Влияние глобальной сети интернет на психику подростков. Как интернет влияет на детей

  1. В зону риска среди подростков 15-16 лет нашей школы попадают 46 % опрошенных.
  2. Гипотеза оказалось верной: у детей среднего и старшего школьного возраста существует Интернет-зависимость и игровая зависимость.
  3. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека.
  4. Я считаю, что говорить о синдроме Интернет - зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
  5. На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
  6. Зачастую Интернет-зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.
  7. 7. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости.
  8. 8. Говорят, что Интернет - благо «нового поколения», я согласна с этим и надеюсь, что новое поколение воспользуется Интернетом во благо.

Результаты исследования показывают , что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятия учениками отрицательных сторон Интернета и компьютера могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.
Можно ли помочь этим молодым людям? Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными методами. Но, перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые подросток не может или не хочет решать.

Итак, можно сделать вывод:
человек, попадающий под зависимость от Интернета должен обладать определенными чертами характера, а именно слабой волей, страхом перед мнением общественности, стремлением к одобрению, повышенная чувствительность к критике и неодобрению. Человек, находящийся в группе риска боится брать на себя ответственность за свои поступки, он не может делать выбор.
Исходя из этого, мы разработали практические рекомендации по профилактике интернет - зависимости, опираясь на многочисленные литературные источники:

  1. Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,
  2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,
  3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,
  4. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься своим хобби.
  5. Вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.

Широкое распространение Интернет, влечет за собой и некоторые негативные моменты, такие как:

  • * огромный ущерб от компьютерных преступлений;
  • * реальная угроза такого понятия как «информационная война», которая возникла благодаря возможности осуществлять в глобальных масштабах информационное психологическое воздействие на людей;
  • * кризис нравственных устоев общества, обусловленный свободой выбора и самореализации в виртуальном пространстве;
  • * Интернет - зависимость, как новая социальная проблема. По мнению исследователей, уже можно говорить о синдроме привязанности к Всемирной сети как о новой болезни, аналогичной пристрастиям к наркотикам или алкоголю. Психологи отмечают, что все больше подростков и молодых взрослых, выросших играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, у которых имеются серьезные проблемы развития - дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.

Учитывая тот факт, что Интернет становится все более доступным, актуализируется фактор влияния его на воспитание подростков. Им предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных клубах, в Интернет-кафе, учащиеся пользуются Сетью на уроках в школе, под наблюдением учителей, и самостоятельно, на переменах и после уроков. Это и понятно. Ведь именно данная возрастная категория живо откликается на все новое и неизведанное.

Наблюдения за подростками показывают, что вначале их работа носит в основном информационно-коммуникативный характер. Сначала мотив - желание получить новую, не слишком полную и полезную информацию. Затем - потребность в общении со сверстниками. Интернет привлекает их богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей информации о знаменитостях, любимых музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о новых молодежных течениях, о жизни других подростков. Учащиеся с удовольствием просматривают школьные странички, ведь жизнь сверстников их интересует больше, чем жизнь взрослых. Кроме всего прочего, школьники не только ищут интересующую их информацию, но стремятся предоставить в Интернет информацию о себе и о своих школах, друзьях и т. д.

Глобальная Сеть уже давно стала привычным элементом жизни современников. Между тем, ученые, психологи, педагоги и медики до сих пор спорят относительно полезности Интернета. Время от времени в Сети публикуются довольно противоречивые сведения относительно того, как влияет на человека, например, длительное интернет-общение или поиск информации в Сети.

Об Интернет зависимости говорить модно, но можно ли сравнивать Интернет с наркотиком? Не лучше ли использовать термин "привыкание" к Интернету? Привыкание означает, что то, с чем вы соприкасаетесь, лишено явно выраженных кодирующих, зомбирующих или программирующих свойств, оно нейтрально по отношению к вам. Привыкнуть можно к чему угодно: к кофе, к теплому дождю, к мексиканским телесериалам. Можно привыкнуть и к интернету.

