Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это? Уведомления Если сплошную линию разметки не видно.

Cнегопады доставляют хлопоты автомобилистам. К одной проблеме — заносам и перекрытиям на загородных трассах — добавляется и неразличимая разметка, в том числе и в городах.

Не видно разметки? Подобное положение дел в первую очередь опасно. А во вторую — выгодно некоторым полицейским, которые подкарауливают водителей на покрытых укатанным снегом дорогах и штрафуют за поворот/разворот в неположенном месте, а то и вовсе пророчат лишение прав за выезд на встречку.

Случай с выездом на встречку

Моделируем ситуацию: середина загородной трассы покрыта укатанным снегом. Знаков, запрещающих обгон, нет. Перед вами ползёт тяжёлая фура. Вы, убедившись в безопасности манёвра, выезжаете на встречку, обгоняете грузовик, возвращаетесь на свою полосу. Выдыхаете. Но замечаете в зеркалах проблесковые маячки и слышите просьбу остановиться. Разумеется, «ваши документы», а в качестве причины остановки — выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено (обгон был якобы запрещён сплошной разметкой). Только её не видно из-за снега. Как же быть?

Обгон на загородных трассах — регулярный манёвр. Но как понять в таких условиях, разрешает разметка или запрещает?

Для начала всё-таки попытаться по-человечески объяснить людям в форме, что разметки не видно, поэтому вы не имели возможности её соблюсти. Что там подо льдом со снегом? Всё равно намекают на то, чтобы вас оформить? Они это любят. Ваше право не согласиться с предъявленным нарушением. В конце концов полицейский должен доказать вину водителя (ст. 10 КоАП РК), а как он может это сделать, если разметки на дороге нет? Есть слой снега.

На стороне водителя и Госстандарт (СТ РК 1412-2010), который гласит: «На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки». Нет разметки (невидима, стёрлась, положили новый асфальт и ещё не успели нарисовать, смыло дождём, сдуло ветром, украли инопланетяне и т. д.) и нет дублирующих знаков? Вы не виноваты.

Не отказывайтесь подписывать протокол

Главное, напишите в нём, что с нарушением не согласны и что объяснение приложено к протоколу на отдельном листе. В объяснительной опишите всё произошедшее, место, где вы были остановлены, предъявленное нарушение, состояние разметки, наличие или отсутствие дорожных знаков и другие обстоятельства. Доказывать правоту придётся в суде, но это однозначно лучше, чем лишиться прав на год за выезд на встречку (п. 3 ст. 596 КоАП РК).

Важны доказательства

И собрать их надо сразу, а не потом, когда снег уберут или он растает. Сфотографируйте (снимите на видео) местность, где ваш обгон посчитали запрещённым, чтобы было видно дорожное полотно и состояние разметки. Желательна также привязка к местности — дорожные сооружения или что-нибудь рядом стоящее. Чтобы вас не обвинили в подложных фото, снимите дорогу рядом со стоящей полицейской машиной. Смартфоны с камерами сегодня есть практически у каждого, так что сбор доказательств вашей правоты не будет таким уж сложным. Если в машине стоит видеорегистратор, который записал момент обгона и нечитаемую при этом разметку, сохраните запись. Многие регистраторы имеют GPS-модуль, который отображает геопозицию, и это тоже лишним не будет.

Впрочем, не заметить выезд на встречную легко можно и в городе. Опять же из-за закатанной снегом разметки при выезде с перекрёстка или при наличии разделительной полосы между проезжими частями.

После выпавшего снега нужно быть внимательным в незнакомых районах города. Ненароком можно и в лоб кому-нибудь выскочить

Как понять, где встречка, если не видно разметки?

Для начала стоит «сесть за парту» и вспомнить раздел 9 ПДД: если разметка или знаки, определяющие полосы на дороге, отсутствуют, количество полос определяется самими водителями на глазок с учётом ширины проезжей части дороги, габаритов автомобиля и необходимых интервалов между ними. Стороной, предназначенной для встречных, считается половина ширины проезжей части дороги либо дорожного полотна при невозможности определения края проезжей части дороги.

А что, если края дороги завалены снегом и неясно, какова ширина дороги?

При невозможности определить кромку дорожного покрытия край проезжей части дороги определяется самим участником дорожного движения по краю накатанной полосы.

Иначе говоря, невидимая разметка — это не повод для любителей обходить пробку по встречке. Когда нарушитель (а зимой у них обострение) целый квартал шёл в лоб за условными пределами своей стороны — тут не отвертеться — административное дело возбудят, как умышленное (ст. 26 КоАП РК).

