Какие заводы построили в прибалтике при ссср. Прибалтика: хроники выживания независимых стран

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» - комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить разве что с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленной на развитие в них таких трудоёмких обрабатывающих отраслей промышленности, как машиностроение, электротехника и радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками, построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов - их здания, цеха, трубы - напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем времена своей славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны, прежде всего, с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий - и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Территория, занимаемая заводом, равнялась по площади небольшому микрорайону. Как и любое предприятие того времени, помимо производственной функции, завод поддерживал социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивали концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых играли свадьбы; поликлиники при предприятии следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы - за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоге даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более, чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые, хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, к производству завода вовсе никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже с ночным клубом.

Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее указанное направление деятельности заводов объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения, и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.

Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина становятся ясны масштабы производства, он пишет: "На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов /…/ ".

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также, как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: "Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики /…/ Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР /…/ проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими" . Данный очерк не только открывает нам производственную жизнь завода, но показывает, насколько в систему интегрирован был каждый сотрудник. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г. и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности: сейчас в руинах лежат десятки объектов, от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных предприятий, по сей день производят сильное впечатление.

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство, и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика - это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность - лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция являла собою «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.

За фотографии спасибо сайтам :

В советское время Латвия была знаменита множеством своих предприятий, приносивших стабильный доход в государственный бюджет. Миллионы людей с удовольствием покупали шпроты, ездили отдыхать в Юрмалу, слушали новости через замечательные "вэфовские" радиоприемники. А как сейчас обстоит со всеми этими знаменитыми некогда торговыми марками?

Неповторимый вкус шпрот



....Шпроты до сих пор остаются едва ли не главным латвийским экспортным товаром. Во многом именно благодаря тому, что в СССР они являлись непременным атрибутом праздничного стола, сей продукт сохранился и поныне. Даже в современной России до сих пор есть немало любителей время от времени открывать баночку с этими консервами. В настоящее время в Латвии имеются пять компаний, обладающих правом на знаменитый бренд "рижские шпроты" - и пожаловаться на отсутствие интереса к своей продукции они не могут.

Классическая технология производства шпрот предполагает копчение кильки или салаки на ольховых опилках. Правда, старожилы жалуются, что нынче вкус у рижских шпрот уже не тот, что раньше. Связано это с введением директив Евросоюза: в Брюсселе посчитали, что оригинальная национальная продукция была уж слишком копченой. Да и Россия, в рамках постоянно возобновляющихся "торговых войн" с Прибалтикой, то запрещает ввоз шпрот, как не отвечающих стандартам здоровой пищи, то вновь его дозволяет.

Опять же, ЕС тоже не оставляет в покое: не так давно тамошние эксперты вновь разглядели в латвийских шпротах повышенное содержание диоксина и бензопирена. Производство шпрот по традиционной технологии не соответствовало запланированным ранее нормам ЕС (5 микрограммов на килограмм продукта вместо нынешних 8 мг/кг) - тогда как соблюдение этих норм не позволило бы сохранить знаменитые особенности цвета, вкуса и запаха шпрот. Поговаривали даже о необходимости запрета данного продукта, чем неимоверно "порадовали" латвийскую общественность. К счастью, в итоге Европа все же амнистировала шпроты: 11 октября 2010 года на заседании экспертной группы в Брюсселе было принято решение не распространять требования по содержанию бензопирена в копченой рыбе на этот продукт. В новой редакции проекта регулы ЕС сказано, что с 1 января 2014 года допустимая норма содержания бензопирена в шпротах останется на нынешнем уровне, тогда как нормы бензопирена в остальной копченой рыбе должна быть снижены более чем вдвое.

Также Латвия в советское время была знаменита Юрмалой - отдохнуть в которой тогда считалось очень престижно и приятно. Фактически Юрмала, как известно - это собирательное название побережья, тянущегося на добрые 30 километров от Риги и разделенного на 16 районов. Именно здесь открылось первое в СССР варьете "Морская жемчужина" (в котором пела молодая тогда и очаровательная Лайма Вайкуле), первый боулинг и первое казино. Здесь же проводились и многочисленные музыкальные фестивали. Старожилы до сих пор вздыхают, вспоминая о добром старом времени...

После распада СССР курорт пережил страшный упадок. Многие некогда роскошные отели оказались в развалинах, кемпинги тоже стали закрываться один за другим. В таком состоянии они продолжают пребывать и поныне. Но к середине 90-х сюда опять понемногу потянулись состоятельные россияне. Нувориши начали активно скупать здесь землю и недвижимость, вскоре взвинтив цены до такой степени, что юрмальчане начали подшучивать: дескать, жить здесь позволяют себе лишь те, кто могут с утра пораньше открыть кран и накапать себе стаканчик-другой нефти. Опять же, место облюбовала российская "попса" и ее поклонники, с 2002-го каждое лето слетающиеся сюда на "Новую волну", оставляя здесь массу денежных знаков, мусора и пустых бутылок.