2% ребят всё же зависят от интернета. Эта зависимость сродни зависимости игрока от казино. Для некоторых людей та или иная азартная игра становится смыслом жизни, лейтмотивом их существования. А ведь десятки миллионов людей по всему миру ежедневно проводят в игровых залах все свое свободное время. Это не значит, что они зависимы, они так отдыхают, а вот среди них встречаются уже и патологические случаи. С интернетом то же самое. Но об интернет-зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года. Можно выделить следующие симптомы сетевой зависимости:

ты выходишь в Интернет тогда, когда у тебя плохое настроение;

чувствуешь себя подавленно, когда проводишь в Интернете меньше времени, чем обычно;

чувствуешь, что предполагаемая интернет-зависимость мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Интернета;

скрываешь от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводишь в Интернете и что там делаешь;

пытаешься проводить в Интернете меньше времени, но безуспешно;

находясь в оффлайне, часто думаешь о том, что сейчас происходит в Интернете;

предпочитаешь общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

Однако Интернет - это не только область общения и поиска информации. Это еще и огромное количество интерактивных компьютерных игр. Просиживая за экранами компьютеров, подростки зачастую впадают в настоящую зависимость от этих развлечений. Об этом можно судить хотя бы по количеству игровых компьютерных клубов и их постоянной наполненностью, они никогда не пустуют, ни днем, ни ночью. Зависимость достигает такой силы что, ради того, чтобы найти деньги на клуб, некоторые подростки идут на разбой, кражи, продажу собственного имущества, имущества родителей. А руководит их действиями непреодолимое желание вновь оказаться в виртуальном пространстве. Это происходит потому, что уровень современных игр настолько высок, что подросток, играя, попадает в другую реальность. Компьютерная графика способна на время игры полностью заменить реальность. Большинство современных игр являются сетевыми или оснащены подобием "искусственного интеллекта", что в совокупности с реалистической графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность, выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые, яркие впечатления. Известно, что при создании компьютерных игр, разработки сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько психологи, которые отлично знают, как заинтересовать и привлечь пользователя. В итоге компьютерная игра - это результат синтеза новейших информационных технологий и достижений в психологии, что позволяет вызывать у человека зависимость. Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры, основанные на насилии и убийстве: что наказуемо в реальном мире, то с лихвой доступно в виртуальном.

Зачастую игры учат насилию, массовым убийствам, безнаказанности, вседозволенности. Существует мнение, что пусть уж лучше подростки убивают виртуальных монстров и друг друга в виртуальном пространстве, избавляясь от ненависти и агрессивности, проявляя эти качества в виртуальном мире, а не в реальном. Но с другой стороны, психологи считают, что ситуация здесь диаметрально противоположная: попадая в зависимость от компьютерных игр с их привлекательностью, вседозволенностью, ненаказуемостью, подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже появилась формулировка "Убийство на основе компьютерной игры" (был прецедент, подросток зарубил топором мать, на основе игры Quake, и продолжал более недели играть на компьютере, как ни в чем, ни бывало). И это страшно, это доказывает, что компьютерные игры влияют на хрупкую подростковую психику, вызывая ее нарушения, асоциальное поведение.

Другая проблема, связанная с зависимостью подростков от Сети, это потребность в виртуальном общении.

Дело в том, что постепенно пользователи начинают предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты, ICQ, Mail.ru Агент, форумы… Подвержены этому, как правило, замкнутые, необщительные люди, к сожалению, не думающие о том, что виртуальное общение не в силах заменить реального, - оно не должно его заменять, а только лишь дополнять.

К сожалению, всемирная информационная сеть дает доступ не только к полезной и интересной информации, но и к такой, которой следовало бы быть закрытой. Это информация порнографического содержания. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с разной порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти «специалисты» регистрируют сайты на подставных лиц. Кроме того, очень часто, забивая в поисковую строку вопрос самого невинного содержания, можно получить ссылку на страничку, переполненную изображениями, предназначенными, мягко говоря, не для детских глаз.

Наиболее очевидными являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Часто возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь". При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

Тенденция засиживаться в Интернете по ночам приводит к развитию синдрома хронической усталости, появлению "букета" разных болезней.

Интернет покорил взрослое поколение, затем соблазнил подростков и вот добрался до самых маленьких. Уже не редкость встретить трехлетнего малыша, увлеченно нажимающего кнопки на папином планшете. Но, что скрывается за этим безобидным времяпровождением?

В чем опасность интернета

У дошкольников слабо развита тормозная система. Они быстро возбуждаются, вовлекаются в процесс, а вот затормозить чувства и желания им сложно. Всемирная сеть пестрит динамичными играми, красочными пейзажами, супергеройскими способностями. Даже взрослому трудно устоять, что говорить о малыше. Его это завораживает, увлекает. Он становится заложником виртуальной реальности.