Поворот или разворот в неположенном месте

Такой случай: на улице снег, дорогу засыпало, водитель подъезжает к перекрёстку, встаёт в условно левый ряд, включает левый поворотник. Информирующих или предписывающих знаков нет — ничто не предвещает проблем. Он совершает левый поворот, и как всегда, на глазах у патрульных. Приехали. Как выяснилось, на перекрёстке движение по полосам регулировалось стрелками, которые были под снегом.

Если разметка не видна или информационно-указательных знаков, разделяющих движение по полосам, нет, ваш манёвр, хоть и запрещённый в благоприятных условиях, не должен быть засчитан как нарушение. Это же касается случая, когда снегом залепило и сами знаки.

Знаки реже становятся невидимыми, чем разметка, но и такое бывает. Что там за запрещающий знак сверху?

Или такой вариант: едете вы по улице, а нужно развернуться. Что под снегом, не разобрать. Знаков запрещающих нет, и вроде должны тут где-то разрывы, ну, напротив въезда во двор как минимум! Осмотревшись и убедившись в безопасности манёвра, вы разворачиваетесь. Крякалка в спину, просьба остановиться — разворот через две сплошные. До разрыва вы не дотянули сотню-другую метров, но кто же знал, что он там, а не здесь. Действовать так же, как по вышеописанному сценарию. Водитель не обязан догадываться о том, что скрывает под собой снежный покров.

Переезд стоп-линии

Рассказывая о разметке-невидимке, нельзя не упомянуть и о наезде на стоп-линию, которой под снегом тоже не видно. Камеры не могут распознать дорожное покрытие и хладнокровно фиксируют нарушение.

Но картинку с камер видят люди — операторы процессингового центра, которые не должны выписывать предписания при таких условиях видимости разметки. Если «письмо счастья» всё-таки пришло, а на фото разметка, которую вы пересекли, отсутствует, можете смело обжаловать действия процессингового центра — пишите заявление в местную полицейскую службу. Не поможет — обращайтесь в суд. Такие прецеденты уже были, и водители выигрывали дело.

На снимках с камер видно, есть разметка или нет. На указанном примере её нет, хотя нарушение зафиксировано

Полицейские, к слову, должны не только наблюдать за порядком, но и собирать информацию о состоянии дорог, погодных условиях, наличии заторов и оставленных транспортных средствах, передавая её в дежурную часть.

Но у нас бывает несколько иначе — стражи порядка, вместо того чтобы помочь побыстрее устранить проблему, устраивают засаду. Медали им за подобные «подвиги» вряд ли выпишут.

Проезжая часть ВОАД после обильного снегопада из трёхполосной превратилась в двухполосную. Разметку тут, само собой, уже не соблюсти

Автомобилисты как законопослушные граждане обязаны соблюдать Правила дорожного движения и руководствоваться установленными знаками и линиями дорожной разметки. Но некоторые знаки могут быть установлены не по правилам, а иногда бывают ситуации, когда водителю попросту не видно знака. Как в таком случае быть «нарушителю поневоле»?

Для начала кратко расскажем о правилах установки дорожных знаков и нанесении линии разметки.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (п. 1 ст. 22 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Технические требования к установке дорожных знаков и правила применения средств организации дорожного движения предусмотрены национальными стандартами: «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004).

Не допускается размещать такие плакаты, афиши, иные приспособления в полосе отвода дороги, которые:

  • можно принять за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения;
  • могут снижать видимость или эффективность дорожных знаков;
  • могут ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая опасность для водителей.

Помимо этого, дорожный знак должен устанавливаться справа от проезжей части или над нею, вне обочины. Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров. Знаки устанавливают непосредственно перед перекрёстком, местом разворота, объектом сервиса и т. д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населённых пунктах и 50 м - вне населённых пунктов (п. 5.1.4., 5.1.5., 5.1.9 ГОСТ Р 52289-2004).

Дорожная разметка также должна соответствовать установленным в России стандартам - «ГОСТ Р 51256-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (далее - ГОСТ Р 51256-2011). ГОСТ Р 51256-2011 в п. 4.4. предписывает, что на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (из-за снега, грязи и т. п.) и не может быть своевременно восстановлена, должны быть установлены аналогичные по значению знаки.