Гибель гигантов



В советские времена Латвия славилась и промышленными гигантами. А вот их, большей частью, постигла печальная судьба. Достаточно вспомнить, например, электрички ЭР-1 и ЭР-2 производства Рижского вагоностроительного завода. Сам завод существует и сейчас - хотя лишь те из его работников, кто пережил 90-е годы, могут рассказать, каких трудов стоило его сохранить. Вокруг предприятия кипели приватизационные страсти, а в 1998 году вообще была объявлена его неплатежеспособность. Объемы производства сократились многократно, численность персонала упала с 6 до менее 2 тысяч работников. Многие активы завода, так же как и его работники, перекочевали в российский Тихвин - где существует предприятие такого же профиля. К 2001-му в РВЗ вообще осталось чуть более 120 человек. В процессе приватизации территория завода оказалась разделена на две части - одна из них отошла частному предпринимателю, а на второй в 2000-х начало понемногу возрождаться вагоностроение.


РАФ-М2 «Стилс» (1993г.)


Некоторые люди постарше могут вспомнить также знаменитые "рафики", выпускавшиеся на Рижской автобусной фабрике. Увы, но судьба этого предприятия сложилась еще печальнее, чем у РВЗ. К началу 1990-х РАФ готовил серьезнейшую программу по модернизации и обновлению своей продукции, уже готовы были макетные образцы новых моделей микроавтобусов. Но с развалом СССР предприятие оказалось в критическом положении, поскольку сотни "смежников" остались в других республиках, ставших независимыми государствами. Спасти устоявшиеся хозяйственные связи не удалось - да и мало кто пытался это делать. Выпуск продукции постоянно падал, и в 1997 году производство остановилось окончательно. По иронии судьбы последней моделью РАФа стал автомобиль-катафалк для перевозки гробов.

Знаменитый VEF 206


Кроме того, пожалуй всем жителям СССР были известны такие бренды как "ВЭФ" и "Радиотехника". Рижский Государственный электротехнический завод "ВЭФ" ведет свою историю еще с 1898 года, с кустарной мастерской по ремонту телефонных аппаратов. В последующем, меняя названия и хозяев, скромная мастерская превратилась в крупнейшее промышленное предприятие, выпускавшее фотоаппараты, кинопроекторы, трансформаторы, насосы, утюги, электромоторы, провода, кабели, ветровые генераторы, станки, коммутаторы, автоматические телефонные станции, радиоприемники, телефоны. Почти любому из сегодняшних взрослых знаком, хотя бы по детским воспоминаниям, "вэфовский радиоприемник" - вещь культовая и ценимая в каждой советской семье. На транзисторные приемники 2-го класса Spidola приходилось до 40% "вэфовского" производства. Объем - около 1 млн. штук в год. Качество завода в течение десятилетий являлось просто эталонным. Как вспоминают ветераны ВЭФа, их предприятие считалось передовым центром СЭВ по выпуску радио- и телефонной продукции. В частности, венгерские и болгарские заводы производили автоматические телефонные станции (АТС) по вэфовской технической документации. Официально признанный головным предприятием в отрасли, ВЭФ как магнитом стягивал к себе лучших специалистов в области научных разработок, конструкторских решений и т. д. На пике производства, в конце 80-х, только в Риге на заводе работало свыше 14 тысяч человек, да еще 6 тысяч по остальной Латвии. Прибыль, поступавшая в республику, достигала 580 миллионов долларов в год. Но это не уберегло ВЭФ от печальной судьбы: в середине 90-х годов завод прекратил существование, а на его месте был открыт огромный торговый центр.

Магнитола VEF-Sigma 260(1978 г.)


Бывший завод ВЭФ сегодня...


Государство и пальцем не шевельнуло для спасения промышленного гиганта. Например, когда в 1993 году в Латвию пришла британская компания Tilts Communications, предложившая свои услуги по модернизации системы связи в республике, правительство тут же заключило с ней договор о создании компании "Латтелеком". Иностранные партнеры получили не только контрольный пакет в ней, но и вообще все латвийские телефонные сети. Хотя на тот момент ВЭФ (уже более чем вдвое сокративший свое производство из-за нарушения прежних связей) предпринял последний большой технологический прорыв: заводские специалисты в короткие сроки разработали продвинутую и недорогую цифровую АТС "Квант-Е". Но руководство "Латтелекома" полностью отказалось от дешевых рижских АТС в пользу английских Tesla. Это окончательно добило злосчастный ВЭФ.