Интернет - это наркотик для детей. Затягивает незаметно, вырваться сложно.

Последствия

Да, во всемирной паутине много развивающих игр и познавательных мультфильмов. Есть там детские презентации, которые малыш смотрит с удовольствием и расширяет полученные знания. Но за этими небольшими плюсами скрываются огромные минусы.

Искривление осанки

Долго сидеть за компьютером - нагрузка на позвоночник. Теперь интернет стал доступен через планшет и телефон. Дети играют лежа на животе, на спине, полулежа, сгорбившись в три погибели. Поскольку скелет ребенка еще только формируется, такое времяпровождение чревато искривлением позвоночника.


Падает зрение

Длительное время смотреть в одну точку вредно. К тому же дети не соблюдают расстояние от глаз до экрана, зачастую играют в темноте. Это нагрузка на глазные мышцы. Они устают и атрофируются, что ведет к ослаблению зрения.

Отстает развитие речи, страдает мышление

В раннем возрасте идет активное формирование клеток головного мозга, отвечающих за речь и мышление. Ребенок развивается посредством общения. Задавая вопросы, он учится думать, анализировать. Закладываются основы логического мышления. Замещение реального общения интернетом ведет к односторонней связи. Вопросы не задаются, ответов нет, отсутствует диалог. Как итог - отставание в речевом развитии и мышлении.

Искажение реальности

Маленький ребенок не умеет мыслить критически. Любую полученную информацию он воспринимает за правду. В интернете полно искаженного и ложного материала. Компьютерные игры строятся на несуществующих способностях героев и вымышленных свойствах окружающих предметов. Ребенок переносит полученные знания в жизнь. Известны случаи, когда дети, представляя себя супергероями, спрыгивали с крыш домов.

Мультфильмы и виртуальные игры закладывают неправильные ценности. Теперь героями правят не добро и справедливость, а сила и хитрость. Жажда наживы и грубость занимают не последнее место. Дети больше не хотят быть космонавтами и учеными. Они хотят быть блоггерами, киллерами, не работать вообще.

Формирует жестокость

Во всемирной паутине много развлечений, содержащих сцены насилия. Когда ребенок их видит регулярно, у него формируется отношение к агрессии как к нормальному, естественному проявлению черт личности. Если жестокость закладывается уже в раннем детстве, как отразится в будущем? Измененное сознание, нет жалости, сопереживания. Всемирная сеть воспитывает жестокое поколение.

Информация не по возрасту

На многих сайтах, независимо от тематики, размещают баннеры недетского содержания. Ребенок, лазая по веб-страницам, может случайно нарваться на «откровенные» картинки.

Программирует зависимость

В детском возрасте зависимость формируется быстрее, чем во взрослом. Красивая графика, суперспособности, насыщенность спецэффектами и динамичность виртуальной реальности гипнотизируют ребенка. Время, проведенное в сети, связывается с радостью, экстримом и яркими впечатлениями. Этого достаточно, чтобы зафиксировалась устойчивая связь «интернет = удовольствие».

Влияет на нервную систему

Компьютерные развлекательные игры, для какого возраста они бы не предназначались, перевозбуждают нервную систему. Эти развлечения по содержанию своему очень динамичны. В них часто присутствует эффект неожиданности, что может испугать малыша. У детей появляются необоснованные страхи. Так как психические процессы ребенка еще не сформированы, последствия могут быть непредсказуемыми.

В настоящее время медики связывают растущую гиперактивность детей с частой и резкой сменой картинок на экранах, динамичностью компьютерных игр.

Без контроля


Вышеперечисленные последствия это только те, с которыми сталкиваются дошкольники. Если «вирус» вовремя не затормозить, то в будущем проблемы будут нарастать. Заглянем немного вперед и посмотрим, что грозит подросткам, бесконтрольно увлекающимся интернетом.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Недостаток свежего воздуха

Время, которое дети проводят в сети, раньше тратили на игры со сверстниками на свежем воздухе. Теперь их не выгнать на улицу. В интернете есть и развлечения, и сетевое общение. Дети страдают от недостатка свежего воздуха, что сказывается на здоровье.



