Авария по вине водителя без страховки. Действия виновника аварии и пострадавшего в случае отсутствия у кого-то из них полиса осаго

Разрешение спора, возникшего в результате ДТП, во многом усложняется при отсутствии оформленного полиса ОСАГО. О способе решения проблемы и что в этом случае делать водителю, который попал в ДТП без страховки и является виновником.

Что грозит при аварии без страховки

Управление автомобилем без оформления договора страхования ответственности запрещено. За такое нарушение применяется административное наказание. По п.2 ст. 12.37 КоАП РФ при обнаружении факт отсутствия страховки, водитель заплатит штраф в размере 800 рублей .

В такой ситуации необходимо четко понимать, кто оплачивает ущерб. Убытки будут компенсироваться стороной, виновной в дорожной аварии. В сумму расходов войдет вся стоимость ремонта поврежденной машины. Дополнительно может взыскиваться компенсация морального вреда при установлении ее размера судом. При наличии полиса автострахования существенную часть расходов берет на себя страховая компания.

Взыскание ущерба возможно одним из 3 способов :

  1. Добровольная оплата на месте ДТП. Виновное лицо согласно покрыть все расходы.
  2. Досудебная претензия. Используется пострадавшей стороной. В адрес виновного лица направляется заказное письмо с пакетом документов, описывающих характер ДТП, и подтверждающих суммы требуемых выплат.
  3. Обращение с иском в суд. Применяется для принудительного взыскания убытков.

Для смягчения последствий от подобной аварии стоит оценить ситуацию с учетом следующих аспектов:

  • Причины, по которым ОСАГО не было оформлено;
  • Обстоятельства дорожного происшествия;
  • Характер и степень повреждений;
  • Стоимость автомобиля пострадавшей стороны;
  • Наличие или отсутствие у потерпевшего лица оформленного полиса КАСКО;
  • Социальный статус виновника ДТП.

Это небольшой список моментов, применив правильно которые можно существенно снизить убытки от ДТП.

Если водитель попал в ДТП с липовой страховкой – это приравнивается к отсутствию полиса. Оплата ремонта транспортных средств будет взыскана с нарушителя. При выплате компенсации потерпевшему по фальшивому полису, весь ущерб будет взыскиваться с виновного лица в судебном порядке.

Проведение независимой экспертизы аварии поможет оспорить решение сотрудников ГИБДД. В экспертную организацию предоставляется схема ДТП, постановление ГИБДД, объяснения участников аварии. Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:

  • Скорость движения автомобилей. Определяется на основании тормозного пути.
  • Условия дорожного движения. К ним относятся погода (дождь, туман, лед и пр.), время суток – день или ночь, качество проезжей части, размещение перекрестков вблизи столкновения и пр.
  • Место аварии. Обращается внимание на конкретную территорию происшествия – двор, зона парковки, участок дороги с повышенной опасностью. В последнем случае необходимо проверить наличие соответствующих дорожных знаков, предупреждающих водителей об этом.
  • Маневры, выполняемые водителями. Определяются действия предпринятые участниками для предотвращения столкновения или минимизации последствий от него. Такие сведения выявляются на основании объяснений.

Детальное изучение ситуации поможет поставить перед экспертом дополнительные вопросы, что способствует формированию объективного заключения. Оценка может не совпадать с решением ГИБДД.

Причиненный ущерб

Оценку характера повреждений также стоит заказать у независимого эксперта. По виду и степени повреждений определяется, как образом произошло столкновение, выявляются дополнительные моменты, относящиеся к ДТП.

Полученные данные используются для снижения стоимости ущерба, подлежащего возмещению. Независимая экспертиза часто используется для оспаривания отчета страховой компании или оценки, представленной вторым участником происшествия. Спор решается в судебном порядке.

Если суммы компенсации слишком велики для виновника ДТП стоит воспользоваться правами, предусмотренными законодательством:

  1. Постепенная выплата;
  2. Банкротство физического лица.

Наличие полиса КАСКО

Если у потерпевшего есть КАСКО, виновнику аварии все равно не удастся избежать возмещения ущерба. Страховщик компенсирует причиненный убыток. Но после Вам стоит ждать иска страховой компании, для возмещения всех затрат.