Стереомагнитола "Радиотехника МЛ-6201"


Тогда же, в середине 90-х, исчезло и известнейшее рижское промышленное объединение Radiotechnika. С 1945 года оно выпускало электромагнитные трансляционные динамики, трансформаторы, усилители для киноустановок, те же радиоприёмники, радиолы, автомобильные приёмники. Ее изделия неоднократно отмечались высокими наградами. Вершина успеха предприятия - конец восьмидесятых, когда на предприятиях "Радиотехники" (Рижский радиозавод им. Попова, конструкторское бюро "Орбита", Рижский электромеханический завод (РЭМЗ), Кандавский радиозавод, завод микроэлектроники "Эмира" и т.д.) трудилось 16 тысяч человек. В эти годы на долю объединения приходилось примерно 35% всей выпускаемой в СССР бытовой аудиотехники. Но после распада СССР "Радиотехника" стала быстро погибать и в 1992 году объединение расформировали. Большинство предприятий, получив самостоятельность, вскоре закрылись.

Одним из известнейших латвийских предприятий являлся завод "Альфа", производивший полупроводниковые компоненты для микроэлектронной промышленности. Его костяк составляли опытнейшие специалисты, многие из которых приехали из Москвы и Ленинграда. Устройства, создававшиеся на основе "альфовских" разработок, использовались в целях "оборонки" - для военных ЭВМ, в самолетах, радиовзрывателях, фильтровой технике, устройствах связи и обнаружения. На пике развития, в 80-е, "Альфа" давала работу 10 тысячам сотрудников. В 90-е же предприятие быстро развалилось - хотя целый ряд российских корпораций был готов выкупить "Альфу" и стать акционерами. Но местное руководство было категорически против и "Альфа" погибла. Те из специалистов, кто помоложе, уехали в Россию. Старые же кадры умудрились сохранить небольшое предприятие на сто человек, где наладили производство транзисторов по старым образцам. На месте же "Альфы" открыли большой магазин с таким же названием.

А был ли шанс на спасение?


В ряду "павших" промышленных гигантов Латвии нельзя не вспомнить и даугавпилсский завод по производству химического волокна. Своим возникновением в начале 1960-х годов он положил начало новому этапу развития Даугавпилса. До завода на его месте располагался пустырь песка, так называемая "даугавпилсская пустыня". Помимо заводских корпусов там начало активно строиться жилье для его работников. Так возникли новые улицы, закономерно получившие имена выдающихся химиков - Менделеева, Бутлерова, Зелинского. В 1962 году здесь пролегла трамвайная трасса, побежали автобусные маршруты. Появилась школа № 11, два училища, детские сады, магазины, универсам "Юбилейный", электроподстанция для снабжения завода электроэнергией, теплостанция для выработки пара на его же технологические нужды. Все вместе это стало называться посёлком химиков, или просто Химией.

Окончательный крах уникального завода, когда-то снабжавшего своей продукцией весь СССР, произошел в конце 90-х. Сначала его долго и планомерно грабили те, кто имели доступ к складам, поставкам и реализации. Апофеозом этого "хозяйствования" стал кредит, взятый под фантастические проценты и доконавший предприятие. Директор Янис Амбайнис тогда "наивно" объяснял, что в момент его подписания он не разобрался в содержании договора. Одним из его заместителей был будущий градоначальник Алексей Видавский. На период мэрства Видавского и пришлась гибель промышленного гиганта, когда завод оказался продан за один лат загадочным сингапурцам, называвшим себя Tolaram Group. После того, как весной 1999 года ЗХВ встал, сингапурцы исчезли в неизвестном направлении. Впрочем, работники винили в гибели одного из градообразующих предприятий, оставившей без работы 3500 даугавпилчан, не их, а тех же Амбайниса, Видавского, тогдашних директора государственного агентства приватизации Я. Наглиса и министра финансов Р. Зиле (ныне представляющего Латвию в Европарламенте). Ситуацию для ИА REGNUM прокомментировал Алексей Провиденко, в советское время возглавлявший один из крупнейших в СССР Даугавпилсский общестроительный трест, а в 2000 гг. занимавший пост исполнительного директора городской Думы Даугавпилса: "Сейчас некоторые "умники" в оправдание проведенной в 90-е гг. деиндустриализации доказывают, что, дескать, доставшаяся от Советского Союза промышленность являлась "устаревшей", "неконкурентоспособной" и в любом случае изначально была обречена на исчезновение. Это полная ерунда! Ключевую роль тут сыграли отнюдь не объективные факторы, а чисто субъективные причины. Просто слишком многие оказались заинтересованы, чтобы предприятия погибли.