Пропадает интерес к учебе

С появлением интернета ученые отмечают у детей резкий спад интереса к знаниям. Ребенку нет больше смысла утруждаться. Веб-сайты дают готовые ответы на вопросы, там легко найти необходимую информацию. В отличие от учебы, где нужно приложить усилия, чтобы получить результат.

Малообщительность

В интернете время проходит незаметно. 60 минут пролетает как 6. Ребенка в меньшей степени интересует общение с друзьями лицом к лицу. Виртуальная реальность ярче и привлекательней. Ей отдается предпочтение. Дети, зависимые от компьютерных игр, становятся замкнутыми, нелюдимыми, теряют контакт с обществом.

Снижение активности

Всемирная сеть быстро затягивает. Времени на другие виды деятельности не хватает. Спорт, танцы, соревнования и хобби становятся менее привлекательными, чем виртуальная реальность. Отсюда малоподвижный образ жизни, атрофируются мышцы, появляется склонность к ожирению.

Сексуально-девиантное поведение

Беспрепятственный доступ к запретной теме влечет ранний интерес и желание попробовать. Дети рано и неразборчиво вступают в половые связи, что ведет к незапланированной беременности и распространению специфических болезней.

Жертвы киберпреступников

Небольшой жизненный опыт не позволяет ребенку распознать опасность. Дети в интернете - легкая добыча для преступников, маньяков, сектантов. Последние 10 лет через сеть идет активная вербовка несовершеннолетних в различные незаконные группировки.

Виды виртуальной зависимости

Не всегда привязанность формируется посредством компьютерных игр. Чтобы вовремя распознать проблему, родителям следует знать и различать три вида интернет-зависимости.

  1. Игровая. Ребенок часто и подолгу играет в компьютерные игры.
  2. Сетевая. Чрезмерное увлечение перепиской в социальных сетях.
  3. Серфинг. Долгое, бесцельное просматривание сайтов и красивых картинок.

Правила общения с интернетом

Так ли необходим маленькому ребенку интернет? На самом деле он дошкольнику не нужен. Все развивалки и логические смекалки есть в бумажных версиях. Это настольно-дидактические игры. Но если, все же, решили развивать ребенка при помощи всемирной сети, следует строго соблюдать следующие правила:

Время. Для детей разных возрастов установлены нормы пребывания за компьютером (планшетом, айфоном):

  • до 5 лет - не более 10 минут
  • 5-7 лет - до 20 минут
  • 7-11 лет - до 30 минут
  • 12-14 лет - до 45 минут
  • 15-16 лет - до 2 часов с перерывами

Контроль. Чтобы знать, чем ребенок занимается в сети, поместите компьютер таким образом, чтобы монитор был всегда на виду. Например, в проходной комнате, в прихожей.

Доступ. Существуют специальные программы ограниченного доступа, которые блокируют сайты и баннеры «недетского содержания». Даже если ребенок сделает запрос на эту тему, браузер ему выдаст краткий курс биологии. Строение органов мальчиков и девочек. Пусть развивается, раз такой любопытный.

Кроме этого в компьютере можно включить «родительский контроль». Его преимущества:

  • ограничивает время,
  • отслеживает все действия в интернете,
  • блокирует неприличные сайты,
  • позволяет скачивать игры с учетом возрастных ограничений.

Свободное время. Часто, ребенок увлекается компьютером от бестолкового времяпровождения, от незнания, чем себя занять. Не используйте интернет как няню. Проводите время с детьми. Гуляйте на природе, ходите в кафе, кино, беседуйте, читайте книжки.

Дополнительные занятия. Чтобы ребенок лишний раз не садился за компьютер, запишите его в спортивную секцию, кружок, танцы. Так вы убьете двух зайцев: меньше времени на интернет + физическое развитие.

Больше общения. Приглашайте друзей ребенка в гости. Вдвоем, втроем играть гораздо веселее, чем одному. Развиваются коммуникабельность, воображение, творчество, речь. Виртуальная реальность не заменит «живого» общения.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В числе преимуществ использования сети Интернет можно назвать увеличение качества и количества научных исследований, сближение людей между собой, установление звуковых и видео связей с минимальными затратами, экономия времени и денег и возможность доступа к новейшим научным дискуссиям.