Поэтому уклониться от выплат при наличии полиса КАСКО не получится . Наиболее подходящий порядок действий это оспаривание своей вины в дорожном происшествии через суд. После вынесения постановления, у вас есть 10 дней, чтобы подать на него жалобу.

Добровольная оплата ущерба

Если при анализе ситуации становится очевидным, что избежать компенсации ущерба, невозможно, то стоит согласиться на добровольную оплату. Привлечение к разрешению спора судебных органов приведет к дополнительным расходам, а заключение мирового соглашения поможет сохранить денежные средства.

Решение проблемы без вызова сотрудников госоргана допускается при небольшой степени повреждений транспортных средств, а также отсутствии серьезных травм у людей. Допустимыми считаются синяки и ссадины, кроме области головы. Пострадавшая сторона согласна на такую компенсацию ущерба и не предъявляется чрезмерно завышенные требования. Даже при мирном урегулировании спора стоит зафиксировать полученные повреждения.

Если возникли затруднения с определением стоимости убытков, автомобиль стоит перегнать на СТО. При отсутствии полной суммы, пишется расписка и оставляется залог в виде ценной вещи (запасные или съемные элементы машины, электроника и пр.). В расписке обязательно указывается место и время окончательно расчета и ценность, оставленная в залог.

После заключения мирового соглашения и оплаты ущерба в полном размере с потерпевшего необходимо взять расписку о том, что он не имеет претензий в связи с компенсацией вреда. Этот документ составляется обязательно, так как потерпевшее лицо может обратиться в свою страховую компанию за повторным возмещением.

Добровольное возмещение без вызова сотрудников ГАИ поможет во многом сэкономить бюджет. При официальном оформлении происшествия виновнику не избежать следующих растрат :

  1. Обязательный штраф за управление ТС без ОСАГО.
  2. Сопутствующие штрафные санкции за нарушение ПДД. Например, пересечение сплошной линии разметки, обнаружение признаков опьянения и пр. Обстоятельства аварии могут послужить основанием для лишения водительских прав.
  3. Сумма компенсации увеличивается за счет оплаты потерпевшим проведение экспертизы, услуг адвоката и прочие судебные издержки. В рамках судебного процесса может быть наложена сумма морального вреда.

Единственным плюсом официального разрешения дела является объективное расследование и присуждение справедливой компенсации.

Избежать ответственности удастся только в случаях:

  • незаконное завладение транспортом третьими лицами (угон);
  • непреодолимая сила (стихийные, бедствия, катаклизмы и пр);
  • наемный характер отношений. Компенсировать будет организация, владеющая ТС. Позже собственник транспорта вправе потребовать возврата затрат с водителя.

Отметим, что управлять транспортным средством водитель не имеет права, если у него нету действующего договора страхования гражданской ответственности.

Если водитель управлял своим авто и не имел при этом действующего договора ОСАГО, то в независимости от того виновник он или потерпевший в ДТП ему грозит .

Но штрафные санкции со стороны органов ГИБДД не означают того, что водитель управляющий своим автомобилем без действующего полиса ОСАГО не имеет права на возмещение причиненного ему ущерба.

Выплатят ли компенсацию и на каком основании?

В данной же статье, в 1 части говориться о том, что для ПВУ должно быть соблюдено два условия:

  1. При аварии пострадало только имущество, а количество участников аварии всего двое и не более.
  2. Оба участника ДТП имеют в наличие действующие полисы обязательного страхования.

В нашей ситуации второе условие не соблюдено, а потому пострадавший должен обращаться за выплатами компенсации ущерба не в свою СК (в нашем случае ее нету), а в компанию виновного. И даже, если потерпевший не имеет оформленного договора ОСАГО он спокойно сможет получить страховое возмещение .

СК виновника, если он застрахован по ОСАГО

Возместить ущерб, причиненный потерпевшему обязанность той СК, которая заключила договор страхования гражданской ответственности с виновником аварии. Но учитывая ст. 7 «Закона об ОСАГО» размер суммы страховой компенсации может быть выплачен лишь в пределах установленного лимита :

  • При компенсации вреда причиненного жизни и здоровью потерпевшего не более 500 тыс. рублей.
  • При компенсации вреда причиненного имуществу не более 400 тыс. руб.