Во-первых, то были крупные европейские державы, вроде Франции и Германии, не желавшие, естественно, себе конкурентов. Например, тем же французам очень не нравилось наличие в Даугавпилсе огромного Завода химического волокна.

Во-вторых, российские олигархи, в те же самые 90-е годы "пилившие" промышленность своего государства. Тогда одним из главных способов прибрать "понравившееся" предприятие к рукам было осознанное доведение его до банкротства с последующим выставлением на аукцион. А чтобы обанкротить тот или иной завод, нужно было разрушить длинные технологические "цепочки", соединяющие его с другими предприятиями по территории всего бывшего СССР. В результате уничтожения подобных "цепочек" существенно пострадали и латвийские предприятия. В-третьих, над уничтожением латвийской промышленности существенно "поработали" и наши собственные правительства тех лет. Люди, их возглавлявшие - Годманис, Биркавс, Гайлис - в плане экономического опыта являлись просто нулями. Проводимая ими безграмотная внутренняя и внешняя политика нанесла огромный вред латвийскому хозяйству. Кроме того, существовало мнение, что крупные предприятия не стоит спасать уже по той причине, что руководившие ими влиятельные "красные директора" считались потенциальными противниками власти. А потом оказалось, что и немалая часть этих самых бывших "красных директоров" оказалась заинтересована в грабеже своих предприятий и захвате их активов в собственные руки.

Все вместе данные факторы и предопределили столь печальный исход. Предприятия буквально растаскивали по кусочкам, забирали у них оборотные средства, обвешивали непосильными кредитами в 30, 60 и даже 120% процентов годовых! От этого выиграли банковские структуры и нарождающийся класс "новых собственников". Пострадали - десятки тысяч человек, лишившихся работы и вынужденных в буквальном смысле слова бороться за свое существование...

Хотя, при желании, предприятия можно было бы спасти, приспособив для работы в новых условиях, переориентировав на новые рынки. Тем более, что своя ниша у них и так была. Скажем, тот же РВЗ вполне нормально мог бы работать - потому что спрос на вагоны и в Латвии и в России был и есть. Или, нельзя не вспомнить, что когда закрылся ЗХВ, производство ценнейшего химического волокна в Европе снизилось на 20 процентов. А между тем, завод аналогичного профиля существовал и в белорусском Могилеве - его смогли сохранить! Да что там Могилев, вон существовал у нас в Валмиере завод стекловолокна. Нашлись люди, которые решили его спасти - и спасли. Сейчас он работает вполне успешно, в нынешнем году планирует увеличить оборот на 37% по сравнению с показателями двухгодичной давности. Жаль, очень жаль, что на многие другие наши крупные предприятия не нашлось столь же рачительных хозяев..."

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» – комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить, разве что, с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленная на развитие в них трудоёмких, обрабатывающих отраслей промышленности: машиностроение, электротехника, радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов, их здания, цеха, трубы, напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем о временах их славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны прежде всего с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Площадь, занимаемая заводом, равнялась территории небольшого микрорайона. Как любое предприятие того времени, помимо производственной функции, оно поддерживало социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивались концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых игрались свадьбы, поликлиники следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоги, даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, однако к производству завода никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже ночным клубом.

Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800 человек.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее, указанное направление деятельности заводов, объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.


Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина виден масштаб завода, он пишет: «На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов…

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: «Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики… Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР… проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими» . Данный очерк открывает нам не только производственную жизнь завода, но показывает, насколько система интегрировала каждого сотрудника. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г., и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности, сейчас в руинах лежат десятки объектов: от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии, производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных, предприятий, по сей день производят сильное впечатление.

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика – это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность – лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция составляла «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.

За фотографии спасибо сайтам :

В 1940 году страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу. Это событие произошло вследствие подписания договора «О дружбе и границе» (пакт Молотова-Риббентропа) между СССР и Третьим Рейхом. Этот документ разделял сферы влияния между двумя сверхдержавами того времени в восточной Европе. В результате в том же году на территорию Литвы, Латвии и Эстонии зашли советские войска, а после территория этих государств была официально включена в состав Союза Советских Социалистических Республик.

В наши дни в странах Прибалтики события тех лет оценивают как оккупацию с последующей аннексией. В 1991 году правительство РСФСР признало, что это действительно была аннексия территории независимых стран. Правда с оговоркой, что такие действия не противоречили международным законам того времени, а сам факт присоединения был признан миром. Хотя были и те государства, которые так и не признали вхождение стран Прибалтики в состав СССР, например, США и Ватикан, а также некоторые другие.