Эти новые технологии, несмотря на их пользу и многие преимущества, также причиняют пользователям различный вред в зависимости от возрастной категории пользователей. Одной из этих категорий являются подростки, которые ввиду особой притягательной силы этих технологий увлеклись ими и посвящают им много своего времени. Сегодня Интернет охватывает важную часть жизни подростков, в том числе их учебу, развлечения и социальную активность. Подростки, учитывая их малый опыт, а также особенности подросткового периода, резко подвергаются негативному и разрушающему влиянию Интернет, которое угрожает их физическому и психическому здоровью. В этой передаче мы рассмотрим некоторые примеры оказываемого на подростков вреда вследствие использования сети Интернет.

Одной из причин чрезмерного использования Интернет среди подростков является заполнение их свободного времени. Одобряя то, что подростки находятся дома с родителями и заняты компьютером, большинство семей не обращают внимания на то, что в случае неправильного использования Интернет его отрицательное и разрушающее влияние намного больше многих других развлечений. Если же подростки будут заниматься спортом и здоровыми развлечениями, помимо мысленного и нравственного роста, они будут обладать еще и здоровым телом. Они также будут защищены от ожирения и болей в суставах, появляющихся при длительном просиживании за компьютером.

Для многих подростков Интернет является убежищем и средством развлечения, в котором они прячутся от своих проблем, страданий и трудностей. В числе прочих причин стремления подростков к использованию Интернет психологи называют отсутствие формирования желаемой личности, наличие социального раскола, разногласия между поколениями, а также ослабление взаимоотношений между родителями и детьми. Однако, то, что угрожает здоровью тела и души подростков, это чрезмерное и неправильное использование этих технологий.
Чрезмерное использование подростками сети Интернет служит причиной их отрыва от других социальных занятий. В числе самого обычного влияния этих технологий на подростков можно указать на резкое снижение успеваемости, отсутствие режима здорового питания, увеличение психических расстройств, снижение социальной активности, снижение уровня общения с людьми и старшими возрастными группами, нарушение закона, грубость, нервную головную боль и прочее.

Неправильное извлечение пользы от информационных технологий порой подготавливает почву для снижения успеваемости. Исследования показывают, что зависимость подростков от Интернет и нелогичное использование этих новых технологий может оказывать разрушающее влияние на качество запоминания и уровень их успеваемости. Новые технологии, такие как Интернет, мобильный телефон и цифровые игры, получили такое распространение среди подростков, что послужили тому, что большой процент учеников имеют серьезные проблемы в концентрации необходимого внимания к урокам и учебе.
Одним из вопросов, который вызвал серьезную обеспокоенность среди учителей и чиновников в области образования, является неправильное использование учениками сети Интернет для выполнения своих домашних заданий и проектов. Эти новые технологии стали причиной того, что многие ученики, посещая Интернет для выполнения домашних заданий и копируя информацию из интернет-сайтов, за кратчайшее время выполняют свои домашние задания. Также многие из них находят результаты своих исследований и заданий в Интернет и передают их своему учителю. Это стало причиной того, что научные знания учеников с каждым днем уменьшаются и они меньше посвящают времени на выполнение своих домашних заданий. Исследования показывают, что в настоящее время учащиеся считают Интернет в качестве самого лучшего источника информации и более 90 % из них предпочитают использование Интернет чтению книг. Многие ученики не готовы даже несколько минут подумать о том, как решить задание и для нахождения ответа обращаются к Интернет.

Отсутствие необходимого умения для установления связей с окружающими в реальном мире также является следствием использования сети Интернет, особенно это выражено среди подростков. Человек, устанавливающий связи с другими виртуальными личностями в кибер-пространстве, в реальной жизни сталкивается с многими проблемами для установления отношений с людьми. Подростки, имея доступ к компьютеру, входят в виртуальный мир и начинают общаться и обмениваться мнениями, постепенно отдаляясь от реальности и забывая, насколько отличаются виртуальные связи от реальных. Они сталкиваются с двояким поведением и подвергаются иллюзиям. На основании этого, подростки в среде Интернет не учатся умению устанавливать необходимые связи с другими людьми в реальном мире.