Абсолютно не имеет значения сколько было потерпевших, все они имеют право на возмещение причиненного ущерба.

Очень часто СК, ссылаясь на различные причины, . Чаще всего СК приводят следующие аргументы:

  1. Виновный в момент аварии находился под действием алкоголя или наркотических средств.
  2. У виновного не было на момент аварии права управлять данным ТС.
  3. ДТП произошло в период когда не действовало страховое покрытие по договору ОСАГО (при сезонном страховании).
  4. У СК виновного лица была .

Но на самом деле ни одно из данных оснований не считается правомерным аргументом для отказа. В первых двух случаях СК, согласно действующему законодательству, обязана произвести выплату, но после этого имеет право обратиться с .

Водитель ТС, виновный в аварии

При наступлении следующих обстоятельств обязанность выплатить компенсацию ляжет на плечи виновного:

  • В случае, если был причинен ущерб, который оценивается выше того предела который установлен для выплат по ОСАГО, но лишь в части превышения лимита.
  • Если ущерб был причинен не в момент когда авто находилось в движении (к примеру, на месте стоянки, если открывая свою дверь водитель поцарапал ваше крыло).
  • Если с виновника необходимо взыскать причиненный потерпевшему , например, если в аварии пассажир получил телесные повреждения, в том числе, если данные повреждения привели к летальному исходу.
  • Если у виновного нет договора автогражданской ответственности со СК.

В том случае, если авто водителя, которого признали виновным в ДТП, принадлежит не ему, то обязанность по компенсации ущерба ложиться на плечи владельца авто.

Что, если виновник аварии без полиса ОСАГО?

Если вы считаете, что дело можно решить без судебного разбирательство, то порядок действий следующий:

  1. Претензия, направленная виновному, должна быть понятной и ясной. В ней должно содержаться:
    • описание произошедшей аварии;
    • аргументированный вывод о необходимости компенсации (вы должны привести аргументы почему требуете именно от данного лица возмещение причиненного ущерба).
  2. Указать все повреждения причиненные вашему имуществу (как скрытые, так и явные).
  3. Следует приложить документ, подтверждающий причиненные вашему имуществу повреждения.
  4. Также необходимо указать точную сумму, которую вы намерены истребовать с виновного.

В претензии не допускаются требования в грубой или оскорбляющей форме.

В том случае, если получатель претензии игнорирует данное обращение или же не согласен с предъявляемыми требованиями, то потерпевшая сторона имеет полное право обратиться с исковыми требованиями в суд.

Возмещение через суд

Потерпевшему следует обратиться с исковыми требованиями в суд в ряде случаев :

  1. Виновный считает себя не виноватым в случившемся.
  2. Отказывается выплачивать компенсацию причиненного ущерба.
  3. Был причинен достаточно значительный ущерб.

Потерпевший имеет право обратиться в суд в течение 3 лет с момента аварии . В том случае, если потерпевший пропустит данный срок, то суд имеет право оставить его требования без удовлетворения.

Исковое заявление в судебную инстанцию вы можете составить самостоятельно или прибегнуть к помощи грамотного юриста. Если вы намерены составить данный документ самостоятельно, то следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Ответчиком по делу может выступать как водитель, управлявший автомобилем в момент аварии, так и собственник данного ТС.
  • Если виновное лицо скончалось, то ответчиком по вашему делу может быть его наследник.

При подаче искового заявления необходимо соблюсти правило о подсудности :

  1. Исковое заявление вы должны подавать в суд по месту регистрации ответчика (в том случае, если их несколько, то по месту регистрации любого из них).
  2. Если сумма компенсации менее 50 тыс.руб., то иск следует подавать мировому судье. В ином случае иск подается в суд общей юрисдикции.
  3. Если по вашему делу несколько ответчиков, то вы вправе составить одно исковое заявление на всех.

О чем просить в исковом требовании?

Потерпевший имеет право включить в исковое требование все понесенные им затраты, связанные с аварией. Однако объем исковых требований должен быть подвергнут тщательному анализу и расчету.