С тех пор утекло много воды, но среди любителей истории до сих пор точатся споры на тот счет, насколько позитивными или негативными были изменения в Литве, Латвии и Эстонии после присоединения этих стран к СССР.

Какие предприятия и заводы были запущены в странах Прибалтики в советские годы?

В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами. На развитие промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.

Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.

Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна - советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды.

Неплохо развивалась и Эстонская ССР. В 1970-е - 1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е место в мире.

Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».

«ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. - в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.

Такая же участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено.

По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.

Бывший гигант, Рижский вагоностроительный завод, с трудом пережил девяностые. В 1998 году была объявлена неплатежеспособность завода. Многократно сократились объёмы производства. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (при СССР было 6000). Сейчас завод поделен: половина отошла частному предпринимателей, вторая половина продолжает работу, но в объёмах, не сравнимых с советским временем.

Дороги

Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25%. Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам.

В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье - Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте.

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км ), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км ), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км .

История упадка. Почему у Прибалтики не получилось Носович Александр Александрович

1. Динозавры Прибалтики: скелеты промышленных предприятий Литвы, Латвии и Эстонии

Когда едешь по территории балтийских государств, взгляд время от времени натыкается на них. Большие бетонные коробки, полуразвалившиеся здания с забитыми окнами, ржавая арматура. Это артефакты иной эпохи - эпохи, когда Прибалтика была индустриально развитым регионом. Имеется в виду не только советская Прибалтика, на что неизменно указывают местные политики, промышленность уничтожившие и оправдывающиеся теперь, что это было не нужное их странам и экономически нерентабельное «наследие оккупации». Прекратили своё существование фабрики и заводы, созданные при Первых республиках, на которые современные Литва, Латвия и Эстония смотрят как на эталон. Закрылись предприятия, основанные во времена капиталистического бума в Российской империи (вторая половина XIX - начало XX века).

В странах Балтии реально наступила постиндустриальная эра, только проявилась она в форме техноапокалипсиса, когда большинство промышленных предприятий закрылись, новые рабочие места не появились. Как результат - население либо перебивается временными заработками и пьет, либо эмигрирует.

Предприятия, уничтоженные в Прибалтике за последние два десятилетия, - это тема, по которой можно было бы написать отдельную книгу. Таких предприятий насчитываются сотни: советские и досоветские, тяжелой и легкой промышленности, энергетические, пищевые, логистические… Среди них были и маленькие локальные предприятия, обслуживавшие нужды окрестного населения, - какой-нибудь сахарный завод в Екабпилсе (Латвия) или лесопилка под Паневежисом (Литва). Были средние производства, поставлявшие продукцию в другие союзные республики: судостроительный завод в Лиепае (Латвия), машиностроительный завод в Пярнумаа (Эстония). Были и всесоюзные бренды, и бюджетообразующие предприятия-гиганты.

Мажейкяйский НПЗ - единственный нефтеперерабатывающий завод в странах Балтии и крупнейшее промышленное предприятие Литвы, построенное советским правительством как часть инфраструктуры по переработке и транспортировке сибирской нефти: все годы независимости продавался то американцам, то полякам, находясь в состоянии перманентного полубанкротства, в котором пребывает и на момент написания данной книги (подробнее см. главу VII). РАФ - Рижская автобусная фабрика, поставлявшая знаменитые «рафики», бегавшие по всей стране. Завод полупроводников «Альфа», километры территории которого в центре Риги сейчас заросли бурьяном и зияют выбитыми стеклами. Завод радиоэлектротехники «Эльма» и производитель микросхем «Вента» в Вильнюсе, таллинский «Двигатель» - одно из крупнейших промышленных предприятий Эстонской ССР, основанное ещё при Николае II.

Всё это индустриальное наследие, доставшееся странам Балтии в 90-е годы, прошло общий путь: приватизация - раздробление - банкротство. Эти заводы и фабрики давали возможность нормально жить сотням тысяч людей: рабочим, служащим и их семьям. Сейчас эти люди зачастую трудятся на аналогичных фабриках и заводах в Стокгольме, Бирмингеме или Глазго.

Вот выбранные в произвольном порядке индустриальные объекты Литвы, Латвии и Эстонии, некогда бывшие брендами и «локомотивами» прибалтийских республик, но более не существующие.

ВЭФ, Латвия

Valsts Elektrotehnisk? Fabrika, Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ». Был крупнейшим электротехническим предприятием Латвии, ведущим производителем АТС, телефонов, телефонных коммутаторов, радиостанций, радиоприемников. Первые заводские корпуса были построены ещё в конце XIX века, само предприятие основала первая Латвийская республика, на первом году своего существования издав приказ об организации механической мастерской по ремонту телефонных и телеграфных аппаратов, линейного оборудования и почтового инвентаря. Через несколько лет ВЭФ уже выпускал спортивные самолеты, военные истребители VEF Irbitis-16, самые маленькие в мире «шпионские» фотоаппараты Mixon, экспортировал знаменитые радиоприемники VEF в Швейцарию, Норвегию, Великобританию и другие европейские страны.