В ходе исследований, проведенных в различных точках мира, психологи пришли к выводу, что среди пользователей, подверженных интернет-зависимости, состояние подавленности больше, чем у обычных пользователей. В ходе других исследований было установлено, что интернет-зависимые страдают от недосыпания, падения успеваемости, одиночества, физических заболеваний, депрессии, тревоги и грубости. Недавние результаты исследований китайских и австралийских ученых показывают, что у подростков, страдающих интернет-зависимостью, по сравнению с другими возрастными группами, больше вероятность появления грубого поведения и самоистязания. К примеру, изучение поведения 1 тысячи 618 подростков в возрасте 13-18 лет в Китае показывает, что интернет-зависимость среди подростков сопровождается самоистязанием, в частности они рвут свои волосы, а иногда дело доходит даже до самосожжения. Исследования показывают, что уровень самоистязания среди учащихся, страдающих от интернет-зависимости, в 3 раза выше по сравнению с подростками, которые не зависят от Интернет.

Психическо-социальный вред от Интернет выражен также в распространении в виртуальной среде изображений, в частности фото и видео, аморального характера, которые смотрят подростки. Также необходимо отметить, что эти изображениям сопровождаются текстами пошлого и сексуального характера, которые могут повлечь за собой физические и психические расстройства, а также половые и моральные отклонения, так как вызывают у подростков чувство подавленности и раннюю половую зрелость. Следовательно, подростки подвергаются серьезным угрозам со стороны Интернет, так как в подростковый период более выражены половые стимулы и преобладают возбуждение и чувства, иногда подчиняющие себе разум. Поэтому просмотр порнографических фильмов и изображений больше возбуждает половое влечение подростков, отвлекая их от полезных и необходимых дел.

Помимо пошлых и аморальных изображений, необходимо также упомянуть о просмотре пользователями Интернет фильмов и изображений, отображающих неприятные происшествия или трагические события. Просмотр этих изображений является серьезной угрозой для психического здоровья подростков и вызывает появление у них жестокого поведения. Просмотр жестоких криминальных фильмов и игры, в которых присутствует жестокость, резко возбуждают у подростков волнения и чувства и могут быть опасными для них и общества в целом. Подтверждением этого являются происшествия, происходящие время от времени в школах Европы и США при участии учеников и заканчивающиеся трагедией.

Чат-ром форумы и социальные сети в Интернет часто используются подростками. Несмотря на то, что социальные сети могут быть подходящим местом для посещения и общения друг с другом подростков, учителей и других осведомленных людей по всему миру, однако, это может быть опасным с точки зрения использования подростков преступниками. В числе этих опасностей можно указать на использование личной информации подростков, заманивание их в ловушку и использование посредством установления связей с ними, а также назначение встречи с ними и др. Поэтому досадные новости об этом являются постоянными заголовками в колонке новостей газет.
Еще одним моментом, на который следует обратить внимание, является установление ложных связей между мальчиками и девочками в виртуальном пространстве. Хотя возможно, что вначале эти отношения будут незначительными и поверхностными, однако постепенно они могут перерасти в более глубокие и создать почву для встреч и отношений и привести к более серьезным ошибкам и заблуждениям.

Дорогие друзья, в следующей передаче мы поговорим о том, как воспрепятствовать тому вреду, который наносит подросткам Интернет в результате неправильного и чрезмерного его использования.

Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т.к. все равно взаимодействие протекает в системе "человек-человек". Создается особое пространство (виртуальная реальность), со специфическими образованиями со свойственным ему видом общения. Но из-за того, что виртуальное общение опосредовано, возникают новые правила, законы, образования и связи в среде межличностных отношений, выделяющие эти отношения в отдельную категорию. Виртуальным общением называют такой способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютером, включенным в сеть (все равно, локальная она или глобальная), а все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности. В данном способе общения люди общаются с помощью письменной речи, что выделяет его как специфический вид межличностных отношений.

Можно выделить следующие формы общения в Интернет: телеконференция, чат, MUDs (ролевая игра), ICQ (программа, позволяющая общаться с собеседником один на один, в режиме диалогового окна), форум, гостевая книга и переписка по e-mail (электронная почта).

Исследователи Интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты, ICQ и MUDs, наименее интерактивными - e-mail, гостевые книги, форумы и телеконференции. В форумах и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме отсроченного ответа (off-line), в отличие от чата, ICQ и MUDs, где люди общаются в режиме реального времени (on-line).

Формы сетевого общения различаются также по количеству пользователей, участвующих в процессе общения. В форуме общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат не всегда имеет свою тему, а если таковая и присутствует, то редко когда соблюдается.

