мы добавим в нашу схему? (слайд 3)

Определение второй составляющей схемы

— Как вы считаете, достаточно иметь паспорт и российское гражданство, чтобы называться достойным сыном своего отечества? (высказывания воспитанников)

— Прочитайте на слайде, что означает слово «гражданин» (гражданин Российской Федерации — это человек, который имеет российское гражданство, права и обязанности, записанные в Конституции» (слайд 5)

— Что такое Конституция РФ? (слайд 6)

— Что записано в Конституции? (как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы герб, гимн и флаг государства, его столица, как избирается президент и др.)

— А что ещё записано в Конституции? (права и обязанности граждан)

— Какие важнейшие права вы можете назвать? (слайд 7)

Ответы детей: право на жизнь, на образование, медицинскую помощь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, на жилище, свободу слова, свободу совести, и т.д.

— Как понимаете выражение слов из Конституции: «Все граждане нашей страны равны перед законом»? (отвечают за свои поступки одинаково, независимо от того, какого ты происхождения, кем работаешь, как ты живёшь, какой ты национальности, какого пола, на каком языке говоришь, какого вероисповедания) (слайд 8)

— Что относится к основным обязанностям гражданина России? (слайд 9)

(соблюдать Конституцию и законы России. Уважать права и свободы других людей. Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании и образовании, заботиться об исторических и культурных памятниках)

— Что мы добавим в нашу схему? (Иметь права и выполнять обязанности, записанные в Конституции РФ) (слайд 10)

Определение третьей составляющей схемы

— Как вы думаете, настоящий гражданин России должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике?

— Какие гос. символы вы знаете, назовите их. (флаг, герб, гимн)

— Что из себя представляет флаг РФ?

— Что означает каждый цвет? ( Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага) (слайд 11)

— Найдите лишнее слово и обоснуйте выбор: флаг, стяг, знамя, триколор, гимн.

— Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя).

— Когда исполняется гимн РФ? (Звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги, во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов, ежедневно – перед началом и по окончании вещания, перед началом спортивных соревнований, во время подъема государственного флага РФ)

— Как надо вести себя, когда звучит гимн? (При исполнении государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя , поворачиваясь к нему лицом) (слайд 12)

— Вспомните первый куплет гимна.

Где можно видеть изображение герба РФ? (Государственный Герб Российской Федерации изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это — святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом) (слайд 13)

— Что мы добавим в нашу схему? (Гражданин должен знать и уважать символы государства) (слайд 14)

Определение четвертой составляющей схемы

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.

— А что такое Родина для вас? (высказывания воспитанников)

— Расскажите о своей малой родине по плану:

1. Какое место в России ты считаешь своей малой родиной и почему.

2. Кто из родных и близких живет на родине.

3. За что ты любишь родные места. Какая там природа.

4. Назови самые любимые места

— Малая родина у всех вас своя, а вот страна Россия, где мы живем, у нас общая. (слайд 16)

Физкультминутка. Игра в города

— Представьте, что мы совершаем путешествие на самолете над Россией. Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 часов. С высоты мы увидим крупные города и реки. Назовите их.

Участники игры встают в круг. По ходу игры передается из рук в руки ленточка-триколор.

Площадь РФ составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал в мире по запасам пресной воды, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на — Камчатке наступает полночь. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

— Некоторые из вас бывали в Москве. Расскажите, что больше всего вас удивило?

— Как по- другому можно назвать этот город? (столица, главный город страны, сердце Родины)

— Что мы добавим в нашу схему? (Любовь к родной природе, земле, близким людям, к своей Родине) (слайд 17)

Определение пятой составляющей схемы

— Мы не раз говорили, что наша Родина- это не только цветущие сады и ласковое море. Очень много людей в нашей стране живут в нужде и бедности. Много бомжей, детей — сирот, живущих в подвалах и умирающих от голода и страшных болезней. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.

Одни люди равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. Это называет « гражданское поведение».

Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно в сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела- помогать старым людям.

— Приведите примеры гражданского поведения. Что можете сделать вы?

Тренинг.

— Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Приехали в лес отдохнуть, а поляна завалена мусором…..

— Что мы добавим в нашу схему? (Слайд 18 — переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему — гражданское поведение).

Определение шестой составляющей схемы

— Прочитайте 6-ю составляющую нашей схемы: быть патриотом России (слайд 19)

— Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

— Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, милиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь)

Итог занятия.

Удалось ли нам ответить на вопрос, который стоял в начале нашего классного часа: «Что значит быть гражданином России»?

— Каким должен быть настоящий гражданин?

— Можно ли добавить в нашу схему что-то ещё? (Знать и любить свой родной язык, изучать историю страны, быть честным и смелым, трудолюбивым, хорошо учиться и работать на благо своей Родины и т.д.)