После многострадальной для Латвии Второй мировой войны и победы советского строя ВЭФ продолжал развиваться в условиях социализма и плана. К моменту провозглашения Латвией независимости на заводе работали 20 тысяч человек, производившие десятки видов электротехнической продукции. По состоянию на 1991 год ВЭФ в Советском Союзе носил звание легендарного, а выпускаемый им радиоприемник «Спидола» превратился в один из символов советской жизни. На базе ВЭФа создавались дочерние предприятия: Рижский электроламповый завод, завод «Коммутатор», специально для работы на ВЭФе готовили кадры средние профессиональные и высшие технические учебные заведения Латвийской ССР.

После провозглашения независимости и открытия торговых границ латвийская электронная промышленность не смогла выдержать конкуренцию с иностранными фирмами, из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР сорвался производственный цикл, из-за принуждения технических вузов к преподаванию на латышском языке (на котором техническое образование дать практически невозможно) прервался процесс обучения и повышения квалификации кадров… В итоге в 1999 году ВЭФ был приватизирован и разделен на шесть фирм, прекративших затем своё существование.

Сейчас помещения завода частично заброшены, частично сдаются под офисы.

Печальная история ВЭФа полностью разбивает мифологию латвийских правительств. Их политика уничтожила не советский «долгострой», а высокотехнологичное инновационное предприятие, которое выдерживало конкуренцию и поставляло свою продукцию на европейские рынки при первой независимости, а при второй не просуществовало и восьми лет. История предприятия свидетельствует, что при межвоенном диктаторе Улманисе латвийское государство предпринимало протекционистские меры, поддерживающие завод. А советская власть сумела сохранить инновационный потенциал предприятия в условиях командно-административной системы. Постсоветские же руководители Латвии просто развалили ВЭФ. Завод, который развивался как латвийский Siemens или Phillips, превратился в неухоженный памятник самому себе. Что же до того, что продукция ВЭФа ко времени коллапса социалистической экономики крайне отстала от западных аналогов, то и Siemens начинался не с 3D-телевизоров, и многие социалистические предприятия бывших ГДР и Чехословакии почему-то не были разобраны на металлолом и под офисы, а успешно прошли технологическую модернизацию.

Кренгольмская мануфактура, Эстония

Была расположена на острове и вдоль берега реки Нарвы, близ портового города Нарва-Йыэсуу, куда доставлялся хлопок из южных штатов США. Это выдающийся памятник первого российского капитализма, когда промышленная революция в Российской империи начиналась с текстильной промышленности. В 1872 году на мануфактуре произошла первая в Российской империи забастовка рабочих - Кренгольмская стачка. Перед Первой мировой там работали 10 тысяч человек. После революции мануфактура обанкротилась и закрылась из-за утраты Эстонской республикой рынка сбыта в России. Была возрождена в советской Эстонии, превратившись в крупное промышленное предприятие. В советский период Кренгольмская мануфактура занимала более 30 гектаров земли, на ней работали 12 тысяч человек. Продукция предприятия пользовалось огромным спросом в Советском Союзе: понятие «эстонский трикотаж», под которым понимались кренгольмские ткани, было одним из символов качества прибалтийской легкой промышленности. В поздний советский период, когда партия и правительство заявляли о приоритете товаров народного потребления, Кренгольмская мануфактура неоднократно ставилась в пример в числе передовиков социалистического производства.

В 1994 году знаменитое предприятие было приватизировано - его приобрела шведская компания и разделила на несколько предприятий, которые в течение следующих 16 лет закрылись одно за другим. В 2010 году мануфактура была признана банкротом окончательно. Сейчас её огромная территория в нижнем течении Нарвы пустует - тянущиеся и тянущиеся безжизненные заводские цеха, склады сырья, склады готовой продукции, рабочие общежития вызывают ассоциации с фильмом «Сталкер» Андрея Тарковского. Впечатление они производят поистине жуткое.

В отношении Кренгольмской мануфактуры не скажешь, что из-за социализма она технологически отстала от западных аналогов: трикотаж - не радиоаппаратура, здесь, наоборот, будут ценить приверженность традициям. К тому же, если качество ткани веками сохранялось на высшем уровне, а потребители подвержены ностальгическим настроениям, то после модернизации и оптимизации производства едва ли могли быть проблемы со сбытом эстонского трикотажа. Тем не менее в независимой Эстонии предприятие разорилось при всех стартовых условиях для успешного развития, и произошло это в правление боготворимой праволиберальными публицистами Партии реформ.