  • Исковое требование, то есть заполненный по образцу бланк.
  • Акт о произошедшем страховом случае (при наличии).
  • Выданная сотрудниками автоинспекции справка о ДТП.
  • Документ о правонарушении, выданный сотрудниками ГИБДД, например, протокол.
  • , то есть авария была с тяжелыми или летальными последствиями, то требуется приложить к иску справку из правоохранительных органов.
  • Отчет о результатах оценочной экспертизы от независимого эксперта.
  • Если имеется, то следует также приложить отказ СК в возмещении причиненного вам ущерба.
  • Все имеющиеся у вас чеки, договора, квитанции подтверждающие расходы с произошедшей аварией.
  • Квитанцию, которая подтверждает факт оплаты государственной пошлины за подачу исковых требований в суд.

Кроме самого искового заявления и квитанции, подтверждающей факт произведенной вами оплаты, остальные документы подаются в суд в откопированном виде.

Сроки рассмотрения дела

Общий срок, в течении которого рассматриваются гражданские дела в суде, составляет 2 месяца . Суд должен после принятия исковых требований к рассмотрению назначить дату заседания по данному делу. После рассмотрения и установки даты заседания суда, ответчикам будут направлены повестки. В том случае, если ответчики не реагируют на повестки и не являются в суд может быть принять заочное решение, то есть без них.

В судебном заседании ответчик имеет право оспорить результаты независимой экспертизы. В этом случае суд может назначить повторную экспертизу. Если вы не согласны с решением, принятым судом, то имеете право в течение 1 месяца его оспорить.

Заключение

Таким образом получается, что если у потерпевшего , то он может достаточно легко получить компенсацию понесенного ущерба от СК виновного. А в том случае, если страховки нет у виновника аварии, то соответственно оплачивать ущерб причиненный потерпевшему ему придется, либо в добровольном порядке, либо по решению суда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Привет всем читателям блога сайт.

Сегодня расскажу о том, какие для водителя могут быть последствия в случае, если попал в ДТП без страховки и он виновник происшествия.

Если же вы не виноваты, то вам сюда:

К сожалению, попадание в ДТП – это одно из частых неприятных происшествий и хорошо если водитель имеет полис ОСАГО, тогда последствия полностью или частично берет на себя страховая компания (СК).

Но что если на момент аварии у вас по каким-либо причинам не оказалось действующей страховки, а вы являетесь виновником? Например, она у вас сезонная или просто нет желания тратить на страхование лишние деньги, надеясь на свое водительское мастерство и опыт.

Тогда придется разбираться со всеми последствиями самостоятельно и вот тут автомобилисту нужно ясно себе представлять все предстоящие процедуры, варианты решения проблемы и свои права. Иначе вам могут вменить излишнюю вину, затребовать необоснованно завышенную компенсацию и просто промотать лишние нервы.

Какие последствия и перспективы имеются для водителя-виновника ДТП если у него нет страховки?

Кто определяет виновность участника ДТП?

Итак, по вашей вине произошло ДТП, а у вас нет действующего ОСАГО. Тут многое зависит от характера происшествия. Если в аварии приняли участие три и более транспортных средств (ТС), то это тема отдельной статьи, а мы возьмем классический вариант с двумя участниками.

Вы должны знать, что даже явная видимость вашей вины в происшествии не означает ее фактическую констатацию на все 100%. То есть не нужно сразу объявлять: «я виноват», т. к. это может оказаться не так. Ведь если участники столкновения не являются работниками ГИБДД или автоэкспертами, то точно определить принадлежность виновности или ее степень они вряд ли смогут.

В лучшем случае это будет приблизительная картина событий и опыт показывает, что обычно у каждой стороны она своя, поэтому предварительно-точное заключение может дать только инспектор ДПС, после обследования места аварии.

Именно предварительное заключение, т. к. никакая составленная на месте ДТП документация не определяет виновность, а является лишь официальным основанием для этого.

А кто ее определяет на все 100%? Определяет суд.

Но только в том случае, если предполагаемый виновник не возьмет добровольно всю ответственность на себя. И для этого достаточно лишь добровольно оплатить выписанный инспектором штраф, соответствующий характеру происшествия.

Таким действием предполагаемый виновник переводит себя в разряд установленных, учтите это и если вы не со всем согласны, то с оплатой штрафа повремените до выяснения.