Стоит отметить, что уровень развития и распространения Рунет (русскоязычного сектора Интернет) значительно ниже, чем в странах Западной Европы и США. На данный момент такие сферы, как бизнес или обучение, представлены в Рунет очень мало, в то время как в Интернет их доля заметно больше. Общение в Рунет не является лидером запросов, что отображено в статистике запросов поисковой системы Яндекс (дневная аудитория данной поисковой системы составляет 3 млн. чел.).

Несмотря на то, что в Интернете иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реалистичного представления о собеседнике. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки. Одним из наиболее интересных следствий анонимности является феномен изменения пола, когда мужчина или женщина презентует себя как представитель противоположного пола и завязывает романтические отношения с представителем собственного пола.

Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему, возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.

Предпосылкой анонимности является добровольность. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент, что может привести к существенным различиям конструируемой виртуальной и реальной личностей, возникновению девиантного поведения. Невидимость и возможность утаить реальную информацию приводят к ощущению безопасности - иллюзии, что даже за самое негативное поведение он не понесет наказания.

В Интернете люди создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом. Создание виртуальной личности, часто абсолютно непохожей на реальную, обусловлено опосредованностью виртуального общения. Виртуальная личность наделяется именем, псевдонимом. Псевдоним называется "nick" (от "nickname" - псевдоним) или "label" - "лейбл", ярлык. Существует огромное множество разнообразных имен, а потому практически невозможно создать их четкую классификацию.

Преобладают имена собственные и производные от них (Олег и Олежка, Таня и Танюша, Танечка, Таня).

Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности человек создает образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности, т.к. недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные ожидания. При переходе от виртуальных контактов креальным, бывшие виртуальные собеседники, как правило, испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

Ограниченное сенсорное переживание, трудность выражения эмоций, что частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций и возможностью задавать тон сообщения в строке вывода сообщения (шепотом, иронично, грустно и пр.). В Интернет теряют свое значение невербальные средства общения, которые в реальном общении являются основными. Надежность речевого общения резко падает, ведь в реальности невербальная коммуникация определяет до 55 % результата взаимодействия и взаимовосприятия.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса является одним из компонентов коммуникативной ситуации. В виртуальном пространстве невозможно оценить расстояние между партнерами - все собеседники находятся одновременно на одном экране монитора, в виртуальном пространстве, тогда как в реальности расстояние между ними может исчисляться тысячами километров. В данном случае ощущение пространства (которого, по сути, нет) будет исключительно субъективным переживанием. Из личного опыта могу добавить, что нередко встречала такие высказывания, как: "Что-то здесь пусто как-то", "Народу - ни продохнуть". А разделы чата нередко именуют комнатами. Из этого можно сделать вывод, что интерфейс виртуального ресурса может оцениваться пользователем как пространство, тем более что вариантов организации интерфейса, дизайна сайта существует бесконечное множество.

Контакт глаз. Частота обмена взглядами, длительность их, смена, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. являются мощным источником невербальной информации о партнере. Контакт глаз, к сожалению, совершенно невозможен при общении в Интернет. На мой взгляд, уже один этот факт является большим недостатком сетевого общения, затрудняющим коммуникацию.

Опрос студентов ЕГУ им. И.А. Бунина показал, что 96% молодых людей используют сеть Интернет для общения (социальные сети). Именно молодёжь является наиболее активной аудиторией пользователей социальных сетей, предпочитая виртуальное общению реальному. Как показывают исследования, в России социальную сеть «В контакте» ежедневно посещают 30 млн. пользователей, «Одноклассники» -- 22 млн., в сетевой портал «Facebook» заходят 13 млн. человек .(Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета // Профессиональное образование. Столица. -- 2011. -- № 6. -- С. 39--40.

Зарегистрированных в социальных сетях среди опрошенных оказалось 96 %, а 4 % -- не зарегистрированы, но только потому, что «на данный момент не имеют постоянного доступа к сети Интернет». Молодёжь отдает предпочтение таким социальным сетям, как «Вконтакте» -- 76 %, «Одноклассники» -- 84 %, «Мой мир» -- 68 %, “Facebook” -- 56 %, “MySpace” -- 8 %.