Зима традиционно принесла водителям новые проблемы. Дорога покрыта снегом, разметки не видно. Как определить края проезжей части? Где ваша полоса, а где уже встречная? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зима - без преувеличения самый сложный для автомобилистов сезон. Участникам дорожного движения приходится ориентироваться в и без того не простых условиях современного трафика. Возьмем, к примеру, задачу правильного определения положения транспортного средства на проезжей части . В обычной ситуации понять, где своя, а где встречная полоса, помогает дорожная разметка и другие элементы дорожной инфраструктуры: разделительная полоса , ограждение, знаки и тому подобное. Если же дорога занесена снегом, задача становится нетривиальной. Разметка, на которую мы привыкли полагаться в первую очередь, со своей задачей не справляется, ведь ее зачастую просто не видно: снег и грязь делают свое грязное в прямом смысле этого слова дело. Ну а к концу зимы увидеть белые полосы на асфальте - и подавно редкая удача, ведь противостоять напору химреагентов и щеткам уборочной техники не в силах даже самые современные материалы. Между тем, как известно, от того, где своя полоса, а где чужая, зависит, останется водитель с правами, или ближайшие несколько месяцев ему придется пользоваться общественным транспортом.

Для того чтобы понять, где заканчивается попутная проезжая часть и где начинается встречная, придется вооружиться брошюркой Правил дорожного движения. Ответ на этот вопрос дает пункт 9.1 , указывающий, что при отсутствии знаков и разметки полосы движения должны определять сами водители , и тут же уточняет, что «стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств )». Обратите внимание на текст в скобках, который на самом деле имеет весьма важное значение с правоприменительной точки зрения, особенно в черте города, где края проезжей части редко представляют собой прямую линию.

От чего отмерять разметку?

Возникает также логичный вопрос: как на засыпанной снегом дороге разглядеть край проезжей части, чтобы понять, от чего, собственно, отмерять половину ее ширины? К сожалению, однозначного ответа на него нет и быть не может. Учитывая, что согласно ПДД под проезжей частью понимается «элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств», делаем вывод, что даже полутораметровый снежный бруствер, оставшийся после уборки дороги вдоль ее края, но слева от бордюра или обочины, с юридической точки зрения по-прежнему считается проезжей частью . Иными словами, края проезжей части определяет не водитель, а дорожники, закладывающие геометрические параметры дороги еще на этапе ее проектирования. Случись ДТП, все замеры будут делаться от этого самого «виртуального» края проезжей части, а не от ее видимой границы. Этот факт водителям непременно надо принимать во внимание при движении по зимней дороге, порой значительно суженной из-за счищенного, но не убранного снега и припаркованного кое-как транспорта.

В меньшей степени, но также актуальным остается этот вопрос и в отношении границ пешеходных переходов, определяемых зеброй, парковочных мест, стоп-линий и прочих элементов дорожной инфраструктуры, идентифицировать которые мы привыкди именно,с помощью дорожкой разметкй. Поэтому, двигаясь по зимней дороге, старайтесь перестраховываться и по возможности держаться подальше от спорных мест. Если вы постоянно передвигаетесь по одним и тем же маршрутам, не подверженные погодным условиям ориентиры запомните осенью, когда дорога еще в нормальном состоянии. Если же зимой из-за плохой работы дорожников вам вменяют серьезное нарушение ПДД, в том числе повлекшее за собой ДТП, обязательно требуйте фиксировать в составляемых материалах состояние проезжей части и видимость технических средств организации дорожного движения, к которым как раз и относятся разметка и знаки: возможно, тогда если не всю, то хотя бы часть ответственности удастся переложить на плечи нерадивых дорожно-эксплуатационных служб.

Обилие камер в Москве оборачивается для автомобилистов дополнительными сложностями. При ухудшившихся погодных условиях разметка не видна, однако камеры не настраиваются на нее, а фокусируются на конкретное место дороги. Появление там автомобиля автоматически наказывается штрафом, даже если автомобили стоят по ободы в сугробах. К примеру, у светофора завалена стоп-линия или после снегопада полоса для автобусов превратилась в ледяной отвал, и транспорт вынужден уходить на правый поворот из второго ряда. Таких ситуаций не перечесть. Но самое частое нарушение связано с выездом на «встречку» на загородных трассах.

Порой автомобили протаптывают на дороге только одну колею. При появлении встречной машины транспортные средства тормозят и выползают одним колесом на снежный накат, оставаясь другим боком в одной из половинок колеи. Скорость падает примерно до 40-50 км/ч. А после разъезда участники движения вновь забираются всеми колесами на прочерченные дорожки. Бывает, что сотрудники ГИБДД за такие проделки вменяют водителям «выезд на полосу встречного движения» и грозятся лишением прав.