Какие могут быть варианты действий у виновника ДТП?

Общее правило, в случае ДТП и отсутствия у его виновника страховки, предполагает самостоятельное полное возмещение потерпевшей стороне нанесенного ущерба. Это самое главное, но только в том случае, если происшествие не привело к тяжким последствиям для участников столкновения и третьих лиц.

То есть, вариантов два:

  • Исчерпание инцидента в частном порядке на месте происшествия.
  • Решение вопроса официально с привлечением работников ДПС.

В случае, если ДТП не является катастрофическим и технике причинен ущерб малой или средней тяжести, а людям только незначительный вред (небольшие синяки и ссадины, кроме области головы), то инцидент можно исчерпать на месте, без вызова правоохранителей.

В случае тяжелых последствий аварии: сильные повреждения ТС и значительный вред здоровью, а также при несогласии сторон по вопросу виновности или суммы компенсации, необходимо вызывать ДПС, для официального оформления ДТП.

Исчерпание инцидента по ДТП на месте без вызова правоохранителей

Если вы видите, что вина за ДТП с большой долей вероятности ляжет на вас и признаете это, то вышеуказанный вариант будет наилучшим. Но только в том случае, если предполагаемый потерпевший согласен на такое решение и не предъявляет непомерно завышенных требований по части компенсации, которые вы не готовы или не в состоянии выполнить.

Если потерпевший, после предварительного осмотра повреждений, согласен решить вопрос о возмещении с вами самостоятельно, то сделайте видео и фото фиксацию места происшествия, причиненных повреждений и уберите ТС с проезжей части на обочину для более детального обследования.

После оценки повреждений вы должны прийти с потерпевшим к соглашению о сумме возмещения и уплатить ее на месте, взяв финансовую расписку в получении денег с обязательным указанием того, что инцидент полностью исчерпан.

Если же с правильной оценкой ущерба возникли затруднения, то можно отогнать машину на СТО, где это сделают более профессионально. А если нужной суммы на руках нет, то допустимо уплатить ее часть, предоставить какой-либо залог (электроника, съемные или запасные элементы авто и т. п.) и в расписке указать время и место выплаты остальной суммы, не забыв прописать что и в каком состоянии оставляется в залог.

Официальное оформление ДТП и исчерпание инцидента официальным путем

Какие есть плюсы и минусы при подобном развитии событий?

Если частного соглашения по исчерпанию инцидента достигнуть не удалось, то делу будет дан официальный ход, который не обязательно будет для вас более затратный по деньгам, но уж точно времени и нервов он заберет больше.

Основные минусы

Из очевидных минусов, учитывая отсутствие ОСАГО, можно отметить следующие:

  • Обязательный штраф по ОСАГО – вы оплатите 800 руб.
  • Штраф по ДТП – в зависимости от характера нарушения или их совокупности (если они имеются) вам будет выписан штраф по тарифам предусмотренным главой 12 ПДД, содержащей 37 статей для различных правонарушений. Суммы этих штрафов могут быть немалыми. Например, при обнаружении признаков остаточного опьянения, сумма штрафа составит 30 тыс. руб.
  • Дополнительные санкции – кроме штрафов, если это предусмотрено законом, на предполагаемого виновника могут быть наложены санкции такие, как лишение права управления ТС и др.
  • Сумма выплат – при официальном разбирательстве сумма выплат обыкновенно больше, за счет начисления различных дополнительных расходов потерпевшего: на юридическое сопровождение, экспертизу и др. услуги. А если дело дойдет до суда, то возможны выплаты и сверх фактического ущерба.
Единственный плюс

Как видите, минусов предостаточно и большая часть из них довольно серьезны. Ну а плюс для виновника без страховки тут может быть только один – возможность объективного расследования дела и назначение справедливой компенсации.

Помните, как в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» Антон Семенович Шпак перечислял убыток: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки…».

Ну вот, примерно в таком духе, может озвучить свои претензии потерпевший, а независимая экспертиза даст точные сведения, да и суд может учесть сопутствующие обстоятельства и уменьшить, а не только увеличить сумму заявленной компенсации.