— Можете ли вы себя называть гражданином России? Что можете сделать вы, чтобы наша страна была лучше?

— Кто был активным на занятии? Оцените свою работу.

Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять­ гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Киевская Русь или где произошла Полтавская битва. Но подразумевается, что каждый уважающий страну гражданин­ знает ее историю и традиции.

Но часто все происходит совсем не так. Сейчас очень мало кто может точно ответить на­ простейшие вопросы по истории России, мало кто может перечислить известных русских писателей, поэтов, художников, полководцев. Даже в наших императорах многие путаются, забывая, кто за кем шел по страницам истории.­ Это говорит о том, что современные люди не очень интересуются историей своей страны, скорее всего даже не задумываясь о том, что это говорит о безразличии. Ведь если мы что-то любим и уважаем, если мы заинтересованы в чем, мы стараемся узнать максимум информации, чтобы быть в курсе всего, что происходит.

Например, если вам нравится какая-то голливудская звезда или певец, или футболист, или какой-либо другой известный всему миру человек, вы перероете весь интернет в поисках необходимой информации, узнаете все про его или ее детство, отрочество и юность. Вы постараетесь найти и докопаться до истины становления таланта своего любимца, будете отслеживать его карьеру. На это вам будет не жалко ни сил ни времени, которое у вас всегда найдется на любимое дело. То же самое можно было бы­ применить к истории России. Если бы кто-то был заинтересован.­ У нее тоже было детство, отрочество и юность, она переживала трудные и великие времена, во время правления разных императоров происходили совершенно невероятные значимые вещи. Если бы это было кому-то интересно, это значило бы, что своей страной интересуются, уважают ее.

Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна. Просто живя в ней в настоящем, вы не сможете до конца осознать­ ее масштабы. Необходимо заглянуть немного в прошлое.

В статье я хочу поднять вопрос не сколько юридического, сколько философского порядка, а именно о том, что значит быть гражданином? Гражданство определенной страны означает принадлежность этого лица к государству. Но это формальная точка зрения. Я же попробую затронуть глубину проблемы.

Исторические основы

Раньше человек считался подданным. Согласитесь, слово сейчас не совсем правильное, ведь оно отражает какую-то зависимость. Поэтому можно говрить о том, что гражданство также подразумевает культурную, идейную и духовную связь человека с государством, его принадлежность к нему. Что значит быть достойным гражданином? Чтить интересы своей страны, быть патриотом и понимать, что за рубежом ты всегда будешь чувствовать себя чужим. Честно скажу, что не понимаю, как можно иметь несколько гражданств одновременно. Ведь в этом случае невозможно ощущать себя причастным к делам страны. В любом случае одно из государств будет для тебя роднее, ближе.

Что значит быть гражданином РФ?

Это главный вопрос для нас, потому что мы родились и выросли в этой стране. Когда существовал СССР, то никто и подумать не мог о каком-либо другом гражданстве, кроме советского. Не солгу, если скажу, что каждый ощущал на себе то могущество и роль государства в мире. Может быть не задумывался об этом, но на подсознательном уровне это было. Сейчас такого чувства нет. Но тем не менее, Россия юридически является правоприемницей Союза, поэтому частичка величия присутствует и у нас. Что значит быть гражданином для нашей страны - это возможность жить в уникальном государстве, где сплетаются культуры сотни народов, где такие возможности, которых не имеют многие, где каждый день ощущаешь сопричастность с великой историей.

Люди мира

Для некотрых гражданство не играет особой роли. Что значит быть гражданином ддля них? Это жить в той стране, которая полностью обеспечит тебя материально, создаст такие условия жизни, которые будут лучшими по отношению к тому государству, в котором ты родился. Их еще называют людьми мира. Они не задумываются о границах, поменяв за свою жизнь не то что несколько мест жительств, а несколько стран. Такое понимание гражданства тоже возможно. Это воспринимается как независимость от каких-либо политических структур. Человек может вообще не иметь связи со своей Родиной.

Гражданские права

Часто гражданство рассматривается через призму прав, которые оно дает. Это, конечно же, возможность избирать и быть избранным, участвовать в референдумах, других формах волеизъявления граждан. Что значит быть гражданином в таком смысле? Обязательно учавствовать в этих мероприятиях, потому что если этого не делать, то теряется смысл гражданства. Получается, что вы делаете то же, что и иностранцы (не граждане), а это совсем неправильно.

Заключение

Много смыслов можно отыскать в Я попытался раскрыть три из них, но может каждый ощущает себя как-то по-другому и понимает принадлежность к государству в другом смысле. Я же просто даю материал для размышления, чтобы каждый для себя понял, что значит быть гражданином своей страны.



Поделиться