Игналинская АЭС, Литва

Крупнейшее энергетическое предприятие Прибалтики, единственная в регионе атомная электростанция, обеспечивавшая электроэнергией не только три прибалтийские республики, но и смежные с ними области России и Белоруссии. Для литовской АЭС ударными темпами был построен город Снечкус (после прихода к власти команды Витаутаса Ландсбергиса переименованный в Висагинас). Создание города и электростанции стало одной из последних «великих строек социализма» - проектом всесоюзного значения, на который были брошены все силы, включая армию. В Каунасском технологическом техникуме было организовано обучение специалистов-энергетиков атомных станций, в качестве научно-исследовательского учреждения по проблемам атомной энергетики действовал Литовский энергетический институт.

Одного энергоблока Игналинской АЭС Литовской республике хватало для обеспечения себя энергией, а за счет эксплуатации второго и последующих энергоблоков республика могла бы безбедно существовать благодаря экспорту электроэнергии. Кроме того, в геополитическом плане наличие собственной атомной электростанции автоматически превращало Литву в лидера региона, на порядок повышало её геостратегическую значимость: специализированные кадры и научно-исследовательская база в области атомной энергетики делали республику важным участником международных отношений, к которому приходилось относиться серьезно и принимать в расчет.

Поэтому ликвидация Игналинской АЭС как «наследия оккупации» - это величайший и ничем ещё не превзойденный пример невменяемости и группового помешательства политического класса Литвы.

Конечно, «наследие оккупации» - это пропагандистский прием литовских правых (консерваторов), призванный оправдать закрытие станции в глазах своего электората. На самом деле закрыть электростанцию литовское руководство вынудил Европейский Союз. Ликвидация Игналинской АЭС была обязательным условием принятия Литвы в ЕС. Официальное объяснение - страх перед повторением Чернобыльской катастрофы: на Игналине был установлен тот же тип реактора, что вышел из строя в Чернобыле. Но это объяснение опровергается тем, что в 1995 году АЭС с таким же реактором была запущена в эксплуатацию в Финляндии (уже входившей в ЕС), и никаких нареканий от Брюсселя не последовало. А также тем, что после Чернобыля и стартовавшего за ним экологического движения в прибалтийских республиках, а за ним и «Саюдиса» (который, разумеется, ставил перед Москвой вопрос о безопасности электростанции), Игналинскую АЭС проверяли так тщательно и педантично, что она, вероятно, была самой безопасной АЭС Советского Союза.

Поэтому мнения о подлинных причинах закрытия АЭС высказываются разные: от нерационального группового мышления брюссельской бюрократии до осознанного стремления лишить Литовскую республику фундамента для подлинной самостоятельности, сделав её полностью управляемой Брюсселем.

В любом случае возникает вопрос: почему литовские власти «сдали» АЭС?

Если в противном случае Литву не взяли бы в Евросоюз, так и не надо было туда вступать, раз евроинтеграция требовала от страны лишения важнейшего стратегического ресурса для поддержания экономики и обеспечения влияния в международной политике.

Однако литовскими элитами руководило иррациональное желание вступить в ЕС во что бы то ни стало, чтобы были формальные основания считать себя «настоящими европейцами». Поэтому первый энергоблок отключили уже через полгода после присоединения к «европейской семье», второй блок - через пять лет, в 2009 году. Уничтожение Литвой своей собственной энергетики произошло в условиях крайне болезненно ударившего по стране мирового кризиса под успокаивающие заклинания правительства консерваторов об атомной безопасности и энергетической независимости от России (как не парадоксально, но этой причиной в том числе в правительстве Андрюса Кубилюса объясняли ликвидацию АЭС; в результате борьбы за энергетическую независимость именно «Газпром» стал в Литве энергетическим монополистом). Вслед за тем началась эпопея по строительству на базе старой советской новой европейской АЭС: экологически чистой, современной и безопасной. Этот проект до сих не выполнен и не может быть выполнен в принципе - подробнее см. п. 7 «Великие стройки независимости: Висагинская АЭС». Но литовские консерваторы его до сих лоббируют. Впрочем, у них есть и другой вариант, как возместить ущерб от закрытия Игналины: средства, потраченные на остановку работы АЭС, вписаны в общий счет, предъявляемый Литвой России как правопреемнице СССР для возмещения «материального ущерба от оккупации» (подробнее о «железной» логике литовских элит см. главу III).