Официальный ход дела – что это означает и что следует учитывать виновнику
Исходные документы

Официальный ход дела не обязательно означает судебный иск. В первую очередь это официальное оформление ДТП для получения документации, которая может далее использоваться в суде.

Данная документация нужна не только потерпевшему, но и виновнику, поэтому желательно взять с места происшествия у инспектора не только справку о ДТП, но и копии других документов: схемы происшествия, протокола об административном правонарушении (если оно выявлено), акта медицинского освидетельствования (если нужен).

Что делать если инспектор явно не прав и отражает в документации неверные факты? В этом случае вы имеете возможность указать в поле для объяснений свою позицию и перечислить нарушения инспектора. Также вы можете вообще отказаться подписывать протокол или написать «не согласен».

Старайтесь все делать письменно, а не словесными оправданиями наподобие «в этом я не виноват, а в этом частично» – ваши сомнения должны быть зафиксированы документально на месте ДТП.

Техническая экспертиза автомобиля потерпевшего

В дальнейшем потерпевший скорее всего будет проводить техническую экспертизу повреждений, на которую в обязательном порядке должен пригласить вас почтовой телеграммой с уведомлением, в которой указано место, дата и время проведения обследования.

При оформлении первичных документов о ДТП точно укажите свой почтовый адрес, т. к. если телеграмма до вас не дойдет по причине отсутствия адресата, это не будет учитываться в вашу пользу.

На экспертизе вам лучше присутствовать и контролировать ее ход. Она будет начата ровно через 30 минут после указанного в телеграмме времени, поэтому постарайтесь не опаздывать. Не забудьте взять себе копию экспертного заключения.

Досудебная претензия от потерпевшего

После экспертизы пострадавшая сторона заказным письмом с уведомлением отправит на ваш адрес пакет документов досудебной претензии. В ней должны быть точно отражены обстоятельства ДТП и перечислены пункты по которым требуется возмещение с итоговой суммой.

Внимательно ознакомьтесь с данным документом, проверьте соответствие содержащейся в нем информации, а в идеале обсудите его с юристом. На ознакомление с данной претензией по закону вы имеете 30 календарных дней. По истечении этого срока на вас будет подан иск в суд.

Если особенных перегибов с суммой возмещения нет, и вы со всем согласны, то лучше на данном этапе оплатить компенсацию и исчерпать инцидент. Если же согласия по предъявленным требованиям или же по всей сути произошедшего у вас нет, то начинайте готовиться к суду.

Судебный иск от потерпевшего

Если вы не согласны с предъявляемыми к вам претензиями, то для суда следует нанять юриста и построить стратегию своей защиты. При явных признаках того, что вы проиграете дело и на вас к основному иску повесят еще и другие выплаты, разумнее всего убедить суд в своей материальной несостоятельности для выплат в полном объеме и ходатайствовать об уменьшении суммы возмещения.

Если для подобного ходатайства есть основания (инвалидность, иждивенцы, факт малообеспеченности семьи и т. п.), то суд обычно идет навстречу и присуждает значительно меньшее (до 50%) возмещение. Но и его вы не обязаны выплачивать сразу и в полном объеме – выплаты можно проводить небольшими ежемесячными перечислениями.

При наличии фактов в вашу пользу, и вашей уверенности, что требования к вам явно завышены, постройте стратегию защиты на этом.

Если в ходе суда действительно вскроются обстоятельства, указывающие на неоправданное завышение исковой компенсации или выяснится, что ваша вина лежит на вас не полностью, то суд может совсем отказать истцу в удовлетворении его иска, с постановлением, что поврежденная машина каждого участника ДТП восстанавливается за личный счет владельца. Или будет присуждено частичное возмещение.

Даже постановление суда, при вашем с ним несогласии, можно обжаловать апелляцией, решения по которой часто бывают существенно объективней.

Важные нюансы для виновной стороны

Может ли участник происшествия отвечать за него без прямого наличия вины?

К сожалению, да, может, хотя это и выглядит на первый взгляд нелогично. Почему такое возможно?

Дело в том, что возмещение причиненного ущерба основывается на нескольких статьях ГКРФ. Базовой тут является статья 1064, описывающая обобщенные принципы ответственности за ущерб имуществу и вред здоровью.