Формально это действительно нарушение. Если расчистить снег и посмотреть на разметку, то можно увидеть, что колея проходит посередине дороги и одно из колес действительно «нарушает». Руководствуясь здравым смыслом, однако, нарушение обнаружить трудно. Ведь другой-то дороги нет. Не поедешь же по сугробу. Однако некоторые сотрудники ГИБДД слишком формально подходят к делу, их приходится убеждать в собственной правоте.

Как делить дорогу?

«К сожалению, случаи подобных трактовок со стороны ГИБДД имеют место, — рассказывает Моржаретто. — Их приходится оспаривать. Порой можно отговориться на месте, в других же случаях приходится приходить в суд. Но в каждом конкретном случае решение представителей властей будет зависеть от множества факторов и приниматься индивидуально».

Пункт 9.1 Правил дорожного движения гласит: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Другими словами, если разметка не видна, то водители вправе сами определять полосу движения, на глазок разделяя дорогу на две половины. Если транспорт проложит колеи в обе стороны, немного отклонившись от первоначальной траектории разметки, то нарушением это считать нельзя, даже если на поворотах колея и пересекает на короткое время сплошную. В общем, если разметка не видна и скрыта снегом, то ее как бы и нет.

Однако пункт 4.4 ГОСТа Р 52289-2004 гласит: «На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».

Поэтому при движении в снегопад следует внимательно смотреть на дорожные обозначения. Знаки зачастую дублируют разметку. К примеру, в городе знаки движения по полосам определяют точное расположение полос.Обозначены и автобусные «выделенки».

На загородных трассах сплошную разметку обычно распознают по знаку «обгон запрещен». Если он есть, то лучше действительно остерегаться покидать свою половину дороги, даже если колея и ведет в сторону. Штраф будет правомочен.

Заснять все

Нередко сотрудники ГИБДД встречают автомобилистов на спорных участках. То есть там, где разметка неожиданно пробивается из-под снега. Обычно дорожные службы обрабатывают антигололедными средствами лишь повороты или перекрестки. Там асфальт открывается ото льда, водители просто не успевают сманеврировать, чтобы изменить направление движения, цепляют колесами белую линию. Здесь приходится убеждать, что экстренное перестроение могло бы вызвать ДТП или провоцирование опасной ситуации.

Если такой спорный случай все же произошел и инспектора выписывают штраф, то его можно оспорить в суде. Для этого необходимо тщательно заснять дорогу, свой автомобиль и место нахождения экипажа ДПС. Если есть запись с видеорегистратора, то это существенно упрощает процесс защиты.

Таким же образом оспариваются и штрафы, приходящие от камер видеофиксации в городах с формулировкой «за нарушение требований дорожной разметки». Если разметка не видна, то и штрафа быть не может, за исключением случаев, когда движение по полосам регламентируется знаками.

В зимнее время разметка автомобильных дорог бывает часто не видна под снегом, и при совершении маневра водитель может нарушить ПДД. При этом работающие в условиях непогоды камеры зафиксируют нарушение и водитель может получить штраф. Правомерно ли это?

Как объяснял РБК глава Центра организации дорожного движения Вадим Юрьев , если разметка не видна из-за снега, то штраф водителю за ее пересечение не придет. «Если транспортное средство осуществляет маневр с пересечением сплошной горизонтальной линии разметки, и при этом данная разметка не видна из-за неудовлетворительных погодных условий, то постановление по делу об административном правонарушении не формируется», — заявил Юрьев.

Что делать, если штраф пришел?

Если штраф водитель все-таки получил, то ему следует оспорить его в суде. Дело в том, что в национальном стандарте Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» есть пункт 4.3 , который гласит: «На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки». Соответственно, если разметка была не видна из-за снега и не было дублирующих знаков, то водитель считается невиновным.

Таким образом, если в день нарушения разметка была не видна, то взимать штрафы за ее неправильное пересечение незаконно, поскольку на дороге отсутствовали информационно-указательные знаки, разделяющие движение по полосам. В таком случае маневр не должен быть засчитан как нарушение. Это же будет касаться и случая, когда снегом залепило и сами знаки.

Доказательной базой для водителя будут служить фотографии видеокамеры, видео с видеорегистратора, на которых видно время и место нарушения, а также состояние разметки, справка из Гидрометцентра и показания свидетелей из числа других участников движения, которые судья обязан будет принять. Но при этом водителю следует иметь в виду следующее. Если разметка была видна, или была видна плохо, то суд может не признать представленные доводы.



Поделиться