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Динозавры по-викториански Интересно, как выглядел бы Парк Юрского Периода, если бы его создали еще в 19м веке? На этот вопрос запросто можно найти ответ, тем более что именно тогда и зародилась диномания – помешательство на динозаврах, – плоды которой мы пожинаем до сих

Из книги К решающим битвам автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 2. Идёт война, нужно снабжать фронты вооружением, боеприпасами, материальными средствами, а в это время несколько тысяч промышленных предприятий демонтируются и эвакуируются в глубь страны?! Но можно и спросить: почему все это делается с началом войны и как же

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

Они вымрут, как динозавры У Брюса Стерлинга имеется великолепный роман-предвидение об Америке середины XXI века – «Распад». И есть в нем один прелюбопытный эпизод. Крупная автомобилестроительная корпорация финансирует талантливейшего биолога. Тот сделал «живой»

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

№ 21 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "Об объединении советских республик - России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии - для борьбы с мировым империализмом" 1 июня 1919 г Советские социалистические республики, созданные трудящимися массами на

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения) автора Борисов Алексей

Протокольная запись совещания по вопросу об участии монополий нацистской Германии в ограблении промышленных предприятий Советского Союза гор. Берлин21 февраля 1944 гПрисутствовали гг.: Росскопф и Клинкхардт - МаксхюттеХолтей - группа ЛауххаммерМаттнер - группа

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 16 ЗАПИСКА Р. А. РУДЕНКО И И. А. СЕРОВА В ЦК КПСС О ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ - БЫВШИХ РУКОВОДИТЕЛЯХ ЭСТОНИИ, ЛАТВИИ И ЛИТВЫ* * На первом листе записки имеется помета «Тт. Руденко и Серову сообщено. В архив Президиума ЦК. В. Малин. 5.VIII.54». - Сост.1 июня 1954 г.ЦК КПССС установлением

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Местонахождение летописной Литвы. Взаимоотношения Литвы и Западных земель Руси до середины XIII века По версии М. Ермоловича, земли летописной Литвы находились отнюдь не в Прибалтике, а на территории Беларуси, окруженные со всех сторон славянскими племенами. Однако, если

автора

2. Эмиграция в цифрах: сколько людей уехало из Литвы, Латвии и Эстонии? Главная причина феноменального обезлюдения Прибалтики - повальная эмиграция населения из региона. Из стран Балтии не просто уезжают - из них бегут: этот процесс начался с момента провозглашения

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

4. Прибалтостан: где и кем в Европе работают гастарбайтеры из Литвы, Латвии и Эстонии Современная прибалтийская эмиграция существенно отличается по направлению от предыдущих волн эмиграции из региона. В первой половине прошлого века из Прибалтики эмигрировали

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

3. «Жирные годы» Литвы, Латвии и Эстонии: как раздувались «балтийские тигры» Выражение «балтийские тигры» вошло в лексикон экономистов в 2001 году, первое письменное упоминание - статья Алексея Денисенкова в журнале «Эксперт». «Особенно изумляет Латвия, объем ВВП которой

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

8. Раздвоение Прибалтики: Евразийский союз и транспортно-логистическая инфраструктура Литвы, Латвии и Эстонии Отмежевание от российской инфраструктуры понимается властями стран Балтии как средство для достижения независимости от России вообще и отстаивания своего

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

Глава III Балтийская идеократия: антисоветизм и историческая память как идеологические основы Литвы, Латвии и Эстонии В Прибалтике перевели «Камасутру» - получилась «Оккупация». Прибалтийская шутка Официальная идеология стран Балтии - это политика, опрокинутая в их

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

2. Красная гвардия: кто из «бывших» сейчас у власти в Литве, Латвии и Эстонии ЛитваСамый выдающийся случай прихода к власти представителя бывшей партийной номенклатуры не только в Литве, но и в других странах Балтии сегодня - это президент Литовской республики Даля

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

5. «Совесть нации» у власти: фактор национальной интеллигенции в формировании постсоветских Литвы, Латвии и Эстонии Еще одна общественная сила, сделавшая Прибалтику такой, какая она есть, - это национальная интеллигенция Литвы, Латвии и Эстонии. Под национальной

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

Приложение 3 Список Первых секретарей ЦК Коммунистических партий Литовской, Латвийской и Эстонской ССР - фактических правителей советских Литвы, Латвии и Эстонии Литовская ССРАнтанас Снечкус (15 августа 1940 - 22 января 1974)Пятрас Гришкявичюс (18 февраля 1974 - 14 ноября

Из книги Коллаборационисты: мнимые и настоящие автора Трофимов Владимир Николаевич

6.8. Признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии Понятно, что какая-то часть населения Литвы, Латвии и Эстонии стремилась к независимости этих союзных республик. Однако до прихода к власти Горбачева все попытки в этом направлении в лучшем случае сводились к мелким



Поделиться