А в качестве дополнения к ней служит статья 1079, устанавливающая ответственность за ущерб и вред деятельности, классифицируемой как повышенная опасность, куда входит весь автотранспорт.

Так вот, именно последняя статья уточняет, что ущерб и вред причиненный вашим авто даже без вашего участия и ведома, возмещать придется вам.

Как это может выглядеть на деле? Наиболее характерный пример: самопроизвольное движение машины, в результате которого кто-то пострадал или кому-то был нанесен ущерб. Или же вы оставили авто с открытой дверью близ детской площадки, а дети, балуясь, случайно привели машину в движение, что имело последствия.

В общем, суть тут ясна: машина – это как, к примеру, оружие, за ненадлежащий надзор по которому наступает ответственность, о чем все прекрасно знают. То же относится ко всем объектам повышенной опасности.

Есть ли случаи, при которых ответственность владельца авто за причиненный ущерб не наступает?

Да, есть и не единичные.

Неодолимая сила

Согласно все той же ст. 1079 владелец автомобиля освобождается от ответственности за причиненный его ТС вред или ущерб, если к делу имеют отношение обстоятельства неодолимой силы.

Что это такое, неодолимая сила? Обычно под этим подразумевается стихия, но это более широкое понятие. Неодолимая сила – это обстоятельства, которые человек не имел возможности предвидеть и что-либо противопоставить им.

Пример? Пожалуйста: ураган подхватил ваше авто и столкнул его с соседней машиной – тут нет виновных и при более тяжелых последствиях подобное классифицируется как несчастный случай.

Неправомерное завладение автотранспортом

При неправомерном завладении транспортом другим лицом, что является временным или постоянным фактом прекращения владения ТС. Например, злоумышленник взломал и угнал ваше авто, а потом сбил на нем человека.

Всю ответственность нести будет он, если не будет доказано ваше соучастие или попустительство при завладении ТС. Так что будьте внимательны – брошенная открытой дверь и ключ в замке зажигания может быть расценено как попустительство с вашей стороны.

Содействие потерпевшего нанесенному ущербу

Еще, если доказано, что вред или ущерб вашей машиной был причинен при активном и явном содействии этому потерпевшего, то вина с вас может быть снята частично или полностью.

Например, какой-то самоубийца выбрал вас и ваш автомобиль своим орудием и намеренно бросился под колеса. В данном случае ответственность наступит не полная – вы будете наказаны за невнимательность к внезапно появившимся препятствиям, но не за неосторожный наезд, что исключает уголовную статью, даже при гибели потерпевшего.

Производственно-наемные отношения

Ну и самое интересное. Если ваш автомобиль является орудием наемного труда, а вы наемный работник (шофер, к примеру), то в случае причинения этим автомобилем ущерба, он покрывается из корпоративных средств работодателя.

Видите, есть справедливый противовес положению, по которому наемный водитель обязан оплачивать штрафы за не продленный работодателем полис ОСАГО.

Но данная норма относится только к случаям нанесения материального ущерба. А если был причинен вред здоровью, тогда вся ответственность ложится на водителя, вне зависимости от принадлежности его транспорта.

Из данной статьи вы уяснили, что если водитель не купил ОСАГО и попал в ДТП как виновник, то лучшим вариантом будет урегулировать вопрос в частном порядке на месте или же с отсроченным платежом. Но если делу был дан официальный ход, то это не означает, что вы обязаны уплачивать все то, что потерпевший требует по своему иску.

Были ли вы когда-нибудь виновником ДТП при отсутствии полиса ОСАГО? Если у вас есть подобный опыт, то расскажите читателям в комментариях о том, как решалась проблема в вашем случае. Если же вам что-то не совсем ясно, то задавайте вопросы и я обязательно на них отвечу.

Видео-бонус: 10 шокирующих увольнений с работы :

Статья подошла к завершению и на сегодня я с вами прощаюсь. Ожидайте следующих публикаций, которые удобно отслеживать при помощи подписки на обновления блога – попробуйте и вы оцените эту полезную функцию. Если данная статья вам понравилась, то жмите кнопки социальных сетей – поделитесь найденной информацией с друзьями, ведь интернет огромен и этим вы поможете отыскать в нем требуемое другим людям.



Поделиться