Причины, по которым молодёжь тратит свое время в социальных сетях, опрошенные объясняют следующим. Большинство молодых людей (86 %) ответили, что посещают социальные сети с целью «общения с друзьями на темы, которые их интересуют», но при этом отметили, что ничего серьёзного в сети не обсуждают. Среди обсуждаемых тем: «взаимоотношения между людьми» -- 82 %, «взаимоотношения между полами» -- 76 %, «мода» -- 38 %, «проблемы в вузе, на работе» -- 46%, «политические и социальные проблемы в обществе» обсуждают 28 %, «экономические проблемы» -- 18 % (допускалось несколько вариантов ответов). Для 12 % -- социальные сети -- это ещё и возможность познакомиться с новыми людьми. Большинство респондентов (84 %) в качестве положительной стороны социальных сетей отметили «возможность просматривать файлы, фотографии, видео других пользователей». Эти данные указывают на то, что социальные сети используются молодыми людьми в большей степени для развлечения, а не для решения своих проблем.

Но как молодые люди оценивают роль социальных сетей в своей жизни? 28 % опрошенных студентов рассматривают социальные сети «как активную социальную силу, несущую с собой информационные и коммуникативные инновации», 56 % ответили, что «социальные сети дают им возможность переписываться в сети», 18 % -- «сайты социальных сетей дают возможность самореализации», 16 % респондентов предпочитают социальную сеть, потому что «в социальных сетях отсутствуют условности, которые в реальном общении нельзя избежать».

Опрос выявил и противоречивые тенденции в молодёжном сознании. Отмечая положительные стороны социальных сетей, при этом 41 % опрошенных считают их всемирным злом, наркотиком, «плохой» тенденцией (не считают его таковым -- 50 %, 9 % затруднились с ответом). 36 % отметили, что социальные сети влияют на поступки в реальной жизни (48 % не влияют, 16 % затруднились с ответом). На вопрос о том, «вытесняет ли виртуальное общение реальное», 86 % опрошенных ответили, что «виртуальное общение не заменяет реальное», а 14 % -- «что развитие новых технологий приведет к преобладанию виртуального общения».

Опасен ли виртуальный мир для молодёжи? Да, возможно, виртуальный мир интересен. Он дает возможность спрятаться от реальных проблем, в нем мы можем найти собеседника и поделится с ним сокровенным. Но, по нашему мнению, главная проблема заключается в том, что современная молодёжь становится полностью зависимой от Интернета. . Войскунский А.Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. -- 2004. -- № 1.

Наиболее распространена зависимость от Оnline-общения. Многие не могут представить свою жизнь без него. Взаимодействуя посредством online-переписки, молодые люди забывают про личное общение. Со временем развивается патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте. Что же приводит молодых людей к подобной зависимости? Психологи указывают на наличие в современном обществе такой проблемы, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, вс? равно остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности . Интернет-зависимость является, по сути, уходом от реальных проблем. Неуверенность в себе, трудности в общении, неудовлетворенность тем, что имеешь в жизни, низкая самооценка, комплексы толкают молодых людей в виртуальный мир, который дает возможность уйти от реальности и почувствовать себя значимым. Интернет-зависимость влияет на физическое и психологическое здоровье молодых людей.

(Янг, К.С. Диагноз. Интернет-зависимость.- Мир Internet.- 2000.- С. 24-29) Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависимости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. По мнению К.С.Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить "нет", в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг.

Выводы по главе 1

Проведенный анализ особенностей общения подростков в процессе использования интернет в подростковом возрасте показал то огромное значение, которое имеет для подростков электронное пространство. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым, но выразить их ему проще в электронном пространстве. Общение в интернете не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Выше изложенное указывает на необходимость принятия мер в рамках проводимой государственной молодёжной политики в России на современном этапе, направленных на совершенствование деятельности организаций, учреждений по организации досуга молодёжи. В современных условиях необходимы профилактические меры, направленные на предотвращение рисков компьютерной зависимости, так как у многих молодых людей отсутствуют навыки противодействия вредным привычкам безконтрольного использования социальных сетей, интернет-игр, ISQ и других сетевых ресурсов; а также меры по формированию ценностного отношения к своему здоровью, формированию информационной культуры молодёжи. Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками в интернете, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него и т. д.

В целом можно сделать вывод, что общение в Интернете положительно влияет на дружеские связи подростков при условии правильного контроля (контролируемости данного процесса) и снижения рисков. Возникающее при общении через Интернет состояние анонимности в сочетании с взаимным доверием служит потенциальным усилителем дружеских взаимоотношений.



Поделиться